Много истерик. Не так много, как привычно видеть в современном российском кинематографе, но их много. Истерики в основном ненатуральные.
Внутренняя движущая сила мотивов разных поступков персонажей непонятная, и потому складывается представление какой-то бездушности всего происходящего, какой-то механичности и импульсивности.
Герои в большинстве своём рассуждают и ведут себя, как свихнувшиеся с ума. Множество поступков не поддаются рациональному объяснению применительно к происходящим событиям, как с самими героями, так и в глобальном смысле. И даже когда уже все «карты» оказываются полностью раскрытыми, главный герой продолжает вести себя неадекватно: в финальном эпизоде показывают красивую картинку, которая на самом деле ничего не значит, кроме нелогичности и бредовости данного поступка. Объясню: на месте боя осталось много убитых, но только двух из них понадобилось куда-то зачем-то перемещать... Куда? – не ясно. Зачем? – не понятно. Зато – красивая картинка уплывания в туман, после того как смерть навсегда примирила двух «братушек-петушков»...
Сюжет, ввиду своей дебильности, вынужден регулярно подкидывать рояли в кустах: то партизан-людоед, то сумасшедшая женщина, то «секретный» комбриг, то все вместе взятые, ничего не знающие о субординации или хоть какой-нибудь дисциплине. В целом неудивительно для сценария на тему «военно-психологической жести», написанному женщиной. Ведь даже женщина-военнослужащий в этом сюжете тоже ничего не знает о субординации, о своих непосредственных должностных обязанностях, о профессионализме и т.п. необходимых в военной обстановке вещах.
Вместо того, чтобы как-то ухаживать за ранеными (она ведь хирург! – хотя бы перевязки делать периодически), женщина-военный врач лишь констатирует, что раненые мрут и мрут. Вероятно, развешанные повсеместно бинты должны выстраивать в сознании зрителя какие-то логические взаимосвязи, но тотальный всеобщий бред не позволяет этого сделать. Всё, чем может помочь военный врач раненому, – это влить ему в глотку спирта, с предупреждением, что проглотить надо сразу, чтобы горло не жгло. Это пять! Осмотр и перевязки уже ни к чему, ибо что может быть лучше спирта?! А ведь на дворе уже 1943 год, в войска уже вернули погоны! Т. е. первая трагическая растерянность и хаос военной внезапности уже давно позади, люди привыкли к войне, знают, на что она похожа и что нужно делать. Вместо этого мы видим лишь бессилие, неспособность, непрофессионализм и как последний действенный выход в любой ситуации – истерики. Единственный более-менее цельный персонаж – политрук, ловко управляющий всеми вокруг и организующий порядок хотя бы в своём ближайшем окружении. Но он, разумеется, отрицательный персонаж, ибо сталинский цепной пёс не может быть хорошим по определению.
Спасает ли фильм участие хорошего актёра Александра Михайлова? – нет. Наоборот, усугубляет неприятное ощущение. Играет Михайлов хорошо, но диалоги, мотивация и действия, обусловленные сюжетом, бросают тягостную серую тень на его героя: он такой же мутный персонаж, как и остальные, запутавшийся в собственных желаниях и намерениях, с частично атрофированным чувством опасности и страха смерти, не имеющий в жизни высокой осмысленной цели. Очевидно, что автор сценария сама не понимала своего героя, и оставила зрителю лишь набор из невнятных зарисовок для личного додумывания и фантазирования.
В фильме много сюжетных незавершённостей: офицерский паёк, медицинские инструменты, сумасшедшая женщина, прощальные письма родным. Но главная из них – центральный герой, от всего отстранённый и мудро парящий над любой схваткой, с мутной направленностью личности, намерениями и жизненными принципами.
Картина тяжко грешит возможной хронологией, т. к. в один неполный день здесь происходит невероятное количество событий.
Нельзя назвать этот фильм антисоветским, но в целом направленность именно такая: несчастные герои попали под каток жестоких военных событий, где почему-то нет места личному подвигу, а всё решается внесудебными расправами. Или судебными, но заведомо несправедливыми. Если же личный подвиг присутствует, то родина в лице командования его не оценивает, сводя на нет любое благое намерение. Всё в сюжетах подобного рода превращается в бессмысленность и жалкую попытку выживания, здесь нет общей идеи о победе, о справедливой войне, о всеобщих страданиях народа. Здесь только личности, которых давит жестокая власть и война... Мелочность сценария просто вопиющая, но, к сожалению, сценаристы подобного рода этого не поймут, потому что воспитаны на идеях потребления и эгоцентризма. В сюжетах от подобных авторов нет понимания, что родина в опасности, что всё должно быть подчинено главному – победе над врагом. Вместо этого нужно снова и снова возвращаться к перестроечной блевотине о невинно-перманентно-страдающих жертвах репрессий, внесудебных расправах и жестокой бездушной власти. Скажу ещё раз, фильм не ярко антисоветский, но общий вектор именно такой.
Плюсы. Антураж для такого проходного фильма сделали неплохо, и, похоже, что львиная часть бюджета ушла сюда.
Вывод. Хороший ли это фильм? Нет. Скорее он просто никакой. Лучше бы я его не смотрел и не терял время. (Смотрел по рекомендации).