Сотни фильмов оказывали на меня моральное воздействие разной степени концентрации, но лишь одна картина попробовала изменить физически. Когда водоворот выходящих из провинциального, но гордого кинотеатра 'Смена', смешался с толпой жаждущих вот-вот увидеть это самое размером три на четыре метра, меня самым натуральным образом сплющило так, что выдох задержался в районе диафрагмы, а желание приобщиться к великому было враз смыто панической волной жажды жизни. На этой волне и внесло в зал.
Ну, естественно, в тот раз нас надурили. Из двух с половиной сцен показали половину, сегодняшние недоросли на ту клубничку сейчас бы и взгляда не кинули, на телеканалах в детское время уже давно показывают поглубже и пожестче. Но и тех мгновений хватило на разбор полетов назавтра. Внеплановый классный час по факту резкой деградации поколений, недоумевающая речь воспитателя душ, оскорбленной недостойным стадным выплеском вспоминается (фрагментами) и через четверть века.
А, между тем, 'Маленькая Вера' оказалась не шлюзовыми ворота чернухи и бытовухи, полившихся на протяжении доброго десятка лет, а вполне обычным советским реалистическим кино. Таким же, как 'Родня' или 'Белые Росы'. Вот только вектор у него был необычный, без светлого будущего. Зритель вдруг увидел свою жизнь без романтического флера. И, конечно, многим было трудно согласиться, что их идеалы оказались такими маленькими.
Но на гнетущие заводские трубы или облезлые студенческие стены, украшенные пустыми сигаретными пачками, обращаешь внимание потом. Вначале перед нами встают герои. Заглавный персонаж Натальи Негоды ничего не желает из предложенного общественностью набора. Ни учиться, ни работать, ни вить семейное гнездышко. Вовсе не потому, что она шалава, какой кажется окружающим. Такой её выпустил в жизнь индустриальный социализм, ограниченной, но чувствующей фальшь происходящего. Студент Андрея Соколова - герой другого толка. Обаятельный, толковый парень окунается в бесхитростную суету спящего городишки, где молодежи, кроме толковищ на дискотеках и податься некуда. Сергей - лентяй, и поэтому мерное покачивание поверхности житейского болота начинает обволакивать и его, засасывая в никуда.
Семья Маленькой Веры - наглядный срез не только перестроечной, но современной ячейки общества. Рутина выжгла чувства, стерла цели и ориентиры. Отец (Юрий Назаров) давно стал винтиком, не знающим, для чего он выточен. 'КамАЗ', самогонка, ты меня уважаешь - по похожим схемам живёт большинство российских мужиков за сорок, ничего не ждущих и ничего не желающих. Ещё более типична мать (Людмила Зайцева) - механизм отработал заданную программу, всё как у людей, пошла закатывать арбузы. Даже вышедший в люди брат Виктор (Александр Негреба) - он 'тоже вышел родом из народа', его тонкий лоск столичного человека мгновенно сереет под свинцовыми тучами беспросветности. Но ему хоть есть куда убежать.
А жителям глубинки, где живу и я, убежать некуда. Советское мещанство, достигшее апогея в восьмидесятых, никуда не делось и сейчас. Оно плесневеет в панельных стенах хрущевок, оно проявляется в инертности молодежи, всё так же считающих убогую дискотеку достойным времяпровождением. Не потому, что люди - какие-то деградировавшие. Просто у них - маленькие желания, маленькая цель. И вера тоже маленькая.
Фильм 'Маленькая Вера' был снят в закат советской эпохи, в 1988 году, но несмотря на это, его в общем то нельзя отнести ни к числу известных нам 'советских' фильмов, ни к числу новых 'российских'. Этот фильм не похож на все предыдущие отечественные кинокартины, ему не свойственен тот характер, которые мы привыкли видеть ранее. В этом кино нам показано то, с чем мы встречались в обыденной жизни, что на самом деле имеет место быть - это кино - правда...
Эта картина произвела большой переполох после своего выхода, много было сказано, его и критиковали и восхищались им, ну а некоторые просто не увидели ТО, что нёс в себе этот фильм, и естественно для них он оказался бесполезен.
С самого начала, уже настроившись на 'скандальный сюжет' в момент замечаются самые тонкие мелочи, такие как скудный вид фабрик и заводов, с их выхлопами и грязью, которые витают вокруг этого обычного советского города. По мере просмотра вникаешь и 'пропитываешься' атмосферой фильма, и если вы в полной мере осознали то, что происходит и что создатели хотели до вас донести - ...не знаю, что именно вы почувствовали, но для меня это стало подтверждением того, что я знал о духовной жизни наших предшественников, смотришь и думаешь - 'Даааа, и так живём и по сей день'.
Конечно смотреть фильм тогда, в 1980 - ые, и сейчас, в новое время - немного разные вещи. Если бы я его смотрел тогда - то меня бы 'скрутило' при виде всей этой 'бытовухи', я бы просто не мог спокойно морально реагировать и осознавать то - что я в этом живу, и что это - РЕАЛЬНОСТЬ.
Сейчас же, спустя 20 с лишним лет, веришь, что хоть что - то изменилось, что мы движемся вперёд, что всё что было - позади, но...очень, поверьте, очень многое ещё живёт в нас. К примеру вся эта 'тряска' с банками склянками мамаш, бабушек, огурчики, помидорчики, соленья варенья, ты не голоден сынок, внучок - Знакомо? Ну и вот. Конечно они желали и желают нам лучшего - но так примитвно и 'низко' жить нельзя. Муж, отец или ещё кто - то регулярно приходит домой 'под шафе', как будто больше ничего не интересует в этой жизни, будто больше нечего делать и при этом ещё требуют какого - то уважения со стороны, посмотрите на себя...
Концовки сюжетной в фильме как таковой нет, да она и не нужна, не в этом суть. Однажды то ли к режиссёру, то ли к сценаристу фильма, не помню точно, во время какой - то пресс - конференции (1989), или что - то в этом роде подошла женщина и сказала - 'А как дальше жить то?'. Эта картина оказала большое влияние на массы, сознание многих пробудилось, это было и хорошо и страшно. Но, как говорится, лучше Горькая правда, чем Сладкая ложь.
Напоследок скажу, подводя итог, стоит проанализировать - 'А нужно ли было снимать этот фильм, каким бы он правдивым и прямым не был, а?'. Я считаю что лучше бы он был, чем его бы не было, нет смысла бежать от самих себя, толку от этого никакого. Пусть каждый сам делает вывод, исходя и своих предубеждений..
Фильм смотрится тяжело. Кажется, какая-то позднесоветская маргинальная история, ан нет, - злободневная, вхожая во многие дома, и это пугает больше всего.
Проблема алкоголя актуальная тогда и не менее актуальная сейчас поднимается остро. Праздник – нужно выпить, знакомство – нужно выпить, горе – нужно выпить, человек лежит в больнице – нужно принести ему пиво!
Проблема отцов и детей также, к сожалению, никуда не делась. «Не кури, это вредно!» - «Правильно» - говорит отец, стоя с сигаретой на балконе.
Проблема «Как мы людям смотреть в глаза будем?» - вечна.
Проблема «Безнадега.ру», произрастающая из десятилетий выбивания инициативы, приветствую тебя в 21 веке!
Вера окончила школу и понятия не имеет, что делать в жизни, не видит перспектив. Предел мечтаний - стать телефонисткой - работа непыльная, и все мужчины хотят с тобой познакомиться.
Девочка. Одевается, красится, ведет себя вызывающе, изображает взрослую прожжённую уверенную в себе женщину. Но в избранные моменты мы видим ее наивность, неуверенность, желание взаимности, любовь к родителям и заботу о них. Ей не нравится окружающая ее реальность, но как нужно или как ее поменять она не знает, да и откуда.
Сережа сначала выглядит этаким «героем нашего времени»: девушки падают штабелями, а ему скучно. Его мы видим только с Верой и не понимаем кто он, а их история кажется заранее обреченной на провал: первое «Ты меня любишь?» звучит смешно. Характер Сережи раскрывается при столкновении с родителями Веры. Он выбивается из матрицы и не оправдывает ожидания ни героев фильма, ни зрителей. И именно его персонаж дает надежду на будущее, показывает другой путь.
Образы отца и матери Веры в процессе фильма показываются с разных сторон от нравоучений и истерик испуганных родителей до игнорирования проблемы и разрушения жизни дочери, но характеры не претерпевают никаких изменений. На финальных титрах мы понимаем, что это те же люди, что и на начальных.
Пересмотрела сегодня «Маленькую Веру», которая считается классикой советской бытовой чернухи. Что удивительно: столько грязных и мрачных фильмов о болячках общества было снято в 90-е и по сей день – и ни один не ввергает (меня, во всяком случае) в такое горькое состояние тупого отчаяния. Каждого героя фильма – жалко, очень жалко! Насколько же мало их вины в том, как живут! В сложившихся условиях научиться жить по-другому сродни человеческому подвигу.
Фильм со всеми приметами своего времени и при этом - вне времени. Прошло 20 с лишним лет, но примерно так представляю себе процентов 50 провинциальных семей сегодня. В остальных – дела похуже и пострашней, причем их процент растет. И лишь минимум нашли свой просвет.
Самые показательные для меня эпизоды – когда Виктор оголтело кричит на свою семью «Как же вы мне все надоели!!!» и с каким рвением стремится не провести с ними лишнюю минуту. К сожалению, те, кому удалось взболтать молоко в масло и вылезти из этой бодяги, поступают так же. Предпочитают просто не оглядываться назад.
Шелест морских волн, стрекочущие сверчки, мириады огней – искусственных светил ночи, и СССР, еще не канувший с атласами влету.
Она влюблена в парня старше, он не нравится её родителям. Романтическая история…могла бы быть, будь это не «Маленькая Вера» режиссера-дебютанта Василия Пичула, а любой другой фильм четырехбуквенной державы. Скандальная известность в конце восьмидесятых, первый фильм «показавший то, чего не показывали», и такой же первопроходец в рейтинге «18+». Однако 1988 год прошел, «великий и могучий» стерт с лица Земли, но никак не из сердец его экс-обитателей. И все, что осталось - это память, немалую долю которой составляет советский кинематограф в целом и «Маленькая Вера» в частности. Следуя логике, что лишь время способно отделить значимое от дутого пузыря, можно выяснить, чем «Маленькая Вера» стала сейчас, при свободе слова и иллюзии выбора.
Дискотека. Воплощение всего порочного от отпрысков некогда прославляемого пролетариата – побоища «стенка на стенку», характерные для провинциального городка «кирпичные мордашки» хлопцев и бравые «голубые» ребята, следящие за порядком, дабы в случае чего подвести всех под одну гребенку в отделение милиции. В таком месте и запутывается фундаментальный сюжетный узелок – знакомство отвязной мелированной Веры со своей будущей любовью Сергеем – студентом местного института металлургии. Именно завораживающим воплощением Натальи со звучной фамилией Негода во многом была обязана безразмерная популярность киноленты на момент релиза. И дело даже отнюдь не в провокационной сцене, где «маленькая» Вера становится «голой» Верой и «занимающейся сексом» (которого, как известно, в СССР не существовало). Актрисе, несмотря на московские корни, удалось в убедительной форме передать дух малолетней оторвы – девочки из подъезда, ребенка без цели. И в противовес этому Сергей – длинноволосая версия известного восьмисезонного «Адвоката», Андрея Соколова. Он умен, начитан, ему до беспамятства досаждает одна лишь мысль о предсказуемости и ограниченности, которую он наблюдает, переселившись в квартиру Вериных родителей.
Снаружи кухонной форточки, созвучно с душераздирающим скрипом детишек на дворовых качелях, по железной колее грохочет дизель тепловоза, а из хрипящих динамиков радиоточки доносится гимн СССР. Окружение родительского гнездышка столь же дискомфортно снаружи, как и внутри. Это отец, в пьяном припадке изнывающий от привитых норм «как я буду людям в глаза смотреть» и «никто меня не любит». Это мать, твердящая сплошь и рядом о правильности и жизни в прошедшем времени. Вырвавшийся из нищеты в Москву брат, яркий огонек контраста, сходит с ума от необходимости время от времени навещать этот сумасшедший дом воплей и истерик имени «ячейка социалистического общества». Они всю жизнь рвали жилы, далеко не всегда преследовали чистые помыслы и светлые начинания. И лишь проездив большую её часть на рабочем «КамАЗе», осознали необходимость выпивки как основополагающего антидепрессанта от ужасной свалки паскудной, низменной жизни.
Смог, подобно неглиже, прикрыл голую реальность потрепанных заводских цехов и козловых кранов, оставив враждебные тени и десятки пыхтящих труб, грозно заполонивших тёмно-синий горизонт. Есть в «Маленькой Вере» еще один запоминающийся немой персонаж, чья неподвластная режиссеру мимика закрепляет воплощение избранного пути, так называемой, драмы у раковины – истории о людях, живущих своим ограниченным мирком. Речь о Жданове – родном городе режиссера, нынешнем украинском Мариуполе. При возложенной должности вымощенных декораций, Пичул эпизодически сменяет слова импровизацией города, позволяя таким образом внушить зрителю, что история Веры не просто реальна, она ужасающе бытовая для провинциальных городков подобного толка. Крупные заводские планы, прибрежные воды, покрывающие водорослями ржавые осколки посудин-кораблей на мелководье, холмы металлолома с одинокими железнодорожными вагонами напротив больничных стен. Спасенья нет, лучик надежды и веры в светлость социалистического будущего, коим в разной мере обладали фильмы доперестроечного периода, меркнет и выцветает, зарастая мхом жуткого, грязного реализма вещей, исконно противоречащих коммунистическим догматам.
Серое небо над каменистым пляжем с мутной водой орошает мощными зарядами «гнева небес» - градом и проливным ливнем. Лишь одинокий «КамАЗ», подобно маяку с красной кабиной, подзывает пронизывающим гудком убежавшую Веру.
История знает немало примеров, когда скандальная известность, являясь потворством актуальной тематики, уже через десяток лет выдыхалась, как открытый флакон духов, вызывая остаточным материалом недоуменные жесты у публики или, что еще хуже, ироничную улыбку. «Маленькая Вера» не из этой касты. Василий Пичул стал первым в заключительной странице существования сверхдержавы, кто вывел зеркало жизни советского человека из привычных норм «облико морале», опровергнув тем самым свое же правило, что лучшие фильмы остаются «на полке». На этом достижения киноленты не исчерпались, поскольку слава советская преобразилась во славу европейскую, венцом которой стала победа на венецианском кинофестивале. Она же, слава, послужила впоследствии мощным катализатором к метеорному старту карьеры Натальи Негоды в США, которая, увы, не задалась. Единственное, что режиссеру не удалось в «Маленькой Вере», так это заставить полюбить её той любовью, которая возникает между мужчиной и женщиной в пылу страстного поцелуя. Попытка исправить была предпринята в следующей постановке, опять же, в сотрудничестве с Негодой «В городе Сочи темные ночи», но это уже другая история - менее успешная и более вторичная.
Через 2 года «стукнет» 25 лет! 25 лет как «Маленькая Вера» начала переворачивать сознание зрителей. И первый эротический советский фильм, и зрители штурмующие кинозалы, и мнения советских газет про грязь и воспевание в фильме половых инстинктов.
Все, все правильно. Все правда. Но это то, что на поверхности. Так на входе в кинотеатр. А на выходе?
А на выходе, в глубине, все основательно, все детально продумано, все выстрадано. Это история вовсе не про «спивающееся совковое быдло», а практически полный нравственный аналог горьковской пьесы «На дне». Для своего, конечно, времени - второй половины 80-х годов 20 века и для своего места тоже - СССР.
Советский зритель уходил с этого фильма молча, задумавшись, а не восторгаясь и отпуская сальные шутки по поводу увиденного на экране крупным планом оголенного бюста Натальи Негоды.
Происходило это потому, что советский зритель, что бы сейчас не писали про то время, был несравненно более высоко нравственным человеческим существом для того, чтобы просто увидеть в «Маленькой Вере» первый эротический советский фильм.
Советский зритель видел в «Маленькой Вере» то самое «Дно».
Советский зритель знал, что запросто он может стать таким же, увиденным в фильме «Дном». И жить и любить и дышать как это «Дно».
Поэтому на выходе советский зритель инстинктивно пытался оторваться от этого «Дна».
Так, начатая в стране, как «инициатива сверху» «Перестройка» переросла в стихийную «инициативу снизу», а с фильмом «Маленькая Вера» Василий Пичул, наряду с Динарой Асановой («Пацаны»), Валерием Рыбаревым («Меня зовут Арлекино»), Вадимом Абдрашитовым («Плюмбум или Опасная игра») стал основателем абсолютно нового жанра киноискусства.
Жанром родителем которого с полной уверенностью может считаться канувшая в небытие, похороненная стихийной «инициативой снизу» страна - Советский Союз.
Жанра - социальная драма.
Р.S. Ну и безусловно нельзя судить людей испытывающих неиссякаемое желание стать лучше и оторваться от «Дна», которые повелись на этот киногимн революции.
«Все люди братья, только у них часто почему-то рожи разбиты»
Один из лидеров советского проката за всю историю. Дебют 27-летнего Василий Пичула, сейчас, к сожалению, смотрится очень актуально для российской провинции.
Фильм вовсе не о свободе, напротив, он о рабстве, убожестве и тошнотворности российского быта. Картину трудно отнести к советским фильмам – таким, какие мы привыкли видеть. У него другой, самостоятельный характер.
Первые ассоциации, возникающие после просмотра – боль от реалистичности увиденного, удрученность, затянутость и депрессия.
Что же предстает перед зрителем? Деградация типичной семьи, тонущей в бытовухе: отец-алкоголик, ограниченная мать, которая это терпит, сын, который добился каких-никаких успехов в московской карьере, и дочка-шалава, которая не желает ни учиться, ни работать, а если кратко, не хочет совершенно ничего.
Все герои очень живые и приземленные. Создаётся ощущение, что эта история о ваших соседях или знакомых, а может, и ваша собственная.
Первый план переносит нас в мир фабрик и заводов, состоящий из бесчисленных труб, производящих грязь. Этим же планом повествование заканчивается. Город остается неизменным, как и его жители. Трагедии так и не случилось.
В квартире родителей веры все пронизано эпохой брежневского застоя, начиная от сервиза за стеклом, заканчивая приветственным семейным застольем в честь знакомства с будущим мужем Веры Сергеем.
Зрителю показан и студенческий быт – уродливые стены с ободранными обветшалыми обоями, украшенные дешевыми плакатами и сигаретными пачками.
Главная героиня совершенно потерялась, она ни в чем не может быть уверенной, но для нее ясно одно – вокруг нее только фальшь. Вера – абсолютно нетипичный женский персонаж советского кино. Она много курит, пьет вино и шатается по вульгарным дискотекам. Впрочем, молодежи в подобной глубинке больше заняться нечем. Она полностью состоит из нереализованных надежд и растопленных, как масло на сковороде, желаний.
Сцены пьяных истерик Веры, в которых ее прорывает на чувства вызывают дрожь. Смотреть на это очень некомфортно. Как будто она больше не способна держать в себе все так долго подавляемые эмоции.
Наиболее интересным и неоднозначным кажется персонаж А. Солонова – Сергей, демонстрирующий нескрываемое презрение к убожеству и ничтожности быта своих будущих свекрови и свекра, и мещанства в целом. Он больше всей походит на «нового» человека, для которого не представляется возможным жить в подобных условиях. Однако он никуда не уходит. И не уйдет. И вскоре крики, ссоры, вездесущее засаливание огурцов и ксенофобия станут его реальность тоже.
Так же в фильме поднимается проблема отцов и детей. Особенной силой отличается сцена, где отец Веры бежит за ней свозь льдинки града, падающие с неба, а после крепко ее обнимает. Именно после этого события Вера меняет свое решение – она больше не хочет сажать отца в тюрьму. Потому что она и ее семья – одно целое – неизменное и «тупое», как его называет Сергей, общество.
Картина не анти-советская, однако она демонстрирует то, насколько прогнил режим и весь ужас монотонности жизни мещан, которые застряли в прошедшей эпохе. Время перенесло этих людей в перестройку, в новую систему координат, но никто из них будто не знает, что с этим временем делать.
Все время просмотра я не могла понять, что напоминает мне этот фильм. А потом в голову пришел последователь Пичула – Быков с его типичными травмирующими моральные устои сюжетами картин о русском быте и полной бездуховности.
Кинокартина длиться более двух часов, уставший от происходящей на экране сартровской «Тошноты» ждет финала, однако фильм не имеет концовки. Появляется ощущение, что все происходящее будет длится вечно. И это страшнее всего. Зрителям показана одна семья, а таких семей тысячи. И жизнь у этих тысяч такая же пустая и бесперспективная. Среди героев Виктору повезло больше всех – ему есть, куда убежать. Жителям индустриальной глубинки же бежать некуда.
Пичул и Хмелик нащупали в своем фильме не рождение новой ментальности – не советской, ценящей свободу, но морально потерянной, без стержня в виде моральных устоев и стремления к высокому. Молодежь больше не интересует построение коммунизма, их цели намного более мелочные.
Подобные мещанские взгляды советских людей не исчезли и теперь. В своем развитии они достигли апогея, поэтому продолжают компостироваться в своих жалких тесных хрущевках. Маленькие люди, как у Пушкина. И Вера такая же маленькая.
Теперь-то любой школьник знает, каких именно перемен задорно жаждал Виктор Цой. Это сегодня мы не ожидаем от отечественного кино каких-то маяков новой эпохи. Скорее это фильмы демонстрируют, то, чем уже живет матушка-Россия. Но когда-то было все иначе. К горбачевской перестройке можно относится как положительно, так и резко отрицательно. Но одно несомненно: людям, сытым по горло рушащимися иллюзиями о светлом коммунистическом будущем, очень нужно было 'другое' кино. Не за обнаженкой гонялись граждане, нет-нет. Они хотели видеть правду на экране, что семьи могут быть по-толстовски 'несчастливы по своему'. Люди хотели видеть, как чисто бытовые сложности способны погубить зарождающееся светлое чувство. Ведь это многим так знакомо! Образ 'рабочего' и 'крестьянки' отжил свое, и нашлись те, кто сумел понять чаяния пролетарского народа. Понять и преподнести страждущей публике кино, которое по праву является знаменем скоротечной, но поворотной эпохи нашей страны.
Обычный захолустный городишко, вполне заурядная семья, родители из рабочего класса, весьма падкие на выпивку. Они живут (а точнее существуют) архаичными идеалами, с родной дочерью они все хуже и хуже понимают друг друга. Веру трудно назвать красавицей, да и о типичности ее внешности, сподручнее рассуждать тем, кто застал перестройку в более взрослом возрасте, чем я. Но вольнодумие вчерашней школьницы весьма характерно для ее сверстниц, в этом можно не сомневаться. Чем заняться девчонке, если она совсем не рвется продолжать обучение? Танцплощадка, курево, подпольное видео, сомнительные друзья, распутные связи - полный букет 'хиппующей' советской молодежи. Впрочем, они-то себя советскими считать не хотят.
'Только, только, только, только этого мало...'
Песня заслуженной Софии Ротару в 'другом' кино не просто так. Главная проблема Веры, и ее окружения - они не знают, чего по-настоящему в жизни хотят. Советская система образования когда-то считалась в мире лучшей, следовательно ребята неглупы. Но куда же податься, если заграница по-прежнему недостижима? Мышление Веры еще абсолютно хрупкое, она подвержена влиянию, например своей шустрой подруги Лены. Что из себя представляют отношения мелированной оторвы и будущего моряка Андрея? Он-то по ней с ума сходит, а она его лишь терпит, видимо просто заполняет вакуум.
И вот на захудалом 'дискаче' появляется симпатичный парень из какого-то другого сословия. Сергей худо-бедно определился в жизни, учится на металлурга, живет в общаге и совсем не тужит. Он хорош собой, девки так слюнки и пускают, но, что важнее, он олицетворяет собой интеллектуальное будущее. То самое будущее, когда молодежь не будет интегрироваться в эпоху. Она будет творить эпоху. Они вполне подошли друг другу. Раскованный парень и отвязная девчонка. Остается неясной природа чувств Сергея. Полюбил ли он ее? Или просто воспользовался ситуацией, особенно, когда выпал шанс переселиться в нормальное жилье.
'Было, было, было, было, но прошло...'
Хрупкую любовь необходимо беречь, выпестовать ее в чувство, навсегда объединяющее двух людей. Еще одна песня Софии Михайловны словно грозное предостережение шустрой молодежи. Вера что-то там лопочет про возможную беременность, но разве можно ее вообразить заботливой мамочкой?! И не в годах тут дело. Ее созревание пока узконаправленное. Она встретила человека, в котором вероятно, воплотились ее девичьи грезы, но вот о совместном быте она едва ли всерьез задумывалась. Пусть не лежит ее душа к училищу, но кем она сама себя видит? Всего лишь домохозяйкой? Бесцельность гасит самые прекрасные порывы ее юной души. Предстоящую семейную грозу несложно было предвидеть. Сергей, как представить современного поколения, не считает нужным сдерживать раздражение вериными родителями, он им чуть ли не с порога вынес приговор. В семейных склоках, традиционно, сложно найти лишь одну виноватую сторону. Одинаково неправы тут все четверо.
Вера, что поторопилась с переездом возлюбленного.
Сергей, который уже знал, в какую семью идет.
Отец, растворивший остатки авторитета в сорокоградусной бутылке.
Мать, за рутинными домашними хлопотами переставшая слышать своих детей.
Ничто не бьет по кумполу неожиданно. Предупреждение жизнь всегда объявляет. Вот только не каждый способен услышать и отреагировать. Роль в событиях брата Веры, Виктора не стоит недооценивать. Мы не знаем, насколько он там в Москве счастлив. Но то, что он уже смотрит на мир не замыленными глазами - безусловно. Он не может не любить своих папу и маму, но очевидно, эти посещения ему даются с большим трудом, и надо же, сестренка выбрала себе в женихи его старого приятеля! Сцена торжественного знакомства Сергея с родителями невесты, видится мне ключевой. Виктор буквально вспыхивает, понимая, что нет у такого союзав этих условиях будущего. Жених даже не счел нужным принарядится! Когда ни одна из сторон не стремится к компромиссу - это не семья, это по сути, коммунальщина. Маленькую Веру остается только пожалеть. Она действительно жертва обстоятельств. Девушка хочет любить и быть любимой. Ее безвкусная прическа кричит: 'вот она я. Девочка созрела'. У нее был выбор: получить образование, дождаться своего морячка и строить типичную 'ячейку общества'. Но кому бы нужно было это кино? Вера и Сергей хотят себе иной судьбы, скука для них смерть. Но что они сделали для изменения своего быта? Парня не стоит жалеть. Да, будущий тесть отвратителен. Но зачем же мучиться под одной крышей? Любимую под мышку и куда-нибудь подальше. Да хоть в общагу, ведь можно и по-быстрому расписаться. А здесь парадокс. Родителей он терпеть не может, но менять ничего не стремиться. И это будущий глава семьи?..
Шокирующее кино по-разному повлияло на судьбы героев. Наталья Негода даже побывала в роли секс-символа рушащегося Союза, хотя особым изяществом не обладает. Сейчас о ней уже давно забыли. Хотя столь яркая роль должна была иметь достойное продолжение. Андрей Соколов за 25 лет почти не изменился. Постарел, конечно, но он все такой же интеллигентный, самодовольный и развязный. Его героями быстро очаровываешься и так же быстро разочаровываешься. К примеру, в его Сергее не чувствуется человека действия. Обратившись к классику, он скорее Обломов, а не Штольц. И его трагедия в том, что он сам себя не тем считает.
'Маленькая Вера' просто должна была выйти на экран. Крушение старых идеалов не мыслимо без подобных ориентиров. Чтобы лучше понять это кино, надо было видеть его тогда, в 1988-м. Но это не значит, что оно само стало анахронизмом. Напротив, это памятник эпохе. Из песни слов не выкинешь. Так и из истории не надо вырывать малоприглядные вещи. Люди 'проголосовали' за эту ленту 'ногами', а значит Наталья Негода не зря решилась показать стране грудь. И пусть, сама она не обрела актерского счастья, зато самая известная ее работа будет привлекать еще не одно поколение ценителей советского наследия.
Каких только эпитетов не существует для этого фильма, что я ожидала от него чего-то совершенно иного, нежели оказалось на самом деле. Во-первых, это якобы первый эротический советский фильм. Во-вторых, судя по постеру я думала, что Вера в итоге прирежет своего молодого человека за измену.
На деле же из эротики там только парочка кадров Натальи Негоды с голыми сиськами и одна не особо откровенная постельная сцена. Ну а сюжет вообще оказался для меня довольно непредсказуемым.
Отношение к персонажам фильма кардинально менялось с первых и до последних кадров. Поначалу Веру хочется ненавидеть: она ведёт себя как шалава, дебильно ржёт, быдловато ведёт себя с родителями, которые о ней пекутся. Родители же хоть и представлены людьми очень простыми, но кажутся добродушными, заботливыми. Итак, после драки на дискотеке Вера знакомится с Серёжей — героем Андрея Соколова — они перебрасываются парой фраз и сразу же едут к нему в общагу, где Вера отдаётся новому знакомому. Уходя от него она спрашивает, любит ли он её, на что Серёжа сквозь зубы отвечает: «Естесссно!»
Но на следующий день Сергей встречает в кафе-мороженом Веру и её лучшую подругу, с которой танцевал на дискотеке. Подруга на него вешается, но он многозначительно смотрит на сидящую за столиком Веру и говорит таким глубоким голосом осторожно: «Здравствуй... Вера». Затем в ходе разговора уже он призывно спрашивает Веру: «А меня ты любишь?» «Люблю!» Вот так просто, но эта сцена моя любимая. От того, как Сергей при этом стрелял глазами даже у меня мурашки пошли по коже.
Затем появляется брат Веры, который отлично знает Серёжу и утверждает, что он легкомысленный ловелас. И в это сразу же верится. Я до конца фильм думала, что он бросит Веру, и это станет поворотной точкой сюжета. Одно мне было непонятно — зачем ему на ней жениться? Даже во время знакомства с родителями, когда Сергей блещет какими-то интеллектуальными высказываниями, кажется, что это типичная работа охмурителя.
Однако затем всё меняется с точностью до наоборот. Мать Веры — совершенно тупая клуша, а отец — алкаш с буйными проявлениями. В то же время вроде бы Серёжа действительно интеллигентен и проявляет к Вере внимание, а она в него безумно влюблённая. Одно но — ему тошно жить бок о бок с её родителями, а ей тошно оттого, что она это чувствует. «Почему у тебя родители такие тупые?» И разыгрывается целая драма — квартирного вопроса, разницы в интеллектуальном уровне, вопросов быта и домашних алкоголиков, отцов и детей.
А родители ведут себя так, будто ничего не произошло, уплетают свои маринованные помидорчики и арбузы, считая, что в порядке вещей отмазать отца, а с Андрюшей Вере будет даже лучше, чем с Серёжей, «да и денег там побольше». Разве ж может такой доступной Вере быть противен одноклассник Андрюша, разве может потеря какого-то Серёжи сломать всю её жизнь, вернув к тому тухлому ужасу, из которого она вырвалась? Даже её брат не в силах долго находиться в этом замкнутом пространстве, стараясь как можно меньше времени гостить у родителей и крича: «Как же вы мне все надоели!»
К концу фильма мне Веру было так жаль, что самой хотелось завыть. Там вообще почти всех ЖАЛЬ. Потому что этот фильм вне времени, такие же люди есть и сейчас сплошь и рядом — алкаши, безразличные, недалёкие, воздвигающие непробиваемую стену правил, стандартов, того, как должно быть, между собой и пытающимися достучаться до них людьми. Даже быт с того времени много где не особо изменился (даже в мегаполисах). И музыку сейчас слушают всё ту же... некоторые. Одно только осталось непонятным — зачем всё же Серёже эта Вера? Они точно из разных миров.
Фильм, конечно, очень жизненный. И Андрей Соколов там чудо как хорош и полуобнажён.
«Мы ждем перемен…», - пели в восьмидесятых годах прошлого столетия. И дуновение этого «ветра перемен» принесло в наш «совковый» мир видеотеки, где можно было посмотреть эротическое кино Запада, спектакли известных театров, куда включались матерные реплики, журналы и газеты, пестревшие обнаженными женскими прелестями.
И, вот, наконец, свершилось и в кино. В 1988 году выходит фильм «Маленькая Вера», где правдиво показан дух бессмысленного бытия, культурный вакуум некоторых обитателей провинциального городка. Где в девчонке Вере, только что окончившей школу, возрождается бунт против системы взрослых.
Ей безумно хочется перемен, вырваться из скучного, неприглядного мира, хочется чего-то необыкновенного, что изменило бы проходящие по инерции годы. Но все ее действия сводятся не к моральному и духовному возвышению над тем окружением, в котором ей довелось родиться и жить. Маленькой и единственной победой Веры над обстоятельствами явилась лишь любовная связь с парнем, олицетворявшим собою другой мир, другую социальную среду, так не похожую на ту, в которой жила она. И чем Вера, выросшая в обыденной повседневности рабочей окраины, могла заинтересовать его? Молодость, чувственность, раскрепощение в сексуальных утехах - вот тот первозданный, вечный арсенал средств, благодаря коим маленькая Вера сумела увлечь своего избранника.
Фильм был отснят, но режиссеру, стремившемуся идти по пути новых веяний, не хватало «чего-то такого, что врезало бы по-настоящему». И самым логичным развитием отношений героев явилась придуманная им эротическая сцена - небольшой эпизод, где обнаженные актеры впервые в нашем кинематографе должны были сыграть акт плотской любви, задать фильму «сексуальный пульс». Эффект от включенной в картину сценки был настолько велик, что в своем желании «врезать» Пичул оказался более пятидесяти миллионов раз прав, - именно столько человек посмотрели этот фильм, последний кассовый фильм советской эпохи.
Помимо этого, на фоне унылого пейзажа городской зоны раскрывается примитивная, обывательская жизнь, впервые показанная без украшательств, и трагедия маленькой Веры, которая не откажется от «темного царства» своих родителей и не ответит на сакраментальный вопрос своего возлюбленного: «А цель у тебя в жизни есть?».
Кому-то «Маленькая Вера» могла показаться «проходным» и недолговечным фильмом, снискавшим только скандальную славу, наша современная зрительская аудитория убедительно доказывает, что эта история затрагивает людские души и сейчас. Молодежь, уже привыкшая к степени откровенности в нашем кино и на телевидении, больше обращает внимания на морально-нравственную несостоятельность героев фильма, порой находит аналогию в своих современниках. Вот и сейчас шествует по улицам городов и селений Маленькая Вера, оснащенная плеером и мобильником, держа в руках еще не потухшую сигарету, облаченная в супермодный «прикид». Пребывая в мире все тех же «маленьких мыслей маленького человека», и не в состоянии, как и тогда, ответить на вопрос о цели и смысле своей жизни.