И не случайны сравнения с главным французским 'социальщиком'. Пичулу и Дюмона роднит это умение запечатлеть на камеру обратную сторону жизни - здесь и 'совковый' застой и подростковый бунт и секс(!!!).
Такого в советском союзе ещё не видели. Даже сейчас зрителю, привыкшему к сексу и насилию на экране, не удобно смотреть подобное в контексте того времени.
Перед нами обычный вялотекущий конфликт в типичной советской семье - частое явление в домохозяйствах. Юная вера всячески старается вырваться из под опеки родителей, хотя родителей она по-своему любит, и даже нежно ухаживает за выпивающим отцом. Всё меняется, когда на сцене появляется студент металлургического института Сергей, в которого героиня влюбляется. Сергею девушка тоже нравится и он даже собирается на ней жениться, но вот с родителями у парня как-то сразу не ладится.
- Скучно как-то, ты не замечаешь? - спрашивает Сергей у Веры. - Ну почему твои родители такие тупые?
В той же 'Жизни Иисуса' Дюмона конфликт достигает пика в финале, а здесь для накала страстей достаточно половины фильма. Благо, что режиссёр прибегает к коротеньким интерлюдиям, между сценами сшивая всё спокойствием моря или ландшафтами промышленного города. История как будто просится быть снятой. Тут и внимание к деталям позднего СССР, и вросшие в образы актёры, среди которых особенно выделяются молодые таланты, и кропотливая работа режиссёра, погружающая в обстановку неприглядной жизни взрослых и безрассудства молодости.
Фильм смотрится тяжело. Кажется, какая-то позднесоветская маргинальная история, ан нет, - злободневная, вхожая во многие дома, и это пугает больше всего.
Проблема алкоголя актуальная тогда и не менее актуальная сейчас поднимается остро. Праздник – нужно выпить, знакомство – нужно выпить, горе – нужно выпить, человек лежит в больнице – нужно принести ему пиво!
Проблема отцов и детей также, к сожалению, никуда не делась. «Не кури, это вредно!» - «Правильно» - говорит отец, стоя с сигаретой на балконе.
Проблема «Как мы людям смотреть в глаза будем?» - вечна.
Проблема «Безнадега.ру», произрастающая из десятилетий выбивания инициативы, приветствую тебя в 21 веке!
Вера окончила школу и понятия не имеет, что делать в жизни, не видит перспектив. Предел мечтаний - стать телефонисткой - работа непыльная, и все мужчины хотят с тобой познакомиться.
Девочка. Одевается, красится, ведет себя вызывающе, изображает взрослую прожжённую уверенную в себе женщину. Но в избранные моменты мы видим ее наивность, неуверенность, желание взаимности, любовь к родителям и заботу о них. Ей не нравится окружающая ее реальность, но как нужно или как ее поменять она не знает, да и откуда.
Сережа сначала выглядит этаким «героем нашего времени»: девушки падают штабелями, а ему скучно. Его мы видим только с Верой и не понимаем кто он, а их история кажется заранее обреченной на провал: первое «Ты меня любишь?» звучит смешно. Характер Сережи раскрывается при столкновении с родителями Веры. Он выбивается из матрицы и не оправдывает ожидания ни героев фильма, ни зрителей. И именно его персонаж дает надежду на будущее, показывает другой путь.
Образы отца и матери Веры в процессе фильма показываются с разных сторон от нравоучений и истерик испуганных родителей до игнорирования проблемы и разрушения жизни дочери, но характеры не претерпевают никаких изменений. На финальных титрах мы понимаем, что это те же люди, что и на начальных.
«Все люди братья, только у них часто почему-то рожи разбиты»
Один из лидеров советского проката за всю историю. Дебют 27-летнего Василий Пичула, сейчас, к сожалению, смотрится очень актуально для российской провинции.
Фильм вовсе не о свободе, напротив, он о рабстве, убожестве и тошнотворности российского быта. Картину трудно отнести к советским фильмам – таким, какие мы привыкли видеть. У него другой, самостоятельный характер.
Первые ассоциации, возникающие после просмотра – боль от реалистичности увиденного, удрученность, затянутость и депрессия.
Что же предстает перед зрителем? Деградация типичной семьи, тонущей в бытовухе: отец-алкоголик, ограниченная мать, которая это терпит, сын, который добился каких-никаких успехов в московской карьере, и дочка-шалава, которая не желает ни учиться, ни работать, а если кратко, не хочет совершенно ничего.
Все герои очень живые и приземленные. Создаётся ощущение, что эта история о ваших соседях или знакомых, а может, и ваша собственная.
Первый план переносит нас в мир фабрик и заводов, состоящий из бесчисленных труб, производящих грязь. Этим же планом повествование заканчивается. Город остается неизменным, как и его жители. Трагедии так и не случилось.
В квартире родителей веры все пронизано эпохой брежневского застоя, начиная от сервиза за стеклом, заканчивая приветственным семейным застольем в честь знакомства с будущим мужем Веры Сергеем.
Зрителю показан и студенческий быт – уродливые стены с ободранными обветшалыми обоями, украшенные дешевыми плакатами и сигаретными пачками.
Главная героиня совершенно потерялась, она ни в чем не может быть уверенной, но для нее ясно одно – вокруг нее только фальшь. Вера – абсолютно нетипичный женский персонаж советского кино. Она много курит, пьет вино и шатается по вульгарным дискотекам. Впрочем, молодежи в подобной глубинке больше заняться нечем. Она полностью состоит из нереализованных надежд и растопленных, как масло на сковороде, желаний.
Сцены пьяных истерик Веры, в которых ее прорывает на чувства вызывают дрожь. Смотреть на это очень некомфортно. Как будто она больше не способна держать в себе все так долго подавляемые эмоции.
Наиболее интересным и неоднозначным кажется персонаж А. Солонова – Сергей, демонстрирующий нескрываемое презрение к убожеству и ничтожности быта своих будущих свекрови и свекра, и мещанства в целом. Он больше всей походит на «нового» человека, для которого не представляется возможным жить в подобных условиях. Однако он никуда не уходит. И не уйдет. И вскоре крики, ссоры, вездесущее засаливание огурцов и ксенофобия станут его реальность тоже.
Так же в фильме поднимается проблема отцов и детей. Особенной силой отличается сцена, где отец Веры бежит за ней свозь льдинки града, падающие с неба, а после крепко ее обнимает. Именно после этого события Вера меняет свое решение – она больше не хочет сажать отца в тюрьму. Потому что она и ее семья – одно целое – неизменное и «тупое», как его называет Сергей, общество.
Картина не анти-советская, однако она демонстрирует то, насколько прогнил режим и весь ужас монотонности жизни мещан, которые застряли в прошедшей эпохе. Время перенесло этих людей в перестройку, в новую систему координат, но никто из них будто не знает, что с этим временем делать.
Все время просмотра я не могла понять, что напоминает мне этот фильм. А потом в голову пришел последователь Пичула – Быков с его типичными травмирующими моральные устои сюжетами картин о русском быте и полной бездуховности.
Кинокартина длиться более двух часов, уставший от происходящей на экране сартровской «Тошноты» ждет финала, однако фильм не имеет концовки. Появляется ощущение, что все происходящее будет длится вечно. И это страшнее всего. Зрителям показана одна семья, а таких семей тысячи. И жизнь у этих тысяч такая же пустая и бесперспективная. Среди героев Виктору повезло больше всех – ему есть, куда убежать. Жителям индустриальной глубинки же бежать некуда.
Пичул и Хмелик нащупали в своем фильме не рождение новой ментальности – не советской, ценящей свободу, но морально потерянной, без стержня в виде моральных устоев и стремления к высокому. Молодежь больше не интересует построение коммунизма, их цели намного более мелочные.
Подобные мещанские взгляды советских людей не исчезли и теперь. В своем развитии они достигли апогея, поэтому продолжают компостироваться в своих жалких тесных хрущевках. Маленькие люди, как у Пушкина. И Вера такая же маленькая.
Общее впечатление: Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Вот бывает такое, что человек растет в семье, где есть и мама, и папа, вроде все работают, но родителям начхать друг на друга. Семейные ценности размыты, культуры тоже никакой. Растет такой человек в нелюбви и хочет сбежать как можно быстрее в мир другой. Таким человеком является Вера. По большому счету именно пьянки-гулянки и отвлекают ее от нелюбимой семьи. Ведь проще забыться с подругами, друзьями, нежели слышать пьяного отца и ничего не видящую мать. Но Вера встречает в своей жизни абсолютно другого человека. Он задает ей вопросы: о жизни, о целях, влюбляется в девушку. Сергей совсем не такой как Вера, да и воспитан иначе. Кажется что такие разные люди не могут быть вместе, однако друг для друга становятся спасательным кругом, но на время, которое для них становится в миг туманным.
Не скажу что это легкое кино, отнюдь. Здесь хватает острого накала в отношениях как с родителями, так в паре Вера-Сергей. Реальность такова, что это не сказка и от нее не сбежишь в стакан с вином. Смотришь на Веру, и грустно становится, да только таких вот Вер, на нашей необъятной Родине — тьма. Нереализованные надежды, растоптанные мечты о лучшей жизни, печально.
Уроки свободы: мечты и надежды 'перестроечного' кино (часть 7)
Схожим образом, как и Рязанов, в очень острой, драматической форме, проблему цены свободы и эмансипации, но на этот раз сексуальной, мучительного мировоззренческого несовпадения поколений ставят в своих картинах совсем еще молодой Василий Пичул и уже зрелый Петр Тодоровский, совпадая, как это не странно, в выводах. Один из лидеров советского проката за всю его историю, дебют 27-летнего Василия Пичула «Маленькая Вера» и сейчас смотрится невероятно актуально для российской провинции, потому что в большей степени чем о свободе, это фильм о рабстве, убожестве и тошнотворности советского быта, токсичных родителях, хамстве, каждодневном психологическом насилии и давлении, которому подвергаются все те, кто решил «жить не по правилам», а это коллизия обрела новую жизнь уже в постсоветской провинции.
По-моему, именно с этого фильма стоит вести отчет современному острому социальному кино России от жестких лент Быкова и Звягинцева до притчевых высказываний Твердовского. Фильм Пичула разрушает ложь коммунистической идеологии о благополучии советской семьи, безжалостно выворачивая наизнанку ее подноготную с алкоголизмом, мещанством, животной погруженностью в быт и полнейшей бездуховностью. Удивительно, как совсем молодые режиссер и сценаристка смогли выразить посредством точных деталей невыносимость жизни в советской семье: постоянное чтение нотаций, вездесущая засолка огурцов, крики и вопли, ссоры и нравоучения, гадкий психологический шантаж и агрессивное неприятие всего нового.
Ведь Вера после своих «похождений» все же вышла замуж, а значит – главное в фильме не ее эмансипация от устаревших законов (она – в общем-то хорошая дочь, на что указывает сцена ее ухаживаний за пьяным отцом) и не сексуальный аспект (пресловутая постельная сцена снята в общем-то невинно по нынешним меркам), а невозможность «нового» человека жить в старых условиях. Во многом «Маленькая Вера», конечно, - о «сексуальной революции» в позднем СССР, частично эта картина ее и инспирировала, но в большей степени это рассказ о конфликте поколений, столкновении нигилистически настроенной молодежи и их родителей, увязших в трясине нравственных компромиссов с властью, но при этом двулично учащих своих детей жизни.
Блестящее обыгрывание сексуальной фактуры Негоды и Соколова (длительное время актер показан с обнаженным торсом), ее безупречность и красота четко противопоставляется карикатурному уродству родителей Веры (Зайцева и Назаров сыграли безупречно, сами во многом не понимая что они делают, на это указывает ненависть сегодняшнего Назарова к этому фильму и своей роли, не зря он вступил в КПРФ, доказав этим, что остался советским человеком). Пичул и Хмелик нащупали в своей картине нарождение новой ментальности – несоветской, любящей и ценящей свободу, но морально разболтанной, без стержня совестливости, который был, допустим, у шестидесятников и диссидентов, а потому молодое поколение, которое обладает этой ментальностью, в будущем, как показало время, станет хищническим и в конечном счете – потерянным на просторах 1990-х.
«Маленькая Вера» - кино о том, и на это указывали многие критики, что базовая вера в коммунизм подорвана, она действительно стала у молодежи маленькой, если не исчезла совсем. Молодежь хочет устроить свою личную жизнь, судьба страны ее не волнуют: трагедия «перестроечного» поколения – в том, что оно было в массе своей политически индифферентно, его не интересовал коммунизм, но и ненависти к нему оно не испытывало. Именно политическое безразличие будущих строителей свободной России и стало причиной анархии 1990-х, свобода была им дана просто так, а не завоевана в борьбе с коммунизмом.
«Маленькая Вера» - это во многом «чернушное» кино, эмоциональный накал в нем запределен, краски сгущены до невыносимости, но в то же время – это очень важный фильм о людях, которым хотелось просто жить, но и этого им не давали. К сожалению, молодежь «перестройки» так и не поняла, что для того чтобы строить частную жизнь, надо для начала идеологически очиститься, они оказались глухи к набатным призывам «Покаяния» Абуладзе, все больше глядя на Запад. Задыхаясь в удушливой мещанской атмосфере советской семьи с этими бутылками, банками, криками, они сами впоследствии стали мещанами, ибо увидели в Западе прежде всего потребительский рай, противопоставляя его дефицитному аду «реального социализма», но свободы как обличающей всякое рабство и тиранию совести они в нем не увидели.
Кино о позднесоветской действительности и апофеозе мещанства
Кино сильно впечатлило! Показаны убогие реалии промышленного городка, безысходность, отсутствие перспектив для саморазвития. Герои не вызывают сострадания, скорее некую жалость, даже презрение. Родители Веры живут в своем маленьком убогом мирке, погрязли в бытовых мелочах, сплетнях, хотят жить как все, чтоб 'все как у людей'. Отец спивается, хотя вся семейка в целом без водочки никак. Вера - типичная подрастающая шалава, прыгает по мужикам, пытается забыться, уйти от жестокой реальности и семейного убожества в сексуальные приключения. Подруга Веры - такая же, хотя по-дружески уступает Сергея своей подруге, когда видит, что у тех все 'серьезно'. Сергей - обычный студент, из более-менее интеллигентной семьи, учится в металлургическом институте, живет в общаге.
Примечательно, что показано отсутствие личного пространства, возможности уединения для 'влюбленной парочки', в общаге врываются в комнату дружки Сергея, а когда Вера приводит своего 'избранника' в дом, то мама заходит к ним, лежащим еще в постели и как ни в чем не бывало подсовывает книжку по домоводству. И смешно, и грустно. Еще убого и трешово смотрится момент, как своему сыну (старшему брату Виктору) мать дает баночки в дорогу, а в аэропорту втюхивает арбуз, тут я еле сдержался от смеха, ну настолько все это абсурдно, примитивно, убого. И конечно же, диалог отца Веры о свадьбе, чтоб 'соседям в глаза не стыдно было посмотреть'. Или речь матери о том, что пускай за того моряка выходит замуж, тот типа как 'при деньгах' будет. На чувства Веры родителям плевать, да и у самих никаких чувств, только серость, рутина, романтике здесь не место.
Некогда революционный дух, идеи о мировом коммунизме, новом человеке, романтика пятилеток, комсомольских строек, гордости за первый полет человека в космос - все это сменилось унылой картиной мещанства, отсутствие идеалов, целей в жизни. И можно конечно осуждать Сергея за неуважительное поведение в отношении родителей Веры и угрозы отцу (хотя это не оправдывает поступок отца, за который ему положено в тюрягу сесть). Но вопрос он задал правдивый своей Вере о тупости ее родителей, скучной жизни, бесцельности их существования. Сам старший брат Виктор, который вроде как живет в столице и 'выбился в люди', скорее спешит свалить из этого убого ада люмпенства, 'шариковщины'. В общем, фильм реалистичен, как и другие такие фильмы, как например Груз 200 Балабанова, Курьер Шахназарова, Дорогая Елена Сергеевна Эльдара Рязанова. Все эти фильмы показывает типичную обыденную жизнь в советских моногородах, где вся реальность складывается из хрущевок, завода, водки, сплетен с соседями, телевизора и потрахушек. Идеалы утрачены, в коммунизм люди больше не верят, романтизм утрачен и остался в их наивной юности, остаются лишь семейные ссоры, бытовуха, непутевые подрастающие дети, которые ощущают всю фальшь и лицемерие, потому и выбирают путь нигилизма, цинизма, беспорядочного секса, тусовок, вписок.
Даже со своей какой-никакой, но любовь к кинематографу, узнал я об этой картине в самом неожиданном месте. В музее, историческом, не посвященному кино. Кому стало интересно, музей называется «Россия моя история», действует с недавнего времени во многих городах. Фильм же входил в экспозицию «ХХ век в российской истории», в составе интерактивного теста о советском кинематографе. Сначала меня удивило что я был не слухом, не духом о таком фильме, как «Маленькая Вера». И как оказалось, не зря. Я как человек вообще не заставший всеобщего равенства и веры в социалистическую революцию, даже не задумывался о том, что революции происходили не только в стране, но и на экране. «Маленькая Вера» - отличный пример картины, которая с яростью разъярённого быка рвет все шаблоны о кино в СССР даже у современного человека. Посудите сами, в фильме демонстрируется провинция, не особо изменившаяся с тех времен (Здравствуйте, я с Поволжья), странные низменные ценности, от которых даже заядлый альтруист придет в трёхдневный ступор, и конечно же, любимая всеми нами – обнаженка. Причем всего этого с достатком, все это выливается на зрителя в количестве равному годам, в которые подобные фильмы не выходили в советском союзе. Но обо всем по порядку.
Хотелось бы особо выделить главных персонажей, большинство из которых актуальны и по сей день. Возьмем к примеру Веру. Бунтарка, не желающая жить по законам имеющегося общества. Вере в жизни ничего не хочется кроме как наполнять свою жизнь прелестями молодости, а именно: алкоголь, секс, тусовки с друзьями и не очень. Все бы ничего, все проходим через это не без ностальгической слезы. НО. Всегда есть одно но. Вере больше ничего не надо. Она надеется на сказку с принцем, который будет дарить ей только радость. И все-таки находит, как ей кажется, подобного в лице студента Сергея. О нем отдельно.
Сергей, на мой взгляд, единственный хороший персонаж фильма. В начале представляемый нам как человек загадочный и явно имеющий свои злобные мотивы, по ходу сюжета оказывается тем самым посторонним в мире картины. Плывущий по течению и острый на язык, он понимает всю гнетущую атмосферу места, в котором находится, и он единственный кто хочет большего. За что и поплатился…
Про остальных персонажей нет большого смысла говорить. Все они являются дополнением к образу УЖАСНОЙ действительности, на них лучше смотреть и УЖАСАТЬСЯ.
Фильм хороший, но тяжелый. Словно волна, он сначала захватывает тебя, а потом бьет по камням со всей силы.
Особо впечатлительным смотреть в компании пледа и любимого человека, в которого можно будет плакаться.
Многие люди, чья молодость пришлась на перестройку, этим фильмом исключительно восхищаются. У меня лично ничего подобного не было и в первый просмотр, а со временем я вовсе пришёл к выводу о том, что 'Вера' - едва ли не самый разрушительный фильм из перестроечных. Бывали, конечно, и куда более отмороженные картины, однако они и собрали куда как меньше зрителей, и уровень их просто очень низкий. Отвечая самому себе на вопрос, а за что же некоторые люди данное кино полюбили, я и решил написать рецензию, тем более, что критика 'Маленькой Веры' часто очень банальная.
Если характеризовать 'Веру' максимально кратко - то это фильм-страдание. Страдают в нём абсолютно все - даже темнокожий мальчик. Кажется, что поначалу не страдает герой Соколова, но довольно быстро присоединяется ко всем остальным. Главная героиня страдает, конечно, больше всех. Посмотрите сами: родители - тупые совки, которые всё время лезут со своими неактуальными совковыми ценностями, живёт она в ужасном городе, где нет ничего кроме мерзких заводов, которые нужны только для отравления жизни, и убогих пятиэтажек. Абсолютно беспросветная жизнь, не правда ли? А юная душа хочет любить, что, казалось бы, в этой несчастной стране невозможно. Однако любовь таки случается, что позволяет Вере отдалиться от лживой и гнилой действительности. Эту цель, собственно, и преследуют разными способами молодые жители Жданова (Мариуполя).
Далее происходит очень важный момент. Происходит столкновение молодого и раскрепощённого человека (герой Соколова) с тупым совком-камазистом. Последний, кстати, не очень то агрессивен по отношению к первому, и ведёт себя нормально, но нормальное поведение совка - бесчеловечное. Поэтому жених до совка пытается достучаться, и хоть сколь либо заставить его осознать свою совковость. Но происходит неудача - герой Соколова терпит поражение. Физически он продолжает существовать, но, надломленный системой, начинает страдать в больнице. Таким образом, просвет в металлургическом аду, дававший Вере жизненные силы, погас. За что зритель должен ей посочувствовать. В конечном итоге ВСЕ персонажи картины становятся намного несчастнее, чем в начале. И нам ничего не остаётся, кроме как произнести крылатую фразу, вынесенную в заголовок рецензии.
И вот она, оглушительная правда. Коммунистическая идеология - ложь, в конечном итоге заставляющая людей ненавидеть друг друга, и жить этой ненавистью. Вот она, жизнь простых людей, сверх-реалистичная! Наконец-то показали правду, а не мир всяких там Серёж Сыроежкиных и Алис Селезнёвых, и даже не благоустроенных рязановских интеллигентов.
Фильм просто кричит о ужасе системы, что, кстати, свойственно не всем перестроечным фильмам. Например, в 'Ассе' или 'Курьере' подобного вы не увидите. Кстати, если поставить в один ряд главных героев этих фильмов и данного, то сопереживать Ивану Мирошникову можно и в чём-то даже нужно, сопереживать Бананану я не могу, но и отвращения к нему не испытываю, а вот сопереживать Вере, по моему мнению, может только антисоветчик (страдать от совка - святое дело), или же просто безответственный человек.
Многие восхищались образами ужасных Вериных родителей, олицетворяющими человеконенавистническую систему. А чем они плохи? Тем, что хотят, чтобы их дочь получила образование ('Вызов пришёл из училища?!'), и заняла своё место в обществе? Тем, что не принимают героя Соколова, который ведёт себя по отношению к отцу Веры не просто агрессивно, он ведь его просто унижает! Упрекнуть их, пожалуй можно в том, что разговаривают они с Верой не совсем конструктивно. Но о трудностях диалога отцов и детей в те времена прекрасно спел Юрий Шевчук: 'Их тяжёлая юность прошла вдалеке от вещей, тех которые так переполнили доверху нас'. Об этом ещё будет сказано в самом конце.
***
Юрий Назаров, говоря об этом фильме, был в критике довольно сдержан, и свою главную претензию выразил максимально лаконично - отсутствие просвета. Именно здесь и находится важный водораздел. Действительно, после просмотра 'Веры' может возникнуть ощущение какого-то конца истории. Нет абсолютно ничего, что бы являло собой хотя бы варианты выхода. Нет персонажа, который бы безответственно страдающей массе был сколь либо противопоставлен. Или вариант, использованный в 'Курьере', где просвет был в самом главном герое, в котором происходила как бы борьба мыслей? Он тоже отвергнут, есть только страдание.
Человек, который заминусует рецензию, может сказать: 'У совка горит от правдивой критики'. И да, и нет. Были ли Советский Союз и советское общество 1980-х в состоянии кризиса? Безусловно, был! Но виноват в этом был не 'коммунизм' (само по себе социалистическое государство), а те 'коммунисты', которые с каждым съездом партии становились всё дальше от марксизма, и в конце концов создали все условия для реставрации капитализма. На этой же почве и появилась богатая культура страдания, из которой 'Маленькая Вера' и произросла. Но, повторюсь, в этом и проблема. Тема этих страданий поднималась и раньше, причём как применительно к молодёжи, так и к уже состоявшимся людям. Но там были поиски того самого выхода, заставляющие людей меняться. И такие фильмы оставляли после себя мысли о том, что общество всё-таки будет развиваться. Вот видит Вера перед собой 'Азовсталь', и думает, в каком ужасном городе живёт. А ведь эта самая 'Азовсталь' (или любое другое предприятие) - можно сказать, и есть настоящая жизнь.
А ведь очень скоро (на дворе 1988-й год) жизнь изменится так круто, что сюжет данного фильма станет просто невозможным, и мало возможен он и сейчас. Вспомните дебютный альбом '45' группы 'Кино', такие песни, как например, 'Просто хочешь ты знать' или 'Бездельник'. Последняя, кажется, подходит в той или иной степени всем главным героям молодёжных перестроечных фильмов. Люди, сыгранные Евгением Урбанским, которые тряслись в самосвалах на перекрытиях рек, создали условия, в которых люди, сыгранные Натальей Негодой, могут спокойно пойти в сетчатых колготках веселиться под Софию Ротару. А вот эти люди своим детям создали уже совсем иные условия. В этом есть определённая вина и поколения Урбанских, которые своих детей воспитывали по-разному, и иногда, желая 'просто пожить', упускали многие важные моменты. Кто-то не упускал, ведь и в безмятежные времена кто-то сидел в новых самосвалах на перекрытиях новых рек... Но в результате у современников Веры проблемы куда как серьёзнее. Несмотря на то, что в воздухе у нас витает условный пар вейпа, а не доменный газ.
Этот фильм я точно запомню, прежде всего из-за безумно годной актёрской игры, густейшей и сочнейшей атмосферы позднего, уставшего и расчеловеченного 'совка', обречённого и противоествественного. Из-за правдивой передачи духа времени и операторской работы тоже.
Итак, советский депрессивный город. Невежество и внутренняя пустота в лице родителей Веры, модный среди молодёжи цинизм и нигилизм, атмосфера разваливающегося сгнившего до корней уклада жизни, панельки! В общем, всё в точности как в 2019-м.
И вот среди всего этого адища мы имеем чуть ли ни единственного положительного персонажа - Веру. Кстати, символичное имя, не находите? Она сама по себе - обычная баба. Торчит в тусовках, порой выпивает, ничем особо не выделяется, кроме того что возникло у неё настоящее и искреннее чувство. Персонаж к которому оно возникло, впрочем, тоже особо не примечателен и особой роли в сюжете не играет, кроме того что он просто нормальный и адекватный. Ну умник, сейчас таких иронично называют 'илитка'.
И вот этот момент передан мастерски - я имею ввиду, что-то настоящее и чистое VS сгнившее противоестественное бытовушное месиво, которое ненавидит и стремится уничтожить всё, что на него не похоже. Родители Веры не просто 'заботятся только о бытовых проблемах' - они именно что токсичны и пытаются разрушить то, что сами не понимают. Подколки за столом, психологическое давление, невоспитанность, стадность, 'как я буду в глаза соседям смотреть' - жалкое зрелище. А с другой стороны - искренние чувства, которым нет дела ни до чего, которые даже на первый взгляд среди всего этого уродства смотрятся нелепо и не к месту.
Но в итоге, как бы ни давила трясина такого общества, как бы ни сопротивлялась и ни огрызалась среда, настоящее в итоге рано или поздно получает своё, а отжившая, зафейкованная среда умирает сама по себе, накатив водки на обшарпанной кухне, нанеся перед смертью немало вреда.
Конец внезапно очень вдохновляющий. Вера в слезах, но жива (ох уж этот символизм), старый мир умер, и не жалко его такого. Разве только совсем чуть чуть. А, что вы там говорите? Порнуха? Эротика? Даже близко не заметил.
Фильм, который я посмотрел всего один раз, меня потряс. Вообще всем, что в нём показано, потому что никто не привык видеть в кино правду. Все привыкли думать, что режиссёры рисуют фантазию либо больного воображения, либо описывают страдания своих жён или мужей. Тут всё не так.
Недавно отмечали 30-летие фильма, хотя по факту он был снят ещё в конце 1987 года. В программе Андрея Малахова так никто и не ответил, о чём этот фильм. Все цеплялись за секс. Вот он показан и так, и сяк, но это же не порно, даже советское... Похоже, только сценарист Мария Хмелик изначально хотела сказать в своей повести 'Сломанный телевизор', о чём этот фильм и хотела, чтобы эту мысль уловило её поколение. Увы, не поняли этого и тогда, и сейчас. Потому что фильм оказался пророческим.
Если хотите, прочтите эту повесть. Сквозь письма зрителей в квартиру Хмелик и на киностудию Горького, проходит призма параллельной жизни актёров в Италии и Америке, где 'Маленькая Вера' взяла все призы, просто чуточку не хватило везения. А между всем этим есть реальная жизнь нас, зрителей, которых изменил этот фильм, ведь мы тоже родились под эти песни Матецкого, голос Ротару, алкоголизм родителей и беспорядочный секс мажоров в шортах. Всё это прошло сквозь нас.
Так вот, фильм Пичул снял о любви. Она вечна, подобно лучу, проходящему сквозь тьму неуставных отношений родителей Веры и молодого ловеласа Андрея. Поэтому вопрос 'Как жить-то дальше' имеет другое очертание: будет ли любовь в будущем? Со смертью отца Веры умирает любовь, потому что в его сердце - страна, в которой он жил. И любви между новыми русскими, вступившими в новую эпоху капитализма уже нет. есть секс, деньги, разврат, похоть, ложь и лицемерие. В такой модели государства нет любви.