Я бы не выделял этот фильм, и не вижу смысла писать из-за него много чего. Но, дело в том, что в этом фильме все правы. Абсолютно все.
Начиная от Убэра, и заканчивая его Антонином, их мамочками, и даже никаким папочкой Убэра, не говоря уже о училке Жюли, единственной женщине, понявшей этого мальчика. А уж про директоре из школы, о подружке мамочки, о придурке-гомофобе, который оттырил Убэра втихаря, про отсутствующих в фильме разговаривающих девочках - и речи быть не может.
У меня уже вошло в привычку настораживаться, когда говорят, что фильм не такой как все, что режиссер сломал все существующие стереотипы и останавливаться не собирается. Только тш-ш-ш, об этом фильме никто не должен знать, ведь это просто шедевр, настоящее авторское кино... Настолько авторское, что собирает миллионы зрителей и не меньше фанатов. Реклама и пиар - действительно сильная штука, особенно когда говорят, что ни рекламы, ни пиара нет. Это является прям-таки магнитом для всех, ведь так хочется сказать, что смотришь авторское кино, да еще и с субтитрами... В общем, 'Я убил свою маму' как раз входит в число фильмов не для всех. Однако последнее стоит закавычить, потому что, как оказалось, 'не всех' слишком много.
Тема 'отцов и детей' затрагивалась не раз в литературе и кинематографе. Тема становления личности и противоречий подросткового возраста, наверное, и того больше. Этот фильм показать необычного подростка, который связан необычными отношениями со своей матерью, который живет в таком необычном собственном мире. В общем, от слова 'необычный' меня уже тошнит, а вас? Здесь слишком много всего накручено, слишком сложно, слишком глубоко, что кажется нереальным. И это в плохом смысле. Фильм будто бы не реальная автобиографическая история, а желание видеть такой свою историю. Это словно выдумка, фантазия, облаченная в краски, сигаретный дым, алкоголь и философию. На деле же, все куда прозаичнее, как и отношения отцов и детей.
Пожалуй, это и есть самая неудачная часть фильма, если он был бы проще, он был бы и глубже, а так 'Я убил свою мать' - картинка из хипстерского журнала. Можно было показать трагедию, трагедию этого одинокого мальчика, его взаимоотношений с матерью, которую напоминают Эдипов комплекс. Можно было показать это по-новому, не прибегая к эффектам Гаса ван Сента, не прибегая к слепому копированию Ривера Феникса и 'Моего личного штата Айдахо'. В общем, меня это только оттолкнуло от картины. Молодого режиссера не видно сквозь клубы сигаретного дыма и через стекла очков от Ray Ban. Не видно его переживаний, его биографии... Лишь безликие плакаты, фотографии, сделанные на Polaroid, и пр., и пр., что сегодня вошло в тренд.
В общем, создалось такое впечатление, что Ксавье Долан потерялся среди всего этого, да и некоторых зрителей он тоже ввел в заблуждение. Фильм ведь неплохой, действительно неплохой. Некоторые кадры сильные (например, меня впечатлила мать в образе Девы Марии, плачущая кровавыми слезами, аж мурашки по коже); музыка отлично подобрана: то экспрессивная, то трагичная; эмоциональное состояние и матери, и сына показано также достаточно хорошо. Однако, как уже говорилось выше, весь пафос, в сегодняшнем значении этого слова, перекрывает талант молодого режиссера. Буду надеяться, что рано или поздно он это поймет и создаст действительно качественную и самостоятельную картину, в которой будет поменьше сигаретного дыма и крупных черно-белых планов.
Дебютный фильм молодого канадского режиссёра, открытие каннского фестиваля, собравший там три награды. Частично основанная на реальных событиях кинолента повествует о сложных чувствах мятущейся подростковой души юного гея, испытывающего сложные чувства к своей матери.
Я не знаю, почему именно этот фильм Ксавье Долана является знаковым, по мне так 'Мамочка' намного глубже и интересней, но о ней на напишу позже. Пока 'Я убил свою маму'.
В течение всего действия меня не оставляло ощущение, что я смотрю на жёсткую сублимацию и явно не проработанный Эдипов комплекс. Мне не хотелось участвовать в этом патологическом процессе, а очень хотелось дать ему контакт хорошего психоаналитика. Мне кажется, этот фильм был нужен не публике, а самому Долану, чтобы проработать эти сильные амбивалентные чувства, но нужно ли нам участвовать в этом процессе большой вопрос.
Почему он стал таким модным и почему стал самым обсуждаемым фильмом каннского фестиваля 2009 года для меня большой вопрос. Но Канны любят фильмы-откровения, потому что, конечно, они не оставляют никого равнодушными, они тяжёлые, надрывные и обладают особой атмосферой.
Но по мне, здесь слишком много непроработанного психоаналитического материала, одни переносы и сублимация. Нет конечного продукта работы и творчества. Именно поэтому я не могу поставить ему высокую оценку и наверное, вряд ли рекомендовала его к просмотру.
Но если вы любите авторское кино, то конечно без него вам не обойтись?
Этот фильм должен на многое открыть глаза тем, кому сейчас около пятнадцати. Вопрос, поднимающийся в нем, касается взаимоотношения инфантильных подростков с их полуповзрослевшими родителями. Как это обычно бывает в европейском кино, кульминация - не более чем маленький холм сюжета. Небольшой сгусток смысла, касающийся исключительно того аспекта жизни, который авторы хотели рассмотреть поближе. Куча других, при этом, неоконченных сюжетных нитей так и повисают в воздухе. Кто-то может сказать, что в этом есть приятная возможность додумать что будет дальше самостоятельно, я же склоняюсь к мысли, что это - дань реализму. Титров ведь никогда после удачно сложившихся выходных не показывают. Наступает следующая неделя, жизнь продолжается.
Фильм водит зрителя по кругу, как цирковую лошадку на арене. Чуть только начинает казаться, что что-то поменялось, как смысловой нарост надламывается под собственной тяжестью и с воем летит в пропасть: ситуация возвращается к исходной позиции. Еще один круг, на этот раз в другую сторону, в другой плоскости, нарост опять трескается, отлетает в строну, зритель снова видит картину, с которой все начиналось. В этом есть определенный шарм, есть и смысл.
В фильме есть пара комичных моментов, однако легким его никак не назовешь. Удвительно как авторы смогли передать образ ненавистного родителя, доставшего не чем-то конкретным, а просто всем своим существом. Характером, который почти не меняется сколько ребенок себя помнит. Не стал бы пересматривать этот фильм. Он скорее неприятный. Хотя для общего развития, а также в качестве легкого салата перед основным блюдом, вполне сойдет.
О, мрачная, жестокая женщина. Твой… ужасный хриплый голос напевает жуткую песнь, что не дает мне покоя, и я убегаю на луг, зеленеющий от страха. (с)
'J'ai tué ma mère!' - первая удивительная работа молодого гения Ксавье Долана. На данный момент Долан снял всего два фильма, но после просмотра этих фильмов я полностью уверена в том, что Ксавье - великий художник. Художник кинематографа.
Прочувствовать, отразить и воплотить всю образность, но в то же время абсолютную жизненность этой истории, Долану помог юношеский максимализм. Да, именно яркие, ни с чем не сравнимые чувства недосказанности, упрямства, досады может испытывать шестнадцатилетний юноша со своей маленькой тайной, которую он бережет от мамы. Но тайны всегда становятся явью. И, порой, это от тебя совершенно не зависит.
В этом фильме есть что-то, что каждый усвоит для себя. Кто-то больше, а кто-то меньше. И нам всегда есть, что сказать. Опять же в разной степени. Важно донести свои чувства, эмоции, переживания до близких, особенно до мамы. Тогда уже неважно, что скажут другие. Мир станет чуточку лучше. И дышать станет легче, ведь главное уже сказано. Нужным людям.
Мама, я люблю тебя. Мама, кто ты для меня? Мама, я тебя ненавижу.
Ксавье Долан, безусловно, очень талантливый парень, и его дебютная картина это доказывает. Но нельзя не признать её некую специфичность, ярко выраженную арт-хаусность, спорную притягательность, сквозящую более остального в эпизодах так называемого 'созерцания', не продвигающих сюжет дальше субъективного отображения эмоционального состояния главного героя, или, скорее, самой ситуации. Выходя за рамки истории, Долан порой увлекается (как ближе к концу) и сводит развитие конфликта на красочное, чувственное 'нет'. Однако вместе с тем хочется вспомнить, что 'Я убил свою маму' - именно ДЕБЮТ молодого режиссёра, и не каждый постарается с первого раза снять нечто подобное - такое неординарное...
Несмотря на собственное, немного неоднозначное впечатление, я с удовольствием отмечу плюсы картины (в кои-то веки современный фильм хочется без натяжки назвать картиной). Во-первых, индивидуальная красота. Красота во всём. Такая, наверное, хипстерская, женственная в мужском восприятии, осторожная красота. Мне было сложно оторваться от просмотра как в моменты 'затишья', так и уже непосредственно во время ссор матери и сына. Нельзя не заметить личное участие во всём Ксавье Долана: это не просто выдуманная история, это как бы вырванная страница его биографии в более кинематографически выверенном оформлении. Во-вторых, хорошо показанный психологический аспект отношений между двумя людьми, не способными понять и принять друг друга, но так же жарко друг друга любящими. И тут мы сталкиваемся с некоей странностью этих отношений. Мать относится к Юберу вполне нормально; Юбер же - подросток, застигнутый врасплох своим переходным возрастом. Он то хочет отдалиться от родительницы, то не чает в ней души. Он изучает жизнь, пытается доказать свою самостоятельность, но все его ярые перепалки с матерью лично для меня объясняются больше не её слабоватой некомпетентностью в вопросах воспитания, а его юношеским эгоизмом, некстати проявляющимся всё чаще с каждым днём. Кто эти два человека друг для друга? Что их ждёт? Куда приведёт дорога, на которой ненависть и любовь сплетаются воедино? К очищению... или к новому кругу боли?..
Хорошо ещё и то, что Ксавье Долан не стал настойчиво и навязчиво вдаваться в размышления о важности присутствия матери в жизни молодого человека. То есть, он почти исключил из своей работы тот штамп, который гласит, что лишь потеряв близкого, мы понимаем, как же хорошо с ним было. Нет, здесь не место подобной напыщенной трагичности, однако здесь присутствует местами ироническая, а местами серьёзная семейная драма. Многогранная драма. Драма, посмотрев которую, можно ещё не раз обдумывать произошедшее и делать выводы. Конечно, режиссёр мог бы и сам постараться рассказать историю в более целостном свете, не сводя всё к открытому, оборванному, скомканному финалу, но такой вот он, арт-хаусный кинематограф: принимай его как хочешь, но в душу он непременно западёт.
'Трудный возраст' так следовало бы озаглавить картину Долана.
Весь фильм – отрезок из переходного возраста главного героя. Всё остальное является вторичным (не значит, плохим), декорацией. Первичны же переживания юноши, безусловно, талантливого, умного, красивого, но совершенно потерявшего чувство реальности происходящего.
Как уникален каждый подросток, так уникален и переходный период у каждого из них, но право слово, многие помнят о самоконтроле, отдают себе отчёт в происходящем и несут ответственность за свои слова и поступки. Поэтому дико наблюдать за состоянием перманентной истерики юного Уберта.
Долан снял хоум-видео своему юношеству (недаром, герой с такой любовью рассматривает домашний фотоальбом). Вуайеристам будет на что посмотреть, нового же в этом видео отыскать нельзя.
И у меня остаётся лишь один вопрос, который всенепременно надо выяснить и обмозговать: откуда у этого юного мастера кинематографа, кроме шуток (ни толики сарказма), деньги на полнометражные картины.
Ксавье Долан. Начну с того, что открыла для себя нового талантливого актера и режиссера. То, каким способом он рассказал нам эту историю, не может не удивить. Яркие краски, необычные ракурсы, ускорение или замедление времени, черно-белые вставки рассуждений Юбера перед камерой и в то же время сочные кадры, соединяющие приглушенные эпизоды. Конечно, это не новаторские приемы, но как говорил Теренций: 'Нет такой мысли, которая не была бы уже кем-то высказана'. Так что этот фильм имеет право быть показан именно так. Ксавье обладает чувством вкуса и по-своему передает зрителям банальную историю отношений между поколениями.
Теперь, собственно, о фильме. Не смотря на все восхищение молодым, начинающим деятелем кино, в фильме есть недостатки.
Сценарий. Не очень замысловат. Когда-то давно мать и сын были друзьями, но мальчик вырос. У него переходный возраст, свои проблемы, а мать не может этого понять и принять. Ситуацию осложняет еще и то, что Юбер - гомосексуалист, о чем мать, естественно, не догадывается. Конечно, 95% выпускаемых фильмов не обладают каким-то специфическим сценарием, но с учетом своеобразного стиля Ксавье мог бы и добавить какую-то изюминку, как сценарист. Очень не хватает чего-то неожиданного. Заранее знаешь, чем кончится тот или иной момент. А некоторые эпизоды, к сожалению, кажутся бессмысленными (например то, как избили Юбера в последних минутах фильма).
Персонажи. Второстепенные герои уж слишком меркнут на фоне главных. Возможно, этим и подчеркивается акцент поставленной проблемы матери и сына, но мне не хватило 'раскрытия' остальных людей. Иногда казалось, что 'вот этот человек совсем ни к чему, он не ведет сюжетную линию дальше'. А при этом Ксавье как будто заостряет на них свое внимание, и ты не понимаешь зачем. Появляется чувство 'незаконченности'. При просмотре других фильмов у меня никогда не возникало такого ощущения, значит все образы были завершены или же слишком мимолетны. Но здесь произошел диссонанс.
Музыка. Иногда не хватало, иногда нужна была другая. Но это сугубо личное мнение.
Однако в целом, фильм оставил приятное впечатление. Особенно понравилась игра актеров, экспрессия в ссорах, зрительные контакты. Конечно, нельзя не отдать должное природной красоте Ксавье, за счет чего особенно привлекательными были черно-белые кадры в ванной. И отдельное спасибо за сцены с Антонином (парень Юбера). Они были не вульгарными, а наоборот - эстетически красивыми и при этом не навязчивыми, так что любой нормальный парень сможет спокойно посмотреть этот фильм без чувства отвращения к геям.
В общем, я познакомилась с творчеством перспективного человека. Ксавье Долану, конечно, есть чему учиться, но 22 года - это совсем еще начало, и ошибаться сейчас не только можно, но и нужно, чтобы впоследствии найти свою золотую середину.
7 из 10
За смелый дебют Ксавье в качестве режиссера. За неординарный стиль подачи сюжета.
Так и оставшись в шестнадцатилетнем возрасте (а именно столько было постановщику на момент написания сценария), Ксавье Долан воплощает свой текст в жизнь, и снимает киноленту о всех чувствах и переживаниях того времени.
И главная проблема в том, что 'Я убил свою маму' просто эмоциональный автопортрет шестнадцатилетнего подростка, в котором нет абсолютно никакой трагедии, которую нам пытается навязать автор. Он рассматривает действительно серьезную проблему недопонимания родителей и детей, на своем примере. За реакцией и поведением главного героя просто смешно наблюдать, он не обоснованно груб и даже жесток. И вся эта наигранность сводиться к тому что в кино перестаешь верить, что перед тобой фальшивая попытка показать что то действительно ценное, но ни как не то, что будет достойно такой личной темы как отношения матери и сына.
Ксавье Долан сделал действительно много, с точки зрения кинопроизводства, но совершенно забыл воплотить самое главное - идею. Вместо этого он показал нам свои переживания, свои первые познания в любви, и свою ненависть, которую зритель вынужден наблюдать.
Здесь есть хороший стиль, хорошие диалоги, отличный звуковой ряд, но фильм пуст и наивен, как и пример на котором он строиться. Поэтому и получается что вместо киноленты о проблемах детей и родителей мы получаем автобиографию эгоиста, который запечатлел свои эмоции на киноленте. Кино должно быть для зрителя, а не о нём.
Общая картина такова, что ты наблюдаешь не взрослое, целостное произведение, а детский рисунок, который очень старается быть серьезным, без каких либо на то причин.
А это, собственно говоря, тот самый малобюджетный дебют молодого и не по годам талантливого канадского гомосексуалиста Ксавьена Долана, снятого им в возрасте 19-ти лет по своему же сценарию, написанного еще в 16 и исполнившего в нем главную роль, который был сразу замечен и награжден на Каннском фестивале призом Regards Jeune. Здесь он рассказывает о самом себе. Фильм-исповедь о крайне непростых и безнадежно запущенных отношениях матери и сына. В кричащем названии скрывается, конечно, не реальное убийство матери, но лишь мысленно спроецированный раскол и жгучая ненависть героя Долана к своему родителю, с которым он никак не может найти общего языка и воскресить ушедшие в пустоту былые теплые отношения.
Уже здесь проглядываются характерные стилистические черты канадца, сделавшие впоследствии его режиссуру «узнаваемой» и самобытной, которые уже после второй его картины можно с гордостью назвать «авторским подчерком». Это и замедленная съемка, и своеобразный монтаж, и своя музыка, и тонкая игра света, и вкрапление «отвлеченных» сцен-вставок. Не говоря уже о характерно волнующих тематических проблемах однополой любви и ее производных (большой привет Озону и Альмодовару). Однако в настоящей картине все это находится на стадии становления, нащупывания почвы, на которую он твердо ступит лишь во второй работе. «Воображаемая любовь» выглядит уже более стильно и зрело с профессиональной точки зрения. Здесь же повествование несколько зацикленное, нервное, неровное, поскольку это его первый крик души, выплюнутый из легких резко, хрипло и наотмашь. В фильме есть примечательная сцена, где герой Долана со своим любовником раскрашивает белые стены квартиры. Они окунают кисточки в банки с красками разных цветов, а потом размахивают ими со всей силы так, чтобы летящие цветные брызги разбивались о стену в хаотичном порядке, образуя, в конце концов, некую абстрактную картину. Примерно такой же подход использовал и сам режиссер в создании своей первой работы.