Отсутствие оригинальных идей вынуждает прибегать к старым историям, представляя их в новой, усовершенствованной и модернизированной оболочке. Но меняется только обертка, суть остается та же. Иногда это хорошо, а иногда плохо. Все зависит от фильма. И картине 'Восстание планеты обезьян' это пошло на пользу. Режиссер Руперт Уайатт завернул знакомую историю в новую оболочку, сделав ее нравоучительно-поучающей, а кино созидательным. А так как в кинематографе последнее время все любят разрушать, расстреливать, разламывать и крушить, то это удивительно. Кино о жизни, однозначно.
Фильм обращает на себя внимание в первую очередь не режиссерской работой, не игрой актеров, сценарием или спецэффектами, а той идеей, что лежит в основе и стара как мир. Правда, человеку много веков тычут в нее пальцем, а он отнекивается и отворачивается от нее, краем сознания понимая, но не желая делать так, как надо. Странные люди существа.
Жестокость порождает только жестокость. Эта мысль скользит через всю канву повествования, временами откровенно выпячивая вперед, чтобы до нерадивого зрителя дошло. Насилие над другими, откровенные издевательства, забавы над болью окружающих - все это ведет в бездну, ведет к моральному падению, а, как следствие, деградации. Может именно поэтому обезьяны в фильме показаны более живыми, умными, мудрыми и сострадательными, чем человек. Даже в тот момент, когда главный герой, шимпанзе по кличке Цезарь, убивает человека, в его глазах мелькает понимание того, что это не правильно, не верно и так не должно быть. Но его били током, обливали струей воды из шланга, запирали в клетку, всячески издевались и вообще не считали за живое существо. Как тут не ожесточиться и не ответить обидчику?
К тому же интересна еще одна идея ленты. Любое существо должно расти и развиваться в социуме себе подобных. Человек не может без общества, так и любое животное не может без своих сородичей. Цезаря спасли, вырастили в человеческом доме, он знал только ласку, заботу и любовь. Он существовал в безоблачном мире, полном воздушных грез, а потом его швырнули в ужасающую реальность. Показали его истинную натуру и сущность. Но это существо, эта обезьяна, которая по всем меркам стала выше человека, нашла в себе силы стать сильнее, приспособленнее и выжить в мире себе подобных. К тому же у нее еще обнаружились волевые и лидерские качества. Но тот растерянный, опустошенный, затравленный шимпанзе с такими живыми, невероятными глазами, в которых отражается весь спектр эмоций от радости до боли, напоминает о том, что любой социум жесток, что мир жесток и слабым в нем, увы, нет места.
Вообще, обезьяны в этой картине гораздо мудрее человека, не так жестоки как люди, не так алчны и агрессивны. Человек просто не в состоянии понять животное или даже захотеть его понять. Гораздо проще закричать 'глупая обезьяна!', чем пытаться выяснить, что не так. И на фоне этих очеловеченных приматов род людской смотрится таким мелочным, жалким. Но не все люди такие. Уилл, который стал для Цезаря отцом, прекрасно понимает и осознает, что творится вокруг и к чему все приведет. Только кто его будет слушать? Никто.
Темы генетики, болезни Альцгеймера так же актуальны для этого фильма. Кто-то где-то прямо сейчас, в тот момент, когда пишется эта рецензия, ставит опыты на животных, пытается найти лекарство неизлечимых болезней, исследует мозговую деятельность. Все это современные и актуальные темы, ставшие частью нашей жизни. Но все-таки животные не заслуживают такого обращения, всех этих многочисленных уколов шприцами, той жестокости, которую обрушивает на них человек из-за неудовлетворенности собственной жизнью.
Актеры в 'Восстании планеты обезьян' отходят на задний план. Безусловно, Джеймс Франко хорош, Фрида Пинто просто красавица, Том Фелтон все никак не выйдет из отрицательного амплуа, а Джон Литгоу заставляет верить своей игре, но все они отступают на задний план, давай выйти на сцену ему, Энди Серкису. Играть животных для него не в новинку. Он уже дарил свои движения, мимику, глаза и голос Горлуму и Кинг-Конгу, теперь пришла очередь Цезаря. Невероятная, живая, смышленая, сообразительная обезьяна получилась у Серкиса. И пусть мы знаем, что это актер, на которого потом наложили тонну компьютерной графики, не верить очень сложно. Так искренне, так доверчиво, так мило выглядит Цезарь. А глаза, какие у него глаза. Они отражают все эмоции, которые охватывают зверя. У Энди Серкиса действительно талант играть одними глазами.
Очень красивы виды Сан-Франциско и Национального парка с высоты птичьего полета. Знаменитый мост 'Золотые ворота', в который раз используют в кинематографе. Благо, его хоть не разрушили. Высоченные секвойи, голубое небо, падающая листва. Вот она, настоящая жизнь, без примеси фальши и искусственности. Красота.
Все бывали в зоопарке? Бьюсь об заклад, что да. Вот и для меня это одно из любимых мест для посещения (конечно, после моего любимого кинотеатра). Но в двойне я люблю, когда совмещаются эти места. Не знаю как вы, но около вольера с обезьянами я стою дольше всего. Уж очень они забавные и очень похожи на нас. Так вот, как только я узнал, что в прокат выйдет этот фильм, то сразу сказал для себя, что я должен это увидеть. Была у меня и ещё одна причина просмотра этой картины. Лично я видел «Планету обезьян» Тима Бёртона. Она мне так понравилась, что я решил пересмотреть старые части. Признаться честно, сделать этого мне так и не удалось, но я уверен, что всё еще впереди. Давайте закончим со вступлением и перейдём к «Восстанию».
В последнее время, мне начали нравиться актёрские способности Джеймса Франко. Это и послужило ещё одной причиной моего желания увидеть эту картину. За всё время, пока Франко был в кадре он ни разу меня не разочаровал. Очень хорошо смотрелась Фрида Пинто. После «Миллионера из трущоб» её карьера заметно поднялась. Что там, что здесь она очень убедительно смотрелась. Неожиданностью, конечно, приятной неожиданностью для меня было появление в проекте Тома Фелтона. Ещё не так давно закончили снимать франшизу о «Гарри Поттере», а у этого парня уже есть работа в большом кино. Это радует.
Эта картина на первый взгляд кажется обычным боевиком с кучей спецэффектов. Но всмотритесь в суть. На самом деле это драма. Чем-то, даже напоминающая «Хатико». Она рассказывает о привязанности обезьяны к своему хозяину. Но судьба сложилась так, что их разлучили, и в питомнике шимпанзе задумывает восстание. Всё это смотрится очень трогательно. Даже не смотря на то, что обезьян сделали с помощью компьютерной графики (глупо было бы делать фильм о том, что нельзя плохо обращаться с животными и в то же время использовать настоящих зверей в картине) они получили достаточно правдоподобными. Кстати, в этом фильме очень часто крупным планом брали глаза обезьян. Это не случайность, их сделали на столько, жизненными, что их просто нельзя было оставить без крупного плана.
Ну и, конечно, концовка удалась на славу. Создатели удивительно в конце совместили два переплетающихся жанра этого фильма боевик и драму. Развязка начинается с феерической баталии между людьми и обезьянами. Здесь я просто сидел, открыв рот, и не мог даже моргнуть, потому, что боялся пропустить даже маленькую часть этого сражения. А по окончании битвы началась драматическая развязка. Цезарь (а именно так звали шимпанзе) и его хозяин встретились взглядами. На этом моменте даже попкорном перестали хрустеть, и в кинозале стояла тишина, а это очень редко случается.
9 из 10
Безудержный экшен. Трогательная драма. Поучительная история.
После того, как зрители и критики более чем прохладно отнеслись к «Планете обезьян» Тима Бертона, говорить о появлении новой картины на эту тему не представлялось возможным. Ни харизматичный и мужественный Марк Уолберг, ни сексуальная Эстелла Уорен, ни мощнейшие Хелена Бонем Картер и Тим Рот не спасли стомиллионный блокбастер… Оригинальный фильм 1968 года остался не превзойденным, а финальный кадр с Чарльстоном Хестоном перед остатками статуи Свободы остался одним из самых узнаваемых. Спустя 10 лет режиссер Руперт Уайатт решился вновь обратиться к «обезьяньей» теме, рассказав о том, с чего все началось и, должен признать, у него все удалось. То, что когда-то не получилось у маститого и опытного Бертона вышло у малоизвестного режиссера. «Восстание планеты обезьян» - это стопроцентный летний блокбастер, который умудряется не только развлечь, но и заставляет задуматься. Ведь за всей этой зрелищностью, отличными спецэффектами и прекрасной картинкой проглядывает горькое напоминание о человеческой жестокости. И хотя в фильме нет ни слова осуждения в адрес болезненных опытов или жестокого обращения с животными, посыл картины виден весьма отчетливо. Человечество ради научных достижений и удивительных лекарств готово закрыть глаза на все, но, что произойдет, если в один из дней природа даст отпор? Что будет, когда те, кого мы приручили, станут теми, кто нас погубит? Не случайно именно обезьяны являются центром ленты. Опыты над приматами уже приводили мир к хаосу в ураганном триллере Дэнни Бойла, вот и теперь наши «братья по разуму» берут долгожданный реванш. Если внимательно вглядеться в происходящее на экране, то можно с легкостью обнаружить, что Цезарь и его армия действуют так же, как действовали бы люди. Все срисовано с нас самих, почва для восстания подготовлена самими людьми. С другой стороны создатели ленты говорят нам о том, что каким бы умным и безобидным не было бы животное, его могучий инстинкт и гены всегда возьмут верх. Животные должны жить в той среде, которую им изначально указала природа. Неизбежно на ум приходит страшная трагедия семьи дрессировщиков Берберовых, где, выросший среди людей лев не смог противостоять своей внутренней природе. Вот и Цезарь, который, конечно, в несколько раз умнее своих сородичей, ощущает, в итоге, себя дома только в лесу, среди подобных себе.
Что касается внешней стороны картины, то смотрится она на одном дыхании. Никаких провисаний или нудных разговоров. Удивительно реалистичные спецэффекты, увлекательный сюжет и не плохая работа оператора Эндрю Лесни заставляют с восторгом и неподкупным вниманием смотреть на экран. В первую очередь, поражает великолепная работа Энди Серкиса, который «собаку съел» на такого рода ролях. Уже в роли Голлума, а затем Кинг Конга, у Питера Джексона, он был незабываем. В тандеме с новейшими спецэффектами Серкис доносит до зрителя мельчайшие нюансы мимики и внутреннего мира Цезаря. Вообще, мимика, повадки и жесты приматов в картине на высоте, можно только поздравить команду художников и аниматоров с успехом и прекрасной работой.
В таком фильме актерские работы неизбежно отходят на второй план. Хотя, в данном случае актеры не теряются, а гармонично дополняют своих компьютерных коллег. Джеймс Франко уже давно заявил о себе, как об одном из интереснейших и талантливых молодых актеров. Сломленный страшной болезнью родного человека, он, во что бы то ни стало, старается найти бесценное лекарство и помочь медленно угасающему отцу. Плюс ко всему, он должен заботиться о маленьком Цезаре, который умнеет не по дням, а по часам.
Звезда «Миллионера из трущоб» Фрида Пинто сейчас нарасхват, и, мне кажется, что ее роль в «Восстании» заставит голливудских бонз обратить на девушку еще более пристальное внимание. Уверенно действует на новой для себя территории, но в привычном образе, наш старый знакомый Том Фелтон. Отрадно видеть, что Том не почивает на лаврах «Гарри Поттера», а продолжает трудиться, пусть и в знакомом амплуа. Отдельно хочется сказать о двукратном «оскаровском» номинанте и лауреате нескольких «Золотых глобусов» Джоне Литгоу. На счету этого маститого и опытного актера целый ряд отличных картин 80-х и 90-х. Вот и фильме Уайатта Литгоу достоверно и ярко играет роль человека с болезнью Альцгеймера.
В итоге, «Восстание планеты обезьян» могут, как мне кажется, смотреть с интересом и те зрители, кто никогда не видел оригинальные фильмы или римейк Бертона. Конечно, многие могут сказать, что фильмов о крахе цивилизации, об издевательствах над животными и кошмарных опытах уже было великое множество… Но ведь это ничего не меняет! Природа медленно, но верно искореняется «венцом творения», исчезают десятки видов и популяций… Даже в таком фантастическом экшен-блокбастере, как «Восстание планеты обезьян» есть посыл и обращение к нам, людям.
Цезарь вернется домой и породит новую цивилизацию, где-то в космосе уже бесследно исчез космический корабль, летевший на Марс, смертельный для людей вирус начал свое победное шествие по Земле, герой Джеймса Франко попросит у своего младшего друга прощения… Только это «прощение» уже никому не будет нужно. Восстание началось!
Очень часто я говорил, что Восстание Планеты Обезьян будет фильмом 2011 года. Очень часто я пересматривал трейлеры и 'заставлял' смотреть их других, чтобы просветить об этом надвигающемся шедевре кинематографа. И вот наконец-то, спустя месяцы ожидания, 4 августа я сходил на фильм, на сеанс в 10:20, взял самый ранний, так как уже было невтерпеж.
И вот наконец-то усевшись поудобнее в зале на своё место, я приготовился к необыкновенному путешествию, повествующему о начале восстания обезьян и их прихода к власти на Земле…
Выйдя из зала я остался под большим впечатлением, столько разных мыслей было, которые объединяла одна – я был прав, это лучший фильм 2011 года. Вряд ли вы увидите нечто столь же необычное, уникальное и колоритное в ближайшее время.
CGI графика поражает – все обезьяны в фильме компьютерные, но сделаны они настолько качественно, что на время просмотра воспринимаешь их, словно живых. И за счёт ощущения реалистичности обезьян, каждая сцена с ними это подарок зрителю. Благо большая часть фильма обезьянам и уделена. Вы будете каждый раз с восторгом наблюдать за Цезарем и его поступками, за манерой поведения его и других обезьян, за их эмоциями, которые пробивают до слёз – обезьян в фильме жалко больше, чем людей, а из людей жалко будет одного, максимум двух человек. Да и баланс погибших здесь, к сожалению, превышает у обезьян, людей было убито всего 5 за весь фильм, но были убиты те, кто реально этого заслуживал и которых было не жалко.
Вам наверняка особенно запомнятся сцены с юным Цезарем и сцены в питомнике обезьян, где будет один очень круто и впечатляющий 'ВАУ!' эффект, от которого вы отделаетесь лишь спустя несколько минут. Но поверьте, это будет действительно круто и неожиданно. С вероятностью 90% весь зал удивится вслух вместе с вами.
Музыка в фильме отличная – всегда играет близкая по духу и характеру идущей сцены. Уши не режет, а некоторые композиции и вовсе хочется уже слушать отдельно.
Драма поделена поровну между людьми и обезьянами – у каждой стороны будет как минимум по одной достойной и до слёз пробивающей сцене (по крайней мере по одной от каждого я запомнил навсегда). И что особенно радует, драма не какая-нибудь банальная и сопливая, а действительно трогательная и запоминающаяся.
Работа камеры выполнена неплохо. Нет всех этих 'трясущихся' кадров или наличия каши на экране – камера вполне себе чётко ведёт себя и хаотичности в работе не наблюдается. Чувства дискомфорта быть не должно.
И знайте, несмотря на то, что трейлеры фильма полны экшена, в первую очередь это фильм об эмоциях, о глубоких эмоциях.
И что особенно непредсказуемо в фильме, так это финал. Нафантазировал я себе уже кучу всякого, но вот такого исхода предугадать не мог. Уверен многие останутся в восторге. И конечно же не забывайте о сцене после титров. Благо на этот раз не после всех титров, а через минуту их начала.
Отдельного поклона заслуживают все исполнители роли обезьян - они проделали наиколоссальнейшую работу для этого фильма, именно благодаря таланту motion capture актёров обезьяны и все сцены с ними это нечто магическое и очаровывающее. Даже с трудом верится, что всё это сделано людьми, видимо мы на самом деле потомки обезьян =)
На последок перед оценкой хотелось бы высказаться о хорошем исполнении роли учёного Джеймса Франко. Его персонаж в погоне за мечтой, которая приводит к последствиям, как и в его личной жизни, так и вне её, как положительные, так и отрицательный. К нему со временем приходит осознанность и понимание, но одно всегда остаётся в нём неизменным – любовь к Цезарю и это трогает. И отец героя Франко не менее значимая фигура в фильме, чем кажется, но на понимание этого я оставляю вам.
Без сомнений –
10 из 10
Это впечатляющий, необыкновенный и свежий фильм, который на фоне кучи сиквелов и экранизаций комиксов смотрится как глоток свежего воздуха, несмотря на то, что является приквелом и перезапуском всей франшизы Планеты Обезьян. Смотреть обязательно, иначе теряете главный фильм года – именно за подобные фильмы мы кино и обожаем.
'А я не буду вставлять в заголовок цитату из фильма'
И просто расскажу свои впечатления о фильме. А фильм просто потрясающий! Я конечно надеялся, что будет как минимум зрелищно, но что настолько! Это один из тех немногих фильмов, когда с появления самой первой новости о нем начинаешь отсчитывать дни до премьеры и после просмотра выходишь из зала с ощущением того, что получил гораздо больше чем ожидал.
Идея фильма настолько актуальна и блестяще обыграна, что на другие нюансы можно смело закрыть глаза. То, как режиссер показал отношение человека к животному, которое по сути могло навсегда решить проблему Альцгеймера, достойно восхищения!
Об актерах: Франко, Литгоу и Пинто просто сыграли и ничего нового не показали. Да этого и не требовалось. К слову сказать, как мне кажется, Франко не очень-то и идут такие роли. По мне так он больше комедийный актер, если вспомнить хотя бы 'Ананасовый экспресс'. Ну и конечно же Энди Серкис! Уж незнаю чего было больше - компьютера или самого Серкиса -, но сыграл Энди просто бесподобно! Его Цезарь получился настолько харизматичным и эмоциональным, что не полюбить этого персонажа просто невозможно! Пожалуй единственное, чем может удивить Энди, если сыграет живого человека.
Возможно в мою сторону будет шапкозакидательство, но все таки если сравнивать фильм Бертона и Уайатта, то Бертон может съесть свои трусы и спокойно вытереть рот салфеткой, т. к его кукольный театр ни в какое сравнение не идет с эпическим фильмом Уайатта.
Ну вот я и пришел из кинотеатра, где наконец-то лицезрел один из самых ожидаемых мною фильмов этого года. После очень классного, динамичного и бодрого по всем пунктам трейлера, лично я начал ожидать что-то вроде эпической фантастической драмы, где будет показываться история о трудных взаимоотношениях людей и обезьян. Примерно все это в ленте присутствовало, вот только насчет эпических баталий между агрессивно настроенными приматами и обескураженными людьми было очень мало, хотя и без этого фильм получился очень зрелищным, увлекательным и конечно же интересным. Положительные отзывы как от многочисленных критиков, так и от обычных зрителей также являются примером того, что у создателей получился не шаблонный попкорн муви которое закрывает летний сезон блокбастеров, а наполненная драматизмом и глубиной картина, после просмотра которой впечатления не улетучатся как после тех же «Трансформеров».
В целом кино понравилось, хотя многие люди выходящие из зала были недовольны увиденным, хотя мне все равно что они там говорили, так как фильм снят очень грамотно и качественно, и потом, однозначно достоин зрительского внимания. Вот кстати насчет качества постановки, этот аспект меня приятно удивил, так как молодому и малоизвестному режиссеру Руперту Уайтту удалось за относительно небольшой, для подобного жанра, бюджет сделать красивую картинку, с весьма реалистичными и очень симпатичными обезьянами, а также неплохими финальными сценами, когда банда рассвирепевших обезьян начинает буквально революцию на глазах у зрителя. Короче, Уайтт со своими коллегами справился с поставленной задачей на отлично, что не может не радовать.
Вот кстати насчет самих обезьян. Конечно грим в старых версиях был сверх крут и реалистичен, но и нынешние приматы, нарисованные с помощью компьютерной графики, были очень хороши и достаточно реалистичны. Да и многие другие визуальные эффекты были на высоте, особенно своего апогея торжество спецэффектов достигает ближе к концу, но это и так всем ясно. Несмотря на качество визуальной составляющей, «Восстанию планеты обезьян» чего-то все-таки не хватало, то ли динамики, то ли неожиданного развития событий, так как все весьма понятно и предсказуемо, то ли еще чего, но факт остается фактом, на твердую десятку этот фильм не тянет, но впечатления после просмотра сугубо положительные и приятные.
Немного о сюжетной линии. Молодой и очень талантливый ученый Уилл работает над лекарством, способным помочь миллионам людей избавиться от болезни Альцгеймера, которой болеет его отец, для которого приходится нанимать няню, так как оставлять его одного дома не совсем безопасно. В этот самый момент на работе у Уилла происходит небольшое ЧП: его обезьяна начинает вести себя агрессивно и однажды вырвавшись из клетки убегает, позже самку пристрелили. Вот только позже выясняется что это была не агрессия, а защита своего ребенка, который теперь остался один. Уилл берет малыша к себе и называет его Цезарем. Обезьяна растет и со временем начинает непомерно быстро умнеть. Оказывается гены матери, полностью передались потомству и теперь Цезарь с возрастом умнеет не по дням, а по часам и при любом удобном случае показывает свой высокий интеллект.
Уилл вскоре, в отчаянии вводит лекарство своему отцу, который через некоторое время начал поправляться и зажил счастливо. К тому же герой встречает очаровательную докторшу Кэролайн и влюбляется в неё. Цезарь же в свою очередь со временем начинает понимать что он не член общества, а обычное домашнее животное используемое людьми как подопытная свинка. После одного чрезвычайно активного всплеска агрессивности, Цезарь отправляется в «тюрьму для обезьян». Именно там он окончательно убедился в своих намерениях и решил что люди поплатятся за свою жестокость и несправедливость, ведь только обезьянья революция сможет все исправить и её лидером конечно же становится сам Цезарь, так что апокалипсис не за горами...
Сценарий хороший, но как мне кажется слишком уж простой и предсказуемый. Конечно здесь присутствует и в какой-то степени трагедия, уйма драматизма, море сентиментальности и даже кое-какой юмор, но все выглядит чересчур просто, хотя в общих чертах сюжетная линия хороша, но изюминки в ней все же не хватало. Прекрасно отыграли актеры и начну я конечно же с непревзойденного Джэймса Франко. После номинации на «Оскар» Джэймс стал востребованным актером и наконец-то заслужил любовь и уважение не только зрителей, но и продюсеров. Здесь он сыграл конечно не шедеврально, на на очень высоком уровне, вновь не разочаровав своими актерскими способностями. Вот кто был реально очень крут, так это как ни странно Том Фелтон. Он вновь сыграл злодея, причем очень колоритного и брутального, а образы плохих парней у Тома получаются шикарными и роль надзирателя является еще одним тому подтверждением.
Хороша была и красавица Фрида Пинто, правда свои актерские способности она так и не смогла целиком показать, отлично отыграл Джон Литгоу, которого просто приятно вновь увидеть на большом экране, пусть и в такой необычной роли старика страдающего из-за болезни Альцгеймера, неплох также был и Брайан Кокс, хотя он лично мне мало чем запомнился. Ну и конечно же не забуду похвалить Энди Серкиса, вновь исполняющего роль живого спецэффекта. После Голлума и Кинг-Конга, Серкис блистательно показал (наверное это более точное слово, чем «сыграл») умную обезьяну с наполеоновскими планами. Не знаю много ли после цифровой обработки осталось от игры Энди, но персонаж у него получился великолепным и очень запоминающимся.
Ну а в целом же «Восстание планеты обезьян» очень крепкое, зрелищное и достаточно качественно снятое кино о том, что нельзя обращаться с животными как с вещами для проведения того или иного эксперимента, и о том, что жестокость порождает жестокость. Фильм замечательный, но шедевром его назвать никак нельзя, но мне понравилось, так что оценка такова, а именно:
Обезьянья тема в кино берет свои истоки чуть ли не у самого зарождения кинематографа. В 1933 г. появился первый «Кинг Конг», участью которого стало противостояние человека c природой в образе человекообразного существа, способного чувствовать и любить. История Кинг Конга претерпела множество трактовок в дальнейших интерпретациях, и даже появился новый сходный с Кинг Конгом персонаж – Джо Янг в фильме «Могучий Джо Янг».
Параллельно идеи Кинг Конга развивалась и другая. В 1968 г. Франклин Дж. Шаффнер экранизировал роман Пьера Буля «Планета обезьян», повествующий о разумной обезьяне. Идея разумности обезьяны не прошла бесследно, и в 2001 г. Тим Бёртон снял ремейк на фильм 1968 г. Теперь пришло время современной интерпретации истории разумного существа, коим и стал фильм Руперта Уайатта «Восстание планеты обезьян». В отличии от ремейка Тима Бёртона, творение Уайатта – приквел, открывающий с опорой на научную фантастику завесу на то, как обезьяны обрели разум.
У истоков истории оказывается ученый генетик Уилл (Джеймс Франко), специализирующийся на поиске лекарства от болезни Альцгеймера. Существенным стимулом для его работы оказывается больной отец. После неудачного эксперимента с очередным подопытным на руках Уилла оказывается детеныш шимпанзе, которого нарекают Цезарем. Цезарь на генетическом уровне усвоил «сыворотку разума», а потому с самого рожденья оказывается не простым приматом, а человекообразным существом. Весь сюжет фильма крутится вокруг взросления Цезаря. Сначала он младенец, далее – ему уже три года, а затем и восемь. Во все свои возраста Цезарь удивляет необыкновенными умственными способностями. И все было бы прекрасно в семье Уилла, если бы Цезарь не познал жестокий мир, где обезьяны оказываются угнетенными, и Цезарю приходится встать на защиту обезьян.
Новичок в мире большого кино, Руперт Уайатт, видимо, долго сомневался в том, как наиболее ярко представить своего обаятельного шимпанзе. Об этом свидетельствует частое изменение название фильма по ходу съемок. То фильм носил название «Цезарь», то он назывался «Цезарь: Восстание обезьян», потом было и «Восстание обезьян», конечным стало «Восстание планеты обезьян». Правда, планета обезьянья – перевернутая идея нашей действительности, где обезьяны оказываются человечнее людей, а люди – животными. Именно поэтому в фильме экшен уходит на второй план, а центральное положение занимает драма об эволюции обезьяны в человека и, что прискорбно, наоборот - человека в животное.
Фильм Руперта Уайатта – это в первую очередь драма. Все режиссерское внимание сосредоточено на образе Цезаря. Цезарь поражает своими умилительными умными взглядами, своей говорящей мимикой, детским задором, своей живостью и естественностью. Наверное, весь бюджет фильма ушел на то, чтобы оживить примата с помощью технологии CGI. Цезарь получился настолько настоящим, что способен выжать из зрителя слезу умиления как песик Хатико. Не только образ Цезаря способен покорить зрителя. Актерский состав сыграл необыкновенно слажено как в оркестре. Блистательно показали себя Джеймс Франко, Джон Литгоу (отец Уилла), Дэвид Ойелоуо (гламурный, но безумно харизматичный босс). Уже давно в фильме, претендующем на развлекательность, актеры так не выкладывались.
Драма взросления и обретения разума Цезаря оказывается не единственным преимуществом фильма. Наряду с шимпанзе Цезарем Уайатт презентовал множество различных пород обезьян: от мартышек до самых экзотических, и все они обаятельны, но в то же время страшны для человека. Обезьянки оказываются главным спецэффектом фильма. Презентации милых существ переплетаются с удивительными находками в области поведения приматов, их дружбы, выбора лидера. Не исключено, что создатели фильма очень долго изучали поведение животных, чтобы создать столь грандиозный парад планеты обезьян. Как дополнительные элементы этого парада выступают люди, вызывающие у животных агрессию, благодаря которой обезьянки балуют зрителя необычайными разумными трюками. Трюков не много, потому не стоит надеяться на феноменальные битвы или зрелищные спецэффекты погонь и драк.
«Восстание планеты обезьян» - прекрасный образец технологии CGI. Яркий, динамичный фильм о братьях наших меньших способен покорить любого зрителя своей лиричностью, очарованием и прекрасным образом умного и безумно милого примата Цезаря.
Знаете что приятно? Лето вроде как уже вот-вот закончится, а вот летние блокбастеры заканчиваться не собираются. Никто ни думал, ни гадал, что в 2011 году режиссёр Руперт Уайатт сможет воскресить, казалось бы, уже забытую тематику обезьян-поработителей, которая была открыта аж в 1968 году по одноимённому роману Пьера Буля.
Правда, приквелом это можно называть с некоторой осторожностью. Это скорее перезапуск серии. Такой фильм уже существует и называется 'Завоевание планеты обезьян', то есть идея не нова, но тот фильм немножко по-другому рассказывает события захвата власти над людьми. Но кому какая разница что когда было, давайте к делу.
Ты, домашнее животное? Нет. (с)Доктор Уилл Родман своей обезьяне, Цезарю
Фильм поступательно вводит нас в курс дела, он методично, размерено, открывает одно за другим, не перемешивая события в кашу, не засоряя видеоряд репликами не несущими никакой нагрузки, сдабривая его постоянным действием (не экшеном! надо учитывать, а именно события сменяют одно за другим, показывая прогресс) и в конце, как можно догадаться, обезьяньим спланированным восстанием в Сан-Франциско, сопровождавшимся диким рёвом, паникой среди людей и разрухой. И надо сказать, что Ваш покорный слуга, пишущий эти строки, как полный предатель рода человеческого, 'болел' искренне за обезьян. Ну а как здесь не 'болеть', когда в фильме веришь больше всего компьютерной обезьяне, а не людям. Хотя заслуга конечно здесь человеческая, а именно Энди Сёркиса (обезьяна Цезарь), человеку, который является эдаким Майклом Джорданом в мире CGI Motion Capture графики (кто не понял, это не заклинание, это когда на человека присобачивают датчики движения и он играет роль, но на экране вы видите не человека, а компьютерный образ) Судите сами: Голлум из 'Властелина Колец' - раз; Кинг-Конг Питера Джексона - два; пара видеоигр с той же технологией - три; ну и здесь - обезьяна Цезарь - четыре. Какие тут могут быть вопросы. В тот момент, когда видишь глаза Цезаря в клетке, ты понимаешь: 'Чёрт, похоже, всё уже решено, этот парень не свернёт'. Невероятная игра и вообще в целом переданы повадки обезьян грамотно. Анимация, звук - ты просто как в зоопарке смышлёных приматов.
А как же остальные, что здесь кроме компьютерной обезьяны сыгранной английским актёром больше ничего нет? Есть. Но все те люди, что названы в ролях (это я о Джеймсе Франко, Джоне Литгоу, Томе 'Драко Малфой' Фэлтоне и др.) вообще здесь, по сути 'на подтанцовке'. Они хорошо вписались и это главное, но фильм не о людях и обезьянах, а об обезьянах и людях. Вы будете в прямом смысле наблюдать за эволюцией сознания обезьяны Цезаря, а люди будут там что-то говорить, делать, но в данном фильме до этого абсолютно нет дела - всё внимание на Цезаре и его друзьях. Так чтоб жизнь мёдом не казалась можно кинуть ложку дёгтя в эту бездонную цистерну сладостей. Учитывая суровость обезьянних действий в конце, в самом конце хочется увидеть чуть суровее обстановку, а то уж больно как-то по-героически заканчивается. Хотя вполне себе художественно закрывает картину.
(Уилл Родман) - Если ты вернёшься домой, я смогу защитить тебя.
(Цезарь, вожак) - Цезарь дома.
Могу лишь сказать одно, действительно фильм может не понравиться людям, которые ненавидят обезьян, так как по другому неприязнь к ленте объяснить будет трудно. Наслаждайтесь перезапуском серии. Ну или если не перезапуском, то достойным объяснением того, как же это всё обезьянье мракобесие началось на матушке Земле с учётом того что у нас есть пулемёты, автомобили и прочее. Посмотрите и увидите, что смышлёная обезьяна - грозное оружие и противник.
Вердикт: Людям знакомым с оригиналом, ну или с ремейком Тима Бёртона 'Планета обезьян', посмотреть будет очень интересно. Остальным - не тушуйтесь, смотрите, фильм более чем достойный.
9 из 10
P.S: Богом клянусь, реакция девушки на последнем ряду в кинотеатре на то, что Цезарь сказал 'Нет!' была настолько вдохновенной, зал тихо-мирно, сидел себе, смотрел кино и тут эта сцена и удивлённый крик сзади: 'Что-о-о-о??' и действительно, не ожидаешь. Так и с фильмом вышло, я думаю, вряд ли много людей могло подумать, что получится настолько хорошо и цельно (надеялись многие, но надежды теплятся в нас почти к каждому фильму, это не в счёт), а фильм берёт и удивляет. Класс!
Голливуд в своем репертуаре делает кино с драками, криками, парочкой бум-бам-бахов и упавшим вертолетом, но при этом с таким гуманистским посылом, что синие человечки из «Аватара» покраснеют от зависти. «Восстание планеты обезьян» в очередной раз рисует человеку мрачную перспективу опытов над животными. Исколотые, недокормленные обезьяны, заключенные в клетки площадью менее 4 кв. м, могут представлять человеку большую угрозу, чем существующие на воле в непосредственной близости от мест обитания человека хищники. Опасаясь такой участи человек, истреблял все виды животных, достигнув в прошлом веке в этой сфере промышленных масштабов; испытывал на них лекарственные средства; и даже научился дрессировать опаснейших из них, а еще чуть-чуть и попытается одомашнить бегемота. Борющиеся за права животных голливудские знаменитости и прочие просветители, лишенные необходимости в ежедневной трудовой деятельности, недовольны таким положением пищевой цепочки и результатов естественного отбора, следовательно, не стоит удивляться содержанию фильма «Восстание планеты обезьян».
Тем не менее, фильм получился весьма динамичным. Притом странички в духе передачи «В мире животных» придают фильму шарм. Со времен «Космической одиссеи», в которой Кубрик экранизировал эпизод эволюции, в той части когда обезьяна Адам впервые взял в руки палку, никто не решался показать мартышек таким крупным планом. Предшествующие эпизоды «Планет обезьян», в том числе ироничный фильм Тима Бартона, нервно курят в стороне. Только сейчас техника дошла до такого уровня, чтобы не наряжать людей в обезьяний костюм. Даже похлопать как-то хочется. А вот Тома Фелтона (белобрысый враг Гарри Поттера) жалко, парень явно стал жертвой образа из восьмисерийного семитомного фэнтези, и теперь всю жизнь будет вынужден играть подлецов и злодеев. Впрочем, человеческие персонажи в этом фильме совершенно не важны, взлетевший в 2011 году на пик популярности Джеймс Франко и дебютировавшая в роли пуфика Фрида Пинто уступили главную роль нарисованной обезьяне. Эта техника даже покруче, чем та, что «вашу маму и тут и там передавала».
Только фильм все же грустный. Нет, не бойтесь этого, фильм позитивный, но финальный посыл мрачным получился. Дело не только в том, что после Нолана блокбастеры принято делать слишком серьезными. «Введенный» разум лишил обезьян беззаботной жизни и вывел на тропу войны за конституционные права (даже в Сомали еще не принято так делать, не сочтите за расизм). Это опять же характерно для Голливуда, он не даст необразованным существам возможность лежать на траве и поклоняться «матери всего», он обязательно обременит их необходимостью сражаться за свободу, ведь лишь разумное существо понимает все прелести свободного состояния, например, по выбору себе дома.
Что-то, навереное, есть в фильмах 'обезьяньей' тематики: всегда отличаясь весьма неплохими сборами, серия заработала себе достаточный авторитет во всём мире, и нынешняя картина по счёту уже девятая. Сложно даже сказать, что это: римейк, спин-офф или полный ребрендинг серии. Ведь, по сути, общая с предшественниками осталась только тематика.
Полёты в космос из оригинала отставлены в сторону, и теперь дело развивается весьма 'буднично': некий учёный разрабатывает некую сыворотку, из-за которой некий маленький обезьян становится весьма сообразительным. Однако, уже будучи 'больше чем просто примат', Цезарь (весьма символически названный, кстати) начинает мучаться вопросами самоопределения и поиском собственного призвания в жизни. Разумеется, в дело вмешиваются обстоятельства, и зверь попадает в обезьяний приют, где оперативно становится уже не Цезарем, а почти Че Геварой.
Однако, финал фильма ставит логическую точку так же, как первая часть 'Властелина Колец' - никак. Конца тут пока нет и быть не может. Кино является явным приквелом к последующим частям, в которых потенциал ещё будет и будет раскрываться. Среди зверей, например, обрисованы минимум три ярких характера, которые мелькнули буквально по 5 минут экранного времени: тут вам и злыдень со шрамом, и мохнатый мудрец, и дерзкий вояка. Сегодня все држуно сбежали на волю, но сложно представить, какие перепитии завяжутся между ними завтра.
На таком этапе развития сюжета, понятно, что общества у обезьян нет. Тут они только стая, и никакой 'социальной сатиры' пока быть не может. Тем не менее фильм вовсе не кажется пустышкой: тут вам и самоопределение, и отношения между персонажами, и желание 'продлить жизнь близким', и рассуждения о жестокости человеческой... В общем приличное количество содержания, которого в блокбастерах обычно не бывает.
Помимо совершенно великолепной анимации и прекрасных боевых сцен (основная масса которых сосредоточена в финале) хочется отметить и построение фильма. Тут нарочито игнорируют все последние тенденции Голливуда: нет никакого акцента на любовной линии, нету постоянно юморящего второстепенного персонажа, отсутствует даже эффект 3Д. Полное безобразие, с одной стороны - но взамен мы получаем действительно качественно проработанный сценарий. История Цезаря последовательна, отражает существенные перемены в характере, и уделяет достаточно внимания мелочам. (Например, приятно видеть как к последним кадрам примат упорно начинает распрямлять осанку.)
Хотя, от чего фильм не спасётся - так это от тонн гневных комментариев в духе 'Сходил в кино, уснул, проснулся в конце, и только там драки начались'. Действие действительно размеренное и экшеном не насыщенное, так что любителям 'Трансформеров' вполне может и не понравиться. Зато фанаты Бредберри останутся явно довольны: фантастика-то как жанр возрождается. Дай Бог хорошие кассовые сборы и новую трилогию.