Это,пожалуй,самый первый боевик,который я увидела в своей жизни.Было это лет 8 назад ,и, поверьте, если я не помню его содержания во всех подробностях, то впечатление от него у меня останется надолго.
За столько лет я не забыла то, что Джон Траволта потрясающий злодей, что от его игры мурашки по коже, я не забыла как великолепно сыграл Николас Кейдж роль человека, загнанного в тупик, но нашедшего силы выбраться.Какие сильные чувства обуревают, когда герой Кейджа вспоминает своего погибшего сына, практически невозможно сдержать слезы.
У этого фильма, не пестрящего особыми спецэффектами , есть что-то, создающее потрясающую, насыщенную атмосферу, которую, казалось, можно потрогать руками.
За что так люблю дублированные фильмы 80-х и 90-х, так это за обширный выбор звучащих голосов, за Владимира Еремина, каждая озвучка которого как минимум ну просто приятна, за Станислава Концевича, Кейдж которого во многих фильмах еще более великолепен, ну и просто за профессиональный подход к своей работе всех участников дубляжа.
Что все-таки характерно для боевиков из 80-х и 90-х, так это бесконечные пули в магазинах огнестрельного оружия, меткие и брутально-классные шуточки-подколы, харизматичные исполнители главных ролей, эффектные и невообразимые трюки.
Что еще характерно для боевика Джона Ву 'Без лица', главные роли в котором исполнили самый 'смазливый' красавчик Голливуда Джон Траволта и самый успешный актер семейства Кополлы Николас Кейдж, а всем процессом будет издали руководить сам Майкл Дуглас... Так это то, что главное поле для кинобитвы между Сталлоне и Шварцем 'План побега' 2013 года в наглую! скопирован у 'Без лица'. В наглую! Кто смотрел, тот поймет. Так это то, что 'Без лица', пожалуй, лучшая работа Кейджа за всю его карьеру. То, что эффектные падения, прыжки, перестрелки и клиповая манера съемки характерны не только для фильмов Майкла Бэя с Джерри Брукхаймером. Для меня это то, что Траволта не просто пилот, актеришко с запоминающимся лицом и аналогичной фамилией, но и Актерище с большой буквы 'А'! (Снимаю шляпу, господин Джон!)
Первые минут 30 фильма я просто уповался всем увиденным и тем, как прекрасен этот фильм! Траволта, играющий с одной стороны одну из высоких шишек-правоохранителей, стреляющий и гоняющийся на Хаммере, но в то же время домашний и несколько забавный милашка. Кейдж вытворял что-то невероятное! Такого Кейджа в современных фильмах вы больше не увидите. Николас просто горел своим персонажем! Отдавался ему подчистую! Джон Ву вместил в одну картинку и улётный экшн, и великолепный комедийный оттенок, и семейную добрую атмосферу. Но самое главное ни одного кадра, ни одной секунды в фильме не было лишнего. И в то же время все было просто, понятно и доходчиво. Такого совмещения простоты, красоты и многогранности еще и поискать нужно, но Джону Ву это удалось! Правда, после просмотра всего фильма это ощущение слегка улетучилось в силу легкой бессмертности героев и некоторых ляпов, но тем не менее, фильм великолепен!
Что касается ляпов, то объясните мне, непросвещенному, с какой-такой радости Иван Дубов, несколько часов назад за изнасилование своей жены избивавший Кастора Троя в тюрьме, вдруг резко подрывается после электрического стула! и помогает тому отметелить, рискуя своей жизнью и свободой, всех охранников? Как удалось провести повторную операцию по смене лица, если первая операция была секретной и исполнял её единственный в экземпляре доктор Уолш позже уничтоженный вместе с лабораторией? Почему после прыжка в воду Кастора охранники резко прекратили его преследование, если не видели его трупа... В такой охраняемой тюрьме и такая безалаберность? Про бесчисленные патроны я вообще молчу... Эти легко видимые моменты-просчеты несколько подпортили впечатление от картины, но нисколько не сбавили оборотов этого ураганного экшн-фильма!
Посмотреть есть на что: и на виртуозных Кейджа с Траволтой, и на неугомонную, рвущуюся к скорости света картинку, и на почти постоянную динамику, и на интересный сюжет, да и в принципе на все, что видишь на экране. Интересно также и то, что Кастор и Шон, побывавшие в шкурах своих антагонистов, прониклись к своему новому миру и привнесли в него что-то и хорошее. Кастор, как оказалось, лучше понимает семью Шона нежели сам Шон. Шон же гораздо больше проникся к юному сыну Кастора и матери его ребенка нежели сам Кастор. Тоже немаловажный момент...
Подводя итог, 'Без лица' не просто смотрибельный боевик с комедийным налетом, но и сложная драма двух главных персонажей как в их жизни, так и в них самих. Представить например себя на месте Шона, которого упекли за решетку и нет пути обратно, а у него дома Кастор вытворяет что заблагорассудится и когда свое отражение в зеркале доставляет немыслимые мучения... мурашки по коже. Но 90-е тем и прекрасны, что в любом боевике на место драмы и несчастий придет в итоге самый сладостный...
Как думаете, что может быть самым страшным в жизни человека? Узнать что на твой век придется финальная битва добра и зла? Ну и пусть себе дерутся. Мы человечество и мы выстоим. Быть посаженным в тюрьму? Обладая умом, сноровкой и некоей долей везения и с этим человек может справиться. Оказаться в открытом море окруженным акулами? Ну-у-у всегда существует шанс, что морские хищники уже закусили товарищами несчастного и им больше не хочется. На самом деле самым страшным является то что человек проснувшись утром узнает шокирующую новость – его личность ему уже не принадлежит. Какой-то мерзавец украл у него жену, детей, друзей и работу, в то время как за несчастным охотятся агенты ЦРУ, ФБР, АНБ и других организаций с четким приказом – убить. Вот это по настоящему страшно, потому что в подобной ситуации придется рассчитывать только на себя и любой неосторожный шаг может привести к смерти. И наш сегодняшний фильм как раз посвящен герою, который потерял все, а так же негодяю который это самое «все» приобрел. Итак, это – «Без лица».
Вот уже шесть лет агент ФБР Шон Арчер одержим идеей поймать международного преступника и террориста Кастора Троя, который убил его сына. И вот, когда Арчер уже было отчаялся госпожа удача дает шанс агенту ФБР, которым он и воспользовался. В итоге восемь агентов ФБР погибло, а еще больше человек получили ранения, но Кастор Трой был задержан. Ну как задержан? Преступник впал в кому после тесного общения с Шоном Арчером, но это так издержки производства. Однако даже будучи в коме Трой сумел таки подложить свинью и где-то в городе установил бомбу способную уничтожить все живое на мили и мили вокруг и дабы узнать, где находится сей чудесный девайс Шону Арчеру предстоит стать тем кого он ненавидит больше всего – Кастором Троем. И вот операция по изменению лица прошла успешно и Арчеру даже удается узнать, где заложена бомба и казалась бы победа уже в кармане только руку протяни, но не тут то было! Ибо Трой вышел из комы и не просто вышел, а теперь носит лицо главного героя, работает на его работе, спит с его женой и учит уму разуму его несовершеннолетнюю дочь. Нет, такое никак нельзя спускать на тормоза, но прежде чем отправится мстить, Арчеру предстоит еще сбежать из сверхохраняемой тюрьмы строгого режима, а это еще та задачка.
Итак, давайте познакомимся поближе с героями картины. Первым номером у нас выступает непосредственно главный герой картины Шон Арчер – примерный семьянин, добрый друг и человек которому претит бессмысленное насилие. Да, герой периодически угрожает антисоциальным элементам оружием, но отчетливо понимаешь, что он не спустит курок и не потому что у него кишка тонка, а потому что это противоречит его своеобразному кодексу чести. И даже оказавшись в личине своего злейшего врага Арчер старается, придерживается своих убеждений и в результате этого периодически получает пули. Ну как такому парню не сопереживать?
Вторым же номером выступает Кастор Трой – расчетливый и хитрый человек, которого не заботит ничто в этом мире помимо жизни брата. Кастор идет по миру легко и непринужденно его не мучает дилемма с моральным выбором и по большей части он подвластен настроение – захотел сжег сиротский приют, а захотел перевел бабушку через дорогу. В общем злодей получился достаточно харизматичный и я больше чем уверен, что среди зрителей найдутся те кому понравится Трой куда больше Арчера. Все-таки многие люди любят именно что «плохищей».
Что же касается исполнителей главных ролей, то и Кейджу и Траволте предстояло сыграть не одну, а целых две роли, с чем они справились просто блестяще. Кейдж который в самом начале фильма ведет себя как сумасшедший маньяк-убийца, и когда он же сидя в камере плачет от безысходности создают потрясающий контраст и кто после этого посмеет сказать что Николас Кейдж плохой актер? Что же касается Траволты, то он так же не подкачал и сыграл в этом фильме, пожалуй, одну из своих лучших ролей. Вот он примерный семьянин и любящий отец, а вот он преступник, который руководствуется своим настроением и от которого не знаешь чего ожидать в следующую минуту. Одна сцена, где герой Траволты приплясывает возле бомбы что отсчитывает последние секунды до взрыва чего стоит. Не знаю как вы, а у меня в этот момент в голове крутилась песня «Stuck in the Middle with You» Стилерз Уил.
Что же касается экшн составляющей то на свете существует очень мало режиссеров которые могут превратить насилие в искусство, к счастью, Джон Ву именно такой человек. Все боевые сцены поставлены настолько хорошо и качественно, что оторвать взгляд от экрана попросту невозможно, и ладно бы в фильме было всего несколько таких сцен, так ведь нет, кино больше чем наполовину состоит из экшена и скучать вам, уважаемый зритель, не придется уж будьте уверены.
Подводя итог, хочется сказать, что перед зрителем очередной хороший и качественно поставленный боевик от мастера своего дела Джона Ву. Тут есть и интересный сюжет, и прекрасная игра актеров и отличное звуковое сопровождение, так что если вы по каким бы то ни было причинам еще не видели этот замечательный фильм, то я всенепременнейше советую исправить сие досадное упущение в самое ближайшее время.
Есть полицейский, и есть террорист. Имя одного Шон Арчер, другого зовут Кастор Трой. Казалось бы, что может связывать этих двух людей, помимо того, что один скрывается от закона, а другой и есть закон. Вроде бы ничего, но не до тех пор, пока они не столкнутся лицом к лицу.
Режиссура.
Джон Ву — лично для меня, это имя ничего не значило, пока не посмотрел этот фильм, который он снял шикарно! Потрясающе подобрал актерский состав. И очень не плохо раскрутил сюжетную линию. За камеру дело доверил Оливеру Вуду, который в 1990 снимал Крепкого орешка 2. А вот тут как раз в десятку, ведь Джон Ву отказался от множества компьютерной съемки и предоставил Оливеру Вуду снимать экшен сцены в живую, а их, поверьте не мало. Даже очень много, фильм буквально пропитан ими от начала до конца. Очень удачно выбраны места для перестрелок, гонки на катерах, в общем, тут и говорить нечего, операторская работа на высоте!
Так же хочется отметить композитора Джона Пауэлла, на то время безызвестного. Далеко не шедевр, но очень неплохой дебют для начинающего. Его музыка очень хорошо передала именно то настроение, которое творилось на экране. Именно фильм «Без лица», похоже, дал ему начало в большое кино и позволил уже в будущем писать музыку для таких фильмов, как «Шрек», «Я — Сэм», «Ледниковый период 2» и др.
Актеры.
Что касается актерского состава, то все сыграли здорово, но мне бы хотелось сделать акцент на главных героях:
Кастор Трой — псих маньяк, террорист в придачу, все, что его волнует так это деньги. Богато одет, пользуется авторитетом среди бандитов. Его окружают симпатичные девушки, который в любой момент могут отдаться ему, поэтому меняет их как перчатки. Убийство человека для него лишь забава. По его отношению к брату, можно с уверенность сказать, что это единственный человек в его кругу, которому он доверяет и искренне любит. В общем, уверенный в себе мужчина, который не в чем себе не отказывает и все время на позитиве — именно этот образ закладывается в начальных кадрах, и исполнил который Николас Кейдж и, причем очень хорошо. Этот голос, мимика, его шутки, потрясающе.
Шон Арчер — был до поры до времени преуспевающим мужчиной, пока не потерял сына. Из-за этой потери, он, похоже, совсем лишился рассудка, он даже домой не приходил, а только что и делал, пытался поймать убийцу, месть овладела им напрочь. Он не интересовался жизнью своей дочери, да и то, что попросту происходит дома его не волновало, он даже жену игнорировал. На работе его считали занудой. У него в голове крутится только Кастор Трой, Кастор Трой, Кастор Трой. Образ этого человека изначально исполнил Джон Траволта, и довольно таки не плохо.
Многие говорят, что Траволта злодея сыграл намного лучше, чем Кейдж, с чем я могу с радостью поспорить. Он сыграл и не лучше и не хуже! Траволте уделяется куда больше времени, в образе злодея, но изначально, этот образ исполнил Кейдж. Я лично даже не представляю, как можно играть сперва одного героя, а потом его противоположность! Это очередной раз доказывает, что актеры здесь подобраны гениально!
И что мы имеем в итоге: один из тех продуктов, который можно назвать шедевром в своем жанре! Один из лучших боевиков девяностых! Бешеный экшен, ни отпускающий от экрана, ни на минуту: жаркие перестрелки, захватывающие погони… Отличная режиссура и очень качественная операторская работа с мощнейшими актерами, а именно с Джоном Траволтой и Николасом Кейджомом. Фильм, который оставляет положительные эмоции, можно пересматривать множество и множество раз, и никогда не надоест!
P.S. Нужно уметь не потерять себя и оставаться самим собой!
Я очень часто скучаю по 90-ым. Не только потому что, в них прошло моё яркое и запоминающееся детство, но и благодаря тому, насколько уникальны и поистине великолепны были фильмы того времени. Настолько, что сколько их не смотри, удовольствие всегда неописуемое и эти фильмы можно смотреть хоть сотни раз. Увы чего не скажешь про большинство даже самых добротных современных фильмов, которых хватает максимум на 3-4 просмотра и в данном случае, данный фильм режиссера Джона Ву является одним из самых ярких и запоминающихся явлений не только моего детства, но и той кинематографической 'эпохи видео проката'.
Будучи пионером в жанре боевика, Джон Ву снова проявляет себя во всей красе и создаёт образец той работы, который значительно сильно завышает планку качества фильмов подобного жанра. Во многом из-за очередной попытки мигрировать в Голливудское кино многочисленные элементы китайских боевиков в духе его ранних работ и особенно 'Круто Сваренных'. Будь это в проявлении невероятных кульбитов и выстрелов в прыжке, или же фирменной фишки режиссера со слоу моушеном, рапидом и голубями в разгар самой жаркой перестрелки. Всё это находит эффектное применение и реализацию именно в данной картине. Представляя казалось бы уже немного устаревшее на фоне современных визуальных эффектов зрелище еще более актуальным, нежели оно было на тот момент. Радует более всего то, что фильм лишен обилия визуальных эффектов, снят по старинке и с участием каскадеров и это позволяет с еще большим удовольствием наблюдать за потрясающей постановкой образца 'старой школы'.
Всё это создаёт на экране просто феерическое зрелище. Будь это роскошное вступление в аэропорту, или же потрясающее финальное противостояние двух главных героев. Наблюдаешь за всем этим с замиранием сердца и даже определенного рода повисшей челюстью не смотря на то, что с выхода картины на экраны прошло много времени и смотришь фильм уже сотый раз. Фильм Ву до сих пор крайне актуален, а многочисленные взрывы, разрушения, перестрелки, драки и погони всё же способствуют приливу адреналина в крови при просмотре ленты.
Ну а великолепный сюжет позволяет еще более сильно смаковать от увиденного на экране и максимально сильно абстрагироваться от привычных понятий поп-корн блокбастера. Порой, что бы остановить монстра, надо проникнутся им и самому стать монстром. Если в иных фильмах это имело немного метафорический смысл, то тут создатели картины приняли это понятие слишком буквально и именно это привносит особый изыск в казалось бы обычный и жанровый сценарий. Ведь по ходу развития сюжета, мы видим не только финальное противостояние двух заклятых врагом, но и то, как живя жизнью друг друга, они открывают ранее неизвестные страницы жизни своего неприятеля. Одни вызывают жалость, а другие лишь усиливают желание о скорой расправе.
Ну и естественно главным достоинством картины можно считать великолепный дует исполнителей главных ролей в лице Джона Траволты и Николаса Кейджа, который тащит на себе практически весь фильм. Траволта представляет весьма драматический образ под личиной хорошего парня, но эффектно и потрясающе разыгрывается в образе плохого с привычной ему харизмой и естеством. Николас же наоборот, неожиданно эффектно проявляет себя в образе плохого парня и позже выдаёт сильную игру в привычном для себя образе хорошего парня. В итоге, это тот редкий случай, когда крайне сложно определить, в каком образе, положительном или отрицательном актеры смотрелись куда ярче и кто из обоих актеров выделился круче. Так как оба актера проделали просто немыслимую работу и пожалуй даже неправильно определять, кто из них оказался лучше. Превосходная игра и один из самых эффектных экранных дуэтов всех времен и народов однозначно.
10 из 10
Без лица - это классика проверенная временем и однозначно один из лучших фильмов жанра боевика всех времен и народов. Зубодробительный экшн, необычный сюжет, потрясающий актерский дует Николаса Кейджа и Джона Траволты и многое другое, что сделало данный фильм поистине одним из самых эффектных представителей своего жанра. Настолько, что сколько фильм не смотри, масса удовольствия как при первом просмотре вам обеспечено.
Посмотреть посоветовала подруга. Боевики мне не нравятся, но это что-то особенное. Я нисколько не жалею. Кейдж и Траволта потрясающе справились с ролями. Эдакие плохие парни. По-моему, без них фильм бы не был таким захватывающим. Смотрела хоть и давно, но до сих пор на устах звучат слова, которые пел герой Кейджа:
Я готов к последнему пути,
моя бэйби...
Особенно понравились кадры, когда герои поменялись местами. Трой в обличие Шона приходит к нему домой. А ведь жена и дочь и не подозревают ничего. А жене, похоже, такой муж нравится даже больше. Так я давно не смеялась. Это же надо! В домашнюю коллекцию однозначно!
В середине 90-х годов 20-го столетия подряд появились на свет сразу три зубодробительных и эффектных боевика с участием Николоса Кейджа, которые закрепили его как актера экшен кино. Сначала свет увидела привлекательная своим сюжетом и местом действия - 'Воздушная тюрьма' Саймона Уэста, после, кинотеатры мира покорила сверх-динамичная и бескомпромиссная 'Скала' от самого короля взрывов Майкла Бея, и сразу через год всем поклонникам лицедея посчастливилось увидеть оного в новом для себя, двояком образе, посредством неимоверно эффектного, напряженного и увлекательного фильма 'Без лица'. Стыдно в этом признаться, но расхваленную всеми кому не лень 'Скалу' мне еще лицезреть не доводилось, и на данный момент я могу смело заявить, что именно картина Джона Ву на мой киноманский взгляд является не только лучшим боевиком с участием Кейджа, но так же и лучшим боевиком уже далеких и непременно любимых 90-х. Именно в этой ленте я наконец увидел Кейджа в образе не спокойного и размеренного мужчины с вечно плаксивыми глазами, а вполне себе эмоционального и эксцентричного актера, с легкостью сумевшего сыграть два абсолютно разных персонажа. По сути своей в данной ленте он играет отрицательную роль психопата-террориста Кастора Троя, который однажды пытаясь убрать преследующего его копа Сена Арчера, случайно убивает его сына. Арчер, естественно с еще большей ненавистью и азартом открывает на него охоту, и когда он наконец ловит преступника, выясняется, что тот вместе со своим братом заложил в городе бомбу, но где именно остается загадкой. Чтобы вытащить правду из посаженного за решетку младшего брата Кастора, Арчеру приходится пройти сложнейшую пластическую операцию и в буквальном смысле слова напялить на себя лицо злейшего врага! Но бедняга даже и не предполагал чем это обернется в итоге...
Если разбирать 'Без лица' по косточкам, то можно найти много не состыковок и ляпов - начиная с того, что невозможно очнуться от комы без кожи на лице и спокойно себе ходить и злорадствовать, даже под воздействием сильнодействующих болеутоляющих, и заканчивая мелкими грешками относительно уцелевшей лодки после столкновения с речным судном, а так же откровенно непохожих на главных героев дублеров, выполняющих за них сложные трюки (хоть бы прически подогнали соответствующие). Да, с приходом изображения высокого разрешения все эти огрехи, к сожалению, видны и невооруженным глазом. Но картина настолько захватывает и буквально приковывает своим динамичным и эффектным действом, что прощаешь всю фантастичность и нереальность тех или иных решений, отдаваясь течению невероятно впечатляющего просмотра! Несмотря на не хилый хронометраж, я не помню ни одного провисания в концепции и ни одной сцены, которую можно было бы вырезать. Все здесь настолько четко и выверено снято, что под убегающие после финального эпизода титры так и тянет на продолжительную овацию.
Джон Ву действительно когда-то умел снимать по-хорошему бесбашенные боевики с шикарными сюжетными поворотами и приковывающими в кресло режиссерскими ходами. В ленте огромное количество захватывающих эпизодов! Это и поимка Кастора на взлетной полосе в самом начале фильма, где нам открывается масштабная погоня за пытающимся взлететь самолетом, и до боли увлекательная сцена с операцией по пересадки лица в продвинутой лаборатории, которая поражает впечатляющими визуальными решениями, и побег из тюрьмы с непрекращающимися взрывами и пальбой (чего только стоит прыжок с огромной высоты в море!), а так же, финальное противостояние двух поменявшихся внешностью врагов, которое из тесного помещения церкви, изящно перетекло в сумасшедшую водную погоню на лодках, ну и, конечно же, любимые белые голуби (куда же без них), разлетающиеся по экрану в эффектных фрагментах и еще раз напоминающие нам, что перед нами работа Джона Ву.
А какой изысканный дуэт получился у Николоса Кейджа и Джона Траволты! Мало того, что парни выстроили не на шутку напряженное и волнительное противостояние, убедительно разыграв ненависть и отчаяние в каждом образе, так еще более волнительными и изящными смотрелись их переходы с одной личности, на другую. Как я уже писал выше - Кейдж никогда еще не выглядел столь эксцентрично и одновременно чувственно, - несколько напыщенная манерность с откровенной сумасшедшенкой в облике Кастора, превосходно контрастировала с душевностью и отчаянностью его Арчера. Тоже самое можно сказать и про Троволту, который, будучи являясь по фильму настоящим Арчером, шикарным образом перевоплощался в психованного и неуравновешенного Кастора, при этом играя не только лицом и голосом, но так же, каждой частичкой своего тела. Вот смотришь на этих актеров и понимаешь - а все же не зря они получают свои высокие гонорары. Звезды мирового кино, что тут скажешь. Кстати, в 'Без лица' засветилась одна из моих самых любимых актрис! Да, речь идет о восхитительной Джоан Аллен, чей образ Памелы Ленгли в 'борниане' я считаю одним из самых интересных в кино. На мой взгляд роль преданной и спокойной жены высокопоставленного мужа, идет ей не очень. А быть может просто режиссер и сценаристы не дали актрисе нормально развернуться. Но как бы там ни было, мне, как поклоннику ее творчества было бесконечно приятно видеть на экране эту непременно талантливую и привлекательную личность.
P.S. Пожалуй 'Без лица' Джона Ву составляет достойную конкуренцию взрывным боевикам Майкла Бея, а так же картинам многих других режиссеров работающих в подобном жанровом направлении. Даже скажу больше - по части сюжетных поворотов и закрученных концептуальных ходов, она даже превосходит их! Тут можно с легкостью простить некоторые режиссерские и сценарные решения, которые смотрятся немного надуманно и фантастично, поскольку в целом, лента Ву настолько захватывает дух и поражает своей зубодробительной динамикой и зрелищностью, что под конец хочется скандировать - Браво!
Несмотря на прогресс в области спецэффектов, относительно старенький боевик Джона Ву сегодня смотрится отнюдь не менее зрелищно, чем в 1997-ом, а это – большой комплимент продукту в жанре «экшн». Картин, чья зрелищность не убывает с течением времени – относительно не много, и чем старше фильмы, тем крепче они держат свою марку. Первое, что вспоминается в этой ипостаси – «Вспомнить все» Пола Верховена, а уж потом «Чужой», «Хищник» и, конечно, же, более свежая «Матрица», превзойти которую сложно еще и по причине новаторства, лихо сшитого с отменным стилем.
«Без лица» - не фантастика, фантастический аспект присутствует в этом 99-процентном боевике ровно на оставшийся процент, и, в общем и целом, на фоне преобладающего драйва почти незаметен. А что касается самой идеи, замешанной на обмене лицами между двумя солирующими персоналями, то бредовой ее можно назвать лишь при огромном желании найти соответствующий повод.
Учитывая научно-технический прогресс, постоянные открытия в области медицины, с уверенностью причислять такую операцию к числу «невероятных» имеет право лишь самый посвященный хирург, находящийся в курсе самых свежих разработок. Мы же, «не-медики», осознающие постоянное смешение жанров (все более популярное с конца 90-ых), и не озабоченные псевдо-наукой в жанре «боевик», принимаем данный сюжетный ход без малейшего напряга, и вообще – не заостряем на нем внимания, поскольку оный сюжетный виток был вставлен в полотно исключительно для остроты восприятия и в качестве «связки» между пред- и пост-событиями.
Определенно, детище Ву не стареет с годами, а файтинг-сцены и экшн в чистом виде по-прежнему находится на столь высоком уровне, что претензия на эталонность не вызывает желания оспаривать ее, особенно при наличии бьющего по глазам стиля, а также впечатляющей актерской игры. Ву сделал нечто очень важное: сумел поразить воображение зрителя, имея на руках стандартный набор уже имеющейся атрибутики и инструментов выражения идеи. Он не придумал новых образцов оружия, не изменил ни место-время действия – короче, ограничился минимумом фантастики, выжав до основания жанр «боевик».
Не просто выжал - совершенствовал, грамотно разбавив его вкраплениями смежных жанров. Тут и изрядная доля мелодрамы, чему весьма способствовали по-собачьи грустные глаза Кейджа, и навернутый триллер, и вышеуказанная крупица фантастики, склонения в сторону которой Ву благополучно избежал, не поддавшись соблазну еще сильней «ударить по глазам», и все это лихо накрыто оберткой шикарной стилистики. Чего стоит одна лишь сцена перестрелки в стеклянном доме приятелей Троя под детскую песенку «Over the Rainbow», показанную, таким образом, глазами восьмилетнего ребенка.
Подобной красоты можно встретить не часто, равно как и эмоциональности, не зажатой в рамках чуждого жанра, а развернутой на полную катушку. Циничные личности могут обвинить фильм в излишней «плаксивости», что под определенным углом здорово смахивает на фальшь – просто мы не привыкли к глубоким душевным переживаниям по соседству с перестрелками и драками, и оттого сентиментальные вставки кажутся порой «не к месту». Да, плачут в фильме порядочно, в частности – «положительный» герой Кейджа, но у меня сей факт не вызывает иронической усмешки, более того, в моих глазах драматичность обеих линии позволяет глубже прочувствовать фильм и обнаружить в нем двойное дно. К тому же, драматический аспект предоставляет классную возможность актерам раскрыться там, где игра, как правило, стандартна и штампована. Безумно яркий эпизод – тюремная одиссея в исполнении Кейджа, чей новоявленный «плохиш» переживает кричащий душевный разлад.
Кейдж и Траволта никогда не относились к числу моих «любимчиков», но в этом фильме они оба замечательны, особенно в ролях шикарного мерзавца Кастера Троя. Полицейский, которого также пришлось изобразить обоим актерам, куда более тусклый и «безликий» (sorry за каламбур), чем потрясающий Трой, этакий джокер с пританцовывающей, пружинистой походкой и больной, убитой психикой садиста. Особая сложность в плане лицедейства заключалась в том, что Кейдж и Траволта, изображая одного персонажа, были призваны играть одинаково, копируя мимику, жесты, примочки героя с одного оригинала, и справились с этим на твердую пятерку. Субъективно, Трой Кейджа, поднимаясь на борт самолета, был ярче своего «одноликого» последователя во второй части, но это, извините, лишь апломб визуально-совершенного полуминутного эпизода. Впрочем, даже в роли полицейского, Кейдж примечательнее, опять таки за счет сюжетной составляющей.
Ник Касаветис, друг и подельник Кастера, умирающий от пулевого ранения в шею и смеющийся Трою: «Мы здорово повеселились, правда?», был роскошен, также как и его сестра, крутая телка Джина Гершон – идеальный кастинг на роль «боевой единицы» в бандитских рядах, а заодно и роковой красавицы в стиле Бонни из «Бонни и Клайда».
Фильм примечателен еще и тем, что он зеркален – с равным упорством и тщанием в картине прописаны два мира, хороший и плохой, мир полицейских и бандитов, причем каждый полностью раскрыт и потому морально спорен.
Подобный ход мы уже наблюдали в той же «Схватке» Майкла Манна, где бандиты показаны столь же одушевленными, как и полицейские, а нравственный аспект «живет» на золотой середине. В «Без лица» есть не просто убийцы и воры – есть люди, культивирующие дружбу и преданность в еще более высокой степени, чем в рядах полицейских, а материнская любовь предъявлена еще острее, чем на «светлой» стороне. А братская любовь Кейджа к ботану-брату (умничка Алессандро Нивола)? Момент, когда садист-Трой, плача, завязывает шнурки на ноге мертвого Поллакса, бьет по нервным узлам только так. Из таких мелочей создаются шедевры. Бандитский мир, в который по воле рокового случая угодил Шон Арчер с ликом злейшего врага, открывается ему с новой стороны так же, как и зрителю, причем изумление, переходящее в смутную симпатию, практически идентично.
Воровская оппозиция в картине Ву представлена гораздо колоритнее, и оттого «хорошие» теряются на фоне «плохишей». Жена Арчера, на редкость старая и непривлекательная Джоан Ален, фиксирующая в дневнике даты супружеской «постельности» выглядит жалко. Могу представить гармональный взрыв в теле Арчера при виде Гершон после многолетнего супружества с такой особой. Одно приятно – дочка-вурдолачка полицейского в исполнение Доминик Суэйн получилась прикольной.
Итог: Ву создал неоспоримый шедевр в рамках жанра, пересматривать который – одно удовольствие, и удовольствие это не «измельчается» с течением времени. Эмоциональный удар, наносимый картиной, не только не портит ее – он придает ей исключительность, заставляя проникаться там, где как правило, мы просто наслаждается красивым боем. Идеальная красивая, выверенная работа, заслуженно получающая высший балл.
Джон Ву сотворил что-то невероятное. Он сделал настолько классный фильм, что я могу пересматривать его хоть каждый день, но он мне никогда не надоест. 'Без лица' был просмотрен мною уже около пяти раз, и как бы мои вкусы в кино не менялись с годами, это кино нравилось мне всегда - даже в раннем детстве он мне очень сильно полюбился, потом мне стали нравиться другие фильмы, но он по-прежнему оставался одним из моих любимых. В любом возрасте я восхищался этим фильмом, потому что он великолепен.
У Николаса Кейджа очень много хороших фильмов, во многих он старался, и его актёрское мастерство по-настоящему было классным, но в картине Джона Ву у Николаса, как я считаю, получилась лучшая роль. Он сыграл блистательного и неповторимого Кастро Троя, отличного злодея, который делает настолько детально проработан, что, скорее, радует своим появлением, а не раздражает. Несомненно, великолепный Джон Траволта сыграл роль злодея ничуть не хуже. Ему очень к лицу играть антагониста, причём такого уровня. Конечно, роль Шона Арчера у него также получилась на ура, где и раскрывается вся драма, которую и дополняет отличнейшая роль добряка в лице Кейджа. Его эмоции всегда на высоте. 'Без лица' смешал в себе отличного злодея в роли двоих людей также отлично, как и отличного протагониста всё ещё в роли двоих людей.
И ведь не только отличной актёрской игрой лента может похвастаться, но и очень классным сюжетом, который хоть и без тайн, но по-прежнему интересен, великолепной постановкой, на которую хочется смотреть и смотреть, отличным повествованием с интересными моментами, коих уйма, прекрасной музыкой и классной операторской работой.
'Без лица', возможно, - лучший триллер на планете, который смешал в себе всё самое лучшее, поэтому его стоит посмотреть, и можно даже не один раз.
Описать боевик 'Без лица' одним предложением совершенно не трудно: это - классический Джон Ву, но с Голливудскими актерами. В принципе, больше говорить и не надо: заигрывания со временем, множественные аллюзии и понятное, даже простое построение метафор, чрезмерный пафос и дыры в повествовании, которые, в отличие от ран героев, не заживают спустя минуту экранного времени. Если зрителю нравится стиль, он готов к гиперболизации почти всего, что имеет место быть в фильме, если мастерски поставленный экшен и красочные перестрелки в 'слоу-мо' снятые на 'натуре' вызывают неподдельный восторг или хотя бы чистейшее чувство удовлетворенности от просмотра, то тогда данный фильм просто надо брать и смотреть. Лично от себя скажу, что я - один из этих зрителей.
Понимаете, в некоторой мере данное кино послужило отправной точкой для популяризации фигуры Джона Ву на Западе, его однозначным успехом после неудачного дебюта с 'Трудная мишень'. Тогда как постановщик уже был фигурой значительной в восточном сегменте кинематографа, западный зритель лишь краем уха слышал о, например, 'Круто сваренных'. Однако 'Без лица' это изменил, вместе с тем и самостоятельно приобретя культовый статус. Этот фильм - квинтэссенция абсурдического пафоса, который подаётся зрителю со столь серьёзным видом, что не смериться с ним и не начать воспринимать все так, как есть, очень трудно. А ведь в плане получения наслаждения от просмотра данного фильма эта деталь - основополагающая. Это не значит, что фильму следует прощать его ошибки в логике повествованиях, его проблемы сценария и выстраиваемого микромира, его натянутость в плане отображения персонажей - нет. Эти пункты должны сохраняться в голове, как глупость киноленты, на основе информации на которой и следует строить догадки о том, на какого зрителя этот фильм рассчитан, и каким произведением он сам себя показывает. Это значит лишь то, что в тех аспектах, которые лента сама обозначает свою силу, в тех аспектах, которые выявляет картина как свои основные положительные стороны, она взаправду хороша и на призыв от фильма получать удовольствие от данных аспектов следует все же отвечать положительно.
Сказать про данный фильм нечто новое очень трудно и на лавры первооткрывателя я не претендую, однако кое-что от себя все-таки добавлю ибо заметил одну примечательную деталь: в границах своеобразного отражения нашей реальности, которое создаёт в своих лентах Джон Ву, главные актёры 'Без лица' справляются с возложенными на них задачами просто более чем мастерски. Николас Кейдж (Кастор) и Джон Траволта (Шон) ввиду интересной, совершенно сюрреалистичной идеи, лежащей в основе сюжета, показывают двух героев с совершенно разными характерами, являющимися крайностями архетипов. А затем они резко меняются местами и вот уже актёры работают с иным материалом, вместе с тем на экране изображая кризис самосознания как личности. Новой ли? Старой ли? Понимание себя прежнего в рамках себя настоящего внешне совершенно отличного от пресловутого прежнего - на подобной основе рождаются идеи сродни сюжетным пассам небезызвестного 'Олдбоя'. И, главное, на этой основе актеру при игре взаправду будет где подтвердить наличие у себя таланта, а в фильме Джона Ву ещё и развернуться с экспрессией, вместе с тем не забыв и о толике реализма, серьёзности, актуального нравственно-поучительного комментария. И главные актёры в подобных рамках показали себя заслуженно. Что у Траволты, что у Кейджа роль в 'Без лица' - одна из главных, самых выразительных и запоминающихся в карьере.
Думаю, тут сказать больше я ни то, что не могу - просто более ничего говорить и не следует: посмотрите сами, коль 'Без лица', столь яркий образчик кино-боевиков 80-90-ых, прошёл мимо вас и оцените старания создателей самостоятельно. Это того стоит.