К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я никогда не любил фильмы, которые 'начинаются с конца'. В данном случае картина начинается с закадрового текста, повествующего, что главный герой погибнет. Это безусловно некоторая вкусовщина, но для меня события такого фильма становятся сразу куда менее интересными.

Тем не менее - жанр 'Баллады о солдате' я бы обозначил как 'военная роуд-лавстори' - потому как весь фильм главный герой добирается в родную деревню к матери, по пути встречает разных людей, попадает в разные ситуации и встречает свою любовь. Типичная такая дорожная романтическая комедия с грустным концом.

Персонажем солдат Алеша является сугубо искусственным - он и простак, и поможет всем, и смелый, и скромный, и хозяйственный, и за Родину голову сложит. Если не смотреть на это сквозь призму пропаганды - то вполне привычный персонаж для жанра, пусть и весьма картонный.

Словом, если оценивать этот фильм объективно для того времени, когда он был выпущен - то это будет фильм, хорошо снятый, с неплохими актерами и простым посылом. Если же оценивать его сейчас - то снято огромное количество фильмов, которые однозначно лучше раскрывают и аналогичных персонажей, и аналогичные сюжеты. Поэтому посмотреть фильм 'для галочки' - можно, но не ждите от него ничего гениального.

11 октября 2020 | 20:16
  • тип рецензии:

Недавно здесь на сайте запустили голосование по главному фильму о войне. Конечно, если выбирать самый популярный, то это «В бой идут одни старики», если самый пронзительный – «А зори здесь тихие», по-настоящему культовый – «Летят журавли». У каждого, кто голосует – свои доводы. Но если принять во внимание не только эмоциональные, но и рациональные доводы, мой выбор за драмой Георгия Чухрая «Баллада о солдате» (1959).

Советский кинословарь в 1987 году писал об этом фильме, что он стал важной вехой в развитии отечественного киноискусства, а «в образе Алеши Скворцова воплощались важнейшие черты характера советского человека, воина, утверждались принципы новой морали». Действительно, именно такие фильмы, как «Баллада о солдате» или «Летят журавли», смещали фокус с абстрактного народного подвига, который зрителю сложно осознать в принципе, на конкретного человека –почти незаметного на фоне глобальной войны, но такого настоящего во всем. Алеша Скворцов – это собирательный образ солдата, который ничего не успел: ушел на фронт со школьной скамьи, остался в где-то там, на полях сражений и в списках пропавших без вести. Сколько их таких было – тоненьких, как стебелек, чистых, как родниковая вода, сейчас, через семьдесят пять лет, не только не сосчитать – уж и не вспомнить всех…

Образ этого по-хорошему наивного и бесконечно юного героя Георгий Чухрай, подобно мастерам Высокого Возрождения, пишет на фоне эпичного пейзажа, занимающего не менее важно место в картине. Это пейзаж войны: покалеченные солдаты, переполненные поезда, разбомбленные полустанки и страх не успеть спрятаться от бомбежки. А еще первая любовь и такое неистребимое желание жить. Снятый в соответствии с оттепельными принципами художественной деликатности и нравственной бескомпромиссности, «Баллада о солдате» с каждым годом обретает новое измерение – чем дальше мы от него, тем колоссальнее он нам видится.

Пересматривать этот фильм часто не получается – кажется, что сердце не выдержит. Но вспоминая эпизод за эпизодом, удивляешься тому, что такое человечное во всех отношениях кино, эпичное и по главному своему посылу вневременное, родилось из первоначального сценарного замысла снять фильм о героическом труде в тылу. Но чуткий режиссерский взгляд иначе расставляет акценты – не потому что не нужно про героический труд в тылу, а потому что и об этом можно рассказать не плакатно и пафосно, а так чтобы каждому зрителю после фильма показалось, что все это касается его лично.

Спустя почти десять лет после «Баллады о солдате» Франко Дзеффирелли использует тот же режиссерский ход, что и Чухрай: взять молодых и никому не известных актеров, ровесников своих героев, актеров, которые и играть-то еще толком не умеют и поэтому всерьез живут эту предложенную им жизнь. Владимир Ивашов к началу съемок учился на втором курсе ВГИКа, Жанна Прохоренко была студенткой театрального училища МХАТ. Это потом они станут лицом своего поколения, признанными и награжденными, а сейчас в фильме они явились нам без ненужного обоза предыдущих ролей, образов и амплуа, они были здесь в какой-то степени даже самими собой. Это не просто эффект приближения героя к зрителю – это игра на наших оголенных нервах, так близко мы к героям, кажется, еще не находились.

Картина об простом русском солдате Алеше настолько «въелась» в наше сознание, что образы, порожденные ею, и те, которые родились помимо фильма, различить уже невозможно. И потому, наверное, для меня знаменитые слова Роберта Рождественского – это продолжение «Баллады о солдате» Георгия Чухрая:

Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет - мало,
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама!»

03 мая 2020 | 17:20
  • тип рецензии:

— Разложились здесь! Тушёнку жрёте?!
— Хочешь, я тебе ещё банку тушёнки дам? Две?
— Оскорбление личности тушенкой замазать хочешь?
— Хочешь, я извинюсь?
— Ладно, давай тушёнку.


И снова в Топ 250 советский фильм о войне. Понятное дело на эту тему было было снято достаточно много фильмов, и большиство из них очень даже неплохие. Однако именно этот фильм оставил меня равнодушным. Но обо всем по порядку.

Обычно я пишу коротенький синопсис от себя на фильм, но думаю в этот раз это будет лишним. Вряд ли найдутся люди не знакомые с этой историей. Однако если такие есть, то лучше будет наверно ознакомится с фильмом самому, ибо я могу быть необъективен при оценке.

Фильм неплох. Весьма неплох. Сюжет достаточно интересный и захватывающий. Где то даже непредсказуемый, но с пометкой «особо не вникать в детали». Ибо ляпов и несоответствий достаточно много, и при глубоком, вдумчивом просмотре это может испортить впечатление от фильма.

Я не берусь оценивать актерскую игру, ибо временной промежуток в котором снят фильм породил целую кучу звезд советского кинематографа, и сказать что кто то переиграл или наоборот не дотянул, было бы кощунством с моей стороны. Что от от актеров требовалось — то они и выдали. Ни больше, ни меньше. Конечно есть персонажи, помимо главного героя, которые выделяются, но не буду заострять на этом внимание.

Фильм достаточно неплохой, но как то теряется на фоне других, более успешных советских фильмов о войне.

5 из 10

21 мая 2017 | 14:59
  • тип рецензии:

Очень хороший фильм, добрый, светлый чувствами, хоть речь идёт и о войне. Самое интересное в этом фильме - это любовь как ни странно, симпатия. Всё держится на уровне взглядов, прикосновений - здесь нет пошлости или страстных поцелуев, но есть что то большее. То как актёры сыграли влюблённую пару, достойно аплодисментов стоя.

Эта история не имеет какого то захватывающего сюжета - она смотрится легко. Я не сказал бы что этот фильм уж сильно интересный или не интересный, на любителя или не на любителя, это фильм для всех - моё мнение. Каждый должен посмотреть его.

Я рад и горд за это кино, за то что оно отечественное и такое искреннее, и более того заслужило множество наград, даже и за рубежом.

Очень хорошее кино. Моя оценка 10 из 10 в области нейтральности

18 марта 2010 | 17:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: