К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несколько странноватый фильм снял Константин Наумович Воинов. Сценарий написал талантливый русский писатель Александр Евсеевич Рекемчук, чьи произведения я с огромным удовольствием иногда перечитываю. 'Освоение Севера, работа геологов, строителей, нефтяников для Рекемчука - не поверхностное, 'командировочное' знание, а результат пережитого, близких наблюдений, которые он продолжал углублять в течение многих лет и во многих произведениях. Первыми значительными произведениями, которые ввели его в большую русскую литературу конца 1950-х - начала 1960-х, были повести 'Время летних отпусков' (1958-59) и 'Молодо-зелено' (1960-61), привлекшие к себе внимание критики; опубликованные вначале в газеты Ухты и Сыктывкара, они тогда же были перепечатаны в московском журнале 'Знамя'. (В. М. Акимов)

Режиссёр отчасти неожиданно подал материал литературного произведения. Лично я двумя руками 'за', касательно киноинтерпретации повести, хотя некоторые сцены оставляют в откровенном недоумении. Для писателя Рекемчука люди всегда были на первом месте, а уже потом - работа, долг, план. И это правильно, потому что все эти три понятия без конкретного человека ничего не значат и ничего не стоят. В фильме много разнотипных персонажей, - преимущественно мужских. Женских всего два, но зато каких! Старший геолог, исполняющая обязанности заведующего промыслом Светлана Ивановна Панышко (Раиса Куркина) и оператор скважины Анна Ильинична Горелова (Татьяна Конюхова). Объединяет их не столько работа на промысле, сколько личные взаимоотношения со старшим механиком Глебом Гореловым (Валентин Зубков), по меткому выражению рабочих - 'разгуляй и пьяница'.

В который раз приходится удивляться женскому терпению и самоотречению, в угоду спасения таких вот 'талантливых пьяниц'. (Слова Анны: 'При живом мужем вдовой осталась...' и почти тут же: 'Если б вы знали, каким он БЫЛ парнем...', а затем: 'Что ж мне из-за него и светлого дня не видеть, что ли?..') Я специально выделил слово 'БЫЛ', потому что настоящий мужчина никогда не променяет любовь (даже ДВЕ любви!) и двух сыновей на полстакана сивухи. Поэтому персонаж Глеб Горелов для меня - пустое место. Что есть, что его нет - всё едино. Кстати, в картине многие мужские персонажи вроде как 'с червоточинкой' - ну, не лежит душа к ним. Не лежит, потому что хоть и мужики, а ведут себя хуже баб. На их фоне Светлана и Анна выглядят словно маяки на горизонте - далеко, а светят ярко!

Появившийся к концу картины Владимир Этуш - Самед Ибрагимович Мамедов - сыграл великолепно, на несколько минут успев перенести зрителя в неповторимую атмосферу 'Кавказской пленницы', которую Леонид Гайдай снимет лишь через шесть лет. Владимир Этуш здесь тоже кабинетный работник, но до чего 'сочный' и колоритный! Финал вроде как всё расставил по своим местам, оставив лишь слабый привкус горечи, что в жизни всё бывает совсем не так, как нам хотелось бы...

11 января 2016 | 13:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: