После «Невежественных фей», или же «Феерии непонимания», не то чтобы совсем всерьез, но все же заинтересовалась творчеством Ферзана Озпетека. Название этой картины также сильно отличается от оригинального («Блуждающие мины»), и на этот раз оно совершенно не попадает в цель. Потому что именно оригинальное название как нельзя лучше отражает идею фильма и подходит ему.
Итак, история двух братьев, которые в любой момент могут просто «подорвать» свою семью, представленную прежде всего в лице консервативного отца. Он же, в свою очередь, сидит на минах, сам этого не знает, да и знать не хочет, потому и обманывать его годами не составляет никакого труда. Остальные персонажи тоже «не отстают», но выделить хочется эксцентричную тетю Лучану и, по-настоящему, самого главного человека — бабушку. В этой героине целиком воплотилась одна из идей фильма — улыбаться в лицо беде. Все члены этой семьи и трагичны и комичны одновременно. А легенькая история постоянно балансирует на грани печали и немного нелепого юмора.
Фильм очень ярко акцентирует внимание на том, что в Италии действительно есть, и в немалом объеме. И режиссер турецкого происхождения видит это своими обоими вооруженными глазами. Ведь если заглянуть поглубже, отец семейства переживает потому что сын — гей, далеко не из-за того, что он - гей, а что все в городке узнают об этом, и какой это будет страшный позор для уважаемого человека. Оттуда, как говорится, и растут ноги у проблем этой семьи. Да и у многих других семей, богатых и не очень, и у отдельных личностей, потому что в каждом городишке есть свое всевидящее око, которое не спит, а активно сотрудничает с «сарафанным радио». Для людей, вечно голодных на новости, подобное событие - действительно эффект разорвавшейся мины. Для «главных героев сводки» - от легкой контузии до падения этой самой мины на голову. Отличная иллюстрация этого явления - короткая сцена в магазине, замечательная, совершенно не карикатурная, а именно, очень реалистичная ситуация, когда Лучана вместе с матерью главных героев обмениваются любезностями с давними знакомыми. В жизни это, конечно, порой доставляет немало неприятностей, ну а в кино вызывает улыбку.
В итоге «Феерия непонимания» мне понравилась намного больше «Холостых выстрелов», даже несравнимо. Причина - в персонажах этого фильма. Я выделила бабушку и тетю, остальные герои были как-то не очень выразительны. Если говорить об оформлении, то картинка — приятная, атмосфера - солнечная. Звучит немало неплохой музыки, на этот раз - без турецких мотивов или их было совсем чуть-чуть, что я и не заметила. Но «Феерию непонимания» очень украсила замечательная «Grazie alla vita”, написанная Виолетой Паррой — автором с трагической судьбой, которая этой песней поблагодарила жизнь, за все, что она ей дала. Примечательно что в «Феерии непонимания» она звучит в исполнении Габриэллы Ферри, которая также, как и автор песни, свела счеты с жизнью. Вот такой песни-драмы или «драмы под песню» в «Холостых выстрелах» нет.
Сюжет прост, но в этом как раз его очарование. Приятной получилась концовка. В, казалось бы, неподобающем случае, на лицах вдруг начинают проступать улыбки, медленно, робко, но искренне, создавая ощущения, что, наконец-то, «глупые герои начинают понимать». Мне это даже напомнило улыбку Кабирии, как символ продолжения жизни, но уже какой-то другой, лучшей.
У меня уже сложилось ощущение, что если режиссер Озпетек — кино будет о геях. Но если все же искать проблематику в этом фильме, чего делать мне совсем не хочется, в виду его легкости и непринужденности, то дело - не в геях, а в сплетниках. Все-таки, зло — они.
Оперность в кино – это «хорошо» или «плохо»? Могут ли острые темы, проверяющие общество на толерантность, стать предметом изображения в кино, не опускаясь на дно пошлости и предрассудков? Насколько модна и востребована современным зрителем трагикомедия? Пытаться отвечать на эти вопросы – значит, писать отдельное большое эссе с претензией на большой охват материала и всесторонний анализ. Здесь же краткая рекомендация к просмотру. «Холостые выстрелы» - одна из неоднозначных работ итальянского режиссера турецкого происхождения Фернана Озпетека. Три вопроса в начале этого текста уже содержат вполне ясную характеристику фильма. Эта драма, безусловно, понравится тем, кто любит много музыки в кино. Любители одновременно посмеяться и посочувствовать главным героям также оценят картину по достоинству. Многим понравится то, как это кино сделано, но совершенно не понравится то, о чем оно. Даже если Вы такой зритель, то не поленитесь и посмотрите «Холостые выстрелы» все равно, хотя бы для того, чтобы составить свое собственное, уникальное мнение о мастерстве Озпетека.