К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Роман Олкотт был прочитан двести лет назад, об экранизации слышалось и читалось не единожды, а вот руки добрались до moovie лишь на днях. В главных ролях Вайнона Райдер и Гэбриел Бирн, да-а… Поклонницы Бирна, предупреждаю, вас ждет серьезное замешательство вплоть до последней десятиминутки фильма, потому как даже я, знающая Бирна, но не особенно влюбленная в него, отыскивала сего актера среди героев/персонажей очень долго. Сначала среди главных – нет его! Потом среди второстепенных – снова нет! Даже поневоле засомневалась – неужели я его не узнаю? Неужели за пятнадцать лет он так кардинально изменился?

Ан-нет, вот ты какой, северный олень, причем с теми же морщинками и изрядно поношенным фейсом, что и сейчас. Привлекательный, не спорю, но в плане актерской игры все такой же «скованный незримыми цепями», невыразительный и блеклый. Несвободный, зажатый. Посмотри на Вайнону – девочка тебе в дочки годится, а лицедейство ее напоминает неукротимые силы природы, свежий, сильный ветер – умеет! Люблю Нони, молодчина-девочка. И почему так бездарно разменяла купюру карьеры на мелочь?

Сюжет простой до примитивизма, серьезным, взрослым людям история жизни четырех сестер-подростков во время Гражданской войны в США может показаться очень скучной, и не только потому, что предполагаемая читательская/зрительская аудитория – лет 10-15. И даже не из-за вопиющей наивности повествования (каждодневная будничная детская жизнь показана в мельчайших деталях); все дело в поучительном мотиве, который красной нитью проходит через все повествование, и зачастую выглядит очень навязчивым («не в деньгах счастье», «можно быть бедным, но счастливым», «с милым рай и в шалаше», «поделись последним куском хлеба с тем, кому живется еще хуже» и т.п.). Детскость, как раз таки, легко объяснима: рассказ о девочках-подростках ведется если не от первого лица, то очень приближенно, т.к. мир за окнами скромного жилища показывается глазами детей. Дети эти положительны сверх всякой меры, существование их не отличается событийностью, и потому две трети сюжета до боли предсказуемы и спокойны. Спокойны, как труп. Гимн «усмирению плоти и духа», а также «каждому воздастся». Зато потом, после спасительного 4-летнего скачка в будущее, когда девочки взрослеют, смотреть становится на порядок интереснее – вроде и действие какое-то завязалось, и движение обнаружилось.

Вайнона зажигает. Ее Джозефина (Джо) изначально была представлена как наиболее энергичный, яркий, творческий персонаж, и по мере подбирания к финишу, история все больше и больше начинает вертеться вокруг нее. Смотреть – удовольствие, впрочем, появление Нони на экране всегда приносит мне радость. Эмми, героиня Кирстен Данст, - вторая по выразительности, но только в моем восприятии, и только потому, что в небольшом своем возрасте уже успела отличиться. Когда она злится на Джо и с ненавистью выкрикивает в адрес сестры угрозы, я почти вижу вампирские клыки под ее верхней губой, и жду, когда она с ножом подскачет к той, чтоб резануть по горлу. Боже мой, какой зловещей была внешность Кирстен в детстве, особенно застывшая улыбка на неподвижном лице – так и вертятся подозрения, что с этой крошкой что-то не в порядке. И если другие сестры внушают доверие, то эта… нет у нее определенно какие-то тараканы в голове. С возрастом это прошло, и теперь я симпатизирую Данст всецело - не пустышка. Кристиан Бэйл тоже, помнится, впоследствии стал «Американским психопатом», но тут довольно безобиден (они, кстати, пара по фильму. Рыбак рыбака…)

Бэт, тихую, милую Бэт (эпитет «добрый» применять бессмысленно, там добрые все) отыграла Клер Дэйнс, хорошая актриса и приятная девочка. Впечатлившая меня в «Сценической красоте» («Красоте по-английски»), она чуть подмочила репутацию «Продавщицей», но это – дело поправимое. О Мэг сказать почти нечего – она вышла за нищего, но достойного гувернера Эрика Штольца, продемонстрировав высокие моральные принципы. Молодец? Ее пример – другим наука, но, боже мой, какая скука…

Кстати-кстати, те, кто читал книгу, обратят внимание, что фильм выходит далеко за пределы очерченного литературного творения, или это я читала лишь первую часть романа? Нет, так что создатели киношного варианта «Маленьких женщин» подвели черту так, как сочли нужным с учетом потребительского спроса (как я уже говорила, без последней трети история заметно проиграла бы), однако поверить в то, что Лори, столько лет беззаветно влюбленный в Джо, в итоге умудряется искренне полюбить ее сестру – сложно. Маневр притянут за уши и неправдоподобен. А что до самой Джозефины и профессора Бирна – ну… Всякое в жизни бывает, и для нее, возможно, это лучший вариант.

Только зачем, господа, все снова портить кричащей, навязанной коммунистической моралью? У меня ничего нет, Джо, мои руки пусты, - виновато улыбается профессор. Теперь уже нет! - в слезах восклицает та, вкладывая свою ладонь в его. Какая гадость, право слово. Вы уверены, что Олкотт не была советской писательницей? Может, наша Осеева под ником Олкотт продавалась на Западе?

Итог: фильм, не смотря ни на что, довольно приличный. И, что бы я ни говорила, понравился мне хотя бы тем, что в далеких 90-х свел вместе молодых, но очень хороших актеров, каждый из которых потом пошел своей тропой. Уютная, теплая, семейная атмосфера фильма и замечательная Вайнона Райдер по всем статьям перекрывают минусы картины. Современные дети фильм не поймут, и не оценят, а родители с легким скепсисом сделают необходимые скидки и даже, возможно, посмотрят разок без усилий.

8 из 10

21 июля 2007 | 12:09
  • тип рецензии:

Обожаю этот фильм, смотрела его миллионы раз, и еще столько же посмотрю. Очень напоминает старинные открытки с рождеством. Все очень красиво. Великолепно как всегда ВР. Очень понравилась Кирстен Данс. Вообще очень душевное кино.

17 марта 2006 | 14:49
  • тип рецензии:

Хорошая экранизация-хорошей книги. С потрясающей командой актеров. Такой задушевный женский фильм.

31 октября 2005 | 12:37
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: