Фильм 1972 года когда уже вовсю было цветное кино, но этот фильм черно-белый. Намеренно его состарили. Сейчас такие фильмы не в моде, их не смотрят современные зрители. Фильм для думающего зрителя и очень-очень под настроение. Режиссер собрал гигантов советского кино Высоцкий, Терехова, Шакуров, Кайдановский, Джигарханян, Соломин. И они выдали. Фильм похож на документальное кино, просто не замечаешь актерской игры.
Мысль и идея фильм на все времена - проще умереть героем или остаться жить и быть героем. У главного героя именно такой выбор - тюрьма, но чистая совесть или обеспеченная жизнь, но муки совести. Он совершил много ошибок в мирной жизни, но свою последнюю ошибку совершить просто не может, лимит доверия исчерпан, дальше точка невозврата. К совести взывает тройка погибших друзей. И он мог погибнуть ещё давно, на войне. Но его оставили жить, друзья оставили жить за них за всех. Но не таким они хотели видеть своего друга, совсем не таким. Можно обмануть кого угодно и придумать оправдания своих низких поступков, в которые поверит кто угодно. Себя только обмануть нельзя.
Кино и политическое и психологическое одновременно. Было в Америке время 'охоты на ведьм',когда известные люди должны были доказывать свою лояльность и сдавать/не сдавать друзей. Меня удивило, чти это написал Симонов, казалось что это пьеса американского писателя. Не могу советовать этот фильм к просмотру абсолютно всем, но то что и Высоцкого и Шакурова вы увидите с новой стороны - это точно.