'Доброе слово потомков – вот всё, на что мы надеемся'...
Этот фильм буду любить всегда. Истинно наш, российский фильм, с истинно российским колоритом, повествует о трагических событиях далёкого 1825 года, но без которого история Российской империи была бы не полной. 'Звезда пленительного счастья' это настоящая, большая работа по настоящим давно произошедшим событиям. Снято с большой долей исторической достоверности, с прекрасной работой костюмеров и реквизиторов. Воссозданы крайне тщательно многие исторические детали.
Трагедия и подвиг декабристов ещё не одно столетие будет оцениваться и переоцениваться историками. Сейчас, вследствие новых исторических реалий эта тема звучит несколько тише. Скорее совсем редко вспоминаются те события. Но тем ценнее киноработа. На экране остались кадры, рассказывающие о том восстании. И о том, как богатые, изнеженные, изысканные женщины бросили все свои привилегии и последовали за своими мужьями в холодную Сибирь. Где их ждал суровый, жёсткий, далёкий от привычной роскоши, быт. Как странно звучит эта тема сейчас, когда на экранах сплошные материальные разборки и делёж денег между богатыми мужьями и их жёнами - содержанками. Но я не сужу тут современниц. Из любого правила есть исключения.
Фильм о подвиге декабристов и их жён, последовавших за ними.
Фильм 'Звезда пленительного счастья' - уникальное произведение. События на Сенатской площади сделали участников этих событий героями. За ними героями стали их жёны, оставившие достаток, детей, родных и пошли в далёкую Сибирь, чтобы разделить участь своих мужей. А ведь тогда Сибирь была совсем не такой как сейчас. Для каждой из них это было суровое испытание. Фильм собрал удивительный звёздный состав: Наталья Бондарчук (Мария Волконская), Олег Стриженов(князь Волконский), Игорь Костолевский (поручик Аненков), Алексей Баталов (князь Траубецкой), Ирина Купченко (княгиня Трубецкая), Василий Ливанов (Николай I), Иннокентий Смокнутовский, Олег Янковский (великолепный Рылеев), Лев Иванов, Олег Даль, Татьяна Панкова и другие. Стихи романсов Булата Окуджавы. Постановка Владимира Мотыля при участии Марка Захарова. Композитор Исаак Шварц.
Фильм великолепен и изящен. Фильм - прекрасная история любви и преданности. Пронзительный, романтичный, трагичный фильм производит сильное впечатление.
... 'Кавалергарда век недолог, и потому так сладок он.
Поёт труба, откинут полог, и где-то слышен сабель звон'...
Каждый эпизод в фильме - трагичен, каждое слово больно ранит, каждый персонаж - историческая личность, декабристы и их жёны - просто герои своего времени. Помните, одна из жён декабристов, княгиня Трубецкая, в ответ на реплику 'Вас поведут по этапу в кандалах!' протянула руки и сказала 'Велите нести кандалы', а ведь для неё молодой хрупкой женщины, это равносильно смерти. Но она готова пойти на это, чтобы быть рядом с мужем. Это пример Великой Любви и отваги. Потрясающе! А другая выходит замуж за мятежника, зная, какая участь его ждёт.
Этот великолепный фильм нужно показывать современным школьникам, особенно в старших классах. Чтобы подростки учились (на великих примерах истории) любить по настоящему, искренне и самоотверженно, не только своих мужей или жён, но и своё отечество, свою малую родину. Учились отстаивать свои идеалы и добиваться их осуществления не смотря ни на какие преграды и препятствия.
... 'И всё как будто под рукою, И всё как будто на века.
Крест деревянный иль чугунный, Назначен нам в грядущей мгле.
Не обещайте деве юной, Любови вечной на земле'...
Шедевр советского кинематографа. Достоин высочайшей оценки.
Спасибо женщинам России за их отважность. Они подарили нашей истории замечательную страницу.
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть - и глаз не отвести!
(А. Пушкин)
Я много читала о декабристах, это действительно удивительный период истории Российской Империи. Но этот фильм не о декабристах, как о таковых. Хотя с исторической точки зрения многие факты были выдержаны, но и ошибок тоже предостаточно. А впрочем где вы видели искусство без ошибок?
Этот фильм о том, что было после. После того, как разбились романтические мечты и реальность уничтожила пятерых физически, а остальных, почти всех, морально. Да, в фильмах многое приукрашено. В настоящем, Трубецкой умолял Николая 1 о пощаде, а в фильме он горд и честен. Отчасти можно понять режиссера - какое бы амплуа сложилось у этого героя, если бы в самый, казалось бы, решающий момент, момент, когда определяется насколько ты предан своим идеям, он бы рыдал у ног царя?
Мне понравился образ Николая 1, он был достаточно убедительный, причем без налета деспотизма. Да, Николай известен нам как 'жандарм Европы', но в тоже время он не был бездушным человеком. Он просто был очень консервативен и строг. 'Николаевский режим' отчасти прославил, а отчасти и завел Россию в тупик. Но человеком он был отнюдь не черствым, и меня очень радует момент в фильме, когда Полин Геббль обращается к нему с прошением и тот принимает его. Что-то есть в этом моменте, что-то, что возвеличивает их обоих, таких далеких друг от друга людей.
Сразу скажу, что декабристов я недолюбливаю - введение в заблуждение солдат и сдача товарищей на допросах у меня как-то уважения не вызывают, а общая бестолковость мероприятия несколько удручает. Жен декабристов уважаю. К Николаю I отношусь нейтрально - вполне приличный правитель. То, что история декабристов в кино всегда будет идеологична, отлично понимаю.
А теперь про фильм. Женщины там больше похожи на дворянок 19-ого века, чем мужчины - на аристократов 19 века, Баталова и Янковского явно больше, чем Трубецкого и Рылеева. Отлично показано, что допрашивающие и допрашиваемые - люди одного элитного круга (недаром Бенкендорф вспоминает, глядя на казнь пятерых декабристов, легкие беседы с ними в обществе; отличная сцена с Александром I и Милорадовичем, Александром I и Трубецким). Много-много французского языка, что вполне достоверно. Костюмы на мой любительский взгляд - отличные, видно, что у фильма были грамотные консультанты. Николай, конечно, не совсем Николай, но вполне живой человек, которому даже сочувствуешь, и персонаж, который органично смотрится императором и офицером. Но в целом фильм - о природе русского героизма, фаталистичного и печального. Чтобы русский героизм развернулся, необходимо собственное неизбывное несчастье (осужденные декабристы), чтобы он стал непобедимым - нужно неизбывное несчастье другого. Сострадание ведет за тысячу верст даже к человеку, которого ты толком не успела узнать (княгиня Мария Волконская). Этот же героизм воплощает наиболее ярко героиня Купченко, совмещающая глубокую виктимность и несгибаемость, способная додолбить губернатора, готовая пойти в кандалах по этапах, могущая остановить кулачную расправу. Симъ победимъ: -)
О самом декабрьском восстании в фильме мало говорится. Ничего не говорится о том, как эскадрон гвардейских кирасир дважды атаковал пехоту ну узком пространсте Сенатской площади, по гололёду. Кирасиры - тяжёлая конница для проламывания каре - пехотного строя. Само собой, тяжёлой кавалерии нужно пространство для разгона, а его не было на Сенатской площади. Семёновский полк, сделав несколько шагов, мог легко спешить и разоружить кирасир, а вместо этого 4 часа простоял на морозе.
Голливуд в панике - нет достойных сюжетов для киноиндустрии, перебиваются с хлеба на квас римейками с номерами в названии. А жизнь подбрасывает нам такие сюжеты, которые не придут в голову никакому сценаристу.
Лучших сынов своих положила Россия в эту яму. Но даже верёвки крепкой для них не нашла. Грибоедов избежал этой участи только потому, что находился в Персии. И для того только, чтобы его постигла ещё более жестокая смерть. За смерть Грибоедова персы царю заплатили крупным алмазом. Николай любил смотреть на этот бриллиант...
Понадобилось почти 100 лет, чтобы Россия поняла наконец идеи декабристов, настолько это передовые были люди. И жёны им под стать. Другая бы вышла как моя невестка за другого, и забыла бы. Нет, ехали в Сибирь, детей отдавали в крепостное рабство, лишь бы быть с своим мужем.
Главное - ничего не выдумано. Сценарист не придумал это из своей головы, как в Голливуде. Всё действительно так и было. Великолепный актёрский состав придаёт фильму ещё бОльшую силу.
Поет труба, откинут полог, и где-то слышен сабель звон...
В этом по-настоящему историческом кинополотне развенчивается романтический толстовский миф о декабристах как дворянской бело-голубой касте евро-просветителей. За основу взят типичный для пиратского наместничества эпизод с внутри-феодальными разборками между геральдическими кланами, курируемыми австро-датскими послами-королями (которые и являлись по сути кураторами 'царского режима') за ресурсы в пост-оккупационный период активной колонизации (османизации всей захваченной территории и низведения местного самостоятельного населения до уровня холопов варварской знати. Членами которой и были прусско-османские наследники с истеричными жандармско-гвардейскими начальниками дворцовой охраны, которых за тупую исполнительность и служебное рвение колонизаторы ставили губернаторствовать-командовать. Поэтому все герои-патриоты в основном говорят на иностранном языке, а по русски общаются только с прислугой.
В картине не только развенчивается культ салонных революционеров-фашистов, которые все были провокаторами бенкендорфского сыска, канонизированными уваровской идеологической машиной наряду с прочими западниками и славянофилами. Но и высмеивается невежественная знать. состоящая в основном из домашней прислуги курляндских помещиков. Один из самых показательных, характеризующих суть правления, эпизодов картины - коллективный портрет ряженных под господ крепостных рабов, тиранши Анненковой, которую она заставляет смеха ради изображать из себя образованных лакеев. Этакая пародия на так называемое застойное имперское трибунное правительство, состоящее из голливудских слабоумных шутов, зачитывающих по бумажке пропагандистский бред по сценарию шоу-продюсеров.
На первый взгляд, оценка, которую я поставила этому фильму, завышена и, без сомненья, неожиданна для меня самой. Едва ли я вообще бы его посмотрела, когда бы ни удручающее и поистине внезапное безрыбье в теме «Декабристы и кино» По крайней мере, Википедия называет помимо этого, всего два фильма, причем один из них немой. Вот уж действительно, куда смотрят режиссеры?..
От русской мелодрамы с названием в духе певца Александра Малинина и патетическим посвящением русским женщинам, я не то чтобы не ждала ничего хорошего, (все- таки актерский состав там о-го-го!) однако, совокупность факторов вызывала определенные опасения. И не сказать, чтобы они были вовсе напрасны.
Да, действительно, тема декабризма как такового, затронута в фильме по касательной, но как же хороша, как до дрожи страшна сцена казни! И как шикарен в ней Янковский! Если бы не глубокая ночь, я бы точно притащила кого-нибудь к монитору, чтобы поделиться этим откровением. Крохотный эпизодик, после которого все претензии в однобокости исчезают сами собой, потому что полнее выразить идеалы декабризма, чем это сделал Янковский, не смог бы никто. Стараюсь не разбрасываться титулом «гений», но в данном случае думается мне, Олег Иванович этого достоин, как никто другой. С другой стороны, жаль, что Рылеев, Пестель и остальные, задвинуты в тень. Любовь, долг и жертвенность русских женщин, разуметься, прекрасны, но мотивы самих декабристов все- таки выше и, уж простите, как-то чище. С народом они, конечно, имели мало общего, знали его в основном по книгам; предложенные ими реформы были не идеальны и все же. Рискнуть собственным положением, собственной жизнью из - за нежелания быть частью системы, мириться с окружающей низостью и подлостью. Остались ли сегодня люди, способные на такой бескорыстный, беспримесный идеализм?
А женщины... Ну, поехали, ну молодцы, и что дальше? Не знаю, я почему- то не испытываю к ним большого сочувствия. Возможно, мешает знание, что некоторые реальные жены декабристов, отправляясь в ссылку, везли с собой по три сундука добра. Разумеется, жилось им там после Столицы не сладко, но с нынешними представлениями о каторжных мучениях личный повар и 12 ночных сорочек, как- то не очень согласуются. И совсем уж не укладывается в моей голове информация о том, что декабристки, которые уехали, писали льстивые письма Государю в надежде на послабления, а например, вдова так впечатлившего меня Рылеева, жила на пенсию пожалованную Николаем I. Знаю, знаю, время было другое и все такое, но я бы, честное слово, лучше на паперть пошла.
Возвращаясь к фильму, мне была неприятна Волконская. Бросить сына ради, по сути, чужого человека только потому, что «теперь я ему нужна». Жертва ради жертвы - словно попытка выслужиться перед Богом. Есть в этом что- то лицемерное.
Мысли насчет названия тоже оправдались, оно идеально соответствует визуальному ряду, который в свою очередь, соответствует набору романтических штампов.(« балы, шампанское, лакеи, юнкера…»). Но как бы я не иронизировала, актеры были так убедительны, а музыка настолько хороша, что вопреки доводам рассудка я не могу оценить фильм по-другому. Да и к тому же Костолевский, от которого я скептически кривилась весь фильм, в конце таки выдал чувства. Сердце дрогнуло, да.
Фильм, как и обещано в самом начале, посвящен именно женщинам, а точнее, женам декабристов. Поэтому и нет долгих разговоров о судьбе отечества, которые вряд ли были бы интересны кому-либо, кроме историков и документалистов. Но фильм, конечно, о более важном и более вечном - о самопожертвовании.
Если кажется, что все сундуки добра вместе со слугами, которых жены декабристов брали с собой в Сибирь, уменьшают их страдание на фоне животных условий, в которых оказались их мужья, - как будто бы самое важное, как много ты страдаешь - следует понимать, что 'много' не означает 'глубоко'. Весь фильм - это ода решительности русских женщин. Волконская бросает сына ради мужа не потому, что она хочет что-то кому-то доказать, - хотя так думает ее отец, боясь ее отпустить, - а потому что по-другому жить нельзя. И это необходимое спасение всех 'несчастных', ради которого придется бросить всю семью, забыть собственных детей, всю оставшуюся жизнь провести в кандалах на ледяном морозе, - встречается не слезами горя, а слезами радости, 'потому что теперь она [жена] будет ему нужна'.
В определенном смысле, это идея 'Преступления и наказания', только с Соней Мармеладовой в главной роли. Никаких заблудших душ в фильме нет. Все отрицательные персонажи вместе с главной 'свиньей' Николаем I - неисправимые губители России, которые сначала повесят, а потом перекрестятся. Но то, что они верят в свой порядок, установленный богом, так же непоколебимо, как и сами декабристы и декабристки, особо не раскрыто. Да и вообще мало что действительно раскрыто - с полярностями относительно добра и зла в фильме все абсолютно. Кажется, что фильм снят человеком все это пережившим (отца автора арестовали в 30е) и субъективно передающим ощущения от того времени (кстати, в фильме абсолютно все мелочи исторически достоверны).
Конечно, фильм не столько объясняет, сколько показывает вековую тему русской литературы - житие святых. Конечно, многими это будет воспринято слишком поверхностно. Но тут смешались и достоверность истории, и личные переживания, вызванные уже советским временем, так что вышло слишком искренне, чтобы не смотреть.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Итак, декабристы. Кто они? Герои? Так ли? Вообще события восстания, или, скажем так, попытки восстания переданы в фильме скомкано и сумбурно, нарушена хронологическая последовательность, здесь коллаж отдельных образов, сцен, персонажей. Имея слабую подготовку по истории, разобраться в деталях невозможно. Но, видимо, это и не было целью фильма.
Т.к. он снимался во времена СССР, трактовка могла быть только в одну сторону. Все декабристы - герои, а Николай I - сам Гитлер во плоти. Василий Ливанов в этой роли устрашающе неприятный тип: нервный, суетливый, крикливый - карикатурный персонаж, недостойный уважения.
Вернемся к декабристам. Их мотивы и стремления переданы тоже весьма поверхностно: абстрактное желание общей свободы и личная неприязнь к Николаю I - это то, что мне запомнилось. Изначально неумелое планирование и плохая организация бунта также была оставлена за скобками, их раскрыли, и на этом все.
В роли декабристов актеры-красавцы того времени, но если по героям Абдулова и Янковского сразу видно, что это просто мальчишки, не до конца осознавшие, во что ввязались, то герои Баталова и Стриженова уже вызывают вопросы. Будучи уже участником заговора посвататься к 18-летней девушке, жениться и зачать ребенка - это поступок мужчины - настоящего героя? Большая любовь? Да они были даже не знакомы до свадьбы!
В общем, мое мнение - никто из мужчин-декабристов даже не задумывался о судьбе своих родных и близких. Позор, потеря состояния, сиротство детей - ни о чем. Ребячество, инфантильность? Без сомнения.
Тем не менее они и их судьба тоже не являются целью фильма, ибо главное тут - концентрированная плаксивая эмоция в чистом виде, очень женская. Не зря в начальных титрах промелькнуло 'Посвящается женщинам России'. Они здесь героини, эти влюбленные жены, бросившие все (некоторые - даже детей) ради того, чтобы отправиться в ссылку к мужьям в глухую Сибирь. Вот это все показано как раз очень качественно и достоверно (хотя местами до оскомины слащаво), и актерские работы прекрасные. 'Он страдает. Значит, я ему нужна' - другое время, другие нравы, возможно, сейчас это в принципе трудно понять - такое упрямое самопожертвование со стороны этих женщин, антифеминизм в абсолюте.
Не хватает в конце хотя бы краткого описания их дальнейшей судьбы, ведь многие выжили и даже дождались амнистии. Но это уже на усмотрение зрителя, стоит ли залезать в Википедию. Еще интересный факт про декабристов, их этапирование в Сибирь началось с печально известного Владимирского тракта, который впоследствии большевики переименовали в 'Шоссе энтузиастов', даже не знаю, ирония это или уже сарказм?
Не буду растекаться 'мыслею по древу', тут много теплых слов уже сказали о фильме.
Фильм действительно хороший, в первую очередь за счет великолепных актеров и актрис, музыки Шварца и стихов Окуджавы. Я даже думал одно время, что это стихи героя Отечественной войны знаменитого Дениса Давыдова. Сценарий прямо скажу - не шедевр. Хоть там среди авторов и мой любимый Марк Захаров, наверное это не была его творческая удача, у него есть сценарии и получше. Может соавторы подпортили. Но это не мешает смотреть и смотреть этот фильм. У фильмов Мотыля (светлая ему память!), в общем-то, все сценарии - не шедевры, а народу нравится. Одно 'Белое солнце пустыни' чего стоит по популярности при всей примитивности сценария. Наверное, при том режиме было трудно писать сценарии. Вспомнить достаточно ранние фильмы Рязанова. А 'Звезда...' - это уже не 'Ленин в Октябре' и даже не 'Карнавальная ночь' того же Рязанова.
Теперь, что бросается в глаза из неудачного:
1. Алексей Баталов — прекрасный актер и, судя по всему, очень хороший человек, совсем не халтурщик, но какой же из него князь Трубецкой? Достаточно посмотреть на лицо Баталова. Разве это лицо аристократа? Еще бы Михаила Кокшенова на эту роль взяли! Другое дело Ливанов-Холмс в роли Александра I. Здоровья и успехов всем троим (не включая Александра I, конечно)!
Кстати, Игорь Матвеевич Костолевский сыграл Александра I в телесериале 2007г. 'Война и мир' (как-то этот сериал прошел мимо меня). Жалко, что этот прекрасный русский (именно русский, несмотря на его национальность) актер не так часто снимается, но это общая нехорошая тенденция.
2. Эва Шикульска - это самое слабое в фильме, что касается игры актеров. Ва-банк 1 и 2. Вот это ее. Зачем нужна была эта бездарная полька? Неужели не нашлось в СССР нормальной актрисы? Это, наверное, проявление политкорректности по отношению к братской Польше, которая все время пыталась выскользнуть из братских объятий 'русского медведя'. Ну взяли бы хоть Настю Вертинскую, они же кстати с Костолевским потом в 'Безымянной звезде' неплохо смотрелись, или Терехову (но она вряд ли на такую роль согласилась бы).
Но, несмотря на мои критические измышления, фильм смотрю и буду смотреть. Это фильм детства, тем более, что современное кино что-то потеряло, несмотря на современные технические возможности и качество пленки. Вот сейчас качну, пусть посмотрят из моего окружения, которые младше меня.
'Да-с, фильм оставляет желать лучшего' - это была первая моя мысль после просмотра этого творения. Я желал увидеть историческую картину о декабристах и их жёнах, столь противоречивых лицах нашей истории, а что увидел?
Как фильм об истории смотреть не рекомендую. Зачем надо было портить Русскую Историю такой слабенькой-слабенькой мелодрамой? Точности никакой, каждый декабрист - рыцарь, честнейший человек. Выглядит этот фильм в целом как неудачная пародия на шедевр Бондарчука 'Война и мир'. Тоже Оскара, видать, захотелось...
Но как-то хило и ненавязчиво. Декабристы показаны 'как хотел товарищ Ленин', люди-идеалы. Куда-то улетучилась вся романтика тех событий.
Эх, Николай Первый... Эх, Василий Ливанов... Перестарались с образом, опять же для любимой Партии. Даже не знаю, кто больший подлец - Николай или Адольф Гитлер. Всё так загадочно и непонятно. Когда какой-то декабрист (черт его знает, кто - все как под копирку) называет царя свиньей, все императорские вопли можно описать как истерики Гитлера. Как же мило выглядит его величество, когда играет с собачкой! Это что за бред сумасшедшего? Николай тогда не выходил из кабинета, это подтвердят все, кто хоть немного знает историю России XIX века. А тут что? Великомучеников повесил, и скачет счастливый - тру-ля-ля.
Где Бенкендорф, тот самый Бенкендорф, который на самом деле ВСТУПАЛСЯ за декабристов перед Николаем? Тут опять же видно, как режиссер раскланивается перед портретом Ленина и делает всех, кроме святых декабристов, сущими негодяями.
Не хочется вспоминать об актерской работе. Тоже раболепствуют перед правящей партией. Искусство должно быть свободно - актер должен играть, а не раболепствовать. Высоцкий, к примеру, не стеснялся свободы. Ливанов сыграл негодяя, что у него получилось очень плохо. Декабристы все как в Word: копировать-вставить. Жены все такие же, да и Бондарчук сыграла истеричку... Внешности всех героев с их историческими прототипами не совпадают. Зато сколько костюмов, блеску... Так порой нормальный режиссер с актерами возьмутся снимать хорошую картину с костюмами и видами - а фиг вам. Походу единственное, что хорошо вышло - это виды.