К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я помню, когда на уроке истории мы проходили это историческое событие - Восстание декабристов. Попытка государственного переворота, вызванная ситуацией междуцарствия, когда к власти приходит Николай I; когда заговорщики нескольких тайных обществ планировали создать конституционную монархию и отменить крепостное право. Как мы знаем, эта попытка потерпела неудачу, пять декабристов были казнены, а остальные отправлены в ссылку. И как то вскользь на том же уроке упоминались жены декабристов. Только просмотрев это кино, а затем и почитав подробнее - я поняла, как много я еще не знаю об истории России. Это незнание и побудило меня к просмотру фильма Владимира Мотыля Звезда пленительного счастья.

Хотя центральным событием является само восстание с дальнейшим следствием по делу декабристов, в особенности князя Сергея Трубецкого, князя Сергея Волконского и кавалергарда Ивана Анненкова, главными героинями повествования становятся их жены и их борьба. Екатерина Трубецкая, первая отправляется в Сибирь за мужем, но которой приходится сражаться буквально с каждым за эту возможность. Мария Волконская, несмотря на уговоры и порой угрозы со стороны своей семьи, тоже решается ехать, но понимает, что тогда ей придется навсегда расстаться с новорожденным сыном. Полина Гебль, возлюбленная Анненкова, несмотря на то, что она даже не его жена, даже не знает русского языка, идет наперекор его властной матери и намерена разделить все невзгоды с любимым.

Советское кино всегда производит на меня сильное впечатление. Но мало сказать это о Звезде пленительного счастья. Фильм потряс меня до глубины души. Во-первых тем, что там рассказывается о самом Восстании декабристов. Мы видим и заседания тайных обществ, где будущие участники восстания обсуждают свои планы; затем мы оказываемся в гуще самого восстания, где заговорщики совершают немало ошибок, что и привело к их поражению. Затем, что немаловажно - следствие по делу декабристов, которое лично вел император Николай I. С каждой сценой мне хотелось знать больше - ведь нам показали лишь некоторые части самого восстания - хотелось знать, как все было, как происходило и что было дальше...

Вторая тема, это жены декабристов. Помню, что эту тему обсуждали так мало - просто одно-два предложения, как факты: 'Некоторые жены тоже отправились в ссылку за своими мужьями'. И все. Я даже не задумывалась, что это означало для самих жен декабристов, через что им пришлось прийти ради этого. А пройти пришлось через многочисленные ходатайства, непонимание со стороны семьи, уловки и угрозы. Но главное - мы не понимаем, что эти женщины добровольно оставляют эту привычную, беззаботную жизнь высшего света, уезжая в холодную заснеженную Сибирь, где им самим придется вести хозяйство. Мы не можем себе вообразить, что это значило для них тогда - даже нельзя не задаться вопросом: будь мы на их месте, то смогли бы поступить также? Есть в нас столько же внутренней силы, и столько же любви? Фильм заставляет нас прочувствовать героев каждой клеточкой сердца, каждой частичкой души...

Актерский состав собирает всех звезд советского экрана, и играют они великолепно: Олег Стриженов - князь Волконский, который не пойдет на уступки и понесет наказание за свои ошибки и преступления; Алексей Баталов - князь Трубецкой, несостоявшийся диктатор восстания; Игорь Костолевский - Иван Анненков, который мог бы избежать наказания, но будучи благородным человеком также принимает ссылку. Лишь через секунд десять после появления на экране я узнала в Николае I Василия Ливанова - он воплощает все те качества императора, о которых мы знаем: жесткий, суровый, но справедливый, который все же не может простить столь дерзкой попытки восстания и людей, которых он считал верными престолу.

Однако самые чувственные и душевные образы воплотили актрисы: Наталья Бондарчук сыграла Марию Волконскую, от которой скрывали, что ее муж арестован, которая терзалась от незнания, и которая идет наперекор семье и все же едет вслед за мужем, заслуживая наше восхищение. Одну из самых ярких героинь сыграла польская актриса Эва Шикульская - француженка Полина Гебль, которая в буквально смысле бежит за любимым в сибирскую тайгу. И больше всего меня растрогала, потрясла и восхитила героиня Ирины Купченко - княгиня Екатерина Трубецкая, которая первая из жен декабристов поехала за мужем в Сибирь, а также ее первой пытались всеми силами заставить изменить решение. И в Иркутстке губернатор Цейдлер (Иннокентий Смоктуновский), будучи человеком добродушным, вынужден играть роль коварного и жестокого представителя власти. Наблюдая ту самую сцену финального разговора, которую уже назвали высочайшим достижением кино, я не помню, чтобы я когда-либо так рыдала...

Ваша жена просила передать Вам, что она совершенно счастлива.

Я никогда не видела ничего подобного - не помню, когда раньше кино вызывало во мне такие чувства. Это бесспорно один из шедевров советского кинематографа. Кино, в котором есть душа. Кино о женщинах, совершивших величайший подвиг любви. Это чувствуется в последней сцене, когда мужья уезжают обратно на каторгу, не сводя глаз со своих жен, а взгляды которых полны счастья, застенчивости, грусти и любви…

10 из 10

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия воспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!


Женщинам России посвящается.

31 декабря 2019 | 12:39
  • тип рецензии:

В этом по-настоящему историческом кинополотне развенчивается романтический толстовский миф о декабристах как дворянской бело-голубой касте евро-просветителей. За основу взят типичный для пиратского наместничества эпизод с внутри-феодальными разборками между геральдическими кланами, курируемыми австро-датскими послами-королями (которые и являлись по сути кураторами 'царского режима') за ресурсы в пост-оккупационный период активной колонизации (османизации всей захваченной территории и низведения местного самостоятельного населения до уровня холопов варварской знати. Членами которой и были прусско-османские наследники с истеричными жандармско-гвардейскими начальниками дворцовой охраны, которых за тупую исполнительность и служебное рвение колонизаторы ставили губернаторствовать-командовать. Поэтому все герои-патриоты в основном говорят на иностранном языке, а по русски общаются только с прислугой.

В картине не только развенчивается культ салонных революционеров-фашистов, которые все были провокаторами бенкендорфского сыска, канонизированными уваровской идеологической машиной наряду с прочими западниками и славянофилами. Но и высмеивается невежественная знать. состоящая в основном из домашней прислуги курляндских помещиков. Один из самых показательных, характеризующих суть правления, эпизодов картины - коллективный портрет ряженных под господ крепостных рабов, тиранши Анненковой, которую она заставляет смеха ради изображать из себя образованных лакеев. Этакая пародия на так называемое застойное имперское трибунное правительство, состоящее из голливудских слабоумных шутов, зачитывающих по бумажке пропагандистский бред по сценарию шоу-продюсеров.

23 января 2020 | 16:39
  • тип рецензии:

Именно так я оцениваю фильм 'Звезда пленительного счастья'. Я думаю, что это самый красивый исторический фильм, который сняли в Советском Союзе.

Декабристы - люди, которые хотели сделать Россию лучше, чище. Они принесли в жертву себя ради Отечества. Офицеры, которые сражались против Наполеона. Их идеи были чужды всем. Но фильм рассказывает про иное. Женщины - жены и матери декабристов, чьи имена живут в памяти людей более двух веков. Они были светскими дамами, какие ничего не умеют, кроме танцев и вышивания. Были те, кто приехал с других стран. Душераздирающая история кавалергарда Анненкова и модистки Полин Геббль. Они пожертвовали всем, чтобы быть с любимыми. Одни любили мужей, потому что замуж выходили по любви, другие - по долгу, по долгу ехали и в Сибирь. Они выполнили свой долг матерей и жен, с достоинством несли свой крест.

Власти считали их изменниками, а другие - поддерживали их идеи. В наши дни нет тех, кто пожертвовал бы положениям в обществе, титулом, ради того, чтобы родная страна стала более просвещенной, великой, а тогда такие люди были.

Это было в последний раз, когда аристократы посмели выступить против царя. Декабристы вместе с собой унесли то лучшее, что было в России - дворянскую честь и верность своему назначению, верность долгу. Их мир, унес ветер, а точнее снега Сибири.

В фильме показан быт дворян, их культуру. Меня покорил прекрасный романс. Через весь фильм показана история любви, которая победила все преграды. Конец фильма, когда они приехали к мужьям в Сибирь - лучший эпизод. Звучит прекрасная музыка, а эти женщины гордо стоят. Здесь видно, что судьба их не сломила.

Актерский состав прекрасный. Все актеры отлично справились с доверенными им ролями. Особенно запомнилась Наталья Бондарчук в роли Волконской.

Ни в одной стране не было такого духовного подвига. Имена этих женщин будут жить вечно. Все они - великие женщины.

09 января 2010 | 16:34
  • тип рецензии:

Начну с прелюдии и впечатлений.

Посмотрела недавно 'Союз спасения' - это новое кино, 2019 года, которое, якобы, повествует о восстании декабристов. Я осталась очень недовольна фильмом.

Пробежалась по комментариям к нему, и люди посоветовали посмотреть 'Звезда пленительного счастья'. Да, посмотрите этот фильм! Это, конечно, мощно. И теперь у меня сложилось впечатление, что авторы неудачного ремейка фильма о декабристах 'вдохновлялись' 'Звездой..'.

Но в звезде есть огромное количество достоинств, ради которых стоит его посмотреть или пересмотреть еще раз: хороший сценарий, грамотный оператор и монтажер, актеры, которые прекрасно играют. В 'Звезде' музыка, которая дополняет повествование и доводит эмоции до предела. Здесь есть идея и посыл. И в конце 'Звезда' прошибла на слезу. Потому что это сильно.

Неужели, 50 лет назад фильмы снимали лучше? Может технология была лучше? Или страна лучше? Нам тут рассказывают, какое все раньше было отсталое и плохое. И меряют все бюджетами, которые, якобы, нынче вкладывают в искусство. В 'новое русское кино 2019 года' вложили аж целый миллиард рублей. Но толку?

Я представитель более позднего поколения, которое уже почти не помнит Союз. Но я уверена, что раньше качество фильма не меряли количеством ноликов, которые на нем отмыли. И знаменитые актеры не стали бы раньше марать свою репутацию, снимаясь в барахле. Потому что честью дорожили. Впрочем, как и герои фильма о декабристах.

В том 'новом российском фильме' все было ужасно: актеры, которые не умели играть, музыка невпопад, сюжет отвратительный. И это так контрастирует с тем, что я увидела в 'стареньком' кино, выпущенном в стране, которой больше нет. Стало быть, 50 лет назад, могли позволить себе нормального оператора, съемку в реальных интерьерах, и могли позволить себе набрать именитых актеров, например, Баталова, Смоктуновского, Янковского, Ливанова. Напомню, что это звезды первой величины на тот момент. Все сыграли отменно. А император каков!

Как жаль, что настоящее кино заменили дешевой китайской подделкой, которую заказали на алиэкспресс.

Это были впечатления, а теперь немного по сюжету.

Кино показывает 'изнанку' восстания Декабристов, о которой практически никто не говорил. Оно повествует не сколько о революционерах, сколько об их женах, которые решились ехать за мужьями на каторгу в Сибирь. Они готовы были терпеть любые лишения, отказаться от титулов и почестей, даже пожертвовать будущим своих неродившихся детей.

Кино показывает то, что было непосредственно после восстания, немного воспоминаний ДО восстания, и во второй половине фильма - историю Жен.

Я слышала о 'женах декабристов', но знала очень мало. Но после этого фильма, где актеры блистательно передали всю тяжесть выбора, сделанного ими, я буду совсем по-другому относиться к этому периоду.

Хочу отметить игру актеров. Это потрясающе. Как же прекрасно играли советские актеры. Просто 'мед для ушей', 'услада для глаз'. И, что особо сильно бросается в глаза после 'недоремейка' - актеры не сливаются в общую массу. Ты быстро понимаешь, кто есть кто, начинаешь их отличать, потому что грамотно подобраны разные типажи.

И также герои объясняют свои мотивы действий. Ты им начинаешь сопереживать.

Музыка, костюмы, массовка, декорации - все на уровне, все настоящее. Сюжет хоть и рваный, где постоянно пересекаются судьбы разных героев, но при этом он очень понятный.

В общем, порадовала советская классика. И, конечно, на контрасте с тем, что сняли 45 лет спустя за миллиард рублей, это просто шедевр, которому должны дать 10 оскаров!

Смотреть всем, кто интересуется тем историческим периодом. И просто хочет посмотреть качественное кино с прекрасными актерами.

24 апреля 2021 | 22:05
  • тип рецензии:

На первый взгляд, оценка, которую я поставила этому фильму, завышена и, без сомненья, неожиданна для меня самой. Едва ли я вообще бы его посмотрела, когда бы ни удручающее и поистине внезапное безрыбье в теме «Декабристы и кино» По крайней мере, Википедия называет помимо этого, всего два фильма, причем один из них немой. Вот уж действительно, куда смотрят режиссеры?..

От русской мелодрамы с названием в духе певца Александра Малинина и патетическим посвящением русским женщинам, я не то чтобы не ждала ничего хорошего, (все- таки актерский состав там о-го-го!) однако, совокупность факторов вызывала определенные опасения. И не сказать, чтобы они были вовсе напрасны.

Да, действительно, тема декабризма как такового, затронута в фильме по касательной, но как же хороша, как до дрожи страшна сцена казни! И как шикарен в ней Янковский! Если бы не глубокая ночь, я бы точно притащила кого-нибудь к монитору, чтобы поделиться этим откровением. Крохотный эпизодик, после которого все претензии в однобокости исчезают сами собой, потому что полнее выразить идеалы декабризма, чем это сделал Янковский, не смог бы никто. Стараюсь не разбрасываться титулом «гений», но в данном случае думается мне, Олег Иванович этого достоин, как никто другой. С другой стороны, жаль, что Рылеев, Пестель и остальные, задвинуты в тень. Любовь, долг и жертвенность русских женщин, разуметься, прекрасны, но мотивы самих декабристов все- таки выше и, уж простите, как-то чище. С народом они, конечно, имели мало общего, знали его в основном по книгам; предложенные ими реформы были не идеальны и все же. Рискнуть собственным положением, собственной жизнью из - за нежелания быть частью системы, мириться с окружающей низостью и подлостью. Остались ли сегодня люди, способные на такой бескорыстный, беспримесный идеализм?

А женщины... Ну, поехали, ну молодцы, и что дальше? Не знаю, я почему- то не испытываю к ним большого сочувствия. Возможно, мешает знание, что некоторые реальные жены декабристов, отправляясь в ссылку, везли с собой по три сундука добра. Разумеется, жилось им там после Столицы не сладко, но с нынешними представлениями о каторжных мучениях личный повар и 12 ночных сорочек, как- то не очень согласуются. И совсем уж не укладывается в моей голове информация о том, что декабристки, которые уехали, писали льстивые письма Государю в надежде на послабления, а например, вдова так впечатлившего меня Рылеева, жила на пенсию пожалованную Николаем I. Знаю, знаю, время было другое и все такое, но я бы, честное слово, лучше на паперть пошла.

Возвращаясь к фильму, мне была неприятна Волконская. Бросить сына ради, по сути, чужого человека только потому, что «теперь я ему нужна». Жертва ради жертвы - словно попытка выслужиться перед Богом. Есть в этом что- то лицемерное.

Мысли насчет названия тоже оправдались, оно идеально соответствует визуальному ряду, который в свою очередь, соответствует набору романтических штампов.(« балы, шампанское, лакеи, юнкера…»). Но как бы я не иронизировала, актеры были так убедительны, а музыка настолько хороша, что вопреки доводам рассудка я не могу оценить фильм по-другому. Да и к тому же Костолевский, от которого я скептически кривилась весь фильм, в конце таки выдал чувства. Сердце дрогнуло, да.

9 из 10

14 августа 2013 | 23:16
  • тип рецензии:

Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть - и глаз не отвести!


(А. Пушкин)

Я много читала о декабристах, это действительно удивительный период истории Российской Империи. Но этот фильм не о декабристах, как о таковых. Хотя с исторической точки зрения многие факты были выдержаны, но и ошибок тоже предостаточно. А впрочем где вы видели искусство без ошибок?

Этот фильм о том, что было после. После того, как разбились романтические мечты и реальность уничтожила пятерых физически, а остальных, почти всех, морально. Да, в фильмах многое приукрашено. В настоящем, Трубецкой умолял Николая 1 о пощаде, а в фильме он горд и честен. Отчасти можно понять режиссера - какое бы амплуа сложилось у этого героя, если бы в самый, казалось бы, решающий момент, момент, когда определяется насколько ты предан своим идеям, он бы рыдал у ног царя?

Мне понравился образ Николая 1, он был достаточно убедительный, причем без налета деспотизма. Да, Николай известен нам как 'жандарм Европы', но в тоже время он не был бездушным человеком. Он просто был очень консервативен и строг. 'Николаевский режим' отчасти прославил, а отчасти и завел Россию в тупик. Но человеком он был отнюдь не черствым, и меня очень радует момент в фильме, когда Полин Геббль обращается к нему с прошением и тот принимает его. Что-то есть в этом моменте, что-то, что возвеличивает их обоих, таких далеких друг от друга людей.

Несколько слов хочу сказать о любовной линии

22 октября 2011 | 21:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: