К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Начну с прелюдии и впечатлений.

Посмотрела недавно 'Союз спасения' - это новое кино, 2019 года, которое, якобы, повествует о восстании декабристов. Я осталась очень недовольна фильмом.

Пробежалась по комментариям к нему, и люди посоветовали посмотреть 'Звезда пленительного счастья'. Да, посмотрите этот фильм! Это, конечно, мощно. И теперь у меня сложилось впечатление, что авторы неудачного ремейка фильма о декабристах 'вдохновлялись' 'Звездой..'.

Но в звезде есть огромное количество достоинств, ради которых стоит его посмотреть или пересмотреть еще раз: хороший сценарий, грамотный оператор и монтажер, актеры, которые прекрасно играют. В 'Звезде' музыка, которая дополняет повествование и доводит эмоции до предела. Здесь есть идея и посыл. И в конце 'Звезда' прошибла на слезу. Потому что это сильно.

Неужели, 50 лет назад фильмы снимали лучше? Может технология была лучше? Или страна лучше? Нам тут рассказывают, какое все раньше было отсталое и плохое. И меряют все бюджетами, которые, якобы, нынче вкладывают в искусство. В 'новое русское кино 2019 года' вложили аж целый миллиард рублей. Но толку?

Я представитель более позднего поколения, которое уже почти не помнит Союз. Но я уверена, что раньше качество фильма не меряли количеством ноликов, которые на нем отмыли. И знаменитые актеры не стали бы раньше марать свою репутацию, снимаясь в барахле. Потому что честью дорожили. Впрочем, как и герои фильма о декабристах.

В том 'новом российском фильме' все было ужасно: актеры, которые не умели играть, музыка невпопад, сюжет отвратительный. И это так контрастирует с тем, что я увидела в 'стареньком' кино, выпущенном в стране, которой больше нет. Стало быть, 50 лет назад, могли позволить себе нормального оператора, съемку в реальных интерьерах, и могли позволить себе набрать именитых актеров, например, Баталова, Смоктуновского, Янковского, Ливанова. Напомню, что это звезды первой величины на тот момент. Все сыграли отменно. А император каков!

Как жаль, что настоящее кино заменили дешевой китайской подделкой, которую заказали на алиэкспресс.

Это были впечатления, а теперь немного по сюжету.

Кино показывает 'изнанку' восстания Декабристов, о которой практически никто не говорил. Оно повествует не сколько о революционерах, сколько об их женах, которые решились ехать за мужьями на каторгу в Сибирь. Они готовы были терпеть любые лишения, отказаться от титулов и почестей, даже пожертвовать будущим своих неродившихся детей.

Кино показывает то, что было непосредственно после восстания, немного воспоминаний ДО восстания, и во второй половине фильма - историю Жен.

Я слышала о 'женах декабристов', но знала очень мало. Но после этого фильма, где актеры блистательно передали всю тяжесть выбора, сделанного ими, я буду совсем по-другому относиться к этому периоду.

Хочу отметить игру актеров. Это потрясающе. Как же прекрасно играли советские актеры. Просто 'мед для ушей', 'услада для глаз'. И, что особо сильно бросается в глаза после 'недоремейка' - актеры не сливаются в общую массу. Ты быстро понимаешь, кто есть кто, начинаешь их отличать, потому что грамотно подобраны разные типажи.

И также герои объясняют свои мотивы действий. Ты им начинаешь сопереживать.

Музыка, костюмы, массовка, декорации - все на уровне, все настоящее. Сюжет хоть и рваный, где постоянно пересекаются судьбы разных героев, но при этом он очень понятный.

В общем, порадовала советская классика. И, конечно, на контрасте с тем, что сняли 45 лет спустя за миллиард рублей, это просто шедевр, которому должны дать 10 оскаров!

Смотреть всем, кто интересуется тем историческим периодом. И просто хочет посмотреть качественное кино с прекрасными актерами.

24 апреля 2021 | 22:05
  • тип рецензии:

Фильм, как и обещано в самом начале, посвящен именно женщинам, а точнее, женам декабристов. Поэтому и нет долгих разговоров о судьбе отечества, которые вряд ли были бы интересны кому-либо, кроме историков и документалистов. Но фильм, конечно, о более важном и более вечном - о самопожертвовании.

Если кажется, что все сундуки добра вместе со слугами, которых жены декабристов брали с собой в Сибирь, уменьшают их страдание на фоне животных условий, в которых оказались их мужья, - как будто бы самое важное, как много ты страдаешь - следует понимать, что 'много' не означает 'глубоко'. Весь фильм - это ода решительности русских женщин. Волконская бросает сына ради мужа не потому, что она хочет что-то кому-то доказать, - хотя так думает ее отец, боясь ее отпустить, - а потому что по-другому жить нельзя. И это необходимое спасение всех 'несчастных', ради которого придется бросить всю семью, забыть собственных детей, всю оставшуюся жизнь провести в кандалах на ледяном морозе, - встречается не слезами горя, а слезами радости, 'потому что теперь она [жена] будет ему нужна'.

В определенном смысле, это идея 'Преступления и наказания', только с Соней Мармеладовой в главной роли. Никаких заблудших душ в фильме нет. Все отрицательные персонажи вместе с главной 'свиньей' Николаем I - неисправимые губители России, которые сначала повесят, а потом перекрестятся. Но то, что они верят в свой порядок, установленный богом, так же непоколебимо, как и сами декабристы и декабристки, особо не раскрыто. Да и вообще мало что действительно раскрыто - с полярностями относительно добра и зла в фильме все абсолютно. Кажется, что фильм снят человеком все это пережившим (отца автора арестовали в 30е) и субъективно передающим ощущения от того времени (кстати, в фильме абсолютно все мелочи исторически достоверны).

Конечно, фильм не столько объясняет, сколько показывает вековую тему русской литературы - житие святых. Конечно, многими это будет воспринято слишком поверхностно. Но тут смешались и достоверность истории, и личные переживания, вызванные уже советским временем, так что вышло слишком искренне, чтобы не смотреть.

01 апреля 2020 | 21:24
  • тип рецензии:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!


Итак, декабристы. Кто они? Герои? Так ли? Вообще события восстания, или, скажем так, попытки восстания переданы в фильме скомкано и сумбурно, нарушена хронологическая последовательность, здесь коллаж отдельных образов, сцен, персонажей. Имея слабую подготовку по истории, разобраться в деталях невозможно. Но, видимо, это и не было целью фильма.

Т.к. он снимался во времена СССР, трактовка могла быть только в одну сторону. Все декабристы - герои, а Николай I - сам Гитлер во плоти. Василий Ливанов в этой роли устрашающе неприятный тип: нервный, суетливый, крикливый - карикатурный персонаж, недостойный уважения.

Вернемся к декабристам. Их мотивы и стремления переданы тоже весьма поверхностно: абстрактное желание общей свободы и личная неприязнь к Николаю I - это то, что мне запомнилось. Изначально неумелое планирование и плохая организация бунта также была оставлена за скобками, их раскрыли, и на этом все.

В роли декабристов актеры-красавцы того времени, но если по героям Абдулова и Янковского сразу видно, что это просто мальчишки, не до конца осознавшие, во что ввязались, то герои Баталова и Стриженова уже вызывают вопросы. Будучи уже участником заговора посвататься к 18-летней девушке, жениться и зачать ребенка - это поступок мужчины - настоящего героя? Большая любовь? Да они были даже не знакомы до свадьбы!

В общем, мое мнение - никто из мужчин-декабристов даже не задумывался о судьбе своих родных и близких. Позор, потеря состояния, сиротство детей - ни о чем. Ребячество, инфантильность? Без сомнения.

Тем не менее они и их судьба тоже не являются целью фильма, ибо главное тут - концентрированная плаксивая эмоция в чистом виде, очень женская. Не зря в начальных титрах промелькнуло 'Посвящается женщинам России'. Они здесь героини, эти влюбленные жены, бросившие все (некоторые - даже детей) ради того, чтобы отправиться в ссылку к мужьям в глухую Сибирь. Вот это все показано как раз очень качественно и достоверно (хотя местами до оскомины слащаво), и актерские работы прекрасные. 'Он страдает. Значит, я ему нужна' - другое время, другие нравы, возможно, сейчас это в принципе трудно понять - такое упрямое самопожертвование со стороны этих женщин, антифеминизм в абсолюте.

Не хватает в конце хотя бы краткого описания их дальнейшей судьбы, ведь многие выжили и даже дождались амнистии. Но это уже на усмотрение зрителя, стоит ли залезать в Википедию. Еще интересный факт про декабристов, их этапирование в Сибирь началось с печально известного Владимирского тракта, который впоследствии большевики переименовали в 'Шоссе энтузиастов', даже не знаю, ирония это или уже сарказм?

23 марта 2020 | 17:09
  • тип рецензии:

Кинолента «Звезда пленительного счастья» создавалась в условиях симпатии к декабристам, их идеалам и стремлениям. Фильм получился романтизированным, если не сказать, карамелизированным. Но дело было не в искажении основных событий, а в их излишний мелодраматизации, и замалчивании наиболее напряженных вопросов.

Ставка в фильме делалась не на политические убеждения членов Северного и Южного общества. От этого в данной киноленте остался лишь один эпизод с несколькими фразами, поясняющими основное расхождение идей «Русской Правды» Пестеля и «Конституции» Муравьева. Первая ратовала за установление республики, вторая за монархию, ограниченную законом. Кстати, как в «Звезде пленительного счастья», так и в «Союзе Спасения» опущена значимая фигура одного из создателей «Северного тайного общества» Никиты Муравьева. Так вот, расчет делался на женские персонажи и идею семьи. Собственно, титры и открываются текстом «Женщинам России посвящается». Любопытно, что не «Русским женщинам» по названию некрасовской поэмы. И это справедливо, так как среди двенадцати декабристок было две француженки, Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю, одна полька, Мария Юшневская, и все остальные – русские.

И вот от двух больших политических программ остается лишь несколько небольших фраз, но красной нитью тянется мысль Волконского о том, что почти все холосты и только Рылеев женат. Идея семьи превалирует, как, дескать, можно пускаться в такого рода «авантюру», когда под боком жена и маленький ребёнок. Но о первостепенности семьи забываешь мгновенно, когда смотришь на вдохновленного идеей Щепина-Ростовского, называющего Николая Павловича в лицо «свиньей», что вряд ли имело место быть в реальности, а было выдумано для большей драматизации событий.

Ответная реакция Николая «Мерзавец! Свинья! Дрянь!», конечно, была бы больше в духе его брата Константина, как ни странно русским народом любимым. Видимо, сказалось десятилетнее отсутствие наследника, образ которого мог обрасти сказками о царе-батюшке, возвратившимся из земель заморских, и спасущим землю русскую. О том, что представлял из себя Константин на самом деле, можно почерпнуть из различных воспоминаний о нём, скажем только, что это было второе воплощение императора Павла.

И вот, яростно скалящийся на декабриста Ливанов в образе Николая кажется актёрским перебором. Но напомним о том, что Николай I пережил самый настоящий ужас во время этих событий. Потребуется немалая фантазия, чтобы представить, что такое, когда бунт поднимают дворяне, на лояльности которых и держится трон. Скажем так, события носили настолько ещё и непредсказуемый характер, что был подготовлен план эвакуации всей императорской семьи в Царское село. Поэтому мечущийся испуганный Николай в «Звезде пленительного счастья» это реальность, отдающая приказание стрелять боевыми по своим.

Три центральных женских персонажа фильма – Мария Волконская, Екатерина Трубецкая и Полина Гебль. Последними двумя двигала исключительная любовь к своим мужу и жениху. А вот Волконскую вело совсем иное чувство. Об этом в фильме говорится лишь намёками, да и довольно-таки посредственная игра Натальи Бондарчук, разве что внешне схожей со своим историческим прототипом, вкупе не отобразили истинного положения дел в семье Волконских. А вот Полина Гебль в исполнении Эвы Шикульской получилась настоящей и живой. И замечательно было бы изобразить два разных чувства долг и любовь. Но с долгом не вышло, а жаль.

Безусловным выигрышем фильма стала написанная к нему музыка Исаака Шварца. Шварц один из гигантов советского саундтрека. Прекрасно чувствующий литературный и сценарный текст, он умел находить мелодию, отражающую мысль, не находящую слов. Культура саундтрека в наше время значительно снизилась, и «Союз Спасения» как нельзя лучше это продемонстрировал.

8 из 10

25 января 2020 | 17:32
  • тип рецензии:

В этом по-настоящему историческом кинополотне развенчивается романтический толстовский миф о декабристах как дворянской бело-голубой касте евро-просветителей. За основу взят типичный для пиратского наместничества эпизод с внутри-феодальными разборками между геральдическими кланами, курируемыми австро-датскими послами-королями (которые и являлись по сути кураторами 'царского режима') за ресурсы в пост-оккупационный период активной колонизации (османизации всей захваченной территории и низведения местного самостоятельного населения до уровня холопов варварской знати. Членами которой и были прусско-османские наследники с истеричными жандармско-гвардейскими начальниками дворцовой охраны, которых за тупую исполнительность и служебное рвение колонизаторы ставили губернаторствовать-командовать. Поэтому все герои-патриоты в основном говорят на иностранном языке, а по русски общаются только с прислугой.

В картине не только развенчивается культ салонных революционеров-фашистов, которые все были провокаторами бенкендорфского сыска, канонизированными уваровской идеологической машиной наряду с прочими западниками и славянофилами. Но и высмеивается невежественная знать. состоящая в основном из домашней прислуги курляндских помещиков. Один из самых показательных, характеризующих суть правления, эпизодов картины - коллективный портрет ряженных под господ крепостных рабов, тиранши Анненковой, которую она заставляет смеха ради изображать из себя образованных лакеев. Этакая пародия на так называемое застойное имперское трибунное правительство, состоящее из голливудских слабоумных шутов, зачитывающих по бумажке пропагандистский бред по сценарию шоу-продюсеров.

23 января 2020 | 16:39
  • тип рецензии:

Сразу скажу, что декабристов я недолюбливаю - введение в заблуждение солдат и сдача товарищей на допросах у меня как-то уважения не вызывают, а общая бестолковость мероприятия несколько удручает. Жен декабристов уважаю. К Николаю I отношусь нейтрально - вполне приличный правитель. То, что история декабристов в кино всегда будет идеологична, отлично понимаю.

А теперь про фильм. Женщины там больше похожи на дворянок 19-ого века, чем мужчины - на аристократов 19 века, Баталова и Янковского явно больше, чем Трубецкого и Рылеева. Отлично показано, что допрашивающие и допрашиваемые - люди одного элитного круга (недаром Бенкендорф вспоминает, глядя на казнь пятерых декабристов, легкие беседы с ними в обществе; отличная сцена с Александром I и Милорадовичем, Александром I и Трубецким). Много-много французского языка, что вполне достоверно. Костюмы на мой любительский взгляд - отличные, видно, что у фильма были грамотные консультанты. Николай, конечно, не совсем Николай, но вполне живой человек, которому даже сочувствуешь, и персонаж, который органично смотрится императором и офицером. Но в целом фильм - о природе русского героизма, фаталистичного и печального. Чтобы русский героизм развернулся, необходимо собственное неизбывное несчастье (осужденные декабристы), чтобы он стал непобедимым - нужно неизбывное несчастье другого. Сострадание ведет за тысячу верст даже к человеку, которого ты толком не успела узнать (княгиня Мария Волконская). Этот же героизм воплощает наиболее ярко героиня Купченко, совмещающая глубокую виктимность и несгибаемость, способная додолбить губернатора, готовая пойти в кандалах по этапах, могущая остановить кулачную расправу. Симъ победимъ: -)

9 из 10

10 января 2020 | 17:59
  • тип рецензии:

Я помню, когда на уроке истории мы проходили это историческое событие - Восстание декабристов. Попытка государственного переворота, вызванная ситуацией междуцарствия, когда к власти приходит Николай I; когда заговорщики нескольких тайных обществ планировали создать конституционную монархию и отменить крепостное право. Как мы знаем, эта попытка потерпела неудачу, пять декабристов были казнены, а остальные отправлены в ссылку. И как то вскользь на том же уроке упоминались жены декабристов. Только просмотрев это кино, а затем и почитав подробнее - я поняла, как много я еще не знаю об истории России. Это незнание и побудило меня к просмотру фильма Владимира Мотыля Звезда пленительного счастья.

Хотя центральным событием является само восстание с дальнейшим следствием по делу декабристов, в особенности князя Сергея Трубецкого, князя Сергея Волконского и кавалергарда Ивана Анненкова, главными героинями повествования становятся их жены и их борьба. Екатерина Трубецкая, первая отправляется в Сибирь за мужем, но которой приходится сражаться буквально с каждым за эту возможность. Мария Волконская, несмотря на уговоры и порой угрозы со стороны своей семьи, тоже решается ехать, но понимает, что тогда ей придется навсегда расстаться с новорожденным сыном. Полина Гебль, возлюбленная Анненкова, несмотря на то, что она даже не его жена, даже не знает русского языка, идет наперекор его властной матери и намерена разделить все невзгоды с любимым.

Советское кино всегда производит на меня сильное впечатление. Но мало сказать это о Звезде пленительного счастья. Фильм потряс меня до глубины души. Во-первых тем, что там рассказывается о самом Восстании декабристов. Мы видим и заседания тайных обществ, где будущие участники восстания обсуждают свои планы; затем мы оказываемся в гуще самого восстания, где заговорщики совершают немало ошибок, что и привело к их поражению. Затем, что немаловажно - следствие по делу декабристов, которое лично вел император Николай I. С каждой сценой мне хотелось знать больше - ведь нам показали лишь некоторые части самого восстания - хотелось знать, как все было, как происходило и что было дальше...

Вторая тема, это жены декабристов. Помню, что эту тему обсуждали так мало - просто одно-два предложения, как факты: 'Некоторые жены тоже отправились в ссылку за своими мужьями'. И все. Я даже не задумывалась, что это означало для самих жен декабристов, через что им пришлось прийти ради этого. А пройти пришлось через многочисленные ходатайства, непонимание со стороны семьи, уловки и угрозы. Но главное - мы не понимаем, что эти женщины добровольно оставляют эту привычную, беззаботную жизнь высшего света, уезжая в холодную заснеженную Сибирь, где им самим придется вести хозяйство. Мы не можем себе вообразить, что это значило для них тогда - даже нельзя не задаться вопросом: будь мы на их месте, то смогли бы поступить также? Есть в нас столько же внутренней силы, и столько же любви? Фильм заставляет нас прочувствовать героев каждой клеточкой сердца, каждой частичкой души...

Актерский состав собирает всех звезд советского экрана, и играют они великолепно: Олег Стриженов - князь Волконский, который не пойдет на уступки и понесет наказание за свои ошибки и преступления; Алексей Баталов - князь Трубецкой, несостоявшийся диктатор восстания; Игорь Костолевский - Иван Анненков, который мог бы избежать наказания, но будучи благородным человеком также принимает ссылку. Лишь через секунд десять после появления на экране я узнала в Николае I Василия Ливанова - он воплощает все те качества императора, о которых мы знаем: жесткий, суровый, но справедливый, который все же не может простить столь дерзкой попытки восстания и людей, которых он считал верными престолу.

Однако самые чувственные и душевные образы воплотили актрисы: Наталья Бондарчук сыграла Марию Волконскую, от которой скрывали, что ее муж арестован, которая терзалась от незнания, и которая идет наперекор семье и все же едет вслед за мужем, заслуживая наше восхищение. Одну из самых ярких героинь сыграла польская актриса Эва Шикульская - француженка Полина Гебль, которая в буквально смысле бежит за любимым в сибирскую тайгу. И больше всего меня растрогала, потрясла и восхитила героиня Ирины Купченко - княгиня Екатерина Трубецкая, которая первая из жен декабристов поехала за мужем в Сибирь, а также ее первой пытались всеми силами заставить изменить решение. И в Иркутстке губернатор Цейдлер (Иннокентий Смоктуновский), будучи человеком добродушным, вынужден играть роль коварного и жестокого представителя власти. Наблюдая ту самую сцену финального разговора, которую уже назвали высочайшим достижением кино, я не помню, чтобы я когда-либо так рыдала...

Ваша жена просила передать Вам, что она совершенно счастлива.

Я никогда не видела ничего подобного - не помню, когда раньше кино вызывало во мне такие чувства. Это бесспорно один из шедевров советского кинематографа. Кино, в котором есть душа. Кино о женщинах, совершивших величайший подвиг любви. Это чувствуется в последней сцене, когда мужья уезжают обратно на каторгу, не сводя глаз со своих жен, а взгляды которых полны счастья, застенчивости, грусти и любви…

10 из 10

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия воспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!


Женщинам России посвящается.

31 декабря 2019 | 12:39
  • тип рецензии:

Если «Звезда пленительного счастья» и не лучший исторический фильм в мире, то уж точно один из лучших. Это виртуозное сочетание исторического кино и мелодрамы, истории общественной и истории личной.

Это серьёзная историческая лента. Суть декабризма как явления раскрыта потрясающе верно. Здесь показаны и разница программ умеренного Северного и радикального Южного обществ, и индивидуальные различия между отдельными декабристами, разница их характеров, мотиваций, взглядов – и при всё при этом то общее, что вывело их на Сенатскую площадь. Идейный фон эпохи, причины декабризма - всё это показано лёгкими штрихами, отдельными эпизодами, которые читаются вполне однозначно и виртуозно раскрывают тему.

И да, разумеется, этот фильм полон гражданского пафоса и идеализации декабристов. А как же иначе? Потому что именно эти пафос и идеализация раскрывают суть декабризма, как исторического явления. Не в том дело, что Волконские после рудника фактически развелись и не в других подобных бытовых подробностях, которые очень любит находить агрессивный обыватель с целью доказать, что героев нет, а все общепризнанные герои на самом деле только считаются таковыми, а на самом деле - такие же мелочные и эгоистичные особи, которые капризничают, трусят, ссорятся с жёнами/мужьями – совсем как тот самый агрессивный обыватель. Дело в том, что все положительные исторические преобразования осуществлялись благодаря усилиям людей кровно, материально в этих преобразованиях заинтересованных, – и это нормально. И только декабристы показали пример большой группы людей, задумавших некое дело не потому, что им лично чего-то материально не хватало, а потому что их заставили совесть и соболезнование чужому несчастью. И именно это в них главное, а не то, кто из них с кем поссорился, кто когда водки перебрал или кто чего испугался.

И тут же рядом история их жён. На дворе 19 век, не могли эти женщины сами состоять в тайных обществах и быть декабристами и возможно даже не всегда понимали заговорщицкую деятельность своих мужей (и в фильме это, кстати, тоже показано), но они стали декабристками. Их лучшие моральные качества проявились в этом путешествии к своим мужьям. Так в исторический фильм гармонично и изящно вплетается красивая мелодрама: декабристы не только революционеры и мыслители, они ещё и живые, молодые люди, которые любят и любимы. Это две равноценные части их жизни, органично сплетённые вместе - и столь же органично они сочетаются в фильме.

Это не просто умное и глубокое кино – это ещё и безупречно снятый, идеальный по форме шедевр. Сценарист принял изящное и нетрадиционное драматургическое решение. Здесь нет общего линейного сюжета – да и зачем он здесь? Предполагается, что в школе все учились и фабулу знают. Мы видим три истории, которые при помощи воспоминаний, встроенных в рассказ о сегодняшнем (для декабристов, разумеется) дне объясняют, почему поехали за мужьями в Сибирь декабристы, от чего отказались ради этого. Три истории из тринадцати, три истории из очень многих, если рассматривать личную драму каждого декабриста. Выбраны самые яркие, самые ключевые моменты – и это раскрывает проблему гораздо лучше, чем хронологическое повествование.

Фильм чисто визуально снят очень красиво и при этом этнографичен. Детали костюмов, особенности быта, барские усадьбы и иркутское бездорожье - всё это тоже помогает воссоздать эпоху. Я могу много раз повторить, что передать суть исторических событий гораздо важнее, чем воссоздать детали быта, но это не мешает мне ценить качественно воспроизведённую этнографию, тем более, что суть событий в этом фильме показана великолепно.

Ну и, конечно, восхитительна актёрская игра. Эти актёры сдержаны, они не бьют на эмоции, не выжимают слёзы из зрителя даже в самых драматических сценах, но этой сдержанностью, вниманием к тончайшим нюансам интонации, мимики, пластики, они действительно раскрывают своих героев. Прекрасны даже исполнители эпизодических ролей, ну а уж иркутский генерал-губернатор Цейдлер в исполнении Смоктуновского – это шедевр даже на общем более чем достойном фоне. Здесь меня не раздражает даже Баталов, хотя у меня на него аллергия, а его персонажи обычно кажутся самовлюблёнными хамами. Трубецкого я самовлюблённым хамом назвать не могу, но всё же именно он тот декабрист, которого не жалко отдать на съедение нелюбимому исполнителю. Слишком уж сомнительная честь – остаться в истории тем самым прогулявшим восстание диктатором и мужем восхитительной Екатерины Ивановны Трубецкой-Лаваль.

Фильм оставляет после себя удивительно светлое послевкусие. Оно создаётся прекрасной музыкой окуджавского романса, светлыми широкими панорамами, крупными планами лиц декабристов и, главное, осознанием того, что доброе слово потомков декабристы получили. А, значит, никакая глубина сибирских руд не сделает эту светлую историю о красоте человеческой души мрачной и трагичной.

10 из 10

04 октября 2019 | 17:54
  • тип рецензии:

Если в картине играет Алексей Баталов, то для меня фильм обязателен к просмотру. Два ведущих актёра данного фильма, а именно Баталов и Стриженов, притягивают к экрану, от них невозможно оторвать глаз. Костюмы, декорации, игра всех актёров - потрясающе.

Фильм погружает в 19й век, в холодные русские зимы, в жизнь дворян и крестьян. Поступок, совершённый жёнами декабристов, вызывает слёзы восхищения в конце фильма. Ты веришь игре актёров, ты переживаешь все эмоции вместе с ними. Когда героиня Натальи Бондарчук падает к ногам, закованных в кандалах, своего мужа-каторжника (в исполнении Олега Стриженова), меня распирают всевозможные эмоции, в том числе уважение к поступку тех храбрых женщин, которые отправились за тысячи вёрст за своими мужьями. Следовать за своим мужчиной - проявление не женских глупости или повиновения, а проявление самых настоящих женских преданности и гордости.

Стоит выделить героиню Эвы Шикульска - она сыграла более чем блестяще, она запоминается ярче всех.

Декабристы пробыли в ссылке по меньшей мере 10-15 лет, некоторые попали под амнистию, детям, родившимся во время ссылки в Сибири, был возвращён дворянский титул и даровано право на обучение в высших казённых заведениях. Николай I даровал это право потомкам декабристов как раз вследствие храброго поступка их жён следовать за ними на каторжные работы.

Браво женщинам, чья любовь способна вдохновлять и воодушевлять. Женщины действительно правят этим миром, хоть это и не видно на первый взгляд.

Женщинам России посвящается...

10 из 10

18 мая 2019 | 02:06
  • тип рецензии:

Этот фильм буду любить всегда. Истинно наш, российский фильм, с истинно российским колоритом, повествует о трагических событиях далёкого 1825 года, но без которого история Российской империи была бы не полной. 'Звезда пленительного счастья' это настоящая, большая работа по настоящим давно произошедшим событиям. Снято с большой долей исторической достоверности, с прекрасной работой костюмеров и реквизиторов. Воссозданы крайне тщательно многие исторические детали.

Трагедия и подвиг декабристов ещё не одно столетие будет оцениваться и переоцениваться историками. Сейчас, вследствие новых исторических реалий эта тема звучит несколько тише. Скорее совсем редко вспоминаются те события. Но тем ценнее киноработа. На экране остались кадры, рассказывающие о том восстании. И о том, как богатые, изнеженные, изысканные женщины бросили все свои привилегии и последовали за своими мужьями в холодную Сибирь. Где их ждал суровый, жёсткий, далёкий от привычной роскоши, быт. Как странно звучит эта тема сейчас, когда на экранах сплошные материальные разборки и делёж денег между богатыми мужьями и их жёнами - содержанками. Но я не сужу тут современниц. Из любого правила есть исключения.

Фильм о подвиге декабристов и их жён, последовавших за ними.

Фильм 'Звезда пленительного счастья' - уникальное произведение. События на Сенатской площади сделали участников этих событий героями. За ними героями стали их жёны, оставившие достаток, детей, родных и пошли в далёкую Сибирь, чтобы разделить участь своих мужей. А ведь тогда Сибирь была совсем не такой как сейчас. Для каждой из них это было суровое испытание. Фильм собрал удивительный звёздный состав: Наталья Бондарчук (Мария Волконская), Олег Стриженов (князь Волконский), Игорь Костолевский (поручик Аненков), Алексей Баталов (князь Траубецкой), Ирина Купченко (княгиня Трубецкая), Василий Ливанов (Николай I), Иннокентий Смокнутовский, Олег Янковский (великолепный Рылеев), Лев Иванов, Олег Даль, Татьяна Панкова и другие. Стихи романсов Булата Окуджавы. Постановка Владимира Мотыля при участии Марка Захарова. Композитор Исаак Шварц.

Фильм великолепен и изящен. Фильм - прекрасная история любви и преданности. Пронзительный, романтичный, трагичный фильм производит сильное впечатление.

... 'Кавалергарда век недолог, и потому так сладок он.
Поёт труба, откинут полог, и где-то слышен сабель звон'...


Каждый эпизод в фильме - трагичен, каждое слово больно ранит, каждый персонаж - историческая личность, декабристы и их жёны - просто герои своего времени. Помните, одна из жён декабристов, княгиня Трубецкая, в ответ на реплику 'Вас поведут по этапу в кандалах!' протянула руки и сказала 'Велите нести кандалы', а ведь для неё молодой хрупкой женщины, это равносильно смерти. Но она готова пойти на это, чтобы быть рядом с мужем. Это пример Великой Любви и отваги. Потрясающе! А другая выходит замуж за мятежника, зная, какая участь его ждёт.

Этот великолепный фильм нужно показывать современным школьникам, особенно в старших классах. Чтобы подростки учились (на великих примерах истории) любить по настоящему, искренне и самоотверженно, не только своих мужей или жён, но и своё отечество, свою малую родину. Учились отстаивать свои идеалы и добиваться их осуществления не смотря ни на какие преграды и препятствия.

... 'И всё как будто под рукою, И всё как будто на века.
Крест деревянный иль чугунный, Назначен нам в грядущей мгле.
Не обещайте деве юной, Любови вечной на земле'...


Шедевр советского кинематографа. Достоин высочайшей оценки.

10 из 10

21 сентября 2017 | 11:12
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: