СССР; середина 80-х годов XX века
Павел /Александр Михайлов/ - вернувшийся в Москву через год после освобождения из тюрьмы мужчина, бывший директор крупного гастронома, отсидевший за финансовые махинации; честен, пытается понять, кто на самом деле виноват в давней истории, из-за которой он попал за решётку
Лена /Наталья Белохвостикова/ - медсестра, ухаживающая за богатым и влиятельным человеком из мира торговли, который приютил у себя Павла
Борис Дмитриевич /Донатас Банионис/ - один из бывших знакомых Павла, богатый делец, предложивший приятелю место в овощном ларьке
Вера /Любовь Полищук/ - яркая и шумная женщина, не отличающаяся высокими моральными принципами и в каждом мужчине видящая потенциального мужчину для совместной жизни; заведует ларьком, в котором Павел получил работу
Зина /Светлана Крючкова/ - бывшая жена Павла, не разрешает ему видеться с сыном; вышла замуж, пока бывший муж был в заключении, жадная и расчётливая
Советские криминальные драмы всегда отличались от своих собратьев американского происхождения. У нас не было всё переворачивающих с ног на голову поворотов сюжета, редко когда можно было увидеть в советском кино погони или перестрелки. Всё по-тихому, всё немного вроде как скучновато, но оттого всё более чем достоверно выглядит. Да так, что иной раз мурашки по коже бегут от понимания, что увиденная история вполне могла произойти в реальности, в отличие от маханий ногами и бесконечных пифпафов, которыми пестрят американские боевики.
До самых титров я мало понимала, отчего картина называется «змеелов», ведь главный герой вернулся в Москву, оставив эту профессию. И только в конце осознала, что змеелов – это даже не профессия, это характеристика личности Павла: смелого и решительного человека, который не побоялся распутывать змеиный клубок финансовых махинаций, рискнув собственной жизнью.
Кстати, о риске. Никогда не понимала рисковых людей. Как по мне, так сиди себе тихо, живи себе спокойно. Вероятно, это трусость, кто его знает. Я бы никогда в жизни, конечно, как Павел бы не поступила, попади мне в руки тетрадь со сложными схемами, разгадав которые можно понять, кто занимается хищениями в крупных размерах. Ну максимум отнесла бы её по-тихому в полицию, но чтобы самой всё это распутывать и лезть, по сути, не в своё дело… Хотя Павла можно понять, ведь дело было его, поскольку посадили его, по сути, за чужие грехи.
Интересна, хоть и болезненна, линия с сыном Павла. Мать Серёжи та ещё стерва, которыми полна наша страна, да и любая другая, наверное. Никогда не понимала женщин, которые запрещают своим детям общаться с отцами, да ещё добавляя при этом отвратительную фразу: «У него теперь новый папа»…
Полная противоположность Зины – Лена - отзывчивая, добрая, сострадательная молодая женщина, которая с большой радостью готова познакомиться с сыном Павла, которая готова приютить практически незнакомого ей человека, которая готова отдать последнее своему ближнему.
Очень часто встречала в советских фильмах позднего периода моменты, когда ты воодушевлён тем, как сейчас все на экране счастливо заживут, а это «как» обрывается одним несчастным или подстроенным случаем. В «Змеелове» тоже всё заканчивается таким случаем, но финал открыт /что тоже отличает, к слову, позднее советское кино/. И лично мне хочется верить в счастливый финал…