К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Алексей Козлов любит снимать фильмы на военную тематику. Только получаются они у него неравномерно. «Бой местного значения» мне очень понравился своей естественностью и живостью образов, «В сторону от войны» акцентировал внимание на малоизвестных сторонах воинской жизни. А вот «Лейтенант Суворов» подкачал.

Сюжет простой: группа красноармейцев во главе с юным лейтенантом, в ходе отступления выходит к родному городу своего командира, где и решает дать бой врагу…

Однако, эта сюжетная линия - лишь верхушка айсберга. Фильм перенасыщен совершенно ненужными деталями, персонажами, действиями. Режиссер будто снимает документальный фильм-курсовую о месте, где родился. Потом вдруг спохватывается, что фильм «про войну», тут же появляются хрестоматийные болванчики-фашисты с закатанными рукавами…Стоит ли говорить, что вменяемой сюжетной связи между мирными эпизодами и военными, вы не дождетесь.

Мало того, поведение и поступки солдат РККА, да и самого лейтенанта, выбиваются из рамок даже современных отечественных военных «шедевров». Убегать от первой же бомбежки по своему подразделению? Идти в разведку через лес, ночью? Строить блиндаж для одного человека? Собирать народное ополчение из полутора человек для строительства одного окопа, который так и не покажут? Вишенкой на торте будет истеричный комдив-паникер, подаваемый хорошим (!) персонажем!

Ради развлечения (или буквоедства, кому как) можете сами посчитать количество сценарных шероховатостей и ляпов. А как объяснить, что все вокруг, от одежды, до зданий и мотоциклов, чистенькое и новенькое, словно перед каждым дублем кисточками чистилось? Конечно, можно сделать скидку на малобюджетность фильма. Но ведь это халтура, граждане!

В итоге, получилась бестолковая мелодрама на военную тематику, закапывающая сама себя противоречивым сценарием и невнятной режиссурой. Но посмотреть все равно стоит, чтобы ознакомиться с вектором развития нашего кино «о войне»…

5 из 10

29 ноября 2016 | 20:39
  • тип рецензии:

Мы ждем атаки до тоски…

Теплыми июньскими деньками уходили в небо парни в гимнастерках защитного цвета. Смерть целовала их разрывами снарядов, клевала задумавшимся свинцом, рвала и кромсала стальным штыком. Многие из погибших ещё толком и не начали воевать – только приготовились бить врага по завету Клима Ворошилова на его территории, только загнали патрон в толком не пристрелянную винтовку – а уже надо умирать, несправедливо это, неправильно.

Взводный Александр Васильевич Суворов, Санька, неделю назад был спешно поднят из пехотного училища на передовую. Он с нетерпением ждет встречи с немцем, коварным и подлым захватчиком, которого вот-вот должны разгромить единым натиском сталинских соколов, отогнать от Бреста, Могилева, Смоленска. Господи, бои идут уже в двух сотнях километров за спиной, а сводки Совинформбюро обещают каждый вечер – вот-вот, перейдём в контратаку, вражеские танки горят сотнями, крестокрылые самолеты сбивают тысячами. Шел десятый день войны, названной впоследствии Великой Отечественной.

Военные фильмы трудно снять плохо, если, конечно, не гнать откровенную клюкву вроде «Гитлер капут!». Военные фильмы трудно снять хорошо, особенно сейчас, когда пафос, обрамленный в оранжево-черные тона, забивает боль и память. Вот и «Лейтенант Суворов» ожидаемо получился двояким. В нем можно рассмотреть бутафорский танк, стереотипные Sturmgewehr, мотоциклы с коляской и закатанные рукава вермахтовцев. А можно немое отчаяние воспитательницы детского дома, заглушающей страх распевками «Орленка» или «Смело мы в бой пойдём». При желании попеняем на однобокость типажей – к примеру, никчемный секретарь райкома, не задумывающий о будущем рядовой Ляушин или одураченный фашистский капитан. Или задумаемся о ценностях советского человека через призму истории – когда благоговели только при одном упоминании имени Сталина, а за любую трезвую мысль, не идентичную идеологическим постулатам, не задумываясь и не терзаясь, объявляли дезертиром, предателем и брали в прицел.

Заглавный герой тоже стереотипен – с винтовкой на танк, наше дело правое. Молод, горяч, успевает и школьную любовь разжечь, и матери воды принести, и городок мобилизовать в ополчение. Такие умирали первыми. Такие становились героями или безвестными ложились в братские могилы. Но они были, и, благодаря многочисленным Суворовым, на сторону Красной Армии становились и чуждый огнестрельному оружию крестьянин, и бывший белогвардеец, и близорукий интеллигент. Режиссер многочисленных сериальных страданий «Всегда говори «Всегда» Алексей Козлов решил выделить образ взводного введением фигуры бывшего дворянина, бывшего штабс-капитана царской армии, который утомлен неправильностью жизни и поначалу хотел отойти в сторону от красно-коричневой сшибки, не получилось. На роль героя, аналога Верещагина «За державу обидно», режиссер ввел себя. Впрочем, на фоне далеко не звёздного ансамбля артистов, не измученных ролями и предложениями, он смотрелся нормально.

На проселочной дороге догорал танк. Закатившимися глазами смотрели в небо семеро защитников городка, чьё название не попало в сводки и сообщения. Гарь и копоть наползали на деревянные дома и полуразрушенную церковь. Где-то пустил пулю в висок осиротивший комдив, где-то тихо плакала обессилившая старушка-мать. До конца войны оставалось почти четыре года.

15 апреля 2014 | 23:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: