По каким-то непонятным причинам этот фильм не получил широкой известности. К сожалению. Видимо, в силу слабого маркетинга и раскрутки.
А ведь он ничуть, повторяю, ничуть не уступает схожему по тематике 'Списку Шиндлера', обласканному в своё время критиками и усыпанному 'Оскарами'.
Случайно попав лет, наверно, 5-6 назад на показ фильма по ТВ, я просто не смогла оторваться.
Я уверена, что не посмотрю его повторно. Слишком он тяжёлый для меня. Но впечатления даже от одного просмотра колоссальные.
Потрясающее эпическое полотно! Великолепная задумка показа нескольких разных поколений при помощи одного актёра. Наверно, лучшая роль Рэйфа Файнса, которую я видела (хотя и в 'Списке' он великолепен). Такая масштабность, такой размах. Браво, Ивштан Сабо!
Это невероятно сильное, мощное кино, которое буквально вывернуло меня наизнанку в эмоциональном плане. Я была в некотором потрясении от увиденного.
Как можно судить по очень малочисленным отзывам здесь, на 'Кинопоиске', кино видели единицы. А жаль... Советую найти и посмотреть этот фильм. Он того стоит.
По мере просмотра этой удивительной истории о любви, предательстве, преодолении, поиске себя ты словно проживаешь жизни героев и путешествуешь по страницам истории XX века...
Очевидно, что вы даже не сможете нажать кнопочку 'Да' или 'Нет' в графе 'Согласен' под моей рецензией просто потому, что вряд ли вы видели 'Вкус солнечного света', так что моя рецензия скорее просто маленький кусочек в копилку положительных отзывов...
Я бы поставила больше, но максимальная оценка тут 10, так что
Но если нет Бога, то почему его тогда так не хватает? (с)
Солнечный свет, «зоненншайн», пролетевший миллионы километров не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. На первый взгляд маленькое, невинное отступничество и удобная ложь не имеют большого значения. Но можно изменить имя, можно сколько угодно пытаться обмануть себя, мимикрировать под изменчивый мир, но судьба каждого отдельного человека – есть величина неизменная, тем более, если она общая и одна на всех…
Иштван Сабо – талантливый режиссер, что называется мэтр и живой классик, имеющий множество престижных наград, включая Оскара за «Мефисто», в котором рассказывается похожая история. О том, как тихо, и поначалу незаметно, приходит Дьявол в отдельную страну и к каждому человеку, к чему приводят компромиссы с собственной совестью, и моментах, когда кожей ощущается смысл китайского проклятия - «чтоб вам жить в эпоху перемен»… Но история героя «Мефисто» - это частный случай этого вечного уравнения. Во «Вкусе солнечного лета» Сабо он задумал объять необъятное - вытащить все больные темы европейской истории ХХ века. Ведь история эта, с ее революциями, войнами, концлагерями и сменами идолов - самая настоящая дьяволиада. Выдержать такой груз, семейную сагу длиною в столетие, на протяжении трех часов действия фильма, под силу только настоящему титану и кажется, у Сабо получилось.
То, что этот фильм был проигнорирован той же американской киноакадемией, мне не кажется удивительным. Хотя он совершенен даже чисто технически – виртуозная режиссура, сюжет, благодаря которому фильм смотришь, на одном дыхании, несмотря на более чем приличный хронометраж, работа одного из лучших операторов – Лайоша Колтаи, отличные актеры и музыка Мориса Жарра. Но как ни грустно, взгляды на Историю с птичьего полета и все эти масштабные эпопеи про гибель богов в современное клипово-рекламное сознание просто не вписываются и Большое Европейское Кино, одним из последних представителей, которого является Иштван Сабо, уходит. А «Вкус солнечного света», снятый в 1999 году - это последняя черта, проведенная режиссером под веком 20-ым, подведение итогов так сказать. Ведь следующим в его творчестве стал «Театр», а это уже совсем другие масштабы…
Кому то, конечно, может показаться, что это локальная история о тоталитаризме. Что эта трехактная пьеса о том, как мучились, любили, делали карьеру, умирали в концлагерях, хранили семейные реликвии, предавали друг друга и себя, поднимались на самые верха и падали в пропасть, члены одной семьи венгерских евреев, снята с целью разоблачения и обличения всех режимов и роковых заблуждений Европы ХХ века. Но нет, фильмы Сабо при внешней простоте, не так просты и полны скрытой символики. Последние минуты фильма – вот он долгожданный финальный аккорд, расставляющий все точки над «i», и становится понятно, что история «Вкуса солнечного света» - это не история не о венграх, евреях, коммунистах или фашистах, это история о людях и об индивидуальном выборе.
Эксклюзивных уроков истории не бывает, все связано, и каждый опыт вытекает из предыдущего. Неспроста, чтобы подчеркнуть идею преемственности, всех трех главных героев, жертв своего времени играет один и тот же актер – Рэйф Файнс, известный большинству по роли фашистского палача в спилберговском «Списке Шиндлера». Здесь перед ним стояли уже совсем невероятные актерские задачи – сыграть трех совершенно разных людей, которые в то же время являются вариаций одного человека, попавшего в мясорубку истории.
Отвести беду нельзя, но можно и нужно заслужить и выстрадать право жить свободно, не задыхаясь от всех больших и мелких несвобод, а «Солнечный свет» - это не старинный рецепт вина, это состояние души и духа. Вот какой урок преподнесет своему внуку выжившая во всех битвах века и переигравшая все режимы Валери Зонненштайн (Розмари Харрис), хоть тоже и изменившая свою фамилию на Шорш («судьба»), но не изменившая самой себе - сквозная фигура, которая проходит через все три истории и ключ к их пониманию.
Вот к какому катарсису, пытаясь сохранить беспристрастность, не давя на слезу, хотя иногда разрывая душу в клочья, вел Сабо своего зрителя. И несмотря на всю трагичность и мрачность тематики, на то, что некоторые сцены вызывают настоящий шок, фильм жизнеутверждающий, что явствует из самого названия. И состояние зрителя в конце, сродни состоянию прошедшего через все круги ада, потерявшего все, что только можно, но свободного героя, с помощью одного простого решения, наконец обретшего способность дышать свободно.
Когда-то в детстве, я переключал каналы по ТВ перед сном и наткнулся на фильм, который зацепил меня сразу, поразил в самое сердце, название его я не запомнил, но отдельные сцены врезались в память так, что теперь, через... гм... лет 5-6 они до сих пор всплывают в сознании.
Теперь уже я узнал, что это фильм снял мастер европейского кино Иштван Сабо, снял просто потрясающе и так реалистично, что забываешь о том, что это всего лишь кино.
Фильм рассказывает о судьбе трех поколений еврейской семьи, жившей в Венгии в 20 веке. Показана судьба отдельных людей на фоне исторических событий. Герои встречают 20 век, участвуют в Первой мировой войне, вступают в компартию, умирают в фашистских коцлагерях...
Масшаб картины поражает. На мой взгляд, это самый недооценный фильм. Потому что более эпического полотна о судьбе людей в течение всего двадцатого столетия я не знаю.
В фильме по сути три главных героя, которых играет Рейф Файнс, - дед, отец и сын. Три мужчины, три судьбы, которые так похожи, но которые на столько разные. Единственно, что их объединяет - достоинство и честь, которые, как показывает фильм, украшает любую жизнь и любую смерть.
Замечательно раскрыта проблема взаимоотношения в семье - отцов и детей, девочки сироты к приютившим ее тете и дяде, отношения братьев между собой, невесток - показан весь спектр человеческих чувств и эмоций, такая энциклопедия жизни.
Блестящие актерские работы, блестящик костюмы, декорации, передающие узнаваемый дух каждой эпохи, яркие типажи герои, которым сопереживаешь. Жалко, что такого же фильма еще никто не снял для нашей страны. Проследить бы историю одной семьи на фоне нашей истории 20 века - было бы наверняка очень яркое кинополотно. А этому фильму, конечно же,
10 из 10.
Очень яркое, сочное, интересное, жизненное кино, которое мне хочется пересматривать.
'Религия не идеальна, но это лодка, которая сможет выдержать любой шторм' (с)
Картина Иштвана Сабо, венгерского еврея по происхождению, отсылает зрителя к проблеме личности человека на фоне власти и ее переворотов в XX веке. Человечности режиссер противопоставляет политику, а ближе к концу едва ли не обвиняет ее в загубленной чистоте XIX века. Хотя перевороты были и до этого, Сабо воспринимает то время, как период светлого детства , чего, например, стоит одна сцена с залитой солнцем площадкой, усеянной желтыми цветами. Впрочем, вопрос здесь стоит не общечеловеческий, а именно еврейский, для которого двадцатый век стал пиком гонений, презрений и геноцида. На этой основе выстроилось многолетнее полотно с участием трех поколений семьи Сонненшайн (Солнечный Свет) с их постепенным отказом сначала от происхождения, а позже и от веры.
Трехчасовой фильм поделен на равные части, героем каждой из которых станет представитель своего поколения, подающий надежды реализовать амбиции в обществе. Есть специфический шарм и в решении Сабо взять на роль трех людей одного актера – Ральфа Файнса. Вот уж кто в фильме точно развернулся – три развивающихся и меняющихся на протяжении жизни личности, три характера в трех тоталитарных системах и три любовные линии. Особенно играет на пользу предрасположенность Файнса к противоречивости воплощаемых образов – метания, неуверенность, принятые решения и ошибки. У него в равной мере хорошо выходит и судья, хранящий веру в монархию, и успешный фехтовальщик, которого мало что интересует кроме спортивной карьеры, и мстящий за убитого отца сын, постигающий идеи коммунизма. Поначалу, кажется, что представители трех поколений и не имеют особенной связи для того, чтобы объединять их в одну систему, но уже под конец эта ниточка будет напрямую рассказана голосами сменяющих друг друга предков.
«Вкус солнечного света» - это название бальзама, рецепт которого открыл предок семьи Сонненшайн хозяин таверны и собственного винокуренного заводика. По преданию, настойка помогала от всех болезней, и потомки не раз будут лелеять мысль, если удача отвернется спиной, наладить производство напитка. Роль черной книжечки с заветными записями в фильме невелика, более того, она сразу же затеряется в новом доме и попытки ее найти обернутся неудачей, но символический смысл этой вещицы куда глубже. Это одновременная отсылка и к деревенским корням и к родовым традициям, к памяти и к грезам о беззаботной жизни. Радость дарит даже бутылочка, в которой содержался напиток, и это опять же символ того, что подобные грезы – нечто недосягаемое, как лица на старинных фотографиях или воспоминание о россыпях желтых цветков из детства – мимолетное, ускользающее, но впечатывающееся в память на долгую жизнь.
Один из главных вопросов - должен ли человек быть самим собой, и что такое быть «самим собой». Кульминация – это письмо, подменившее заветный рецепт, а в нем послание от отца к сыну, в некотором роде своеобразное нравоучение, построенное на конкретных понятиях. При желании их можно поменять и рассмотреть не только с позиции еврея, но и с любой другой, однако идея звучит так: «Не отказывайся от религии. Я говорю не о Боге. Бог присутствует во всех религиях. Но когда жизнь превратится в борьбу за существование, ты будешь несчастлив. Религия не идеальна, но это лодка, которая сможет выдержать любой шторм». Под религией здесь можно понимать не столько догматические институты, сколько место или дело, где человек чувствует себя счастливым. Возможно, это и было бы простым нравоучением, если бы не трехчасовая история, предшествующая кульминации.
Проблематики в фильме предостаточно, и, зачастую, она не сходится клином именно на евреях. Задумывая эту историю, Сабо много размышлял и о достоинстве, которое отличает человека от животного - тема знакомая многим со школьной скамьи, ее тоже пытаются раскрыть герои фильма, давая не совсем традиционную пищу для размышлений. Значительное место уделено Гордыне, и именно этот смертный грех Сабо ставит во главе прочих, во многом через такое определение, выводя свой взгляд на политические волнения первой половины двадцатого века. Что есть правота и почему революционеры обвиняют отжившие режимы в коррупции, обещают благоденствие, захватывают власть и еще больше погрязают в тех же грехах? На этот вопрос существует масса ответов, свой Иштван Сабо дал 'Вкусом Солнечного Света'.
И тем не менее Сабо не претендует на правоту в последних инстанциях, более того его кино оказывается настолько тонким, что почти не способно вызвать недоверие. Это прежде всего личностная семейная эпопея, одновременно и проникшая во всестороннюю политическую жизнь, с другой, находящаяся в некой обособленности от всего, что происходит. Сущность обличает неверные системы, но у нее цели тыкать в них пальцем, а все благодаря смещению акцентов на личности, прежде всего, метущейся в круговерте общественных мнений, хватающейся, но в то же время остающейся целостной, выбирающейся из любого шторма, как та лодка под названием Религия.
Несмотря на политически и драматические черты этот фильм все же лучше причислить к лирике, как хорошее настроение в солнечный день. При огромной череде взлетов и падений история начинается в домашней непосредственности первого главного героя, поступающего учиться на доктора юриспруденции, а заканчивается в солнечный день, свободный от всех «заблуждений» двадцатого века. Конец такой можно назвать счастливым в полной мере, только после увиденного уже неловко приставлять слово «конец». Лучше – «Жизнь продолжается». И она прекрасна.
Итог: медлительная лиричная драма о еврейском самоосозании в жизни и политике в XX веке, поднимающая, помимо прочего, и другие важные человеческие вопросы.
Иштван Сабо сотворил фильм, который не оставит равнодушным ни одного человека, приобщенного к элитарному кинематографу. Это произведение не должно носить название 'фильм'. Это не фильм - это эпопея жизни, жизни насыщенной и одновременно чертовски трудной. Боль, которую переживают герои на протяжении всей картины, просто неописуема, ее нельзя рассказать словами - это нужно видеть.
Игра Файнса потрясает своим профессионализмом и разносторонностью. Этот фильм стоит того, чтобы оторваться от суеты мирской и задуматься о смысле жизни.
Старайся искать радость в жизни. Знаешь, как это вкусно - кофе с теплым молоком? (с)
'Вкус солнечного света' - это сильное кино, которое дано понять не каждому современному зрителю. Хотя бы потому, что все мы привыкли жить если не в роскоши, то точно в более-менее мирное время, не зная нужды. Но ведь всегда интересно узнать что-то новое о жизни другой страны, ее обитателей.
Иштван Сабо снял фильм, по сути, практически виртуозно. Рэйф Файнс, проходящий в образе главного героя через все три мини-истории, из которых состоит фильм, - сыграл глубоко, вдумчиво, блестяще. Каждый герой был кем-то новым, ярким, запоминающимся. Личностью. Лично меня более всего увлекла вторая история, приходящая на период расцвета фашизма и жесткого гонения, истребления еврейского народа. Быть может, потому что мне нравится этот вид спорта - фехтования. А, может быть, характер упрямого, стремящегося побеждать главного героя очень привлек. Однако, понимание всей сути картины дает третья мини-история.
На протяжении всего фильма я ждала, когда же, наконец, в центр повествования станет тот самый чудесный рецепт напитка вкусом солнца. И меня приятно поразила нетривиальность концовки. Дело было не в рецепте напитка, а в рецепте счастья. Внутренней свободы, понимая, что человека нужно судить не по одежде, количеству денег или национальности, но по поступкам.
Ох, я достаточно предвзято отношусь к 'поучительным' фильмам, где герои хмурятся и грозят пальчиком, мол 'делайте так - это хорошо, а так - нет, плохо'. Но 'Вкус солнечного света' - это настоящее искусство, где есть все. И любовь, и смерть, и жестокость, и война, и предательство.
После просмотра фильма я три раза крутила его, останавливаясь на особо острых моментах. Я переживала вместе с героями Рэйфа Файнса и когда в конце вернувший себе фамилию Зонненштайн шагал по улице, ощущая себя легко и свободно, я ощутила себя точно так же. Настолько проникнуться историей удается ой, как редко. Черт возьми, это сильное кино!
Смотрела его из-за своего уважения и любви к Файнсу и ни капли не пожалела. Нет желания останавливаться на остальных актерах, хочется выделить еще лишь бабушку, Валери Зонненштайн (Розмари Харрис) - сыграно чудесно, талантливо.
Жаль, что этот фильм остается малоизвестным. Он не оставляет печали и тоски, как многие драмы. Наоборот, он окрыляет и дарит надежду. Он шедевриален.
'Солнечный свет' предлагает историю трёх поколений живущей в Венгрии еврейской семьи Зонненшайнов, которая берёт свое начало вместе с наступлением кровавого ХХ века, тогда ещё не сулящего человечеству никаких глобальных катаклизмов. Сначала молодой юрист Игнатий во имя успешной карьеры меняет фамилию предков на менее еврейскую. Однако малоутешительные для Австро-Венгерской монархии итоги Первой мировой войны перечеркивают все его многолетние потуги.
Его сын Адам становится известным фехтовальщиком, выигрывает Олимпийские игры в фашистском Берлине в 1936-м году, но опасаясь потерять социальные льготы, отказывается от иудаизма и принимает католицизм. В итоге же всё равно оказывается жертвой холокоста: в концлагере, подобно Карбышеву, его обливают на морозе холодной водой и превращают в глыбу льда. Сын Адама, Иван, переживший концлагерь, где во имя собственного спасения ему пришлось молчаливо наблюдать за казнью отца, становится после войны коммунистом, но попадает в эпицентр партийных чисток. Не желая более следовать установкам новых хозяев жизни, он отваживается преодолеть семейную склонность к конформизму и возвращает себе фамилию предков…
Чтобы несколько смикшировать неизбежный в таких случаях социальный пафос и 'очеловечить' характеры, режиссёр вводит в судьбу каждого из Зонненшайнов ещё и испытание любовью. Так Игнатий, помимо воли родителей, вступает в опасный брак с кузиной, Адам поддаётся соблазну и изменяет супруге с женой родного брата, а Иван крутит рискованный роман с женой партийного босса... Все амурные приключения вполне органично вплетены в остросоциальный контекст сюжета, предавая каждому из героев образ рокового неудачника в любви.
После неоправданного десятилетнего забвения венгерский киноклассик Иштван Сабо вновь напомнил о себе масштабным полотном 'Солнечный свет' (в России фильм вышел под названием - 'Вкус солнечного света'). Картина тематически продолжает ключевую тему режиссёра, лучше всего обозначенную трилогией 'Мефисто' (1981) - 'Полковник Редль' (1984) - 'Хануссен' (1988), и посвященную конфликту власти и личности. Достигнув здесь ещё большего эпического размаха, Сабо предложил взглянуть на работу исторического молоха уже сквозь призму еврейского вопроса.
В 1980-х годах Сабо сделал звездой австрийца Клауса-Марию Брандауэра, поручив ему сыграть все три главные роли в своей знаменитой трилогии. На этот раз нечто подобное случилось уже в рамках одной ленты, ставшей бенефисом английского актёра Рэйфа Файнса (прославившегося после 'Английского пациента', а в параллель с 'Солнечным светом' снимавшегося в главной роли в британской экранизации 'Онегина').
Исполнение всех трёх Зонненшайнов можно расценить и как своеобразное покаяние Файнса за очень сильно и потому неминуемо жестоко сыгранного фашистского палача Амона Гота в 'Списке Шиндлера' (1993). Пожалуй, после спилберговского шедевра фильм Сабо стал вторым заметным эпическим произведением на еврейскую тему.
Ты боишься увидеть, кто они такие и боишься, что они увидят, кто ты такой.
Я никогда особенно не любила семейные саги, признаться, даже перед просмотром данного фильма, я не знала о его структуре. Однако, после просмотра стало понятно, что нельзя было избрать способ лучше. Именно так нужно показывать настоящую семью, одним лицом, одним чувством и сердцем. И даже несмотря на портретное сходство, это никак не драма одного героя, тут их, пожалуй, не счесть.
Вправду, режиссеру удалось невозможное. В трехчасовой хронометрах уместить истории жизней трех людей от начала и до конца, одновременно рассказав историю страны, народа, и, возможно, всего мира в течении нескольких эпох. Были ли дети семьи Зонненштайн искренне преданы своим корням? Так просто им далось отказаться от своей фамилии 'Что ж, фамилию нам дал не Бог'. Насколько же сильным затем было отчаяние от осознания поступка, который дался так просто. Как легко было отречься от своей религии, не смотря на святую верность своих предков Богу.
-Ты хочешь фехтовать?
-Тогда мне придется стать венгром.
А в последующем даже отказ от своего имени был неприемлем, пусть на кону стояла собственная жизнь. И что же к итоге получили эти дети? Последнее унизительное:'Держись подальше от евреев'. Осознание того, что страх перед самим собой разрушал судьбы людей, на протяжении всего существования их рода. Метания от одной партии к другой, что есть сильнейшее желание найти свое место. Чувство своей неполноценности, и высокие достижения в попытках побороть ее. Щемящее одиночество от потери самого главного, и горькое признание ошибок, что годами вершили.
Такова история мужчин этой семьи. Однако, шелковой нитью через их жизни проходит судьба единственной женщины-Валери Зонненштайн, любящей жены, заботливой матери и мудрой бабушки. Она создавала им дом, она строила свое робкое счастье, и пока мужчины метались по миру в поисках места, где их примут, она создала такое место. Именно туда они возвращались после кровавых войн, тюремных заключений и долгих разлук. Она умела находить прекрасное, умела любить, нежно и заботливо любить своих мужчин, которые во многом не осознавали, что именно благодаря ей еще держаться на плаву.
-Если ты уверен в своей правоте, ты все выдержишь. Каждое новое правительство обещало нам счастье и справедливость, но на самом деле это не ты, а они в тюрьме.
Она же научила своего внука находить красоту в мире, который он ненавидел всю свою жизнь. Она разомкнула круг злобы и сумела объяснить последнему мужчине семьи, что не нужно искать свое место, что оно там, где она, там, где дом. Такова история новой семьи Зонненштайн.
-Что ты делаешь, бабушка?
-Просто любуюсь игрой света.
'Солнечный свет' можно у нужно смотреть. Он раскрывает истины, которые порой ищут годами. Рассказывает истории, которые все мы знаем, но не понимаем в полной мере, но в которых нуждаемся, как главный герой нуждался в Боге, в которого не верил.
Фильм поделён на три части. Каждая из частей рассказывает о представителях еврейской семьи. И каждую из этих ролей играет Р. Файнс. Вообще, сразу стоит отметить, что это очень сложная задача. Как сделать так, чтобы каждый из героев, имея одну и ту же внешность - оставался индивидуальностью? Впрочем, нет ничего невозможного, когда за дело берутся профессионалы. Уже ни для кого не секрет, что Файнс является этим самым профессионалом, которому по плечу любая роль.
О чём, собственно, фильм? Наверное, о том, как система способна погубить человека и сломать его. И не всегда этот человек слаб. Просто система - это нечто глобальное, жестокое, колоссальное. То, что имеет под собой исторический, прочный фундамент. И бороться с этой системой очень опасно. Страдает и сам человек и все его родные и близкие.
Фильм достаточно поэтичен. В нём есть красивые диалоги, сочные эпитеты, в нём есть традиции и консерватизм, в нём есть история одной семьи. Поскольку сюжет затрагивает различные политические устои общества - зритель может видеть и то, как менялась жизнь простых граждан в стране и то, с какими трудностями те столкнулись.
Да, тема антисемитизма не нова и на неё снято уже немало фильмов. Но 'Вкус солнечного света' - он жизненный и простой для понимания, не напичканный военными действиями или политикой. Он упрощён. И подан так, что человек начинает задумываться о приятных мелочах. Ценить то, что имеет. Да, в чём-то картина откровенно поучительна, но и это в данном случае нельзя принять за минус. Очень актуальный фильм. На все времена.
Помимо игры Файнса хочется ещё отметить Розмари Харрис. Она сыграла очень мудрую, интересную женщину, которая многое повидала на своём веку, но осталась верна себе и своим идеалам до конца жизни.
«Вкус солнечного света» - сага о 4-х поколениях одной семьи. Самое старшее из них прожило счастливую жизнь, Вэлери и Игнатц держали счастье в руках пока были молоды, тогда их фамилия еще была Сонненшайн. Но что случилось дальше? Проклятие Розы, сказанное сгоряча, падение Венгерской империи, две мировых войны… И солнечных мир рассыпался как карточный домик. Сменив фамилию – они потеряли свое лицо. Они отреклись от своей религии, но это не дало им спокойствия и защиты. Мир вокруг них сходил с ума и разбивался в бесконечных битвах режимов и их диктаторов, в гонениях и войнах. Скорость, с которой все они сменяли друг друга и предыдущее правление с грохотом уничтожалось – эта скорость, точно уродливая ирония над абсурдностью и мимолетностью каждого из них. «В чем смысл жизни?» - говорит Густав своей сестре, Густав, который все свою жизнь отдал взлетам и падениям своей политической карьеры, жизнь для того, чтобы отстаивать чужие идеалы и чужие интересы. « Сама жизнь»,- ответила Вэлери. Она не выбирала стороны, не искала виноватых и правых. Она хотела чувствовать жизнь и наслаждаться ей. Она хотела быть собой и ничего не стесняться. Плакать и смеяться, пить горячий кофе со взбитыми сливками и ловить солнечные блики на своем лице «Бабушка была единственной из нас, кто умел дышать»,- говорит Иван. И только он опять смог вернуть «Солнечный свет», не старую тетрадь с рецептами, не она была источником того счастья, что было в жизни первых Сонненшайнов, но сам свет. Способность быть собой и видеть себя. Способность видеть прекрасное в мире и любить его. Способность не прятаться, не убегать и не лгать, но идти спокойным шагом по дороге своей жизни.