Батарея лейтенантов Кузнецова и Дроздовского держит оборону в месте прорыва немецких танков Манштейна.
Кажется, что известный советский актёр Борис Токарев (Кузнецов) был создан для героико-романтических ролей. Видишь его в кадре - жди патетики, которая разве что не в стихах. Сегодня она явно не в моде - нынче больше про суперменский героизм, а то и вовсе сказочный или, напротив, язвительную постмодернистскую иронию.
Может быть, поэтому Горячий снег пользуется умеренной популярностью у зрителей. Хотя по-своему он оказался новаторским образцом экранизации лейтенантской прозы. Притом что главным героем в титрах обозначен генерал Бессонов в исполнении Георгия Жжёнова всё-таки ключевой конфликт находится в дуэте лейтенантов - быть на войне командиром и авторитетом или в первую очередь человеком.
Впрочем, это изначально игра в поддавки, в которой тому же Токареву играть вроде и нечего - он ведь и так с пониманием к людям относится, а вот герой Николая Еременко должен пройти путь из крайности жёсткого 'сухаря' в человека, в итоге переживающего фронт как личную трагедию. Наверное, в силу молодости исполнение такого сложного перерождения даётся Еременко с теми же крайностями. Собственно, Горячий снег это герои, которые мечутся или внутренне перемалывают эту же драму выполнения боевой задачи и естественного сопереживания к раненым и гибнущим товарищам и любимым...
Но покуда авторы прямо избегают вопроса о напрасности жертв, как это произойдёт через почти 15 лет в другой экранизации Бондарева 'Батальоны просят огня'. Поэтому и выходит трагедия войны и выкованных из стали, но живых внутри солдатах Великой Отечественной. Поэтому и Жжёнов в финале раздаёт награды буднично и как бы стесняясь - Всё, что могу. Да и не ради наград эти Люди сражались. Главная цитата родилась в разговоре о будущем: Мы должны жить и работать не за самих себя, а ещё и за тех, кто погиб, а иначе зачем всё это?
Фильм Горячий снег, основанный на реальных событиях и на одноимённой книге Юрия Бондарева, вызвал смешанные чувства.
С одной стороны, советские люди в кадре произносят правильные слова и совершают героические поступки как это было в реальной жизни. Но с другой стороны, фильм поставлен очень камерно, актёры исполняют роли по-театральному наиграно, танки в кадрах выглядят картонно и не страшно.
Недоумение вызывает также несколько сцен: когда одного солдата ни с того ни с сего требуют идти умирать с гранатой под немецкий танк, или когда в конце фильма горстке выживших дают медали словно отмахиваясь от их подвига. Кажется, что уже тогда стали вылезать на экраны бессовестные провокации в духе Солженицына, которые потом с успехом подхватит современный российский кинематограф с Михалковым во главе.
Интересно, что прототипом героя Жженова был маршал Малиновский, оборонявший показанный фронт. Его помощник и друг Илларион Ларионов в пылу сражения потерял верю в успех и покончил с собой. Что говорит о накале боя и стрессе, с которым приходится бороться бойцам. По итогам сражения Красная армия не понесла таких чудовищных потерь, как в кино. Ряд сцен в фильме дублирует ситуации, показанные в книге Волоколамское шоссе, только там все написано более обстоятельно, понятно и жёстче.
Итог. Язык кинематографа с 1972 года изменился. Многое современному зрителю может казаться нафталиновым и искусственным. Нынешние возможности кино позволяют снимать эффектные, монументальные произведения. Нужен только сценарий. Даже не сценарий, а точная адаптация советских классических книг. Их достаточно. И там есть все, что нужно для патриотизма, для истории, для увлекательного зрелища.
Самодостаточное произведение, преисполненное эстетикой советского военного кино, что воспринимается сейчас как некий раритет. При возможности сравнить эту ленту с иностранными аналогами разных времен от 'Спасти рядового Райана' до 'Битвы за Анцио' получается, что при визуальной скромности баталий фильм завораживает психологической подоплекой. Зрителя попеременно оставляют то с военачальником, вынужденным отправлять ребят на сущую смерть, то с самими ребятами, которые выживают и делают подвиги вопреки здравому смыслу.
Все это получается не слишком зрелищно. Танковые баталии уж точно можно было бы показать в разы ярче, эффектнее. А вот сам подвиг, его цена и внутреннее напряжение большинства действующих лиц режиссер показал убедительно. И пусть, в ряде эпизодов актеры нещадно переигрывали. Слишком уж трогательная для многих тема.
Вообще, как и в ленте 'Они сражались за Родину' тут имеет место явный перевес литературного первоисточника. Увы, визуальная часть не воспарила над литературной основой, в большей степени дополняя и оформляя ее. Это приводит нас к тому, что лента хороша для восхваления произведения Юрия Бондарева, что идеально для спектакля. Но для обособленного аудиовизуального произведения с яркой самостоятельной судьбой предложенных решений было этого недостаточно
Фильм режиссёра Гавриила Егиазарова «Горячий снег» рассказывает о тех самых тяжёлых днях войны, о поле застланном порохом и серым дымом, о бессмысленных смертях молодых солдат, которые сами ещё ни разу не попали во врага. Фильм без художественных прикрас, правдив и тем самым болезнен. Он как окно в жуткие годы войны, когда разведчики гибли ради доставки информации, которую уже получили.
Режиссёр Гавриил Егизаров предал весь ужас и боль войны такими, какими они были на самом деле. Для этого не нужны были современные кровопролитные спецэффекты, он показывал всё это теми самыми эпизодами, когда даже главнокомандующие не знали, что происходит в других уголках сражения. Он показывал это и пусть немного, но нежной и сложной любовью. Бессмысленными смертями и страшными трагедиями, что были совершенно нормальными на поле битвы.
Благодаря подобным фильмам, можно увидеть всю суть бессмысленности войны и великолепию последующей победы.
Художественное произведение никогда не бывает реалистичным, сколь бы ни был привержен реализму его создатель. Художественность предполагает создание целостного образа и материалы волей-неволей обкатываются художественным замыслом как галька в реке. Детали, не работающие на раскрытие образа, отбрасываются. Другие детали акцентируются, чтобы художественный образ стал более выпуклым, - и если для их акцентирования требуется слегка сместить акценты или изменить сюжет - реализмом приходится жертвовать ради художественной цельности. Даже в полудокументальных фильмах Озерова складывался определенный целостный образ, на который работали подбор и компоновка эпизодов.
'Горячий снег' начисто выпадает из этой модели. Фильм Егиазарова выглядит окном в 1942 год, просто транслирующим события, без какой бы то ни было обкатки и подгонки под художественный замысел. Хаос войны, затянутое пороховым дымом поле, череда не слишком связанных друг с другом эпизодов, почти случайных событий. Сражение разваливается на десятки боев и даже командование видит лишь часть картины...
Гибель героев фильма зачастую бессмысленна и режиссер не пытается доказать, что все было не зря... Выстрелы чаще всего уходят в пустоту, на одно успешное попадание приходится с десяток промахов. Иные бойцы погибли, не сумев сделать ни одного результативного выстрела. Информация, ради доставки которой в штаб гибнут бойцы, уже получена из других источников, вот только разведчики об этом не знают...
Но именно благодаря этому полному отсутствию красивости, 'правильности', целостности в события, разворачивающиеся на экране, веришь на все 100%. Не как в обычных фильмах ('Наверное, где-то так и было, с поправкой на киношные условности...'), а полностью. Без оговорок...
Фильм смотрел давно, ещё в школьные годы, поэтому, когда, наконец, приобрел роман Бондарева 'Горячий снег' (кстати, книгу посоветовал школьный друг, со словами, 'книга лучше фильма в тысячу раз'), решил, что пересмотрю фильм только после прочтения.
Книга - достойнейшее произведение про Великую Отечественную Войну. Прочитать должен каждый. Почему она не в школьной программе, я ума не приложу (зато Солженицын на месте...).
От просмотра фильма, на впечатлениях и эмоциях от прочитанного романа, чувства были смешанные, было разочарование.
Актеры, попавшие в образ (моё мнение, не претендую на истину) - Зоя (почему-то Таня в фильме. Зачем? - не ясно), отчасти Кузнецов, полностью Рубин и Нечаев. Полностью не понравился Дроздовский, по восходящей: Уханов, Давлатян, Сергуненков, Деев.
Сам сценарий фильма получился очень скомканным и урезанным, причем вырезаны моменты, которые и несут всю напряжённость и надрыв романа. Сценаристу и режиссеру не удалось передать без закадрового голоса переживания и мысли Бессонова, Кузнецова, Веснина - без этого фильм не получился глубоким, душевным.
Про отличия сценария от романа, кажущимися мелочами, будь то первые встречи Бессонова с Кузнецовым и Дроздовским, эпизод в землянке Дроздовского с Зоей, разговор Веснина и Осина по поводу сына Бессонова, поиска разведчиков и пленного немца, концовки, - от всего опущенного перечисленного, экранизация теряет в сравнении с книгой не половину... больше. Без чего роман 'Горячий снег' был бы ничем не примечательным.
Продолжая тему про отличия, скажу, что изменения в высказываниях и диалогах, для меня фатальны.
В заключении скомканного моего отзыва, скажу: экранизацию не вызывает тех эмоций, что вызывает книга.
Рекомендую к прочтению роман Юрия Васильевича Бондарева, тем кому экранизация пришлась по душе и тем более тем, кому экранизация не понравилась. Я вас уверяю - книга вас зацепит.
И вы поймёте, почему снег 'горячий'... Этого, думаю, самого важного, в фильме нет...
Операция «Винтергевиттер» была разработана Вермахтом в конце 1942 года с целью прорыва кольца блокады, в которое Красная Армия взяла группировку Паулюса под Сталинградом. Если бы немецким танковым дивизиям под командованием фельдмаршала Манштейна удалось реализовать задуманный сценарий, то, весьма вероятно, ни о каком «переломном этапе войны» современникам говорить бы не пришлось. Эти современники могли и вовсе не родиться на земле, пропитанной солдатской кровью. Сталинградская битва — такая, какую мы знаем из рассказов немногочисленных ветеранов и из заслуживающих доверия источников, не мыслима без усилий советских войск по провалу операции «Винтергевиттер». Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» и вышедший вслед за ним одноименный фильм Гавриила Егиазарова повествуют о сражении, предопределившем исход не только Сталинградской битвы, но и всей Великой Отечественной войны.
Батальное полотно «Горячего снега» практически свободно от лирических отступлений, трогательных воспоминаний и эмоциональных диалогов на тему: «Как мы здорово заживем после войны». Черно-белые архивные снимки с первых минут формируют трагичную сущность фильма, демонстрируя размах грядущего столкновения. Однако простирающаяся картина знакомства зрителя с героями будущего боя поначалу озадачивает: кажется, что совсем еще молодые ребята отправляются эшелонами не в «адский котел», а просто проходят срочную службу. Но зимний пейзаж в холодных тонах внушает тревожное предчувствие – на оживленную станцию однажды вернется гораздо меньшее количество солдат. Вряд ли вчерашние выпускники артиллерийского училища, лейтенанты Кузнецов и Дроздовский, представляли себе, что их ждет на передовой. Одно дело с боями отступать вглубь страны, и совсем другое — стоять в окопах на смерть.
На экране полыхает жестокая битва. Несмотря на потери в технике немецкие танки не прекращают наступление, а снаряды у красноармейцев таят с пугающей быстротой. Давно уже не ведется счет павшим — в пылу сражения не до того. Патриотический настрой и храбрость бойцов начинают сходить на нет, когда приходит понимание, что командование отправило их на верную смерть. Задача сдерживать наступление противника выглядит невыполнимой, но командиры отчаянно ведут в бой своих солдат, памятуя о приказе бесчувственного генерала Бессонова. «Руководству-то легко отсиживаться в тылу» — наверняка проносится в головах Кузнецова и Дроздовского. На самом деле командующий — вовсе не очерствелый истукан, понимающий лишь язык команд и живущий по уставу. Генерал и рад был бы по-отечески относиться к своим солдатам, но не может этого допустить, потому что «тогда будет трудно их на смерть посылать, а придется». Краткий монолог персонажа Георгия Жжёнова — ключевой в понимании истинной цены подвига. Через уста прославленного мастера советского экрана доносится простая мысль: гибель каждого солдата — необходимая жертва во имя великой цели, но это не дает основания превращать ребят в пушечное мясо. На войне нет места сентиментальности, а есть оправданная цена риска. Нет сомнений: сообщения о каждом павшем красноармейце отдавались в сердце Бессонова погребальным звоном и заставляли его постоянно вспоминать без вести пропавшего сына, но командующий потому и получил свое звание, что научился стратегически мыслить, не сгибаясь под грузом неизбежных потерь.
В демонстрации подвига русского солдата Гавриил Егиазаров вовсе не ставит целью кого-либо идеализировать. Командир батареи Дроздовский и командир огневого взвода Кузнецов при своих званиях — все те же бесшабашные ребята. Их едва ли можно считать приятелями, тем более, когда один у другого в подчинении, и оба неравнодушны к хорошенькой санитарке. Перед лицом неминуемой гибели офицеры остаются прежде всего людьми со своими слабостями. Молодые лейтенанты, в своих противоречиях едва не дошедшие до кулачного боя, в критический момент забывают о них и собирают остатки воли в стальной кулак последнего орудия, только бы не пустить немца к Сталинграду. Впрочем, героизма одних лишь офицеров было бы недостаточно для успеха оборонительной операции. В этом бою рядовые бойцы не уступали командирам ни в храбрости, ни в стремлении прикрыть спину товарищу. Они по-братски делят котелок со спиртом во время привала, все готовы отдать жизни во благо Родины, но каждому хочется дожить до окончания страшной войны. «Сколько тебе лет?» — спрашивает генерал Бессонов у молодого комдива, а услышав ответ, желает тому встретить свой следующий день рождения. Операция «Винтергевиттер» при всей ее важности – всего один эпизод войны, который не приведет к ее окончанию, и если удалось красноармейцам пройти это чистилище, то можно быть уверенными: их героизм найдет должное применение. Вряд ли можно до конца свыкнуться с мыслью, что жизнь ежедневно, ежечасно, ежеминутно рискует оборваться, однако каждый уцелевший в кровавом бою на шаг приблизился к своей личной победе над агрессором, и сколько бы ни было впереди сражений, а дальше будет проще.
В плеяде знаменитых военных фильмов советской поры «Горячий снег» остается не самой известной картиной. Отчасти причина тому малое количество звезд экрана, особенно в сравнении с лентой Бондарчука «Они сражались за Родину». Отчасти — отсутствие мощного пропагандистского аспекта, как в случае с картиной Рогового «Офицеры». Отчасти — нехватка трогательных моментов, которыми запоминаются «…А зори здесь тихие» Ростоцкого. Ценность фильма Гавриила Егиазарова — в суровой, но не лишенной ореола надежды демонстрации важнейшего этапа Великой Отечественной войны. Всего одна битва, но в ней величие русского духа раскрылось во всю ширь. Всего один эпизод, но он положил начало коренным переменам на полях сражений. Давно уже остыл тот снег, что был окроплен кровью русских солдат на подступах к Сталинграду. Давно уже город, ставший синонимом несгибаемой воли, носит другое название. Однако память о трагических событиях декабря 1942 должна жить, какие бы коллизии не переживала наша страна. Патриотами не рождаются — ими становятся, а помогать в этом становлении призваны фильмы подобные «Горячему снегу».
Фильм - очень достойная экранизация книги. Сказывается тот факт, что автор принимал участие в написании сценария. Хочется отметить отличный подбор актеров: Дроздовский, Бессонов, Уханов, Нечаев, как и Зоя, которая теперь Таня, точно в цель. Приятно, что большинство батальных сцен из книги перенесено на экран(только отступление немцев скрыто кадрами документальной хроники). И несмотря на то, что многое из книги пришлось сократить, сжать в угоду кинематографическому повествованию основные моменты (противостояние Кузнецова и Дроздовского, роман комбата и санинструктора, обстановка на командном пункте) переданы на отлично. Музыка великолепна- стоит смотреть хотя бы ради музыки. Что не понравилось: не было сцены допроса немецкого офицера Бессоновым и сам Бессонов показан как безжалостный человек с каменным сердцем, хотя всем кто читал книгу ясно, что это не так. Данный недостаток можно было бы списать на то, что характер Бессонова в книге раскрывается через внутренние монологи. Однако, все- таки и в последней сцене книги, он уже забыв о своем положении командующего со слезами на глазах благодарит артиллеристов батареи Дроздовского. В фильме же он остается таким же сдержанным и в этот момент. Вытягивает опять же музыка.
В целом, прекрасный фильм, который без крови, расчлененки и модных спецэффектов на голову выше большинства современных фильмов о войне.
О битве по Сталинградом снято не так уж и много фильме: «Сталинградская битва» (1949) «Сталинград» (1989г), «Они сражались за Родину» (1975), Возмездие (1967)
Фильм снят по роману Юрия Бондарева, который сам прошел войну и опирался на свой личный воинский опыт. Он воевал под Сталинградом, там был ранен, после чего прошел всю войну. В фильме, как в романе, с бесстрашной правдивостью и глубиной воссоздана трагедия войны, жизнь человека на войне. Человек на войне – вот что в наших старых фильмах о войне умели показать, а не оторванные конечности и злобных «энкэвэдэшников», как стараются это снять в современных фильмах. Да и еще спецэффекты, куда же без них. Вообщем делают все, чтобы посмаковать гибель.
«Горячий снег» - святая память героического прошлого народа о войне, о доблести, проявленной на полях сражений против фашистов. Невыдуманные, яркие и убедительные характеры русских солдат. Все это зримо запечатлено в узком пространстве боя, сражения всего одной батареи, обстановка битвы, ее накал, небывалое столкновении замыслов военных стратегов и яростная схватка рядовых бойцов. Сильный актерский состав, все на сто процентов попали в книжные образы. Как говорили раньше показана «окопная правда». Замечательная музыкальная тема в фильме Альфреда Шнитке, очень проникновенная музыка.
Фильм о человеке, очутившимся в нечеловеческой обстановке. Фильм о человеческом братстве, душевной близости. Это сердечное единение Кузнецова с Касымовым, в том отчаянии, которое охватывает его при виде трагической беспомощности посланного Дроздовским на бессмысленную смерть Сергуненкова и в смертельном ранение Зои, тоже отчасти виновен комбат Дрздовский. Дроздовский, человек в чьей натуре нет готовности и способности к единению, внутреннего жеста – навстречу другому. Вот различие которое занимает в творчестве Ю. Бондарева и это хорошо показано фильме: кто несет в себе готовность к единению с другими ( это такой суворовский пример) и теми кто не верит в эту необходимость. Все-таки Дроздовский приходит к пониманию ложности принятой им идеи отдельности себя от других. Да он выжил в этом сражении и тоже получил орден, но все равно в финале Дроздовский в стороне от оставшихся в живых у солдатского котелка.
Да были раньше герои-комсомольцы, герои-сталинградцы…да вот только сейчас получается, что герои-то и не нужны. Это нам вдалбливается со всех сторон: героем быть не модно, никто это не оценит. И вот отсюда отрицательные и нейтральные отзывы и рецензии на наши фильмы о войне (не исключение и «Горячий снег) И это удивляет, поражает: кто же эти бедняги, что же это за ребята, которых «чем могу» генерала Бессонова не устраивает? Их деды не воевали? Возможно, в финальной сцене следовало бы истопить баньку и устроить веселуху? Да это для них! Хотя на войну такие циничные трусы не пошли бы! Слово «патриотизм» теперь тоже не в ходу. Бессоновское «все что могу, все, что ЛИЧНО могу», это ему «верховное командование дало такое великое и опасное право командовать и решать судьбы десятков тысяч людей». Это-то нашу современную молодежь и не устраивает (не всех конечно) им подавай торжественное вручение, чтобы сам тов. Сталин поклонился и вручил орденок. Кто же знал, что в будущем внуки и правнуки победителей будут такими циничными, и если воевать, то с комфортом, да чтобы заплатили. Ребята так и не поняли почему же снег может быть горячим…
Наши отцы и деды защищали свое Отчество, потому что в этом Отечестве были их близкие, семьи, а не просто тов. Сталина сотоварищи. Фильм о великом противоборстве со смертью о противлении наших людей военного поколения злу и несправедливости, о борьбе народа, в свой срок отстоявшего жизнь на земле. Народ, который не чтит и не помнит прошлого – не имеет будущего.
Смотрите «Горячий снег», «Они сражались за Родину», «У твоего порога» и другие НАШИ фильмы о войне, черпайте уроки стойкости, братства. Уроки веры в себя.
Книгу Юрия Бондарева читала, а вот фильм посмотрела только несколько дней тому назад.
'Горячий снег'... Не знаю почему, но до того, как я посмотрела фильм, на меня это название навевало какой-то пафос. Но после увиденного я поняла, что жестоко ошибалась в своем суждении.
Когда я смотрю военные фильмы, я могу почувствовать многое: жалость, сострадание, ненависть к врагу и т.д. Могу даже всплакнуть в конце фильма.
Но когда я смотрела 'Горячий снег', я ощутила совершенно новое для себя чувство.
Я смотрела очень внимательно и в какой-то момент я поняла, что я просто сижу и спиной вжалась в стул и как-то съёжилась вся. Я как будто там побывала, пережила все вместе с героями фильма.