К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эту ленту следует сравнивать вовсе не с литературным первоисточником. Нет. Лучше сопоставьте ее с более ранним фильмом Венгерова - 'Кортик'. Опять мужество идущее родом из детства. Опять расследование преступлений прошлого. Опять страстность в делах и любовь к жизни у главного героя.

Смотря 'Два капитана' восхищаешься внутренней свободой подростка, который смело идет напролом. Правду он ценит выше социального авторитета. Слова Сани обличающие уважаемого ученого к сожалению ничем не подтверждены. А обвинения слишком серьезны, но парень уверен в себе, в правде. Венгеров отмечает в таком поведении ростки будущего героизма. И в этом с ним можно поспорить, но тот задор с которым все подается зрителю не оставляет и единого шанса. Венгеров убеждает нас в правоте его героев.

Многое в этой ленте задает и актерская работа Александра Михайлова. Его воодушевленность, готовность к действию увлекает и очаровывает. Да и сложно отделить Саньку Григорьева от Александра Михайлова. Уже одной сценой в ресторане он расставляет все, показывая и широту характера, и умение противостоять интригам.

На мой вкус весьма удачно предложена и галерея женских образов. Балерина Ольга Заботкина идеально 'попадает' в роль Кати Татариновой. Ей в этом фильме отведено не так много значимых сцен, но как можно не верить воссоединением героев после долгой разлуки? Венгеров показывает совершенно будничную ситуацию задавая актерам качественно иной, относящий нас к 'Одиссее' Гомера, контекст.

Не стану раскрывать деталей романа, но у Каверина судьбы и характеры Кати и ее матери в некотором роде пересекаются и повторяются. Катя получает сходные испытания, но в отличие от матери, в полной мере противостоит им. В связи с этим нельзя не выделить и актрису Инну Кондратьеву, прекрасно сыгравшую роль вдовы капитана Татаринова. Кажется, что у нее в ленте было всего несколько появлений, но они запомнились уверенной игрой. При этом, нельзя не заметить и некоторое неуловимое сходство между Кондратьевой и Заботкиной. Кстати, Инна Кондратьева чуть позже блеснет у Венгерова в его 'Балтийском небе'.

Размышляя о женских образах не могу не заметить, что как и книга, этот фильм был необычайно популярен в свои годы. Он показывал нам сильных людей, проходящих очень непростые испытания. Эти испытания касались в том числе и женщин. И Катя Татаринова, и ее мать были вынуждены остаться без мужчин, но несмотря на многие нюансы они задавали планку верности. И Венгеров выделил это. Потому так резка Катя с Ромашкой, который игриво спрашивает у нее, что она будет делать, если он напьется. Ответ отрывист - выгоню.

Десятилетием позже на экраны вышел другой фильм о войне - 'Летят журавли'. И в схожей ситуации героиня уже вела себя совсем иначе. Полагаю, что в этом моменте Калатозов дискутировал как раз с 'Двумя капитанами'.

Признаюсь, что при первом просмотре этой ленты я был удивлен. Картина не содержит каких-либо значимых технических недостатков. Основные линии книги переданы. Раскрыты и любовная, и героическая линии, тем более, что действие растягивается на десятилетия. Картина точно лучше многих известных западных военных лент. Тем удивительнее не только некоторое забвение вокруг этой ленты, но и то, что неплохой мини-сериал, снятый в семидесятые, многими зрителями превозносится как нечто гениальное будто перечеркивая выдающийся фильм Владимира Венгерова. А между тем, картина совсем не выглядит устаревшей в 21 веке - ни в техническом плане, ни уж, тем более, в смысловом

10 из 10

27 февраля 2024 | 12:21
  • тип рецензии:

В далеком 1955 году один из наиболее любимых школьниками приключенческих романов получил свое первое экранное воплощение. Эта изобилующая невероятной насыщенностью сюжета история когда-то покоряла сердца миллионов советских юношей и девушек, побуждая их стремиться к искренним и чистым поступкам, к сияющему где-то вдалеке идеалу, к смелости и отваге, которыми руководствовались наши герои – Саня Григорьев и Катя Татаринова.

С высоты разделяющего нас времени можно говорить о том, что современному зрителю фильм покажется очередной доброй и наивной сказкой, нарушающей все известные нам законы логики, что никто сейчас в здравом уме и не поверит в безумное предприятие Саши Григорьева, а в жизнеспособность самих персонажей – тем более. Но и при том обстоятельстве, что наше поколение было воспитано не на романах Каверина, не на фильмах Венгерова, мы осознаем искренность того посыла, который заложен в «Двух капитанах».

С этой картиной разумнее всего знакомиться в средней школе, когда мы только нащупываем ту тонкую грань, разделяющую добро и зло, героизм и трусость, правду и ложь. Продолжительность ее составляет всего полтора часа, и эти быстро сменяющие друг друга события не дадут заскучать. Кроме того, фильм насыщен красками, а внешнюю яркость ему придает еще и выразительная игра Александра Михайлова (Саня Григорьев) и Ольги Заботкиной (Катя Татаринова). Особенно эффектным показался и Евгений Лебедев, с блеском сыгравший роль отрицательного Ромашова. Удивительно, что при всей сжатости и предельной краткости киносюжета, создателям удалось сохранить центральные и ключевые для осознания идейной стороны романа эпизоды. Заслуга в этом, очевидно, лежит на самом Вениамине Александровиче, содействовавшем создателям в написании сценария.

Мы можем рассуждать о том, что вышедший на экраны спустя несколько десятков лет мини-сериал Евгения Карелова более полно и глубоко раскрывает все сюжетные линии и повороты за семь с лишним часов хронометража. Но преимущество первой экранизации в том, что за предельно короткое время она даст общее представление о художественном мире романа. Так, именно эти «Два капитана» смогут подтолкнуть юного зрителя к переходу в разряд юного читателя, с неуемным интересом следящего за всеми злоключениями наших героев.

09 апреля 2017 | 23:09
  • тип рецензии:

Волей судьбы юноша попадает в семью не вернувшегося из полярной экспедиции капитана. Ему удаётся разгадает тайну гибели путешественников.

«Два капитана» - настольная книга и одна из самых любимых советских подростков. Несмотря на огрехи в сюжете и некоторое присутствие идеологии (ну как же без нее, если книга вышла в 1944 году), роман интересный, захватывающий, местами смешной, местами щемящий и пронзительный – один из лучших в приключенческой и любовной литературе. Перед создателями фильма была сложнейшая задача перенести на экран огромный роман. Помимо того, чтобы сохранить сюжет нужно подобрать героев и передать дух произведения, ведь критика к нему будет более, чем строгая и требовательная.

Получилось не все. Передать множество сюжетных линий, все перипетии многочисленных героев просто нереально, когда времени всего полтора часа. Некоторые эпизоды получились нелогичны и не связанные друг с другом. Подбор героев тоже удачным не назовешь. Но главный злодей получился! Леонид Галлис просто бриллиант фильма. Фильм захватывает, героям сопереживаешь, берет за душу встреча влюбленных после разлуки – плюсы все-таки перевешивают минусы. Фильм не забыт, любим и будем надеется, что и последующие поколения будут также зачитываться романом и их идеалы будут такие же чистые, как и у героев фильма.

7 из 10

03 августа 2015 | 00:11
  • тип рецензии:

Совсем недавно освежил в памяти этот объёмный роман, который я читал взахлёб, но фильм, это совсем другая история...

Начну с того, что фильм лишён той трагедии, той тяжёлой жизни Сани Григорьева показанной в книге. В нём не показано его трудное детство, полное несправедливости и жестокости, а именно убийство которое наблюдал Саня, несправедливое заключение под стражу его отца, немота и встреча с доктором Иван Иванычем, отчим-тиран Гарий Кулий, а после, смерть матери, и побег в Москву с Петей (кстати в фильме ничего не упомянуто о Пете и сбежал Саня сам, причём в Питер). Ничего, что с самого детства закладывало характер главного персонажа в фильме нет.

Так же как и детство, очень плохо показана юность Сани, совсем не развита ветка с сестрой Сашей и её тяжёлой судьбой, а главное абсолютно не показана эта мучительная разлука Сани и Кати, когда началась война. Ведь, что Катя, что Саня испытывали страшные душевные терзания. В финальной сцене просто не чувствуется того, что они не виделись полтора года и ничего не знали друг о друге, живы или мертвы, встретились как после месяца разлуки.

Я закрываю глаза, на неточности и расхождения с книгой, а таковых в этом фильме хоть пруд пруди, но закрыть глаза на то, что создатели этого фильма лишили его просто напрочь той трагедии, просто не могу.

Хочется лишь отметить, что если рассматривать эту картину как нечто самостоятельное, независимое, то он вполне не плох, правда из за 'урезанности' неясны многие моменты, но воображение не читавшего книгу дорисует всё что надо само. Игра актёров тоже хороша, да и стоит отметить, всё же какие красивые были актёры не смотря на серый и угрюмый 'совок', чего только стоит Ольга Заботкина, действительно красивая женщина. Снят фильм тоже довольно красиво и даже с вполне хорошими спецэффектами для того времени.

Поэтому, если считать фильм за самостоятельную единицу, то из-за уважения к актёрам и их мастерству, из-за красочности самого фильма ставлю ему оценку:

8 из 10

...но в душе, из-за недорасказанности описанной выше, этот фильм оцениваю на

4 из 10

12 декабря 2014 | 15:10
  • тип рецензии:

Помнится мне, что в детстве я начинал читать книгу Каверина, по которой и снято это кино, но почему-то особого удовольствия от неё не получил. И даже не дочитал до конца. Может быть, стоит попробовать прочитать её снова, так как кино мне понравилось.

Конечно, с точки зрения техники, кино особенно ничем не балует. Правда на то время побаловать то было нечем. И поэтому огромное значение тут играет само произведение, по которому снято кино. По правде сказать, фильм довольно сжат, многое упущено. Но, зато он не надоедает, как, например, книга.

Эта история о любви, честности и доблести. Вот честность и доблесть здесь играют чуть ли не главные роли, незаметно отодвигая значение любви на второй план. Здесь сталкиваются главный герой, который представлен, на мой взгляд, как чересчур положительный персонаж ( лично у меня вызывающий некоторое отвращение) и его полнейший антипод, который является жалкой, скользкой и неприятной личностью.

Конечно же, добро побеждает и справедливость, а также честность и доблесть восторжествуют.

Хорошее кино для детей, которое рождает желание прочитать произведение, по которому оно снято.

7 из 10

16 июля 2012 | 19:38
  • тип рецензии:

Попытка режиссера Владимира Венгерова втиснуть многоплановый и многосторонний роман менее чем в 100 минут экранного хронометража не удалась и вряд ли могла вообще удаться. Сразу видно, что ленте в нем тесно, она буквально задыхается от лимитированного времени как от нехватки кислорода. Ряд важных моментов пропущен, еще ряд недосказан и оборван. Мне было больно смотреть, как пусть в какой-то степени и невольно, но издеваются над одной из самых любимых моих книг. В силу отсутствия одних сцен и недосказанности других порой утрачивается последовательность, логические связи, картина превращается в нарезку отдельных частей, не складывающихся в единое целое.

Все это «красиво дополнили» сюжетные эксперименты вроде перенесения части действия из одного города в другой, причем совершенно не мотивированное. Плюсов это фильму совершенно не добавляет.

Не спасли хоть сколько-нибудь ситуацию и актерские работы – от главной до самой второстепенной. Образ Сани Григорьева открыто смоделирован по типичному образу советского пионера 50-ых, коих в кино 50-ых было немеренное количество (один из самых ярких примеров Волька Костыльков в ленте «Старик Хоттабыч») И актера Александра Михайлова, сыгравшего роль Сани, скорее жаль. Неинтересный ему выписали образ, какой-то схематичный, а главное – не живой, не настоящий. В той же степени это касается и всех остальных актеров. Никто не произвел хорошего впечатления, никто не запомнился, не зацепил, не тронул за душу, в то время, как в фильме, снятом двадцатью годами позже равнодушным не оставил никто, там за одного Николая Антоновича, гениально сыгранного неподражаемым Николаем Гриценко, можно вечно благодарить режиссера.

Не оставила никакого следа в сердце и музыка композитора Олега Каравайчука, увы… А вспомнить, опять-таки, хотя бы вступительную увертюру Евгения Птичкина к картине 1976 года. Это несравнимые вообще вещи!

Даже не знаю, за что поставил ленте 1955 года три балла. Наверное, за смелость создателей и их готовность пойти на риск. К сожалению, попытка не увенчалась успехом.

3 из 10

27 марта 2012 | 03:42
  • тип рецензии:

Замечательную книгу Вениамина Каверина, которая и стала основой для одноимённого фильма, я прочитала лет 10 назад. И она сразу стала одним из моих любимых произведений.

К своему стыду признаюсь, что о существовании фильма 'Два капитана' я узнала только в этом, 2011, году. И, естественно, скачала и посмотрела.

Сказать, что кино понравилось - значит не сказать ничего! Вся картина пропитана добром, честностью, отвагой и любовью. Как и в большинстве 'старых', несовременных фильмов в нём присутствует какой-то незримый дух, который идёт со зрителем на протяжении всего просмотра и после оставляет ощущение победы добра над злом, чести над бесчестием, любви над подлостью.

Также нельзя оставить без внимания блестящих актёров киноленты. Правда в самом начале фильма мне казалось, что Саню Григорьева должен играть совершенно другой по типажу человек. Но потом я поняла, что ошибалась...

Всё очень органично в этой кинокартине и, глядя на актёров, понимаешь, что такое настоящий талант!

Хочется подражать, быть похожими на героев, которые стремятся к достижению своей цели и идут до конца, которые совершают искренние поступки и всегда отвечают за свои слова, которые всей душой любят и несут это чувство через всю жизнь.

'Бороться и искать, найти и не сдаваться!'

9 из 10

Фильм советую смотреть всем и в обязательном порядке. Это шедевр отечественного кинематографа!

15 августа 2011 | 10:30
  • тип рецензии:

Честно говоря, слышать приходилось, что помимо многосерийного фильма «Два капитана» есть еще какая-то версия – более ранняя, но видеть ее не доводилось. На помощь в очередной раз пришел канал 'Культура'.

Я, признаться, ожидал увидеть черно-белое кино, а оно оказалось «очень даже» цветным и вообще приятно удивило во многих отношениях.

Во-первых, грамотное и достаточно аккуратное отношение к первоисточнику – весьма, что и говорить, объемной книге. Опять же, держа в уме многосерийный вариант, я с опаской ждал того, как будут резать, а это было неизбежно, столь благодатный материал. И могу сказать, что очень даже толково! Сохранить основные сюжетные линии, драматургию, так сказать, и передать всю глубину произведения – это дорогого стоит. В этом плане я порадовался.

Также отметил про себя, что очень удачно подобраны актеры. На мой личный вкус, лишь главный герой немного выпадает из общей «палитры» – всё-таки хочется видеть в такой роли человека с более эффектной внешностью, более мужественного, волевого и пр. В этом плане авторы более поздней версии сработали лучше. А в остальном – очень даже ничего. Самое главное, что типажи те же самые, в чем, надо полагать, немалая заслуга принадлежит и собственно автору произведения, создавшему столь яркие образы.

Одним словом, картина мне, в принципе, понравилась – даже не ожидал. Хорошо бы сейчас – по горячим следам – посмотреть и фильм 77 года – сравнить впечатления. Думается, всё же, ему я бы поставил чуть более высокую оценку – там и хронометраж больше соответствует масштабу положенного в основу литературного произведения, и музыка запоминающаяся, и просто как-то ближе он, роднее, что ли. Может, просто потому, что его я посмотрел раньше. Не суть.

Фильм В. Венгерова можно назвать вполне удачной экранизацией и оценить по достоинству

8 из 10

18 августа 2009 | 14:43
  • тип рецензии:

'Два капитана', - это постановка, экранизация одноименного романа Вениамина Каверина о мальчике Саше Григорьеве, который в самом детстве нашёл старую почтовую сумку с недоставленными письмами и узнал о пропавшей экспедиции капитана Татаринова на Северный полюс. Это история мальчика, который решил добиться правды, во что бы то ни стало узнать, раздобыть её, и помочь родственникам пропавших в этой опасной экспедиции.

Трогательная, интересная и очень увлекательная история о силе любви, стремлении к исполнению некорыстных, а общеполезных целей, действий во благо другим и силе человеческого характера, убеждениях и победе правды. Сперва прочитав книгу, впоследствии, - посмотрев и сам фильм, я на всю жизнь запомнил этот содержательный, броский и очень лаконичный лозунг, сопровождавший зрителя буквально всю картину, - 'Бороться и искать, найти и не сдаваться!' Очень стоящий для размышления, достойный принятия и как личного девиза, этот лозунг поистине раскрывает и сам смысл, и стремление человека к чему-либо.

Привлекательный, запоминающийся и очень интригующий сюжет фильма к самой развязке его будет настолько непредсказуем, но ожидаем и трепетен для зрителя, что кто-нибудь да и пустит слезу оттого, что не сделать этого попросту невозможно ввиду происходящих событий. С виду, простая, реалистичная история, которая сможет заинтересовать не каждого, но, при более детальном и подробном рассмотрении, - перед зрителем никакая не серота, нудность и неинтересность, - 'Два капитана', на самом деле, способен дать фору, без труда потягаться и со многими современными картинами, не говоря уже об отечественном кинематографе нашего времени. Данный фильм, - классика, настоящий шедевр и обязательный к просмотру людей всех возрастов, предпочтений, интересов и убеждений, фильм.

Каждый раз, когда мне удаётся или просто выпадает такая возможность, я непременно бегу к телевизору и включаю прекрасно известный, но такой желанный к просмотру фильм, время от времени который стремишься посмотреть и никогда о нём не забывать в силу его содержательности, актуальности и человечности. 'Два капитана', - что повесть, что и сам фильм, смотрятся и читаются на одном дыхании, не успеваешь и заметить, как дошёл уже и до взросления главного героя, осуществления его давней мечты о становлении лётчиком, о стремлении помочь семье пропавшего без вести капитана Татаринова; наблюдаешь за дальнейшим ходом развития событий и просто отключаешься от внешнего мира, целиком и полностью погружаясь в ту атмосферу, где не стесняешься эмоций, чувств и душевных проявлений.

Повторюсь, но этот фильм действительно стоит просмотра, даже неоднократного просмотра, ибо это не пустое времяпровождение, а то, к чему стремится каждый зритель, - поистине затрагивающий, шедевральный и масштабно интересный фильм, смотреть и пересматривать который желаешь не один раз. Что же, у каждого человека, заинтересовавшегося данной темой и содержанием, на мой взгляд, просто должно возникнуть чувство, что он не сможет пройти мимо, а обязательно должен предаться просмотру сего приметного и волнующего фильма.

Напоследок хотелось бы отметить, что зритель уж точно не пожалеет от просмотренного и увиденного на экране, нет, он попросту влюбится в данную ленту и пожелает это каждому, кто действительно ценит и уважает достойные, интересные и содержательные фильмы. Более того, у зрителя появится непреодолимое желание ознакомиться и с одноименным романом Вениамина Каверина, по которому и сняли данную картину. Что же, Дорогие друзья, на мой взгляд, приведено достаточно доводов и убеждений, зачем и почему нужно смотреть этот фильм. И если Вы действительно не равнодушны ко всему вышесказанному, милости просим, - вперёд, к покорению льдов Арктики и проверки уже давно испытанного и известного многим ценителям данного фильма лозунга, - 'Бороться и искать, найти и не сдаваться!'

20 апреля 2009 | 05:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: