К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Меня всегда привлекали ужастики про искусство, ибо оно как ничто иное приближает человека к высшим силам. Особняком здесь стоит мистическая сила музыки - она может созидать и может разрушать. Печалит только неказистое исполнение интересного замысла, как в данном случае.

На фильм 'Проклятие дудочника' я натолкнулся в ходе своих поисков историй о музыкальных проклятиях. В основу сюжета легла знаменитая легенда о Гамельнском Крысолове, что избавил средневековый город от крыс своей игрой на флейте, но, не получив обещанной награды, увёл из Гамельна всех детей и был таков. Фильм пересказывает историю на новый, жуткий, лад.

В центре повествования лежит проклятый 'Концерт для детей', способный призвать злого духа. Разумеется, о свойствах произведения главные герои совершенно не знают, но догадываются в силу окружающих его трагических событий. Тем не менее, оно нужно всем: деспотичный дирижёр оркестра Густавсон жаждет сыграть эту музыку на важном для филармонии концерте, а подвластная ему талантливая флейтистка Мэл столь же жаждет продвижения в карьере и счастья для своей глухой дочери.

Зловещие события вторгаются в их жизнь с первых нот 'Концерта...' - исчезает друг дочери Мэл, её товарищ медленно сходит с ума, подруга чуть не погибла, и сама Мэл совершенно не помнит, как дописала потерянный третий акт 'Концерта...'. Вскоре ей становится ясно - некоторые мелодии не должны звучать в этом мире.

Фильм 'Проклятие дудочника' (название паразитирует на побочных фильмах серии 'Заклятие') интересен своей задумкой, но вот исполнение мне не особо понравилось. Всё дело в том, как преподнесли самого Дудочника, он же Гамельнский Крысолов, и его историю - у нас эдакий Джипперс Крипперс, весь из себя злой, чья предыстория ограничена лишь вышеупомянутой легендой с добавлением пресной жути. Серьёзно, вся эта канитель абсолютно излишняя в данной истории. Я рассчитывал на психологическую историю с элементами фантастики о незаметной и униженной артистке, на чью долю свалилась средневековая мелодия, способная подчинять чужую волю, и о её душевных мытарствах, когда мелкому человеку достаётся столь огромная власть. Вместо этого у нас есть закос под вселенную 'Заклятия', со слитой концовкой и обязательным ненужным намёком на продолжение истории. Радует, что каждый актёр отлично сыграл свою роль, особенно бесподобный Джулиан Сэндс, более известны по фильму 'Чернокнижник'. Нынешний фильм, к сожалению, стал для него последним.

5 из 10

02 августа 2024 | 10:57
  • тип рецензии:

Хочется совершенно честно признаться в том, что заведомо, ещё до начала просмотра я прекрасно осознавал тот факт, что «Проклятие дудочника» является откровенно проходным, позорным и совершенно бессмысленным фильмом ужасов, который в принципе не может быть хоть сколько-то интересен. Ни трейлер, ни уж тем более посредственный режиссёр с кучкой проходных фильмов за спиной не смогли бы заинтересовать меня. Порадовало только лишь наличие Джулиана Сэндса, что безвременно ушёл из жизни в прошлом году и наверно, как раз для меня сыграл тот факт, что мы больше не увидим работ этого талантливого актёра. Вот и захотелось лицезреть один из последних его фильмов, пусть и само «Проклятие дудочника» такого себе качества. Стоит ли осуждать Сэндса только лишь за то, что он вынужденно выбирал такие проекты? Да скорее всего нет, тем более как раз его работа здесь видна превосходно и как раз именно он выложился в этом фильме со всей тщательностью подойдя со всей ответственностью к воплощению своего героя в жизнь.

Главная героиня Мэл в буквально смысле живёт музыкой. Молодая девушка настолько одержима концертами, участием в оркестре и желанием добиться чего-то существенного на указанном поприще, что готова восстановить весьма старый и необычный музыкальный концерт, который однажды уже должны были сыграть, но указанного так и не произошло. Мэл обращается к руководителю оркестра, суровому мистеру Густафсону и получает добро на возможность закончить написание концерта самостоятельно. Да только вот Мэл совершенно не подозревает о том, что за этой музыкой кроется невероятно древнее и таинственное зло, которое только и ожидает того, чтобы его вновь освободили. Постепенно с главной героиней начинает происходить цепочка загадочных событий, которые она уже просто не может остановить.

В принципе сложно изъявлять хоть какие-то мысли по поводу настолько посредственного фильма как «Проклятие дудочника», ведь вся проблема в том, что картину просто даже не за что похвалить. Её хочется только ругать. Ругать за напрочь отсутствующую атмосферу, за откровенно скучный сюжет, за абсолютно утраченный хоррор по факту, которого здесь просто нет. Фильм не пугает, он не интригует, не завлекает и даже не злит. Основная проблема в том, что при просмотре тебе на него однозначно наплевать, он не вызывает вообще никаких эмоций. Вот люди просто снимают хоть что-то в надежде на кассовые сборы и наверно это справедливо по отношению к фильмам ужасов, так как нередко выходит и так, что заработать удаётся лишь за счёт того, что тот или иной посредственный фильм ужасов просто вышел в относительно чистое релизное окно. Заключить приходится только лишь тот факт, что единственным светлым пятном в этом проекте является уже упомянутый мной выше Джулиан Сэндс, который выложился если и не на максимум, то прекрасно заметен факт его стараний. Человек прям вжился в роль, как он в принципе делал это всегда. И немного даже обидно, что старался здесь только он один, ведь больше не старался никто, вытянуть этот фильм хоть на сколько-то вменяемое состояние не являлось какой-то основной задачей для съёмочной группы.

Вот и выходит по просмотру заключение того, что это очередной совершенно проходной фильм ужасов, который канет в небытие невероятно быстро. Я думаю даже во время проката вокруг него не было хоть сколько-то заметной шумихи. В дальнейшем о нём будут вспоминать только лишь заядлые поклонники Джулиана Сэндса, которые посмотрят фильм с целью наиболее полного ознакомления с его фильмографией. Увы, но кроме любимого актёра здесь их будет ждать только огромное ничто, зияющая дыра, которая напрочь поглощает фактически все аспекты этой картины. Разочарование? Да, это полное разочарование.

4 из 10

26 июня 2024 | 15:27
  • тип рецензии:

'Дудочник' - фильм от студии Millenium Media, славящейся больше по большей части боевиками класса между B и A. Нечасто встретишь в фильмографии такого зверя, как инди-хоррор. Что же нам предложит компания и исландский режиссёр Эрлингур Тороддсен?

То, что в 'Дудочнике' радует, позже начинает печалить.

В первую очередь, в восторг приводит визуальная часть. Фильм хочется порезать на стоп-кадры.

А это благодаря комплексному подходу. Выполнено отлично вообще всё: операторская работа, ракурсы, постановка, локации, декорации, реквизит, цветокоррекция.

Кроме того, создатели не стесняются использовать ресурсы на все сто - каждая локация в 'Дудочнике' есть упоение для глаз; Локаций очень много. Многие показаны зрителю считанные минуты, но всё равно исполнены на высшем уровне. Дом скончавшейся преподавательницы-музыкантки? Так давайте снаружи это будет готический особняк посреди леса, утопающий в кроваво-красном закате! Внутри главная героиня проведёт минут семь? Не жалко, давайте обставим его так, будто в нём происходит действие всего фильма! Красиво, со вкусом. Жилище главной героини и дочки - почему бы не обставить каждую комнату, показать подвал. Концертный зал покажем со вкусом, как в 'Империи света' кинотеатр, только 'хоррорно'. Перечислять можно бесконечно. А реквизит? Где вообще удалось добыть такой магнитофон?

Речь в 'Дудочнике' также идёт про 'музыку зла'. Суммарно в фильме её играют, по ощущениям, минут двенадцать. Однако, музыка так монолитна, так атмосферна, так хороша, что хочется сходить в кино ещё ради того, чтобы её послушать.

Создатели проработали даже классические для хорроров интерлюдии. Обычно, например, герои едут к какому-нибудь экзорцисту, который им рассказывает 'что-то новое'. В 'Дудочнике' сценарист (он же режиссёр) поступает элегантно. К примеру, в одной из интерлюдий зрителю, как и героине, предлагают мини-лекцию о сути гармонии и резонанса, что демонстрируется на приборе. Очень любопытно.

Но есть в 'Дудочнике' две проблемы, которые откровенно огорчают.

Сюжет. В официальной аннотации он изложен чуть ли не интересней, чем на самом деле. Злобный демон Дудочник хочет, чтобы кто-нибудь сыграл 'его' музыку, чтобы явиться в наш мир и всех покарать. И... всё? Как говорится, 'мемы без панчлайна'. Слабоват полёт мысли для инди-хоррора, снятого в 2023 году. Отсюда вытекает и вторая проблема - фильм абсолютно нестрашный. Есть унылые скримеры. Дудочник три-четыре раза загадочно постоит в тёмных углах. Ещё пара-тройка клише. Но это и всё. Неясно, что на что Дудочник способен без музыки, неясно, чем он до кульминации вообще занят.

Актёры. Шарлотта Хоуп отлично смотрится в главной роли, правдоподобно отыгрывает героиню, которой приходится раз за разом приспосабливаться к новым обстоятельствам. Ныне покойный фактурный английский актёр Джулиан Сэндс получил прекрасную последнюю в карьере роль, справился блестяще. Не переигрывающие дети Оливер Сэвелл и Ива О'Флэнаган - хороши.

Очень трудно оценить 'Дудочника' в целом. Технически и не только он 10 из 10. Операторская работа, ракурсы, декорации, локации, цветокор, костюмы, реквизит - 10 из 10. Саундтрек - 10 из 10. Ответвления от сюжета - 10 из 10. Актёры - молодцы. Но сюжет плох. Он не примитивный, не шибко 'нелогичный', он просто плох. Как и пугалки, ибо они вытекают из сюжета. Остановимся на минимальной положительной оценке.

6,5 из 10

02 декабря 2023 | 22:10
  • тип рецензии:

Классическая музыка - удивительный параллельный мир со своими чудесами, законами и жёсткой конкуренцией - мест в оркестре немного, произведений для исполнения ещё меньше, а место за дирижерским пультом всего одно. Есть где разгуляться и мистике, и человеческим страстям. Вот и в 'Проклятии дудочника' у дирижёра проблема - на носу важный концерт, а создательница гениальной симфонии трагически погибла, и никто не знает, где ноты симфонии. Молодая и талантливая флейтистка из оркестра берётся найти проклятую мелодию, не зная, что навлекает беду и на себя, и на слушателей, и на свою слабослышащую дочь.

Пожалуй, самое известное хоррор-произведение о дьявольской силе музыки - 'Призрак оперы' (есть много экранизаций, и мне больше всего по душе версия с Крюгером-Инглундом), а из недавних лент можно вспомнить 'Сонату' 2018 года. Всё они строятся примерно по одному канону - талантливая исполнительница сталкивается с происками коллег и не замечает куда большей опасности от потусторонних сил, оживающих от звуков музыки. Отличаются эти истории разве что образом монстров в тени кулис да, собственно, музыкой.

'Проклятие дудочника' прилежно следует этой схеме - тут и конкуренция между героиней и её соперником в оркестре, и давление дирижёра с замашками тирана из 'Одержимости', и финансовые проблемы (дочь больна, страховки нет), и страстное желание преуспеть и самореализоваться. Про качество музыки сказать мало что могу — это все же не Малер и даже не Уэббер, но не раздражает и не отвлекает от действия. Авторы умело вплели в историю легенду о гамельнском Крысолове-Дудочнике (кто вдруг не в курсе - жители города наняли дудочника-фрилансера, чтобы избавить их волшебной музыкой от крыс, но зажали оплату услуг, из-за чего фрилансер увёл за собой не только крыс, но и детей жадных горожан).

Фильм почти бескровный (основная трагедия по сюжету произошла полвека назад, и об этом герои только вспоминают), пугают видениями в стиле 'Звонка', а главная опасность исходит, кажется, не от Дудочника, а от дирижёра-газлайтера. Образ Дудочника прост, но эффективен (чёрное одеяние, горящие глаза, порталы в другое измерение под рукой). Сюжет развивается ни шатко ни валко, пока в последней трети вдруг не взрывается яркими потусторонними вайбами «Фантазма», где герои и пойманные дети оказываются в потустороннем измерении. Картинка становится более жесткой, впечатлительных зрителей ждут тошнотворные сцены с появлением Дудочника прямо изнутри тела жертвы, с протыканием уха и с плотоядными крысами, а градус интереса к фильму резко возрастает.

Самый сильный элемент фильма, безусловно - Джулиан Сэндс. В начале девяностых он блеснул в дилогии о «Чернокнижнике» (не будем вспоминать триквел), сыграв харизматичного, обаятельного и жутко опасного сатанинского сына. В актерской профессии и в хоррорах Сэндс остался надолго – до конца жизни – но постарел не так «красиво», как более удачливые его коллеги. В поздних фильмах в его потрепанных болезненных персонажах с растрепанной шевелюрой трудно узнать холеного красавца-Чернокнижника. Но чего у него не отнять – так это огромной внутренней энергии. В роли абьюзивного дирижера Сэндс отрабатывает свою «темную сторону» на все сто – он давит, запугивает, обещает, манипулирует – в общем, является злодеем почище Дудочника. Смотреть на его персонажа одновременно и интересно, и грустно – ведь хоррор «Проклятие Дудочника» стал одним из последних его фильмов. В январе 2023 года Сэндс – ярый поклонник горного туризма – сгинул без следа в калифорнийских горах Сан-Гейбриел – в каких-то 80 километрах от Лос-Анджелеса, да так, что тело его нашли лишь полгода спустя. От него мало что осталось, так что даже на идентификацию тела ушло несколько дней, а о причинах смерти так ничего и неизвестно. Настоящий сюжет для хоррора и печальный конец для талантливого актера. И, как часто бывает с внезапно ушедшими исполнителями, слова их персонажей в последних фильмах обретают мрачный скрытый смысл. Например, в «Проклятии Дудочника» его персонаж рассуждает о смерти талантливой композиторши, мол, что ж, нам ее очень жаль, но... шоу должно продолжаться!

И шоу продолжается – даже если это шоу – просто рядовой ужастик. Со словами-посвящением в титрах: «Джулиану, нашему маэстро...»

02 декабря 2023 | 21:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: