Фильм Келли Райхардт с первых минут обещал скучное времяпрепровождение, но с каждой минутой завлекал меня в историю главной героини.
Искусство живет кинофильме в такой концентрированной форме, что становится дурно. Разнообразные его виды: от скульптуры до станковой живописи не покидают экран ни на секунду.
Органична игра Мишель Уильямс, которая растворилась в роли Лиззи, в ее жестах, походке и убегающем взгляде. Ее игра не сбавляет обороты со времен «Фабельманов». Как жаль, что ей не достался Оскар.
Кроме того, мировое внимание заслуженно привлекает к себе Хонг Чау, актриса второго плана. Роль в «Ките» положила начало ее актерскому рождению.
«Появление» заставляет о многом задуматься. «Показывает, а не рассказывает».
Вместе с Лиззи зритель наслаждается творческим воздухом, заворожен движением свободного самовыражения. Режиссер при этом временами сжимает легкие, изображая на экране цену творчества через борьбу главной героини: выгорание, одиночество, неудовлетворенность собой, даже нотки безумия проскальзывают на заднем плане, во дворце разума ее брата.
Неспособность зрителя насладиться жизнью, показанной на экране, полностью соответствует состоянию главной героини. Бессонные ночи, одиночество среди товарищей по ремеслу, невозможность полноценного общения с семьей, мысли об отсутствии собственного таланта не дают краскам войти в мир Лиззи. В таких условиях хочется только одного - закрыть глаза и ничего не видеть.
В фильме раскрывается конфликт художника и мира: чтобы творить, необходимо выжить в реальном мире. Быть в нем. Появляться там, где не хочешь быть, общаться с теми, с кем не желаешь. Ведь когда-нибудь, может быть, труд принесет плоды. Это требует невообразимых усилий.
Во время подготовки к выставке не покидала мысль о том, что скульптуры главной героини, являются лишь символом искусства, означающим без означаемого. Мы любуемся симулякром и оттого не получаем эстетического наслаждения. Кажется, что в каждом творении, показанном в фильме, отсутствует душа.
На смену искусству пришла индустрия, главной целью которой является непрекращающееся производство. Художнику ничего не остается, как создавать копии копий, без намека на сон и отдых, популярность и удовлетворение. Пока избранная группа ценителей не нарекут твою продукцию стоящей.
Однако в момент выставки скульптуры ожили, преобразились, будто в них незаметно вложили что-то прекрасное. Вероятно, в этом и состоит творческий процесс.
В общем и целом плеяда факторов, начиная от актерской игры, замечательной атмосферы и заканчивая вызовом к мысли о месте творчества в современной жизни, побуждает меня положительно оценить указанный фильм.
8 из 10