Хочу начать с того, что мне бесконечно жаль, что в отношении очередного фильма одного из главных режиссеров нового света Стивена Содерберга, я заключаю: фильм проходной. Ответа почему так, у меня нет. Режиссер и правда старается: использует современные технологии производства кинопродукта, один из первых начал экспериментировать с теми же сьемками на смартфон (см. фильм «Не в себе (2018)/Unsane»), фактически соединил цифровые технологии и творчество (см. «Мозаика (сериал 2018)/Mosaic», созданный изначально как приложение для айфон с возможностью выбора вариантов развития событий), очень много работает в сериальном и стриминговом сегменте, который сейчас безальтернативно вырвался вперед (см. «Забытые Богом (мини–сериал 2017)/Godless», «Девушка по вызову (сериал 2016 –. ..)/The Girlfriend Experience», 'Больница Никербокер (сериал 2014 – 2015)/The Knick') и прочее), активно осваивает социальную повестку (см. тот же «Не в себе (2018)/Unsane» или «Побочный эффект (2013)/Side Effects»). Все вполне успешно, но невероятно технично и скучно. Я вижу здесь Содерберга – продюсера, который старается поспеть за цифровым бумом и даже его опередить, но не творца. Отмечу неплохой камерный «Пусть говорят (2020)/Let Them All Talk». Только вот эпитет «неплохой» с IMDb: 6.10, явно не то, на что претендует режиссер.
Фильм «Кими» также вполне себе техничен и остро актуален. Лейтмотив: что же с нами происходит в ковидную и постковидную эпоху, а еще вернее, как меняется человек, теряя реальное «живое» общение. Никто не сомневается, что прежними мы не станет, только вот насколько все плохо или вполне соответствует очередному витку эволюции нашего вида. Скажу сразу Содерберг очень оптимистичен и даже щедр.
Юная жительница мегаполиса Энджела – симпатичная затворница. Она страдает боязнью открытых пространств. А здесь еще и локдаун нарисовался. Работает она естественно удаленно: обрабатывает записи общения отдельных пользователей с голосовым помощником «Кими» на предмет ошибок. Вся личная жизнь сводится к переглядыванию с соседями в окнах напротив и разовыми сексуальными утехами с ними же. Звучит грустно, ну и выглядит также. Из плюсов отмечу проживание в красивом лофте, явно не согласующимся с предполагаемым уровнем доходов (ну или я совсем не понимаю в их реалиях). В ходе работы она натыкается на запись, которая может служить доказательством совершения преступления в отношении незнакомой женщины. Обращение к своим кураторам не приносит ожидаемого эффекта. Все ведут себя немного странно и не спешат задействовать полицию. Героиня предпринимает попытку расследовать все самостоятельно и вступает в борьбу с корпоративными преступными реалиями.
Сюжет, как мы видим, неоригинален до безобразия. Сразу вспоминается классика «Окно во двор (1954)/Rear Window» Хичкока, «Фотоувеличение (1966)/Blow-Up» Антониони, «Разговор (1974)/The Conversation» Копполы и вторичная «Паранойя (2007)/Disturbia».
Следовательно, брать зрителя надо чем-то еще. Режиссер делает ставку на актуальную атмосферу полного дистанцирования и опять же технические приемчики. Фильм действительно изобилует интересными методами сьемок. Временами создается ощущение, что перед нами записи с реальных камер слежения, которые расставлены на пути следования героини. Все это отлично и стильно совмещено с саундтреком, зачастую в стиле ретро, и игрой Зои Кравиц. Модная красавица-актриса Зоя очень чутко передала и параноидальное эмоциональное состояние, и аутичное поведение, и специфичность мимики и жестов.
Тем не менее можно ли говорить, что все режиссерские «вкусности» делают из фильма что-то большее, чем просто жанровое кино? В самом начале у зрителя действительно складывается впечатление, что мы увидим серьезное исследование современных вопросов дистанцирования людей, влияния цифрового общества, особенностей поведения человека в период длительного стресса. Энджела, по сути, не живет, а лишь выполняет набор функций, как и умная помощница «Кими». Именно «Кими» является ее другом, работодателем, свободным временем и связью с миром людей. Мать не понимает героиню, мужчин она использует лишь по прямому назначению и явно боится, друзей – нет, по крайней мере она о них не в курсе. Зритель не знает прошлого Энджелы и как она дошла до такой жизни. Это и правда неважно. Результат уже есть и с ним надо бороться.
Содерберга разрешает эту проблему героини весьма шаблонно и кинематографично. Она попадает в экзистенциальную ситуацию и единственным спасением становится выход из раковины наружу. Уже нет времени на «договоры с психикой», когда жизнь на волоске. Как-то так. Собственно режиссер поступил так, как делали его предшественники со своими героями в подобном положении. Ничего криминального в этом нет, но и говорить, что перед нами актуальное социальное высказывание, а не просто качественный триллер, тоже не приходится. Для того, чтобы история могла претендовать на серьезное исследование язв общества и места в нем одинокого индивида, вероятно надо придать ему больше человеческих качеств и не превращать среди фильма в условную «Никиту».
Содерберг - победитель Канн, Оскара. В 90-е один из самых перспективных мировых режиссёров и киноноватор. Сейчас же я с трудом представляю его, получающим заветные награды. Я не слежу за его фильмами и не жду его премьер. При этом вокруг столько событий, которые он трудолюбиво пытается осветить, но получается все поверхностно, превращаясь в эксперименты с формами, минуя анализ содержания. Кажется, режиссер все замечает вокруг, но абсолютно ничего не может понять и его это пугает. Отсюда и такое внимание последние годы к жанру триллера. Уверен, что многим фильм придется по вкусу. Да и я посмотрел его не раздражаясь. Качественная работа режиссера средней руки, который был когда-то на вершине.
Прекрасная в своей сложной незамысловатости кинолента, где есть маски от ковида, неочевидные шутки, которые не поняли авторы негативных рецензий и оммажи к всем известным фильмам. Содерберг не претендует на популярность, он просто снимает низкобюджетные фильмы на абсолютно разные темы, где часто гэг граничит с драмой. Почему-то здесь многие увидели не фирменный стиль режиссёра, в частности превратить скуку в интересное, его подход к операторской работе и вообще прекрасному визуалу, а попытку претендовать на… Попытка претендовать? Содербергу это не нужно, он сам ставит себе цели, например, снять фильм на iPhone.
Выход нового фильма Содеберга, особенно в последние годы, когда маэстро ушёл и вернулся, для многих является маленьким, средним или большим событием. Уже прошли времена, когда фильмы Стивена, к счастью или сожалению, перестали брать на абордаж кинотеатры, претендуя на большую кассу. Они заняли свою новую нишу - списки онлайн-кинотеатров, которые всегда с тобой, дома или в самолёте. Ведь это современный мир и он подстраивается под нас, а мы под него. Содерберг так и сделал, исследуя свои возможности в создании целого мира в спичечном коробке, по стоимости оного.
Фильм “Кими” многие сравнивают с хичкоковским “Окном во двор”. Однако здесь скорее ловкая игра понятиями и современными тенденциями на кинокухне, такой себе оммаж к известному произведению, но через призму, которая по форме напоминает ленту Мёбиуса. При этом зрителю показывают совершенно знакомый и привычный контекст, которого не хватает другим фильмам в ковидный/постоковидный период. Здесь же женская рука судорожно, но привычно хватает защитную маску перед выходом на улицу. Простите, перед попыткой выйти на улицу. А в свободное от квестов время, героиня решает любые бытовые вопросы через телефон или видеосвязь с людьми, которые находятся близко или далеко, а также общается с голосовым ассистентом Кими. Знакомо, не правда ли? Зои Кравиц заперта дома, однако её свобода не ограничена в наше цифровое время. Работодатели поверили в эффективность работы удалённо, курьер доставит любую еду не за всем деньги мира. Физическая зарядка дома по утрам снова стала привычным делом, а настроить технику поможет друг с другого конца света.
Содерберг помещает главную героиню в привычную современному человеку среду, которая так комично смотрится в более серьёзных фильмах. Это сложно назвать новаторством, но свобода действий режиссёра не выглядит жалкой попыткой поразить зрителя. Это всего лишь жизнь за стеклом, где зритель становится наблюдателем и участником одновременно, при этом конкурируя за оба звания с дружелюбным сталкером из соседнего дома по имени Кевин. Кевино, потому что часть фильма ситуационно отведена под оммаж к “Один дома”, а сталкера играет Девин Рэтрей (Базз Маккаллистер).
Чтобы смотреть фильмы Содерберга, смотрите его фильмы.
Представьте, что голосовой помощник, которого вы просите включить музыку, на самом деле всё записывает. А потом эти записи внимательно слушают люди. Но не ради любопытства, а чтобы лучше настроить систему.
Анджела как раз такой человек. Она работает дома и однажды на записи слышит, как совершается преступление. Теперь задача Анджелы — рассказать об этом руководству и заставить их начать расследование. Руководство настаивает, чтобы Анжела явилась в офис. Но есть проблема — девушка сидит на таблетках. У неё случаются приступы паники и она боится выйти из дома.
В общем, «Кими» (Kimi) — очередной фильм про противостояние маленького человека и большой бездушной корпорации. Вряд ли он смог бы привлечь внимание, если бы не имя Стивена Содерберга на обложке. Режиссёра в последнее время часто вспоминали в связи с его фильмом «Заражение», который он снял ещё в 2011 году.
Kimi — это название голосового помощника, а Анджелу играет Зои Кравиц, дочь Ленни Кравица, она будет бороться за правду. Боссы корпорации, в свою очередь, хотят всё замять. У них намечается выход на IPO и владельцам компании шум ни к чему.
В целом это необязательный фильм, к тому же снятый за три копейки. Такой сюжет мог бы втиснуться внутрь сериала «Чёрное зеркало», в котором как раз и исследуется вопрос того, как технологии негативно влияют на жизнь, но даже в рамках сериала эта серия вряд ли стала бы лучшей. Хронометраж можно спокойно ужать в два раза, хотя фильм короткий — меньше полутора часов.
Съёмки, вообще, прошли в нескольких локациях, а самая яркая часть фильма — выход Анджелы на улицу. Это снято неплохо, камера передаёт нервозность, девушка жмётся к стенам и превозмогает себя, чтобы поехать на метро.
Любопытно и то, как со временем само преступление отойдёт на второй план и исчезнет из повествования, а весь фильм превратится в борьбу с корпорацией, которая будет насылать своих людей, чтобы уничтожить Анджелу.
Фильм ставит вопрос о том, что важнее — сохранить приватность людей, даже если на записи — улики или же наказать виновных, плюнув на то, что придётся влезть в частные аккаунты и там покопаться. Этот вопрос уже затёрт, ответа на него ни у кого нет, а корпорации почти всегда представляются сосредоточением зла, где все сотрудники думают только о том, как бы не потерять прибыль. Кстати, подобный сюжет развивался в неплохом бразильском сериале «Всеведущий» (Omniscient), где за каждым жителем следила персональная камера в виде пчёлки.
Что касается персонажей, то забавно в «Кими» выглядит хакер Юрий, который может одним пальцем выследить любого. Его стена состоит из мониторов, но при этом он живёт со своей мамой, которая тихо вышивает в уголке, пока сын занимается взломами.
Корпорации в кинематографе часто творят зло, например, в прекрасном мультфильме «Митчеллы против машин» предприниматель, подозрительно похожий на главу одной технологической компании, спровоцировал восстание роботов, а в новом, номинированном на «Оскар» фильме «Не смотрите наверх», глава корпорации был выставлен эгоистичным человеком без эмпатии. «Кими» продолжает эту традицию и даже даёт надежду — пускай в корпорациях работают злодеи, зато люди с улицы готовы помочь. Насколько вы в это поверите — зависит от вас.