Бо боится. А чего же боится Бо? Всего. Бо боится жизни.
Это кино рассчитано на людей, умеющих считывать культурные коды, щедро рассыпанные режиссером по полотну картины. Я смотрела это чудовищно растянутое, бессвязное, мегаломански напыщенное творение, и чувствовала себя полной дурой, отсталой и необразованной. Из того, что я поняла (а поняла я немного), я попыталась набросать несколько версий увиденного. Я прекрасно понимаю, что все они могут оказаться бесконечно далекими от истины, но...
1. В течение трех часов мы наблюдаем трип, вызванный неправильным употреблением лекарства. Доктор выписывает Бо препарат, и акцентирует его внимание на том факте, что употреблять его можно 'только с водой'. Бо нарушил предписание, и...результат на экране.
2. Бо - инцел. Дядя дожил до седых лобковых волос, но остался мальчиком - колокольчиком, который ни разу ни динь - динь. Как влияет воздержание на взрослого, половозрелого мужчину? А вы посмотрите на этого телезнатока, бородато - волосато - очкастого девственника. Он же вылитый Бо. Таким образом - галлюцинации вызваны спермотоксикозом.
3. В одном из своих ранних интервью, Астер высказывал желание снять 'фрейдистскую Одиссею'. Одиссея значит, это многое бы объяснило. Борхес объяснил нам, что в мировой литературе существует всего четыре сюжета. Один из них - возвращение домой. Фильм представляет собой роуд - муви, Бо нужно добраться из точки А в точку Б, и попутно разобраться в природе своих многочисленных страхов. В этом случае, сладкоголосая парочка Эми Райан и Натан Лейн - сирены, пытающиеся очаровать Одиссея - Бо, для того, чтобы? Что?
4. Поначалу, Бо вызывает жалость, многие его страхи (ксенофобия, боязнь покидать жилище) знакомы любому жителю крупного города. Затем, он начинает вызывать раздражение своей виктимностью, пассивностью, готовностью безропотно принять любое издевательство. Аналогия, которая пришла мне на ум - книга Иова многострадального. Мучения, ниспосланные Иову, были испытанием его веры. Кто и зачем испытывает Бо? Его жесткая, и жестокая мать, но, подходит ли она на роль ветхозаветного Бога?
5. Критики говорят о фрейдизме. Позволю себе не согласиться. Скорее юнгианство, чем фрейдизм. Да, об Эдиповом комплексе ещё напишут, я заметила другое. В фильме есть эпизод, в ходе которого Бо плывет на моторной лодке. Водная гладь успокаивает и убаюкивает героя. В терминах Юнга, вода -символ бессознательного. И это ключ к пониманию многих эпизодов (чердаки, сны Бо, его боязнь насекомых). Куда плывет лодка Бо? В пещеру. Пещера - символ материнской утробы. Бо хочет вернуться туда, где ему было хорошо, тепло, сытно и спокойно. Он так боится жизни, что лучше бы ему и не рождаться. Но, пещера имеет несколько толкований, это не только утроба, но и могила. Обратите внимание на плакат к фильму. Бо запечатлен в четырех возрастах - от мальчикового до старческого.
Астер снял чудовищное кино. Нагромождение абсурдных ситуаций, некоторые из которых вызывают смех (вторжение бомжей в квартиру Бо), а некоторые недоумение (лесной театр), бессчетное количество нечитаемых символов, жуткий хронометраж, блестящий Феникс (я давно заметила, что он гениален в тех сценах, где у него нет реплик, и надо 'играть лицом') - толстый, нелепый, голый. Я смотрела этот фильм, и понимала, что Бо - это я, это любой из нас с вами. Некоторые мои страхи подмечены режиссером настолько метко, как - будто мы знакомы. А это значит, что они типические. Астер превратил абстрактное в конкретное и значит он близок гениальности, или к безумию.
Смотреть это кино невозможно, оторваться от него нереально. Видеть это или нет, выбирайте сами.
Ари Астер - режиссёр, которого я никому не стала бы рекомендовать. Во-первых, потому что после его фильмов весь зал встаёт с тяжким вздохом и словами 'Наконец-то эта тягомотина закончилась'. Во-вторых, Ари наполняет свои фильмы скрытыми смыслами и пасхалками, отчего истинный смысл картины приходит на последнем получасе просмотра. Если приходит, конечно, потому что большая масса зрителей до сих пор наивно видит в 'Солнцестоянии' фильм о секте. На то, что 'Все страхи Бо' заставит пощелкать ваши мозговые орехи, указывал откровенно триповый трейлер и трехчасовой хронометраж. Кого-то оба момента отпугнут, но я с маниакально горящими глазами, аки завирусившийся в этих ваших интернетах мальчик, сказала: 'Офигеть, давай!' Ни о чем не жалею.
Фильм и правда необычный, если такой слабый эпитет вообще подходит к работам Ари Астера. Начавшийся как бред сумасшедшего, фильм плавно перетекает в адреналиновый трип, меняясь на драму о потерянном ребёнке и завершаясь философской аллегорией. И если первый час можно списать на побочный эффект таблеток, которые, как конфетки, жуёт наш герой Бо, то далее начинается откровенная 'ариастеровщина'. И именно это 'далее' мне зашло больше всего.
Бо боится пить таблетки без воды, оставить квартиру не запертой, наркоманов, закрытых дверей, воды, воспоминаний, опоздать на рейс (продолжите список любой фобией). Но откуда все его страхи? Нет, перед нами не стандартная история бедного-несчастного мужика, который дожил до благородных седин, но остался нулём без палочки. Скорее, нам показана история среднестатистического человека, живущего в коконе из страхов и сомнений. И если Бо (читай - любой человек) боится мелочных вещей типа прогулки до соседнего магазина, то моменты более глобальные его отчего-то не пугают. Он не остаётся вариться в собственном соку, а отправляется в путешествие по закоулкам собственного бессознательного. В определённый момент становится понятно, почему Бо - это Бо. Тут вам и темы созависимых отношений, и родитель-абьюзер, а если пережевывания болезненных тем вам мало, то Ари Астер приготовил посыпку из психологического инцеста. Каждая из вышеозначенных тем показано настолько детально (а порой даже мерзко), что невольно щуришься и желаешь сбросить с себя повествование, как Бо - браслет слежения. При этом Астер, взяв такую традицию в 'Реинкарнации' и уже названном 'Солнцестоянии', нещадно спойлерит свой собственный фильм чуть ли не в самом начале, но при этом ты, как зритель, не способен оторвать глаз от картинки. А картинка чудо как хороша! Тут вам и потрясающая операторская работа с пролетом камеры сквозь деревья, и суицидальная сцена, снятая сквозь камеру мобильного телефона, и сочная сцена глазами самого Бо... Там, где не завораживает картинка, примагничивает потрясающая актёрская игра. В таланте Хоакина Феникса давно нет сомнений, но именно в этом фильме он раскрылся как потрясающий драматический гений, который без лишних слов, одними глазами передаёт тоску и ужас своего героя. Впрочем, Хоакину и не нужны слова, чтобы заставить аплодировать весь зал. Отмечу также Петти ЛюПон, которая потрясающе вжилась в роль и периодически просилась на зрительское ружьё.
Итак, кому я рекомендую 'Все страхи Бо'? Людям зрелым, осознанным, не боящимся в течение трёхчасового сеанса думать и анализировать. Тем, кто при словах 'абьюзивная мамочка' не падает в обморок. Тем, кто знает слово 'фрейдизм'. Кому я не рекомендую 'Все страхи Бо'? Тем, кто пришёл за ужасами и Хоакином Фениксом. Ребят, поверьте, один актёр не стоит того, чтобы ради него тратиться на билет. На Ари Астера стоит ходить ради Ари Астера, другие личности тут - шум за сценой.
Ари Астер, режиссер «Реинкарнации» и «Солнцестояния», – это человек, давший глоток свежего воздуха практически мертвому жанру ужасов, скрестив его с арт-хаусом. Ремесленник нечасто радует нас новыми работами, поэтому его новый фильм «Все Страхи Бо» можно считать событием. Тем более, Астер работает в новом для себя жанре, поскольку фильм – черная комедия, лишь с элементами хоррора. Вдобавок, это самый длинный фильм Ари, идущий три часа, а ещё это самый высокобюджетный фильм A24 за всё время. Ну и в главной роли – Хоакин Феникс, имя которого на постере эквивалентно гаранту качества.
А теперь сложите это все вместе: трёхчасовая арт-хаусная черная комедия с бюджетом в 60 миллионов, снятая одним из главных авторов в современном кино, с легендарным Фениксом в главной роли – если для вас арт-хаус это не «кино, где непонятно», то этого уже достаточно, чтобы бежать за билетами.
Сюжет рассказывает про Бо, который боится буквально всего: и проглотить каплю Листерина, и не запить таблетку водой, и даже заняться любовью, поскольку думает, что всё в мире способно убить его. Бо практически не выходит из дома, боясь ужасов, происходящих вокруг.
Сначала стоит сказать о мире, в котором происходит действие фильма – это максимально гротескное и гипертрофированное изображение реальности, где у главного героя за окном буквально происходит резня, люди прыгают с крыш, по улицам голышом бегает маньяк, все убивают, режут и насилуют друг друга. «Бред» – скажут многие, но вы на главного героя взгляните. Он – забитый и боящийся всего человек, потому и видит мир как что-то абсолютно ужасное и жестокое, и через подобную чернуху режиссер и передает его страх, позволяя увидеть картину мира глазами Бо, тем самым эффект присутствия только усиливается. Да и творящаяся чернуха в фильме подана намеренно утрированно и несерьёзно, поэтому она не пугает, а забавляет.
Астер во «Всех Страхах Бо» выжал все соки из своего креатива и как режиссер, и как сценарист.
Как режиссер, он снял невероятно красивый фильм, в котором визуал служит дополнительным рассказчиком истории, которая во многом раскрывается не прямо через диалоги, а посредством образов и символов. Форма фильма постоянно претерпевает изменения, под стать происходящим событиям – то это комедия абсурда, то кровавое побоище, то вообще сказка, то дикий сюр и хоррор, а в конце всё это сливается воедино, превращаясь в смесь из иносказаний, символов, подтекстов, образов и смыслов, доводя безумие фильма до пика – исключительно в хорошем смысле – и, достигнув своего мощного катарсиса, черная комедия становится очень тяжелым фильмом, оставляющим с грустным послевкусием и головой, полной мыслей.
А, как сценарист, Ари закрутил историю, наполнив её кучей взаимосвязанных мелких деталей, закидав зрителей вопросами, ответы на которые даются неспеша и постепенно, давая время подумать и углубиться в фильм. Радует и что в конце Астер-сценарист не вываливает на нас ответы, а лишь намекает на них, задавая наводящие вопросы, полную картину приходится составлять самому, и многие моменты можно трактовать по-разному, хотя общий замысел фильма понятен.
В ленте вообще хватает множества сюрреалистичных и странных образов, каждый из которых что-то символизирует и глубже раскрывает главного героя и темы, поднятые фильмом.
В частности, фильм показывает жестокость человеческой натуры, рассуждает об Эдиповом комплексе, цикле семейного насилия, которое переходит из поколения в поколение. Но главная тема фильма – это тема душевной травмы и её влияния на человека, которая раскрывается не только в главном герое, но и семьи приютившей Бо, его матери и, конечно, самого Бо, который из-за отсутствия в его детстве матери, просто любившей его без каких-либо условий, начал терять свою личность, на фоне регулярного эмоционального насилия начались сомнения в собственной мужественности, страх всего на свете и проблемы с сепарацией – и это все в комплексе окончательно стерло идентичность Бо. К этому ещё и прибавляется ужасающее чувство вины, внушенное его матерью.
Фильм показывает и то, какой бы могла сложиться его жизнь без страхов и самоунижения, но проблема в том, что он боится переступить через свой страх, как раз из-за всего вышеперечисленного.
Отсюда вытекает управляющая идея фильма о том, что любовь должна быть безусловной, бескорыстной, родитель должен любить ребенка просто так, а не пытаться подогнать его под свои стандарты. Подобная «условная любовь» просто-напросто ломает совсем маленького человека и разрушает его личность, парализуя на всю оставшуюся жизнь. Поэтому в конце, даже разделавшись с матерью, Бо всё равно тонет в собственном чувстве вины, которое никогда не отпустит его.
Ну а сыграл Бо, как было сказано, блистательный Хоакин Феникс. И эта роль – очередной его бенефис. Хоакин вновь играет сложного персонажа и растворяется в нём, вжимая педаль актерского таланта в пол, он от начала фильма и до его конца поражает своей гениальной игрой. В каждой сцене он отдается роли на полную, а сложных сцен тут достаточно – весь фильм – это сплошная сложная сцена, и Феникс просто божит в нём, не позволяя оторвать глаза от фильма все три часа.
Я очень хочу, чтобы Хоакин получил хоть номинацию на «Оскар», потому что роль во «Всех Страхах Бо» – это очередная вершина его актерского мастерства.
А ещё, «Все Страхи Бо» – это очень эмоциональное кино. Не только в смысле, что на нем грустно, а буквально эмоциональное – во время просмотра испытываешь весь спектр эмоций: и смех, и шок, и грусть, и недоумение, и страх, и тяжесть под конец.
Среди прочих фильмов Ари Астера этот понравился мне больше других. Дело и в Хоакине Фениксе, и в удачном смешении жанров, и в визуале, и в глубине.
'Все страхи Бо' - трехчасовая шизоидная одиссея городского чудака, от которой вам будет максимально некомфортно
Люди отличаются друг от друга не амбициями, не характером и уж тем более не мечтами. Различными их делает страх. Новый фильм Ари Астера - лабиринт из персональных ужасов и пугалок. Его то ли зеркало, то ли просто странноватое альтер-эго - некто Бо (безумно крутой и выверенно жалкий в этой роли Хоакин Феникс).
Бо боится своего ужасного района. Боится обнаженных людей на улице, бегающих за ним с заточкой. Боится оставлять ключ в дверях. Боится расстроить маму. Боится маму. Боится, что с крыши соседнего здания кто-то суициднется. Боится ядовитого паука под кроватью. Боится умереть от первого секса. Боится проспать самолет и захлебнуться в ванной. А еще боится странного соседа, который зачем-то постоянно сует записки под входную дверь Бо. Каждый страх Бо - это часть лоскутного фильма, визуализированная фантазией режиссера
На три часа нас одели в кандалы и заставили сидеть в кресле психотерапевта чудаковатого городского сумасшедшего. Три часа мы ныряем по глубинам подсознания, постоянно ерзая от непрекращающегося чувства дискомфорта. Каждую минуту ты ждешь, когда же уже этот жутко утомительный фильм выйдет на финишную прямую. Но за каждым углом безумия открывается новая мультивселенная, погружая нас в еще более странный и страшный этюд.
Глобально 'Все страхи Бо' - учебник для начинающих психологов. Герой Феникса, как кажется, собрали все основные девианты. Тут в полной мере есть Эдипов комплекс, сексуальные фобии, страшные деформации благих побуждений, бытовая брезгливость, социальная импотенция.
Бо - герой максимально живой. Он не только боится, он еще мечтает и размышляет. Чего стоит только полноценный анимационный фильм в середине второго часа, когда убегающий от ветерана операции в Каракасе с посттравматическим синдромом Бо застывает среди лесных сектантов в мысли, а что если бы его жизнь все-таки имела смысл.
Ари Астер снял очень еврейский фильм. В этом возможный ключ его автобиографичности. Это не то доброе и немного ехидное еврейство, которым любит злоупотреблять тот же Вуди Аллена (знаменитая сцена критики иудеев из 'Разбирая Гарри'). Ари Астер подходит к делу ортодоксально. Талмуд значит Талмуд. Не любите евреев и имеете сотни предубеждений? Получайте, заслужили.
'Все страхи Бо' - крайне сложный, крайне мучительный и крайне авторский фильм. Ари Астер то ли высмеивает Фрейда, то ли преклоняется перед ним. Последняя сцена финального судилища - еще одно переосмысление Кафки. Только ключи от Замка в руках мамы, вспоминающей сыну обидки прошлого - недонесенный до нее подарок или сказанные не те слова на ночь.
Астер работает на стыке двух очень разных жанров, но работает специфически. И слов 'хоррор' или 'комедия' явно недостаточно для этого действа. Хотя в фильме очень много смешных сцен (от той, где Бо рассказывает детям, что никогда не занимался сексом, наступает истерика). А что вас ждет на чердаке в доме мамы...
В конце концов, понять этот фильм - невозможно. Как и невозможно рационально объяснить, кто такой Бо и что такое его страхи. А вообще можно ли рационально объяснить страх? Попробуйте на своих. Только не тех, о которых вы бы сказали в интервью модному ютуб-каналу, а потаенных. Истинных.
И в этом смысле 'Все страхи Бо' - попытка достичь иррационального. Постичь необъяснимое. Остаться в вечности для каждого из нас проще именно невыразимым, иррациональным. Например, страхом. Представьте, вас не станет, а ваши страхи останутся навсегда. И лишь по ним вас будут помнить, лишь благодаря им вы будете отличаться от миллиардов других. Страшно? Страшно.
В российском прокате стартовала новая лента с Хоакином Фениксом, от режиссера 'Реинкарнации' и 'Солнцестояния'. Три часа безумия, психоделическая одиссея, театр одного актера. До этого я думала, что самые сложные рецензии уже написаны, но этот фильм просто растоптал меня в пух и прах, полностью уничтожив мои ожидания. 10 лет режиссёр вынашивал идею этого фильма и воплотил её во что-то невообразимое, уму непостижимое. Не в последнюю очередь, своей оригинальностью фильм обязан студии А24, которая после некоторых удачных работ, дала Ари Астеру полную свободу творчества и тот снял 'Бо'.
Фильм заслуживает по-настоящему глубокого анализа от корки до корки. Философия, психология, жизнь, Фрейд, Юнг, Софокл, 'Властелин колец', тут будет все, просто всё, и ты не можешь даже сказать, что это было как-то занудно или несуразно. В ответ на вопрос: 'понравился ли тебе фильм?' Ты многозначительно простонешь и скажешь: 'скорее да, чем нет'. И эта фраза будет полностью отражать всю составляющую, всю подноготную и всю философию фильма.
Как забавно и комично бы это не звучало, но весь фильм это сплошной комичный роуд-муви, хоррор и комедия в одном флаконе. Мы с героем будет путешествовать по различным локациям и преодолевать разные испытания, чем-то все происходящее будет напоминать фильмы-приключения, где герой весь фильм стремится к своей цели (прям как Фродо во «Властелине колец»). Но только, увы, Бо совсем не герой и все это будет похоже, скорее, на путешествие в ночных кошмарах. Звучит просто, не правда ли? Понятно и достаточно логично.
На самом деле, понять что происходит будет не самой простой задачей, очень рекомендую перед просмотром ознакомиться с творчеством Фрейда, хотя бы статьей на википедии. Эти знания немного помогут вам с просмотром фильма и его осознанием. Потому что если попытаться понять фильм 'в лоб', как 'драму' или 'комедию', то голова явно может треснуть от всей происходящей несуразицы. А Бо это не фильм на 1,5 часа, ему этого мало, вы проведёте перед экраном почти 3 часа, пытаясь понять, что до вас хотят донести. А пытаться придется долго, потому что Бо это не фильм, где вам в лоб будут говорить банальные истины. Здесь вообще не будет ничего 'в лоб', каждую часть фильма вам придется расшифровывать и интерпретировать сообразно вашей эрудиции.
Не каждый готов провести пол рабочего дня перед экраном в кинотеатре, проживая жизнь героя буквально от самого рождения до смерти в неочевидной, фрейдистской интерпретации. Но, как говорится, хронометража бояться - в кинотеатры не ходить.
Читая мою рецензию и миллион прочих, вы можете задаться вопросом: 'а о чем же всё-таки фильм?'. И обнаружите, что никто не говорит прямо о чем сюжет. Это происходит из-за достаточно сложной структуры фильма и невозможности его буквальной интерпретации. Здесь есть всё! Во всех пониманиях всё! Внутренние демоны, пожирающие страхи, восприятие жизни в эпоху перегруженности информацией, отношения с авторитарной матерью. Скажем так, он обо всем, что вас беспокоит в кабинете у психотерапевта. Поиск смыслов в такого рода фильмах, это такое же благодатное занятие, как толкование снов по методичке из 90-х годов в мягкой обложке. Поэтому оставим смысл за скобками и поговорим о других составляющих.
ХОАКИН ФЕНИКС - это просто что-то нереальное, от него просто не оторвать взгляд, он держит тебя и твой рассудок в заточении, он шикарен в каждом своём поступке, жесте, мимике и эмоциях. Ни один актер, мне кажется, не отдавал столько, сколько Хоакин отдал этому фильму, он здесь просто великолепен. В этом фильме в принципе больше нет главных персонажей, он здесь один, он весь фильм держит и несёт на своих плечах, это бенефис одного актера, эти три часа только его.
Я много говорю о фильме, потому что это произведение действительно можно обсуждать часами и находить все новое и новое, но и помимо этого он также технически прекрасен, каждый акт детально проработан и логически выстроен, локации всегда такие разные и наполненные, камера порой хватает такие моменты и делает такие фюзеляжи, что уму не постижимо.
Картинка очень красивая, если можно так сказать. Даже цвет картинки, он такой разный и многогранный, просто кайф. Но вы явно не придете за этим в этот фильм, для наслаждения картинкой есть другие, более подходящие картины.
В целом, многим фильм может совершенно не зайти, не каждый готов заглянуть в себя, в свои страхи и проблемы, как это сделал Бо и это нормально. Также очевидно, что не каждый готов тратить свои силы и время на расшифровку всего, что он увидел. Это явно не для всех и это не хорошо и не плохо, это как есть.
Если вы все-таки смелый и находчивый, то наверное вам стоит знать только две вещи, во-первых, это фильм про парня по имени Бо, и, во-вторых, это странно, оскорбительно, чертовски смешно и чертовски запутанно. Трехчасовая оговорочка по Фрейду, во главе со всевозможными неврозами и комплексами.
Поэтому отправившись в это увлекательное путешествие вместе с Бо, вы можете быть также жестоко разочарованы, как и сам Бо на каждом этапе своего нескончаемого пути. Понравится вам этот аттракцион или нет, зависит только от силы вашего вестибулярного аппарата и готовности посмотреть своим страхам в глаза. И думаю этот прекрасный пассаж, надо закончить фразой которую сказал Ари Астер на своём одном интервью: «Если ты родился человеком, это уже хоррор». Похлопаем ему за это.
Бо, мужчина лет 50, выглядящий на все 70, ужасно трусливый и невезучий, вынужден пить таблетки и ходить к психологу. И неудивительно… Любой человек, снимая комнату в подобном квартале, поедет с катушек. Да и мать у него та еще свинья.
Где-то до середины фильма понимаешь, что этот маменькин сынок, не способный связать двух слов, самый нормальный человек в кадре. Человек тревожный, но безобидный. Потом кино провисает. Если в начале безумие веселит и удивляет, то потом приедается, становится не понятно и неинтересно. Сценарий понесло не туда, а мне думалось, когда ж всё это закончится?
И вот оно заканчивается. Стереотипной постельной сценой, где «внезапный» поворот предугадывается с первых секунд.
Можно, конечно, сказать, что тут у нас гениальная философская притча, кою не всем дано понять, да только идея раскрыть отношения с деспотичной матерью сама по себе не нова и показывалась уже тысячи раз, а растянуть подобную мысль на почти 3 часа и разбавить откровенно бестолковыми сюжетными поворотами — это развести дорогой кофе водой из-под крана. Когда режиссер не может остановиться, это стоит делать зрителям.
P.S.
Была середина дня, и людей в зале набралось немного. Некоторые ушли, не дождавшись конца, часть сидела в телефонах.
Хочется оценить игру Хоакина и качество съемки, и пожалуй на этом плюсы заканчиваются.
Если меня спросят о чем фильм, то я не отвечу. В принципе, в этой куче под названием фильм можно найти повествование о психической травме ребенка, о его триггерах и отношениях с матерью. Были и забавные моменты (эдакие метафоры, доведенные до абсурда), но фильм явно перегружен для восприятия. Даже если взять артхаус 'Мама' с Дженнифер Лоуренс, то он был весьма логичен и интересен по концепции, хоть и также вызывает противоречивые эмоции. Да, ты также на время теряешь смысловую связь, но во 'Все страхи Бо' это происходит постоянно. Я считаю, что даже для артхауса сцена на чердаке - это трындец, ребята, моя последняя нервная клетка в кинотеатре самоуничтожилась.
Если хочется посмотреть трешака и не включать мозг, то можно посмотреть 'Пушки Акимбо', если хочешь жести и мыслительных процессов с элементами артхауса, то пожалуйста вам 'Дом, который построил Джек'.
Создалось впечатление, что режиссер хотел гениально собрать все от других авторов жанра в одну кучу, только получилась полная ересь. Да, можно найти отголоски культурных кодов, но 3 часа, когда эту мысль можно было бы уместить в час\полтора - это сильно. Невозможно смотреть на трип режиссера и думать об истинном смысле кино все три часа! По моим наблюдениям, в зале кинотеатра все зрители были измученными и недовольными, и я их прекрасно понимаю. Безобразное кино, не стоящее внимания и денег, которое безобразно в любой интерпретации жанра: артхаус, ужасы, триллер. Не советую
Фильм, объясняющий, почему некоторые взрослые так и не вырастают в уверенных, самостоятельных и способных брать ответственность людей
Главный герой живет в ужасном мире, где на каждом углу поджидает опасность. В таких обстоятельствах невозможно нормально функционировать, строить планы — даже родную маму не посетишь. Остаётся только плыть по течению, укрываясь от все новых угроз.
Но постепенно создатели фильма ведут к разгадке, как гг оказался в такой ситуации. Дело не в реальном мире, дело — в нарушенной детско-родительской привязанности.
Два примечания. Примечание один: это тот случай, когда символизм не остался без объяснения, когда концовка расставила все точки над 'и'. Примечание два: фильм я трактовала, исходя из теории привязанности, которая объясняет, как формируется связь между родителем и ребенком и как характер этой связи влияет на восприятие мира подрастающим взрослым.
Что по ходу фильма становится известно о детстве героя? Его мать не знала любви от своей матери, и, хотя очень хотела подарить эту любовь своему сыну, она не сумела стать для него надёжным, безопасным взрослым, в котором нуждается каждый ребенок. Почему? 1) Она взваливала на сына ответственность за свои чувства (я испугалась за тебя — а виноват ты, ты плохой), взращивая в нем всепоглощающее чувство вины и сомнения в том, что его существование — это хорошо. 2) Она не помогала сыну бороться с тревогами и страхами, а усиливала их, применяя физическое и эмоциональное насилие — чердак стал символом таких тревог, ведь именно туда загоняла мать ребенка, которого беспокоила правда об отце, чтобы избежать объяснений, и тогда-то, в темноте, расцветали детские фантазии, а страхи множились, обрастали деталями. 3) Она эгоистично требовала отдачи от сына с самых первых месяцев жизни, ничего не зная о том, как развивается психика ребенка, как он научается любить и заботиться и что это задача на все взросление ребенка, которую возможно осилить только рядом с надёжным взрослым.
Чем все это обернулось? С первых лет жизни гг усвоил - уж если мама бывает для меня небезопасным человеком; уж если она испытывает по отношению ко мне такие негативные чувства; уж если я так плох, что даже мама, человек, которого природа задумала моим главным заботящимся взрослым, из-за меня страдает; уж если мама, мой главный проводник, мне врет, и, как оказалось, еще и подводит мое доверие, прослушивая мои сессии с психологом (еще одним взрослым, которому я доверял больше, чем матери, но который оказался таким же ненадёжным) — то как я могу доверять этому миру? Я лучше спрячусь в песок, буду избегать лишних шагов, чтобы не попасть еще в большую передрягу, чем тот же чердак, так для меня будет безопаснее — буду хорошим ребенком, не проявляющим инициативы, не способным дать отпор, уворачивающимся от проблем, не все из которых можно парировать, но не преодолевающим их. И вот мы получаем инфантильного тревожного несамодостаточного взрослого, не умеющего брать на себя ответственность.
Примечательно, что в фильме показаны еще примеры детско-родительских сломов. Дочь пары, в чьем доме оказался израненный герой, всем своим поведением показывает, как ей не хватает родительского тепла, заботы, внимания, например она агрессивна, злоупотребляет веществами (плохое поведение энергозатратно, и просто так ребенок не будет пускаться во все тяжкие). Но родители настолько увлечены собственными эмоциями, собственным гореванием по погибшему сыну, что, как и мать гг, не в силах справиться с эмоциями, сублимируют заботу о сыне заботой о посторонних людях, совершенно позабыв о дочери и даже многое отняв у нее ради незнакомцев. В итоге девочка убивает себя, ведь ее вера в хороший мир, которая основывается на надежной привязанности с родителями, тоже подорвана.
Таким образом, фильм показывает, как отсутствие надёжных безопасных взрослых в детстве ребенка сказывается на его вере в хорошее, на его способность противостоять проблемам и на его способность любить и заботиться. Насилие не может породить любовь и заботу. Игнорирование - одно из самых страшных наказаний для ребенка. Ребенок не должен нести ответственность за чувства взрослых, это они должны нести ответственность за свои чувства и отвечать за чувства ребенка, помогая ему их распознавать и справляться с ними и постепенно передавая эту ответственность ему. И, по-моему, авторам фильма и актерам прекрасно удалось показать, как этот мир видит такой испуганный ребенок — сначала в детстве, а потом в невыросшем взрослом.
Cегодня будет шок, космос и взрыв мозга, ни одна из 180 минут которого не была лишней.
Скорее всего, через какое-то время до человечества дойдет, что это кино-гениально.
Я посмотрел это больше 2-x недель назад, а отойти не могу до сих пор: с начала этого года, покамест, «Бо» остается самым сильным кинопереживанием и сваять его могли только создатель «Солнцестояния» и исполнитель роли Джокера. То, что вышло у этого тандема сильно параллелится с самим «Джокером» и является отличным учебным пособием почти по каждому из известных науке психических расстройств.
Итак: Бо живет в городе, улицы которого кишат сумасшедшими (хотя для меня, старого эмигранта, это показалось обычным днем в Нью-Йорке) и боится выходить на улицу.
У него сложные отношения с матерью, неприязнь к соседям и зависимость от антидепрессантов. Причина проста: улицы кишат сумасшедшими, по городу бегает неуловимый Джек-потрошитель, под окнами постоянно кого-то мочат, а полиция опаснее самих преступников.
Текст ниже будет для психиатров.
Давно, коллеги, меня ничего так не сотрясало, даже собственные пациенты. Этот фильм- продолжительный шок, снятый изнутри психиатрической лечебницы, из которой, спасая свои жизни, сбежали врачи; калейдоскоп из осколков воспоминаний и травм, поднимающий сложнейшие экзистенциальные вопросы, психодрама, которой вы не просили и терапевтический процесс, на который вы не подписывались.
Гамбургер из жизни смерти с котлетой из детских комплексов под соусом из метафор, оценить глубину которых вряд получится, если вам хоть сколько-нибудь меньше сорока.
В какой-то момент, сознание прекращает сопротивляться и просто сдается, заколдованное формулой «Шоу Трумана», если оно что-то для вас значило.
Прочитала некоторые рецензии профессиональных критиков и была удивлена тому, как плохо они знакомы с литературой, а ведь ничто так тесно ни связано с кинематографом, как литература. Кинематографические произведения имеют те же виды и жанры, что и литературные. Создаётся впечатление, что 'мудрые' критики даже не слышали о существовании драмы абсурда, появившейся в 50-е годы прошлого века и несколько подзабытой сегодня.
'Бо боится' как раз порадовал тем, что представил настоящую драму абсурда (не черную комедию и не хоррор, столь привычные в наше время).
Как и положено в драме абсурда, здесь неопределенны и изменчивы время и место действия, разрушены причинно-следственные связи (как бы не пытались их искать критики, сводя все к банальным и изрядно растиражированным отношениям сына и ужасной матери), непоследовательность действий. Полная нереальность, абсурдность действительности демонстрируется с самых первых кадров: трупы на улице, которые никто, кроме Бо, не замечает, записки под дверью героя с призывами убавить громкую музыку, которой нет, голый убийца, бегающий по городу, неизвестно откуда взявшийся незнакомец, падающий с потолка прямо на Бо, лежащего в ванне, сам Бо, бегающий нагишом по улицам, странная семейка, неизвестно для чего держащая героя в своем доме, их дочь пьющая краску и так до конца фильма. События одно нелепее и абсурднее другого нагромождаются друг на друга.
Эжен Ионеско даже называл свои пьесы театром насмешки. Цель таких произведений - сбить зрителя с толку, почувствовать дискомфорт, избавиться от шаблонов и взглянуть, в том числе на свою жизнь, по новому. Разве в ней нет абсурда? Цель драмы абсурда - создать у зрителя необычное, может, сказочное, а, может, ужасное настроение, встряхнуть.
Подходить к театру абсурда с критериями других жанров нелепо и столь же абсурдно.
Фильм посмотрела с большим удовольствием, тем более это первая драма абсурда увиденная мной в кино. Рекомендовала бы к просмотру всем, чтобы хотя бы иметь представление об этом своеобразном и, несомненно, интересном жанре. Кроме того фильм прекрасно снят, ну и очередную замечательную работу Хоакина Феникса не стоит пропускать