После этого фильма Ари Астер перестал мне нравиться, как режиссёр и сценарист.
Без какого-либо стыда могу сказать, что я не смог до конца понять 'Все страхи Бо'. Не очень хорошо воспринимаю символизм. Как мне кажется, в любом фильме должно присутствовать что-то кроме мистики и максимально расплывчатого посыла. Например, в предыдущих фильмах Ари Астера было хотя бы что-то страшное, какое-то месиво. А эта картина почти не вызывает страх. Ну, может быть, только на первом часу просмотра. После этого голова всё больше и больше становится затуманенной вопросами, и уже как-то не страшно.
Почему же мне разонравился режиссёр? Из-за идеи, которую он показал. А возможно из-за отсутствии идеи. В общем, Ари Астер засунул какого-то более менее обычного человека (Бо) во вселенную, где все вокруг - сумасшедшие безжалостные убийцы. Первый час фильма за этим было интересно наблюдать, пока до меня не дошло, что режиссёр заставляет главного героя пройти через все муки просто так. И выглядит это ужасно. В один момент Астер как будто хочет сказать, что если ты, будучи ребёнком, сделал что-то неправильное, то ты заслужил страдания. За что? Ну правда, я тоже параноик, и я прекрасно понимаю Бо, тем более он находится в ещё более ужасной реальности, чем наша. Чем он заслужил такую ненависть?
Безусловно, в картине были интересные и правильные идеи. Нам, хоть и очень странным путём, но показали, через какой тяжёлый путь проходят мамы, и что нужно больше показывать им свою любовь. Ну и понятна мысль, что человек, который всю жизнь живёт в страхе, будет упускать удовольствие от жизни. Вот только все эти идеи уходят на второй план из-за всей чертовщины, которая происходит.
Из совсем непонятного остались история девушки главного героя, история беременной женщины, в чём смысл пьесы, в чём проблема семьи Роджера. На самом деле, непонятного гораздо больше, но это всё спойлеры. В фильме также есть парочка мистических артефактов, которые никак не продвигают сюжет и просто существуют, чтобы появилось несколько вопросов.
Ну, в будущем посмотрю какие-нибудь видео-обзоры, в которых всё подробно объяснят. Но пока что я увидел просто издевательство над несчастным человеком. Фильм очень хорошо снят с визуальной точки зрения; в нём хорошая игра актёров. Но смысл, идея... теряются. Ощущение, будто я посмотрел что-то аморальное.
Есть произведения (книги, фильмы, картины), где несмотря на фантазию, поддерживаются некие понятные нарративы, вроде тех, что описаны Борхесом в эссе 'четыре цикла'.
И есть произведения, где фантазия автора заходит настолько далеко, что заслоняет собой нарратив, пусть даже и вполне понятный (с этой точки зрения 'Beau is Afraid' - это одиссея, или 'возвращение домой' в концепции Борхеса), только герой, который возвращается домой, оказывается настолько погребен под лавиной обстоятельств, что самого героя и не видно.
Этому мешает фрактальность оптики Ари Астера, который на каждое внешнее движение Бо навешивает еще одно движение его внутреннего мира, а на него (или вместе с ним) - движение второстепенных актеров, которые как бы должны по сюжету отражать внутренний мир героя; при этом отражают они его так ярко, что каждый раз герой теряется за этими отражениями.
Мешает пониманию фильма и тот факт, что перед нами классическое постмодернистское произведение, в то время как большая часть зрителей все еще мыслит с точки зрения модерна. Это очень важный момент. Посмотрите на те фильмы масс-культуры, которые генерирует Голливуд, и вы поймете, что несмотря на то, что на Западе само общество уже одной ногой (а кое-кто и двумя) в постмодерне, 'фабрика грез' до сих пор выпускает фильмы по заветам модерна, изредка придавая им постмодернистский контекст.
Мы пытаемся понять 'смысл', некий plot, однако вполне может так как оказаться, что никакого 'смысла' и нет, или этот 'смысл' находится за пределами нашего понимания.
'Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий'. Козьма Прутков.
Сначала интересно, потом смешно, после нудно, дальше непонятно, впоследствии трогательно, напоследок еще раз смешно, под конец вяло, в финале уныло.
Это как если бы сварили в одной громадной кастрюле Шоу Трумана, Маяк, Паразитов, Психо, Маму!, Мизери и даже не побоюсь вспомнить хит субботнего просмотра на СТС - фильм Парень из пузыря (список можно продолжать). По отдельности все фильмы в своем роде классные, а вот 'Все страхи Бо' я классным назвать затрудняюсь.
Уж очень много всего происходит вокруг Бо, а внутри - мало, даже, казалось бы в какие-то тонкие, значимые моменты. Поэтому к концу фильма на судьбу Бо становится откровенно пофиг. Да и как стало понятно к концу просмотра, следить за его ощущениями и внутренними изменениями было совсем не обязательно.
При этом в фильме есть очень красивая история с бродячим театром в лесу, которая перетекает в целое визуально-словесное повествование. Это наверное единственный фрагмент, который вовлек меня в просмотр и подарил переживания.
Из схожей категории фильм 'Думаю, как всё закончить' (2020) Кауфмана понравился больше.
Ари Астер снова удивил. Сняв всего лишь свой третий полнометражный фильм, тридцатисемилетний американец уже вовсю заставил кинематографическую общественность говорить о себе, как о талантливом и одном из самых перспективных режиссёров современности. Первая его работа – «Реинкарнация» (2018) практически возродила к жизни «ужасы», явно выделившись из остальной серой массы, которая заполняет кинотеатры каждый год; вторая – «Солнцестояние» (2019) качественно соответствовала дебюту и тем самым закрепила за молодым постановщиком ярлык мастера мистического жанра. Очевидно, что и в третьей поклонники ждали чего-то подобного, ведь даже название проекта («Beau Is Afraid» или «Бо боится» или «Все страхи Бо», как озаглавили его российские прокатчики) говорило само за себя, однако не тут то было! Вместо ожидаемой первоклассной страшилки на ночь мы получили трёхчасовое запутанное высказывание на тему взаимоотношений детей с их властными матерями, сумбурный психоанализ или, как точно выразился критик с «Афиши», – оговорку по Фрейду. Эдакое типичное фестивальное кино для избранной публики из серии «подожди меня, Ларс фон Триер, дай, я встану рядом». В этой связи удивление зрителя – это, конечно, хорошо, но лучше бы Ари Астер снял своё привычное кино.
Все три часа хронометража фильма можно разбить на условные четыре части. Первые сорок минут, на мой взгляд, получились просто выдающимися! У экрана сидишь, будто прикованный, с круглыми глазами и отвисшей челюстью. А там разыгрывается что-то наподобие «Сайлент Хилл» на минималках или же неизданного бонуса к «GTA» на максималках. То ли психоделика, скрещенная с ужасами, то ли компьютерная игра, то ли антиутопия по типу «Бразилии» Терри Гиллиама, то ли всё вместе и сразу. Аттракцион безумия, который, по идее, только начался, а, значит, чем дальше – тем больше? К сожалению, нет. Вторая сравнимая по продолжительности с первой часть (примерно те же сорок минут) делает резкий сюжетный уклон в сторону таких вещей, как «Прочь» (2017) Джордана Пила и «Взаперти» (2020) Аниша Чаганти. Да, там по-прежнему много странностей, но общая картина выглядит уже более стандартно и менее занимательно. Третий же акт и вовсе отсылает нас чуть ли не к Уэсу Андерсону (тот же самый стиль повествования, как бы от рассказчика, встроенная в действо анимация...) и к «Крупной рыбе» Тима Бёртона. Иными словами безумие главного героя принимает форму притчи с фентезийным оттенком. Заключительный же аккорд получился самым протяжным, и хотя в смысловом плане раскрывает всю суть авторского высказывания, по гамбургскому счёту приносит лишь утомление и разочарование.
Объединив свои ощущения после просмотра, неизменно приходишь к выводу, что с «Beau Is Afraid» происходит ровно то же самое, что с прошлогодним «Бардо» Алехандро Гонсалеса Иньярриту: множество крутых отдельных эпизодов и деталей, которые впиваются в память и норовят присниться потом среди ночи, но в общей картине – белиберда и несварение. Как каша паэлья с квашенной капустой, перцем чили, чернилами каракатицы и яйцами диких перепелов. Мало сравнения с «Бардо» – можно вспомнить последний сомнительный «шедевр» уже упомянутого Триера «Дом, который построил Джек», как что-то очень долгое, претенциозное, а на выходе – пустой выхлоп. С работой Ари Астера дело обстоит примерно так же. Где там был супер-смешной юмор, который усмотрели обозреватели КиноПоиска, – не понятно. В смысловом же пространстве стоило ли городушки городить, чтобы банально попенять на слишком эгоистичных матерей (в психологии их ещё называют «Матери нарциссы»), которые не дают житья своим детям, тем самым обрекая их на всевозможные фобии, перманентное чувство вины и другие негативные последствия для личности? Бедный-бедный автор, если данная история имеет личный характер, и ему самому пришлось пережить нечто хотя бы отдалённо похожее, но почему-то есть сомнение, что в фильме всё передёрнуто и гиперболизировано ровно настолько, насколько предписано артхаусными правилами, чтобы быть своим «в доску» на уже отмеченных фестивалях и в обществе избранных. Чем шоковее, абстрактнее и сюрреалистичнее, тем лучше (куда ж без дежурного фрейдизма с последовательной демонстрацией фаллических монстров и других многозначительных символизмов).
Впрочем, старания не слишком оправдались. Всего лишь одна номинация на «Золотой глобус» (лучший актёр), провал в прокате (по некоторым данным, фильм понес убыток в 35 миллионов долларов), неоднозначная реакция критиков и пользователей (скромные рейтинги практически на всех известных площадках и консенсусы, наподобие «слишком преувеличено», «утомительно» и т.п.). Что, конечно, не мешает выделить сильные стороны новинки 2023 года: очередной мастер-класс от Хоакина Феникса, проделавшего грандиозную работу над своим персонажем (что-то похожее у него уже было – вспомнить хотя бы «Мастера» Пола Томаса Андерсона, – однако классных ролей, как известно, много не бывает), очередная великолепная операторская работа Павла Погоржельского (вот уж чей уровень неизменно растёт от фильма к фильму Ари Астера независимо от условностей, применимых к конечному результату всей съёмочной группы в целом), отличное художественное оформление, и как уже было отмечено выше – яркие запоминающиеся отдельные сцены и эпизоды, которые ещё долго будут вспоминать и приводить в примеры киноманы по всему миру. Что до самого Ари Астера, то, вероятно, третья полнометражка будет для него уроком. Лучше оставаться самим собой и делать то, что у тебя действительно получается, чем растекаться мыслью по древу при таких завидных возможностях.
Бо боится. Судя по фильму, боится Бо многого, если не всего на свете. Хотя каким-то образом точно не побоялся жить в одиночестве в серой и унылой квартире на энном этаже не менее унылого многоквартирного дома. Зато мужчина всё-таки боится в лишний раз покинуть свою затхлую норку, лишь бы не оказаться в потоке нахлынувшего страха. Вообще, если возникают вопросы относительно того, где же в этой третьей полнометражной работе Ари Астера потерялся заявленный в списке жанров хоррор, то он как раз отлично проявил себя в сегменте о попытках Бо покинуть мрачное жилище и сегменте о долгожданном прибытии в материнский дом после причудливых приключений.
Так уж получилось, что каждый новый человек, родившийся на территории планеты Земля рано или поздно сталкивается с бесчисленным количеством человеческих страхов. Как это обычно бывает, найдется основная группа страхов, которая будет безжалостно пугать гуманоида до полного изнеможения. Но умные представители расы в модных очках с качественной оправой начнут утверждать, что какой бы вид страха ни встретился, его с точностью до миллиметров можно победить в безжалостной и энергозатратной схватке. В лучших традициях боевиков, его можно временно оглушить, с трудом придушить, потрясающе убить или вообще от него на время убежать, спрятаться.
Сосед из квартиры напротив, мелкие насекомые, волосы на лобке, гроза, изнасилование, армия, гнев родителя, двойка по профильному предмету, соитие без презерватива, чувство остаться одному (-ой), потеря работы, землетрясение, смерть. Вам не кажется, что мы все живём на планете под названием Страх? Из поколения в поколение передается некий код боязни всего на свете, отчего может сложиться ошибочное суждение о том, что люди тогда застряли в вечном порочном круге, из которого не выбраться. Но снова и снова появляются люди, какими-то известными им способами победившие этого страшного врага, на которых потом с восхищением и трепетом смотрят собратья.
В то же время эти победители тоже начинают бояться, например, растраты богатства, отъезда детей, потери популярности. Выходит, суждение в предыдущем абзаце не является ошибочным. Боится и будет бояться каждый человек, всего и вся, по мере взросления и до конца жизни. Следовательно, Ари Астер наверняка нарисовал своё полотно под впечатлением от этой аксиомы. Не сбежать, не спрятаться и не запереться в четырёх бетонных стенах. А ежели отважиться выйти в свет и пустить в роуд-муви, одиссею, в путь воина, то впереди ожидает тотальный кошмар из неуравновешенной семейки, свихнувшегося спецназовца, бродячей театральной труппы, дома.
'Все страхи Бо' мы посмотрели ещё две недели назад на огромном экране мультиплекса. И вот сейчас за написанием этого текста понимаем, что фильм явно не для одного раза. В нём есть гротеск, что только сильнее привлекает. Из-за него зритель понимает, что творящееся на экране явно имеет условный характер, поскольку затюканный Бо мог и выдумать всё в своей голове. В конце концов, нам показывали, как он спит в квартире перед отлётом к маме. Тогда и обыграть всё в таком ключе довольно соблазнительно. Мол, 'Все страхи Бо во сне'. А вы помните, почему мы видим сны? Как жить, когда страхи попадаются на глаза во время бодрствования и когда спим. Режиссёр знает.
Отрадно, что Андрей Зайцев снова дублировал Хоакина Феникса. Обалденно подходящий голос.
Непредсказуемая психологическая картина о необходимости и сложности сепарации от родителей
Данный фильм, достаточно, сложно определить к какому-то конкретному жанру, ибо тут есть все: комедия, а именно черный юмор, который здесь преобладает; хоррор; драма с элементами психоанализа; анимация. На мой взгляд, в том числе, он этим ценен и уникален.
Несомненно, это непредсказуемый фильм, потому что стоит отвлечься лишь на минуту, события могут повернуться неожиданным образом, поэтому, приняв решение смотреть это кино, необходимо полноценно погрузиться в процесс, дабы не потерять линию повествования (а она здесь важна!). 'Все страхи Бо' - это путешествие главного героя во внешнем мире. При этом режиссер не ставит цель - напугать своего зрителя. Напротив - он совместно предлагает постепенно разобраться в страхах Бо (главного героя).
Первое подтверждение, что этот фильм - комедия, это Бо - главный герой, который:
- одинокий, рассеянный мужчина;
- живущий в неблагоприятном районе;
- достаток которого составляют пособия и, возможно, средства от матери;
- страдающий тревожностью;
- неспособный принять самостоятельные решения;
- выросший без отца;
- та и в целом ипохондрик. А если соединить вышеперечисленные черты героя с происходящими событиями в фильме, то кроме черного юмора, юмора висельника подобрать другое описания мне не удается. Но нужно сказать, что юмор гиперболизированный, абсурдный, который, порой, достаточно сложно воспринимать.
Далее элементы хоррора проявляются уже во второй половине картины, где главный герой все чаще и чаще 'тонет' в пучинах своего безумия, а зрителю все сложнее и сложнее наблюдать за происходящим, не испытывая никаких чувств к герою.
Вторая причина, чем ценен этот фильм, а также почему, он относится, помимо прочего, еще к психологической драме - это конфликт детей и родителей, а именно как 40-летний мужчина с трудом сепарируется от деспотичной матери. Трагические события в начале фильма побуждают главного героя в первые за 40 лет выйти из своей зоны комфорта, которые и позволяют ему разобраться со своей жизнью: осознать, что он травмирован, понять, кто его отец, какая его мать, откуда идут корни его поведения и тех самых страхов и т.д. Да, такое необычное путешествие героя то во внешнем мире, то по закоулкам его разума и снов.
Не буду врать, такое разнообразное и литературное 'роад-муви' порой сбивало меня с толку и я завала вопрос: 'Где реальность? Где фантазии героя?', поскольку визуальными стилями данный фильм тоже богат. Чего стоит спектакль в лесу, почти как короткометражный фильм с анимацией; или повествование от первого лица и ракурсы, представляя нам будто бы это классическая RPG.
Если подытожить, то фильм, несомненно, рекомендую к просмотру, даже пусть и единичному, для ознакомления. Да, он тяжелый, переживательный, след каких-либо эмоций и впечатлений он оставит у любого своего зрителя.
Бо боится. А чего же боится Бо? Всего. Бо боится жизни.
Это кино рассчитано на людей, умеющих считывать культурные коды, щедро рассыпанные режиссером по полотну картины. Я смотрела это чудовищно растянутое, бессвязное, мегаломански напыщенное творение, и чувствовала себя полной дурой, отсталой и необразованной. Из того, что я поняла (а поняла я немного), я попыталась набросать несколько версий увиденного. Я прекрасно понимаю, что все они могут оказаться бесконечно далекими от истины, но...
1. В течение трех часов мы наблюдаем трип, вызванный неправильным употреблением лекарства. Доктор выписывает Бо препарат, и акцентирует его внимание на том факте, что употреблять его можно 'только с водой'. Бо нарушил предписание, и...результат на экране.
2. Бо - инцел. Дядя дожил до седых лобковых волос, но остался мальчиком - колокольчиком, который ни разу ни динь - динь. Как влияет воздержание на взрослого, половозрелого мужчину? А вы посмотрите на этого телезнатока, бородато - волосато - очкастого девственника. Он же вылитый Бо. Таким образом - галлюцинации вызваны спермотоксикозом.
3. В одном из своих ранних интервью, Астер высказывал желание снять 'фрейдистскую Одиссею'. Одиссея значит, это многое бы объяснило. Борхес объяснил нам, что в мировой литературе существует всего четыре сюжета. Один из них - возвращение домой. Фильм представляет собой роуд - муви, Бо нужно добраться из точки А в точку Б, и попутно разобраться в природе своих многочисленных страхов. В этом случае, сладкоголосая парочка Эми Райан и Натан Лейн - сирены, пытающиеся очаровать Одиссея - Бо, для того, чтобы? Что?
4. Поначалу, Бо вызывает жалость, многие его страхи (ксенофобия, боязнь покидать жилище) знакомы любому жителю крупного города. Затем, он начинает вызывать раздражение своей виктимностью, пассивностью, готовностью безропотно принять любое издевательство. Аналогия, которая пришла мне на ум - книга Иова многострадального. Мучения, ниспосланные Иову, были испытанием его веры. Кто и зачем испытывает Бо? Его жесткая, и жестокая мать, но, подходит ли она на роль ветхозаветного Бога?
5. Критики говорят о фрейдизме. Позволю себе не согласиться. Скорее юнгианство, чем фрейдизм. Да, об Эдиповом комплексе ещё напишут, я заметила другое. В фильме есть эпизод, в ходе которого Бо плывет на моторной лодке. Водная гладь успокаивает и убаюкивает героя. В терминах Юнга, вода -символ бессознательного. И это ключ к пониманию многих эпизодов (чердаки, сны Бо, его боязнь насекомых). Куда плывет лодка Бо? В пещеру. Пещера - символ материнской утробы. Бо хочет вернуться туда, где ему было хорошо, тепло, сытно и спокойно. Он так боится жизни, что лучше бы ему и не рождаться. Но, пещера имеет несколько толкований, это не только утроба, но и могила. Обратите внимание на плакат к фильму. Бо запечатлен в четырех возрастах - от мальчикового до старческого.
Астер снял чудовищное кино. Нагромождение абсурдных ситуаций, некоторые из которых вызывают смех (вторжение бомжей в квартиру Бо), а некоторые недоумение (лесной театр), бессчетное количество нечитаемых символов, жуткий хронометраж, блестящий Феникс (я давно заметила, что он гениален в тех сценах, где у него нет реплик, и надо 'играть лицом') - толстый, нелепый, голый. Я смотрела этот фильм, и понимала, что Бо - это я, это любой из нас с вами. Некоторые мои страхи подмечены режиссером настолько метко, как - будто мы знакомы. А это значит, что они типические. Астер превратил абстрактное в конкретное и значит он близок гениальности, или к безумию.
Смотреть это кино невозможно, оторваться от него нереально. Видеть это или нет, выбирайте сами.
Общее впечатление: Американский режиссер и сценарист Ари Астер известен своим нетривиальным подходом к истории на экране. Для него напугать зрителя не составит труда. Полнометражный дебют вакханалии - «Реинкарнация». Полностью мрачная атмосфера, мистика и нотки ужасных событий, где внедряется магия и дьявольщина. В 2019 году киноманы увидели яркую картину - «Солнцестояние», где через психологию отношений людей, происходят жуткие события средь бела дня. Так что же сейчас ожидать от мастера абсурда и гипертрофированности?
ГГ Бо (Хоакин Феникс) боится всего на свете, его мысли, действия медленны, он просчитывает шаг за шагом, как казалось бы. Однако события происходящие в фильме сумбурны, несуразны. Нет, это история не про бедного, несчастного мальчика-тире-мужчины. Это история про невротика, которого с детства сильно оберегали, тем самым подчеркнув все страхи еще больше. Как легко сломать психику ребенка? Да проще некуда! Чрезмерная забота, привязанность делает свое дело.
Стоит ли говорить про шикарную актерскую игру Хоакина? Феникс давно доказал что умеет и может погружаться в роль. Тем более подобный опыт человека с нестабильной психикой у него уже был (Джокер) Актер блистательно отображает весь спектр эмоций страха (здесь эта главное переживание), умеет задержать внимание зрителя на себе. Поверьте, вы останетесь довольны его проработкой, особенно это видно в статичных кадрах, когда его герой страшится от мелочи до оргазма.
Всё тот же оператор у руля: Павел Погоржельский. Визуально видно отличительные черты плавных перемещений, отражений в глазах, перевернутых кадрах. Если вы видели ранее работы Астера и Погоржельского, вы поймете о чем я. Очень много схожего из других лент, руку оператора сложно не узнать. Его ходы настолько прекрасны, что наслаждаясь каждым моментом, полностью проникаешь в апогей абсурда.
Ари Астер - творец, человек с богатой фантазией. Он знает что такое человеческая психика, где-то насмехаясь над обществом и его проблемами, где-то тонко указывая на реалии современности. Это сложное кино, многослойное, томное, перекрывающее обыденный и развлекательный контент. Готовы ли вы погрузится в мир смешения жанров? Пройти этот трип?
Даа, роуд-муви получился до безобразия хорош. Здесь столько нагромождений: аналогия с обществом, страхи среднестатистического человека, библейская притча. Взболтать, смешать, принять. Водой не забудьте запить!
Третью полнометражную картину Ари Астера российские кинокритики признали самым непонятным фильмом 2023 года, и на это есть свои основания, ведь от режиссера, начавшего свою карьеру довольно заметными хоррорами, никто не ожидал столь личного и откровенно артхаусного высказывания. «Все страхи Бо» естественно провалились в прокате, даже не окупив бюджет (довольно приличный кстати). Видимо, теперь никто уже не позволит Астеру снять нечто подобное, ему просто перекроют финансирование. Однако, для кинокритиков и синефилов эта лента стала настоящим подарком: здесь действительно есть над чем поломать голову, в то же время для тех, кто знаком с азами психоанализа, все не так уж запутанно, тем более что теперь, стало наконец-то ясно, какие травмы и фобии вдохновляли автора «Реинкарнации» и «Солнцестояния». На самом деле в символике фильма Астера отчетливо мерцает и Эдипов комплекс, и чувство вины перед властной матерью, и неспособность героя начать взрослую жизнь вследствие психологической зависимости от прошлого.
Однако, Ари Астер столь умело и виртуозно разворачивает перед нами логику бессознательного (которая, как мы помним изоморфна логике сна), умещая в утомительные, мучительные (но не вымученные) и душераздирающие три часа все возможные фобии от самых мелких (вроде страха проглотить таблетки, не запив их водой) до серьезных (вроде страха перед половой близостью). Как многие уже заметили, в оригинале картина называется «Бо боится», намекая на постоянство этой эмоции, в связи с чем можно вспомнить слова Феликса Гваттари: «Шизофреник всегда находится в состоянии страха». Бо в грандиозном до мимических мелочей исполнении Хоакина Феникса, - конечно, никакой не невротик, все гораздо серьезнее, он находится во власти психоза, сложного, многоуровневого. Именно поэтому Астер с самого начала стирает границу между реальным и воображаемым, так что зрителю становится непонятно, что герою кажется, а что происходит на самом деле.
Утрата чувства реальности, жизнь шизофреника на бытийной глубине своих страхов и иллюзий была, как известно, противопоставлена в «Логике смысла» Жиля Делеза существованию на поверхности, доступному большинству людей. Потому нет ничего удивительного в том, что Бо Вассерман в итоге тонет в этой глубине, пребывая на процессе, на котором его всесторонне осуждают (отчетливая кафкианская аллюзия). В фильме Астера действительно много цитат из текстов Франца Кафки, у которого, как и у Бо, были сложные отношения с родителями, но также важен и другой интертекстуальный след – театр абсурда Беккета и Ионеско, все же замеченный кем-то из непрофессиональных рецензентов на Кинопоиске. Так видимая алогичность и хаотичность происходящего на экране, фантомные объяснения реальных событий и наоборот, глубочайший инфантилизм и зависимость Бо от людей уравновешиваются особой «логикой абсурда», особым порядком и стройностью, которые видит в своем бреде шизофреник.
К сожалению, постановщик «Всех страхов Бо» видит причину болезни своего героя лишь в гипертрофированном чувстве вины перед матерью и миром, в навязчивости тотальной власти над ним «Сверх-Я». Эти штампы психоанализа становятся в руках Ари Астера инструментом разбора фобий Бо (в какой-то момент таковым выступает и психодрама Морено причем в таких деталях, которые знакомы нам по «Волхву» Джона Фаулза). К сожалению, для полностью секулярного фильма Астера недоступен такой путь исцеления, как усыновление небесному Отцу, обретение психической иерархии и упорядочивание сознания через веру. Возможно, именно поэтому фильм и заканчивается мрачно и безнадежно для главного героя, погребенного водами разбушевавшегося бессознательного. Как смелый формальный и концептуальный эксперимент, «Все страхи Бо» заслуживают пристального синефильского внимания, но как полигон для испытания привычных психоаналитических методик такая сложная образная структура не годится – это сильно обедняет режиссерское послание, которое все же стоит услышать и попытаться понять. Ведь для этого и нужны постановщику долгие три часа экранного времени.
Бо - 50-летний мужчина, который всего боится. И неудивительно, вокруг него невероятный хаотичный мир насилия и смерти.
Поначалу может показаться, что этот фильм, просто рассказывает о панофобе (человек, который всего боится), но на самом деле сюжет фильма уходит куда глубже. Тут поднимаются темы взросления, сепарации, детства и вообще достаточно сложноотделимые от перечисленного другие психологические аспекты. Этот фильм преподносит данные проблемы в виде сюрреалистичных метафор, благодаря чему можно потеряться в попытках найти реальность в этом фильме, но кажется реальность в нем давно потеряна.
Мне понравилась композиция кадров, постановка света, в общем операторская работа Павла Погоржельского, с которым Ари уже работал ранее. Если оценивать фильм, как картинку - он качественный.
Ну и, конечно, безупречная, невероятная игра Хоакина Феникса, он был изумителен, актер который не оставит равнодушным никого.
В остальном кино меня немного разочаровало. Во-первых фильм затянули (около 3 часов). Во-вторых местами фильм превращается в немыслимый бред и для меня лично подобное не спасет хоть какой подтекст, философия не всегда должна выглядеть в виде трэша. Лучший момент для меня в фильме - это спектакль той жизни, которая могла бы быть у главного героя.
В итоге фильм для меня оказался неоднозначным.
Выражусь кратко - это сатирическая сага о мужике, который никак не преодолеет психологические проблемы вызванные и навязанные его матерью. Хотите поломать голову - вам подойдет, хотите отдохнуть - нет.