Это очень печальная история о борьбе добра за выживание. До страшного сентиментальная картина, необыкновенно добрая и сильная. Это кино заставит вас поверить в чудеса НАСТОЯЩИЕ, которые действительно существуют.
Великолепная игра Миронова, душераздирающая музыка Шнитке, неповторимая режиссура Митты и бескрайние пейзажи.
Сделай крылья, ведь это так легко, только вспомни, пожалуйста, вспомни и мы полетим, мы улетим отсюда навсегда, только вспомни, я прошу тебя. Что такое закон, что такое сила солдат, что такое стены башни, когда у нас есть крылья, только вспомни, я умоляю тебя, вспомни и мы полетим. Посмотри, как прекрасен мир, посмотри, как он огромен этот прекрасный мир. Мы полетим над землей, среди облаков, среди бескрайнего синего неба, мы полетим……….. только вспомни. Я ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ, ВСПОМНИ.
Что чище любви?
Помнишь, мы были бедны, помнишь, я потеряла тебя, а потом искала долго, долго. А потом нашла, а ты был уже не тот, ты был уже другой, помнишь. Я шла, я искала долгие годы, искала тебя, а ты всегда был, где то рядом, близко, но очень далеко. Я слышала твой голос, я каждую ночь слышала твой голос, ты звал меня, и я шла к тебе, я бежала к тебе, я искала тебя всю свою жизнь.
Что может быть глубже души, только океан, вселенная, но и душа это и есть вселенная, океан.
А еще чума – эта страшная женщина с длинными костлявыми пальцами, она хотела убить нас, но ОН спас, может ОН был ангелом, может сыном неба, только не знал об этом, нет, ведь ОН был просто человек, такой как ты, я, они. Но ОН был лучше всех, ОН был прекрасней всех, хотя и не знал об этом. ОН УМЕЛ ДЕЛАТЬ КРЫЛЬЯ. Я ЗНАЮ, ТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСПОМНИШЬ, И МЫ УЛЕТИМ ОТСЮДА НАВСЕГДА…
Сказка странствий, не просто сказка, не просто фильм. Сказка странствий – это философия, это вселенная. Сказка странствий это то, что многие из нас потеряли, вступив в новый век, в новое время, а может и не знали и не имели никогда.
Да, тот Митта мне ближе, чем сегодняшний, хотя и впоследних фильмах у него получается страсти нагнетать.
Философская сказка экзистенциального толка и не очень для детей, хотя именно с детства мне запомнилась мрачноватая, но притягивающая атмосфера фильма. Рад, что нашел на DVD.
Как-то наткнулся на статью 'Странность странствий ' в советском издании времени выхода картины в свет. Там фильм бичуют за размытый сюжет и отсутствие цельности. Какой-то критик-ретроград писал. Это, конечно, ерунда. Фильм вполне цельный и идейный (в хорошем смысле слова).
Главная мысль мне видится так. В образах двух центральных персонажей воплощаются три способа бытия - познание (Орландо), действенное сострадание (Марта) и здоровый мещанский эгоизм (герой Дурова). В сценарии, кстати, прямая отсылка к 'Снежной Королеве ' Андерсена.
Отдельная благодарность Альфреду Шнитке за патетико-трагический саундтрек, прада похоже на его же музыку в 'Сказе о том, как Царь Петр арапа женил... ' того же Митты.
Спецэффекты, конечно, не голливудские, зато пронзительность и лиризм тоже не голливудские. Прошу прощения за каламбур.
Первый раз я столкнулся с этим фильмом около полугода назад. Сказать, что не жалею ни об одной потраченной на просмотр минуте - ничего не сказать. Я считал многие фильмы лучшими в кино и не отказываюсь от этого, но в сравнении со 'Сказкой странствия' они все отходят на второй план.
' - Скажи... Скажи только правду. Когда я найду Мая, ты нас не бросишь?'
Блестящая игра Андрея Миронова, да и всего актёрского состава в целом и каждого в отдельности, заставляет хотеть верить во всё происходящее. Музыка Шнитке идеально сочетается с происходящим, дополняя и поднимая картину на высочайший уровень.
В целом намного проще вморозить свои эмоции, чем сказать что-то внятное. Если задуматься, то понимаешь, что в фильме буквально нет ничего лишнего. Каждая фраза имеет смысл. Каждый диалог или действие на экране, рассказывает о персонажах больше, чем страница биографии. Декорации и натурные съёмки делают сказочный мир реальным.
Можно сказать, что Александр Митта, вместе со съёмочной группой дотянулся до небес и сорвал с них звезду, что-бы подарить нам. Повторить подобное вряд ли скоро удастся.
Это единственный фильм, который заставил меня переживать за героев и сочувствовать им. Единственный, под конец которого мне захотелось плакать. Сказка. Сказка которая не знает что такое взрослые и дети. Сказка которая бьёт прямо в сердце. Очень сильная и грустная сказка.
П.С.: И ведь действительно хочется верить, что феникс никогда не умрёт полностью и всегда будет возвращаться из пепла с новыми силами, что-бы снова взлететь и подарить людям свет своего пламени. Зажечь огонь надежды в их сердцах.
Фильм раздражает своей простотой! Все идеи, пронизывающие фильм просто невероятно просты, просто до боли просты… Как можно было уместить в сказке, совершенно взрослые представления о жизни? Нет, это определённо сказка для взрослых!
Немного о сюжете… Двое сирот брат с сестрой следовали по жизни вместе, делили горести и радости. Ничего бы не произошло, если бы не удивительные способности мальчика – он мог чувствовать золото, ему становилось плохо, больно, от приближения хотя бы маленькой монетки. Прожив всё детство в нищете они были счастливы, просто находиться друг с другом. И в один праздничный день мальчика похищают…
Вся жизнь Марты (сестры) превращается в поиск. Проходит год, два, три... Она находит своего брата, находит его ценой жизни замечательного человека – гения, изобретателя, друга. Она находит брата, пройдя через сотни опасностей, через тюрьмы, болезни, смерти… Да, она нашла своего брата, но тот ли он человек, каким был раньше?
Фильм построен на великолепной игре актёров, на потрясающей музыке и на идее, которая пронизывает весь фильм, которую каждый для себя поймёт по-своему. Миронов, человек, который живёт своей ролью, привнёс в фильм такую трагическую улыбку, которая остаётся надолго после просмотра фильма.
Картину стоит посмотреть, хотя бы ради того, что бы понять способны ли мы ещё чувствовать, живы ли мы…
Мы погибнем без этих крыльев, которые нравились мне
Восхитительная кинематографическая притча Александра Митты, прошедшая цензуру и при этом сохранившая свою органичность и философское наполнение, по выразительности своей иносказательности ничуть не уступающая фильмам гениального Марка Захарова.
В ней достаточно просто (пусть и не для детского сознания) через совсем прозрачные аллегории выражено вся мотивация человеческой жизни и все проявление человеческой натуры – как в светлых (любовь, верность, семейные ценности, самопожертвование и желание помочь ближнему несмотря на цену, которую придется заплатить, и самое выразительное – способность мечтать и хранить верность своей мечте), так и в самых низменных ее проявлениях (алчность, предательство, глупость и упоение собственной безнаказанностью).
Без особого труда в этом поистине пророческом фильме мы, к великому сожалению, без труда находим все события современности. Охоту на беззащитного человека власть имущими ради развлечения (дело депутата Лозинского), пародия на справедливость в судебных инстанциях («Мы те, кому дана власть над такими как ты. И поэтому очень дорого стоит твой расквашенный нос. Уж конечно побольше, чем твоя жизнь»), сытый разгул общества потребителей (бурящие дракона «прометеи»), сформированного из погрязшего в мелких бытовых радостях на пути к своей мечте былых героев (растолстевший и обленившийся Дон Кихот). Нам противны подобные персонажи в фильме, но мы прекрасно сознаем, что они – всего лишь иносказательное и слабо завуалированное отображение нас самих. И от этого становится действительно страшно и грустно.
Но осознавая это, мы внутренне готовы меняться – а значит, и избавляться от собственных пороков. Не напрасно один из главных героев картины – Орландо – в замечательном исполнении Андрея Миронова представлен странствующим лекарем и философом, едва ли не каждая фраза которого отдает мудрой сакральностью (например, памятника автору при жизни стоит одна только фраза - «Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими»).
Пронзительная и будоражащая самое черствое и бесчувственное сердце музыка Шнитке как тест на право считаться человеком, обладающим душой, а не просто биологической прямоходящей оболочкой - одно из самых главных составляющих непередаваемой атмосферы картины. Сильнее по воздействию на зрителя производят разве что музыкальные произведения Эдуарда Артемьева. И если Вы еще не пошевелили и пальцем, чтобы у Вашего ребенка появились понятия добра и зла – пусть он посмотрит этот поистине волшебный фильм. Вместе с вами - потому что к таким фильмам стоит возвращаться в любом возрасте. И не исключено, что тогда у него тоже появятся крылья, чтобы достичь своей светлой и чистой мечты. Без веры в которую каждому из нас, бросающимся в бездну жизни, суждено только разбиться.
За все своё детство я посмотрела огромное количество сказок, фильмов для детей, но ни один из них не врезался в мою память так, как гениальное творение Александра Митты «Сказка странствий». Фильм-притча, сказка-аллегория, философская картина, наполненная глубоким смыслом, её просмотр оставил во мне неизгладимое впечатление, которое потом пронеслось через всю жизнь, и знаю, что я в этом не одинока.
Маленькие сироты, Марта (Татьяна Аксюта) и её младший брат Май, чудесные дети с весенними именами. Они вынуждены жить впроголодь и в нищете. Май обладает необычным даром, он чувствует золото и может находить клады, только дается ему это ценой нестерпимой боли, и любящая сестра не готова платить эту цену.
«Ну и пусть мне будет плохо, зато ты будешь сыта и богата»
Марта ни за что на свете не подвергнет брата страданиям, всеми силами она поддерживает его и не теряет веру в лучшее.
Алчный разбойник Горгон (Лев Дуров) услышал их разговор и обманным путем похищает Мая.
Десять лет Марта странствует по миру, чтобы найти брата. Она пройдёт сквозь огонь и воду, встретит на своём пути необычного человека философа, лекаря и учёного – Орландо (Андрей Миронов), который станет самым лучшим другом на всю её жизнь.
Он очень умный, добрый, отзывчивый человек. В его сердце живёт милосердие к людям, а голова полна светлых идей и правдивых истин:
«Жизнь – это большая река, мудрец никогда не станет бороться с волнами, он плывёт по течению, потому что знает – течение само вынесет куда надо.»
«Человек должен быть сыт. В особенности философ. Голодные философы все злые.»
«Сказка странствий» немного печальная история о борьбе добра и зла, но при кажущейся жесткости это очень добрый фильм, и, наверное, один из самых добрых на свете. Как говорил Орландо:
«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими.»
Если вы ещё не посмотрели эту картину, то не узнали истинного гения Миронова, всю глубину его потрясающей личности и актерского мастерства. Миронов с горечью говорил друзьям, что ему очень больно от того, что он запомнится зрителям только как актер легкомысленных ролей в фильмах типа 'Бриллиантовая рука'.
«Устами младенца глаголит истина» - один ребёнок, после просмотра фильма, так ёмко и так точно охарактеризовал Орландо - «добрый дядя с грустными глазами».
'У Андрея Александровича перед съемками умер отец, и он очень переживал. Возможно, эта трагедия и придала образу Орландо особую глубину и драматичность. Когда умирает близкий человек, тема жизни и смерти уже не абстрактное философствование, а личная боль.'
Ни с чем несравнимое впечатление производит сцена на башне и сам полёт героев на «рукотворном нетопыре, поднимающем человека» - один из многочисленных изобретений Орландо. Это самый завораживающий, кульминационный момент всей картины, по коже бегут мурашки – так гениальна и глубока звучащая мелодия Шнитке, а внизу простираются волшебные пейзажи: реки, озера, леса, поля и луга, создаётся ощущение безграничного счастья и полной свободы.
Обширна география съёмок картины: Чехословакия, Румыния и Южный берег Крыма. Целый год проходили съёмки фильма, было отснято много материала, которого бы хватило на две серии, но цензура обрезала до одной. Надеюсь, что возможно найти тот материал, это было бы самым большим подарком для поклонников картины.
Нам несказанно повезло, что фильм, подвергшийся жестокой критике со стороны «верхов», всё-таки дошёл до зрителя, а не запылился на полке 'Мосфильма', но даже во времена моего детства его очень мало показывали по телевидению, я уже молчу про сегодняшнее время.
Друзья, смотрите настоящее кино, помните о близких и живите душой.
'Я исследовал органы человека, и когда я заглянул внутрь его, мне открылось, что каждый человек, это целый мир! Внутри него текут реки, ручьи, полные животворной влаги... А то, что мы называем сердце, легкие - это материки, это же острова, омываемые океаном.. И обитают в этом мире (как я полагаю) тысячи крошечных существ, живущих в согласии друг с другом...'
Это слова гениального ученого, бродячего философа и поэта Орландо, к сильным мира сего на суде, которые он произнес в свою защиту на обвинение в «колдовстве и сговоре с врагами княжества».
Увы, но человечество за тысячелетия, столетия своего существования узнало об устройстве мира много больше: оно научилось покорять космос, изобрело электричество, растратило практически все земные ресурсы, но так и не научилось жить в мире с самим собой…
В этом фильме-сказке все по-настоящему… ненависть и страдание, любовь и вера… сказка, как целая жизнь каждого отдельно взятого человека.
Так сложно и так просто... Нужно только не растерять себя, удержаться от искушения пойти по пусть и легкому, но никуда не ведущему пути, в котором твоя жизнь ценится не больше расквашенного носа богатого чинуши и придумать, вспомнить, создать 'Рукотворный нетопырь поднимающий человека', Синюю птицу, которая спасет, даже из пепла восстанет и унесет в бескрайнее небо от болезни, горя, несправедливости.
Сказка, которая однажды и навсегда покорила мое сердце, которая каждый раз помогает понять, способна ли я еще верить в людей и в себя и чувствовать по-настоящему...
'Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? - чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими.'
Сказка, которая учит добру, без занудства, без фальши, учит легко и гениально так, как легка и гениальна музыка Шнитке и игра Андрея Миронова.
'- Упрямая… Ты что, бросишься спасать человека, если не умеешь плавать?..
- Брошусь... Я палку протяну, ветку нагну, веревку брошу... всегда можно чем-нибудь помочь, всегда!'
Это притча о душе человека, которая странствует по жизни, поддаваясь и борясь с пороками, бедами и находя в себе силы несмотря ни на что помогать тем, кто слабее идти дальше.
Очень сложно говорить об этом фильме простыми словами. Фильм прекрасен. Более гармоничного, честного и красивого фильма мне еще никогда не приходилось видеть. Каждый поворот сюжета, каждая сказанная героями фраза выходят за привычные рамки только детского кино.
И все же, если у вас есть дети, посмотрите с ними этот замечательный фильм, уверена, они поймут. В ней нет фальшивого идиотического веселья современных мультфильмов, нет ложных, замыленных истин, нет взрослого неуместного юмора... в ней есть доброта, есть надежда, есть искренность, есть человеколюбие и сострадание, одним словом, есть душа.
Смотрел первый раз лет в 12, не понравилось совершенно, но в душу запало крепко...Сейчас мне 40 с хвостом, пересмотрел и ощущения, что мою устоявшуюся натуру вывернули наизнанку и хорошенько выбили. И я не могу называть этот фильма сказкой, это притча, малопонятная детям, ибо оперирует многими понятиями детям недоступными - осознанная жертвенность, отчаянное противостояние светлого в душе всему окружающему мраку, не отторжение мерзости мира, а противление ему верностью и любовью...Всему происходящему веришь, ведь прошло больше 30 лет после съёмок, а ничего не изменилось...я по-прежнему вижу всё показанное вокруг себя - равнодушных судей, лениво решающих чужую судьбу в угоду себе и власти, мерзавцев, становящихся хозяевами жизни, постаревших бандитов, ударившихся в сентиментальность, но от этого не переставшими быть отбросами, пусть и вознесшимся на вершину власти, скучающих обывателей, даже Маев на побегушках я встречаю, только Орландо или Марты я не видел...Верю, что они есть и где-то идут по своей дороге и делают мир лучше.
Посмотрела и плачу. Очень добрый, очень трогательный фильм. Совсем не детский. Помню свои детские воспоминания о нем - что-то очень таинственное и страшное. Под влиянием этого впечатления даже боялась пересматривать, хотя очень давно хотела.
Очень рада, что наконец сделала это. Этот фильм - о Человеке в самом широком понимании этого слова. Обо всем, что есть в нас, в людях - Любовь и Ненависть, Добро и Зло и много-много всего другого, которое перемешано в своеобразный коктейль под названием Жизнь.
Это фильм о нашей жизни, о выборах, которые мы делаем каждый день и каждый час, о нашей внутренней борьбе. О том, что дети - это Ангелы, которые попадают в наш мир и становятся теми, кем становятся. От чего это зависит - кем мы стали и кем еще можем стать?
Мне кажется, что ответ создателей фильма - Стремление, Намерение, Внутренняя сила. Орландо говорит Марте, что ее Сила, сила ее стремления, способна на все - она даже больше, чем талант, она спасает Марту и ведет ее к цели.