Впечатлило. Как и большинство советских фильмов. Сначала чем-то напомнил 'Москва слезам не верит', тот же трагизм, та же брошенная с ребенком молодая мать, те же страдания. Однако героиня Алентовой становится сильной, а Зося уже в свои 17 - взрослая женщина, способная принимать серьезные решения (она даже ни разу не заплакала, не было и бури эмоций, выплеска какого-то).
Ну а мужские характеры и в том и другом фильмах - к сожалению, не отличаются героизмом подвигов и благородством, что придает им самобытности. Что тот, что другой - эгоисты, ищут встреч с бывшими любимыми только когда в их жизни случаются трагедии. И это печально. И коль уж проведена мною параллель между этими сюжетами, не хватает в конце, конечно, обретения счастья Зоси, хотя она его заслужила и оно было так возможно с 'Пушкиным', который единственный, кто отозвался о ребенке с такой теплотой и нежностью - 'хороший человек будет'.
Об актерской игре.
Весьма впечатлила и порадовала Симонова, кажется по актерскому мастерству, искренности, умению вживаться в роль, молодая Симонова нисколько не уступает сегодняшней, зрелой. Цыплакова тоже впечатлила, силу натуры Зоси показала одной лишь мимикой. И, безусловно, Соломин. гениально.
Стоит смотреть. Хотя бы для того, чтобы самим не совершать в жизни малодушных поступков...
Очень хороший фильм. Смотрю его не в первый раз и, надеюсь, не в последний. Нравится. Нравится вопреки, если быть точным. Вопреки моему острому неприятию подобных сюжетов. Не трогают меня эти «маленькие трагедии». Может быть поэтому, ничего не ожидая от сценария, обращаешь внимание на постановочную часть и… всё хорошо, никаких замечаний.
Или другая версия: именно нейтральный тон повествования при том, что тема поднята достаточно острая и актуальная, обеспечивает успех картины. Никто не является очевидной безвинной жертвой, каждый сам в той или иной степени виноват в своих проблемах, и эта приближенность к реальной действительности не может быть не замечена зрителем.
Авторы не просто показали нам цепь событий и предоставили право решать, кто прав, а кто виноват. Им, на мой взгляд, удалось сделать больше: дать нам возможность увидеть проблему в разных ракурсах, с различных позиций. Жизненность, другими словами, - вот в чем секрет фильма. Всё просто, достоверно, и это подкупает.
И еще. Елена Цыплакова. Ее личный вклад в успех фильма я бы выделил особо. Даже не вникая особо в перипетии сюжета, просто выбирая между двумя девушками - ей и Симоновой – особо не сомневаешься. Обаяние это, что-то другое – не знаю, но факт есть факт.
Главные герои – Зося, Гоша и Дина, как и другие выпускники, полны надежд и ожиданий, впереди у них большое будущее.
Однако, впервые столкнувшись с недетской проблемой и встав перед выбором, молодые люди ведут себя по-разному.
Узнав, что его возлюбленная беременна, Гоша не пытается поддержать Зосю. С одной стороны, его можно понять – он только недавно сам вышел из детского возраста и не готов воспитывать своих детей. С другой стороны – осознает ли он сам свою социальную нестабильность и отсутствие необходимого опыта для рождения и воспитания ребенка, или же им правит эгоизм? Мне кажется, что второе. Если бы он действительно любил Зосю, то обрадовался возможности создать с ней семью и воспитать с ней ребенка. Естественно, как и у всех молодых родителей, у них случились бы проблемы, которые впоследствии могли бы разрушить их отношения, но знал ли наперед о таких перспективах Гоша? Вряд ли. Скорее всего, он хотел оставить все как есть – наслаждаться молодостью и не отвечать за свои поступки. Поэтому прихожу к выводу, что он был эгоистом и по-настоящему Зосю не любил.
Зося, хоть и не сразу, но принимает ситуацию, такой, какая она есть, со всеми вытекающими последствиями. Замечу, что это было не ее решением делать аборт – в больницу ее приволокла мама под предлогом, что дочь зависит от них в первую очередь материально да и шанс поступить в хороший вуз у нее очень высок, зачем же его упускать? Видно, что Зося колеблется, а разговоры счастливых многодетных мам в палате и плакат про аборты стали последней каплей: Зося совершает серьезный взрослый поступок – принимает решение оставить ребенка и нести ответственность уже не только за себя одну. Чуть позже, когда ее одноклассники поступают в вузы, девушка начинает работать.
Мне кажется, этот момент можно считать точкой отсчета, когда Зося вступила во взрослую жизнь со всеми ее тяготами и невзгодами, а Гоша, который решил не замечать проблему, остался ребенком.
Интересна и судьба Дины, последнего звена любовного треугольника. Вначале фильма эта героиня не вызывала у меня ничего кроме раздражения. Разумеется, ее поступки – намеренно не позвала Зосю в гости, увела ее кавалера танцевать и т.д. – свидетельствуют о ее эгоизме и наглости. О таких говорят «по головам пойдет».
Но в конце истории стало жаль и ее – глупо обвинять маниакально влюбленную девушку в том, что она, зная, что ее любовь не взаимна, все-таки надеялась на счастье. Немаловажным фактом является и то, что именно Гоша принял решение быть с Диной, что на определенном этапе не могло не вселять ей надежду на счастливое будущее с ним. Очень зацепил диалог Дины с маленьким мальчиком, соседом по подъезду. Несмотря на то, что Дина по всем параметрам взрослая – замужняя женщина, живет отдельно от родителей и одевается, как женщина, перед нами – разговор двух маленьких детей. Она по-детски говорит о муже, что раньше он был хорошим, а теперь стал плохим, не понимая того, что сама виновата, женив его на себе, хотя выбор-то у нее был.
Отношения Зоси и ее родителей заслуживают отдельной темы. С мамой все предельно ясно, а вот отношения отца и дочери, на мой взгляд, раскрыты не полностью. Догадываюсь, что для Зоси отец был намного ближе, чем мама – именно ему она звонила в момент, когда бежала из больницы, и в новогоднюю ночь. Но на протяжении всего фильма отец молчит и не демонстрирует своих эмоций, что создается впечатление, будто бы он, хоть и умный, но очень инертный человек.
В связи с этим для меня загадка – как у людей, которые, на мой взгляд, не состоялись ни как муж и жена, ни как родители, да и как личности, выросла дочь с таким набором моральных качеств и волей?
Финал фильма – встреча выпускников. Прошел всего год после окончания школы, но главные герои уже не так полны надежд и ожиданий. Их будущее наступило очень быстро.
За тот год, что они не виделись, Зося, пройдя множество испытаний, могла бы не только разлюбить, но и возненавидеть отца ребенка, но она хранила фотографию Гоши и жаловалась своему отцу, что не может о нем не думать. Мне кажется, что Зося – единственный персонаж в любовном треугольнике, кто любил искренне и по-настоящему. Любила до беременности, любила и после, когда Гоша оставил ее одну разбираться с их проблемой. Возможно, именно из-за любви к Гоше она в итоге и оставила ребенка.
И вот спустя год они встречаются снова. Обнимаются при встрече. На какой-то момент у меня создалось впечатление – она его простила, а он все понял, все осознал – они будут вместе! Но вместо этого Гоша жалуется на свою жизнь и говорит, что хочет все бросить и уехать в экспедицию, а у его сына «имя какое-то кошачье». И, несмотря на то, что Гоша изъявляет желание познакомиться с Васькой, мы видим не взрослого человека, который осознал свою ошибку и хочет ее исправить, а запутавшегося эгоистичного маленького мальчика, который не знает, что ему делать.
В финальной сцене Зося выходит из школы и спешит домой к своему ребенку. Она много пережила за этот год, несомненно, больше, чем другие главные герои, но при этом осталась человеком. Препятствия, выпавшие на ее долю, только закалили ее характер – она не спивается, как Гоша, и не впадает в истерики, как Дина. За ее спиной - окна учебных классов, где прошло ее детство, а впереди – любимый сын, взрослая жизнь и большое будущее. Будьте уверены - она со всем справится!
P.S. Как мне кажется, о проблемах молодой семьи, беременности у подростков и абортах открыто заговорили уже в 90е, поэтому для меня стало большим откровением, что кино по такой тематике снимали в СССР в 70е. Фильм своей актуальности не потеряет. Рекомендую всем!
Как гласит заезженная 'народная мудрость', мужчины любят одних, а женятся на других. В основе сюжета фильма 'Школьный вальс' как раз такая типичная ситуация. Он, она и соперница. Он и она строят свои отношения на 'умной почве', скрепляющей их далеко не платоническую связь. Но никакой пошлости в кадре: ни поцелуев и, уж тем более, постельных сцен. Нет и особого эмоционального накала: слезы Дины, увы, беспомощны. Она обречена на одиночество: не затрагивает сердце Гоши, вызывает неприязнь у зрителя (кому понравится разлучница?).
Зося, претендующая, вероятно, на звание положительного персонажа, представляет собой образ девушки, которая плывет по течению: не пытается бороться за любимого, не устраивает сцен, когда надо бы не просто кричать, а бить в колокола. 'Как, ты ничего не знаешь?', - удивленно спрашивает она. То есть она надеялась таки, что какой-нибудь добрый самаритянин просветит горе-папашку. Но сама она, конечно, особа гордая, упорно хранит молчание: а зачем ребенку отец, не правда ли. Неоднократно говорится о 'кошачьем имени', что видится не просто случайностью или неудачным сравнением. Такую параллель проводит и мать Зоси, и друзья, и, наконец, Гоша. То есть дело не в отношении извне, а в каком-то сущностном качестве. Ребенок - котенок, которого можно 'очень любить', он ждет дома и никогда не предаст. Насколько Зосей осознается ответственность момента - большой вопрос.
Почти никак не показываются душевные страдания Зоси (немного рыданий - и это все?). Ни трудная жизнь в общежитии, будучи беременной, ни роды, наконец. Весьма слабая сцена в больнице: где муки, где сомнения? И это ведь это происходит с героиней не в 37 лет, а в 17! Всё в первый раз: другая острота ощущений - весь мир перевернуться бы должен. Но на экране - 'самурай в юбке'. Додумывайте, зрители, сами, что там с ней было. Немного 'житейского опыта', и Зося видится замечательной и прекрасной, а Дина, конечно, - расчетливой стервой.
Как бы там ни было, это история вчерашних школьников, которые так накуролесили, что им этого хватит разгребать на всю оставшуюся жизнь. И все высокопарные слова учителей, под носом у которых дети вовсю танцевали 'не школьный вальс', увы, весьма карикатурны по отношению к реальности.
Объективно говоря, фильм наверное хороший: характеры убедительны, игра актеров очень хороша, музыкальное сопровождение – душевное и к месту, сценарий, все - замечательно…
Но мне лично фильм не нравится: давящая атмосфера, отсутствие воздуха, безвыходность, безнадежность, одним словом – тоска смертная. Беда в том, что я не вижу благоприятного исхода ни при каком повороте событий: все герои загоняют себя в такую безнадегу, что жить не хочется. Не буду рассматривать отношения родителей Зоси, отношения Дины и Гоши, хотя и о них можно много чего сказать. Рассмотрю варианты развития событий в отношениях Гоши и Зоси.
Вариант 1 реализованный: Гоша, страшась рождения ребенка, бросает Зосю (кстати, что это за имя у нее такое? Интересно, зачем героиню обозвали именно Зосей). Но Гоша не в состоянии быть счастливым без Зоси. Как и Зося без Гоши. Убедительно. И без вариантов, на мой взгляд.
Вариант 2: Гоша остается с Зосей, она рожает ребенка. Этим отношениям все равно не долго жить, потому что я не могу себе представить, что Гоша воспримет этого младенца как единственное, чего ему недоставало в жизни в 17 лет. Результат – Гоша все равно сбежит, причем ждать придется недолго.
Вариант 3: Зося делает аборт и остается с Гошей. Тут уж Зося не позволит себе быть счастливой: мучимая угрызениями совести вкупе со страхом никогда больше не родить (вернее, эти доводы надо переставить местами), она либо просто разрушит отношения с Гошей, либо быстренько забеременеет опять. И повторится Вариант 2, а именно: Гоша сбежит от младенца.
Вариант 4: Зося ухитряется не забеременеть. Ее роман с Гошей счастливо развивается, и они даже заключают брак. Пара на седьмом небе от счастья. Но буквально через пару месяцев Зося все равно беременеет, потому что в СССР о планировании семьи вообще слыхом не слыхивали (если не считать абортов): молоденькие жены очень быстро беременели и рожали. Потом они продолжали беременеть, но уже прибегали к абортам: почему-то второй, третий и последующий аборт в СССР уже не воспринимался как трагедия, и излишних душевных мучений не доставлял. Соответственно, такое развитие событий снова возвращает нас к варианту 2.
При этом, я не осуждаю Гошу. Ну скажите честно: зачем семнадцатилетнему парню младенец? У него нет никакой потребности в младенце. Ему надо учиться, работать, познавать мир, людей. Желание иметь детей и нести за них ответственность, возможно, придет к нему через энное количество лет. (И может и не придет никогда, кстати.) Но мир, в котором живут Гоша и Зося не предоставляет им вариантов. Вариант один – практически при любом раскладе – младенец. Единственный выход - строгое воздержание.
Вариант 5: строгое воздержание. Гоша и Зося поступают в институт, учатся, знакомятся с миром. Одновременно они продолжают встречаться друг с другом, не позволяя делу заходить слишком далеко. Сколько так можно протянуть? Обычно советские студенты, чьи отношения начались до института, в лучшем случае были способны дотерперь до третьего курса. Дальше – брак и… младенец. Возможно, через три года этот младенец уже не сыграл бы столь разрушительную роль, и брак Гоши с Зосей устоял бы, превратившись в лучшем случае, скажем, в аналог брака Зосиных родителей. Но этот вариант не кажется мне более оптимистичным чем все предыдущие.
Зачем же Зося принимает решение рожать? Это признак ее высокоморальности? Да нет, она просто боится последствий аборта. Ей срочно нужен ребенок? Материнские чувства одолели? Ничего подобного: Зося обычная девушка. Ей надо учиться, как и Гоше. Зося страдает по Гоше, а вовсе не мечтает о младенце. Зося хочется танцевать и флиртовать на вечеринках, а не люльку качать. (И на мой взгляд, было бы странно, если бы было наоборот.) Да, Зося не отказывается от своего ребенка после его рождения. Но и сей факт не является каким-то особо веским аргументом в пользу Зосиной порядочности в противовес «подлости» Гоши: по чисто физиологическим причинам женщины гораздо реже отказываются от своих детей чем мужчины.
Возможно, что последний шестой вариант – является самым оптимистичным:
Варинт 6: исходящий из событий фильма, додуманный. Случилось то, что случилось. Зося колупается со своим младенцем, Гоша уезжает в экспедицию. Или не уезжает, а продолжает учиться в институте. Потихоньку они налаживают отношения, спихивают младенца на бабушек-дедушек. Правда, с этим у родственников с обеих сторон - напряженка. Однако, папа Зоси внушает некоторую надежду, да и мамаша, возможно, в конце концов будет вынуждена оставить свои любовные похождения и заняться, наконец, ребенком – своей прямой обязанностью! (в прямом соответствии с советскими семейными ценностями.) После того как пройден самый тяжелый младенческий период, Зося поступает в институт и, наконец, начинает жить почти нормальной студенческой жизнью, наслаждаясь (наконец-то) отношениями с Гошей.
Вывод: дети в 17 лет в 99% случаев – не дают шансов отношениям в паре. Это, конечно, не вина детей. Но и не вина их бедных родителей, зажатых в реалиях Советского Союза второй половины 70-х. Грустная история. Грустная и правдивая.
Все жалеют Зосю за то, что на ее долю выпали испытания, хвалят ее за то, что она сильная... Но никто не смотрит в корень проблемы.
С самого начала - кому как не девушке заботиться о безопасности секса, но нет. Ну да ладно, СЛУЧИЛОСЬ, с кем не бывает. И что же делает героиня? Она одна решает за всех: за себя, за отца ребенка, за родителей (которым как не крути придется обеспечивать дочь и внука). Материнский инстинкт!!! скажите вы. Глупость скажу я. Так начинаются тысячи историй Российских женщин, с десятком таких историй знаком лично и мажорных нот в этих историях ничтожно мало.
Фильм о безответственности и ее последствиях.
А вообще хорошая картина, рекомендуется к просмотру.
- Люди любят друг друга, а потом перестают... Отчего?
- А это от глупости! А мы с тобой люди умные.
Всем нам хочется верить, что все будет хорошо, что чувства остаются навсегда. Но почему-то так не бывает. Происходит что-то и людям не хватает, бог знает, чего, чтобы сохранить самое дорогое, что есть в жизни. Нас влекут неведомые горизонты, и мы думаем, что они сделают нас счастливыми.
Гоша хотел свободы и независимости. Он получил ее, променяв на это все. Но стал ли счастливее? Стала ли счастливой Дина, добившись замужества с человеком, которого обожала, но прекрасна знала, что тот любит другую? Матери Зоси наскучила семейная жизнь и она променяла мужа и дочь на любовника. Хотя и знала, что с ним не будет счастлива.
Одна только сильная Зося не погналась за счастьем. Не испугалась ответственности, не пожалела променять свою счастливую многообещающую молодость на маленького, еще не родившегося человека. Да и разве может женщина сделать что-то в жизни более значимое чем родить, вырастить нового человека?
А у кого бы из нас в ее возрасте хватило бы на это смелости, сил? У нас ведь в моде жить как можно интереснее многограннее, добиваться высот, строить карьеру и быть независимыми. Но не делает ли нас это порой бесчеловечными, эгоистичными?..
Елена Цыплакова и Юрий Соломин сыграли замечательно. Может они говорили немного, но их глаза и немногословность были куда красноречивее.
Ну и конечно обаяние Цыплаковой и прекрасная трогательная музыка делает этот фильм живым, цепляющим...
Значительной частью социальных осложнений мы обязаны нашей терпимости к корыстно неряшливому словоупотреблению, готовности нашей этой неряшливости подыгрывать. 'Больше всего на свете я ценю независимость!' - лапидарничает сытый юнец, и мы понимаем его буквально вместо того, чтобы подставить вместо независимости слово беспроблемность и определить юнца в своей картине мира туда, где он и должен быть - на место личинки социального трутня, каким он непременно станет, если его вовремя всем социумом не разоблачить. Ответ на основной вопрос к сценарию 'Школьного вальса', а именно на то, почему же подчёркнуто ершистый, независимый юноша бросил беременную, но горячо любимую девушку, а потом сразу, без перерыва, не просто сошёлся, но женился на нелюбимой, нежеланной, с казармой душной - не продохнуть - родни за спиной, - здесь. Не свободы юноша алкал, не независимости, а лёгкости жизни без вериг и обременений, оттого и делегировал наивно свои бытовые, желудочные, карликовые (других-то - откуда взять интеллигентскому отпрыску в Москве семидесятых?) проблемы тем, кто подставил под них плечи, не понимая по молодой дури, что такая сделка - это всегда обмен первородства на чечевичную похлёбку, всего себя - на заказы с икрой, тортом 'Птичье молоко' и другими убогими застойными дефицитами.
'Школьный вальс' до сих пор остаётся одним из лучших в советском кино исследований калечащей заботы, парализующего избаловывания, порочности идеи о том, что взрослого ребёнка можно материально и эмоционально обслужить на всю его жизнь, стоит лишь усадить его душу удобно, но так, чтоб не вырвалась - в инвалидное, с колёсиками, на мягких рессорах кресло 'Менялся нрав, ломался голос, не помню лета - помню стужу, какой-то стыд, какой-то тормоз мешал мне вырваться наружу,' - Татьяна Бек в своём программном, 'Скворешники' открывающем стихотворении пишет и об этом тоже - не являясь, как и Дина, главной при этом пострадавшей. Потому что первая группа риска перед прогрессивным параличом от материнской, навязчиво ласковой, обволакивающей фигуры - это мужчины, причём чем моложе они, чем чище, освобожденнее от бытовухи, медальнее лицом, самоувереннее с девушками - тем проще их обездвижить, обескровить, лишить мужской и человеческой субъектности. 'Школьный вальс' - это кладбище застойной мужественности, дающее весь имевшийся в наличии спектр столичных выше среднего типажей - от школьного Казановы, ленящегося даже на воротах в футболе постоять как следует, не жуя и не оседая тряпично, через вечно везде отсутствующего, самого себя отовсюду стёршего 'не врача, но главврача' с бесполезно европейской внешностью, и до прячущегося за солдафонской тупостью отставника, даже обедающего в кителе, чтобы совсем не рассыпаться в пыль перед напором своей убийственно активной жены.
Перед драмой этой мужественности, вовремя никем не замеченной, не отрефлексированной, не исправленной - меркнет главная проблема фильма, сама по себе страшная, непонятно кем и как оставленная без внимания в стране передового в целом-то здравоохранения. Проблема эта, конечно, в многолетней банальности аборта как едва ли не единственного средства контрацепции - при в целом европейских нравах в том, что касается сексуальной свободы и ответственности родительства. Сцены в абортарии, куда женщины ездят, как в профилакторий ('Только здесь с тобой и встречаемся!' - воркуют две очевидно привычные, очевидно смирившиеся с этим положением вещей пациентки, отсылая спать пламенеющую ужасом Зосю) - по-настоящему пугают, а уточнения ('мы вчетвером в одной комнате, а дочка - хитрая стала, всё понимает!') погружают в такую безысходность, что хоть вой, хоть бейся головой об стену, хоть сдавай все бастионы за доступность противозачаточных. Счастье и благость нашего времени, конечно, хотя бы в том, что эта проблема - решена, а потому и основная коллизия 'Школьного вальса' потеряла свою выстраданную женщинами мучительность, как когда-то, после легализации лёгкого и равноправного развода, потеряла мучительность коллизия 'Анны Карениной'. Все у всех нарушено, разбито - почему-то легче, что у всех...
'Гениально!' Именно такая мысль у меня промелькнула в какой-то момент просмотра картины. И - да, именно 'Картины'! Здесь это слово уместно. Написанной широкими, быстрыми, уверенными мазками и линиями. Если режиссер решил, что не стоит мельчить, вдаваться в подробности, как там всё было, как происходило, то это его право и именно такой стиль. Иначе бы получилась мелодрама, растянутая на много серий и всё равно предсказуемая. А так- драма, с несколько будто бы недосказанным концом. Хотя этот недосказанный конец, так часто встречающийся в советских фильмах того времени, и не только советских, немного вводит в ступор, он зачастую является единственным разочарованием после просмотра, как и на этот раз. Но очень интересно было наблюдать за характерами и поведением персонажей, которые очень удивляли, особенно за отношениями в Зосиной семье. А Дина так вообще - даже не персонаж, а словно картонная карикатура, прущая против очевидности.
Этот шедевр меня почему-то все время 'обходил стороной'. Посмотреть удалось совсем недавно по телевизору. В картине три драмы: первая - бесспорно отношения Зоси и Гоши, вторая - Дины и Гоши, третья - родителей Зоси. По сути, два любовных треугольника так нам раскрыты, так показаны, что диву даешься на удивительное скопление талантов в этом фильме. Видимо, это действительно тот случай, про который говорят 'звезды совпали'!!!
Драма молодых. По ходу сюжетной линии сначала осуждала героиню Елены Цыплаковой. Мое воспитание не позволяло мне принять ее позицию до того момента, пока Зося не сбежала из больницы. Героиня Евгении Симоновой - Дина меня не раздражала своей навязчивостью. Любовь - дело тонкое, и за свои ошибки мы расплачиваемся сами. Вот и Дине досталось то, за что так боролась. В картине не показано, знала ли ОНА о том, что Зося ждет ребенка, но она отдавала себе отчет в том, что 'женит на себе Гошу'. Ну а сам Гоша...что можно сказать? За-лю-би-ли парня, закружилась голова от успеха у женщин! Сильный вначале и слабый по жизни персонаж!
Драма взрослых. Очень тонок и трогателен в этой картине Юрий Соломин. Настолько хорошо им сыграна эта роль мужа и отца, что нет слов! Наталья Вилькина в роли мамы также убедительна: конец ее истории с любовником был ясен ее героине еще вначале романа, но этой женщине зачем-то 'надо было идти до конца'! Она также получила по заслугам!