В этом фильме нет личности, личностного вклада. Вина за это лежит на продюсере и режиссере. Один захотел снять фильм о войне (вот, что за мода пошла, любую прихоть воплощать), а другому лишь бы денег дали, да засветиться в прокате, а что снимать не особо важно. То есть Угольников подошел к этому фильм незрело, может быть и искренне хотел, но был совершенно не готов. А второй, Котт, подошел, как и всегда, безличностно, абсолютно технологически, как современный менеджер или продажник, которому не важно, чем торговать людьми или гвоздями. И вот потому безличностное и «ненастоящее» проникало постепенно в ткань фильма.
«Ненастоящее» началось почти сразу, когда на 8-й минуте герой Павла Деревянко открыл портмоне, а там фотография его жены и ребенка. Такая ретро фотография. Из того времени, не специально сделанная, а из музея взятая, то есть действительно старая. А Деревянко новый. И деревянный. Я-то понимаю, зачем фотографию взяли реальную, рвение похвальное, прямо ну молодцы, но получилось наоборот. Как в историческом памятнике архитектуры пластиковые евро-окна. Только наоборот. И фильм сразу стал костюмированным балом. Потом появился Коршунов и как-то даже прилично заиграл, и увел меня от маскарада. И голос за кадром во время бомбежки от лица постаревшего мальчика говорил точные, логичные, простые и довольно честные слова. И я как-то вздохнул с облегчением. Только музыки не хватало. Пиротехники хватало, а музыки нет.
Но потом началось странное. Когда герой Коршунова в окружении паники, в толпе бегущих от страха солдат пострелял в воздух и прокричал: «а ну, доложить по форме!». И произошло чудо, паника прекратилась, и все доложили, и с криками: «за мной!» побежали занимать оборону. А Деревянко как Александр Македонский пришел в подвал крепости и приказал всем воевать. Это вот, что такое? Я понимаю, что эти люди организовали сопротивление. Гаврилов и Фомин. Но неужели вот так, схематично, лубочно, абстрактно? Это же были реальные люди. Настоящие, живые, покажите их, какие они, зачем же делать вот так… «без лица»?
Сопротивление…. А зачем надо было выбегать из окон с табуретками? С криками. И преодолевать километраж до немцев в тумане. Подождали бы как немцы подошли поближе, открыли бы огонь из крепости, больше бы людей сохранили, сэкономили патроны. А так конечно неожиданно вышло, но по сути – это просто неоправданные жертвы. И это не подвиг. Поэтому почти ни одному персонажу не сопереживаешь. Везде схема. Вот в этом первый провал. Не вижу настоящих. Ведь нам, зрителям, в таких фильмах часто больше ничего и не надо. Веришь или нет, сопереживаешь или нет. И весь секрет. А чтобы сопереживал человек, ему нужна правда с экрана, живые люди, чтоб зритель плакал, чтоб он рвался туда, помогать им, воевать с ними. А для этого нужен талант и терпение, нужно созреть для фильма о войне, нужно много работать над этим, нужно поплакать, нужно ощутить ужас от войны и гордость за наш народ, читая про оборону Бреста, выть в кулак и разрываться на части, читая воспоминания узников концлагерей, нужно понять, в конце концов, что ты хочешь сказать. Мысль нужна, идея нужна, драматургия нужна. И большая внутренняя работа. А в этом второй провал. Прочувствовать эту историю нужно, мало лишь одной исторической достоверности. Должно быть чувство, когда ты сидишь в архиве и читаешь отчеты главнокомандующих, а потом находишь письмо солдата домой. Понимаете о чем я? История общая, но у каждого своя.
А поскольку нечего играть, то и Деревянко плохой, хотя у него всегда какая-то любительская манера. Загубил такую сцену с пленными, которым он крикнул: «Лежать!». Такое напряжение было поначалу. А потом какое-то невменяемое лицо. И когда к своим вернулся, и все его обступили замерев. Что произошло? У него внутренний мир перевернулся или что? Что он показать хотел? И еще все это крупным планом подано, все провально так, сквозь землю, мол, посмотрите на то, как герой Деревянко что-то там колоссальное решает внутри себя. Мерзликин, опять же, неважнецкий, весь какой-то нарочитый, плоский, и этот неубивамый мальчик. И еще Цыганов и Камина, играющие семью Почерниковых. Нам решили показать судьбу маленькой семьи на фоне общей трагедии. Поначалу мне понравилась их спокойная, уравновешенная манера игры, под стать друг другу. Но потом, когда он убил свою жену с сонным лицом, словно комара прихлопнул.… Это, знаете ли.… А эта сцена с гармонистом? Что она должна была сказать? Лошадь там еще загубили. Все как-то псевдосимволично. Неглубоко.
И музыка. Музыка не трогает совсем. Особенно в момент, когда этот киномеханик обнаруживает свою убитую невесту. Мало того, что он её совершенно равнодушно разглядывает, как патологоанатом, так еще и музыка такая нейтральная. Словно ничего не происходит, лишь созерцание. Ни один Спилберг такого не позволил бы себе.
Но есть неожиданные плюсы: Показали офицера НКВД человеком. Я аж охнул от удивления. Никакой кроваво гэбни. Не может быть. И местами что-то интересное вырывалось у Коршунова. Такое несдержанное, необработанное, человеческое. И опять сворачивалось в картон.
А в итоге получается, что на крепость сбросили бомбу, все сдались, а воевать остался один Кижеватов в исполнении Мерзликина... Все обрезано, обрублено, не хватило терпения и зрелости донести идею и доделать все до конца.
Читайте книги, смотрите документальные ленты. Этот же фильм узнать про подвиг обороны Брестской крепости вам особо не поможет.
Ожидания от фильма были грандиозные - уж больно яркая и драматическая тема, рядом с которой блекнет любой Перл-Харбор. Слова 'Брестская крепость' всегда будут ассоциироваться с такими словами как мужество, героизм, сопротивление. И конечно была надежда на историческую правду - уж почти за 70 лет можно было разобраться в архивах и воссоздать картину событий во всех деталях.
Ничего этого на экране увидеть не удалось. Сопротивление? На протяжении всего фильма мы видим как дезорганизованные немногочисленные защитники крепости с выражением испуга и растерянности на лицах пытаются хоть как- то обороняться. Один из командиров - тот самый легендарный майор Гаврилов - даже не знает, что в крепости есть артиллерия. А ведь на самом деле оборона была превосходно организована - как признавали сами немцы в своих донесениях командованию, '... сюда нельзя было подступиться... Оставалось только голодом и жаждой вынудить русских сдаться в плен'. По воспоминаниям самого Гаврилова, помимо противотанковых пушек в крепости были и зенитные орудия, которые уничтожили как минимум три немецких самолета. Вам не кажется, что фильм снят про какую-то другую крепость? При этом авторы претендуют на 'документальную точность'.
Если попытаться сформулировать, о чем этот фильм, то получится примерно так - жестокие немцы разрушили и захватили крепость, гарнизон которой не был готов к нападению, хотя все знали, что война скоро начнется. Никакой идеи и морали за этим нет. Ключевой момент этой драмы, который режиссер не смог представить на экране, состоит в проблеме выбора, который стоял перед защитниками крепости - сдаться в плен или продолжить сопротивление, зная, что они находятся в глубоком тылу и помощи не будет. Собрание, на котором бойцы решали, что же они выбирают, в фильме показано мимоходом. И совсем непонятно, почему не показано, что уже после взятия крепости оставались разрозненные очаги сопротивления.
Фильм 'Брестская крепость' еще раз подтвердил - нельзя доверять современным российским режиссерам масштабные 'полотна'. Может быть, дело не в самих режиссерах, а в тех условиях, в которых им приходится работать? Денег не дают на полноценный фильм? Или всё-таки чего-то другого не хватает?
Совместный проект России и Белоруссии, этот фильм был запущен в 2007 году; сообщалось, что он не укладывается в бюджет $ 9000000, премьера состоялась на Московском кинофестивале, и наконец в начале ноября, получив поддержку Фонда кино, он выходит в прокат на скромных четырехстах копиях (у «Края» их было почти в два раза больше).
Действие фильма начинается 21 июня 1941 года — обитатели Брестской крепости живут своими обычными делами: офицеры танцуют, фотографируются с семьей, покупают пиво, собираются в кино. Добродушный сотрудник НКВД Вайнштейн ласково журит паникера, принимающего всерьез тревожные свидетельства польских перебежчиков. Командированный комиссар не может уехать из Бреста, поскольку билетов нет и начальнику станции запретили трогать бронь.
Рассказ идет от лица воспитанника Акимова, мальчика-трубача, который сохранит для потомков имена героев и знамя гарнизона.
Фильм мне не понравился. Не покидает ощущение, что авторы «Брестской крепости» как-то даже благодарны Великой Отечественной за то, что она была такой мучительной и кровопролитной, иначе откуда бы взялись бюджет и масштаб? Поэтому, наскоро представив своих абсолютно безупречных героев, режиссер переходит к их вдохновенному уничтожению.
Александр Котт нагромождает окровавленные тела, выстраивает кадры (в сцене первого налета немецкой авиации экран вмещает бегущую по мосткам девочку, падающего в реку мальчика и водяной столб от взорвавшейся в воде бомбы). Работает с милитаристским контекстом (то пограничник с собакой мелькнет, то цитата из военной хроники, то журавль пролетит в небе перед расстрелом комиссара). Не обошлось и без милых бестактностей, в очередной раз подтверждающих, что трагедию, которая случилась семьдесят лет назад, трудно считать своей: открывающий титр «Брестская крепость» нацарапан на стене, как будто умирающие солдаты решили напоследок проанонсировать выход совместного продукта «Беларусьфильма» и ЦПШ.
Фильм выглядит как набор эпизодов, в каждом из которых режиссер решал собственные формальные задачи (в принципе, в этом нет ничего плохого и ничего нового: «Спасти рядового Райана» было во многом переосмыслением жанра с учетом новых технологических возможностей; военные эпизоды «Искупления» Джо Райта запомнились четырехминутным лихорадочным блужданием героя по пляжу в Дюнкерке). Вот это стало можно: выкладывать тела штабелями, отрывать в кадре головы и руки, поднимать столбы окровавленной пыли.
Нельзя, очевидно, другого: никаких содержательных дополнений к усвоенной еще в советские годы информации, ни малейшей попытки объяснить (или хотя бы намекнуть), почему, собственно, эти люди оказались в глубоком немецком тылу уже в первые — даже не дни — часы войны. Сказать о том как было на самом деле, что немцы уничтожили все радиостанции, и передать сообщение по рации невозможно, что противник потеснил Советские войска, что фронт за часы отдалился от крепости на десятки, а через месяц пока крепость оборонялась на сотни километров, и помощи не от кого ожидать. Разве что от авиации, у которой на тот момент был дефицит техники (1 - 10 в пользу Геринга), т. к. большая часть самолетов (в которых на тот момент войны даже рации не было) и аэродромов была уничтожена в первые часы войны.
Но содержание, кажется, меньше всего интересует создателей: нет его — и не надо. Судя по всему - главное чтобы все взрывалось и было эффектнее.
На сколько я знаю 'Фонд Кино' вкладывал инвестиции в «патриотические блокбастеры». Однако, единственный урок, который может вынести из «Брестской крепости» аудитория: - в случае чего, государство бросит вас в тяжелую минуту без объяснения причин, через двадцать лет наградит чем-нибудь посмертно, а еще через семьдесят выделит средства на то, чтобы про вас сняли некий фильм, который все равно никто не захочет смотреть
И самое обидное, то что добило меня в самом конце фильма - не пойму за что А. Котт, 'репрессировал Гаврилова'. Наверное очередная антипропоганда Советского режима. На самом деле после освобождения из немецкого плена П. М. Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета. Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе (считается, что он предотвратил эпидемию тифа среди японских военнопленных, а также пресекал злоупотребления со стороны японских офицеров).
После увольнения в отставку в связи с сокращением вооруженных сил уехал в Татарию, а затем в Краснодар, где нашёл жену и сына (которых кстати по воле режиссера и сценаристов убили немецко-фашистские захватчики), с которыми не виделся с первого дня войны.
После выхода на радио в 1955 году цикла передач под названием «В поисках героев Брестской крепости», их автором — Сергеем Смирновым — в 1956 году была написана, и в 1957 году издана книга «Брестская крепость», в которой был показан подвиг гарнизона крепости в 1941 году. Благодаря этому П. М. Гаврилов восстановил членство в партии и был представлен к награде.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807).
Впоследствии Гаврилов совершил ряд поездок по СССР, активно занимался общественной работой. С 1968 года до конца жизни жил в Краснодаре в доме 103 на Светлой улице (в 1980 году она была переименована в улицу Гаврилова).
Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста.
Судя по всему режиссер и сценаристы явно не читали Смирнова или хотя бы Википедию.
Спецэффекты в фильме на высоте, благодаря им фильм получился масштабным и зрелищным, это и спасло его от низкой оценки.
Я был страшно разочарован – я ждал этого фильма, я много о нем слышал... И я, кстати, совершенно не осуждаю, нисколько, людей, которые мне расписывали достоинства этого кино. Мне некоторые мои знакомые, не из числа самых сентиментальных, рассказывали, что у них слезы наворачивались на этом фильме. А то и текли. А фильм-то слабенький.
Я тут не вижу особенного противоречия даже. Мне кажется, что на войну, на ее отражение в искусстве сейчас все смотрят с огромной надеждой. Наши теперешние знания о войне прежние фильмы в общем-то разрушили, сделали их просто отличными фильмами, но не носителями какой-то, возможно, общей идеи, или хотя бы общего чувства. По-моему, ожидания людей от военной темы гигантские. Исторически, почти пятьдесят лет, это было святым, это объединяло; а сейчас выясняется, что уже не может, что мы столько разного узнали об этой войне... О том, почему столько жертв, например. О том, сколько их вообще... Вот я понимаю, например, что фильм Михалкова не настолько плох (хотя плох), как его восприняли. Просто восприятие происходило не на ровном месте. С очень высоких ожиданий. Очень.
Что мне не понравилось в «Крепости»? Видите ли, фильм сделан в так называемой «объективной» манере. Вернее – в попытке. Там нет одного главного героя, там есть сквозной персонаж – мальчик, но он не главный, мы как бы его глазами смотрим – но не на все, далеко не на все. Там несколько историй нескольких людей, которые помещены в как бы объективно существующую ситуацию, они воспринимают ее как хаос, они пытаются найти в ней и находят некие незыблемые ориентиры – отчасти можно сказать, что об этом и фильм.
Но сделан он при этом фальшиво. В таком фильме решать практически все сцены на крупном плане... Слушайте, крупный план – это ложь. На крупном плане, коротком крупном плане, кто угодно может изобразить что угодно. Ты не видишь там ни генезиса чувства, ни правды мысли. Этот драматизм, мало того – драматизм, который заявлен самим фильмом как нечто, что мы видим глазами ребенка... Да вообще – нечто, что является попыткой сделать достоверно: достоверно – когда мы словно там стоим, словно своими глазами смотрим. А когда мы видим крупный план? В жизни? Да никогда. Когда в постели лежим да друг на друга смотрим. И ещё в футбольной трансляции. И то, чтобы разобраться, нам требуется посмотреть на все в контексте, глазами, чтобы в полный рост.
И это больше чем неправильно. Это халтура. Это репетировать не надо. Вот поймите: крупный план – большая ложь, он очень коварен. Вы помните, например, сцену, где приходит поезд с переодетыми немцами, которых видит путевой обходчик? Вот пересмотрите. Когда к путевому обходчику подходит офицер и бьет его ножом – посмотрите, как офицер нож держит и как в ту же секунду бьёт. Вот так, как держал, он бы его тыльной стороной кулака ударил.
В фильме есть несколько сцен, полных настоящего драматизма. Именно тех, где практически отсутствует крупняк. Это, в частности, сцена, когда политрук в исполнении Деревянко заставляет лечь военнопленных, которых немцы гонят перед собой. Вот это круто. Почему? Да потому что мы при этом присутствуем. Насколько фальшиво сделана в сравнении с этим, например, претендующая на многое любовная линия киномеханика с продавщицей! Насколько она ходульна... А этот немец в обмундировании советского офицера? Эта сцена, когда он сталкивается с этим киномехаником, когда он цветы с клумбы срывает? Какой она наполнена псевдозначительностью...
На мой взгляд, это фильм с очень крутым замыслом, который завалил продюсер. Он не спродюсирован, режиссера никто не направил, увлеклись всякой ерундой. Вспомните, например, как снят «Рядовой Райан». Это вот великое кино, хотя вся история почти притчевая, ее практически невозможно себе представить. Вспомните, как там умирает рядовой Капарзо, что в той сцене самое впечатляющее – вот как он лежит, все его большое тело, под дождем, и мы все мучаемся вопросом, что с ним, ему просто нельзя встать, потомцу что снайпер его добьет, или он уже никогда не встанет. И когда он кричит про письмо отцу – там ведь тоже нет крупного плана. Мы видим это глазами тех, кто пришел туда с Капарзо. Они тоже всего этого не знают, и показать здесь его лицо, построить на этом сцену – значит разрушить это вот сложнейшее, крутейшее ощущение. И потом на одном из последних планов, когда он ещё жив, вы видите, какой толщины, какой красноты поток крови из него вытекает... И все понятно.
А тут реальная история, ее роднит с «Райаном» то, что в ней главный герой предельно размыт, их несколько, по сути, а нам вместо ощущения войны, которое ведь просто сочится и из самой истории, и из сценария, предлагают все время оценить, как густо загримированы актеры и как они умеют «глазами сделать»...
Я был страшно разочарован. Страшно. И мне, не скрою, страшно от того, что Спилберг делает про войну лчше целого поколения русских режиссеров, которые эту войну должны просто кожей, казалось бы, чувствовать.
Было очень любопытно посмотреть этот фильм, так как, фильм по нашим меркам высокобюджетный, и затрагивал тему героической обороны «Брестской крепости». На тему обороны крепости есть хорошие книги, и снято несколько фильмов, в том числе сильный фильм «Я – русский солдат». Что нового принесет этот фильм и как раскроет данную тему?
По окончании просмотра, сразу однозначного мнения не сложилось. Долго думал как же оценить фильм. И, несмотря на то что фильм понравился, ставлю ему отрицательную оценку. Почему? Попробую объяснить дальше. Не буду детально разбирать отдельные эпизоды и игру актеров. К игре актеров у меня претензий нет, по моему все были органичны и соответствовали сюжетному повествованию (кстати, почитав положительные и отрицательные рецензии, можно увидеть, что по этому счету, мнения прямо противоположенные, т, е. каждый зритель имеет свое собственное мнение на этот вопрос). Расскажу только об эмоциях возникавших на протяжении фильма.
Сначала о хорошем. Если абстрагироваться от того, что я знаю об обороне Брестской крепости – фильм очень крепкий, не шедевр, но достойный. Отличная картинка, передаваемая атмосфера, батальные сцены. Картина смогла вызвать живые эмоции сопереживания и участия. Все эпизоды на высоком уровне. Смотрелся на одном дыхании, логически неадекватных действий в фильме не заметил, или во всяком случае при просмотре не бросились в глаза. В рецензиях было мнение, что герои поступали не правильно, но считаю что в таком психоэмоциональном состоянии их ошибки в поведении, и принятии решений вполне допустимы и объяснимы. Особый респект режиссёру за линию персонажа «Кольки». Данный персонаж периодически всплывал, неприкаянно болтаясь, вдали от основной сюжетной линии, вызывая лишь недоумение его присутствием в картине. Но завершение было ювелирное и органично вплетенное в сюжет, все встало на свои места. Еще из плюсов –картина абсолютно без пафоса, кроме того комиссар и особист - обычные люди, героически сражающиеся вместе со всеми, а не отпетые недочеловеки и трусы как это сейчас модно показывать в кино.
А теперь о нехорошем. Ну не имеет права этот фильм называться «Брестская крепость»! Главная ошибка режиссера и продюсеров - это название фильма. Вот не упоминай они вообще о Брестской крепости - и всё! Нет отрицательных рецензий! Только гурманы от кинематографа возможно копались в разборах игры актеров и действиях режиссёра. Тема подвига не раскрыта абсолютно! Просто качественно снятый фильм про войну (вместо Брестской крепости подставьте любое название окружённого гарнизона и не почувствуешь разницы). Пусть не стали снимать про отчаянное, уже безысходное сопротивление защитников после 30 июня (так сказать официальное взятие крепости немцами), но которое является неотъемлемой частью общего подвига. Но даже эти восемь дней обороны сняты настолько куцо и поверхностно, что складывается впечатление что ни сценарист ни режиссёр не углублялись в историю, а просто прочитали об этом в Википедии и написали по этим «данным» сценарий (кто не верит посмотрите на 04.08.2011 там тоже ни слова о подвиге и полностью совпадает с версией фильма). Даже расскажи закадровым голосом хронологию событий - уже хорошо, но нет промолчали. Если бы я ничего не знал об обороне «Брестской крепости», то согласно этому фильму все кончилось на четвертый день обороны по их хронометражу, после сброса двухтонной бомбы. Все сдались, все кончилось. Я не буду здесь рассказывать о подвиге совершённом нашими солдатами. Кто не знает прочтите хотя-бы «В списках не значился» или наберите в интернете: Подвиг. Брестская крепость, есть хорошие, интересные сайты. Но господа режиссёры - так делать нельзя! Если не хватило таланта раскрыть тему, не смейте так просто бросаться названиями картин. Вы нивелируете сознательно или бессознательно подвиг наших солдат.
Еще хочу заметить, несмотря на хороший бюджет и сравнительно крепкий фильм, нет ни одного момента который можно было бы назвать шедевром. Не удалось по-настоящему передать не только подвиг, но весь ужас и отчаянье войны. А могли бы, при таком бюджете. Надо было только пересмотреть хотя бы наших классиков. Тот же рукопашный бой с пресловутыми табуретками – казалось бы твори! Ан нет, не получилось. Хотя есть примеры - потрясающий эпизод рукопашного боя в фильме «Государственная граница», передающий весь ужас, всю ярость, когда люди перестают быть людьми, ими движет только одно - убить другого, просто чтобы выжить самому. Кстати, тоже начало войны, наши пограничники вступают в бой с переправляющимися через Буг немцами. Сделай уж не лучше, но хотя бы повтори. Еще ненужный эпизод с составом диверсантов, в начале фильма – только для того чтобы ввести персонаж переодетого диверсанта? Но он и так бы понятно смотрелся, плюс есть для пояснений закадровый голос. Затраченное время на этот бессмысленный эпизод можно было потратить на раскрытие темы.
Очень хорошо что на данную картину много негативных отзывов, именно в плане претензии к режиссёру, о той фальши, которое несет название фильма по отношению к фактическому материалу раскрываемого (вернее не раскрываемому) картиной. Может быть отношение зрителей отрезвит халтурщиков.
Выводы: 1. Фильм смотреть, кто не знает про Брестскую крепость - тому фильм понравится, кто знает у того может вызвать негодование, но повредить уже не сможет.
2 Кто не знает почему оборона Брестской крепости подвиг – читать (только не Википедию), в фильме об этом ни слова
Жаль, что людям хочется смотреть фильмы про войну, сопереживать, плакать, сочувствовать и соучаствовать боли своего народа и каждого солдата, погибшего в этой страшной войне, - а не трогает. Каждый, кто решил посмотреть фильм под таким названием как 'Брестская крепость' ожидает, что он увидит смерть, насилие, жестокость, он готов, повторюсь, страдать, плакать и испытывать очищение через сострадание, катарсис. И, судя по оценкам, многие испытали весь букет этих чувств. Но, боюсь, не благодаря фильму, а благодаря настрою, своему внутреннему желанию увидеть то, чего ожидали. Это как жена, которой муж изменяет, оскорбляет ее, бьет ногами, а она вытирает сопли и кровь и говорит подруге с горящими глазами: 'Он меня любит, я знаю это!' Из серии: видим то, что хотим видеть. Я увидела клише. А еще мне показалось, что снимали люди, которые не то что войны не видели, а участников реальных боевых действий если и встречали, то дряхлыми стариками с памятью, затертой до дыр. В войне участвовал советский народ, а фильм снят так современненько, по-российски, в рамках правительственной линии и кроме декораций и исковерканной речи актеров нет колорита (кстати, не съеденная через месяц оккупации собака и плачущий, пристреливая лошадь, мужик - это да, это норма для сентиментального городского жителя 21-го века). На фильм, конечно, сводили организованно всех школьников, его будут показывать на каждое 9 мая. Не зря же эта лекция у вечного огня в конце. А смысл?
В фильме смысла нет. Русские - хорошие герои, немцы - плохие фашисты. За этим нет глубины, нет ни одной не классической, не как по нотам разыгранной истории. Герои говорят 'а', я могу закончить за ними фразу. И никого не жаль.
Но если вы испытали катарсис, посмотрев этот фильм, если вас он тронул и заставил задуматься, что в мире есть добро и зло и надо бороться за добро, любовь и справедливость, это хорошо.
А мне жаль, потому что истории Второй мировой войны действительно должны заставлять нас задуматься над тем, что в нашей современной жизни ну нет проблем, ее надо ценить. Но над этим заставляют задуматься глубокие фильмы. Жаль, что одним таким фильмом не стало больше.
Рецензия отрицательная, но фильму даже оценки ставить не буду. Любят же говорить: сильное произведение вызывает либо восторг, либо отрицание. Так вот это не из той оперы. Фильм не плохой. Он никакой. Он вообще ничего не вызывает. Я посмотрела его от сих до сих. И при просмотре думала, какой перец лучше добавить в суп: красный или черный. Потому что сюжет отсутствует (ну не сюжет это: в начале идеальная мирная жизнь, потом весь фильм всех убивают), актерские таланты не раскрыты, а съемка до боли напоминает Call of Duty. Жаль.
Кидайте в меня тапками-но кроме раздражения этот фильм не вызвал ничего.
После просмотра фильма остается только странное впечатление безликости, бездушности. Серая масса вместо людей, Фомин, бодро выходящий с рапортом 'Я еврей и комиссар'(хотя на самом деле его просто выдали свои же), картинное падение солдат в отличных новых гимнастерочках... Самое убедительное место в картине-это закадровые слова 'Такой-то репрессирован тогда-то, такой-то тогда-то'. Очевидно, ради этих слов и снимался весь фильм. Нет ни одного запоминающегося героя, все одинаково никакие!
'Наконец-то, что-то стоящее сняли русские кинематографисты!' - думал я в начале просмотра. Ближе к середине фильма мой восторг начал gонемногу угасать, развитие сюжета приостановилось, постоянная стрельба, беготня и взрывы начали слегка приедаться...
У меня вообще ощущение, что сценарий фильма состоял из 10 страниц, диалоги в нем состояли исключительно из междометий и восклицаний вроде: 'Вперед!', 'Ура!', 'За родину!'. С самого начала ясно, что картина будет о героизме, но в этом фильме его много до тошноты. Начиная с середины фильма становится противно от переполненных трагизмом лиц, немотивированных на мой взгляд суицидов, непрекращающихся слез. Я отчасти понимаю состояние, в котором находились люди в этот момент, представляю себе атмосферу хаоса Брестской крепости в 41-ом, но режиссер не справился со своей задачей, он не смог передать настроение этой героической битвы на экран. Я лишь видел обилие спецэффектов, взрывов, выстрелов, патриотических возгласов, но все это к середине фильма начинает выглядеть фальшиво, и неправдоподобно. Есть картинка, есть действие, но нет души у этой картины.
Также поражает обилие штампов. Лично я рассмотрел в этом фильме фрагменты из таких фильмов как: '9 Рота', 'Спасти рядового Райана', 'Перл Харбор', 'Иди и смотри'. Если не считать места действия, то в этом фильме нет ничего индивидуального. Диалоги в фильме почти отсутствуют, оттого и нет напряжения, герои бросают пару фраз и мчатся под пули с куском дерева или лопатой.
За основной критерий оценки фильмов основанных на реальных событиях, тем более в фильмах о войне, кинокритики берут правдоподобность показанного на экране. В исторических источниках указано, что крепость обстреливала артиллерия, а не авиация. Не понимаю к чему было это искажать. Армия немцев состояла из 17000 солдат, на экране нам показали пару десятков. Фильм явно далек реально происходящего.
Тем не менее работа художника в этой картине великолепна. Отчасти можно сказать и о работе оператора и монтажиста. При всем моем уважении к ветеранам войны, и защитникам Брестской крепости, да и всем участвовавшим во Второй Мировой Войне, а также создателям фильма за то, что не дают подрастающему поколению забывать о подвигах наших дедов, сам фильм с точки зрения режиссерской постановки - бездарен. Сойдет за голливудский блокбастер, но не отечественный фильм о войне.
Безусловно, на фоне большинства военных картин последних лет (в особенности сюрреалистичеки-трешевого опуса Михалкова) Брестская Крепость смотрится достойно. Выскажусь коротко и по сути. Перед просмотром я искреннее рассчитывал, наконец, увидеть достойный современный отечественный фильм о войне. Полный правды и драматизма. Однако, как ни старался, ничего подобного я там не нашел.
По поводу драматургического элемента.
Многие сюжетные линии, рассказывающие нам про судьбы различных персонажей и призванные создать 'масштабное полотно' тех событий не имеют либо начала, либо середины, либо конца. И поскольку их много, получается винегрет из людей и событий, но уж никак не 'эпика'. Игра некоторых актеров очень неплоха, но режиссура делает всех героев одномерными и скучными. Здесь каждый по-своему героичен, с одним и тем же выражением лица на протяжении всего фильма. Трусам не место в новом патриотическом кино.
По поводу исторической достоверности.
С точки зрения военного дела многие сцены вызывают сомнение. Зачем находящиеся в укрытии в здании вооруженные солдаты набрасываются с табуретками, на немцев идущих прямо через центр двора? Зачем немцы пытаются прорваться напрямую именно через мост, где их косит единственная пулеметная точка с ограниченным обзором аккурат на этот мост? На кого собирались оставить женщин и детей защитники крепости, идя на прорыв?
Никто не отрицает героизм наших солдат или факт штыковых боев при обороне крепости, но почему это показано именно ТАК?
Избранные моменты.
Фильм портят некоторые видимо модные в последнее время сюр-сцены. Особо запомнились 'всадник без головы в тумане' и 'расстрел гармониста'. Отдельного упоминания достойны приключения воспитанника музвзвода. В отличие от остальных людей, он совершенно спокойно перемещается по территории крепости и при этом по нему постоянно стреляют и не попадают немцы. Иногда абсолютно непонятно откуда. Сцена в подвале. Пули решетят все стены рядом. Через 10 секунд в подвал заходят наши солдаты. Кто в таком случае и откуда вел по нему огонь? К концу фильма постоянные разрывы пуль возле мальчика начинают вызывать откровенный смех.
Итог.
Нелепые сцены, акцентирование внимания на повальном, безисключтительном героизме советских солдат, подвергшихся 'внезапному' нападению 'слепой силы абсолютного зла' в лице немцев, подмена исторической достоверности театральными оборотами, превратили потенциально хорошую картину в очередную поделку и дань моде последних лет по 'восстановлению светлой памяти в особо патриотической форме'.
Была поставлена непростая задача. Режиссер, собрав соратников, объявил, что попов и «урок», спасающих отечество, вопреки Красной Армии, путающейся у них под ногами, в их фильме не будет. Что художественный прием этот, несмотря на всю свою правдивость и очевидные достоинства, встретил необъяснимое неприятие у русского зрителя и что пока природа этого феномена не будет до конца изучена, придется от этого приема воздержаться. Все, повесив носы, разошлись. Режиссер, сохраняя внешнюю бодрость, однако тоже приуныл. «Шутка-ли, снять кино о войне без «урок» и попов. Понадобятся ходы…». За дерзновение - плюс!
Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод.
Там, в беззаботности веселой,
Безумье жалкое живет.
С первых минут зрителя погружают в атмосферу приграничного гарнизона. Лето, оркестр, парочки, сладости, кино – одним словом, все «срывают цветы удовольствия». Ни один рядовой, несущий службу, не портит своим угрюмым видом картины. Лишь раз мелькнут на заднем плане солдатики чистящие пушку, но, по-видимому, один из них просто обронил в ствол леденец и попросил своих друзей помочь ему достать его. Командир, побранившись, что при нападении они окажутся в котле, не делает никаких распоряжений о предосторожностях, строго придерживаясь принципа кокоток: «Давайте петь, плясать и веселиться. Ведь жизнь так коротка». Юный трубач не спит после отбоя и утром убегает на речку, нисколько не тяготясь своим званием военнообязанного, о котором он не раз с гордостью вспомнит в дальнейшем. Немецкий шпион, переодетый в форму советского офицера, ночью беспрепятственно заходит на территорию крепости, и печально шатается в темноте, с тоской вспоминая впустую потраченное на тренировки и создание легенды время. Впрочем, почему бы военным и не отдохнуть, ведь день, если я не ошибаюсь, был воскресный, а серьезные опасения питать запрещалось. И не беда, что последовавшее истребление защитников крепости, после всего увиденного, выглядит вполне заслуженной ими карой за то, что они «лето красное пропели». Необходимость оттенить вероломность и жестокость нападения, потребовала пасторальной картины, которая впоследствии будет грубо растоптана немецким сапогом с квадратными гвоздиками. И не будь горящая детская площадка уже показана в Терминаторе-2, режиссер, несомненно, поместил бы карусель в центр плаца. Плюс!
Впрочем, невнятный эпизод с неудавшимся отпуском смотрелся как пятно на обоях. Дальнейшее все прояснило. Дело в том, что Деревянко полностью оправдывал свою фамилию, как и большинство участвующих актеров. В кадре, все они боялись появления мимических морщин больше, чем смерти. «Оттенить!», - решил автор. Для этого был приглашен вышибала из «Яиц судьбы». На усиление ему была придана выпускница Ералаша. И, наконец, к оттенению Деревянко был привлечен даже сам Деревянко, отвратительно отыграв ту самую сцену с неудавшимся отпуском. Актерские работы это не спасло, но изобретательная попытка была сделана. Плюс!
Он встал под дерево и ждет
И вдруг грахнул гром!
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем.
И сразу же еще одна замечательная задумка режиссера. После созерцания такой жизни приграничного гарнизона, совершенно очевидно, что захватчики могли придти ночью и без единого выстрела взять всех тепленькими. Однако гитлеровцы начинают нападение с громкой бомбежки. «Глупые немцы!», - справедливо заключает зритель и понимает, что, чем бы ни кончилась эта битва, судьба захватчиков предрешена. Столь важный штрих, столь малыми средствами – виват режиссеру и плюс!
Дальше не так радужно. Время идет, и как не крути нужно показывать подвиг, а кто сейчас знает, как он выглядит. Режиссер находится: «Оттенить! Немногие, кому положено быть героями, посидят в подвалах, а остальные будут проявлять малодушие и трусость». Надоевший, но зарекомендовавший себя прием. Плюс!
Утром на крепость налетает волна самолетов и начинает перепахивать внутренний дворик. Несмотря на грохот, гарнизон продолжает спать, пока, одна из бомб не влетает в казарму и не обрушивает стену. Все вскакивают и начинают метаться. Показ героизма откладывается. Далее - воскресный сон мясника. Толпа бросается к воротам крепости для того, чтобы покинуть это ужасное место. За воротами их уже ждет вражеский пулеметный расчет, который начинает укладывать людей десятками. Гора трупов растет, ворота уже доверху забиты мертвыми телами, но задние продолжают весело напирать. Сцена целиком содрана с репортажей о давках на рождественских распродажах, с тем же количеством драматизма, но sic!, говорим только о плюсах. Показ героизма откладывается. Счет убитых табуретами немцев растет, но режиссер продолжает оттенять. Защитники крепости вязанками сдаются в плен, назначенные герои с тоской смотрят им вслед. По крепости прокатывается волна самоубийств. Военврач, вытащив из бойца огромную недеформированную пулю (надо пояснить, что защитники крепости с первого дня начали испытывать нехватку питьевой воды, и видимо от жажды их тела стали крепкими и узловатыми как карельская береза, что не позволяло пулям глубоко проникать в их плоть, однако, то, что перед съемкой этого драматического эпизода с пули была снята гильза, говорит о некотором знании режиссером военного дела, плюс!) и, увидев, что масса женщин и солдат безучастно сидит у стены, не желая помочь ему в его нелегком деле, заходит за угол и стреляется. Показ героизма откладывается. Дальше и рассказывать нечего. Деревянко с первых часов нападения призывает прекратить панику и соблюдать дисциплину - все должны выполнять его приказы, а поскольку он ничего не приказывает, то и никто ничего не делает. Поэтому при изобилии уставших, но сравнительно невредимых бойцов, вызывать по рации подмогу продолжает боец с простреленной головой. Деревянко ходит около, и третий день обдумывает свой первый приказ. Остальные сидят вдоль стен и боятся. Щепоть дурно поставленных контратак не в счет. Показ героизма откладывается.
И спрыгнул всадник молодой
С коня, что загнан без пощады,
И карабин отбросил свой,
Так и не свершивший то, что надо.
Увы! Когда режиссер был уже готов приступить к демонстрации героизма, экранное время закончилось. В итоге не успев показать ничего кроме идиотизма, малодушия и трусости автор скомкал повествование, сдав в плен оставшихся бойцов и уже закадровым голосом сообщил зрителю, что, несмотря на все увиденное, подвиг имел место быть. За смелое признание своего творческого бессилия - плюс! Показ героизма отложен.
Мораль.
Проста и известна даже детям – для того, чтобы сделать настоящий крабсбургер, недостаточно иметь гору горелого мяса, реку кроваво-красного кетчупа и две пресные булочки (киномеханик и его возлюбленная), а нужен еще и секретный ингредиент!
Итого 7 плюсов, если перевести в баллы, то получится 0 без какой-то малости.