К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Спорная советская картина, которая была под запретом Горбачёва, но увидела свет в очень узком кругу зрителей, при закрытом показе. Наравне с «Плюмбумом» и «Городом Зеро» занимала списки арт-хауса и авторских идей. Что же это за вещь? Признаюсь, мне она не понравилась. В ней нет вычурного героя, нет человека, который будет тебе приятен, нет переживаний, но передача жизни героини и её окружения, атмосферы 80-х, моды и взглядов получили положительную оценку.

Перед нами типичная бунтарка-подросток. Переходный возраст даёт о себе знать, поэтому грубость, самовнушение, собственные взгляды и постоянные споры с родителями имеют место быть. Первые несколько минут ты свыкаешься с образом, пытаешься выделить положительные стороны, но их нет. Режиссёр старается не просто акцентировать внимание на конфликте «отцов и детей», а демонстрирует новую молодёжную волну.

Жёсткое общение в классе – это вызвало диссонанс. С одной стороны, юношеский максимализм требует отвечать за свои слова, с другой – неуважение к старшим. Эпизоды взаимодействия поколений разрывают грань между верой, любовью и уважением, поэтому такой свободный стиль жизни героини демонстрирует полную противоположность «старым устоям». Отдельный акцент на приём пищи и разговоры во время этого дела. Такая простая съёмка, в которой бушуют страсти бунтарского духа подростка и опытного взгляда старших. Что же, время меняется, а воспитание и отрешение сказываются на каждом человеке по-своему. Именно такими кадрами сюжет настраивает на отрицательное восприятие героини.

Обратим внимание на «тихоню»-отца. Милиционер, блюститель порядка, которого жалко за дочь. Разве не должны происходить воспитательные беседы? Нет? Этим занимается мать, которая истерикой ничего не добьётся, но всё же демонстрирует попытки воспитания. Эх, поздно! Нет стержня в семье, нет строгого наказа, не уделяется должного внимания ребёнку, поэтому неудивительно, что образовалась пропасть в общении. Опять обращение к Тургеневу, опять «отцы и дети», опять конфликт поколений.

Долго так не могло продолжаться, поэтому события переключаются на острые детали жизни героини Валерии. «Авария» - забавная игра слов имени «Валерия» и в то же время красивая метафора, учитывая поведение девушки. Сюжет устраивает настоящее испытание бунтарскому характеру героини, тем самым поднимая на уши семью. А для чего? Доказать свою независимость, выставить себя взрослой, но коль ты ещё подросток, то не стоит зазнаваться.

Фильм демонстрирует отличные конфликты, выделение из толпы и высокое самомнение, основанное на себялюбии и независимости. Мнимой независимости, как вскоре откроет для нас сюжет. Стоит уделить внимание ещё второстепенным деталям: помимо семейных разговоров, где чувствуется корректировка партии, взгляд бросается на отношение режиссёра к милиционерам, на вопросы справедливости и чести. Главный посыл понятен, он мне не пришёлся по вкусу, такая гнильца от образа девушки. Но второстепенное развитие сюжета и отличный финал порадовали.

Система несовершенна. Превращение из мента в мстителя. Аналогия с «Заводным апельсином», где меняется человек, а не система. Из сильных минусов выделяется ещё один: второстепенные герои смотрят прямо в камеру. Это жесть. После просмотра я не испытал того, что хотел. Это, безусловно, жестокий фильм, но от восприятия главной героини и будет зависеть дальнейшее мнение. «Плюмбум» мне больше понравился.

31 июля 2019 | 22:35
  • тип рецензии:

Непонимание детей и родителей тема вечная. Но в советское время по понятным причинам не афишируемая. И вот - перестройка, ускорение, гласность. Шлюзы открылись, и на обескураженных и растерянных зрителей с экранов выплеснулось всё что долгие годы копилось в умах, и душах сценаристов и режиссёров. Воспользовались данной свободой мастера от искусства каждый в меру своего таланта.

Вот и Михаил Туманишвили взялся за 'горячий' материал повесть Юрия Короткова 'Авария'. Материал - актуальнее некуда, молодые неформалы, мелкие фарцовщики, учителя сегодня говорящие одно, а пять лет назад абсолютно противоположное, и наконец молодёжный сленг и отечественный рок, в общем при умелом подходе можно было сделать фильм на уровне 'Интердевочки' или 'Маленькой веры'. Но увы. Слишком серьёзный подход к делу губит идею на корню, и делает фильм сиюминутной агиткой. Кто сейчас вспомнит кто такие панки? Или металлисты? И за что любера гоняли тех и других. Реальная жизнь конца 80-х развила такую скорость, что поспеть за ней было невозможно. Вот и свежеотснятый фильм через год безнадёжно устарел. Поскольку для детектива слишком скучен, а для глубокого кино о драме 'отцов и детей' недостаточно глубок. В общем 'Авария' по всем фронтам.

А бунт поколений остался.

4 из 10

10 февраля 2015 | 21:51
  • тип рецензии:

Ну, с чего начать-то, что я сказать могу... Конечно, ни в какое сравнение этот фильм с «Верой» не идёт, хотя почему-то на многих крупных сайтах их относят к «однотипным». То был фильм о стеснённой человеческой судьбе, которой и податься-то некуда, фильм вне времени, там всех хотелось и ненавидеть, и жалеть. «Авария» же — фильм сугубо перестроечный, полный какой-то фальшивой пропаганды. Тут тебе каждый второй герой вспоминает раскрывшиеся ужасы, творившиеся на заре Советского Союза, радуется демократии. Что ж, быть может, тогда этот вопрос стоял остро, а дерьмократия была ещё мифической демократией.

Что касается главной героини, то её не просто не жаль — хочется даже злорадствовать тому, что с ней случилось. Это размалёванная девица с протестом в голове чисто ради протеста, которая не чтит ни отца, ни мать, ни деда-ветерана, прошедшего войну, которого она укоряет за советское прошлое и за то, что он вынужден урывать ветеранские льготы, потому что только так можно что-то достать в эту перестроечную чудесную эпоху. Она бессердечно и символично доводит до слёз учительницу истории, которая преподаёт пережитки прошлого, но ведь это же УЧЕНИКАМ сдавать экзамен потом. От этого никуда не денешься — от Истории. Мне показалось, что эту Аварию хотели представить как свежий дух молодёжи нового поколения, но дуновение вышло гнилостным. Что можно ждать от будущего, символом которого является безмозглая шалава-бунтарка, которая запросто идёт в дом к взрослому мужику, заплатившему за неё штраф в троллейбусе, садится в машину к четырём бугаям, а потом плачется вдруг ставшему нужным папочке-менту, что её все четверо обесчестили? И вовсе это не по наивности какой-нибудь провинциальной. Впрочем, почти так оно и вышло в итоге... Этот фильм немного напомнил мне сериал «Школа» (любимый мной) в самом худшем его проявлении, как будто из него вырезали всех более-менее положительных героев и оставили всяких Будиловых и Колючек.

Особенно смешно звучит фраза того дяди-интеллигента, который приютил её на ночь и штраф заплатил, но не тронул: «А вы хотите, чтобы все строем ходили и честь отдавали? Спасибо — хватит. Семьдесят лет маршировали. А может хорошо, что вместо одной тупой сытой рожи стали появляться нормальные живые человеческие лица?» Это про таких-то, как главная героиня? Пф-ф!

Во всей этой истории больше всех жаль отца, которому так повезло с доченькой! Весь фильм он разыскивает её по подвалам и подворотням, с ужасом ожидая увидеть её труп где-нибудь, набивает морды её обидчикам и в итоге в последний раз мстит за свою дочурку, подписывая тем самым себе приговор. Не Авария — полнейшая катастрофа!

Единственный светлый момент фильма — песня «Bleeding In My Heart» Стива Томсона, клип на которую Авария смотрит по телевизору в одном из эпизодов. Такой вольной свежестью апрельской веет от этой композиции.

Поставила

5 из 10

За песню. В остальном фильм проходной, и скорее он мне НЕ понравился, хотя не жалею, что посмотрела.

01 марта 2011 | 03:37
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: