Небритый человек в татуировках. Жизнь заставлена пивными бутылками, среди которых можно заметить обилие гантель. Оператор ловит в глазах что-то мальчишечье. И этот человек злой, в том значение, которое может выразить хмурость и одиночество натуры боящийся привязаться даже к предметам, ни то, что к людям. Его холодная жестокость больше отражает скандинавскую натуру, он последователен в своем гневе. Тут очень много грязи и неприкрытого натурализма, что даже нельзя наверняка сказать, как во всем этом вырисовывается еще и поэтичность. В мире преобладает белый цвет – грязно-белый, почти серый, ни коем образом не намекающий на чистоту. Так, датский режиссер Томас Винтерберг представляет главного героя своего фильма, хмурого Николая недавно вышедшего из тюрьмы, и тем не менее предстающего со всех сторон положительным героем этой реалистичной социальной драмы из жизни скандинавской Европы. В каждом из героев здесь можно найти что-то положительное, не вдаваясь в надменные сторонние взгляды, для которых все они в равной степени отвратительны. Однако, в большей степени, эта работа может стать визитной карточкой актера Якоба Седергрена, перенимающего на себя основное внимание картины и заложенной в ней идеи искупления, великолепно сыгравшего своего персонажа Ника, который представляется не таким уж безнадежным, как остальные.
Вторым главным актером этого действа стал новичок в кино Питер Плаугборг в роли брата-наркомана, оправдывает которого лишь трогательная любовь к маленькому сыну. На одном этапе фильма может даже показаться, что этот человек сможет исправиться ради ребенка, но вопреки всему становится идейным антагонистом, ибо по правильным причинам он выбрал неправильный путь. Потому, этот фильм, снятый по книге Джонаса Бенгтссона, фильм обладает помимо прочего, еще и литературными качествами, со стремлением разностороннего «исследоавания» проблемы. А заключается она в том, что два брата выросли в неблагополучной семье, и однажды, выпивши стащенный у матери вермут, обнаружили своего грудного братика задохнувшимся в кроватке. Короткий, но значительный эпизод из детства ложиться на всю дальнейшую мотивацию повзрослевших героев, оказавшихся на дне жизни, и что хуже, вполне уютно себя там чувствуя. Анестезией социальной активности для Николая стали пиво, сигареты и физические упражнения, сделавшими из него самостоятельного одиночку, неохотно идущего на контакт с внешней средой, и тем не менее имеющий большой потенциал благородства. Герой Плауборга, проходящий в фильме под серией оригинальных имен вроде, «отец» (для Мартина) или «брат Ника» (для всех), глушит себя запрещенными препаратами, что, конечно, не слишком укладывается с любовью к сыну, но этот фильм максимально убедительно совместил эти две черты в его характере. Есть тут и еще один, достойно входящий в ряд персонаж, впрочем на фоне братьев кажущийся уж совсем отрицательным, однако, правильнее подобрано будет слово «жалкий». Это толстяк Иван, находящий свой наркотик в обжорстве и попытке забыть, что на самом деле у него даже не было секса с девушкой. Идейный прогноз, судя по этим героям неутешителен, два из трех неправильно воспримут выпавший на искупление шанс, отчего некоторое осознание на лице третьего в виде слез в церкви здесь совсем не кажется сентиментальным, напротив, очень органичная часть реалистичного, в то же время обладающего внутренним стержнем сюжета.
Основной технической идеей режиссера стал набор съемочной группы, в которой половину должностей, во главе со скандинавски-колоритным Седергреном, взяли профессионалы, а другую, частью которой является Плауборг, – новички, не отягощенные опытом работы в кино. Впрочем, Винтерберг объективно понимал собственные возможности, а потому вся актерская группа смотрится очень хорошо, и нет кого-то выпадающего по уровню мастерства, и даже Якоб Садергрен стал лицом фильма потому, что очень хорошо сошлись выразительная внешность и образ на экране. Но, отметившись в некоторых наградах на родине и за рубежом, фильм так и не собрал в Дании хоть сколько-нибудь вменяемую кассу из-за ограниченного проката, и тем не менее среди вышедших в этом году драм «Субмарино» можно качественно выделить и хорошей игрой актеров, и «правильной» сюжетной идейностью с участием христианских мотивов, ведь несмотря на обилие грязи и увязающих в собственных ошибках героев, тут не чувствуется абсолютной безвыходности, и каждому судьбой был дан шанс стать лучше.
Примерно к середине фильма я поняла, что он меня не разочарует. Действительно, редко можно увидеть потрясающую картину, снятую по потрясающей книге.
Это искусство 'по-шведски' - вряд ли кого-то оставит равнодушным. Как правило, такие фильмы либо нравятся до сумасшествия, либо не нравятся до тошноты.
Это история, в которой нет положительных героев. Так же, как и в жизни. Она одновременно прекрасна и отвратительна в своей простоте и естественности. История без цензуры, поблажек и сглаживания углов. История о жизни.
Мартин, который к шести годам успел побывать на трёх похоронах. Улыбающаяся Софи, потерявшая свою жизнь ещё до непосредственной смерти. Наивный убийца Иван, тоскующий по своей сестре.
И, конечно, два брата. Два мальчика, роли которых сыграны просто потрясающе. Два ребёнка, похоронившие своего маленького братика, до которого беспутной мамаше не было абсолютно никакого дела.
Двое мужчин, которые каждый день ведут борьбу с собственными воспоминаниями. Младший брат, имя которого даже не называется, оставляет для зрителей самый крупный знак вопроса после просмотра фильма. Этого человека, имевшего, казалось бы, всё, что нужно для счастья, так и хочется назвать слабаком. Да, он и впрямь 'младший братишка' - мальчик, ждущий указаний, не умеющий управлять своей жизнью. И разве не слабость - уйти из жизни, уйти от проблем, уйти от ответственности за жизнь замечательного сына? Безусловно, но выбранный им способ самоубийства заставляет задуматься. Его нежелание жить проявилось настолько сильно, что смогло побороть древнейший инстинкт самосохранения, - далеко не каждый физически и морально способен удерживать самого себя под водой, задыхаясь и борясь с собственными попытками спастись. Такая вот сила воли у слабого человека.
Ник. Николай. Заключённый, алкоголик, грубиян, циник. Настоящий мужчина, который несмотря ни на что докажет, что любую толщу обстоятельств можно преодолеть. Получив колоссальный ущерб. Но не затонув.
Томасу Винтербергу удались разного рода связи - тонкие ниточки между жизнями двух братьев, толстые нити между прошлым и настоящим. Благодаря его заслугам внимание зрителей приковано к происходящему на экранах с первой и до последней секунды. Но, пожалуй, многим из нас следует сказать ему 'спасибо' и за отсутствующую в фильме сцену избавления от крошечного трупа.
Хорошего конца в произведениях Бенгтссона никогда не будет. Потому что конец вообще не соответствует круговой поруке, в которой каждый из нас тонет снова и снова.
Существует очень мало фильмов, о которых я не могу сказать ничего плохого. Но 'Субмарино' - однозначно один из них.
Драма Томаса Винтерберга, снятая по одноименному роману Юнаса Т. Бенгтссона, повествует о двух братьях. Старший Ник (Николай), не видя исхода из одиночества и отчаяния, пытается забыться при помощи алкоголя. У него часто случаются вспышки неконтролируемой агрессии и ему сложно найти контакт с людьми. Круг его общения предельно ограничен – соседка Софи и друг Иван. Но единственный, кто по-настоящему дорог Нику, - это его младший брат. Он давно сидит на наркотиках, и социальные службы вот-вот заберут у него сына Мартина. Ник страдает, ведь он старший и заботился о брате с самого детства. Тогда им пришлось пережить страшную трагедию, которая не отпускает, заставляя жить с чувством вины. При этом всю ответственность за случившееся Ник по старшинству берет на себя. Смогут ли братья найти выход из ужасного настоящего, зависит от переоценки и примирения с прошлым.
Мне особенно запомнилась сцена из детства Ника и его брата, когда мальчики, упившиеся материнским вермутом, отрываются под грохочущую музыку, а рокерский голос кричит про то, как к нам милостив Господь и как мы ему за это благодарны. Этот циничный сарказм задает тон мрачному киноповествованию Винтерберга.
Роль Ника блестяще удалась Якобу Седергрену. Хотя образ совсем не простой. С одной стороны, минимум явно выраженных эмоций и чувств, с другой, - глубокая внутренняя боль и борьба. Также хотелось бы отметить актера (Себастьян Булл Сарнинг), который сыграл Ника в детстве. У него такой прожженный и циничный взгляд не по годам повзрослевшего ребенка, что даже жутко становится.
«Субмарино» — драма, которая не вызывает взрыва чувств, эмоций, потока слез. В картине происходит много страшных для каждого человека событий, однако не покидает пугающее ощущение «нормальности» и обыденности всего происходящего. А главное — кажется, что подобный кошмар ты наблюдаешь ежедневно, причем в реальной жизни и в своей стране.
Зачем топтать мою любовь,
Ее и так почти не стало,
Я разбиваю руки в кровь,
Я не сошел с ума, так надо.
«Смысловые галлюцинации»
Это может показаться странным, противоестественным, притянутым за уши, но они действительно когда-то любили. А может, и теперь сохранили в своих похолодевших сердцах чувство. Два брата, два социальных дегенерата жили словно чужими жизнями, потому как их собственные так и остались в детской рядом с крохотным трупиком грудничка. Единственный раз за все время они оставили его без пригляда, захотели почувствовать себя взрослыми, крутыми и смелыми – вот и результат. Неизвестно, сколько раз эта картина всплывала перед глазами двух маргиналов, но очевидно, что регулярно. Иначе бы не дожили они до своих уже не юных лет в полном нежелании видеть друг друга. Пустота души и бездна сердца не привыкли отпускать своих гостей обратно в счастливое плавание по житейскому мелководью. Скорее уж обоим неудачникам дорога в идеальный сухопутный шторм.
Лента Винтерберга вышла в те времена, когда «Догма 95» уже совершила свой первый победный рейд. Подобно хорошо натасканной гончей, датский кинематографист чутко уловил возможность провозгласить новый манифест, свой собственный, без помощи друга Ларса. Декларация пожизненной несвободы вышла, что и говорить, опустошительной. «Субмарино» – не просто тяжелый для просмотра фильм. Эта картина валит один рекорд чернушности за другим, причем, что особенно интересно, не растрачивая характерной скандинавской сдержанности. Засранные серые улицы отвратительного города – по сути, тот же кимкидуковский могильник, разве что без реки под мостом. И находят двое отщепенцев не трофеи утопленников, а все новые неприятности. Самый удивительный парадокс прячется в осознании незлодейской сущности обоих парней. Хотя старший и отмотал срок за избиение какого-то индюка, но теперь он лишь запутавшийся, уставший от собственный жизни человек. Младший же, хоть и конченный наркоша и драгдилер, но любящий отец улыбчивого детсадовца. Винтерберг обходится без полноценного сравнения двух криминальных «кадров», каждому он выделяет равное время и каждого истязает «догматической» дыбой, раздувая под ней тлеющие угли. Бесконечно пессимистическая стилистика фильма отрицает какие-либо просветления, иначе не было бы здесь названия, пришедшего из лагерного мира.
Стремился к тому Винтерберг изначально, или такая аллюзия родилась сама собой, но имена действующих лиц заставляют обратиться к событиям гибели российской монархии. Старший из братьев по полному имени Николай. Как внешне, с густой окладистой бородой, так и по своей притягивающей невзгоды карме он – живое олицетворение краха. В безобидной ситуации он разносит собственную руку о телефонную будку, и этот безумный поступок – роспись в бессилии хоть на что-то повлиять. Его единственная любовь Анна, недалекий, сексуально озабоченный приятель Иван – такие же живые свидетельства устаревшей эпохи, давно уже отнимающей время у преемницы. Но проблема тут в том, что этой новой так и не появляется, ведь Винтерберг сосредотачивается на другом источнике морального самоуничтожения – младшем брате. Рябой наркоман, которому от автора не досталось даже имени – ходячая болезнь общества, породившего таких уродов. Если и есть робкое желание сочувствовать горе-родителю как жертве тяжелой детской травмы, то оно быстро улетучивается после оптовой закупки дури на материнское наследство. Нет, никакая любовь в таких условиях выжить не способна. Вместо этого, у Винтерберга царство экзекуции во всех ее разновидностях, и главная интрига, по сути, сводится к тому, как быстро наши джентльмены неудачи увидят мир в клеточку и попривествуют друзей в полосочку. Горькая ирония кроется в том, что подобная участь – далеко не самое худшее, что способен подарить этот инертный, бездушный, лишенный оптимизма мир.
Громко заявив о себе «Торжеством», датский трибун все время пытался показать себя разнообразным, но при этом одинаково вдумчивым автором. Выходило это у него, надо признать, далеко не всегда. Так и «Субмарино» растворяется в смердящей пелене проклятого города, населенного сплошь обреченными людьми. За весь фильм так и не нашлось ни одного человека, который мог хотя бы сказать: «у меня все хорошо». Получилось, что отправленные на большую дорогу социопаты долго брели в темноте, спотыкались, падали, бежали, и лишь время от времени оглядывались на окрики тех, кому они, несмотря ни на что, были нужны. Сугубо для порядка Винтерберг отвечает на повисшие в воздухе после трагического начала вопросы, но это происходит в тот момент, когда ничего изменить уже невозможно. Впрочем, это чувство трагической предопределенности воцаряется на экране почти сразу же, как становится ясно, чем дышат братья. И такой выбор автора принимаешь как должный, особенно в тот момент, когда уставший абсолютно ровный голос произносит в трубку: «раз, два, три – до свидания…» Ночь придет быстро в этот раз, только рассвета за ней уже не последует.
Томас Винтерберг – один из моих самых любимых режиссеров, каждый фильм которого не только дает новые глубины познания человеческой природы, заставляет видеть жизнь в не ведомых прежде ракурсах, включает воображение и будоражит душу.
О кинематографических достоинствах свидетельствуют оценки профессионалов: в 2010 году фильм «Субмарино» был номинирован на такие престижные награды как «Золотой Медведь» на Берлинском кинофестивале и Лучшая мужская роль (Якоб Седергрен) Европейской киноакадемии и получил три престижных кинопремии Северного совета.
Эта экранизация драматическая история семьи, лежащей в основе романа Юнаса Бенгтссона, с потрясающей прямотой раскрывает смысл народной поговорки: пьющая мать – горе семьи».
При всей несхожести сюжетов, по смыслу и глубине она стоит в одном ряду с такими выдающимися картинами как «Я сюда больше никогда не вернусь (Люба)» Ролана Быкова, «Аквариум» Андреа Арнольда, «Волчок» Василия Сигарева, а так же «Тайны и ложь» и «Сладости жизни» Майка Ли.
О том, что основное в этой истории сокрыто в глубинах прошлого выросших мальчиков говорит уже само символическое название. Но на протяжении всего фильмы на морализаторство и обличение и намека нет. Это кинопродукт чистой пробы, где вся суть происходящего в жизни героев – как опасная «субмарина» безутешного детства, плывущая под их настоящим всю жизнь, лишая радости и покоя…
Боюсь, что те, кому этот фильм адресован в первую очередь – непутевые безответственные родители – не только не поймут, но вряд ли вообще увидят этот фильм.
Пересказывать сюжет и передавать собственные впечатления о происходящем на экране в данном случае более, чем не целесообразно. Имеющий отзывчивую душу все увидит сам. Если захочет. Остальным этот фильм противопоказан.
Непростой и великолепный фильм. О наркотиках. О том к чему никогда нельзя приходить.
О неизлечимой болезни и страданиях. О выздоровлении. О надежде.
Фильм потряс талантом актеров, злободневностью самой темы - Наркотики - меч занесенный над человечеством.
Безусловные рекомендации родителям - смотреть, чтобы хотя бы примерно знать - что взять из этого фильма для воспитания своих детей, когда дети подрастают.
Если же дети уже выросли, что происходит слишком быстро, то можно задать себе другие важные вопросы.
Насчет названия фильма - Субмарино. Отличное название! Как и... Пролетая над гнездом кукушки и Почтальон всегда звонит дважды. Где же гнезда и Где же почтальоны? :)
Реалистичность фильма такова, что кажется я иду по этим улицам.
Очень жаль, что фильм не понравится многим. Но вижу отзывы и так приятно видеть солидарность со мной.
В краю, где так много тёмных и холодных ночей, творят мастера - снимают кино, как будто пропитанное насквозь этим чувством невечной, но мерзлоты, не абсолютной, но безысходности, не смертельной, но тяжестью, которая тащит на дно. Шанс всегда где-то есть, неочевидный, но - намёк на рассвет. Томас с зимней фамилией Винтерберг снял свой 'Субмарино', по всем правилам скандинавского атмосферного реализма - перед нами история семьи, которую нельзя назвать семьёй, история жизни, которая мало похожа на жизнь. 'Субмарино' идёт то на глубину, то к поверхности, иногда солнце сквозь толчею воды становится так ярко, что кажется - вот, всплыли, но нет, через минуту опять уходишь глубже и глубже; каждый герой истории старается удержаться на поверхности, но течение слишком сильное и здесь мало кто умеет хорошо плавать. Эту невыносимую лёгкость бытия хорошо оценили в Европе - фильм получил двадцать две номинации и выиграл в семи из них, в том числе получив кинопремию Северного Совета в 2010 году.
Ник только вышел из тюрьмы и коротает время либо в спортивном зале, либо с бутылкой пива. Его жизнь окрашена в серо-синие цвета скандинавской поздней осени без ярких пятен, где человеческое лицо без теплых оттенков проступает как будто через холодную воду залива. У Ника есть и временная девушка, уже почти опустившаяся на илистое дно, но пытаюшаяся вернуть себе сына, которого её лишили, есть сумасшедший друг, тоже, разумеется, с целым букетом проблем. Ещё у Ника есть брат и мать, но они существуют понятием, существительным, чужими людьми, но не семьёй как таковой. Мать в скором времени умирает (у нее нет имени, а ее лицо можно увидеть только в старых воспоминаниях о прошлом), остается брат, но имени нет и у него. Зато у брата есть шестилетний сын Маркус (и почему тебя зовут Маркус, я расскажу тебе потом), у брата Ника есть зависимость, о которой он, как и все зависимые, говорит 'всё под контролем'. Маркуса хотят отобрать у папы, папа очень против и пытается быть хорошим отцом. Пытается быть на поверхности, но в таких водах плавать тяжело и везде подстерегают рифы. Да и желание плавать, как водится, не такое уж и сильное.
Разные характеры, выросшие отдельно друг от друга действительно являются чем-то цельным, но слишком много времени прошло. Слишком поздно они встретились, чтобы что-то понять. Раны каждого не вылечило время, которое, как кто-то говорит, лечит. Время лишь сгладило острые углы, как вода точит камень, но воспоминания живы. Страх ответственности, страх остаться на ночь у женщины как страх полюбить, страх потерять любимого человека, но слабость перед страхом боли сильнее. Утонуть - в конце концов очень заманчиво, это значит - просто перестать дышать, перестать сражаться с волнами и камнем пойти на дно, пока гаснет солнце в толще воды, как бы ласково провожая тебя туда, откуда никто не возвращается.
Есть Ник. Ник, который полон злобы и бессилия, будучи сильным физически. Ник теряет контроль и бьёт телефонный автомат, расшибая руку до кости, заматывая рану чем попало, глуша боль алкоголем - потому что настоящие раны куда серьезнее. Постоянно проступающая сквозь повязку тёмная кровь - физическое проявление его внутренних демонов, рана снаружи как и гной в собственной душе, и пока рана с течением времени будет только гноиться ещё сильнее, так и попытки плыть будут всё больше из последних сил. Есть брат Ника, человек в маске Зорро, сделанной из салфетки, ведущий сына за руку в сад, опять забыв накормить его, раны безымянного отца внутри, но проступают синими пятнами на правой руке. Ключевая музыкальная тема - песня датского коллектива 'Choir of Young Believers' со словами 'всё возвращается к началу' не случайна. В начале истории два мальчика спасались от выходок пьяной матери, держа на руках третьего - новорождённого, ещё даже не получившего имя, брата. Их попытки сделать 'всё, как должно быть' в самом начале, сходят на нет к моменту, когда они выросли и их пути разошлись. Уже не за что бороться, пережив серьезные потрясения в детстве, а жизнь - течение. Структурно фильм можно разделить на две части - события глазами двух братьев. Всего несколько пересечений этих двух путей - одно из них через решётку тюрьмы - как будто даёт надежду, что они смогут стать братьями вновь, но - слишком поздно. Слишком слабы эти нити между двумя уже почти чужими людьми.
Хотя надежда всегда остаётся.
Вода иногда выталкивает кого-то на поверхность и несёт пенным прибоем к берегу. И этот подарок может принять только тот, кто не боится тяжести земного притяжения на суше.
«Субмарино» - один из видов пытки. Суть пытки заключается в том, что голову человека держат под водой до того момента, пока он не начнет задыхаться.
Не секрет, что в почете сейчас кино американское и западно-европейское. Этих фильмов, во-первых, снимается большинство, во-вторых там играют самые знаменитые актеры и актрисы, любящие поблестеть 'голливудской улыбкой', в-третьих, они отличаются наивысшим качеством, ну и наконец просто потому, что лишь небольшая часть этих кин действительно 'загружает'. Зритель ведь не любит, когда его пытаются загрузить. Зрителю можно дать немного поразмыслить, разбавив все это парой шуток, но так, чтобы потом человек ходил, замкнувшись в себе...Нет, такое кино определенно успеха не сыщет.
Томас Винтерберг рассказывает историю двух братьев, 'отбросов общества', если хотите: один из них - алкоголик, отсидевший срок; другой - отец-одиночка, балующийся наркотиками. Оба они живут в каком-то сером, северном городе N, при этом связи не поддерживая. У каждого свой путь, своя история, своя трагедия, но они связаны одним общим воспоминанием из детства, которое мистер Винтерберг и ставит во главу всех неудач, произошедших с двумя мужчинами.
Винтерберг снял фильм-трагедию личности так, чтобы ни у кого не осталось впечатления, что он смакует беды своих персонажей. Томас снимает настолько честно и открыто, искренне, что хочется думать, будто он сам прожил истории за этих братьев. Режиссер задумывается над каждой ситуацией, историей, которую он дает зрителю, и это очень подкупает. Подкупает то, что фильм снят без каких-то там масок, искусственных и натянутых улыбок, без вранья: если уж что-то случилось, то это действительно случилось. Никаких лишних счастливых мгновений, все веселье фильма расписано, словно порции хлеба по карточкам в послевоенном Ленинграде. Винтерберг не хочет давать ложных надежд. Если радость, то обязательно с привкусом горечи. Если солнце где-то и есть, то оно либо не выходит из-за горизонта, изредка поглаживая землю своими лучами, либо скрыто где-то далеко-далеко за тучами, не дающими светилу никак себя проявить.
Колоритность подобранных персонажей удивляет. Не знаю, сыграли ли бы эти роли голливудские ребята и кто на них бы пробовался. Может, Брэд Питт действительно осилил бы роль отца-одиночки, а какой-нибудьТомми Ли Джонс - бывшего зека, но почему-то кажется, что никто бы из них не сыграл лучше, чем те, чьи имена в главных ролях для многих любителей даже арт-хаусного кино ничего не значили до выхода этого фильма. Эти простые ребята, которых никто не знает, сыграли как будто в последний раз, как будто от этого фильма зависит их жизнь, черт, да они просто взяли и пересадили себе сердца своих персонажей! Затертого ощущения наигранности и фальши за фильм не проскочило, может, некая неловкость где-то в начале, а может смущение и небольшое стеснение перед камерой, но наигранности...Нет, что вы. Только не здесь.
Кто-то из отрицательных рецензентов говорил, что ни о какой пытке 'субмарино' идти речи и не может. Конечно же, это полный абсурд. Весь фильм герои мучаются, герои проживают черную полосу, выхода из которой совершенно не видится, героев пытают, жестко, цинично и совершенно не стесняясь. И делает это сама жизнь. Именно это - то страшное, что есть в 'Субмарино', именно это и призвано загрузить многих случайно (как я) или абсолютно осознанно посмотревших это кино. Только вот зритель не любит, когда его пытаются загрузить...
Жили-были два брата. Раньше их было трое, но один умер в младенчестве, так и не успев получить имени. Да и у этих двух жизнь пошла наперекосяк. Можно посетовать на злодейку-судьбу, но на самом деле все намного проще. Иначе в данной истории и не могло быть. Неизбежное классовое деление даже в цивилизованном равноправном обществе весьма эффективно разграничивает среды обитания и минимизирует возможности пересечения границ. Выйти из системы можно, если вдруг случится сбой программы. Но даже вытянутый счастливый билет не гарантирует ничего – слишком сильны связи, тянущие обратно, в привычный с рождения мир. «Субмарино» предлагает погрузиться на глубину и рассмотреть дно внимательнее.
Неудивительно, что есть что-то общее и предсказуемое в жизни представителей так называемого «социального дна». То ли есть какой-то потолок, выше которого не прыгнешь, то ли социальный лифт ожидаемо застревает на определенном этаже, то ли действительно работает поговорка «от осинки не родятся апельсинки», и дети повторяют жизнь своих родителей, потому что не знают, что можно прожить ее иначе. В любом случае, мало кому удается подняться на верхний этаж, и это лишь редкие счастливые исключения, о которых снимают добрые и мотивирующие фильмы. Но «Субмарино» не из них. Здесь во всей красе показан тот самый замкнутый круг, выбраться из которого практически невозможно. Мать-одиночка, алкоголичка, рожающая ребенка по графику «раз в два года» от разных отцов, весьма редко приходящая в трезвое состояние. Дети, предоставленные сами себе, с ранних лет прикладывающиеся к маминой бутылке. Известный заранее вектор их развития.
Винтерберг снял крепкое социальное кино о реалиях того самого класса, который живет на пособие в съемных углах, имеет отсидку, приторговывает наркотой, ворует в магазинах, не имеет каких-то прочных семейных или личных отношений – даже если они и есть, то нормальными их можно назвать с трудом. Существование, ограниченное банальностями вроде еды, выпивки, удовлетворения половых инстинктов и первичных социальных функций. Никаких внятных целей, ценностей, интересов. Нестабильность, нищета материальная и духовная, деформированные чувства, вместо полноценной жизни — существование в тумане, который не дает увидеть выход. Квинтэссенция безысходности, снятая в мрачных северных тонах то ли для усиления эффекта, то ли действительно там так мало солнечных дней.
Образы главных героев-братьев напоминают грубые мазки на холсте, сделанные неумелой рукой. Передают суть, но не раскрывают деталей, показывают действие, но не указывают причины. И в то же время чувствуется, что эта поверхностность преднамеренная, а блуждание в лабиринтах разумов и глубокий анализ причинно-следственных связей не являлись целью. Возможно, Винтерберг оставляет информацию для размышления зрителю, а возможно, тонко намекает, что ввиду примитивности и ограниченности героев анализировать там особо нечего. Даже имя второго брата, несмотря на большое количество эфирного времени с его участием, так и останется неозвученным. В любом случае, явственно прослеживается мысль, что сделать акцент нужно на явление, а не на участников, поскольку последние – лишь порождения среды обитания, которая диктует свои условия и правила, эдакие винтики, которые находятся на своих местах и обеспечивают работу механизма. Даже если механизм уродлив и смазывается кровью невинных младенцев, своей работой он поддерживает более глобальный баланс, потому что не могут все быть умными, успешными и счастливыми. Кому-то надо выживать за счет других, и жизнь – естественный отбор, а люди просто расходный материал. И между тем, «Субмарино» не оставляет равнодушным – сложно удержаться от сочувствия к героям и одновременно злости на то, как бездарно они ломают собственную жизнь, особенно при параллельном понимании того, что они просто не могут, не умеют по-другому. Их можно не понимать, не любить, но в каждом кадре ты задыхаешься вместе с ними.
Как итог, для тех, кто живет в стабильном и благополучном мире розовых фей и радужных пони, это кино — болезненная прививка реальностью, с соответствующим спектром чувств от недоверия до желания отгородиться еще более высоким забором. Для тех, кто выживает в подобном мире — это скучно и обыденно как все привычное. Для тех, кто выбрался оттуда — это как страшный сон, о котором хочется забыть.
«Субмарино» - датский фильм 2010 года режиссера Томаса Винтерберга, рассказывающий о непростой судьбе двух родных братьев.
Сюжет.Ник (старший брат) только вышел из тюрьмы и целыми днями он пьет, спит, бесцельно бродит по городу, ходит в спортзал и занимается сексом со своей соседкой. Гуляя, он встречает своего давнего приятеля, который в дальнейшем принесет ему еще кучу неприятностей. Младший брат Ника, не оправившейся от смерти жены, превращается в наркомана, толкая дурь на улице. Параллельно он как может пытается заботиться о своем сыне, единственной отраде в этой жизни. Впервые встретившись за долгие годы на похоронах матери, они еще и не подозревают, что им предстоит встретиться еще раз – но только уже в другом месте…
«Субмарино» - бескомпромиссный европейский шедевр, срывающий покровы. Этот фильм поражает своей безысходностью и вселенской тоской. Винтенбергу удалось снять настоящее кино о проблемах обычных людей. Это кино о том, как живут два одиноких человека в пустых комнатах, гуляя по холодным улицам, окруженные маргиналами – алкоголиками, наркоманами и сумасшедшими. Случайная трагедия, родом из детства, навсегда изменила жизни братьев. Но только поняли ли они, что в том не было их вины?
Порекомендовала бы ли я кому-нибудь это кино? Даже не знаю. Если честно, то я до сих пор не могу понять, жить мне хочется или помереть после его просмотра.