К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Джон Сталберг, для которого фильм 'Крутые кексы' стал дебютом в полнометражном кино, признается, что хотел быть режиссером сколько себя помнит, еще даже тогда когда не знал в чем собственно состоит суть профессии. Окончательно идея ударила ему в голову, когда юный Джон попросил отца привезти его на парковку супермаркета, где снимали одну из сцен картины 'Назад в будущее'. Несомненно, между этим моментом истины и выходом первого фильма Сталберга прошло огромное количество времени, за которое его первый сценарий о двух девушках, трансформировался в проект о двух парнях, а в помощники в его написании прибавились два совершенно разных человека - документалист и сценарист американских 'Проклятий' и новой 'Техасской резни бензопилой'. Из простого парня, с детство грезившего кинематографом, Сталберг превратился в парня, который написал фильм о марихуане будучи абсолютно трезвым и смог рассмешить Эдриана Броуди так, что 'он повредил себе шею когда смеялся', а так же заполучить совсем не хилый для такого скромного фильма и режиссера бюджет, который оценивается в сумму десять миллионов долларов. И что самое интересное, то что все это Сталберг сделал на основе классической комедийной формулы старшая школа+травка+изгой, которая часто приносит успех и большую кассу, но очень редко является чем-то не только смешным, но и виртуозно сделанным, как это оказалось в случае с 'Крутыми кексами'.

Автор фильма строит свою историю на в общем-то не оригинальной хохме о том, что будет если подсыпать травки в выпечку и дать ее испробовать кому-нибудь, кто не в курсе этого примечательного факта. Может показаться, что мысль свежа, но это отнюдь не так - подобной идеей в большей или меньшей степени пользовались многие кинематографисты, начиная от американского режиссера Грегга Араки и заканчивая создателями английского сериала 'Молокососы'. В обоих случаях это было обыграно драмой, но Сталберг не идет по этому пути - он настаивает на чисто комедийном жанре своего творения, не пытаясь влезть ни в школьную иерархию и причины ее возникновения, ни в печальные последствия употребления наркотиков, ни в какую-либо другую стихию близкую к драме. Его козырь это совмещение множества различных элементов жанра, которые он ловко встряхивает между собой, превращая те самые 'печальные последствия употребления наркотиков' в еще один саркастический момент, каждый из которых составляет вместе очень едкую картину о самых грубых пороках американских школ, их учеников, персонала, да и вообще школьной системы глобально. Сталберг не предлагает рецептов исцеления и не выступает в роли жестокого критика, он просто валит в кучу все плохое и хорошее, что может вспомнить о школе, и создает реалистичный микроорганизм, в котором ученики старшей школы выглядят как ученики старшей школы, а не как Эмма Стоун. Это разношерстная компания ребят, которые выглядят на свои сценарные шестнадцать, носят разную одежду, имеют разные увлечения, цвет кожи и происхождение. Автор один из немногих творцов в жанре комедии помнит о том, что в школах его страны учатся не только блондины-квотербеки и грудастые капитаны команд поддержки, и в своей лишенной здравой логики картине он изображает подобные заведения более живо чем даже некоторые режиссеры драматических фильмов.

Кстати, упоминаемое выше имя Эммы Стоун, чей талант я ни в коем случае не ставлю под сомнение, подводит нас к главному современному бичу подобных комедий, которым почему-то жизненно необходимо становится мелодрамами под копирку, сводя всю мотивацию героя желанию понравиться главной умнице-красавице школы, и лепя при этом совершенную фантасмагорию о том, что рассудительный отличник вдруг организует отвязную вечеринку вне закона ради призрачной возможности поцеловать даму сердца в щечку. В 'Крутых кексах', несмотря на то, что картина никоим образом не претендует на логичность действий персонажей, а скорее наоборот, мотивация железна - умника мотивирует только страх лишиться своих трудов, баллов и возможности поступить в колледж своей мечты. Конечно, Сталберг еще не настолько опытен, чтобы избежать некоторых повторяющихся элементов и девушка у него тоже присутствует, но она во-первых индивидуальна, а во вторых настолько мимолетна, что такое вполне можно позволить, так же как и мини-философскую версию современного 'быть или не быть'. Заручившись поддержкой сериального актера Майкла Чиклиса и не нуждающегося в представлении Эдриана Броуди, которые сыграли в картине совершенно нетипичные для себя роли, Джон Сталберг снял комедию, которая использует свой потенциал по максимуму, оформляя укуренное безумие в заразительную картину с оригинальными элементами на фоне банальной идеи, которая неплохо смотрится в закостенелом жанре школьной комедии и даже кое-чего стоит сама по себе.

28 ноября 2012 | 05:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: