К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Ну, конечно, детство. И море. И к нему ветры, скалы и чайка, раскинув крылья, лежит в небе. Улетает, уносится вместе с той чайкой краткое время чистого счастья…

Я не устаю смотреть детские фильмы советской поры и всерьёз люблю их героев, чистых, настоящих детских, таких простых и таких сложных, искренних, глубоких. Люблю этот радостный возраст, зреющий чувствами и пониманием. Не спешить, не торопить это время, прожить его, запоминая все мелочи, что слагают тебя в эти годы…

Черно-белый «Девочка и эхо» оказался расцвечен чистой порой жизни. Сухие строки краткого содержания говорят не о том, они упорно молчат, что когда тебе десять лет, то весь мир послушно лёг к твоим маленьким ногам. Девочка, которая в это прибалтийское лето соберёт свою коллекцию целого мира из гор с именами и настилами их вековых жизней. Из моря, что плещет словами прозрачных волн; из песни охотничьего рога, из каменистых тел прибрежных скал, осевших в воде, в историю которых голыми ступнями навек вписываешь свои следы.

Наверное, это тот случай, когда экранизация оказалась выше текста по силе воздействия и чувственному восприятию. Незамысловатый рассказ вылился в лирическую историю, стал сюжетным перевертышем. Главной героиней делают девочку, а не мальчика, смещая все акценты на нее, с ее видением и принятием мира. Чёткая находка в лице главной героини Лины Бракните выстраивает эмоциональное ядро картины и служит камертоном эстетического восприятия, выводя фильм из рамок детского кино во вневозрастной интерес.

На кинофестивале прибалтийских республик - несколько призов. Из Локарно – с серебром, из Канн - с Гран-при. Да, это была чистая победа во всех смыслах. Оценённый международным оком, он, казалось бы, должен был блестеть на родине, но советский прокат, опираясь на категорию «детского кино» дает ему лишь утренние сеансы в зимние каникулы. Без афиш. Почти незаметно. Таким образом, практически лишив взрослого зрителя возможности увидеть его. Этим бесхитростным до одури способом он и лежал себе забыто на полках, несправедливо редко когда мелькая по телевидению. А там…

…залитый солнцем берег. Ветер шёлком колышет край ее коротенького платья, путает светлые волосы, прячется в ресницах… я знаю: блеск синего неба живет в ее глазах. И нет конца счастью и морю, покуда хватит взгляда – оно лежит на всем, ровным краем касаясь горизонта. И над всем этим летит песня её охотничьего рога, созывая свою коллекцию в память, в сердце, в неповторимые десять лет, в пока еще новый вздох жизни, не коснувшийся ничем тягостным.

И снова затанцуют тонкие ноги по мокрому берегу, - а я сяду и напишу эти несколько строк впечатлений, что увели меня в мое далекое детство, когда я тоже умела говорить с эхом. Я часто это забываю. Волны прошлого затерли взрослую память, слизав мои следы на моем песке моего моря. И если бы не этот фильм, если бы не…

Говори, говори со мной мое эхо. Как далёкий отзвук моего детства, как воспоминание обо всём, что я оставила где-то там…

Воздух пахнет вечно свежим морем, вечно юным шумом, волны пахнут пеной, и эхо обязательно отвечает…

18 июля 2011 | 21:16
  • тип рецензии:

Кажется, такие фильмы умели снимать только в 60-е. Потом как-то вдруг разучились. Он какой-то лёгкий, почти невесомый, такая кино-акварель, в нём так мало показано и в то же время так много… Парадокс.

Всего один день из жизни детей лет 10-12 или ещё меньше. И кусочек следующего дня. Яркий (хоть и чёрно-белый) последний день летних каникул на берегу моря; каникул, проведённых с дедушкой-рыбаком в хижине на высоком берегу, откуда так не хочется уезжать.

Море, чайки, скалы, волны – всё так чудно и романтично. Особенно прекрасны солнечные блики на воде.

Кому-то сегодня может показаться, что это фильм «ниачём», в нём так мало действия, привычного и лубочного экшна. Но в нём есть то, что есть в лирике – движение чувства-переживания.

Главная героиня, которую мальчишки презрительно зовут ненормальной, кажется, совсем не переживает эту свою якобы «ненормальность», она просто плюёт на эту характеристику глупых и неинтересных ей ровесников, сбившихся в стайку. У них – борьба за власть, «я буду, буду вожаком!» Она – одна. И эта её самость, обособленность по-своему прекрасны. Кажется, эта девочка превратится позже в Лену Бессольцеву из «Чучела». Она не нуждается ни в чьём одобрении, принятии, внимании. Зачем ей какие-то мелочи жизни, если она может трубить в охотничий рог, как какая-то мифологическая героиня?! Пацанята с транзистором, а эта – с охотничьим рогом. Конечно, ненормальная, подумает кто-то. И их большинство. Но она, такая маленькая ещё, в коротеньком платьице, с выгоревшими волосами, она, которая купается без одежды, потому что «дедушка не разрешает в трусиках – простынешь», она удивительна. Трудно представить кого-то в этой роли, кроме Лины Бракните, чудной Лины, гадкого утёнка, от одного вида которой мурашки – уже видно, какой же на самом деле это прекрасный лебедь.

Наверное, если в фильме есть девочка, то должен быть и мальчик. И он есть, не тот, из стаи, другой. Кажется, вот он, который понял, доказал, что может хранить тайну, не зря же под водой досчитал до двадцати. Он, с чистым личиком, только приехавший Рома, должен бы стать героем, путь и десяти лет. Кажется - да, пусть уже эта ненормальная, а на самом деле Вика, будет не одна! Всё же не зря она почти в первый момент знакомства делится с Ромой своей тайной.

И вот он, прекрасный мир детства – мальчишка тут же предаёт её. Как те, из стайки. Он тоже хочет стать своим, пусть и став предателем. «Трус!» - презрительно скажет ему Вика. Но и этого он не понимает. Он предаст её ещё раз. И тут совсем не жаль его, маленького гадёныша, который и теперь ещё хочет только одного – стать одним из, доказать, что он не трус, а что он предал чужое доверие, для него это так и осталось непостижимым. Зато Вика, как она опять хороша в последних сценах!

Прекрасный фильм, нежный и пронзительный, который и закончится на какой-то звенящей ноте, как будто струну оборвали.

22 февраля 2017 | 11:59
  • тип рецензии:

Фильм атмосферный. Солнце, море, воздух, горы и звуки охотничьего рога. И волшебное Эхо, которое отзывается только тем, кто умеет его ловить.

В «Девочке…» главное не игра актеров и не натуральность диалогов. Это не самая сильная сторона картины, хотя в самые нужные моменты фильм становится удивительно тонок и пронзителен. Но все же в нем важнее символизм и драматичность конфликта, которые по своей кристальной чистоте сопоставимы с древнегреческой трагедией. И эта драматичность вырастает из простейшей ситуации. Здесь мы имеем практически архетип чистой драмы, не обремененный ничем лишним. Последний раз кино достигало подобного катарсиса в «Похитителях велосипедов» де Сики, снятых за много лет до фильма Жебрюнаса. Можно, конечно, вдоволь порассуждать о том, почему героиня сначала ведет себя так, а потом иначе, что означает то, а что означает это. Но вовсе и не нужно рассуждать, чтобы понять, что фильм – о попрании естественных и искренних чувств (в первую очередь, доверия) и о том, как с этим можно и нужно справиться. И о взрослении, конечно.

В оригинале фильм называется «Последний день каникул». Для советского проката было придумано другое название, более красивое и поэтичное. С другой стороны – исчез спрятанный в оригинальном названии смысл (каникулы = детство).

Вокруг этого фильма были споры: оправдана ли нагота. Говорят, была даже вырезана одна сцена. Мне кажется, вырезать ничего не нужно было, а «Девочка и эхо» она ведь совсем не об этом. Ее нельзя сводить к спорам о наготе. Те, кто ее осуждают за это – просто не захотели понять ее, как драму. Может, им стоит этот фильм посмотреть еще раз? Хотя бы до сцены, где девочка стоит в телефонной будке и смотрит на море. И все вдруг станет понятно.

16 февраля 2016 | 14:29
  • тип рецензии:

Два дня назад был юбилей Лины Бракните, литовской актрисы, которая сыграла главную роль в этом чудесном детском фильме, о котором я узнала только вчера. Я прочитала статью о ней в интернете, из которой об этом фильме и узнала. Это её самая первая роль в кино.

В детстве о нём никогда не слышала, да и по телевизору не видела никогда. Фильм снят в 1964-м году на литовской киностудии, и дублирован на студии Ленфильм. И видимо изначально он был чёрно-белым, потому что мне встретилась и такая версия. Но я смотрела его в цветном варианте, и мне он понравился очень. Люблю цветные фильмы, в них всё, имеет естественные цвета, реалистичность, натуральность. А тем более в таких фильмах как этот, когда действие происходит на берегу моря. На примере детской дружбы фильм поднимает важные нравственные вопросы о предательстве и благородстве, о жестокости и справедливости.

Солнце, море, горы, ветер, необозримый простор вокруг, восхищающий своим масштабом… и бесконечный летний день длинною в жизнь. Девочка стоит на берегу моря, встречает рассвет и восторженно смотрит на восход солнца, трубит в свой волшебный охотничий рог, словно пробуждая спящую природу к новому радостному дню. Волны размеренно накатывают на берег и так же послушно отступают, бережно касаясь ног своей маленькой повелительницы, будто шепчут ей свои сказания о далёких странствиях.

Режиссёр с первых кадров помещает зрителя в некую атмосферу поэтичной мифологии, рисуя символический образ главной героини и показывает её неразрывную связь с окружающей природой. Именно этот символизм и является той особенной чертой, которая, сразу уводит в совершенно иную смысловую плоскость фильма, похожего на некий природный языческий мотив, приглашающий зрителя к самым истокам мироздания. Главная героиня, девочка Вика, с самых первых кадров фильма, как бы помещена в эту природную стихию, а точнее, является её неотъемлемой частью.

Образ Вики безусловно метафоричен. Он открывается с такой светлой, искренней чистотой и совершенством, что сразу приобретает необыкновенную поэтичность, которая становится основой для философской плоскости повествования. Можно смело сказать, что Вика - это персонификация самого детства, со всеми лучшими его проявлениями и качествами, с наивной чистотой, светлой душой и ощущением счастья с приходом каждого нового дня. Она очень искренна, мечтательна и романтична, и ещё… она разговаривает с Эхо. Да, с настоящим Эхо.

«Всё очень просто: горы отзываются только чистым и честным…». Эхо словно является той заветной гранью, которую нельзя переступать, той чертой, отделяющей дружбу от предательства, и не зря для Ромы, в последствии эхо становится ещё и той соломинкой, за которую он так отчаянно пытается держаться, в попытке вернуть потерянное. Эхо становится главным символом истории, камертоном в философском смысле. В фильме очень живо передана атмосферность всего окружающего. Зритель до конца так и не может уловить, простой ли физической особенностью объясняется всё происходящее с эхом, или действительно строгие и справедливые горы навсегда отвергают предателя и отбирают у него способность слышать эхо. Потому что предательство не прощается, а когда предал доверие, оказанное таким кристально чистым человеком, как Вика, и обидел её, то Эхо не услышишь в свей жизни больше никогда.

Режиссёр переносит тему предательства из бытового жанра, в более масштабный формат, в формат некоего природного, вселенского былинного мотива, как бы пытаясь рассмотреть и изучить саму метафизику процесса, на примере детей показывая предательство само по себе, предательство в масштабах природы, мироздания!

В момент знакомства двух главных героев, зрителю сразу показывают абсолютно разную систему их ценностей, уже тем самым намекая на невозможность их дальнейшего гармоничного союза. Что за коллекцию собирает Рома? Красивые камешки на берегу, которые он называет драгоценными! «Тоже мне драгоценность...», - с насмешкой отвечает Вика, и сразу понимаешь, что вся подобная мелочность и привязка к материальному, это не для неё, градация её ценностей на гораздо более высокой духовной ступени. Девочка коллекционирует Эхо, ветры, горы, ракушки, которые привозит ей дедушка из моря, ведь в них она слышит голоса морских глубин, песни моряков, голос дедушки.

И это совершенно иной, надматериальный мир. Не даром уже после прогулки в горы, до глубины души впечатлённый Рома, произносит: «Ну и коллекция у тебя! Я такой ещё не слыхал… жаль не унесёшь». «Да,- задумчиво соглашается Вика, - В коробочку её не спрячешь». И насколько теперь блекнет коллекция Ромы, по сравнению с тем чудом, которое открыла ему Вика! Печально, что в следующий момент он полностью обесценит и своё восхищение, и тайну открытую ему Викой… И это маленькое предательство, навсегда лишит его возможности слышать Эхо.

Самый сильный по драматургии - это конечно эпизод самого предательства. Филигранно точно рисуется он перед зрителем, выдерживая накал ситуации от начала и до конца. Игра детей просто великолепна и достойна самых высших оценок. Они прожили свои роли погрузившись в них без остатка, и глядя на происходящее, веришь не только каждому их слову, но даже каждому движению, жесту и взгляду.

Поистине прекрасны и необыкновенно трогательны все эпизоды отношений Вики с дедушкой. Сразу видно, что между ними царит полная гармония и понимают они друг друга с полу слова. Отчётливо виден их общий и такой тонкий романтический взгляд на окружающую природу, заметно, что во многом именно благодаря своему дедушке, она столько всего знает, ценит и понимает. Находясь в формации её природного мира, дедушка видит, что перед ним маленький ангел, чистый родничок, лучик света в небесном просторе. Живя всю жизнь у моря, со своими любимыми лодками, он ещё помнит, как когда-то очень давно тоже был таким же, как и Вика и мог видеть мир её глазами, слышать песню моря и эхо в величественных горах.

Предательство Ромы навсегда меняет Вику, меняет сказочный мир в котором она существовала прежде. Не смотря на символическую концовку, Вика уже не будет такой, как прежде. Травма, нанесённая Ромой глобальна и невосполнима. Возможно теперь и она тоже потеряет дорогу в тот свой сказочный Мир. Именно в этом и заключается ещё большая драматичность случившегося. Дальше для неё открывается дорога во взрослый мир, кто знает какой она станет для неё и что ждёт её впереди?

После просмотра фильма «Девочка и эхо» остаётся какое-то удивительное послевкусие. Не будучи его современником, всё равно почему-то отчётливо чувствуешь неразрывную связь с тем далёким-далёким солнечным днём на берегу моря, днём длинною в жизнь... Насладитесь и вы этой историей, погрузитесь в детство. Так умели снимать только в 60-е.

10 из 10

14 июня 2023 | 16:21
  • тип рецензии:

'Девочка и эхо' - один из тех фильмов, говоря о которых бесполезно говорить о сюжете. Его можно уложить буквально в пару строк, но при этом ни одни строки не смогут передать его глубины. В одном авторам ленты не откажешь - за привычными видами, обыкновенными вещами и такими простыми характерами у них кроется практически древнегреческая трагедия с присущей ей катарсисом.

Девочка дружила с эхом и больше всего на свете любила одиночество. Однажды на берегу моря она встретила другого такого же ребенка, эхо для которого - не пустой звук. Однако уже очень скоро она вынуждена будет столкнуться с предательством и таинством прощения.

Картина нашпигована символизмом, который, однако же, лежит на поверхности. Его не надо разгадывать, да и тезис о том, 'что хотел сказать автор' тут умещается в одну емкую фразу. Да это и не нужно - скорее, авторы с помощью таких простых и знакомых героев еще раз хотели поднять вечную, но всегда актуальную тему.

Мастерство режиссера видно с первых кадров. В 'Девочке' сразу узнается ни много, ни мало европейский фильм, а сам Жебрюнас, как мне показалось, то и дело передает привет то Бергману, то Антониони - это выражается в ракурсах или отдельно взятых мизансценах. Режиссер тут словно художник водит кистью по холсту, используя самые разные приемы выразительности, будь то разного рода визуальные заигрывания со зрителем или же несколько сцен с обнаженной главной героиней, которые не выглядят пошло или неуместно и являются тоже своего рода метафорой чистоты души.

'Девочку и море' можно воспринимать по-разному. Наверное, дети посмотрят ее именно как детское кино - простое, доброе, неторопливое, но интересное. Ну а взрослые, скорее всего, даже не обратят внимание на жанровую принадлежность этой, без сомнения, притчи и получат массу удовольствия от произведения.

10 из 10

23 октября 2022 | 23:58
  • тип рецензии:

Наверное, лучший детский фильм из всех, которые видел (сказки Роу в отдельной категории). О том, в чём волшебство нашей жизни, и о том, что это волшебство разрушает. Чудесная роль Лины Бракните, чудесная природа и самое главное - время надежд и мечты, которое делает преодолимой боль от предательства. Очень жизнерадостное кино, несмотря на сложную тему. Фильм завораживает своей глубиной и красотой, чем напоминает лучшие картины 60х, например, малоизвестный «Год рождения 1945-й» Юргена Бёттхера из ГДР. В финале, где виден необъятный простор, понимаешь, что ради этих моментов и стоит жить.

04 ноября 2023 | 07:32
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: