Руководство колхоза им. XXII партсъезда села Вилина Бахчисарайского района после сбора и сдачи урожая каждому труженику решило дать премию и выплатить по нескольку окладов сразу. Сумму в полмиллиона рублей должны были доставить из банка шофёр и женщина-кассир. Банк смог выдать только 140 000, и машина поехала обратно. Через некоторое время ГАЗ-51 и убитых мужчину и женщину нашли на просёлочной дороге... В 1974 году дело об ограблении инкассаторской машины в Бахчисарайском районе, в котором подозревали работников милиции, было скрыто завесой секретности — советская власть тщательно скрывала пятна на милицейском мундире. Более того, в 70-е годы это преступление было самым громким во всем Советском Союзе. За его расследование взялось МВД СССР. Отрабатывались десятки версий, вплоть до самых нелепых: дескать, резиденту иностранной разведки срочно потребовались деньги для проведения особо важной и секретной операции. Вот и «изъяли» их подобным образом!
Однако дело это так и не было раскрыто, и остаётся скандально-загадочным по сей день. Публикация на эту тему вызвала немалый резонанс. Сначала в Крым снимать передачу о «вилинских инкассаторах» приехал вместе со своими коллегами с телеканала НТВ известный российский актер Леонид Каневский. А когда на экраны вышла его программа «Следствие вели…», посвященная событиям в селе Вилино в 1974 году, тут же активировались крымские правоохранители. Некоторые из них вспомнили ещё массу интересных историй, связанных с расследованием одного из самых громких в СССР дел. Как теперь вспоминают ветераны милицейской службы, вилинское ЧП случилось точно в День милиции — 10 ноября 1974 года. В ограблении инкассаторской машины и двух убийствах тогда подозревали самих работников милиции, поэтому на таком фоне дата преступления выглядела как злая насмешка судьбы, а быть может, как лицемерная издёвка бандитов. Сюжет картины Августа Балтрушайтиса не калькирует полностью трагедию 1974 года.
На дороге в аэропорт убита инкассаторская бригада, её «волга» сожжена (она по-голливудски живописно пылает в первых кадрах), а сумка с астрономической по тем временам суммой в 250 000 рублей бесследно пропадает. Из-за масштаба и дерзости изображённого преступления, критика оценила ленту как «фильм, далеко опередивший своё время». Обычно в советских детективах разоблачались безобидные расхитители «социалистической собственности» с городских свалок и из овощных магазинов, да бытовые хулиганы. Лента во многом предвосхитила жанр «нео-нуар», в котором уже в 80-е — 90-е годы были сняты многие зарубежные («Секреты Лос-Анджелеса») и отечественные («Дураки умирают по пятницам», «„Авария“ — дочь мента», «Меченые») фильмы. Злодеяние раскрывают два следователя, одного из которых играет Георгий Бурков, второго — Донатас Банионис. Им помогает очаровательная молодая юрист-практикантка в исполнении Елены Наумкиной.
Поскольку реальные обстоятельства «Дела вилинских инкассаторов» в советское время хранились в строжайшем секрете, оно обросло многочисленными слухами, в частности, о возможной вовлечённости в него сотрудников КГБ. Видимо, съёмками на бульваре Франко в Симферополе авторы фильма и пытались намекнуть на них, ведя тонкую и непонятную непосвящённым игру с цензурой. Правда, сегодняшнему зрителю довольно проблематично окунуться в такие 'глубины' режиссёрского замысла. Сегодня зритель смотрит картину 'с чистого лица', вне всякой связи с реальным преступлением. И вот здесь на первое место выходит история, написанная Юлием Александровичем Лурье, известным также под псевдонимом Юлий Николин. Годом ранее он уже поработал в жанре детектива - 'Длинное, длинное дело' (1976) с Евгением Леоновым в главной роли. И вот - новый сценарий, многими своими гранями касающийся трагедии на просёлочной дороге.
Специально ли сценарист так 'расписал' главных героев, или же это желание режиссёра, но дуэт Бурков - Банионис выглядит классическим примером 'плохого - хорошего' полицейского. Бурков - последователен, нетороплив, дотошен. Начальство характеризует его как сотрудника, который 'перемудрит'. Банионис - импульсивен, тороплив, поспешен в своих решениях. Такой точно 'недомудрит'. Поэтому, чтобы 'уравнять систему' их сводят в общую следственную группу, а в помощники дают молодого следователя Маргариту Ивановну Устинову (Елена Наумкина). Фильм выдержан в классических детективных 'тонах' - много разговоров, мало действия, что полностью соответствует работе следователя, вынужденного 'лопатить' тонны материала, чтобы отыскать драгоценное зерно истины.
Прекрасно сыграли эпизодические роли Наталья Фатеева и Михаил Светин: буквально несколько слов, пара жестов - и готов яркий, запоминающийся типаж. У старых советских детективов имеется одна особенность: зачастую их смотрят не ради 'лихо закрученного сюжета' (лихостью там порой и не пахнет), а ради замечательных любимых артистов, которые хороши в любой роли - даже самой незначительной...