Сериал по одноименному произведению одного из самых популярных писателей современности Бориса Акунина. Первая часть трилогии про неугомонную сыщицу в рясе - монахиню Пелагию.
В доме Марьи Татищевой нечисто. Какой-то злыдень истребляет белых бульдогов особой породы - любимых деток помещицы. Найти преступника, племянник Татищевой Владыка Митрофаний отправляет свою верную помощницу - Пелагию. Смышленая монахиня быстро вычисляет изверга, но преступления на этом не заканчиваются. Пелагии приходится вступить в борьбу со Злом, ловко маскирующемся под добродетель и благочестие.
Я очень люблю книги Акунина, особенно цикл про Пелагию. И сериал получился отличный - очень атмосферный и захватывающий. Полина Кутепова лучший выбор на роль Пелагии Лисициной. Рыженькая, умная, обаятельная девушка. Очень хороши Митрофаний, Наина Телианова, Сытников, Бубенцов, Спасенный. Остальные тоже не подкачали. Лишь Дарья Мороз немного фальшивила своим натужным 'оканьем'.
На мой взгляд, историю немного затянули, можно было сделать ее лаконичнее, зато ничего не упустили.
На сегодняшний день, бесспорно, лучшая экранизация Акунина.
Прекрасная, очень бережная, я бы сказала, любовная экранизация одноименного романа Бориса Акунина, настоящий подарок для поклонников творчества Григория Шалвовича. Смотрела с наслаждением и 'узнавала' абсолютно всех героев и все детали: именно так все и представлялось во время чтения. Порой от совпадений просто дух захватывало, как будто в руки попали одни козыри!
ЗдОрово, талантливо, с огромным уважением к писателю и к созданной им вселенной героев, образов, понятий. Полная реабилитация многажды скомпрометировавшего себя, поистершегося, замыленного жанра телевизионных сериалов.
Режиссеру и всем создателям - поклон за честную работу без грана халтуры.
Фильм мне понравился, так как очень люблю фильмы такого жанра. А современные экранные детективы представляют собой либо стрелялки-догонялки, либо нелогическую чушь. А этот фильм-хороший пример интеллектуального детектива.
Фильм замечательно передаёт дух времени и дух романа. Смотрится на одном дыхании. Полина Кутепова-молодец! Отлично сыграла Пелагию. За внешним смирением и целомудренностью прекрасно видна сильная, недюжинная личность. Хороши Виктория Исакова вроли Наины и Тимофей Трибунцев в роли Бубенцова. Его демоническая внешность соответствует характеру персонажа.
Прекрасно сочетаются динамические сцены и спокойные, размеренные. Некоторые места просто жутковаты, что соответствует происходящим событиям.
Жаль, что до сих пор не экранизирован 'Пелагия и Чёрный монах'. Был бы интереснейший фильм.
Посмотрел сей сериал по каналу одному, спустя 4 года после выпуска оного телепроизведения. Отмечу, что сериалы смотрю редко - почти никогда и особенно современные 'исторические'. Но здесь, как водится, случайно попал да и увлёкся.
Не знакомому со мной читателю скажу - вкус у меня достаточно тонкий и привередлив я весьма и весьма, в искусстве разбираюсь, но в то же время - не крючкотвор, и главным в оценке часто наличие общего особого Духа является. Духа - не мистическаго и не философическаго, но Духа времени, эпохи, экранизируемого произведения, просто целостного режиссерского. Это как парфюмерный аромат или кристалл - может играть гранями целого, а может как распадаться, ничего в общем не представив из себя. Но может и несколько цельных явлений дать.
Так вот фильм этот - сериал - мне понравился. Не бедные это Насти и не благородные девицы... Вроде скажешь и костюмы те ж и эпохи ближни, ан не те ж и не ближни всё же. Есть в картине этой Дух. И времени. Абстрактно-литературного девятнадцатого столетия да рубежа векового. И режиссерского видения. И сценария. И Поволжья-Заволжья, с его переплетением русского и нерусского (уж как напомнили, к слову, рубахи кой-кого одежду поволжских финно-угров, да манеры у героев тем ж отдают), христианства и сказочного язычества. Цельного произведения. Несмотря и на 'провисания' совсем чуть-чуть кое-где.
За Дух писателя браться не берусь - читать не читал, любить не люблю вовсе.
Кой-где, ежели в ассоциации вдаться, напомнило и 'Отцов и детей' советских, (один герой - так обликом Базарова и напомнил), и старые хроники века минувшего начала, и произведенья непосредственно литературные классиков. Артисты подобраны на мой взгляд удачно - типажи характерные, образы яркие. Отец Митрофаний - образ создан достойно, без мелкоты характера - хороший пастырь во всем его облике. Петербургский заезжий Бубенцов, напомнивший острым и темным взглядом да и телосложеньем отчасти небезызвестного Йозефа. Того самого, Гёббельс, который. Барышня Наина, страстям подверженная. Или превосходно актерски одаренная по части залегания в постель и боления там душою да сердечно-сосудистой системою и милая и добросердечная с тем вместе, хотя и канонам поведения местной богатой помещицы следующая старательно, героиня Татищева, в исполнении Н. Н. Усатовой. А чего стоит, по мне, хотя бы только изумительно показанное братско-сестринское знание сущности друг друга - её и брата её Митрофания (А. В. Феклистов). И в этом же отношения людей российских типа этого показаны во всей красе их - юморе и суровом подколе, с одной стороны, да с другой стороны, в той же ситуации тяжелой, знании как именно помочь и помощи. Образы и другие - что обер-прокурора Бердичевского, что внука Татищевой, Петра, что иных персонажей - все выпуклы, все по-разному, но раскрыты, характерны, интересны.
Образ же Пелаг(и/е)юшки - как и сестры её мнимой (герой в герое) - Полиной Кутеповой создан цельный, хотя по мне - пересмотрел бы я ещё, не до конца её понял. Кажется не все грани узрел. Тоньше она играет других в чём, может? Немного плосковатое впечатление осталось. Хотя метода отыгрывать в театре только две-три сцены на полную мощность и остальное ровно может тут действует. Ибо несколько сцен её, особено ярко и приятно запомнились.
В сериале сем огрехи может и имелись, но они по мне так сглажены, как мало где именно следованием Духу заявленному. Когда все течет по одному руслу. И камешки да щепки при быстром и сильном течении сметаются в общую красоту потока. Это и про оканье скажу и про места съемок...
Сериал не фальшиивый - ни в ролях (фактически не припомню фальши), ни в быте показанном (если даже и огрехи в наличии), ни в показанной сути человеческой...
Стилизация - это, пожалуй, единственный по нашим временам развлекательный жанр, на котором 'ветошь капризной легкости' не истлела от долгой носки, напротив - преисполнилась винтажные шиком. Актуальнейший ныне вопрос 'где слог найду, чтоб описать прогулку, Шабли во льду, поджаренную булку и вишен спелых сладостный агат?' для стилизатора заведомо не стоит: слог ему по чину полагается заимствовать. Чем синтетичнее искусство, тем многообразнее стилизаторские возможности художника, и тем, соответственно, многомернее, прихотливее, интереснее потенциальный результат наложения заимствований. В этом смысле добросовестные экранизации Акунина всегда предпочтительнее книжных оригиналов: как-никак для лепки пастишей умный режиссер имеет в распоряжении не только литературную, но и всю изобразительную (и не в последнюю очередь собственно кинематографическую) классику.
В 'Пелагии' Юрий Мороз играл наверняка, приняв за визуально-композиционные образцы те, что первыми приходили на ум и кидались в очи, - оттого и фильммейкерские цитаты-парафразы из его работы вылавливаются куда проще текстуальных акунинских. Однако в искусстве их оспаривания, высмеивания, выворачивания наизнанку режиссер ни в чем не уступает писателю. Подглядывание за персонажами в подзорную трубу, мальчик в картузике у патефона, лакей с пробором вдоль затылка, вылавливающий в пруду плетеный стул, семейственные посиделки у самовара, на террасе с облупленными перильцами - все эти милые подробности усадебного быта настойчиво отсылают к 'Неоконченной пьесе для механического пианино' - слишком настойчиво, чтобы обошлось без подвоха. И верно: михалковское ностальгирующее барство оборачивается у Мороза химерой, духом мелочей, прелестных и воздушных - ему, скорее, поэтически сладко, 'что тот мир исчез, а с ним его очарованье'. Подмешав изрядную долю непредусмотренного, по-советски прочитанного Чехова в акунинскую круто замешанную достоевщину, Мороз сумел таки посетить ветхий дворянский кров, взглянув с высокого балкона - с иронией, без набившего оскомину пиитета. В образе губернаторши в фильм бочком пролез и гайдаевский Гоголь: ее туалеты и будуары практически копируют параферналии городничихи Сквозник-Дмухановской, украшавшие 'Инкогнито из Петербурга', - с той лишь оговоркой, что Дарья Мороз не рвется из них агрессивно знойными мордюковскими телесами, а сливается с розовой кисеей, становясь похожей на сливочный торт, - и сливочно же тает под огненными взорами столичного чиновника. Мороз-режиссер и в мыслях не имеет выпороть зрителя гневными сатирами. Его удел - милый вздор комедии звенящей иль Мариво капризное перо. Наконец, Александр Феклистов напрямую взят Морозом из экранизации лесковского романа 'На ножах'. Превратившийся из отца Евангела во владыку Митрофания, утративший сентиментальность, чувствительность, благостность сельского батюшки, Феклистов стал у Морозова куда более функциональным и удобно-бесстрастным - зрителя не растрогает, но и веселой легкости бездумного житья не отяготит...
Не в последнюю очередь благодаря этой игре отсылок-отражений - во многом чисто внешних, собственно содержания напрямую не касающихся - фильм у Мороза и содержательно вышел честнее (да и художественно убедительнее) исходного литературного материала. Акунин, свободно объединив в 'Бульдоге' два романа Достоевского, не только подранил тем самым детективную его интригу (ведь убийца почти с самого начала легко вычисляется из чисто стилистической логики), но и пошел на откровенный социально-политический подлог (допустимый 'по понятиям' постмодернизма, но царапающий традиционное восприятие): там, где у классика бесчинствуют, с веселой безответственностью раскачивают лодку либеральные (то есть по русскому определению оппозиционные) смутьяны, у стилизатора разброд и шатание во имя приведения в повиновение организует петербургский синодальный чиновник по особым поручениям (то есть как бы архетипичный охранитель властной вертикали). Мороз вступил с Акуниным в оригинальную полемику, именно что доведя этот надуманный конфликт до абсурда, отказавшись скрывать Бубенцова под навязанными демоническими личинами Ставрогина, Верховенского или Ивана Карамазова, вместо этого придав ему явно узнаваемые черты конкретной политической фигуры (вот так - смело и откровенно, с чеченским цепным псом у сапога: 'Володя, я им тебя не выдам!'). И преуспел: ведь в зыбком мире стилизации ничто так не расколдовывает, не подрывает доверие, как чрезмерно услужливые, утрированно очевидные параллели с современностью.
'Пелагия и белый бульдог' - смотрела не по серии в день, а одним махом. И не оторваться было.
Не скажу, что все в фильме понравилось - но я не профессинальный критик, а профессиональный зритель, и как зрителя фильм цепляет. Во-первых, понравилась главная героиня - монахиня Пелагия, она же светская дама Полина Андреевна, она же тайный агент Святейшего Синода... Очень достоверный образ получился у актрисы Полины Кутеповой, которая сыграла монашку с проницательным и временами лукавым взгядом, а как она преображалась в моменты расследования! Любая женщина оценила бы эти моменты.
Также фильм очень украшает и, я бы сказала, оживляет непревзойденная Нина Усатова в роли помещицы Татищевой - властная, крикливая, влюбленная в собак, и все равно приятнейшая по-Усатовски, колоритная мадам...
Пересказывать фильм не буду - его нужно смотреть. Есть за что ругнуть - не без этого, у нас к сериалам их производители относятся менее ответственно, чем к фильмам. Взять то же натужное 'оканье', о котором иногда актеры вдруг вспоминали. Но чего стоят напряжение из-за ожидания того, что, как ты уже сам знаешь - произойдет. Или сцена под проливным дождем в садике, где еле вырвавшаяся от убйцы Пелагия по наитию, еле живая от страха и от потрясения, выкапывает отрезанные тайным убийцей головы! И музыка соответствующая, постоянно держит в тонусе.
Мое мнение: 'Пелагия и белый бульдог' - хороший вариант домашнего времяпрепровождения, в меру качественный (если можно так выразиться) и занимательный многосерийный фильм.
Акунин - мой любимый современный писатель. Его тоже не все хвалят, и даже многие ругают. Но это все критиканство, которое, по моему глубокому убеждению, к объективности никакого отношения не имеет. Для меня Акунин - гений. Для другого - пустышка. А что от этого меняется-то?
Вот и сериал 'Пелагея и белый бульдог' кому-то явно не понравился, кто-то его принимает с натяжкой. А я считаю - прекрасный получился фильм. Да, и у меня были свои представления о героях этого произведения, которые не совпали с экранизированными персонажами. Но я - привыкла. Более того, просмотрев фильм раз двадцать в записи, уже и не представляю, как мог бы по-другому выглядеть Бердичевский, например. Актеры, безусловно, хороши, даже великолепны.
Я бы несколько отрицательных слов сказала в адрес сценариста Зои Кудря. Зачем нужно было придумывать сюжетную линию с родственными отношениями Спасенного с губернаторшей? У Акунина в книге намного все проще и естественней. И Наина, бросающая розы к ногам Бубенцова, - это явно перебор...
В остальном - все прекрасно. Огорчает другое - похоже, до сих пор обещанный фильм 'Пелагея и черный монах' даже не снимается. По крайней мере в Рунете об этом ни духу, ни звуку.
Фильм по одноименному роману Бориса Акунина у меня, как у поклонника его творчества не мог не вызвать интереса. Хотя и воспринял его рекламу я весьма насторожено, так как в отличии от предыдущих картин по романам Акунина это был все же телевизионный проект, а не фильм для большого экрана, так же вызывал опасения хронометраж, все таки 8 серий это сначала показалось как то многовато для одной истории.
Но опасения слава богу не подтвердились, и с первых серий фильм не смотря на неторопливое повествования завлекал к дальнейшему просмотру. Благо сценаристы не стали изобретать велосипед и вели рассказ практически строго по оригинальному сюжету.
Особое внимания нужно уделить актерскому составу, который на мой взгляд на 100% соответствовал характерам своих героев, понравились все без исключения, особенно порадовали Тимофей Трибунцев и Сергей Легостаев.
Подводя итог можно рекомендовать к просмотру как поклонникам данного романа так и зрителям которые хотят провести время за интересным отечественным фильмом.
Когда я узнал, что будут экранизировать Пелагею Акунина, я обиженно взвыл - эй, ну куда бульдога-то! Это же туфта унылая! Даёшь чёрного Монаха! Вот Чёрный Монах - это да. Это одна из лучших акунинский вещей, уж по крайней мере лучшая из цикла о монахине-детективе.
А потом я посмотрел этот сериал. Я не пропустил ни серии. И досмотрев, я возопил вновь - не дай бог, они услышат мои молитвы и также снимут Чёрного монаха... А судя по концовке, этот Чёрный день чёрного монаха наступит...
Но обо всём по порядку.
Как и все сериалы новой волны (то есть не ментовские войны, а экранизация классики или вообще чего-то костюмированного, а началось всё с Бедной Насти), и тем более, как все сериалы по Второму каналу, из Акунина сделали противную дешёвку. Начинается сериал с титров. Типа как встречают по одёжке, верно? Так вот, титры сразу вопят на всех известных языках - выключай! Там Полицейская академия идёт! Переключи канал! Это нечто, которое сварганил какой-то любитель на фотошопе, убого украсив виньетками, и пустив под милую музыку (такая вариация закоса под саундтрек Шерлока Холмса). Ну да чёрт с ними, с титрами, зачем придираться по мелочам.
Сюжет сохранён в точности, а потому к нему не придраться. Все герои, все перепитии - на месте, лишнего не наваротили. Но как же в такой обработке чётко видно, что это самый неудачный роман Акунина...
Во-первых, съёмка. Очень многое в настроении фильма определяет качество плёнки. Так вот, смею уверить: точно так же, как и Пелагею, снимают все ментовские сериалы. И все документальные фильмы. Короче, сэкономили на плёнке и, как следствие, на атмосфере. Могли бы уж сделать какой-нибудь эффект, чтобы было интереснее погружаться в историю, а не смотреть на выхолощенную гладкую картинку. Однако единственная слабая стилизация под чб - в перебивках между эпизодами, когда место действия меняется. Эти перебивки - тоже чудо.
Нам показывают слайд-шоу из гравюр, накопированных из учебника по москвоведению (если сейчас существует такой предмет). Казалось бы, гравюры. Вот бы их обыграть как-нибудь. Например, неожиданно оживить одну, составив такую же сцену с актёрами. Мол, показывают застывшую картину, которая вдруг волшебно оживает. Но нет. Показали и показали. Какие милые картинки. Причём речь идёт о некоем Zavolger (sic!), а гравюры изображают Москву и Питер. Ну это ведь так подходит по стилистике, правда?
Такое ощущение, что оформлением сериала занимались или халтурщики, или любители-новички. Нет, всё-таки халтурщики, потому что любители привносят креатив. А здесь же работает старая обкатанная схема дешёвых сериалов со Второго канала.
Ладно, перейдём уже к действию. Как сказано было выше, к сценарию придраться сложно - это означало бы объявление войны фанатам Акунина. Придерёмся к актёрской игре. Актёры отыгрывают эпизоды из книги, практически не меняя слов. Просто отрабатывают деньги. Ничего выдающегося, ничего отвратительного. Крепкий середняк. Трибунцев тщательно косит под Меньшикова. Легостаев в роли Мурада устраивает какую-то клоунаду для детсадовского утренника. Вертков в роли студента меня пугает. Правда, страшный. Единственно, Усатова не разочаровала. Она определённо мила. Впрочем, вне зависимости от роли. Остальные же, как я уже сказал, просто отработали гонорары и разошлись.
Сама Пелагея... Честно говоря, мне Кутепова тоже не очень понравилась. Возможно, из-за общего неблагоприятного фона. На котором счётчики Гейгера-кинокритика зашкаливают. Она в некоторых местах откровенно переигрывала. Это трудно не заметить. Впрочем, у меня сложились свои представления об образе Пелагеи... Поэтому здесь объективно судить не берусь.
Итак, подводя неутешительные итоги: кастинг неудовлетворительный, никакой стилизации и в помине, креатива ноль, сценарий крепок, но на фоне разрухи тоже покачивается на глиняных ногах. И прочие минусы. Только музыка кое-как удалась.
Как тут напоследок не привести пример смешного эпизода из сериала? Я поделюсь с вами этой бесконечной радостью, хотя конечно, лучше это видеть самому (не рискуйте): Пелагея прибывает в пункт назначения. У ворот стоит пристав, рядом телега, покрытая рогожей (хотелось закосить под стиль Акунина, но нет, ограничусь своим ядовитым великолепным сарказмом). Пелагея подходит, выспрашивает, что, мол, да как. Пристав с огорчением изволит пояснять - выловили-с трупов крестьяне, обезглавленных жестоким образом. Надо теперь везти на опознание. Обезглавленные, Господи помилуй, какой ужас! Крестьяне собираются кругом, испуганно предлагают - а что, дескать, вдруг мы сможем опознать? Покажите нам зверски убитых. Ну хорошо, - зловеще говорит шериф, то есть пристав. - Вот они... И резким движением отбрасывает рогожу! А там - НОГИ!
'Объясняю шутку - в такой напряжённой атмосфере ожидаешь увидеть реально обезглавленных людей, чтобы испуганно вскрикнуть. А тут показывают ровно не с той стороны'
Боже мой, я над этой сценой ржал минуты три. До рекламы. Вот вам сериал по Акунину. Вот вам зверски обезглавленные. Словом, неудачная, не стремящаяся быть удачной, постановка по мотивам не лучшего романа. Типичная поделка ремелсенников, как и прочие проекты - Тихий Дон, Талисман любви, мастер и маргарита и проч, и проч. Бедная Настя выгодно выделяется на фоне этого месива, потому что не стесняется быть пародией на мексиканские сериалы, а честность похвальна.
Да, я понимаю, почему рецензии на эту экранизацию романа Акунина такие тусклые и неубедительные. Зрители явно предвкушали больше красочный, насыщенный действиями фильм, каковым был «Турецкий гамбит», более неординарную постановку, с особенной атмосферой, каковым был «Азазель», ну и наверно кому-то мог приглянуться михалковский «Статский советник», своим вычурным и монотонный характером, но уж этого едкого пафоса, к счастью, в этом сериале нет.
так, многосерийный фильм на основе популярного романа Бориса Акунина. Нужно признать, что режиссеру Морозу разгуляться было негде, потому что сюжет суховат, сам Мастер в этот раз не работал над сценарием, невероятных событий ждать не приходится, действия происходят в беспросветной провинции, герои, хоть и характерные, но что с них взять, филистеры и монахи по своей сути скучны. Да и не взять сниматься свою дочь режиссер как всегда был не в состоянии.
Но теперь в защиту проекта. Пусть книга не самая удачная для экранизации, создатели справились очень не плохо. И хоть впечатляющие эффекты, оригинальная атмосфера быта девятнадцатого столетия напрочь здесь отсутствуют, и, кажется, что все снимали в музее Ясной поляны, у сериала есть сильная сторона. И это - актерский состав.
Такого невероятного сплетения великолепных актеров я давно не видела. Нина Усатова гениально передала недоверчивость и мизантропию свое героини, Александр Феклисов- потрясающий разноплановый актер, отлично влился в образ благоразумного наставника Пелагеи и инфантильных чиновников своего города, Полина Кутепова создала оригинальный образ своей героини, мне очень импонирует её Пелагея, скромная, сдержанная, сильная, добрая, умная, честная. На мой взгляд, это достойная коллега Фандорина.
Тимофей Трибунцев – великолепный дьявол, темный лорд, жесткий, ловкий, харизматичный. Мечта любой декадентки. Александр Голубев меня приятно удивил своим новым амплуа. Он великолепно исполнил новую для себя роль неприятного ренегата своего дьявола, еще более кровожадного и лицемерного.
Максим Матвеев - открытие года, запоминающийся актер, игравший в разрекламированном «Тариф Новогодний» и нашумевшем «Стиляги», так же порадовал хорошей игрой.
Но лично для меня главной звездой сериала стала Виктория Исакова. Эпатажная, женственная индивидуалистка Виктория поразила меня еще игрой в «Охота на пиранью», её эффектная героиня была запоминающейся. В фильме Лунгина «Ветка сирени» актриса снова создала яркий образ, на сей раз фанатичной коммунистки, влюбленной во флегматичного Рахманинова. И тут эта роль. Княгиня тьмы, завороженная хладнокровным столичным чиновником, берет на себя роль его ассистентки. Как бы нелепа не была её роль, Исакова блестяще сыграла. Русская Хелена Бонем-Картер, не иначе.
Что ж, по ходу просмотра сериала, я все больше восхищалась игрой актеров, и, соответственно, тем меньше я хочу окончания этой картины. Если после первых двух серий желания смотреть дальше почти не было, то после пятой я уже не считаю, что эти 352 минуты своей жизни я бездарно прошляпила.