Впервые я этот очень тёплый, интеллигентный, тонкий, умный фильм посмотрел ещё в детстве по ТВ (он чёрно-белый, потому что телевизионный, а цветных телеков тогда почти ни у кого не было). Он меня так впечатлил, что я его запомнил на всю жизнь. С тех пор пересматривал его только дважды, лет 10 назад и вот на днях. Картина явно недооценена и и недопонята и тогда, и сейчас, иначе на КиноПоиске о ней были бы другие рецензии. Вот я и взялся за восстановление справедливости. Но обо всём по порядку.
В 71-м году на киноэкраны (подчёркиваю!) страны вышел 'конгениальный' и потрясающе успешный фильм великого нашего комедиографа Гайдая '12 стульев' (по Ильфу/Петрову). В 72-м году на телеэкраны (подчёркиваю!) страны вышел наш скромный фильм 'Ехали в трамвае Ильф и Петров' (по Ильфу/Петрову). Влияние первого на второй очевидно, особенно в финале. Так же, как у Гайдая, у Титова совершается прыжок во времени и воспевается современная на тот момент Москва со стадионом 'Лужники' в центре (?). Гайдай наверняка был знаком с этой лентой и обратил внимание на её новелличность, поскольку сам строил фильмы из новелл ('Деловые люди', 'Операция 'Ы'...'). Далее события могли предположительно развиваться так. Гайдай, уже работавший над своим 'Иваном Васильевичем...', о нашей ленте не забыл, решив тряхнуть стариной и сделать 'ответный ход'. Но сколько же можно 'доить' 'сладкую парочку' И/П? Поэтому выбор мастера пал на её 'конкурента'- Зощенко. И вот в 75-м году на киноэкраны (подчёркиваю!) страны вышла состоящая из 4 новелл Зощенко комедия Гайдая 'Не может быть!'. Успех, классика, 'народный фильм', цитаты и песни, великие актёры, 'и всё такое'. Никто с этим и не спорит. Вот только на самом деле это не КИНО, а снятый на киноплёнку 'театр миниатюр' (точнее Театр Сатиры, откуда большинство актёров). Чисто ТЕАТРАЛЬНАЯ работа, как и все фильмы того же Марка Захарова. Зато весело, зато смешно!!!
...И вот тут-то о главном. Развеселённый Гайдаем до мокрых подмышек обыватель, уверенный в том, что Ильф с Петровым- прикольные пацаны, посмотрев наш фильм, начинает ныть: да разве это комедия, да тут смеяться негде, всё затянуто, нудно...
Отвечаю. Ильф и Петров- не клоуны и не Зощенко. Это очень умные и серьёзные писатели-сатирики, переживавшие за свою страну, за свой народ и стремившиеся сделать его жизнь лучше и светлее, 'бичуя' пороки посредством присущего им чувства юмора. Всё это и отражено в 'трамвайной' картине, снятой с доброй улыбкой и ностальгической 'грустинкой' по тем временам, когда в Москве ещё не было метро... (Кстати, с режиссурой всё в порядке: утром едут в трамвае, потом работают, потом снова в трамвае- домой.) А многочисленные фото- и кинодокументы помогают вдумчивому зрителю окунуться в атмосферу той поры. А лирики фильму добавляют 'сквозной персонаж'- девушка, ищущая настоящей, несуетной любви и музыка замечательного композитора Никиты Богословского. А актёрский ансамбль, который просто великолепен... А... Но хватит, пожалуй. Это вам не 'кумедь'! Тут думать надо, понимать, сопереживать... А кому поржать хочется, то вам не сюда!
8 из 10