Мой начальник однажды изрёк: даже агитки бывают гениальными. Что ж, с некоторой натяжкой, гениальной агиткой можно назвать дебютное произведение известного писателя Юрия Карловича Олеши 'Три толстяка'. Да-да, даже сам оригинал, по-хорошему, не дотягивает до действительно гениальной вещи. Слишком уж увлёкся автор красочными сравнениями и олицетворениями: всякими там кошками, шлёпнувшимися, как сырое тесто, или людьми в полосатом трико, похожими на ос! Раз пять показал, что можешь так обогащать язык произведения, - и хватит. Но когда в тексте таких развёрнутых эпитетов - прямо засилье, это уже говорит о невысокой самооценке самого молодого автора. О стремлении удивить читателя хотя бы одним трюком, что у него хорошо получается, за неимением иных талантов. Что уж говорить о дальнейших попытках популяризации этой и без того не самой замечательной революционной сказки: о различных балетах, аудиоспектаклях, капустниках, мультиках и фильмах! Таких попыток было немало. Но они вышли ещё более скучноватыми. А учитывая нынешние реалии, - и откровенно неактуальными. Да, во время оно, может, и был смысл. Сейчас - другие времена, а какая жизнь - такие песни... И вроде бы - забыть и показывать разве что любопытным поклонникам такого сомнительного удовольствия, как 'парк советского периода'. Но я всё ж сдуваю пыль с этого фильма: так мне захотелось поспорить с теми, кто, порой даже происходя из числа 'детей Новой России', обожает чисто советское произведение и его экранизацию.
Говорить о фильме без понимания, что за произведение экранизируется, считаю невозможным. Поэтому скажу сперва о книге - без обиняков, так, как она того заслуживает в наше время, когда та революция уже не может никого укусить и стало можно высказывать о ней мнения, отличные от подобострастия.
Итак, Юрий Олеша, по сути поляк, написал 'Трёх толстяков', будучи молодым пылким человеком, очевидно, очарованным Октябрьской революцией. Настолько очарованным, что на кон ставились даже отношения с родными, учитывая пусть и неполную, но победу Польши над Советской Россией и репатриацию основной массы русских поляков в свою возродившуюся Польшу. Как известно, основную суть конфликта в вымышленном царстве-государстве у Олеши составляет стереотип 'толстые - богатенькие, тонкие - обездоленные'. Естественно, и этот шаблон давным-давно устарел, даже перевернулся с ног на голову: это бедные, из-за питания мучным, сладким и прочей 'дешёвой и сердитой' едой, слишком часто превращаются в толстяков, а богатые, тратя деньги на спортзалы и разнообразя свой рацион, как раз имеют все шансы не потолстеть 'и помереть здоровенькими'. Не говоря уж об остальных стереотипах: неприглядности торгашества, продажности чиновничества и высокой нравственности пролетарской борьбы. Неужто один я понял, что всё это - самые обыкновенные маргинальные мнения, живущие в народе вечно и в любом уголке мира, от богатейших нефтяных королевств Саудовской Аравии и Норвегии до многострадальных России и Китая... Однако время т.н. 'семидесяти лет Советской власти' - поворот истории, когда такие простонародные мнения, обычно не покидающие пределов узкой подвыпившей компании, были подняты на щит политической власти шестой части суши и ненадолго (70 и даже 100 лет для истории - это 'подёнка, век короткий') стали чем-то вроде пароля лояльности. Сегодня, будем откровенны, в России (да и в мире в целом) 'призрак коммунизма' уже снят с повестки дня; идут недобрые события совсем иного плана; иной царь иными средствами укрепляет иной трон, а иные революционеры иными средствами под этого царя копают, и лозунги на палочках у них куда изощрённее, нежели бесхитростные и наивные выкрики недоедающих рабочих начала XX в.: 'Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!'
Но чем вас, уважаемые современные поклонники, так привлекает это произведение и кино по нему? Отвечу лишь тем, кто отписался здесь, на Кинопоиске, благо, вас не много.
Про художественную ценность я уже сказал: может, Олеша и талант, но это только по сравнению с современными ему уж чисто конъюнктурными авторами. Теми самыми, что, неплохо по тем временам зарабатывая, угощали в писательском ресторане винишком постаревшего и оказавшегося не у дел Юрия Карловича. (Не у дел потому, что у оставшегося в Советской России поляка всё-таки совесть проснулась и не позволяла ему наживаться на дифирамбах, мягко говоря, не самой либеральной власти.) А в чём он и многие прославлявшие Советскую власть творцы поступились своей совестью, так это в замалчивании того, как именно революционеры расправляются со своими врагами! Революционеров изничтожают и мучают; но когда уже они вершат свой суд, лира многозначительно умолкает…
Тезис, что народ у нас наелся всяких революций и теперь ностальгирует лишь по светлым сторонам советской детской литературы, и вовсе не выдерживает никакой критики. Если бы всё было так, как вы наивно полагаете, не случились бы именно в Одессе (городе детства Олеши и, по мнению многих специалистов по произведению '3 толстяка', городе, подразумеваемом в сказке) те события, что случились 2 мая 2014 г. Ведь этот город, как мало какой, 'наелся всяких революций' и вроде бы должен был сказать: свят-свят-свят, слава богу, что Донецк и Киев от нас далеко! Ан нет, когда вопрос встал ребром, это дураком надо было быть, чтоб махать детскими книжками и становиться между противостоящими 'вечевыми партиями', умоляя их не бить и не жечь друг друга, а оставить все распри в далёком прошлом!
Что же касается самого фильма, то съёмочная группа действительно постаралась, но не смогла создать атмосферного, пробирающего до костей кинопроизведения.
Да, здесь немало звёзд своего времени и даже гениев, прекрасно известных широкому зрителю по сей день. Но Евгений Моргунов (один из Толстяков) здесь не смог затмить своего Бывалого, Павел Луспекаев (не упоминавшийся у Олеши и созданный специально для экранизации персонаж Караска) – своего Павла Верещагина, а Алексей Смирнов – своих Феди и Макарыча… А Леонид Куравлёв был на момент съёмок в 'Толстяках' ещё не столь известным актёром, что и выразилось в совсем уж эпизодической и незначимой роли…
Но, увы, атмосферы создать не получилось. В подобном и практически тогда же снятом чисто советском и вызывающем лишь горькую иронию сегодня фильме по произведению одного из самых идейных (доказал всей жизнью и самой смертью) людей советского времени, Аркадия Гайдара, 'Мальчиш-Кибальчиш', и то своя атмосфера есть. Хотя бы благодаря игре одного из тогдашних артистов-гениев, Сергея Мартинсона. А здесь нет… Даже главным актёрам, игравшим прирождённых циркачей и акробатов, не веришь, глядя на их довольно аляповатую гимнастическую технику, жонглирование и танцы. Могли бы позвать реальных трюкачей в дублёры к актёрам, исполнявшим Суок и Тибула, – тогда бы канатоходец действительно виртуозно ходил по канату, девочка-танцовщица – великолепно танцевала и показывала фокусы.