Фильм «Третья мещанская» несомненно принадлежит к мировым шедеврам киноискусства. В фильме очень много съёмок старой Москвы, каковая старая Москва несомненно интересна каждому рядовому зрителю. Рядовой зритель – он спит и видит, как бы увидеть старые постройки столицы? Ибо каждому современному человеку безумно интересно рассмотреть, как же раньше стояли халабуды по улицам – вдоль или поперёк? Был ли на улицах конский навоз? Дворники были из Средней Азии или коренные москвичи?
Данный отреставрированный шедевр является многопластовым и многосмысловым выражением одного из самых загадочных и глубоких сюжетов мирового искусства «Муж уехал в командировку». Над раскрытием всей глубины этой сложнейшей проблемы в своё время бились таланты Шекспира, Данте, Пушкина и Толстого. Но простому советскому режиссёру Роому удалось наиболее широко раскрыть и представить зрителю столь трудный для обдумывания и постановки сюжет.
Чёрно-белое немое кино крайне способствует выражению происходящего на экране: крупные планы эмоционально окрашенных лиц по минуте на каждое не дают зрителю усомниться, что герой думает именно о том, о чём задумал автор. А вовремя показанный текст и вовсе припечатывает происходящее на экране, совершенно не портя общих впечатлений.
Главная героиня потрясает своим размахом глубины натуры! Несомненно, это одна из лучших женских ролей в СССР. Её выразительные глаза разят наповал любого, кто может отличить корову от человека. А лёгкая и быстрая смена партнёров за ширмой характеризуют героиню как человека передовых взглядов, лишённого буржуазных предрассудков, и будущего борца за права советских женщин.
А ещё фильм бесконечно пронизан тонким юмором. Шутки текут рекой: любовник не может отличить нежную руку подруги от мужской волосатой руки и нежно целует пришельца в губы до тех пор, пока не откроет глаза. Да и помимо этого ещё очень много смешных сцен, но их все трудно запомнить, потому что от беспрерывного смеха юмор слился в единый поток…
Также данное кино чрезвычайно передовое и прогрессивное для своего времени. Такого разгула чёрно-белых похоти и разврата мировой кинематограф доселе не видывал. Пока один муж спит на диване, второй муж прямо за ширмой веселиться вместе с общей женой. Потом они плавно меняются местами и на долгое время на диван переселяется другой муж. Жена довольна, ибо не обделена вниманием и лаской. Таков уж был нехитрый пролетарский быт в те времена.
Автор фильма ещё делал съёмки от лица кота, которому, в силу хорошего зрения и маленького роста, было очень хорошо видно снизу, что же именно происходит за ширмой, но хронометраж фильма не позволил включить эти плёнки в полный метр. Также выпали из хронометража съёмки от лица бородатого дворника, заглядывающего сверху в окно, и фонарщика с улицы в тёмное время суток.
После отъезда главной героини со словами «Да имела я вас всех!» мужья остаются в печальном одиночестве. Привыкшим к разгульной жизни, поначалу им даже неловко, но постепенно робкими взглядами они присматриваются друг к другу и один из них, наконец, решается: «Володя, чай пить будем?», как бы вопрошая, кто сегодня будет готовить за женщину на кухне да и вообще.
Одним словом, я потрясён.