К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Два молодых парня из Лос-Анджелеса, впитавшие в себя всю романтику беспечный жизни движения хиппи, рванули по абсолютно ровным дорогам США (а это 1968 год) в Новый Орлеан. Чем дальше они отдалялись от Калифорнии, тем больше они сомневались в демократических устоях, свободе и толерантности. От лагеря хиппи, где они встретили собратьев, и небольшого провинциального городка, где они нашли сочувствующего, герои углублялись в американские юга, где их ждало только публичное порицание, рукоприкладство и неминуемая гибель. Гибель всего, веры во всеобщую любовь и свободу, например. Жесткая реальность не принимала свободных духом, консервативные устои американской деревни ещё не могли понять и принять дух свободы в форме протеста, выраженный, хотя бы, в отличиях внешнего вида героев от принятых в тех краях норм.

«Беспечный ездок» - фильм-символ своей эпохи, памятник свободе, трагическая история человека выбравшего свой путь. Путь губительный, но, тем не менее, простой, вдали от обязательств и ответственности, от работы и семьи, в чистом поле, на воздухе, там, где само божество может разглядеть тебя, дотронуться до тебя. И ты до него, кстати, тоже. Наркотики, мотоцикл, дорога и никаких преград, кроме правого консервативного общества, готового при желании посадить в кутузку за участие в параде, будучи не зарегистрированным. Во бюрократия! - восклицают с противоположного берега океана; вот тебе и свобода личности – ехидничают оттуда же. А разве без сложностей бывает? Даже природа и та придумала суровые времена года, дабы не единились с ней с помощью синтетических наркотиков, только натуральные, неспроста же она растёт в Афганистане, в самом деле.

Всё это, конечно забавно, и хиппи молодцы со своими проповедями о мире, любви и всеобщем единстве… они больно быстро хотели поменять устоявшиеся веками нормы поведения и морали, их движение, бесспорно, стало огромным толчком в измене мира, сексуальной революции и прочих проявлениях свободы. Этот толчок можно и воспринимать как революцию, революцию в сознании человечества, а революции не бывают без жертв, даже если она мирного характера (не верите, спросите у Ганди).

Фильм тем и прекрасен, Деннису Хопперу удалось сделать то, за что его имя наверняка останется в истории кино, ему удалось снять шедевр своего времени. Подобрать классный сюжет, закрутить драму духа свободы и трагизм человека несущего этот дух, и снять это в присутствии Джека Николсона. Именно Николсон – 12 кратный номинант на Оскар, неоднократный лауреат, а в то время практически безвестный актёр (хотя и имевший за плечами работу в другом хипповом фильме «Псих выходит») – смог украсить фильм, такой необходимой харизмой. Его герой вовсе не хиппи, но он не противник новых веяний культуры, также свободен духом, не боится мнения окружающих о себе, не делает секретов из ничего, именно на таких людей и легло создание нового мира, после «духовного столкновения» хиппи с консерваторами, на людей сознательных, образованных, демократичных. Правда, и им нужно было для начала пережить шестидесятые.

16 февраля 2009 | 22:31
  • тип рецензии:

Наверно каждый из нас хотел бы плюнуть на все, сесть на хорошие мотоциклы и отправится на встречу приключениям, а самое главное Свободе. Да, именно с большой буквы, быть ни на кого ни похожим, делать то что тебе заблагорассудится, не обращая ни на кого внимания. Наверно каждый из нас думает что он свободен, но это не так. В нынешнем обществе как таковой свободы не существует, везде свои правила. Свобода — это наличие возможности выбора варианта исхода события. Отсутствие такого выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе. Сейчас ее у нас нет, и каждый к ней по своему стремится.

«Беспечный ездок» показал разлом американского общества в эпоху Вьетнамской войны. Он часто упоминается в числе фильмов, наиболее повлиявших на формирование ценностей американской молодёжи конца 1960-х. Фильм романтизировал молодёжную субкультуру, связанную с гонками на мотоциклах, потреблением наркотиков и прослушиванием рок-музыки. С недавнего времени, а точнее с 1998 года Библиотека Конгресса внесла «Беспечный ездок» в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение. И картина этого вполне заслуживает.

Двое байкеров (Питер Фонда и Дэннис Хоппер) на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди-гра. В дороге они понимают, что Америка отнюдь не свободная страна. Чем дальше они заезжают, тем больше рушится у них представление о полной свободе. Никто не подозревал что все так закончится, разрушится как карточный домик их вера, свобода. Люди не могли воспринимать тех, кто хочет жить не так как все. К ним относятся как к преступникам, хотя от тех кто их ненавидит они отличаются только внешним видом, своей индивидуальностью, и непременно тягой к свободе.

Джордж: Они боятся, того что ты им олицетворяешь.

Билли: Мы все олицетворяем для них людей, которым нужна стрижка.

Джордж: О, нет, то что ты олицетворяешь для них — это свобода.

Билли: Свобода — вот что у нас есть.

Джордж: Да, верно, только она у нас и есть, но думать о ней и обладать ею это две разные вещи. В действительности очень трудно быть свободным, когда ты куплен и продан на рынке труда. Никому ни говори что он не свободен, потому что люди все заняты тем, что убивают себя и других, для того чтобы доказать кто ты есть. Они могут говорить, говорить о свободе — личной свободе, но если они видят свободных личностей им становится страшно.

Билли: Что-то не видно чтобы они разбегались от страха.

Джордж: Наоборот, они становятся опасными.


Питер Фонда и Деннис Хоппер, исполнили роли двух байкеров одиночек. Которую ищут путь к свободе. Фонда исполнил роль Капитана Америки, а Хоппер соответственно Билли. Создавалось впечатление что это не Уайт и Билли стремились к свободе, а сами Фонда и Хоппер. Их образы надолго врезаются в память, чего только стоит Деннис Хоппер с длинными волосами, и причем очень молодой. Нельзя не отметить важную роль Джека Николсона, его герой вечно философствующий адвокат. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на «Оскар».

Самый главный плюс в картине — это режиссура. В этой роли выступил Деннис Хоппер, он создал по истине хорошую ленту о людях которые недовольны своим укладом жизни.«Беспечный ездок» разбивал многие мифы своего времени. Картина во многом сформировала кинематограф конца 60-х годов.

Без чего картина была бы не столь прекрасна — это саундтрек. Саундтрек к фильму оказался такой же вехой в истории популярной музыки, как сам фильм — в истории кино. Подборку рок-песен, прозвучавших в фильме, Дэннис Хоппер составил самостоятельно из числа близких фильму по настроению радиохитов тех лет. Во время дороги нас сопровождает рок-песни 60-х годов. Без них мимо проплывающие пейзажи в виде пустынь, гор и небольших речушек были бы более скучным. Все это дарит ощущение того, что это ты вместе с Уайтом и Билли несешься через всю Америку.

«Беспечный ездок» — фильм который непременно стоит смотреть. Чтобы прочувствовать тот дух свободы который присутствует в картине. Картина стала культовой, и если думать о концовке можно задаться вопросом. А нашли ли главные герои свою свободу? Которую они так долго искали.

P.S.Рецензия посвящается Дэннису Хопперу. С недавних пор стало известно, что он безнадежно болен и вскоре умрет. Об этом сообщил сам Хоппер, вскоре он собрал своих друзей, рассказал о своем неутешительном диагнозе и сообщил, что может спокойно умереть после того, как закончил работу в своем последнем телесериале «Столкновение».

20 января 2010 | 00:47
  • тип рецензии:

«The river flows

It flows to the sea

Wherever that river goes

That's where I want to be.» ©


Протестное настроение молодёжной контркультуры, словно стремительный поток реки, впадающий в морскую безмятежность, одержимо лишь одним желанием - почувствовать абсолютизированный дух беспечной свободы. Каждый мечтает загореться ярким пламенем, отвергнуть мнимые ценности и обрести вольность. Однако казалось так просто повернуть ключ зажигания «Харлея-Дэвидсона», нажать на педаль газа и исколесить весь мир в поисках истинных богатств, но не все в жизни дается с такой легкостью. Не всякому суждено оторваться от родного гнезда, свыкнуться с независимым образом бытия и укротить собственную судьбу. Порой, нельзя изменить ход привычных вещей и совершить шаг в противоположную сторону. Ведь жизнь это не течение реки, которое подчиняется скоротечному порыву ветра, а дорога только с односторонним движением.

В рассвет эпохи рок-н-ролла и джаза, вдохновляемой философией и субкультурой хиппи, мир преображался самым непредвиденным образом. Постепенно года сменяли друг друга, общество становилось постиндустриальным, а современный кинематограф навсегда изменил своё лицо. Это произошло благодаря грандиозному режиссерскому дебюту безумно талантливого актера Денниса Хопера. И вовсе не основополагающая цель вернуться к сохранению природной и человеческой красоты через пацифизм, которая особо славилась в эти годы, помогла мастеру внести инновации в американский фонд независимого кино. Этим он был обязан своему скандальному и вечно бунтующему нраву, который, как никто другой точно, отражал настрой свободолюбивого поколения 60-х. Молодёжь того времени выражала свою враждебность власти, путем агрессивного поведения, и мечтала о счастье в потаенном убежище, отдалённом от консервативной Америки. Это был уголок света, который можно достигнуть только с помощью бегства от привычных нравов и идеалов. Картина «Беспечный ездок» не только дала возможность взглянуть на это невиданное раннее место, но и открыла дорогу Новому Голливуду, оказала глубочайшее влияние на формирование юных умов. А главное лента показала, что означает настоящая свобода.

У истоков жанра road-movie лежит именно эта история о странствии двух байкеров по просторам первозданной Америки, в поисках лучшей жизни. Символизируя желание шагнуть в вечность, главные герои в начале пути навсегда расстаются с часами, и на протяжении всего своего путешествия пересекают живописные штаты, наслаждаясь недолговечным летом любви. Романтизированная баллада со свойственным ей экзистенциализмом воспевает казалось, на первый взгляд, мимолетное удовольствие и счастье, получаемое при употребление одурманивающих средств и поклонение рок-идолам. Но в основе ленты «Беспечный ездок», несмотря на всю визуальную непринужденность, лежит серьезный политический подтекст. Ведь действительно, весомая часть американской молодёжи, подобно неформальным байкерам, выражала своё несогласие доминированию привилегированных слоев общества. Но на ограничение прав и свобод личности, общество могло ответить лишь бегством в колонии хиппи или просто в наркотики.

Углубленные размышления, затронутые в работе Хоппера, о главной составляющей человеческой жизни свободе нашли отклик в миллионах сердцах и вызвали бурю восторга. Но неоднозначная сюжетная конструкция не дает единственного ответа на этот вопрос, а лишь подталкивает зрителя на собственное раздумье. Невозможно быть по-настоящему свободным, когда тебя уже сто раз успели купить и продать. Многие люди могут вечно болтать о свободе, но, когда они видят по-настоящему вольную личность, их охватывает страх, сопровождаемой ненавистью и злобой. С другой стороны свобода, продемонстрированная байкерами, тоже не является правильной. Ведь вольнодумство и злоупотребление кокаином никогда не приводило к благожелательным результатам. Именно такое противоборство двух различных взглядов на жизнь совместилось в фильме «Беспечный ездок», чтобы дать понять зрителю одну важную истину. Говорить о свободе и быть свободным — совсем разные вещи.

Начинающему режиссеру помимо провокационной идеи посчастливилось воплотить в своей работе черты нарративного искусства. Благодаря этим достижениям лента удостоилась личного места в национальном реестре фильмов. Что содействовало причиной такого громкого успеха? В чем заключается эстетическое и культурное значение фильма «Беспечный ездок»? Ведь создавая картину, участвующие лица вовсе не думали о результате, а лишь наслаждались процессом, выкуривая в день множество сигарет с марихуаной. Деннис Хоппер сам того не ожидая, своей лентой смог раскрыть глаза всему миру на скованные рамки жизни и показал чем может, закончится неповиновение общественным устоям. Но не стоит ценить в ленте только эту стезю. Фактически, фильм поражает еще и своим оригинальным сценарием, модными в то беззаботное время импровизированными диалогами и совершенством в каждом кадре.

Под вечные музыкальные ритмы 60-х путешествовать по солнечным прериям вместе с главными персонажами ленты, сущее удовольствие. Только прислушайтесь и долгоиграющие мотивы Джима Хендрикса и Боба Дилана мгновенно вскружат вам голову. Саундтрек фильма это настоящая ода для меломанов прошлого века, также сопровождаемая незабвенной композицией Роджера Макгуинна, которая вдохновлялась самой картиной. И смотря вновь на великолепно снятые бесконечные дороги штата Калифорния, ты понимаешь, что лучше этой музыки на свете не найти. Но глаз радуют не только пустынные пейзажи, но и великолепное буйство красок карнавала Марди-Гра, снятое всего лишь на 16-миллиметровую плёнку. Потрясающий фильм пестрит еще передовыми эффектами такими, как радуга, проецируемая съемкой против солнца, и галлюциногенные сцены, сопровождаемые чтением молитв. Для 1969 года такие откровенные фрагменты были крайне вызывающими. Но именно из-за них шумиха вокруг ленты не утихала еще долгое время.

Не многим известно, что поворотный миг в карьере Джека Николсона произошел, вследствие беспрецедентного успеха ленты «Беспечный ездок». Первая номинация на Оскар, всеобщий почет и слава окружали актера. А его оптимистичный персонаж полюбился многим зрителям и даже в тяжелые минуты жизни дарил искреннюю улыбку. И если бы адвоката Джорджа Хэнсона поставили в сравнение с оскароносной ролью МакМёрфи, вряд ли отдать кому-то однозначное предпочтение было бы легкой задачей. Стоит ли упоминать о персонажах, исполненных Питером Фонда и Деннисом Хоппером, которые обрели статус настоящей иконы и до сих пор переживают множество волн подражаний? Верю, что в их представление вы не нуждаетесь.

Блеск солнца, рев мотора и не иссекаемая свобода. Живи на волнах эмоций, следуй своей дорогой, и пусть другие люди говорят что угодно. Вот истинная красота жизни, которую охарактеризовал идеологический манифест Хоппера. «Беспечный ездок» - это тождественное противопоставление индивидуальной личности, пытающейся преодолеть некоторые правила, чтобы построить свою неповторимую жизнь, невзирая на американское общество. Но, несмотря на весь абсурдный смысл картины и аутентичную атмосферу, нас ждет вполне закономерный исход борьбы с установленной системой. Нисколько, правда, сколько желание показать какими ценностями нужно восхищаться в нашем мире, подвигло актера на создание такого знакового кино. Актуальная по сей день легендарная лента Денниса Хоппера, позволила ему на веки вписать своё имя в историю современного кинематографа. И мир его никогда не забудет...

So long, Easy Rider. I know I'll miss you.

25 июня 2010 | 00:18
  • тип рецензии:

Два свободолюбивых человека на байках отправляются на фестиваль Марди-Гра на вырученные с продажи кокаина деньги. По пути они знакомятся с разными людьми, проводят некоторое время в коммуне хиппи, попадают в тюрьму, из которой их вытаскивает адвокат, который присоединяется к их путешествию. С девушками из публичного дома они проводят некоторое время на фестивале и вновь отправляются в путь.

За это путешествие кое что меняется в их философии, в их восприятии мира, в их взглядах на общество и Америку в целом. Вначале это сильные, морально непоколебимые личности, уверенные что мир во всем мире однажды восторжествует, к концу же путешествия это подавленные люди, потерявшие веру во все чем они дорожили. Не такой они представляли себе Америку. Взгляд 'изнутри' все изменил. Они поняли, что Америка - свободная страна, на деле боится свободы.

'- Знаешь Билли, мы провалили дело...
- Как?... Ведь в этом весь смысл, надо много денег и тогда ты станешь свободным!
- Мы проиграли... спокойной ночи...'


Как долго человек может оставаться абсолютно свободным и независимым? Существует система, заложниками которой мы являемся. Мы обязаны учиться чтоб работать, а потом работать чтоб получать пенсию. Альтернативы нет - это система. Только выйдя из этой системы мы приобретаем настоящую свободу. В наше время это немыслимо, человек покидающий систему рискует стать изгоем, ненужным обществу. 1969 год - начало конца для хиппи - людей, сумевших найти в себе силы пойти против системы, приобретя тем самым ту свободу, о которой до и после них могли только мечтать. Много воды утекло с 'лета любви' 67-ого, общество устало от постоянных протестов, да и они - хиппи сами устали но пока еще боятся это осознавать. Больше уже не будет фестивалей по масштабу равных фестивалю в Вудстоке. Их кумиры начнут умирать от передозировок, войска начнут выводить из вьетнама. Культура хиппи медленно, но верно пойдет на спад, они протянут еще 2 - 3 года и навсегда канут в лету. Вот и ответ на вопрос, поставленный вначале абзаца. Люди устают от абсолютной свободы. Мы привыкли жить по правилам и не можем достаточно долго существовать вне правил.

Теперь о фильме. Фильм вышел 1969 году - то есть стал пророческим для хиппи. Здорово показаны различные слои американского общества того времени. Ковбои вначале приветливы, даже усаживают немытых хиппарей за семейный стол, но по мере отдаления от Лос-Анджелеса, по сути та же 'деревенщина' становится более обозленной на молодых бунтарей. Они их призирают, хотя в глубине души завидуют. Они их ненавидят, хотя на самом деле боятся. Все это приводит к печальным последствиям. Также герои фильма наблюдают за зарождением 'новой жизни' в коммуне хиппи. Это молодые люди убежавшие от городской суеты и старающиеся вместе достичь независимости от города, даже в плане продуктов пропитания.

Но, безусловно самая интересная сюжетная линия фильма - это встреча с адвокатом, у которого проблемы с выпивкой в исполнении неподражаемого Джека Николсона! Это очень важный персонаж, это умный человек, человек с образованием, который словами говорит то, о чем думают главные герои. Именно он открывает глаза Билли на происходящее. А эта речь про инопланетян!... А эта реакция на глоток виски!... Николсон в своем репертуаре!

Деннис Хоппер, царство ему небесное, кроме того что играет довольно сложную роль еще и выступает режиссером фильма. Поэтому все почести ему. Для него это очень личный фильм, т. к. он имел самое непосредственное отношение к культуре хиппи. Говоря о недавней кончине Хоппера, нельзя не вспомнить строчки из этого фильма: 'Только смерть выбирает репутацию человека и определяет хороший он был или плохой'. А у Питера Фонды роль еще сложнее - его персонаж далеко не любитель потрепать языком. Но Питеру удается показать всю глубину эмоций сильной личности. Его 'Капитан Америка' давно уже все понял...

А теперь саундтрек! Просто идеально подобранные песни, их тексты максимально передают отношение главных героев к жизни. Steppenwoif, Byrds, Jimi Hendrix Experience, Roger McGuinn. Сейчас то мало кому известны, но в свое время они были королями 'кислотного' рока. Первые две песни просто сносят башню! Разве можно охарактеризовать главных героев лучше слов Born to be wild?!

В совокупности всего этого мы получаем замечательную классическую картину, имеющую огромную культурную и историческую ценность.

Рекомендую всем любителям правильной музыки.

10 из 10

Peace!...

08 февраля 2011 | 21:50
  • тип рецензии:

Свобода - запретный плод. Даже те, кто думают, что свободны, не в силах разорвать оковы повседневности. Капитан Америка и Билли попытались, и видит Бог - у них получилось, пусть и совсем ненадолго. Ради этого стоит жить... и не жалеть жизни.

А вот бедняга Джордж в исполнении Джека Николсона, по сути, так и не успел прочувствовать этот дух свободы. Трагический персонаж, возможно, незаслуженно обойденный вниманием. Точнее, так: внимания-то было предостаточно, но глубину трагизма судьбы 'папенькиного сыночка' постиг не каждый.

Вообще, смерть в 'Ездоке' - явление почти обыденное. Как насморк - можно подхватить, но если думать об этом постоянно, никаких сил не хватит. Рубленый финал фильма - прием, сегодня вряд ли возможный. Вообще, режиссура Хоппера имеет мало общего с нынешними представлениями о профессии. И даже в этом - гимн Свободе!

Мне не хватает таких героев в наше время. А как хочется хотя бы постоять с ними рядом! Мне не хватает их качеств в самом себе - этой романтической задумчивости Капитана Америки, этого укуренного раздолбайства Билли. Точнее, в душе-то я такой же... осталось набраться смелости и вырваться из клетки.

9 из 10

26 июня 2008 | 00:21
  • тип рецензии:

Картина Денниса Хоппера 'Беспечный ездок' стала неким водоразделом в истории Голливуда. Пожалуй, это первый случай, когда практически независимый и малобюджетный фильм стал настоящей сенсацией, имел кассовый успех, был премирован в Каннах и представлен на 'Оскаре'. Его появление именно в 1969-м году стало как никогда актуальным. На дворе стояла эпоха стремительных перемен. Новое поколение не желало жить по старым принципам стяжательства и устоявшейся морали. Дети не находили общего языка с родителями, рок-музыка призывала к подлинной свободе, хиппи маршировали в протестах против вьетнамской войны, параллельно экспериментируя с наркотиками.

К концу 60-х Деннис Хоппер и Питер Фонда по возрасту уже не могли причислить себя к так называемой молодёжи. Однако, их взгляды были полностью солидарны с тем духом бунтарства и нонконформизма, что царил тогда. Их замысел создать фильм, отражающий в себе суть эпохи был с блеском осуществлён. 'Беспечный ездок' показывает яркий пример, что и на ограниченные средства можно снять даже не просто хороший или отличный фильм, а настоящий шедевр, которым будут восхищаться ценители и спустя много десятилетий. Современные же кинематографисты найдут какую угодно причину оправдать неуспех картины, кроме собственной бездарности.

Главные герои картины не желают играть по правилам большинства. Оседлая жизнь им не по нраву и путешествие является одним из смыслов жизни. Полагаю, что и у многих современных обывателей Билли и Уайтт вызовут отторжение и неприятие. Советские киноведы в обзорах зарубежного кино зачастую обходили этот фильм стороной. И тут ясна причина такого игнорирования. С одной стороны философия байкеров из фильма никак не вяжется с потребительством капиталистического строя, но и коммунистическим заветам эти ребята тоже не отвечают, поскольку в СССР подобных граждан ждали бы статьи за тунеядство и бродяжничество. Отсюда можно сделать вывод, что они против любой системы, вне рамок идеологий.

Безусловно, жаль, что в дальнейшем Хоппер не проявил себя в режиссуре так ярко, как в 'Беспечном ездоке'. Да и для Питера Фонды роль Уайтта по прозвищу Капитан Америка стала, пожалуй, единственной звёздной. Особое восхищение вызывает операторская работа уроженца Венгрии Ласло Ковача, который филигранно снял движение мотоциклов по шоссе под чарующие мелодии рок-групп конца шестидесятых. Именно в 'Беспечном ездоке' ныне легендарный Джек Николсон сыграл свою первую заметную роль и впервые же был выдвинут за неё на 'Оскар'. Джордж Хэнсон, которого он играет, в отличие персонажей Хоппера и Фонды всё же формально принадлежит к 'правильной' социальной прослойке. Однако, его образ жизни, связанный с алкогольными возлияниями ей никак не соответствует. Поэтому товарищи-байкеры сразу нашли с ним общий язык. Показательна сцена в придорожном кафе, где остальные посетители нелицеприятно перешёптывались о вошедшей троице путников. И только наивные провинциальные девушки заинтересовались ими, да и то с банальной целью лишь прокатиться на мотоцикле.

Однозначно картину должен посмотреть всякий человек, который увлекается кинематографом, классической рок-музыкой, мотоциклами и тем славным периодом.

03 октября 2013 | 03:06
  • тип рецензии:

Два прикинутых рокера – Уайт, он же «Капитан Америка», и его усатый кореш Билл - покупают два пакета белого порошка, чтобы тут же сбыть его некоему нуворишу. Они прячут вырученные на сделке баксы в бензобак, выбрасывают наручные часы и затем под рок-шлягеры 1960-х полтора часа экранного времени рассекать на своих Харлеях пространство южных штатов. Они едут из Лос-Анджелеса в Новый Орлеан, где через неделю стартует знаменитый карнавал. Но для их двоих праздник жизни уже начался – в тот самый момент, когда было отпущено сцепление.

В пути они курят марихуану и болтают всякую чушь на привалах, попадают в коммуну хиппи, где «дети цветов» буквально пытаются стать детьми, выращивая хлеб не из зерен, а из ракушек. Потом их забирают в полицию, где на нарах отсыпается адвокат Джордж Хэнсон - забулдыга и трепач, отправившийся в итоге вместе с Уайтом и Биллом в город вечного веселья. Испытав на себе всю ненависть техасских обывателей, готовых линчевать всякого, кто выбивается из общего ряда и тем самым ставит под сомнение принцип их растительного существования, они всё же, хоть и с «большими потерями», добираются до места назначения…

Easy Rider обыкновенно не относили к разряду тех шедевров, что однозначно развивают язык кинематографа, однако в своё время именно эта картина оказала огромное влияние на умы и настроения как тех, кто делает кино, так и тех, кто его смотрит. Фактически после появления «БЕ» в обиходе утвердилось понятие «культовое кино» - когда успех не запланирован, но, тем мне менее, очевиден. Больше того, именно «…ездока» можно считать первым фильмом на тот момент нового под-жанра - road-movie.

«Рыхлость» сценария (проще говоря, перед нами кино без сюжета) и отсутствие привычной разработки характеров (у главных героев просто-напросто нет биографий) компенсировались как операторскими изысками – тогда ещё никем не апробированной съёмкой в контражуре (впоследствии быстро ставшей общим местом), так и необычными режиссёрскими приёмами. Например, флешфорвертсами» (которые в итоге так и не прижились в кино), когда новый эпизод соединяется с предыдущим не одной склейкой, как обычно, а несколькими короткими перебивками соседствующих планов.

А всё началось зимой 1968-го, когда два актера, два голливудских тусовщика и старых приятеля Питер Фонда и Деннис Хоппер заняли «по случаю» у старшего Фонды («папы Генри») 340 тысяч баксов (через полтора года эти двое уже будут ломать головы над тем, как честно разделить 19 миллионов чистой прибыли). Написав совместно сценарий, вернее некий план примерных действий, парни по справедливости (совсем как братья Коэны в дальнейшем) распределили между собой обязанности. 30-летний Фонда стал продюсером, 33-летний Хоппер – режиссёром. Хотя в строгое разграничение привилегий верится с трудом, достаточно всего лишь взглянуть в уже тогда безумные глаза Денниса. Не в пользу последнего говорит и тот факт, что в последующих режиссёрских работах Хоппер не смог сделать ничего похожего и близкого по духу.

Скорее всего, режиссировало фильм некое особое состояние души, требующее выхода у обоих инициаторов этого почти авантюрного проекта. Фильм сняли быстро - за два весенних месяца 1968-го. В процессе съёмок к этим двоим добавился ещё один «выкормыш» Роджера Кормана, до того уже несколько лет безуспешно обивавший пороги Фабрики Грёз. Это был мало кому известный 32-летний Джек Николсон. На его долю отвели ровно треть сценария, но именно за эти 25 минут экранного действия Николсон получил номинацию на «Оскар», расчистив себе путь к будущим актёрским триумфам.

Несмотря на труднодоступность фильма в уже политически замерзающем СССР, эти парни стали интернациональными символами независимости. Именно с именами Петрухи Фондорина, Дениса Хопрова и Женьки Никольского после 1969-го начали ассоциироваться представления о свободе вне рамок системы, причем не только у тех, кому повезло увидеть данное кино, но и у тех, кто про него мог только читать или слышать краем уха. Это были времена, когда Америке ещё были интересны не супермены, а аутсайдеры, когда там ещё не боялись бунтарских настроений и плохих концов.

«Беспечный ездок», ставший не только за океаном «самой культовой молодёжной лентой десятилетия», опирался, но одновременно и развенчал ключевые мифы своего времени. Миф большой дороги, и, как производную из него - миф свободы передвижения, миф безобидных наркотиков и миф индивидуального протеста, ну и, как водится, миф об американской мечте. Он разрушил голливудскую монополию на право заправлять умами массового зрителя, утвердив идеи контркультуры, что были явлены здесь в концентрированном и доходчивом виде. Движение плюс рок-музыка (звуковая дорожка - от Боба Дилана до Джими Хендрикса – просто из чистого золота) – вот две главных составляющих, из которых возник сакральный образ фильма, перевернувшего представления о кино.

07 ноября 2013 | 11:06
  • тип рецензии:

Действие картины Денниса Хоппера разворачивается на закате 60-х годов и повествует о двух друзьях, колесящих по Америке в свое удовольствие. С первых же минут мы узнаем, что герои фильма получают кругленькую сумму за проданную «травку» и пускаются вперед, навстречу приключениям. Ими движет лишь дух свободы, навеянный тем временем, и фильм отлично передает зрителю их настроение.

Уайат (Питер Фонда) до конца фильма выглядит озабоченным каким-то важным для себя вопросом, и, кажется, ответ на него пытается найти у встречающихся на своем пути незнакомцев. С одной стороны, мы видим небольшие группы людей, так или иначе завязанные на домашнем хозяйстве, которые умудряются выживать и жить в довольно жестких условиях, и к ним нельзя не проникнуться уважением. В противовес им выступают жители провинциальных городков, для которых доступны почти все блага цивилизации. У них есть машина, работа, и, соответственно, деньги, за которые можно получить, казалось бы, все что угодно. Наши герои выступают здесь неким путеводителем, предоставляющим зрителю беглый взгляд на все представленные стороны с разных углов.

Отдельная роль уделяется герою Джека Николсона – заядлому пьянице и высокопочитаемому адвокату в одном лице. Казалось бы, сама судьба свела его с героями фильма, предоставив шанс вырваться из этой городской среды, которая ему уже давно встала поперек горла. Впоследствии его решение окажется роковым, но не это ли время, проведенное с новыми друзьями, было лучшим во всей прожитой им жизни? Ключевым моментом фильма будет его речь о свободе личности: «Они боятся, но не вас, а то, что вы представляете… – свободу. Свобода – вот что у нас есть. Но одно дело говорить о свободе, а другое – быть свободным. Очень трудно быть свободным, когда тебя еще недавно покупали и продавали на рынке. Но главное – не говорить никому о том, что они не свободны, иначе они станут калечить и убивать, пока не докажут тебе свою свободу. Они могут долго говорить тебе о свободе личности, но как только встретят по-настоящему свободного человека, они будут напуганы… И это сделает их опасными».

Сцена в придорожном ресторане исчерпывающе описывает сказанное выше. Когда герои садятся за столик, к ним приковано внимание всех без исключения посетителей. Молодые девушки явно в восторге от нарушителей спокойствия и обсуждают, как бы с ними познакомиться. Местные завсегдатаи вместе с шерифом имеют противоположный, негативный настрой, выискивая только повод, чтобы избавиться от них. Официантка лишь отводит глаза. Их всех объединяет лишь одно – страх. Никто не отваживается подойти к странникам и высказать что-либо в открытую. Лишь с покровом ночи они сделают свое черное дело.

К концу фильма Уайат находит ответ на свой вопрос, но осознает это слишком поздно. Здесь вспоминаются его слова в начале фильма, сказанные старому ковбою за трапезой: «Не каждый человек может жить и питаться от земли, делать свое дело в свое время».

10 из 10

07 июня 2010 | 19:20
  • тип рецензии:

И так, перед нами 2 ездока. Буквально пару часов назад они продали гигантскую по тем временам партию кокаина и пустились колесить по просторам песочного запада. Их звали Уат и Билли. Последний обожал курить косяки и практически, никогда не выпускал сигаретку с 'варевом' изо рта. Крутые байкеры мчатся по дороге, встречают пацифистов-торчков и слушают старый рок.

Сколько косяков я выкурил, сколько я таблеток проглотил. Но знаете, парни, барыге все равно будешь ли ты жить или нет...

Приблизительно такой репертуар у местных песен. Но что может быть в таком фильме, пропагандирующем наркотики? Это неподдельный реализм: естественная бедность, диалоги о смысле жизни, и снова в путь - другие люди (а еще не все рады бездельникам, ибо работают по 20 часов в день), другие декорации, погода и песни. Этот фильм - ода американской субкультуре 60-ых, повесть о Хиппи, байкерах и злобно настроенных к ним людях. И после катания, судьба привозит их в городок, где проходит парад, а мотоциклисты вдруг... оказались за решеткой, т.к. участвовали в несанкционированном параде. Плохо, но все в жизни неслучайно! Там они встретили Джорджа адвоката, которого за пьянку забрали в предвариловку. Он поведал ребятам много историй и оказался не меньшим философом. Еще он поведал ребятам о заведении с лучшими дамами в Америке и почему народ их так ненавидит...

- Закури травки, чувак.

- Нет, парни, у меня и так проблемы с выпивкой. Иначе начну с сигаретки, затем перейду на колеса с порошком... а дальше - перейду на что-нибудь посильнее.


8,5 из 10

И так, мы имеем очень современный и стильный для своего времени фильм с автоэкзотикой, тремя известными (прекрасными) актерами и очень необычной концовкой.

02 сентября 2009 | 16:16
  • тип рецензии:

Не могу сказать, что я любитель классики Американского кино, но фильм «Беспечный ездок 1969 года» пришлось посмотреть, потому что эта картина о свободных людях, о хиппи, о том, что такое свобода и вообще о том времени, которое близко мне по духу и своему настроению.

Не знаю почему, но весь фильм мне хотелось покурить косяк с главными героями этой картины... наверное, потому что они половину фильма этим и занимались, почему-то захотелось так же проехаться с ними байках и хоть на миг ощутить ту самую свободу…

- Удивительное дело мы не можем устроиться даже во второсортный мотель, они готовы нам глотку перерезать, но просто боятся.

- Они боятся не вас, а то, что вы для них представляете

- А что мы для них представляем, людей которым надо подстричься?

- Вы для них представляете свободу

- Но ведь все здесь за свободу в этом и весь смысл

- Одно дело говорить о свободе, а другое дело быть свободным.

- Очень трудно быть свободным, когда тебя покупали, продавали на рынке совсем недавно.Только конечно нельзя говорить им о том что они не свободны потому что они начнут ломать тебе конечности чтобы доказать какие они свободные.

Этот фильм о людях, которые искали Свободу, а нашли они её или нет, это судить вам после просмотра этой картины…

30 октября 2009 | 18:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: