Двое дружков-байкеров Уайтт и Билли, провернув недурственную наркосделку в Мексике, отправились на своих навороченных мотаках из Калифорнии во Флориду. В бензобаке Уайтта хранится куча долларового бабла, по бокам от ровных дорог шикарные виды, периодически встречаются веселые попутчики и славные девчушки, и вообще, жизнь хороша. Но есть, сука, всегда какие-то подвохи. И один из них – люди архаично-быдловатого мышления, которые, понимаешь, не воспринимают патлатых наркоманов и при случае готовы их отколошматить дубьем, а в особо неконтролируемых порывах и просто пристрелить из дробовика…
В истории американского кинематографа эта работа наркомана, алкоголика, средней руки актера и просто хорошего человека Денниса Хоппера считается этапной, поворотной и, извините за пафос, революционной. Лицом, так сказать, Нового Голливуда. Кинокритики много здесь чего увидели «высокого и глубокого», но вот реально чем кино по-настоящему поражает – это кассовыми сборами. Хоппер со своими дружками-собутыльниками поставил дорожное роуд-муви за рубдвадцать (360 тыс. долларов), а в итоге в мировом прокате отбил фантастические 41 миллион. Вот именно ЭТО, а не тематика фильма, во многом предрешило закат студийной системы в Голливуде. На авансцену начали лезть дерзкие и наглые со своими авторскими поделками, и большинство из новых режиссерских имен оказались на порядок талантливее Денниса Хоппера.
А что касается ценностных ориентиров «Беспечного ездока», то здесь в первую очередь присутствует дух нового времени – запах свободы как протест на традиционно-навязанные государством и обществом заскорузлые обязательства. Да – наркотикам, алкоголю, беспорядочному сексу, неформальной одежде и бесконечным путешествиям. Нет – правилам, обычаям, насилию над личностью и продолжительным якорным стоянкам. Но вот форма, с которой вышел Хоппер к зрителю, а также сюжетная канва – все это здесь очень безобразно. Роуд-муви превращается в бесцельную поездку за какой-то там мечтой, при этом уезжают герои из штата (Калифорния) где мода на таких вот неформалов является нормой, и прут они в штаты традиционалистского патриархального устоя, удивляясь потом, за что их все время пиздят. Наконец сама развязка фильма – гипертрофированно трагичная – отдает схематичным мальчишеством.
Да, Хоппер угадал с общественным запросом, но поставить по-настоящему эстетски классную картину оказалось не в его силах.
Зато благодаря именно этой постановке в Голливуде наконец-то после продолжительного застоя взошла звездочка Джека Николсона. 32-летний актер все 60-е бился головой об лед в кинематографе, участвуя в различных мусорных постановках Роджера Кормана и к концу десятилетия скатился уже до написания таких же мусорных сценариев, потому что работы по его актерскому профилю не находилось.
Собственно, «Беспечный ездок» намечался таким же мусорным проектом категории «В» - Николсон вместе с Хоппером и Фондой колесили по Штатам, курили травку, на ходу выдумывали диалоги… Но вот неожиданно все это попало в тренд и киноакадемики заметили и постановку и заметную игру Николсона, сыгравшего небольшую роль адвоката-алкоголика. Не уверен, что именно эта роль заслуживала на оскаровскую номинацию, но не будь ее – номинации – кто знает, как в дальнейшем сложилась бы судьба Джека. Вполне возможно, он бы вообще забил на это сраное кино. Но тут ему дали шанс и дальше у него поперло. Уже с начала 70-х Николсон заберется на вершину топ-звездности Голливуда и пробудет на ней четыре ближайшие десятилетия.
Понравился в этом фильме и представитель звездной династии Фонда – моднючий красавчик Питер. Актер создал интересного персонажа – умиротворенного, бесконфликтного, философски настроенного – в общем, глянцевый образ наркомана-рокера. Добавим сюда стильные оранжевые очки, кожаную куртяху с флагом США и безбашенный байк «Капитан Америка», ставший иконой и вожделенной мечтой «любителей мотаков». На его фоне герой Денниса Хоппера – усатого и приземленного Билли в ковбойской шляпе – смотрелся простовато и даже удивительно, как в этом бычье местные жители юга не распознали своего реднека.
Однозначно переоцененная в культурной значимости шальная работа Денниса Хоппера, которому повезло с временем и трендом (такая себе разновидность «Ведьмы из Блэр», попавшая в кассовое яблочко). Как по мне, главная заслуга этой картины – это открытие для мирового кинематографа потрясающего Джека Николсона, который в «Беспечном ездоке» был все же еще не потрясающ.
Странная, конечно, свобода в понимании нового поколения американцев, если не учитывать её лейтмотив и общий посыл. Шли 1960-е, на дворе 'Лето любви', хиппи в десятках городов США собираются для создания духовного феномена и вечного празднования. Кварталы пропахли марихуаной, из десятков ветхих и тесных Фольксвагенов, разукрашенных 'в цветочек', раздаётся музыкальное месиво из Дженис Джоплин, Джими Хендрикса и сольных партий Джерри Гарсии. Молодёжь прелюдно лобызается, наркотический угар не способен остановить ни один коп поблизости; всё дозволено - ещё один девиз эпохи наравне с закоренелыми 'Make Love, Not War' и 'Give Peace A Chance'. Вот и история в 'Беспечном ездоке' не отстаёт от идеалов мятежных дней. Заработав несколько барышей с продажи кокаина, двое байкеров Уайатт 'Капитан Америка' и Билли разогревают свои длинноносые 'Харлеи' и направляются в поиски истинного вольного бытия. Мчатся они под раскаты рок-музыки, которая, кстати, пусть и не впервые звучала в кино (достаточно вспомнить 'Выпускника' с Дастином Хоффманом), именно с этого момента прочно вошла в обиход киноискусства. Но даже среди аутентичной дикой природы рождённые быть дикарями не могут сполна насладиться неожиданно упавшей с небес свободой.
Культура хиппи ранее уже затрагивала кино, в том числе и сами авторы данной картины приложили к этому руку, так что новое путешествие - не первое. Но именно 'Беспечному ездоку' посчастливилось стать гимном контркультуры - эта лента вся пронизана нонконформизмом по отношению к традиционному быту страны, начиная уже со съёмочных павильонов, где властвовали хаос, отсутствие плана и вседозволенность. Почему новые дети Америки так хотят столь замутнённой и откровенно грязной действительности? Деннис Хоппер в напарниках с Питером Фондой погрузились в гущу кислотного социума, дабы попытаться ответить на этот вопрос. Надев ковбойскую шляпу и кожаную куртку, они направляются в сердце предстоящего религиозного празднества и по пути исследуют столь броское явление. Они смотрят на раскинутую среди гигантских пустошей дорогу и пытаются найти в ней истину. И дорога сначала подкидывает им автостопщика, который приводит друганов в коммуну с другими хиппи, и одухотворённые нимфы, живущие - как в хлеву - среди коз, учат гостей свободной любви. Отверженным дикарям ничего другого не остаётся, ведь и в мотели их пускать боятся. Позже повстречавшийся в тюрьме адвокат, сыгранный молодым Джеком Николсоном, объяснит: 'Люди боятся того, что вы приносите', - имея, по всей видимости, такую желанную свободу. Никогда ведь такого не было. Законник словно стал для путников мессией, Иисусом нынешнего времени - и поплатился за это, оправдывая суждение Луиса Бунюэля из 'Назарина' о том, что люди уничтожили бы Бога вновь. Но его мудрость успела перейти в другие умы. А вопрос, зачем же уподобляться ничтожным согражданам из цивилизованных деревень, отпал самостоятельно. Ответ очевиден.
Да, старым и застрявшим в прошлом реднекам ни к чему перемены. Джордж Хэнсон, этот философствующий адвокат, оказался прав - воодушевлённые пресным патриотизмом и традиционными нормами жизни, они видят в неформалах угрозу и, видимо, действительно боятся. Если даже Джон Фогерти и Роберт Олтмен не переубедят их во всём ужасе войн, то к патлатым байкерам точно никто не прислушается. Раз не научили распоряжаться судьбой фривольно, то и остальным не дадим - да здравствует справедливая демократия! Им не по силам увидеть в речах о национальном достоинстве и гордости фальшь, понять, что дружелюбная субкультура пришла сохранить их семьи. Гораздо проще сидеть в кафетериях и оскорблять последних за внешность (других причин ведь не могут заметить, хотя тех хватает), а затем втихую подкрадываться и убивать их, 'неверных', таким образом доказывая собственную свободу. Не ответят ведь им - не в почёте молодому человеку 1960-х брать в руки оружие. Наверное, поэтому 'Капитан Америка' в какой-то момент устаёт бороться и отчаивается. Его последний заезд навстречу судьбе не могло прервать и увиденное в психоделическом трипе будущее, каким его в разорванном стиле отобразил Деннис Хоппер. Он, беспечный ездок, не бросает заветов Ганди - он продолжает именно мирную борьбу и гонит мотоцикл по дороге с тем же стоическим выражением лица. Уайатт ещё заранее понял - его феномен не сломит дохлые нравы. Тем не менее, байкер сознательно бросился сначала в наркотическую вакханалию на старом кладбище, а потом - в поток предугаданного сознания вместе с чуваком Билли. Наверно, ему ничего и не оставалось, кроме как ехать дальше. Такова воля нового поколения, воспитанного Керуаком, и её не хотят принимать. Безобидное существование заросших молодых людей, подобное диким и благородным животным, никому не нужно. Вот что гласит Хоппер, вот его вердикт и осуждение, заложившие основы Нового Голливуда. И они всё-таки нашли отклик, ведь после ошеломительного успеха 'Беспечного ездока' в народе стало модно саркастически говорить: 'Пусть Америка, повисшая в ядерной петле, и дальше ждёт финансовых коллапсов, расового неравенства. А её население, ублажённое победами во Вьетнаме, пусть дальше боится изменений'. И в стране через искусство начались изменения.
Не знаю, что хотел сказать этим фильмом Хоппер-Чоппер. Знаю лишь то, что увидел в нем лично я.
Глядя на этих мерзких реднеков, шокированный их реакцией на глав. героев, изначально дистанцируешься, отвергаешь, презираешь их. Но затем, спустя некоторое время, на ум приходит мысль - а ведь мы сами так часто демонстрируем неприязнь, порой довольно нарочито, к подобным персонажам в нашей жизни (под подобными персонажами подразумеваются личности, намеренно или нет, плывущие против течения, в котором, по какой-то причине, находимся мы сами). Видимо, в нас на клеточном уровне заложено (а, возможно, внушено на сознательном уровне) неприятие всего, что от нас отлично. И это зачастую приводит ко всяким нехорошим -измам. Ведь что по сути фашизм? Или расизм? И я, часто задававший себе этот вопрос, после просмотра этой картины ответ знаю наверняка.
Я терпеть не могу 'культуру' хиппи, мне она кажется кичем в чистом виде, однако я понимаю изначальные мотивы и причины зарождения их движения. Так вот, эти два парня на байках не были хиппарями, но они воплощали в себе истинный дух свободы, к которому, якобы, стремились 'дети цветов'. Они были свободны. Но большинство людей живет по правилам (хиппи в том числе) и свобода их строго ограничена и, будучи добровольными рабами по своей природе, слабыми, мелкими, трусливыми и при этом все это в глубине сознания понимающими, они выплескивают свой стыд и вечно сдерживаемые эмоции в виде ненависти к людям сильным, храбрым и свободным, к людям-личностям. И этот фильм демонстрирует не столько преимущества свободной бунтарской жизни, сколько невообразимую дикость жизни ограниченной, зажатой в рамки узкого мышления. И реднеки тут, только как собирательный образ гипертрофированных качеств, которыми в какой-то мере обладает каждый человек, но факт сей он тщательно скрывает от окружающих и самого себя.
Не слишком удачное русское название – «Беспечный ездок». Правильнее было бы сказать – «Беспечные наездники».
Казалось бы, перед нами рекламный фильм о великолепных американских мотоциклах фирмы «Харлей-Девидсон», о замечательных американских дорогах, которые проложены через величественные пустынные просторы… Каньоны, реки, мосты, леса, прерии. Камера оператора Ласло Ковача создает кадры, достойные рекламы туристических агентств, приглашающих в увлекательное путешествие вместе с двумя славными парнями по прекрасной стране Америке, под аккомпанемент современной музыки, которую исполняют лучшие рок-группы США.
Так красиво разворачивается под солнцем лента дороги! Такие интересные встречи с приятными людьми: благочестивыми тружениками-фермерами; пестро одетыми длинноволосыми хиппи, живущими коммуной; с веселыми девицами во время карнавала в Новом Орлеане; ночевки у костра под звездным небом; купанье нагишом в горной реке! Праздник жизни – да и только! Только, если бы у фильма не было пролога…
В первых же кадрах фильма мы наблюдаем во всех подробностях операцию по доставке из Мексики в США партии наркотиков. Встреча на аэродроме с наркодилерами, проверка качества, передача денег из рук в руки, укрытие свернутых в трубочку купюр в недрах бензобака новенького мотоцикла, раскрашенного в цвета национального флага. Дело сделано – пора на заслуженный отдых. Наркокурьеры превращаются в беспечных мототуристов.
Стройный, высокий, погруженный в себя парень по прозвищу Капитан Америка и его приятель Билли, говорун и простак, бок о бок, колесо в колесо, едут себе, никого не трогая, по просторам южных штатов с запада на восток на сверкающих никелем и лаком новеньких мотоциклах, надеясь посмотреть в Новом Орлеане ежегодный карнавал – Марди Гра.
Культовый фильм начала семидесятых годов. Странный, неправильный фильм с бесхитростным сценарием. И актеры не играют даже, а как бы проживают в образах своих современников и ровесников этот долгий путь с начала и до конца. Сам режиссер Денис Хоппер играет Билли. В роли Капитана Америки – продюсер фильма, Питер Фонда. Таковы два главных героя. Хотя… разве можно назвать героями двух парней, которые промышляют перевозкой наркотиков? Мерзкие подонки! Отщепенцы! Они не только перевозят и перепродают зелье, но и сами ни дня не обходятся без травки! Но почему же мы должны им симпатизировать? Почему мы обязаны им сопереживать? Почему нам надо беспокоиться за судьбу этих беспечных наездников? А ведь симпатизируем, и сопереживаем, и беспокоимся.
Абсолютно неправдоподобный сюжет. Путешественникам - тихим, вежливым, которые вполне платежеспособны, отказывают в ночлеге в придорожном мотеле, их не желают обслуживать в кафе. В одном из городков их даже сажают в тюрьму. Неизвестно, чем они питаются в пути. Только смакуют косячок перед сном у костра. Помнится, в начале пути они пообедали в семье гостеприимных фермеров. В коммуне хиппи их накормили пищей из продуктов, которые своими руками вырастили на скудной почве современные беглецы от цивилизации больших городов. Почему же так? Потому, что чужие!
Здесь, в глубинке южных штатов вокруг заезжих чужаков сгущается атмосфера неприязни и недоверия. Звезды и полосы на бензобаке мотоцикла, на шлеме у капитана Америки. «Гляди, у них флаг северян! Янки!» - с ненавистью отзываются о них обитатели глухого захолустья.
Местный житель, пьянчуга-адвокат, с которым ребята переночевали в тюремной камере, человек образованный, пытается им объяснить особенности южного менталитета. Ему самому до тошноты надоела жизнь в городке под опекой богатых родителей, с туповатыми и ограниченными обывателями, и он, очертя голову, пускается с ними в дорогу. Почти сорок лет назад в этом фильме я увидел впервые на экране Джека Николсона и, помню, что он мне тогда показался не актером вовсе, а выхваченным из жизни типом. Настолько живо и естественно он говорил и держался. Жаль, что его «беспечное» путешествие окажется таким коротким!
Увы, фильм неотвратимо катится к неожиданному и, все-таки, предсказуемому финалу. Финалу, никак и ничем не связанному с памятным нам прологом. И потому столь ошеломляюще непредсказуемой и нелепой кажется роковая встреча на пустынной дороге с грузовичком, в котором сидит парочка деревенских балбесов.
Оглушительный успех в США и по всему миру этой картине принесли не только яркая картинка и динамичный сюжет. Значительной части успеха фильм обязан своему саундтреку, в которым звучат песни ведущих рок-групп того времени: The Stepenwolf, The Byrds, The Jimi Xendrix Experiens, Roger McGuinn и др. Диск с музыкой был издан огромным тиражом. Фильм безоговорочно был принят поколением, которое увидело в кино самих себя. Странно, что немного ранее оно довольно прохладно отнеслось к фильму о молодежи современной Америки, который был снят «иностранцем» Микеланджело Антониони - «Забриски Пойнт».
Один из ранних шедевров американского кино назывался «Нетерпимость». Это название целиком могло бы подойти к шедевру семидесятых годов о беспутных и беспечных наездниках по просторам Америки.
Фильм впечатляет. Теплый и добрый. Предыдущие строки, конечно, могут звучать абсурдно, но атмосфера 'лета любви' делает свое дело. Мне она близка.
Это романтика.
Романтика Свободы. Романтика Путешествия. Но вместе с тем, это больше, чем красивые пейзажи южных штатов. Это философия. Философия романтики.
Классика.
Сейчас этот статус подтвержден временем. Новаторский для своего времени саундтрек делает чуть ли не половину атмосферы фильма. Хендрикс, The Byrds, Steppenwolf и т.д. Столпы психоделического и блюз-рока. Все треки уже издавались ранее. Хоппер составил отличный плейлист, который я советую всем к обязательному прослушиванию.
Джек Николсон.
Тут все ясно. Серьезная причина, чтобы ознакомиться с фильмом.
Социальный поддекст.
Безусловно он есть, и если вы хоть немного знакомы с американской историей, то вы его, безусловно, заметите. А какое место он займет в вашем восприятии фильма, решать вам самим. 'Ездок' хорош тем, что он привлекателен, в том числе, чисто эстетически, оторванным от своей же проблематики.
60-е нравятся не всем. И 'Беспечный ездок' вряд ли привьет вам любовь к хиппи и байкерам. Но если тема вам не чужда, то я удивляюсь, почему некоторые из вас еще не посмотрели этот фильм?!
'Он отправился на поиски Америки, но не мог найти её нигде'
Фильм 'Беспечный Ангел' распотрошил не только американские принципы, но и концепцию мира, показав внутренности, истинную составляющую, которую, увы, не каждому дано увидеть. Но Деннис Хоппер позаботился об этом и осмелился донести до каждого частичку правды.
По-моему, этот фильм стал гимном свободы, беспечности, естества.
Игра актером, монтаж, сюжет - всё достойно высших похвал.
Не каждый день увидишь фильм, который встряхнет всё твоё нутро и крикнет: 'Чувак, это ведь про тебя! Смотри и будь осторожен!'
Возможно, я отстал от жизни, но лишь в год 50-летия с моменты выхода фильма на экраны, я его наконец-то смог посмотреть. Нет, конечно, я наверняка видел отдельные сцены или эпизоды, по телевизору, раньше, но просмотреть от начала до конца… решился только сейчас. И ведь если бы не высокие оценки, вряд ли я бы обратил на него своё внимание.
К сожалению, после просмотра я пришёл к одному выводу — хорошо что я не видел его раньше. Фильм показался мне не только переоценённым, но и попросту скучным и не интересным. А может он просто не для меня…
Сюжет предельно прост и понятен… Толкнув наркоту, два хиппи-наркомана решают проехаться по американским штатам. И чем дальше, в глубинку они заезжают, тем менее приветливые жители им встречаются. Эти жители не любят тех кто на них не похож, представителей различных субкультур — хиппи, байкеры. Причём не любят на столько что могут не только оскорбить словесно, дать в морду но и… убить… Зачастую мы видим полное беззаконие и безнаказанность в «свободной, демократической» стране. Могло бы выйти неплохое кино… Но… получилось то что получилось.
Возможно, в этом фильме и показана вся суть Америки 60-х… с её субкультурами. С её красотами: горы, реки, равнины, каньоны… Но все эти без сомнения прекрасные места, показаны как-то мельком… и абсолютно не цепляют. Ну а множество нудных разговоров не о чём — не добавляют этому фильму бонусов.
Не удивлюсь, если в меня полетят «камни», мол, ты не понимаешь… этот фильм о свободе, внутренней и внешней. Ты садишься на своего «железного коня» и несёшься куда глаза глядят… делаешь что хочешь, одеваешься как хочешь, останавливаешься где хочешь. И возможно эти люди будут правы. Поэтому напишу банальную фразу «этот фильм не для всех». Да так можно сказать про любое кино, но в данном случае утверждение будет как нельзя кстати.
Этот фильм, рассчитан в первую очередь на самих американцев, с их ними порядками и законами. Ведь им лучше знать, как они жили в 60-х. — неспокойное время, когда в моде были: бунт против консервативной морали, отцовских ценностей, так называемого нормального образа жизни. Именно в эти годы, в Америке и зарождаются эти самые субкультуры (хиппи, байкеры) — пропагандирующие: свободу, безделье, гонки на мотоциклах и курение травки…
Не зря же в 1998 году Библиотека Конгресса внесла фильм «Беспечный ездок» в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение.
Ну и конечно же фильм будет интересен представителям тех самых субкультур.
Ну, а поскольку я простой Россиянин, рождённый в СССР и не имеющий отношения к субкультурам показным в фильме — то видимо, это кино — не для меня.
PS — Я не говорю что фильм плохой, в нём есть свои плюсы — неплохие пейзажи, отражение того самого духа Америки 60-х… Я люблю фильмы про «езду и путешествия» (Исчезающая точка, Двухполосное шоссе), но в данном случае было просто не интересно и скучно.
Картина Денниса Хоппера 'Беспечный ездок' стала неким водоразделом в истории Голливуда. Пожалуй, это первый случай, когда практически независимый и малобюджетный фильм стал настоящей сенсацией, имел кассовый успех, был премирован в Каннах и представлен на 'Оскаре'. Его появление именно в 1969-м году стало как никогда актуальным. На дворе стояла эпоха стремительных перемен. Новое поколение не желало жить по старым принципам стяжательства и устоявшейся морали. Дети не находили общего языка с родителями, рок-музыка призывала к подлинной свободе, хиппи маршировали в протестах против вьетнамской войны, параллельно экспериментируя с наркотиками.
К концу 60-х Деннис Хоппер и Питер Фонда по возрасту уже не могли причислить себя к так называемой молодёжи. Однако, их взгляды были полностью солидарны с тем духом бунтарства и нонконформизма, что царил тогда. Их замысел создать фильм, отражающий в себе суть эпохи был с блеском осуществлён. 'Беспечный ездок' показывает яркий пример, что и на ограниченные средства можно снять даже не просто хороший или отличный фильм, а настоящий шедевр, которым будут восхищаться ценители и спустя много десятилетий. Современные же кинематографисты найдут какую угодно причину оправдать неуспех картины, кроме собственной бездарности.
Главные герои картины не желают играть по правилам большинства. Оседлая жизнь им не по нраву и путешествие является одним из смыслов жизни. Полагаю, что и у многих современных обывателей Билли и Уайтт вызовут отторжение и неприятие. Советские киноведы в обзорах зарубежного кино зачастую обходили этот фильм стороной. И тут ясна причина такого игнорирования. С одной стороны философия байкеров из фильма никак не вяжется с потребительством капиталистического строя, но и коммунистическим заветам эти ребята тоже не отвечают, поскольку в СССР подобных граждан ждали бы статьи за тунеядство и бродяжничество. Отсюда можно сделать вывод, что они против любой системы, вне рамок идеологий.
Безусловно, жаль, что в дальнейшем Хоппер не проявил себя в режиссуре так ярко, как в 'Беспечном ездоке'. Да и для Питера Фонды роль Уайтта по прозвищу Капитан Америка стала, пожалуй, единственной звёздной. Особое восхищение вызывает операторская работа уроженца Венгрии Ласло Ковача, который филигранно снял движение мотоциклов по шоссе под чарующие мелодии рок-групп конца шестидесятых. Именно в 'Беспечном ездоке' ныне легендарный Джек Николсон сыграл свою первую заметную роль и впервые же был выдвинут за неё на 'Оскар'. Джордж Хэнсон, которого он играет, в отличие персонажей Хоппера и Фонды всё же формально принадлежит к 'правильной' социальной прослойке. Однако, его образ жизни, связанный с алкогольными возлияниями ей никак не соответствует. Поэтому товарищи-байкеры сразу нашли с ним общий язык. Показательна сцена в придорожном кафе, где остальные посетители нелицеприятно перешёптывались о вошедшей троице путников. И только наивные провинциальные девушки заинтересовались ими, да и то с банальной целью лишь прокатиться на мотоцикле.
Однозначно картину должен посмотреть всякий человек, который увлекается кинематографом, классической рок-музыкой, мотоциклами и тем славным периодом.
«Они боятся не вас, а то, что вы представляете … – свободу»
Действие картины Денниса Хоппера разворачивается на закате 60-х годов и повествует о двух друзьях, колесящих по Америке в свое удовольствие. С первых же минут мы узнаем, что герои фильма получают кругленькую сумму за проданную «травку» и пускаются вперед, навстречу приключениям. Ими движет лишь дух свободы, навеянный тем временем, и фильм отлично передает зрителю их настроение.
Уайат (Питер Фонда) до конца фильма выглядит озабоченным каким-то важным для себя вопросом, и, кажется, ответ на него пытается найти у встречающихся на своем пути незнакомцев. С одной стороны, мы видим небольшие группы людей, так или иначе завязанные на домашнем хозяйстве, которые умудряются выживать и жить в довольно жестких условиях, и к ним нельзя не проникнуться уважением. В противовес им выступают жители провинциальных городков, для которых доступны почти все блага цивилизации. У них есть машина, работа, и, соответственно, деньги, за которые можно получить, казалось бы, все что угодно. Наши герои выступают здесь неким путеводителем, предоставляющим зрителю беглый взгляд на все представленные стороны с разных углов.
Отдельная роль уделяется герою Джека Николсона – заядлому пьянице и высокопочитаемому адвокату в одном лице. Казалось бы, сама судьба свела его с героями фильма, предоставив шанс вырваться из этой городской среды, которая ему уже давно встала поперек горла. Впоследствии его решение окажется роковым, но не это ли время, проведенное с новыми друзьями, было лучшим во всей прожитой им жизни? Ключевым моментом фильма будет его речь о свободе личности: «Они боятся, но не вас, а то, что вы представляете… – свободу. Свобода – вот что у нас есть. Но одно дело говорить о свободе, а другое – быть свободным. Очень трудно быть свободным, когда тебя еще недавно покупали и продавали на рынке. Но главное – не говорить никому о том, что они не свободны, иначе они станут калечить и убивать, пока не докажут тебе свою свободу. Они могут долго говорить тебе о свободе личности, но как только встретят по-настоящему свободного человека, они будут напуганы… И это сделает их опасными».
Сцена в придорожном ресторане исчерпывающе описывает сказанное выше. Когда герои садятся за столик, к ним приковано внимание всех без исключения посетителей. Молодые девушки явно в восторге от нарушителей спокойствия и обсуждают, как бы с ними познакомиться. Местные завсегдатаи вместе с шерифом имеют противоположный, негативный настрой, выискивая только повод, чтобы избавиться от них. Официантка лишь отводит глаза. Их всех объединяет лишь одно – страх. Никто не отваживается подойти к странникам и высказать что-либо в открытую. Лишь с покровом ночи они сделают свое черное дело.
К концу фильма Уайат находит ответ на свой вопрос, но осознает это слишком поздно. Здесь вспоминаются его слова в начале фильма, сказанные старому ковбою за трапезой: «Не каждый человек может жить и питаться от земли, делать свое дело в свое время».
Действительно хорошее кино! Входит в сотку лучших фильмов столетия по версии американских киноакадемиков (88 место), в моей же 'сотке' он не занимает призового места. Отмеченный Каннами, как лучший режиссерский дебют. Значимая роль в карьере Джека Николсона - действительно интересный персонаж. Наверное то что он и 'свободен' и 'пиджак (адвокат)' пишет ему такие хорошие диалоги - о инопланетянах и свободе.
Местами не понравился монтаж и плохая ночная съемка (да и вообще операторская работа в конце фильма - слабая...хотя многим, возможно, именно это и понравилось - потому что громко называют это 'непопсовостью, авангардом и т.д.'), но в общем очень хорошее кино (но не уверен что мне понравилась концовка и что она достаточно хорошо снята - но не я жил в Америке в то время - не мне судить).