К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Как героини фильма сохраняют в себе лучшие свойства человеческой натуры в кошмаре своей жизни посреди рушащейся империи, так и отечественный кинематограф умудрился в то антиэстетическое, жестокое время сохранить присущий ему вкус, глубинность и ироничность.

'Ребро Адама' - совершенно поразительная маленькая картина. Не бабская, но очень женская, ни капельки не веселая, но удивительно жизнеутверждающая. Это не лучший фильм, который я видел, но во всяком случае для меня это фильм с самыми органичными и сильными женскими образами. Игра главных героинь, как, впрочем, и остального актерского состава, выше всяких похвал. Я верил, как никогда.

Собрались много талантливых людей и с любовью и ответственностью сделали замечательное кино. Мне кажется, до конца оно будет понятно только русскому человеку, хотя 'Ребро Адама' - это, по сути, ода человеку как таковому. Ода несчастным, оплеванным обстоятельствами существам, в которых, что бы ни происходило, всегда теплится нечто высшее и непобедимое, дар сочувствия, любви к ближнему.

Браво!

10 из 10

10 октября 2009 | 14:47
  • тип рецензии:

Есть у меня некая серия, подборка фильмов, именуемых (вместе и по отдельности) не иначе как «Кино в 21.00 на СТС». Был такой период в жизни – я неоднократно о нем уже упоминал в своих отзывах. Естественно, фильмы это преимущественно голливудские. Старые и не очень, но все до одного любимые. До сих пор, и вряд ли что-то уже изменится.

Но есть и другие «серии». Например, фильмы отечественные. Возможно, не самые известные или, как принято говорить, «раскрученные». Но чрезвычайно душевные, преисполненные глубокого смысла и заражающие зрителя самыми «правильными» эмоциями, какие только могут быть. Что их объединяет? В моем случае – другой телеканал – Культура.

В чем тут отличительная особенность, так это в эффекте неожиданности. Что уж греха таить, редко когда этот канал «по умолчанию» включен. Тем приятнее, однако, каждый раз удивляться и радоваться чему-то новому (де-факто, разумеется, – основательно забытому или вовсе доселе неизвестному старому). Один из таких фильмов, таких случаев – «Ребро Адама».

Вот так включил когда-то ТВ на вышеупомянутой «кнопке», а там такое кино показывают. И сидел, смотрел – оторваться не мог (рекламой, слава богу, не всё телевидение повязано тогда было – не знаю, как сейчас). Потому что хорошая картина – не то слово. Настолько реалистичная! И по содержанию, и по тому, как роли сыграны. Причем все без исключения, я подозреваю. В И. Чуриковой сомневаться вообще не принято, но С. Рябову-то, чего уж скрывать, я на тот момент разве что по «Ты у меня одна» только и знал. А какая шикарная роль оказалась? Сюрприз? Еще бы. Или Маша (тогда еще, согласно титрам) Голубкина со своим неповторимым «Малыш!»? Это же чистой воды «Браво!» и ничего другого. А в дуэте – так и вовсе «Бис!»

Впрочем, мужская половина тоже в грязь лицом не ударила. Как забудешь скромнейшего Евгения Анатольевича А. Толубеева, не пожалевшего суточных на букетик цветов? Или Александра Наумовича И. Кваши, у которого две дочери: «одна его, а другая – не его, но, в сущности, тоже его». Да тот же ломящийся в дверь Мишка А. Касьянова – уже находка! А эпизод какой получился! Да что перечислять, говорю же, все молодцы.

Сплошное удовольствие, а не кино. Избранное! Максимальная оценка.

10 из 10

10 июля 2014 | 13:22
  • тип рецензии:

Сколько же фраз из этого фильма разобрано на цитаты, стало 'крылатыми выражениями'. Жизненный фильм об истории трех женских поколений, этакий 'Бабий дом'. Стоит похвалить, утонченно переданный образ каждой женщины, уделение особого внимания деталям сильной и слабой стороны каждой, радости и горести, любви и разочарования. Это история о нашей нелегкой женской доли с зигзагообразными судьбами, проблемами, переживаниями, эмоциями, воспоминаниями, одиночеством. Но вместе с тем, героини не забывают оставаться женщинами, матерьми, дочерьми и находят силы для улыбки, смеха и даже самоиронии. Но самое главное, что они составляют единое целое, семью, и горой встанут друг за друга. Разве ни это ли является самым теплым, важным и бесценным. Трагикомедия просто о нашем маленьком женском счастье.

- Женя, а эти трусы в цветочек Вам очень к лицу. (с)

Нельзя не выразить свое восхищение такими великими и прекрасными актрисами, как Инной Чуриковой, Марией Голубкиной и Светланой Рябовой. Я готова аплодировать стоя этим потрясающим женщинам. Вместе они составляют удивительное трио. Украшением, сокровищем фильма является бесподобная Инна Чурикова. Мужчины не смеют пройти мимо этой космически привлекательной и талантливой женщины, они просто обязаны снимать шляпы, преклонять колено, осыпать ее огроменными букетами и целовать ручки.

- Добытчица ты наша! (с)

Это сугубо женский фильм, грустный, но с непобедимым чувством юмора. Уверена, многие из нас найдут в нем часть себя. Мне кажется, его нужно посмотреть каждой юной барышне, прежде чем вступить на порог взрослой, сложной жизни. Просто для того, чтобы намотать на ус. Ведь только дураки учатся на своих ошибках. Это история, которая не имеет временных границ. И имеет вечное.

9 из 10

28 февраля 2010 | 20:09
  • тип рецензии:

Адам без Евы никуда и Ева без Адама не может. В этом фильме перекликаются разные истории любви разных поколений женщин. Но истории их настолько в точку, что каждый зритель узнает свою знакомую, подругу, а может и себя. Кто-то мог быть в роли любовницы, кто-то имел одну любовь на всю жизнь, а есть женщины, которые рано стали мамой. Все это про жизнь. Режиссер с любовью и характером показал каждую героиню.

Браво, актрисам - смотреть было одно удовольствие. Именно женщины были на первом плане. И, казалось бы, Женщина - ребро Адама. Но здесь, она главная. Мужчины затмеваются на их фоне. Однако, самый скромный из мужчин показал себя с весьма неожиданной стороны. Добрый, ироничный со своей историей фильм, заслуживший внимание зрителей и бескомпромиссное. Смотреть всем.

19 мая 2024 | 02:07
  • тип рецензии:

В одной квартире живут четыре женщины, четыре поколения. В стране идут 90-е, происходят глобальные перемены, рушится старое, появляется новое, а они живут, решают проблемы, плачут, влюбляются, работают, учатся и снова живут.

Главная героиня, Нина Елизаровна, которую великолепно сыграла Инна Чурикова, женщина безграничного обаяния. Она не теряет присутствия духа, несмотря ни на парализованную мать, на два неудачных брака, и двух дочерей 'от совершенно разных мужей'. Да, возможно она уже не так молода и красива, но она настолько очаровательна, что ее любят и в нее влюбляются. Она оптимистка, она надеется на лучшее.

Ее дочери, Лидия и Настя. Старшая не может устроить свою личную жизнь, переживает предательство любимого и подруги.

Младшая - самоуверенная девочка-подросток, она сильная, сама принимает решения. Она не боится остаться одна с ребенком в 15 лет, когда ее парень поступил некрасиво. И видя ее уверенность, взрослые понимают и поддерживают ее.

Бабушка. Кажется, что персонажа как такового нет, но он есть. Парализована. Молчаливая, но требовательная, не дает покоя дочери и внучкам.

Она постоянно вспоминает свою молодость...

Это женский мир, и в нем нет места мужчинам. Ведь правильно сказала Лида в конце фильма: 'Надеяться нам не на кого, только на себя'.

10 из 10

18 октября 2010 | 07:45
  • тип рецензии:

Это - один из самых страшных советских фильмов, концентрат кромешного бытового ужаса, если рассматривать его изнутри интеллигентского понятийного круга, ледяное озеро Коцит, вмораживающее нежное, женское в безнадёгу безмужья и бесквартирья, стигийское болото, где гневающиеся дерутся в грязи и скверне, стоя на телах унывших. 'Ребро Адама' выпустили на экраны в девяностом, когда советское актерское, сценарное, операторское мастерство находилось на пике бодрой зрелости, но уже сняты были табу не только на физиологическую, но и - что менее очевидно - эмоциональную порнографию. А потому от него остаётся ощущение высокого искусства, в лёгком подпитии развалившегося на табуретке коммунальной кухни - ещё причёсанного, пиджачного, галстучного, ещё со шлейфом какого-нибудь 'Джил Сэндерса' из подмышки, но уже с прорехой в носке, с алкогольной припухлостью на физиономии, уже сроднившегося с примусами, кастрюлями на замках, очередями в санузел и беспокойной, бестолковой вознёй за гипсокартонными перегородками коммунальных пеналов. Упершегося в коммунальный тупик цепкого убожества коммунального уюта искусства, кипящего ненужной страстью, растерявшего иные смыслы. 'Объективности ради мы запишем в тетради: люди — гады, и смерть неизбежна, зря нас манит безбрежность, или девы промежность - безнадёжность вокруг, безнадежность.'

Собственно, девы ( и уже не девы) промежность играет в фабуле куда более существенную роль, чем пресловутое адамово ребро. В фильме завязаны в узел, спаяны промискуитетом малометражки все совершенно катастрофические сценарии женской физиологической судьбы периода развитого социализма - беременность дочки-малолетки от дебиловатого, невозможного в качестве зятя пэтэушника, прочное, но бесполезное влипание другой дочки, тихой красавицы на выданье, в роман с похотливым и безнадёжно для тихони женатым начальником, климакс, клинекс, дюрекс, люрекс, похороненные, но не разложившиеся до конца браки матери, лежачая, больная, но живая, всё ещё живая бабушка. Метражная скудость и женская телесная жизнь здесь - как Танатос и Эрос, теснота - буквально равна если не смерти, то стремлению к ней, превращая любое радостное, жизнеутверждающее событие - беременность, выздоровление парализованной - в докуку, в препятствие, в сужение и так недостаточного жизненного пространства, в духоту, в вонь, в кислородное и половое голодание. Это - страшно и невыносимо, до зубовного скрежета, неправильно.

Одна моя знакомая, говоря о своём детстве, вспоминала: 'Мы читали Гёте и Шекспира, а жили всемером на тридцати квадратных метрах. Мы любили с сестрой садиться в темноте на пол и упираться ногами в стены - надеялись так раздвинуть их подальше, чтобы места было побольше.' 'Ребро Адама' как будто заявляет нам: вся советская образовательная культура, все эти собрания сочинений, музыкальные школы, балетные студии и кружки фигурного катания - были всего лишь попыткой, наивной и детской, раздвинуть ногами намертво стоящие квартирные стены. Культура, тонкая, столичная, по-хорошему интеллигентская, уступает в фильме под натиском физиологической, мучительной жажды телесной жизни.

13 мая 2018 | 23:33
  • тип рецензии:

Вчера от нас ушла блистательная Инна Чурикова. Уход артистов такого таланта, такого уровня, такой важности для отечественной культуры – это не только увеличение нашего сиротства, но и очередное подтверждение того, какими родными подчас для всех нас бывают любимые артисты. Инна Михайловна была притягательна и волнующа и в комедийных образах, и в драматических ролях. В новостных сводках и сюжетах-некрологах упоминалось множество достойных киноработ актрисы (а иных у неё, по всей видимости, и не было, ведь она достаточно избирательно подходила к выбору материала – исключение, разве что, составляет «Самый лучший день», ну да Бог с ним), но как-то обойдена вниманием (кроме КиноПоиска) была одна очень интересная роль Инны Михайловны – музейного экскурсовода Нины Елизаровны в «Ребре Адама».

Фильм вышел на закате советской поры, и закат этот тускл, неярок, скучен. Жизнь четырёх дам из трёх поколений одной семьи, обитающих в одной квартире, подчинена механическому алгоритму. Утром – встаём, выносим судно из-под парализованной бабушки, принаряжаемся (и младшая сестра (Мария Голубкина) обязательно что-нибудь ухватит у старшей), машина под окном – и старшая сестра (Светлана Рябова) упархивает вместе с женатым шефом, чтобы потом он высадил её за квартал от работы – увидят ведь! – мама уходит в музей, где скучающим посетителям рассказывает скучающим голосом о создателях диорам, посвящённых революции, ну а младшая дочка, наконец, мчится в магазин, на практику, где и становится «и добытчицей, и волчицей».

Но что-то случается. Что-то случается в жизни каждой из них, что нарушает сей привычный обиход. А ведь он не может не быть нарушен, поскольку порочен изначально. Каждая в погоне за своим женским счастьем сталкивается с ворохом трудностей. Связь с женатым мужчиной не может быть долговечной. Познание сексуальной жизни оборачивается закономерными биологическими последствиями. А боль, обиды, тягость, сопровождающие уход за немощным человеком, который и в своей немоте остаётся властным и диктует климат в квартире, в конце концов выливаются в отчаяние, на пике которого Нина восклицает: «Господи, когда же это кончится!» (сильнейший монолог Чуриковой).

Жизнь меняет их, поэтому они вынуждены меняться сами. Через боль, через принятие, через смелость пойти навстречу новой судьбе. «Нельзя начинать новую жизнь, не подобрав пуповины от старой», – писал Валентин Распутин. И финал показывает, что женщинам предстоит ещё подобрать остатки прежнего бытия и принять серьезные решения. И жить по-новому.

«Ребро Адама» – это то, что, наверное, киноведы называют перестроечным кино. И хотя он и впрямь совершенно актуален и в 1990-е годы, но пуповина-то вся там, в доперестроечном времени, там, где посеяны ростки. Там, где бабушка, смеясь, читала письма мужа-моряка, обнимая любовника. Там, где мама разводилась с мужьями, которые её любили. Там, где, в конце концов, девочки жадно стали искать любви. И вся постановка, и работа актеров, и атмосфера – всё это из той ушедшей поры, по которой не скучаешь, но которую вспоминаешь с лёгкой грустинкой.

10 из 10

15 января 2023 | 17:41
  • тип рецензии:

Очень сильный фильм! Его выход пришелся как раз на эпоху великого разлома страны, настроение подчеркивает даже погода за окном - поздняя осень, сыро и пасмурно. Есть жанр 'комедия', правда, события, происходящие в фильме, веселыми не назовешь. Это настоящая трагикомедия, и в ней нет ощущения безнадеги. За это создателям фильма отдельное спасибо.

Люди меняются, а стили отношений - нет, все новые молодые будут страдать от тех же проблем, от тех же наездов и вмешательства в свою жизнь. Монолог Инны Чуриковой, обращенный к матери: 'Что тебе от меня было нужно??'- это удар по нервам! Смотрела уже не в первый раз, и опять мурашки по коже и слезы аж брызнули, такая сила отчаяния! До чего же это точно, ведь многие именно так и живут...

Показаны очень личные подробности жизни четырех женщин, у каждой из которых свои проблемы, но их объединяет тот факт, что они друг другу родные. Надо отметить, что сцены кормления лежачей больной не могут нравиться, но такова жизнь. Рука, требовательно тянущая за веревку - фон для жизни всей семьи.

Тут можно много написать, восхищаясь, пытаясь точнее подобрать слова для описания впечатлений, ощущений, переживаний, вызванных фильмом, но лучше просто сказать: посмотрите! Фильм женский, но настолько жизненный, настолько мудрый, что и мужчин не оставляет равнодушными.

Внешность у Инны Чуриковой своеобразная, актриса она харАктерная, но тут есть кадр, где она просто красавица! Даже те, кто не является поклонником ее творчества, этот фильм оценивают высоко. Тут все типажи узнаваемы и прописаны очень хорошо: мать, дочки, бабушка... Пожалуй, надо бы и книгу прочитать.

Советую всем, особенно женщинам - посмотрите обязательно! Я уже смотрела не раз, буду смотреть ещё. С таким же названием есть ещё фильм 1949 года, его тоже планирую посмотреть.

10 из 10

02 июня 2014 | 19:28
  • тип рецензии:

Именно так: оба слова с большой буквы. Нет ни одной ситуации в фильме, которую можно было бы назвать надуманной или неправдоподобной...4 женщины, 4 судьбы, 4 жизни. Каждая борется за свое счастье, как может. Безысходность отдельных моментов, и даже в некоторой степени обреченность, отступают перед силой Женщин. Сила эта в родственных связях, во взаимной поддержке, в какой-то солидарности, не смотря на разные возрасты и уровни:

Бабушка - пожилая, парализованная, давно ставшая всем обузой, понимающая свою беспомощность и ненужность и, кажется, от этого еще более невыносимая в своей требовательности к окружающим ее дочери и внучкам.

Мать - Нина Елизаровна, женщина под 50, интеллигентная, с принципами, которые однако не мешают ей мирится с отдельными моментами.

Старшая дочь – Лида - является бесперспективной любовницей женатого мужчины. Младшая дочь - Анастасия - 15летняя девушка с достаточно взрослой жизненной позицией: и в плане работы, и в плане личной жизни.

Как точно отрекомендовала их Нина Елизаровна: «У меня две взрослые дочери от очень разных мужей».

Вся их жизнь меняется, когда у Нины Елизаровны появляется поклонник в лице командированного, Лида понимает, что ее связь с женатым мужчиной не имеет никакого будущего, Настя узнает, что беременна….

Это кратко. А вообще, хочется сказать, что этот фильм является одним из немногих, которые действительно заставляют думать. Казалось бы, он непродолжительный(около 70 минут), но оставляет неизгладимое впечатление. При этом история такая, что называется, НАВЕКА. Советую смотреть и пересматривать, этот Фильм того достоин.

30 декабря 2010 | 09:02
  • тип рецензии:

Да, здесь речь о восьмидесятых, а всё же при чём тут восьмидесятые? Что важно - разве маленькие тогда зарплаты, тесные квартиры? Во всём мире у среднего и ниже класса они такие же тесные - были и, наверное, будут. Априори.

Не-а, здесь всё просто и сложно, такой вот оксюморон. Женщины. Для которых во всём мире такие квартиры - арена жизни и - их личный подиум. Подмостки, где можно порой сыграть, если не Жанну д'Арк, то 'ваши трусья в цветочек очень вам к лицу'. Отсилы это, хоть так, зато иронично, к закату, но - это на старости лет, а то, что раньше кипело в этом котле... это целая сумасшедшая, глупая, смелая, тоскливая жииизнь, которую всю не передать в данном формате, но... отчасти её символизируют бывшие мужья - отставные отцы, отчасти - безумный разговор-монолог с парализованной ба.

Но в большей мере - девочки, дочки.

Дурацкие любови - с кем их только не было, здесь - с начальниками; случайные юные беременности от идиотов... Приметы времени? Ха. Или, скажете - загнивающего социализма? Хе.

Это жизнь. Ни капли не тяжёлая, просто серая, с угрюмым бунтом юности и с миазмами старости рядом, рука об руку. Обычная женская юдоль. Как во всём мире. Порой на разрыв сердца, порой - на зарождение новой ляльки.

- Кто добытчица, кто волчица?
- Ты добыла, дааа.


Да, и она хочет девочку.

Но не мешало бы в их бабий монастырь родить мальчишку. Хотелось бы надеяться на мальчика. Мне. Вопреки задумке режиссёра - уж не знаю, кто его воспитывал, но без мужчин в семье перекос. Сложновато, скажем так, рёбрам без мяса. Героини справляются, тем не менее не перестают цеплять мужиков, даже на старости лет - и прально делают. Мужики в семье пригодятся.

И вставшая вдруг чуть не из гроба бабуля - просто о том, что и она - звено в этой цепи, в точности такое же голое ребро, только смятое и уже добитое временем, а когда-то бунтовавшее, рыдавшее, рожавшее, потом вредничавшее, и вот... Ну встала, ну, запела, но впереди же всё равно могила, и больше уже ничего. И родные уже только этого от неё ждут, чтобы дала место новой жизни - а чего от неё теперь ещё ждать? Чечётки?..

Вот здесь, в этой тесной комнате, собрались все представительницы рода: во внучке новое начало и вот он рядом - чуть взбодрившийся, но - конец. Круг замыкается. Красиво сделано.

И как на неё девчёнки смотрят... Как на загадочную чужую - существо уже из иного мира, непостижимым образом переплывшее обратно реку Стикс - с абсолютно непонятной и никому не нужной целью. Это высший балл.

01 июня 2018 | 14:15
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: