«Манхэттен» - одна из самых многослойных картин Вуди Аллена, при этом и по сей день остающаяся небанальным признанием в любви к Нью-Йорку. Идея фильма, рожденная в умах Аллена и Уиллиса на съемках «Интерьеров», - это не только жест признания в любви к городу, но также черно-белым фильмам таким, как «Рожденная танцевать», интеллектуальным беседам и конечно же аристократии. Я согласен с оператором фильма, который назвал «Манхэттен» самым любимым фильмов в те годы у режиссера, но добавлю что это, пожалуй, вершина его творчества. О совершенстве фильма писали многие и не сказать, кто всех краше расписал в своих рецензиях оды ему. Эндрю Саррис считал, что это триумф Аллена и поистине единственный великий американский фильм 1970-х. Я бы не стал уподобляться таким громким высказывания, так как мне ближе позиция Роджера Эберта, писавшего, что у фильма выдающийся визуальный ряд.
Да, мастерство режиссера и оператора довели фильм до совершенства: длинные сцены без склеек и обратных точек намерено разбивают кадр на части, и это придает ощущение законченности шастаньям актеров туда и сюда по всему кадру на протяжение всей ленты. Немаловажным достоинством фильма является химия между Алленом и Хемингуэй. Не услышав должного совета от матери, как сыграть сцену поцелуя, молодая актриса стала репетировать ее у зеркала, целуя свою руку (ох, Вуди, на что только не идут прелестные молодые актрисы ради возможности соприкоснуться с твоим творчеством). Но, славу Богу, эту сцену с поцелуем Аллен снял длинным планом и, так сказать, спас актрису от лишней нервотрепки. Принято проводить сравнения этого фильма с «Энни Холл», но «Манхэттен» оказался куда более серьезной картиной, обращенной к зрителям с призывом: прежде чем сетовать на беспорядок вокруг, нужно навести порядок в своей эмоциональной и повседневной жизни, хотя и без психоанализа не обойтись.
«Манхэттен» - пожалуй, единственный фильм режиссера, за который я голосую обеими руками, хотя и понимаю, почему режиссер возненавидел его, когда впервые посмотрел. Он сделал главное – придал фильму меланхолии, способной выбить человека из равновесия и еще больше навести хаоса в его голове, и, как заявлял позже постановщик, если ему удалось сделать зрителя на время просмотра несчастным, он выполнил свою работу на «Ура!». Персонажи фильма похожи на подростков-интеллектуалов, немного отстраненных и заносчивых. За всеми их высокопарными словесными кривляниями с сигареткой, легкомысленными словами о любви и изменами кроится какая-то фальшь в театр, в который они, видимо, вынуждены играть, и только под в самом конце, когда две цели главного героя ускользают от него, он вспоминает про смертность человека и говорит про совесть на примере скелета.
Город у Аллена – отдельный герой, намерено показанные в нем пустые галереи планетарии и коридоры как будто разделяют людей, лишь на время создавая видимость влечения друг к другу. Все эти набоковские намеки спустя сорок лет могут восприниматься двояко, но не оттого ли велик гений Вуди, что во многих его фильмах герои как будто бы испытуемые, задаваемые ими вопросы остаются без ответа, а хождения по тонкой грани между нравственным выбором и непослушанием отдаются эхом и по сей день. Финальная сцена блестяще подытоживает всю подноготную картины и еще раз доказывает, что у режиссера блестящий «черный» юмор. Когда она просит у него немножко веры в людей, он кружит головой и интуитивно понимает, что этого хотелось бы, но так трудно будет это совершить.
В этом весь Аллен и его едкое и саркастическое отношение к жизни. Он, как пророк, видит угрозу в новеллизации фильмов и четко дает понять: чтоб не свихнуться в этом мире, нужны такие атрибуты развлечения, как братья Маркс, искусство и литература. Для него Нью-Йорк – это музыка Гершвина и центр распада культуры, таков Вуди: неоднозначный, как и любой человек в этом городе, но, что его выделает среди серой толпы, так это любовь к Ренуару, Бергману и Довженко, которые точно позволят найти еще одну спутницу на вечерок другой и встретить рассвет вместе с ней, отчетливо понимая скоротечность блаженства.
Это фильм о жизни скучающей интеллигенции в городе, который порой вдохновляет, а порой становится невыносим. Главный герой – сценарист средних лет, который ищет свежих впечатлений. Желая выбиться из привычной колеи и в корне изменить свою жизнь, он заводит роман с любовницей своего приятеля, что неминуемо заводит его в лабиринт интриг и лжи, из которого не так-то просто найти выход. Возможно, менять стоит не женщин, условия и обстоятельства, а самого себя?
Чего ждать от этой истории? Известный киномультиинструменталист Вуди Аллен, пожалуй, является одним из главных бытописателей родного Нью-Йорка наравне со Скорсезе, этим криминальным летописцем, освещающем самые злачные и тёмные места мегаполиса. Аллен в свою очередь показывает интеллигентный фасад Нью-Йорка и всё, что за ним скрывается, показывает глазами типичного для него персонажа — (как всегда) саркастически-иронического протагониста, пытающегося побороть унылое течение собственной жизни.
Эта картина о любви в большом городе, где так легко потерять себя, свои чувства и желания. Здесь целая россыпь актёров, которые хорошо справились со своими ролями: помимо дуэта Вуди Аллена и Дайан Китон, здесь демонстрирует блестящую игру Мэрил Стрип, Майкла Мэрфи, Мэриэл Хемингуэй. Картинка отличная, хоть и ч/б, но она передаёт все эмоциональные краски героев, ну и конечно присущее Вуди музыкальное джазовое сопровождение от великого Джорджа Гершвина. Все ценители творчества Аллена, оценят эту картину.
Отдав дань уважения своему кумиру Ингмару Бергману в мрачной драме семейных отношений «Интерьеры», Вуди Аллен решил покопаться в комплексах и нравах современного общества на более высокой, оптимистической ноте и в итоге создал картину, признанную многими (но только не им самим) его лучшей киноработой. Поместив себя в центр повествования, он изобразил на экране 42-летнего сценариста комического телешоу Айзека Дэвиса, который встречается с 17-летней девушкой Трейси (Мэриел Хемингуэй), привлекающей его умом, непосредственностью и очарованием юности, но однажды он знакомится с Мэри (Дайан Китон), любовницей своего лучшего друга, причем женатого. И это лишь один из фрагментов в общем паззле его неврозов и жизненных неурядиц: первоначальная встреча со снобистски настроенной Мэри внезапно перетекает в интрижку, что влечет за собой проблемы в отношениях с Трейси, а тут еще превратившаяся в лесбиянку бывшая жена Джилл (Мерил Стрип), чью любовницу Конни Айзек едва не придавил машиной, выпускает книгу, где подробно расписывает кучу нелицеприятных фактов из жизни экс-супруга. Найдёт ли он силы и время разобраться в себе и распутать столь колючий клубок?
В этой картине окончательно сформировался тот уникальный стиль режиссёра, за который его любят поклонники – остроумный и легкий разговорный городской романс, в котором постановщик делится тем, что его беспокоит, попутно высмеивая надменность и высокомерие современной интеллигенции, к которой принадлежит и он сам. Аллен показывает, как легко сокрушающие идеалы и растаптывающие великих мастеров искусства снобы мало что представляют из себя, не имея возможности разобраться даже в собственных личных проблемах в силу инфантилизма, заодно страдая от безделья и неумения глубоко чувствовать. Образ Трейси в этом случае очень показателен – в её героине режиссёр видит совсем другое молодое поколение с его склонностью к вдумчивому анализу, незамутненностью сознания, умением ценить и понимать другого человека, но по отношению к таким, как Трейси, необходимо быть очень чутким и деликатным, чтобы не потерять всё то хрупкое и важное, что есть в подобных людях.
Как и в большинстве своих работ, на которые с удовольствием ходит преданная ему аудитория, Аллен избегает мрачности, трагизма и других тяжеловесных инструментов исследования человеческой природы, только беседы, изящные реплики, чуток колкости и язвительности, переходящие в душевность, и, конечно же, любимый Нью-Йорк как лучшая декорация для развития событий. Контрастный, величественный Манхэттен с его уникальной фактурностью выступает идеальным прообразом Большого города, где суматошность оттеняется безлюдностью, огромные улицы, прорезающие лес небоскребов, переходят в уютные романтические закоулки, а бурлящая жизнь мегаполиса остается за дверями тихих квартир. И вряд ли любовь режиссёра к Большому Яблоку смог бы запечатлеть кто-то лучше, чем оператор Гордон Уиллис, создавший дивный черно-белый кадр, идеально передающий живописный антураж Нью-Йорка и наполняющий каждый момент фильма ощущением ностальгии и спокойствия, ведь если Вам нужен катарсис и страсти в клочья – то за ними совсем к другим режиссёрам.
40 лет назад мир увидел сатирическую комедию Вуди Аллена «Манхэттен». С 12 сентября, свежая как раннее утро, картина ворвалась в российский прокат благодаря проекту «Иноекино».
«Манхэттен» — культовый фильм и дань гению старого, доброго Аллена — человека, изменившего поколение. Его режиссерская карьера отличается большой продуктивностью: последние несколько лет Вуди выпускает фильмы буквально каждый год. Сказать, что они все как «Манхэттен» прекрасны и уникальны было бы неправдой, стоит вспомнить только «Иррационального человека» (2015), которого не смог спасти даже Хоакин Феникс и Эмма Стоун. Но в 2016 г. Вуди закидывает сети в виде «Светской жизни», в которые мы попадаем и не пытаемся вылезти.
Но вернемся к «Манхэттену». Аллен снова играет одну из сторон своего «я» в своем же фильме и роль эта настолько правдива и органична, что я с трудом подбираю слова. Несмотря на все великолепие картины, Аллен, если верить Кинопоиску, считает «Манхэттен» своей самой слабой работой и даже предлагал снимать кино бесплатно, лишь бы картина не увидела свет и была похоронена на полке.
Между тем, в «Манхэттене» прекрасно все: черно-белый Нью-Йорк, персонажи, искренность которых спустя 20 минут превратит их в ваших лучших друзей. Главный герой Айзек (Вуди Аллен), герой-любовник и комедиант, которому слегка за 30, крутит романы то с девушкой-подростком, то с женщиной-ходячий мозг. Айзек — непредсказуемый персонаж, то он неожиданно для себя увольняется с работы, то расстается с любовью своей жизни, а монохромность цветов в картине только прибавляет красок его жизни. Творческая элита Нью-Йорка оказывает свое воздействие на Айзека и он начинает писать книгу, но зачем и о чем — история не спешит рассказывать. Казалось бы, в окружении героя только такса по кличке «Вафля» еще не занималась писательством. Бывшая жена Айзека (N-нная по счету) и та умудрилась написать мемуары о браке и причинах, почему она предпочла Айзеку другую женщину, опозорив его на весь Нью-Йорк.
«Манхэттен» — безусловно «диалоговое» кино. Разговоры между героями держат вас в концентрации настолько сильно, что не оторваться ни на минуту. Самоирония Айзека вперемешку с явным ощущением превосходства над всем происходящим — влюбляет, а интеллектуальные отсылки к кино, литературе и театру — попадают прямо в сердце.
Заметное волнение, как это часто бывает после очередного киношедевра. Фильм-признание, получает почетный приз Лериных симпатий и становится в ряд с лучшими лентами о любви — «Мужчина и женщина», «Украденные поцелуи», «Москва слезам не верит». Если вы давно не признавались своей половинке в чувствах или вы — одинокий кит на своей волне, но в поисках хорошего кино — «Манхэттен» в прокате до 16 сентября.
Объектом любви любого художника неизбежно становится красота. От на первый взгляд неприметного, но идеального лица; от калейдоскопа красок и цветов спектакля и шуршащей папиросной бумаги декораций; от небесно-голубого Дуная до сверкающего тысячью огней Нью-Йорка чёрно-белого кино. Множество режиссёров вдохновлялись главным городом мультикультуры - замечательно нуарные истории о неприлично стильной и элегантной мафии 1920-х годов ('Однажды в Америке' реж. Серджио Леоне, 1984), бесстрашных представителях бит-культуры 1950-х, в то время ещё посещающих Колумбийский университет, где, как известно, после войны происходило все самое интересное ('Убей своих любимых' (2013) реж. Джон Крокидас) и одиноко слоняющихся тихих страдальцах вьетнамского синдрома, прячущих в руке обрез ('Таксист' (1976) реж. Мартин Скорсезе).
Поклонником Нового Амстердама является и один из самых скандальных и влюбчивых режиссёров - Вуди Аллен. Родившийся и выросший в Нью-Йорке, сын еврейских эмигрантов из Литвы и Австрии, большую часть жизни проработавших в Мэнхэттене, Аллен всегда считал этот город своим самым большим вдохновением, после женщин и кино. И в своём главном фильме Аллен отодвигает хитросплетенные отношения главных героев на второй план. Эти люди разве что узники, захлебнувшиеся в зелёной волне бесконечного, всеобъемлющего города, и заточенные в собственных эхо-комнатах. Настоящий герой он, город, именуемый в Делаварских языках, сегодня это языки ленапе, 'местом, куда мы приходим, чтобы сделать из дерева луки'. Место, где из сахарного клёна вырезается рукоять, где расправляются плечи и натягивается из сухожилий тетива. Этот человеческий лук, чья стрела с наконечником племени Манахаттоу летит прямо в большое красное яблоко в твоей голове.
Именно люди и место проживания определяют жизнь главных героев Айзека, Мэри, Йейла, Трейси и Джилл. Эта нищая богема амикошонства, переходящая из бара в бар, бродящая по книжным лавкам и прячущаяся от себя на выставках современного искусства. Из замкнувшейся цепи нельзя выйти, все эти одни и те же люди, цепляющиеся друг за друга, чтобы не быть сбитым на ньюйоркском хайвее. Эти безвозрастные мужчины и женщины, добровольно угнетаемые одним городом; они его никогда не покинут, как не оставят и своих товарищей, пусть и не очень занимательных, но точно также застрявших среди пронумерованных улиц.
И только одной героине, 17-летней Трейси, чью роль исполняет никто иная, как внучка Эрнеста Хемингуэя Мариэль, удаётся покинуть родной город и его обитателей, не покидающих дайнеры и не сходящих с туманных аллей.
Чернобелое решение фильма создаёт действительно очень много красивых кадров покрытых дымкой мостов и ярких фар автомобилей - блестящие огни, переливающиеся неоновыми вывесками бары и подсвеченные тёплым жёлтым светом прозрачные буквицы названий в витринах кинотеатров. Но кино не кажется бесцветным, пряная гамма оттенков проступает даже сквозь серую плёнку Панавижн.
Переплетение бесконечных и по большей части бессмысленных диалогов фильма создаёт ещё один слой патины на мифологии 'Манхэттена' - уместившегося в меньше, чем 100 минут фильма о взаимной диффузии города и живущих в нем людей.
Манхэттен, Нью-Йорк. Многие хотели бы оказаться там, прочувствовать всю романтику и красоту этого города. Айзек Дэвис искренне любит этот город и всегда представлял его в черно-белых тонах под мелодии пианиста и композитора Джорджа Гершвина. Именно с таким посылом начинается одна из самых известных картин режиссера Вуди Аллена — «Манхэттен».
Мне придется сделать каминг-аут: я практически ничего не знаю про Вуди Аллена, несмотря на его значимость для мирового кинематографа. Он всегда проходил мимо моего поля зрения, поэтому мне тяжело судить «Манхэттен» — первый фильм, с которым мне удалось ознакомился, с точки зрения его творчества в целом. Однако жизнь нам дана для того, чтобы постоянно восполнять старые пробелы и приобретать новые, поэтому рано или поздно это недоразумение будет исправлено.
Сам же «Манхэттен» прекрасен — любовь Аллена к Нью-Йорку, своему родному городу, чувствуется в каждом кадре. Это очень красивая кинолента, которая своим настроением моментально очаровывает зрителя. Живописные виды Манхэттена, операторская работа Гордона Уиллиса, музыка Джорджа Гершвина — благодаря всему этого проникаешься ностальгией к тому, чего на самом деле ты мог не видел своими глазами.
Однако не стоит забывать, что сам город является хоть и крайне важным, но все-таки фоном, способствующему раскрытию образов персонажей. История 42-летнего героя Вуди Аллена — автора телекомедий, и его ближайшего окружения крутится вокруг неудачного брака, любовных интриг и кризиса среднего возраста с соответствующим самокопанием. Звучит занудно, однако все это настолько легко и интеллигентно подано, что проблем с сопереживанием персонажам не возникает. Даже центральная линия с неловкими отношениями между Айзеком и 17-летней Трейси (Мэриел Хэмингуэй) не вызывает какого-либо диссонанса. Добавим к этому художественную и интеллектуальную направленность героев картины, и все встанет на свои места.
Разумеется, происходящее на экране частично имеет автобиографическую подоплеку, начиная от художественного изображения Нью-Йорка и заканчивая любовными отношениями самого Аллена, которому уже было на тот момент за сорок, с молодой актрисой Стейси Нелкин. Любопытно, что сам режиссер в этом признался только несколько лет тому назад.
Несмотря на то, что «Манхэттен» стал культовым, для самого Вуди Аллена он оказался полным разочарованием и он по сей день считает картину слабейшей в своей карьере. Не знаю, то ли фильм получился не таким, каким он его видел в своем воображении, то ли типичная для творческого деятеля самокритика всему тому виной, однако факт остается фактом: даже коммерческий успех и всенародная любовь не повлияли на маэстро. Художник во плоти.
«Манхэттен» идеально подойдет для умиротворенного и комфортного вечернего или ночного киносеанса. Интеллигентная романтическая аура и обстановка вокруг только поспособствует приятному времяпрепровождению. Особенно, если вы будете смотреть фильм не в одиночестве.
«Манхеттен» — чарующе красивый фильм, который можно смотреть без звука. Конечно, под джазовый аккомпанемент он производит колоссальное впечатление, но и без музыки в него можно влюбится с первого кадра. Самая сильная сторона картины — визуальная: вид небоскребов, жилые улицы, машины, мчащиеся по ночному шоссе — все это позволяет очутиться в Нью-Йорке 70-х. За полтора часа экранного времени вы познакомитесь с городом, лучше чем за недельный отпуск, так мастерски авторы перемещают нас из локации в локацию, чередуя выставки, улицы, рестораны и дома героев.
Не менее красочно авторы вписывают своих персонажей в окружающий город (язык не повернется сказать «в декорации»). Чего только стоит кадр, когда Йейл звонит Мери из телефонной будки. Шумная улица, потоки людей и машин, а среди них в правом нижнем углу стоит наш герой, которого просто невозможно отыскать с первого раза. Вся эта сцена мне безумно нравится. Кадр с Мери, сидящей за своей печатной машинке — на шестьдесят процентов состоит из серой стены, разделяющей зрителя и героиню, что создает ощущение, что мы за ней подглядываем. Этот прием усиливает интимность ее разговора с Йейлом, и позволяет нам почувствовать их неловкость и уязвимость.
Сам сюжет картины довольно типичен для Аллена. Он играет писателя, который не может устроить отношения с множеством окружающих его женщин. Диалоги смешные, финал предсказуем. Но фильмы Аллена, конечно, не об этом — они про настроение, про несовершенство человека, про непостоянство его желаний и неспособность разобраться в самом себе.
Несмотря на простоту истории и обилие диалогов, фильм не выглядит скучным и монотонным, режиссер играет с настроением героев и разными кинематографичными приемами. Например в фильме есть замечательная сцена, где веселая компания идет по пирсу и читает отрывок из книги. С начало они идут все вместе, но вскоре большая часть компании скрывается за пределами кадра, и герой Аллена продолжает свой путь в одиночестве. Голос его друзей превращаются в закадровый, а читаемый текст перестает быть забавной шуткой, а превращается в колкую характеристику героя. Его грустнеющее лицо продолжает сопровождать камера, а за ней чувствуется присутствие режиссера — автора этой жестокой сатиры.
Но несмотря на мастерскую работу знаменитого режиссера, я прекрасно понимаю, почему Вуди Ален не любит этот фильм. Представьте себе, что вы пишете сценарий, выбираете актеров, придумываете шутки, аккуратно пристраиваете кадр и выдумываете интересные кинематографичные приемы, а на финальном прогоне понимаете, что вся ваша работа меркнет на фоне работы оператора, на фоне красоты кадра и города. Мне кажется, что несмотря на все потраченные усилия, он понял, что результирующий фильм ему не принадлежит, что его талант меркнет на фоне таланта Гордона Уиллиса.
'Мой психоаналитик предостерегал меня, но ты была так красива, что я сменил психоаналитика.'
'Манхэттен' - это восьмой по счёту полнометражный фильм Вуди Аллена, где он выступал в качестве единоличного постановщика, культовый статус которого в данный момент уже никто не будет оспаривать. Сам Аллен не лицеприятно отзывался и отзывается (и, вероятно, будет отзываться) об этой работе, считая её весьма слабой, но в год премьеры 'Манхэттен' собрал целый ворох самых престижных наград и номинаций. В целом же, такой фурор, наведённый 'Манхэттеном' можно было ожидать: к тому времени Аллен уже начал становиться мэтром сатирической мелодрамы и создавал свой собственный жанр, метко названный 'интеллектуальной комедией', когда выпустил фильмы 'Любовь и смерть' и 'Энни Холл', где, кстати, главную роль сыграла Дайан Китон - тогдашняя муза Вуди Аллена, она же сыграла с ним и главные роли в 'Манхэттене'. В фильме, который не признаёт сам создатель и вдохновитель, но признан критиками и множеством поклонников творчества великого режиссёра и сценариста.
Фабула же 'Манхэттена' вряд ли может считаться достижением сценарного искусства. В фильме рассказывается о мужчине по имени Айзек (Вуди Аллен собственной персоной), которому уже за тридцать, но он пока не связал себя новыми святыми узами брака после сложного развода (в небольших эпизодах появляется в образе экс-супруги Мерил Стрип), считая, что не нашёл себе избранницу, хотя у него есть постоянная девушка - Трэйси (Мэриел Хемингуэй), которая гораздо младше Айзека. Однако, Айзек не испытывает к Трэйси практически никаких чувств и даже словесно в добровольно-принудительном характере предлагает ей уйти и найти кого-то её же возраста. Однако, Трэйси в силу своей слепой любви к Айзеку, пропускает всё это мимо ушей. А между тем Айзек знакомиться с Мэри (Дайан Китон собственной персоной), любовницей своего друга Эйла (Майкл Мёрфи). И вот как раз в Мэри Айзек и влюбляется. Казалось бы, что действительно ничего особенного, но всё-таки 'чудо' от Вуди Аллена есть в 'Манхэттене' и об этом ниже.
Аллен создал 'Манхэттен' в 'чистокровной' чёрно-белой цветовой гамме, благодаря этому чувственность и мимика персонажей буквально выходит на первый план. Каждый герой, пусть главного, пусть вспомогательного плана, детально и тщательно прописан. Мы можем в этих искренних образах найти самих себя и даже посмеяться с самих себя, ведь никто иной не может так точно и так сатирически выписывать недостатки любого характера. Вуди Аллен будто предстаёт журналистом, от цепкого взгляда которого не ускользает никакая мало-мальски важная деталь. Чего только стоят монологи Айзека, когда он якобы желает добра и счастья Трэйси - тут заслушаться можно. Уверен, что не стань Вуди Аллен великим кинематографистом, он бы стал великим литератором. И вся вот эта жизнь обычный с виду людей, населяющих большой город, показана сквозь бескрайнюю любовь Аллена к Нью-Йорку. Можно увидеть магазины, небольшие ресторанчики, уютные квартирки - всё это Нью-Йорк и антураж с одной стороны обычный, но с другой стороны он прямо-таки излучает особенную его атмосферу.
Пришло время поговорить и про актёрское исполнение, благо, что писать об этом одно удовольствие - претензий не к кому предъявлять. Вуди Аллен, как уже всем стало понятно, замечательный, можно говорить, что непревзойдённый сценарист, и он последовательно выписал персонажей. Начать, пожалуй, стоит с его Айзека. Тут даже как-то тривиально можно отметить, что Вуди Аллен в этом образе выписал самого себя, ведь он никогда не скрывал, что обладает сложным характером, а ещё он прекрасно умеет смеяться над самим себя. Затем часто эксплуатируемый образ еврея-интеллектуала в 'Манхэттене' от Вуди Аллена безупречен. И ещё раз подчеркну, что стоит вслушиваться в то, что его герой произносит - там много правды, правды той, которую мы, в силу воспитания и морально-общественных принципов привыкли держать в себе. Дайан Китон не подводит своего режиссёра, с которым превратилась в настоящую звезду, и чётко создаёт образ скромной женщины, у которой на самом деле внутри кипит целый вулкан, но она никогда не даст вырваться лаве на волю. Но особенно хочется похвалить Мэриел Хемингуэй, которая так блаженно передала образ Трэйси (кстати, этого персонажа Аллен писал со своей настоящей девушки и ему не было зазорно). По поводу Хемингуэй не хочется особо много писать, потому что лучше самим всё увидеть и проникнуться этой замечательной честной девушкой (не зря же Хемингуэй получила несколько престижных наград и номинаций).
Многие считают, что лирическая комедия/мелодрама 'Манхэттен' - это наилучшее творение великого Вуди Аллена. Признаюсь, что я готов поспорить с этим выводом, потому что есть у меня другие фильмы, которые люблю больше, нежели 'Манхэттен', но никогда не буду спорить с тем фактом, что 'Манхэттен' - это прекрасный фильм, актуальность которого будет храниться в веках, яркая сатира будет служить примером и вдохновением для начинающих сценаристов, а характеры героев - это что-то человеческое и искреннее, чего часто не достаёт многим другим фильмам. 'Чёрно-белый шедевр интеллектуальной комедии' - вот так, наверное, можно называть ленту Вуди Аллена 'Манхэттен'.
За многолетнюю карьеру Вуди Аллен успел поработать, наверное, в каждом из стилистических жанров кинематографа. Ещё со школьной скамьи начав печататься в газетах с остроумными заметками, плавно перейдя в стэнд-ап, а позже освоив видеокамеру, он сумел создать свой неповторимый почерк, к чему бы он не прикасался. «Манхэттен» и «Энни Холл» стали первыми произведениями, в которых он начал раскрываться как лирический повествователь, отходя от своего приевшегося комического амплуа. Несмотря на то, что эти фильмы по-прежнему не лишены комедийных элементов, в них всё же он начинает говорить о чём-то проникновенном, совершенно отличном от того, что делал ранее. Не лишним будет и подметить, что в последствии Аллен будет пытаться иногда переходить в иную ипостась, максимально серьёзную и драматичную, схожую по стилю со всей скандинавской школой кино, которой он вдохновлялся. Но именно эти две работы произведут фурор, окончательно размыв границы независимого и студийного кино. Причиной тому станет необъятная магия самого таланта Аллена, и как драматурга, и как комика. В этих фильмах он нащупывает нужный баланс между классической историей любви и свойственным тогда только ему экзистенциальным юмором. Постоянные размышления о смерти сменяются мальчишеским поведением от влюблённости, что и демонстрирует мысль – если есть что-то, что сильней чем смерть, то это любовь. В рамках творчества Аллена чаще всего, любовь решает проблему смерти, но в итоге сама становится проблемой рано или поздно. И это проблема ярко поднимается в «Манхэттене».
Герой Вуди Аллена, сорокалетний интеллигент у которого, так или иначе, все отношения изначально нескладно дисфункционируют. Его бывшая ушла к женщине и пишет мемуары об отношениях с ним, параллельно не забывая напомнить ему каждый раз о том, что он пытался их задавить автомобилем. Сейчас он в романтических отношениях с 16-летней девушкой, будучи даже старше её отца, а на горизонте ещё и мелькает любовница лучшего друга. Эта максимальная неловкость, в которой обитает герой Аллена, и способствует тому, чтобы история работала и жила своей жизнью. Для наивной девочки Трэйси с писклявым голоском, он – нечто опытного наставника, позволяющий ей раскрыться как женщине. Вечная история из разряда, как студентка начинает встречаться со своим преподавателем. Айзек (-- В. А.) же напротив в силу своего возраста и понимания, что у нее вся ещё жизнь впереди, не может воспринять её всерьёз, как бы ему этого не хотелось. Каждый раз он норовит ей напомнить, чтобы она не тешила себя особыми надеждами касательно него, а продолжала жить, встречаться с молодыми актёрами из театральной труппы. На общих прогулках с лучшим другом и его любовницей Мэри, Айзек не замечает, как всё более ненадежно пролегает грань между отторжением и симпатией к ней. Поначалу, она кажется ему эдакой шопенгауэровской выскочкой, типичной собирательницей всех клише и поверхностных суждений с целью казаться образованной. Затем он будто поддаётся её неким личным чарам, которые и создадут в дальнейшем обоюдное притяжение на стороне. Айзек недолго раздумывая сообщает о своей новой влюблённости Трэйси, на что она реагирует так, как реагируют настоящие влюблённые дети. Чтобы разбить ей юное хрупкое сердце достаточно лишь утвердительного ответа на вопрос «ты её правда любишь?». И, конечно, по правилам жанра, оно будет разбито, и благодаря этим же правилам, не только у неё. Мэри же воспринимает изначально эти отношения с толикой неуверенности в них; нельзя сказать, что она чрезмерно воодушевлена ими. Как, собственно, позднее и будет ясно, что это
была лишь попытка отвлечься от человека, который не стал разводиться со своей женой ради неё. Для неё Айзек – это тот типичный влюблённый одноклассник, который достаточно мил, но на этом всё, ибо не прикажешь. И как только у неё появится первая возможность получить всё-таки именно то, что она хочет, всё второстепенное окажется ненужным. Под второстепенным окажется Айзек, как только лучший друг всё-таки решится уйти от жены. Снося ещё один удар под дых от любви и судьбы, герой Аллена вдруг застанет себя за тем, что он вспомнит об улыбке юной Трейси как об ещё одной вещи, ради которой стоит жить. Айзек кинется искать её и встретит собранной на пороге с чемоданами, готовящейся отправиться в Лондон на полгода. На этом моменте его мир будто окончательно рухнет, ведь всего лишь происходит то, что он ей сам настойчиво всё это время просил делать. На все просьбы остаться, она отвечает ему, что «это лишь всего полгода, для настоящей любви - практически пустяки, тебе нужно побольше верить в людей.» И перед нами на экране возникает образ той скрытой личности самого Аллена, даже не его героя. Ведь эту реплику про веру в людей всё-таки написал он, а сейчас смотрит на нас самыми милыми и честными глазами, как бы прокручивая в голове, чем для неё могут стать эти полгода, но всё безнадежно остаётся верить.
Первые 20 минут фильма я привыкала к тому, что Нью-Йорк может быть таким.
Черно-белым.
Чистое ВудиАлленовское кино - разговорное, остроумное, вкусное, неуклюжее и очень уютное.
Настолько уютное, что, сидя дома, в однокомнатной квартире, на пятом этаже ты вдруг ощущаешь себя юной американкой, живущей в заставленной книгами квартире с большими окнами, а из них каждый день на тебя смотрит Бруклинский мост и оживленная Пятая авеню, а когда ты выходишь за хлебом - вдруг вместо магазина оказываешься в хорошем пабе, забитом до отказа философствующей интеллигенцией.
Прекрасный фильм, после которого как после бокала вина - хорошо и хочется поговорить.