К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм 'Старикам тут не место ' приподнес множество приятных сюрпризов любителям кино, одним из них стал Хавьер Бардем. После фильма захотелось порыться в его личном деле... Выбор пал на 'Море внутри '.

С первых секунд просмотра окунаешься в трагедию, из-за которой и снят фильм. Почти сразу нашему взору предстает комната с балконом, несколько людей и постель, на которой лежит несчастный с виду, но постоянно улыбающийся Бардем.

Ему было 20 лет, он был молод и красив, но жизнь ему испортил прыжок в воду. И было бы все не так печально, но вот воды там было совсем немного... Теперь, спустя десятки холодных зим и жарких летних месяцев, он нанимает адвоката, чтобы выиграть дело о его умерщвлении, или иными словами эвтаназии.

Весь сюжет построен на желании Бардема уйти из жизни и нежелании суда это сделать (в фильме также присутсвуют и любовные линии, одна из которых в последствии и сыграет ключевую роль). Сам фильм снят красиво. Оператор явно дал волю чувствам и эмоциям, отчего сама картина приобретает именно тот нужный драматический оттенок, который хотел создать Алехандро Аменабар. Именно режиссер придал фильму все нужные компоненты, ведь он действовал как через оператора, так и через Бардема, и через музыку (которую сам и написал), отличная работа, сказать больше нечего.

28 лет в постели. 28 лет без возможности пробежаться по песку возле моря. 28 лет, находясь в 4 стенах. 28 лет... Вдумайтесь в это число - 28. Представьте только себе, сколько это, 28 лет? Это фактически целая жизнь, в которой мог бы быть собственный дом, жена, детишки, бегающие сломя голову по улице. Что из этого имел Рамон (Хавьер Бардем) ? Ровным счетом ничего, никакой радости, никакой мечты - и это стоит жизни?

Не являюсь поклонником эвтаназии, но ведь в данном случае смерть дает, лежащему десятки лет без движения человеку, свободу... Вспоминается диалог между священнослужителем и Рамоном, где первый терпит сокрушительное поражение, как и многие другие люди, пытающиеся доказать смысл жизни человеку, навсегда лишенному возможности двигаться.

Несмотря на то, что Рамону было отказано в его желании, чувство приближающейся смерти к концу фильма становилось все сильнее. Многие фильмы портились концовкой, многие... но не этот. Стаканчик воды с цианистым калием - вот конец мукам душевным, конец, которого он ждал долгие годы...

После того, как Бардем выпил до дна содержимое стакана, зритель может смотреть прямо ему в глаза. В глаза, в которых, как ни странно, видится жизнь, которая для него закончилась. Жизнь, которая делится на два этапа: ДО падения и ПОСЛЕ падения. Жизнь, которую мы должны с вами научиться ценить.

Правильно ли поступил Рамон? Однозначно, да. Ведь человек вправе сам решать, какую воду ему пить, что ему есть, курить или не курить, прыгать с балкона в пропасть или нет... Рамон достаточно времени провел в постели, чтобы просить о смерти, и говорить о том, что эвтаназия - это глупо и безрассудно не стоит, может быть в каком-то другом случае, но не в этом.

23 июля 2008 | 12:16
  • тип рецензии:

Алехандро Аменабар представил на суд зрителей картину, снятую на основе реальных событий, о человеке, борющемся с бюрократической системой и отстаивающим свое право на добровольный уход из жизни.

Рамон Сампедро - полностью обездвиженный человек, в здравом рассудке, и находящийся в таком состоянии уже целых 28 лет. 2 года назад он принял решение покинуть этот мир. Его близкие, казалось бы, поддерживают его решимость, только старший брат категорически не желает понять и принять стремление брата уйти из жизни при помощи эвтаназии.

Адвокат Рамона - Хулия, женщина страдающая тяжелым недугом - рассеянным склерозом, пытается облегчить его страдания. Она отстаивает интересы героя в суде и помогает выпустить его книгу. Между ними пробегает искра и зарождаются чувства. Способна ли будет эта любовь изменить отношение героя к самой жизни и помочь ему полюбить такую жизнь? Способна ли будет эта любовь понять стремление героя к добровольной смерти и помочь ему осуществить задуманное?

Имеем ли мы право осуждать человека, принявшего столь непростое решение как для себя, так и для своих родных? Хватит ли у нас сил и понимания, чтобы осознать правильность такого выхода из сложившихся обстоятельств? Фильм не дает однозначного ответа на столь сложные вопросы, хотя позиция режиссера очевидна.

Фильм полностью перевернул мое представление об эвтаназии. До просмотра этого фильма мое отношение к ней было резко отрицательным. Теперь же я боюсь задавать себе этот вопрос, так как ответа на него я больше не знаю.

10 из 10

30 июля 2007 | 15:19
  • тип рецензии:

-Давайте поговорим о вашем будущем. Что там?

-Смерть. И у вас тоже. И у всех остальных. Все мы когда-нибудь умрем. Так почему же мое желание умереть кажется вам настолько странным?


…Он стоит на невысокой скале, готовясь прыгнуть в море. Соленый ветер треплет его длинные вьющиеся волосы. Стройный, загорелый юноша думает о своей любимой. И мысли эти отвлекают его от реальности. Он хорошо знает море. И со скал нырял не раз. Но сегодня… Все еще поглощенный своими грезами, он прыгает. Дно движимого отливом моря оказывается слишком близко…

Основанный на реальных событиях фильм испанского режиссера Алехандро Аменабара охватывает несколько лет жизни Рамона Сампедро, оставшегося инвалидом в результате несчастного случая. Рамон полностью парализован. Его конечности атрофировались, а единственное, что сохранило подвижность – это лицевые мышцы. Но даже пребывая в таком состоянии, он не производит впечатление человека, которого хочется пожалеть. Скорее наоборот – Рамон из тех людей, которых жалость только унижает. Это спокойный и твердый человек, понимающий и знающий о жизни больше, чем кто бы то ни было. Он научился писать и рисовать картины, держа ручку во рту. Он сохранил недюжинное чувство юмора – и он не одинок, как многие, подобные ему, доживающие свой век в больницах. Его окружает множество людей, для которых он очень дорог: отец, семья брата, жизнь которых полностью подчинена распорядку дня Рамона. Его часто приходят навестить друзья. Казалось бы, какая воля к жизни у человека, навсегда прикованного к постели! Но нет. Скорее, речь идет о воле к смерти. Уйти из жизни – вот то, чего так страстно желает герой, но желания эти не находят понимания у окружающих его людей.

Жизнь как страдание. Смерть как избавление от страданий.

Жизнь – единственное, что дается нам действительно один раз. Жизнь – это то, что нельзя повторить и обратить вспять. Она прекрасна. Прекрасна даже в мелочах, на которые мы обычно не обращаем внимания. Разве не здорово ощущать землю под ногами? Разве не прекрасно чувствовать прохладу падающих на лицо снежинок, дыхание ветра, прикосновение руки любимого человека? Каждый из нас испытывает это ежедневно и не задумывается о том, что есть люди, которые даже не представляют, каково это. Люди, подобные Рамону. Вся жизнь с ее чудесными мгновениями прошла мимо него. 26 лет! Вдумайтесь в эту цифру – большинство из вас столько еще даже не прожили. За это время изменилось все. Его отец превратился в дряхлого старика, брат обзавелся семьей, а он все это время пролежал в своей комнате, переворачиваемый раз в несколько часов с боку на бок заботливой золовкой. Он так и не познал радость настоящей любви и счастье отцовства. Так что же плохого в том, чтобы покончить с такой никчемной жизнью? Именно об этом спрашивает нас режиссер. Именно в этом состоит главный вопрос этой потрясающей картины. А ответа нет. Ищите его в себе – для каждого он свой.

Смотря «Море внутри», нельзя не вспомнить о другом фильме – не менее драматичном, но более светлом и жизнеутверждающем. О картине французского режиссера Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка», снятой в 2007 году и являющейся как бы зеркальным отражением «Моря внутри». Герой «Скафандра и бабочки», лишенный даже возможности говорить, нашел в себе силы жить дальше и радоваться тому, что просто живет. Подобные мотивы присутствуют и в фильме Аменабара. Именно в этом пытается убедить Рамона служитель церкви – такой же, как он, полностью парализованный, но сумевший в свое время найти смысл даже в такой жизни – нести людям веру. А Рамон не смог смириться со своим существованием. И смысла в нем все эти годы просто-напросто не видел. И нельзя винить его в этом.

Однако… есть кое-что, перед чем бессильна даже смерть. То, что окрыляет людей и дает им надежду даже в самых безвыходных ситуациях. То, что могло заставить Рамона отказаться от своей идеи уйти из жизни – и тогда бы фильм был абсолютно другим… Я говорю о любви, ведь фильм еще и об этом. О двух женщинах, для которых знакомство с главным героем стало стимулом пересмотреть собственные взгляды на жизнь. О двух женщинах, искренне полюбивших Рамона – и речь здесь именно о любви женщины к мужчине, а не об обычной для таких случаев жалости. Адвокат Хулия, сама страдающая неизлечимым заболеванием, была призвана помочь Рамону доказать его право на эвтаназию в суде. Хулия приняла точку зрения Рамона, но так и не смогла преодолеть свой страх перед смертью. Ди-джей местной радиостанции Роза, в один миг оставшаяся без работы, вновь обрела смысл своей жизни благодаря Рамону – и в итоге оказалась единственным человеком, по-настоящему любящим его. Ведь если любишь, непременно найдешь в себе силы отпустить любимого человека. Пусть даже и навсегда.

Не могу сказать, что фильм радикально изменил мой взгляд на проблему эвтаназии, являющуюся предметом ожесточенных споров во всем мире. Я всегда считала, что в некоторых случаях искусственное прерывание жизни более гуманно, чем ее продолжение, которое доставляет самому человеку только боль и ненависть к самому себе. И «Море внутри» только укрепило мои убеждения. Ведь жить - это же право, а не обязанность?

«Море внутри» - своеобразный «спектакль одного актера». Сыграть человека, полностью обездвиженного, способного выражать свои мысли, чувства и эмоции лишь в едва заметных поворотах головы, моргании глаз и движениях перекошенного судорогой рта – сложная задача. И испанский актер Хавьер Бардем идеально с ней справился. Те, кто знаком с ним только по роли ловеласа Антонио в фильме «Вики Кристина Барселона», будут удивлены его перевоплощением. Как точно он смог передать внутреннюю боль, боль, которую не видят окружающие, но видит зритель – затаившуюся в уголках рта, в выражении глаз человека, который научился «страдать с улыбкой»! Верю. Восхищаюсь…

Это одна из тех кинолент, которые непременно нужно посмотреть. Кто-то будет восхищаться главным героем, кто-то сочувствовать, а кто-то и осуждать, но каждый наверняка найдет в этом фильме что-то свое. 'Море внутри' - красивое, глубокое и неторопливое кино. И ощущения после просмотра подобны прыжку со скалы в море. Что-то тяжелое, как будто обруч, сдавливает грудь, и становится трудно дышать. И на губах появляется вкус соли… Эти ощущения обязательно стоит испытать. Возможно, после просмотра у вас получится другими глазами взглянуть на свою жизнь – и научиться чуточку больше ценить ее…

20 марта 2010 | 19:33
  • тип рецензии:

Если кто-либо попросит меня выбрать лучшую роль, когда-либо сыгранную Хавьером Бардемом, я выберу именно эту. Роль Рамона Сампедро, человека, 28 лет бывшего прикованным к постели и боровшегося за право уйти из жизни…

Проблема эвтаназии – одна из самых острых и неоднозначных проблем современного мирового сообщества. Может ли человек уйти из жизни добровольно? Конечно, ведь есть суицид! Наказуемо ли это? В этом случае нет - ведь смерть списывает все… Но когда суицид совершить невозможно в силу беспомощности, когда приходится прибегать к помощи других людей, часто твоих близких родственников, - вот тогда уход из жизни «живого» человека осуждается как законами, так и обществом, потому как это уже не суицид, а эвтаназия, во многих странах считающаяся преступлением…

Но вот в чем вопрос: а можно ли назвать это преступлением? Ведь жизнь абсолютно беспомощного человека – это не жизнь, а существование! Так говорит Хавьер Бардем устами своего героя – Рамона Сампедро. И делает это настолько четко, настолько психологически точно, что становится понятно, что он прав… Но признание его правоты – это фактически полная смена приоритетов. Это – конфликт с церковью, это – забастовка людей - противников эвтаназии… И это только некоторые последствия такого решения. Во избежание этих последствий закон остается глух к таким людям, как Рамон Сампедро.

В осуществлении его бесплодных попыток добиться законного разрешения уйти из жизни Рамону помогает его адвокат Хулия, неизлечимо больная женщина, которая прекрасно осознает свое будущее – постепенное превращение в «овоща». Кто лучше нее мог понять чувства Рамона и проникнуться к нему сочувствием? Постепенно это сочувствие перерастает в привязанность, а затем переходит из этой категории в любовь… Любовь Ромео и Джульетты старшего поколения, заранее обреченную на погибель.

Точно так же обречено чувство к Рамону Розы – молодой, не очень умной девушки, которая искренне считает, что жизнь прекрасна, и пытается убедить в этом Рамона. Но постепенно они меняются ролями, и вот уже Рамон переубеждает Розу, склоняя ее на свою сторону. Этот мудрый человек прекрасно понимает, что романтические отношения с женщиной – неважно, с Хулией или Розой, - в его положении невозможны, так как он одержим своей целью – смертью, к которой стремится долгие годы…

История сильного, героического человека, почти 30 лет прожившего вопреки своей воле, заставляет задуматься. Задуматься о том, так ли священно право на жизнь? И почему, если это право, нужно превращать его в обязанность? И наконец, если существует право на жизнь, почему бы не существовать и праву на смерть?

Этот вопрос, заданный в своей работе «Море внутри» режиссером Алехандро Аменабаром, еще долгое время будет едва ли не самым острым социальным вопросом, стоящим на повестке дня. Во все времена будут существовать противники эвтаназии. Но прежде чем протестовать против нее, подумайте вот о чем – ведь во все времена будут существовать и Рамоны Сампедро… Люди, для которых жизнь – а точнее, существование – это не что иное, как ад в самом страшном его проявлении.

Эти люди пишут оттуда письма. Которые, к сожалению, в большинстве своем отправляются в мусорную корзину…

24 апреля 2008 | 02:08
  • тип рецензии:

Ты был молод. Ты обожал море. Ты путешествовал по миру. Но однажды нырнув в прибой счастливым человеком, ты очнулся живым трупом. Теплые галисийские воды в один момент поглотили все твои мечты. Теперь ты можешь целыми днями слушать Вагнера, сочинять стихи и воскрешать в памяти объятия златовласой возлюбленной. Но это неважно, отныне в твоей жизни лишь одна желанная синьора, и имя ее Смерть. Нет, это не синопсис спекулятивного романа, а реальная история Рамона Сампедро, первого испанца, который официально просил разрешения на эвтаназию. Двадцать восемь лет парализованный ниже шеи мужчина провел в полной зависимости от ближайших родственников и без малейшей возможности повлиять на свою судьбу.

Четвертый фильм успешного испанско-чилийского режиссера Алехандро Аменабара далеко вышел за узкие жанровые рамки биографической драмы, приобретя черты остросоциальной ленты. Ведь проблема допустимости или недопустимости добровольного ухода из жизни по причине тяжкой болезни отнюдь не нова. Например, в античном мире с ней справлялись на государственном уровне, а право человека на избавление от мучений в свое время отстаивали Сократ, Платон, Сенека, Фрэнсис Бэкон, Мишель Монтень и Томас Мор, описавший механизм эвтаназии в своей «Утопии». Именно так ушел из жизни Зигмунд Фрейд после тщетных попыток лечения рака, именно так сейчас мечтает проститься с миром Терри Пратчетт. Но самым яростным противником «легкой смерти» всегда была церковь, хотя свои аргументы находились и у многих видных мыслителей.

Аменабар далеко не первый, кто поднял эту тему в кино. В том или ином виде она частично затрагивалась в классических картинах («Пролетая над гнездом кукушки», «Джонни взял ружье», «Легенда о Нараяме»), некоторых художественно менее удачных лентах и злободневных телефильмах. Но «Море внутри» появилось в момент, когда западный мир уже морально созрел к решению одной из главных этических и правовых проблем современности, а режиссер, кажется, уловил дух времени. Да, на момент выхода картины эвтаназия была разрешена лишь в некоторых особо либеральных странах (Нидерланды, Бельгия, Швейцария), но остальной мир уже активно включился в дискуссию. За последовавшие после премьеры годы в мире было немало судебных прецедентов, список стран, в той или иной форме легализировавших эвтаназию, расширился, а национальные уголовные кодексы демонстрируют явную тенденцию к смягчению суровости наказаний за т.н. убийство из жалости или помощи в самоубийстве.

В самой же Испании, где история Рамона Сампедро на слуху, неразвлекательная лента неожиданно стала хитом (второе место в годовом прокате, что превзошло результаты очередных серий «Гарри Поттера» и «Человека-паука»), вызвав новый виток дискуссий и подтвердив ее актуальность. В свое время подобный резонанс в католической Польше вызвал «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кесьлевского, выход которого предвосхитил мораторий и последующую отмену смертной казни. Премьера «Моря внутри» поспособствовала тому, что спустя семь лет в Испании таки состоялась первая официальная эвтаназия. Казалось бы, один режиссер добивался права на жизнь, а другой – права на смерть, но каждый исходил из позиций гуманизма.

Снимая на столь сложную тему, неопытному или слабому постановщику очень легко скатиться в крайности и спекуляции. Например, искусственно манипулировать зрительскими эмоциями или удариться в проповедничество. Из фильмов про смертельно больных или физически/умственно неполноценных легко составить внушительную энциклопедию штампов и клише. Аменабар вряд ли сознательно ставил себе задачу избежать избитых приемов, ему для этого достаточно чувства меры и режиссерского таланта. Например, в моменте с воспоминаниями о прошлой жизни он просто дает нарезку старых, слегка пожелтевших фотографий, которые перебиваются кадрами подводной съемки Хавьера Агирресаробе. Этот талантливый оператор прекрасно чувствует себя в камерной обстановке, удачно используя игру света и тени, крупные планы и выхватывая любопытные детали из интерьера. Но настоящая свобода чувствуется в те редкие моменты, когда камера вырывается наружу и под отголоски оперы или кельтских мотивов устремляется сквозь горные пейзажи Галисии к морю, которое для Рамона символ рождения и смерти одновременно.

Аменабар занял взвешенную, но принципиальную позицию: с одной стороны, он сочувствует своему герою, но, с другой, не спешит сводить аргументы противников эвтаназии к карикатуре. Каждая точка зрения представлена убедительно, но настоящая драма происходит как раз не в судебном зале, а в обычном крестьянском доме, где далеко не все готовы принять решение Рамона умереть. Ведь если церковь и государство лицемерны (инквизиция сжигала на кострах инакомыслящих, а Испания запретила смертную казнь лишь в 1978-ом), то брат, отказавшийся от мечты во имя больного, добрая невестка, ежедневно кормившая его с ложечки, простодушный племянник, которого всегда можно было свистом позвать на помощь, и постоянно молчащий о чем-то своем старик-отец как никто другой знают истинную цену любви и милосердию.

Нельзя сказать, что режиссер отстраняется от своего героя, но он явно не стремится подретушировать его портрет. Рамон Сампедро мог нагрубить женщине, прикрикнуть, отпустить острую шуточку и быть просто подозрительным галисийским засранцем. Но он же писал стихи, по-отечески опекал племянника и одной лишь грустной улыбкой кружил голову женщинам. Ближе к исходу первого часа режиссер неожиданно вплетает в ткань фильма любовную историю, которая отнюдь не кажется заигрыванием с широким зрителем, а глубже раскрывает неоднозначную суть добровольной смерти и недостойной жизни. Шампанское в бокалах рифмуется с цианистым калием в стакане, поцелуй в лоб с крепко сжатой рукой, а мысли из небытия – с невыносимой пустотой отрешенного взгляда. Любовь, увы, не спасет мир, красота увянет, Ромео умрет без Джульетты, но запах волос любимой и выкуренная из ее рук сигарета придадут смысл жизни даже в аду. Если тот, конечно, существует.

29 августа 2013 | 18:42
  • тип рецензии:

Вряд ли кто-то посмотрел этот фильм случайно, не зная предыстории и не слышав о событиях, на которых он основан. Вот и я давно собиралась увидеть его по тем самым двум причинам: тот, о ком снят фильм (Рамон Сампедро) и тот, кто сыграл его в этом фильме (Хавьер Бардем).

Сразу настроила себя на противоречия и приготовилась критиковать. Не фильм и не актерскую игру, а убеждения главного героя. Трудно было понять человека, который много лет мечтал о смерти. Мы же все по умолчанию согласны с утверждением, что жизнь тебе дается одна, что это величайшая ценность, что распоряжаться ею надо обдуманно, и что самоубийство – это огромный грех, и так далее и тому подобное. И так, рассуждая, я включила этот фильм. И эти 2 часа экранного времени сильно поколебали мою уверенность.

Режиссеру удалось показать нам эту историю так, что становится очень легко понять человека, в течение долгих лет отстаивающего свое право на смерть. Для этого достаточно просто посмотреть на него, неподвижного, беспомощного, находящегося в таком положении почти 30 лет. И то, что он не одинок, любим родственниками, что ему обеспечен хороший уход и искреннее участие – все это не играет никакой роли. Важно только то, что он, Рамон Сампедро, моряк и путешественник, свободолюбивый и независимый человек, не считает такой образ жизни приемлемым для себя. Максималист, настоящий мужчина, имеющий свои представления о достоинстве, ему нужно все или ничего. И жизнь - это его право. Право, а не обязанность.

Тема эвтаназии всегда была и останется одной из самых спорных с точки зрения морали. Всегда будут находиться ее сторонники, но противники всегда будут в большинстве. И так должно быть, это нормально. Людям очень тяжело терять близких людей, согласие на подобную процедуру могут дать только родственники человека, который испытывает сильные мучения. В данном же случае, герой не чувствует физической боли, но трудно представить что творится у него в душе. Его душа заперта в искалеченном теле как в каком-то сосуде, из которого ей никак не выбраться. Годы в заточении. А сколько еще лет впереди. Страшно. Для него это был ад, из которого он хотел вырваться во что бы то ни стало. Многие поспорят с ним, кто-то сочтет его точку зрения эгоистичной и ошибочной, но его поступок - не пример для подражания и не пропаганда, это его личное решение, история его жизни.

Фильм, подобно морской волне, всколыхнул и вынес на поверхность массу моих мыслей и чувств. (Даже вот выражаться стала я как то витиевато...)

Создатели сделали эту историю удивительно проникновенной, доступной для понимания и, несмотря на трагичность и тяжесть происходящего, необъяснимо красивой. Секрет этого, думаю, известен только Алехандро Аменабару и занятым в фильме актерам. Великолепное исполнение. Естественно, наибольшее восхищение вызывает работа Хавьера Бардема. Его герой, будучи совершенно обездвиженным, обладает удивительной харизмой, твердым характером и незаурядной силой духа. И Бардему удается передать все это усилиями только лишь лицевых мышц. Но абсолютная целостность и органичность этого фильма была достигнута также благодаря достойному окружению главного героя. Все персонажи живые, раскрытые, объемные.

Глубокое, умное кино, из тех, что не забывается.

9 из 10

11 мая 2010 | 18:21
  • тип рецензии:

Я не очень люблю социальные фильмы, где на суд зрителя выносятся проблемы общества, выбора отдельных людей и их окружающих или всего человечества в целом. Но эта история, между прочим, совершенно реальная история жизни реально существовавшего человека, по настоящему трогает до слез.

Я видела фильм давно, но прекрасно помню все свои ощущуения от просмотра. Человек, который 28 лет своей жизни, лучших ее лет, провел вот так... Имея богатый и живой внутренний мир и, наверное, одно из самых редких человеческих качеств - пробуждать других людей, заставлять их смотреть на мир по другому, он был вынужден просто лежать, не имея возможности как-то обслужить самого себя или подойти к окну и взглянуть на мир.

Я помню, как в фильме его кто-то спросил: 'почему вы все время улыбаетесь?', я не помню его ответа. Но эта история не об оптимизме не смотря ни на что, ни в коем случае. Он давно сам для себя решил, что он не будет жить. Потому что он умер еще тогда, когда совершил тот роковой прыжок. Он улыбался, потому что улыбалась его еще живая душа, от общения с дорогими ему людьми, от маленьких глоточков окружающего мира, с которым он твердо решил расстаться. Для того, чтобы они все меньше видели его боль и безграничную тоску по тому, чего у него никогда не будет.

Возможно самое болезненное здесь, это его одиночество и непонимание со стороны близких. Конечно это наверное дико, поддерживать кого-то в желании расстаться с жизнью, но разве для него это была жизнь?

В фильме есть невероятно тяжелая, но какая-то волшебная, прекрасная сцена. Как он вдруг встает с кровати, разминает руки, подходит к окну. На мгновение кажется, будто все это время он притворялся. Но это его полет, полет его души к любимой, гуляющей по пляжу, к морю, под красивую, воодушевляющую оперную арию.

Мне кажется, его никто не вправе судить, после того, что он испытывал на протяжении долгих лет. За его нерастраченную любовь, за его сына, которого у него никогда не было, за то, что ему было слишком больно выносить это жалкое ограниченное состояние. Ни его, ни близких ему людей, которые все-таки смогли его понять и сделать для него все, что могли, что должны были сделать.

Мне не очень понравился самый конец фильма, как-то немного демонстративно. Но я не хочу писать об этом, потому что и фильм и эта история до глубины задевают душу. Прекрасный фильм, и одновременно очень тяжелый. Хавьер Бардем потрясающе исполнил главную роль, одними глазами, а это наверное невероятно сложно. В его глазах, таких живых и улыбающихся, сквозь улыбку видно море страданий главного героя этой истории.

9 из 10

26 мая 2009 | 19:48
  • тип рецензии:

Фильм испанского режиссера Алехандро Аменабара «Море внутри» является одним из тех произведений искусства, которые заставляют людей поверить в неповторимость жизни. Нет, главный герой картины - парализованный Рамон Сампедро – не стремился побороть свой недуг и усталость.

Совсем наоборот – он рьяно отстаивал свое право на эвтаназию. Этот фильм заражает жаждой жить потому, что ты начинаешь ценить каждую, даже самую горькую минуту своей жизни. Ты начинаешь жить жадно, пытаясь получить максимум впечатлений и красок от того, что происходит вокруг тебя. Того, чему ты можешь стать непосредственным свидетелем.

Рамон (Хавьер Бардем) стал инвалидом из-за несчастного случая – неудачно нырнул в море и сломал шею. На протяжении 27 лет он был прикован к кровати, не в состоянии пошевелить даже пальцем руки. Но море – то, что породило и то, что «убило» его - всегда было для Рамона страстью. Даже будучи парализованным больным человеком, он не переставал слышать и видеть море внутри себя. Он жил в гармонии с миром и людьми, пусть даже не все они понимали его желание добровольно уйти из жизни.

Пересказывать сюжет этого фильма бессмысленно – каждый должен увидеть и оценить его. Может быть, не каждый разделит с главным героем его желание умереть. Может быть, вы посчитаете его слабым человеком, отказавшимся бороться за свою жизнь. Но вы не пройдете мимо. Это один из тех фильмов, о которых можно сказать: «Я хотел бы посмотреть его как в первый раз». Это один из тех фильмов, в финальных титрах которых боишься увидеть надпись «Основан на реальных событиях». Это один из тех фильмов, в конце которых эти слова есть…

Этот фильм – история галисийца Рамона Сампедро, который ушел из жизни 12 января 1998 года. Его смерть произвела огромный резонанс, как в Испании, так и среди мировой общественности. Пусть ему так и не удалось совершить свое главное дело – отстоять право на добровольную смерть, он показал всем хороший пример. Показал, как достойно может прожить свою жизнь человек, прикованный к постели тяжелой болезнью. Он написал множество стихов, было издано две его книги: Cartas desde el infierno (Письма из ада) и Cando Eu Caia (Когда я уйду). Последний сборник стихов был издан посмертно. О Рамоне Сампедро написано много книг и снято 2 фильма.

10 из 10

21 марта 2009 | 22:01
  • тип рецензии:

Герои на протяжении всего фильма ведут споры о правде. У каждого она своя, прийти к согласию невозможно. Все мучаются, и зритель, наблюдающий за их страданиями, сопереживая героям, пытается поставить себя на их место, чтобы понять, на чьей стороне истина… Оказывается, что каждый со своей точки зрения прав: и Джулия, и Роза, и брат главного героя, и его отец. По-своему правы священник и представители власти.

Единственный, кого нельзя понять по-настоящему, – это сам главный герой. Рамон Сампедро. Потому что никто не сможет (и, скорее всего, не захочет) представить себя на месте человека, который 28 лет, 4 месяца и несколько дней был полностью парализован. Остается только со слезами на глазах смотреть историю его жизни – борьбы за право на смерть. И уважать сделанный им выбор.

01 сентября 2008 | 21:33
  • тип рецензии:

Вопрос о том, кому принадлежит жизнь каждого из нас, не знает единого ответа. Принадлежит ли она нам или Богу? Нашим близким или социуму? И остается ли что-то от настоящих нас после того, как дыхание покидает тело, а сердце останавливается?

Эвтаназия - это эгоизм и равнодушие к тому, что испытают близкие, потеряв того, кто дорог, навсегда? Страх ли отвержения это или истинное желание не обременять своей беспомощностью?

Рамон Сампедро (Хавьер Бардэм) верил в то, что его жизнь принадлежит ему и только ему. Он верил в то, что каждый вправе завершить свой жизненный путь тогда, когда он сочтет нужным, и никто не может осуждать это решение, как и не может осуждать тех, кто соглашается помочь осуществить эвтаназию.

Сценарий пронзительного фильма 'Море внутри' основан на реальных событиях. Рамон Сампедро - человек, 27 лет проживший прикованным к постели и несколько лет боровшийся за легализацию эвтаназии в Испании. Его прошение не было одобрено, хотя эвтаназия все же была нелегально совершена им позднее. Но годы борьбы невольно стали годами не только страданий, но и созидания. Вопреки мечтам о собственной смерти, о возможности добровольного ухода из жизни, он сумел помочь окружающим его людям осознать ценность и значимость их жизни как для самих себя, так и друг для друга.

Писать и говорить об этом фильме очень сложно. Это картина, полная чувств, невероятно красивая и светлая, несмотря на всю сложность истории, раскрывающейся в ней. Вся она исполнена добротой, любовью и состраданием, теплым чувством общности и умиротворенной грустью. В нем не чувствуется обреченности. Что-то иное... Не трагедия, но мирный уход, освобождение. И шум морских волн, шепотом накатывающих на берег и бьющихся о прибрежные валуны.

Хотелось бы несколько слов сказать о музыке в фильме. Она удивительно прекрасна. Композитор - сам режиссер, Алехандро Аменабар. И если у вас есть такая возможность, вы знаете испанский, посмотрите 'Море внутри' на языке оригинала. Очень красиво.
Операторская работа выше всяких похвал.

И, наконец, Хавьер Бардэм: сыграл изумительно, как, впрочем, и весь актерский состав. Все очень настоящие, как будто знаешь этих людей не один десяток лет.

10 из 10

06 декабря 2010 | 03:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: