Это один из моих любимых фильмов. Пересматривал еще десятки раз, и буду пересматривать еще. 'Брат 2' настоящий пример того как из сделать крутой фильм при небольшом бюджете. В этом фильме есть все, что должно быть для успеха. Скажу, что фильм очень зрелищный, не зря он запомнился очень многих людям, которые его смотрели. Но об этом по порядку.
Сюжет фильма можно назвать оригинальным для этого жанра. Не совсем простая история, не совсем простого человека, но выглядит очень жизненно. В фильмах про криминал это редкость, в отечественных фильмах про криминал это вообще не встречалось.
В фильме просто огромное количество диалогов. Сценаристы постарались на славу. Но что бы эти диалоги отлично смотрелись и звучали, актерам нужно было проделать большую работу. И им это удалось. Фильм буквально растащен на цитаты. Цитаты и короткие и длинные и смешные и серьезные, исполнено все просто отлично, хочется пересматривать их вновь и вновь. Сергей Бодров просто потрясающий актер был, такого таланта потеряли.
Музыка подобрана просто отлично. Ничем не примечательные песни, которые никому не запомнились, благодаря фильму стали известны всей стране. Отлично подобраны и сцены к каждой песне.
Ну и конечно же юмор. Шутят в фильме много, основным источником шуток является персонаж Виктора Сухорукова. Очень классно все исполнено. Я много раз смеялся в голос.
В итоге получился просто потрясающий фильм. Это пример того, как нужно снимать кино. Потрясающая режиссерская работа. Если вы не смотрели этот фильм, сделайте это немедленно, вы многое теряете.
Герой «новорусского» времени. Часть 2. 'Наша' правда
Нередко случается, что после оглушительного успеха какого-нибудь фильма появляется его продолжение. Естественно требования к нему будут выше, публика хочет увидеть что-то новое и отличное от предыдущего, при этом дух первоисточника должен быть сохранен. Если первый фильм вышел гениальным, то режиссер оказывается в крайне незавидном положении. Ведь теперь ему придется, в буквальном смысле слова, преодолеть самого себя, родить из себя нечто еще лучшее, причем сделать это не по творческому наитию, внезапной озаряющей вспышке 'ниспосланной небесами', а исключительно по запросу требовательной публики. История кинематографа знает всего несколько примеров, когда эта сверхзадача успешно выполнялась. Пересчитать их можно на пальцах.
Брат-2 как бы то ни было никак не вписывается в этот ряд. Во-первых, даже если условно сравнивать две части, то нельзя сказать какая из них лучше. Во-вторых, делать подобное бессмысленно, ведь это два совершенно различных фильма. Брат(1) - серая, тяжелая, пасмурная (как питерское небо), 'безбюджетная' притча, порыв души, мгновенный снимок, живой мазок, появившийся на полотне российского кинематографа исключительно благодаря энтузиазму Балабанова, Бутусова, Бодрова, работавших фактически за бесплатно (правда недолго, всего 30 дней). Брат-2 - пестрый, энергичный, разноликий, целенаправленнный (как московская толпа) продуманный философский боевик, закономерный результат прошлого успеха, с легкостью вписывающийся в качестве сиквела в общую картину. Следует отдать должное сметливости и уму Балабанову. Осознав, что ему дали чуть-чуть продохнуть финансово, а широкая публика заинтересовалась его творчеством, мудрый режиссер сразу пошел ва-банк.
Покинув сумеречную зону Петербурга Балабанов выходит на международную арену, на которой сталкивает лбами национальные менталитеты, мировоозрения и формы жизни. (Кстати, главный элемент и знак Америки – хайвей, поэтому довольно много эпизодов будет выполнено в стиле роад-муви). Поэтому, по сценарию, Данила с братом отправляются в США, в самое ядро всех мафиозных структур – Чикаго, чтобы отомстить за убийство армейского друга и попутно вызволить из грязных лап капитализма (и бандитов черного квартала) проститутку Дашу.
Все также упорно и настойчиво фильм 'гнет свою линию' исконной правды и справедливости, воплощенных в образе Данилы. Образ же Татарина в продолжении получился куда как более красочным и фигурным. Сухой прагматизм, жестокость и своеобразное безумие Сухорукова абсолютно сочетаются с наивностью, честностью и, почти христианским простодушием Бодрова. На контрасте русской безбашенности и заморской тщедушности и щепетильности построено много эпизодов, часть из которых довольно комична и неизменно вызывает улыбку. Но если разница в темпераменте очевидна, то американское общество в целом болеет той же болезнью, что и российское. Преступность сменила цвет кожи, наркомания и проституция расцветают в гетто и на окраинах пышными «цветами зла», бродяжничество и коррупция ничуть не уступают нашим. НО многие и сегодня глубоко убеждены, что уж там-то «все хорошо, а не как у нас». Американская мечта, которой почему-то болеем именно мы, получает заслуженную порцию критики от Балабанова, который сводит все формы и стили жизни к исконно нравственным категориям «хорошо и плохо» (по традиции русских романистов XIX века Толстого и пр.).
В фильме цитируется множество эпизодов из первой части (вступительная сцена, эпизод с самодельным ружьем, после которого следует заключительная 'бойня'), но еще интереснее как тонко и технично Балабанов проводит параллели между Америкой и Россией (вплоть до секса Данилы со звездой экрана - здесь певицей, а там - репортершей, близнецов-таксистов и т.д.). Музыкальное сопровождение все также умело вплетается в повествование, обнажая самые корни русской души и нашего мироощущения. В связи, со сменой локации фильм обретает заряд драйва и энергии, но при этом в нем чувствуется та же тоска, отчаяние, страдание за наш общий дом, который с каждым днем становится для нас все более чужим. Многие уже соблазнились близостью заокеанского счастья. Но есть другие, те, кому наше НЕсчастье куда милее. Таким и был Алексей Балабанов.
Сложно писать рецензию на один из лучших фильмов нашего кино, подводящий итог лихим девяностым и мифологизировавший многие экранные образы. Ведь получился такой искренний ответ янки о простой разнице между русским и американским менталитетом, в финальном диалоге между правдоискателем Данилой и хищником-миллионером Менисом. Вместе с тем, совершенно нешаблонные образы в виде американского дальнобойщика, или Феди Белкина разбавляют остросюжетный юмор картины, выраженной в фразе: Are you a gangsters? No, we are russians
Вот такие мы, Русские. И за Севастополь простым людям придется ответить, и за сытых беспредельщиков, которые могли раньше так просто убить человека, и за судьбу перестроечную, в стиле американской мечты лысой проститутки. Философия фильма, растащенного на цитаты, значительно ближе в этой части к народу. Данила Багров - это наш до боли знакомый образ вечного правдоискателя-представителя добра с кулаками, который в кино удачливей, чем в жизни. И наши песни, под которые мы всегда можем делать все, что угодно: от праздных развлечений до легендарного самострела.
Крик души в монологах таксистов и межнациональная ирония проще, чем в первой части показывает перемену смысла в наступающих двухтысячных.
Великолепный кастинг актеров и яркие образы героев Сухорукова, Маковецкого, Пирогова, и даже Орлова и Толера, показывают, насколько вжились в свои роли эти хорошие актеры. Ну и самый яркий трагический образ талантливейшего Сергея Бодрова, младшего, который навсегда останется в наших сердцах. Это вряд ли его лучшая роль, мне больше понравился его несломленный пленом офицер в фильме 'Война', но все-таки, это как раз тот пример, когда человек становится всенародным любимцем впервые благодаря кино в постсоветской России. И не отрекается от своего героя, как 'наше все' Сережа Безруков от прославившей его 'Бригады'. В этом фильме он до боли в сердце напомнил Цоевского Моро, который стал культовым образом уходивших восьмидесятых в Нугмановской 'Игле'.
Продолжение культового фильма про киллера поневоле Данилу Багрова, приехавшего в Москву поступать в институт, но вляпавшегося в очередную разборку, да ещё и с туром в США.
Наиболее коммерческая, да ещё и с креном в 'продакт плэйсмент' работа Балабанова. По художественным достоинствам сомнительна - актерские возможности Ирины Салтыковой, откровенный китч, да ещё и Наше радио с его продуктом (с тем самым плейсментом) по поводу и без, высосанный из пальца сюжет, хотя и динамичный. Сомнительна и демонстрация бандита как не только протагониста, но и своеобразного посла нашей действительности в мир. Особенно на контрасте с Пушкиным (буквально первый кадр этот парадокс и являет). Задумываешься, а шутит так Алексей Октябринович или всерьёз?
Что искупает все эти несуразности, так это харизма Бодрова и Сухорукова и набор цитат, запиханных в тот же саундтрек по тарантиновскому принципу, но даже и не в полном обьеме. Как ни прискорбно, но Данила Багров, как и сыгравший его Сергей Бодров, и вправду стали культурными героями 90-х. Но в Брате 2 подчеркиваются и их сугубо отечественные корни (очень спорное и чрезмерно поверхностное, но яркое выражение национальной идеи) и то, что их время уходит - особенно на фоне милейших с виду хакеров и благообразных банкиров (типа героя Сергея Маковецкого - Белкина). Практически ностальгия охватывает по лихим 90-м - простым и понятным - во зле уж во всяком случае.
Я слышал и читал десятки мнений об этом фильме. И то, что это кино про супермена, и что это ответ России на какие-то там выпады запада, и что это прогиб под Америку. Вообще много всего.
А я для себя вывел другое определение этого шедевра.
Это фильм про людей. Да да, про самых обычных людей. Это история донесла до меня простую истину: 'Все люди разные'. В фильме есть целые истории жизни многих людей.
Во-первых это конечно 'Данила Багров, фром Москоу'. Русский простой парень, решивший восстановить справедливость. Его скромность (в штабе он сидел.. ага.. конечно), его чувство справедливости (тот сильнее, у кого правда), его прямолинейность ( '- А что я там делать-то буду? -А здесь ты что делаешь?' Не убавить не прибавить!!!). И конечно его поиски правды (Вот скажи мне, американец...).
Водитель грузовика Бэн, полюбивший русского за простоту, любознательность и жажду справедливости. Казалось бы - что между Братом и Бэном общего? И тем не менее достаточно лишь 'Бэн, Ай нид хелп!' И простой американец готов помочь простому русскому.
Проститутка Мэрэлин. Нелегкая судьба, поиски легких денег, дно жизни. А если бы не Данила? ('Мальчик! Ты не понял! Мы домой летим!)
Телеведущая. Страх из-за сбитого её машиной человека. Не думаю, что она прямо так проявила сострадание. Скорее всего просто испугалась, что за сбитого Данилу ей влепят лишение прав, штраф, иск в суд и прочие прелести 'загнивающего' запада.
Олигарх Маковецкий. Опять таки страх за свою жизнь и жизнь своего ребенка. Постоянный стресс и прессинг от 'коллег по цеху'. Завидовать ему - увольте.
А также проглядывают судьбы водилы такси в России и Америке, еврейские подходы к продаже автомобилей, жизнь в Гарлеме, детские утренники, даже жизнь 'простой русской' поп-звезды, разделение между украинским и русским народом.
А за всем этим проглядывает мысль: 'Люди бывают разные. Судьбы бывают разные. Жизнь у всех разная'. И не надо говорить, что 'не мы такие, а жизнь такая'. Чушь. Как видно из фильма - каждый сам пришел к своей жизни. Каждый сам делал выбор, куда пойти, стоя на перепутье.
Что касается цитат - то да! Браво сценаристам. Тексты не хуже Тарантиновских диалогов. Но более сухие, четкие, лаконичные. Не в бровь - а в глаз.
Многие осуждают фильм за стрельбу в развлекательном клубе - мол пострадали невинные. Я так не считаю. Люди, работавшие на бандитов, отмывавших грязные деньги в клубе - знали на что шли. Знали, что тут стреляют. Что не все чисто. Даже смотрели заказные изнасилования на видео. И это тоже судьбы.
P.s. Простите за обилие кавычек и многоточий. Те, кто смотрел ндеюсь поймут.
Главная фраза из фильма, ставшая для меня флагом по-жизни:
- Ну вот предположим много у тебя денег. И чего?
- Куплю всех!
- И меня?
После этого диалога в фильме можно смело ставить точку. Занавес.
Вместе со своими друзьями-сослуживцами Данила Багров (Сергей Бодров мл.) участвует в программе на телевидении. Один из них, Константин (Александр Дьяченко), рассказывает после эфира, что у его брата-близнеца, играющего в хоккей в США, неприятности. А после самостоятельных попыток помочь брату, Костю убивают. Данила выясняет, что за убийством друга и неприятностями его брата-близнеца стоит американец Ричард Меннис (Гэри Хьюстон). Чтобы наказать виновного, Данила вместе со старшим братом Виктором (Виктор Сухоруков), который приехал к нему в Москву, вылетает в Чикаго.
Если есть такая возможность, то фильмы «Брат» и «Брат 2» следует смотреть друг за другом. Так более отчётливо становятся заметны параллели между двумя картинами. И первый, и особенно второй фильм очень музыкальны. Песни Би-2, Смысловых Галлюцинаций, Сплин, Nautilus Pompilius и многих других команд накатывают трогательной ностальгией. При этом «Брат» – это достаточно сдержанный фильм, в котором многие острые вопросы и проблемы лишь обозначены. А при просмотре «Брат 2» складывается впечатление, что вещи, намеченные первым фильмом, Балабанов решил явно развить и проговорить до конца. Отсюда и стихотворение, которое лишь подчёркивает конфликт ценностей двух братьев, конфликт двух подходов к жизни: «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» Многие зрители посчитали, что такое стремление лишило историю многозначности, сделало персонаж Бодрова более простым и менее объёмным. Что в угоду жанру и кассовому успеху режиссёр решил сделать фильм больше похожим на типичный боевик, который лучше воспринимался обычной публикой, не утруждающей себя раздумьями над вопросами собственного существования и рассуждениями о правде. Вспоминая демонстративно-провокационные мотивы русского националистического, а порой и расистского пафоса, можно задаться вопросом, был ли Балабанов русофилом или русофобом? Однако если просмотреть шире, захватив и остальные работы Алексея Октябриновича, становится очевидно, что перед ним не стояло такой дилеммы: порой он показывал своих персонажей очень страшно и жутко, но он не боялся прямо говорить о важных вопросах и обозначать недостатки окружающей действительности, он делал это не чтобы облить грязью, а из-за любви к стране, в которой жил, и которой уже 7 лет приходится жить без него.
— Грязь? Чего? Да ты на себя посмотри — чёрный как сволочь. Ты «Мойдодыр» читал?
С самой дилогией я познакомился еще в конце 90-х - начале нулевых, когда эти фильмы собственно и выходили. Не скажу что тогда они произвели на меня сильное впечатление. Не случилось этого и сейчас. Но есть в них что то и притягивающее, и одновременно отталкивающее.
Данила Багров приезжает в Москву на телешоу, посвященное его другу, Константину, герою войны. Попутно выясняется, что у брата Константина серьезные финансовые проблемы в Америке. Пытаясь решить его вопрос, Константин был застрелен у себя дома. Теперь уже Данила должен поехать в Америку чтобы отомстить за друга, и решить проблемы его брата...
Фильм об ушедшей эпохе 'лихих 90-х'. А проблемы тогда решались далеко не законными методами. И в миллениум почему то все вдруг затосковали по 90-м, и начали клепать подобные проекты. Имено с этой дилогии началась волна фильмов и сериалов на данную тематику. Бригада, Бумер, Жмурки и т.д. Все эти проекты сделаны на волне популярности Брата, где отпетые бандиты вдруг показаны в хорошем свете. В принципе я ничего плохого в этом не вижу, но некоторые мамочки любят покричать об идеализировании отрицательных персонажей, и насколько это плохо - делать из преступника героя. Образ Данилы Багрова вообще отдельная история У него своя жизненная позиция, своя философия, свой взгляд на вещи. Но при этом он с невозмутимым лицом может выйти из подъезда, где только что оставил гору трупов. Наверное это противоречие и притягивает зрителя. Сергей Бодров Мл. отлично вписался в свою роль и таки обратил зрителей в свою веру, отрицательного, но харизматичного персонажа.
По поводу саундтрека. Да, он наделал в свое время немало шума. Аудиокассеты с надписью 'Брат 2' разлетались с полок музыкальных магазинов как горячие пирожки. Отличные песни, ставшие впоследствии хитами.
Ну и конечно же фильм разошелся на цитаты...
-Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда, значит, он сильней.
Вот уже 20 лет разгоряченными кинолюбителями ведутся споры на предмет принадлежности главного героя наверное самого знаменитого фильма Алексея Балабанова 'Брат' и 'Брат 2'. Кто же на самом деле Данила Багров: герой или убийца?
Для меня 'Брат 2' кино отнюдь не про наемного киллера, эдакого русского Робин Гуда. Для меня вторая часть 'Брата' - история про силу человеческого обаяния и доброты. Про справедливость, иногда весьма утрированную. Про патриотизм, с некоторыми нотками диссидентства. Про хорошую музыку, хотя бы ради которой уже стоит смотреть фильм. И конечно про людей.
Очень интересно наблюдать за перекличкой сюжета между частями. Так, в первом Брате еще не отгулявший дембель Данила бродит в поисках брата по Петербургу, а во второй - матерый, но ошибавшийся Виктор ищет родственника уже в Москве.
Стоит отметить, что деньги и переезд в столицу нисколько не изменили главного героя. Спустя время Данила Багров все тот же. Смотрит на жизнь своим чистым пронзительным взглядом. Он не знает кто такая Салтыкова и где находится Котельническая набережная. Роскошь жизни ему чужда. Герой не воспринимает новомодную попсу, потому что 'там такую музыку не слушают'.
На протяжении всего фильма Данила предстает искренним и очень правдивым. Буквально с первых минут между зрителем и главным героем стирается последняя грань. Во время записи передачи 'В мире людей' мы наконец узнаем все о военном прошлом Данилы.
Искренен и очарователен он и в новых любовных отношениях с тогдашней дивой Ириной Салтыковой. Герой не понимает ее творчества, не поддерживает (и даже в какой - то степени осуждает) ее желания, однако поделать со своими чувствами ничего не может, ведь она так ему понравилась.
Данила Багров по прежнему готов спасать людей. Именно это, на мой взгляд, и делает его настоящим героем. Стоит отметить, что ему неважно, какое прошлое было у того, кто нуждается в помощи. Так, он помогает новой знакомой проститутке Даше - Мэрилин, обосновывая это тем, что 'русские на войне своих не бросают'.
Способность в сопереживании, обостренное чувство справедливости и честность во многом отличает главного героя от других. Так, он, жертвуя собой, соглашается безвозмездно помочь брату своего сослуживца, которого обманули на деньги. Стоит отметить, что брат - близнец Громова не охотно идет на контакт со спасителем, а ведет себя весьма отстранено, что еще раз показывает разность менталитета и особенность характера главного героя.
Данила Багров очень обаятелен в своей наивности. Пройдя через много он не потерял веры в добро и высшие человеческие ценности, которые невозможно купить за деньги. Он искренен в своих суждениях. Так, например, Данила не понимает, почему оскорбительно называть афроамериканца негром, ведь его так учили: 'В Китае живут китайцы, в Германии немцы, в Израиле евреи, а в Африке негры'.
Отдельное внимание хочется уделить музыке в фильме. Плейлист настолько грамотно подобран, что буквально отражает голос эпохи. Здесь и уже полюбившийся фанатам первой части Наутилус, Би-2, Сплин, Океан Эльзи, Аукцыон и др.
Для меня фильм 'Брат 2' - история о настоящем человеке, который пытается снова зажить после войны. Ему хочется познавать мир, менять его в лучшую сторону (в данном случае избавляя его от бесчинства и бандитизма), любить и помогать.
Наверное, сложно назвать Данилу Багрова абсолютным героем своего времени, но точно моно сказать, что он некий герой слома эпох, которые все -таки олицетворяет лучшие черты русского национального характера.
Лучший фильм Балабанова. После него начинаешь Балабанова, как режиссера, любить, и даже в уже просмотренных фильмах выискивать новые нюансы: например, сравнивать игру Маковецкого в разных картинах мастера. Везде психопат, но всё-таки разный.
Редкий случай, когда зрителям, и мне в том числе, больше приглянулась 2я часть, чем 1я. «Виноват», как я считаю, микс жанр.
Фильм выделяет исключительная клиповость изображения. Это словно музыкальные отрывки. А мы ведь так свою жизнь и видим – под рок из плеера. Так что подкупает.
Гениально сыронизировано над временем, обществом, мышлением, цивилизацией и культурой 2000-х. Этого даже не выразить словами, это просто чувствуешь подкоркой и кайфуешь, как от аудиальных наркотиков. А этот фильм и есть – наркотик. Потому что дарит бодрость и желание жить в России. И безумную ностальгию по С. Бодрову и А. Балабанову – вспоминаешь, что них знаешь, вспоминаешь первую часть фильма и что вообще-то Данила Багров родом из твоего родного города. Квинтэссенция счастья) Я иронизирую, конечно, но в потоке фильмов, обычно захламляющих моё сознание, «Брат 2» - это взрыв чего-то настоящего, живого, рок-концерт под открытым небом.
Сиквел легендарного Брата, который продолжает рассказывать нам известную историю, пришелся по душе не всем, однако с его популярностью все равно не поспоришь.
Во второй части Данила отправляется в Америку вместе с братом, чтобы решить там несколько дел. Задумка фильма хороша уже тем, что Балабанов продолжает в своем творчестве путешествие по таинственным уголкам русской души, а на американском контрасте, ее увидеть если и не проще, то, по крайней мере, она будет выглядеть значительно колоритнее.
Своего рода фильм можно отнести к категории «Роуд-муви», что означает дорожное кино, то есть то кино, в котором весь сюжет фильма построен на путешествие главного героя из пункта А в пункт Б.
Некоторым зрителям фильм показался слегка утрированным и даже расистским, но это все глупости, ведь Балабанов лишь показывал реальность, а также мысли и поступки реальных людей. Подобно художнику-реалисту, он лишь передавал то, что происходило в реальной жизни. Алексей показывал людям правду, а ведь так должен поступать каждый настоящий режиссер. Кроме того самая известная фраза из этой дилогии была произнесена именно во второй части этого фильма. Этот диалог, что я приведу ниже, стал безоговорочно культовым:
Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней.
Фильм этот был снят в двухтысячном году, а все мы знаем, что новый век начинается лишь тогда, когда вместо последнего нуля появляется единица. Таким образом, этот фильм символически подводил черту того, что произошло за минувший десяток. Страна постепенно начинала урегулировать свои внутренние процессы. Постепенно начала спадать волна бандитизма и начало уходить безвластие. Но происходило это лишь на диаграммах социологов и в новостных сводках. Истерзанные люди по прежнему нуждались в правде, ведь они знали, что сила именно в ней.