Прежде чем сказать пару слов о фильме, позволю себе написать небольшую зарисовку.
Она стояла у входа в гастроном. Женщина лет семидесяти. Полтора метра ростом, может, меньше. В старом потертом пальто и платке на голове. Ее серые добрые, смертельно усталые глаза на морщинистом лице словно извинялись за то, что она стояла здесь вот так, с иссохшей тонкой вытянутой рукой - беззвучно просила милостыни, копеек...
Она совершенно не была похожа на пьющую, нет... Весь ее облик выражал грусть и усталость. Но я верил - она еще хочет жить, хотя смерть уже стояла за ее плечом.
А у меня в карманах не было ни копейки! Когда хотелось отдать миллионы. Наверное, надо было сбегать домой, принести ей денег, еды, или пригласить ее в свой дом, накормить, дать поспать.
Я не сделал этого. А с собой ничего не было.
Такая старенькая женщина, такая несчастная. У нее никого не было. Под закат жизни она вынуждена была идти и попрошайничать, чтобы прожить еще хоть день.
Политики гласят: 'будущее за молодежью!'. Они призывают нас к действиям, политической и социальной активности.'Молодежь! молодежь!' И молодые энтузиасты вторят им 'да! мы - молодежь! за нами будущее!'
И никто не вспоминает о прошлом. А без прошлого нет ни настоящего ни будущего. Прошлое - реально. Это то, что мы имеем фактически, это то, что никто у нас не отнимет.
Как можно верить государству, в котором человеку не гарантировано достойной старости? Как? Если ты не можешь быть уверен, что обретешь покой и отдых на закате дней?
Как вообще возможно такое?
Вот что грустно. Вот в чем боль.
История 'Бабуси' не многим отличается от написанного мной выше. Только здесь упор больше делается на семейные отношения и ценности, нежели социальный и политический аспекты. Одинокая, никому ненужная старость. Все стремятся вперед, вперед и вперед - в светлое будущее! Но это обман. Нет будущего, если нет памяти прошлого, если нет уважения к прошлому. Нет будущего, если заботы об этом будущем для вас приоритетнее забот о родном вам человеке.
Героиня фильма не пошла просить. Она деревенский человек, простой и добрый. Она не хочет никому докучать, никого стеснять. Она, как старая кошка, просто ушла. Она жила, пока была нужной, пока у нее был дом, который она любила, пока ей было о ком заботиться, пока она могла заботиться о себе. Она - олицетворение света, покорности и чистоты. Чистоты.
'Бабуся' - волшебный фильм, настоящий фильм. Только смотреть его немножечко больно. Потому что слишком много мыслей он оставляет, не самых приятных. Ведь рассказанная история - более чем реальна, а сколько еще таких историй? И как так получается, что мы допускаем это? Смотреть его немножечко больно, но смотреть его - счастье.
Фильм 'Бабуся' я решил посмотреть после немалого количества восторженных и положительных отзывов, прочитанных на Кинопоиске (в одной из рецензий слезы обещали даже мертвым). Как не пытался автор так и не смог выжать из меня ни слезинки, при том что при просмотре хороших фильмов, сыгранных на высоком эмоциональном уровне, у меня легко подкатывает комок к горлу и наворачиваются слезы. Слишком всё в этом фильме лежит на поверхности: черное – это черное (алчные, эмоционально бедные дети и внуки, алкаши, стяжатели и подонки), которым противопоставлена добрая, одинокая в душе, милая старушка (соглашусь визуально очень хороший выбор актрисы), которая ничего не может сделать в свою защиту. Не думаю, что взрослым людям именно в этой манере стоит преподносить такие, в принципе банальные вещи. Нина Шубина, не смотря на свою добрую и светлую внешность, точно не дотягивает по игре, ведь она не профессиональная актриса, а значит, не может передать всю гамму чувств и эмоций, которую в эту роль вложил ее автор. Может это еще так сильно стало заметно из-за того что буквально перед этим фильмом я посмотрел другой фильм на социальную тематику 'Лиля навсегда', где начинающая актриса просто блестяще справилась со своей ролью брошенной девочки-подростка (точно так же как от нее отказываются все ее родственники, мама уезжает за границу, а тетка-алкашка выгоняет жить из собственной квартиры практически на улицу).
Из актерских работ в Бабусе я хотел бы конечно отметить роль Анны Овсянниковой и Сергея Ануфриева. О последнем я постоянно думал, что вот уже 6 лет как актер ушел из жизни, а память о нем осталось в этом кинофильме.
В общем и целом, фильм не зацепил меня ни в эмоциональном плане, ни в плане картинки, ни в плане развития сюжета и многочисленных сюжетных линий. Поэтому ставлю 5 баллов из 10. На фоне многих иных российских фильмов этот смотрится не так уж и плохо.
Есть такое понятие - крик души. Этот фильм - это и есть этот самый крик. Это исповедь, искренность которой граничит только с реальной жизнью. С трудом можно подобрать слова, описывая эту картину жизни. Дело в том, что смотря этот фильм, я по крупицам начинал вспоминать свою бабусю. Так звали мою прабабушку. Все ее звали бабусей. Меня поразило то, с какой точностью показана жизнь деревни. Эта одежда, галоши, платочки с цветками, пельмени, вязанки дров, собаки, клуб. Даже дверь из сеней в деревне моей бабуси была такой же голубой и на крючке. Я действительно попал к себе в деревню, в детство. При этом, режиссер не использует ни единого приема для реализации своего плана. Боброва показала лишь то, как есть. И несмотря на не очень правдивую игру некоторых актеров и неискренность некоторых сцен, я верю в то что происходит в кадре на все 100, мало того живу этим, и сопереживаю. Для фильма - это вершина, если зритель отождествляет себя с происходящим, верит в то что происходит.
Я привык к штампам, когда речь идет о деревне. Здесь они есть, но не в качестве штампов и разговора на тему, а корень этого. Это и алкоголизм, это и жизнь стариков, безденежье, это и безысходность. Вообще последнее определение так и пронизывает эту картину. К середине фильма, когда Тетя Тося, вынуждена начать скитаться по родне, начинает становится не по себе. В продолжение, полоска света становится все менее яркой. Отказывается зять, Леонид, Тая... С каждым следующим родственником становится все глубже и глубже безысходность. При чем это чувствует только Бабуся. окружающие все прекрасно понимают, но ничего сделать не могут. Можно их ненавидеть, но они такие же как мы. И ничего здесь лживого нет. В конце концов, это светлое пятно превращается в еле видную точку. Совсем она исчезает, когда Бабуся выбирает себе палку..
Да, Боброва идеализирует Бабусю. И это совершенно правильно. В фильме звучит диалог молодого родственника и тети Тоси: - А зачем ты за эту родину трудилась? Много она тебе дала? - Ну пенсию получаю - А много ли? - Ну полторы тысячи рублей. И дело даже не в том что она мало получает, это не важно. Дело в психологии. Он возмущается тем, что родина не помогает Бабусе, что она обманула ее, что вот какие гады правительство и.т.д. А ведь гады не правительство, и родина - это не правительство. Это дети, это внуки, это тот самый паренек, с которым она говорила. Она ради них в первую очередь трудилась и жила. И не заботятся о ней как раз они.
Страшно становится господа. Раскаяться хочется после просмотра. К богу глаза вознести. Поплакать над бабусей, над страной, над деревней, над собой.
Последняя сцена фильма - это шок. Но это не шок от например Триеровской 'Танцующей', это шок человека русского, осознавшего где он живет. 'Она ушла' - это прыжок чувств в пропасть, из которой назад дороги нет. И лицо Бабуси в солнечных лучах. Хотя нет, не лицо - лик. Именно такой он - лик современной богоматери. Только называется она по-другому, и название это как бы эхом отзывается еще долго после просмотра этого фильма:
''Да просто дед мой воевал в этих окопах, которые тётя Тося рыла...''
Давайте себе признаемся: мы стали бесчувственными жлобами, которые недостойны хорошо жить на этой земле. Мы, ВСЕ, мы, граждане этой страны, богачи этой страны, правительство этой страны. У меня не повернётся язык назвать ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ эту страну, которую возглавляют люди, даже не думавшие о том, чтобы обеспечить ветеранов, нищих, беженцев.
'Бабуся' является неукоснительным подтверждением моих слов. Режиссёр и сценарист Лидия Боброва передала в своём филме не только колоритный русский быт и многогранные характеры героев, нет. Лидия Боброва показала нам всю горечь современного времени, вскрыла нарывы и обнажила кровоточащие раны матушки-России, представила на наш суд души её жителей, - разжиревших олигархов, пострадавших беженцев, выкинутых старцов. Плавно, но уверенным шагом действие картины, как комок снега, скатившийся с горки и набирающий обороты, переходит от хорошего к плохому, от плохого к очень плохому, от очень плохого к ужасному, от ужасного к катастрофе и апокалипсису человеческих душ. И вот те самые нарывы общества, погрязшего в эгоизме и отречении, всеми силами испускают жидкость бесседечия, которая и повергает отзывчивого, честного, нормального зрителя в шок. А шока быть и не должно: мы сталкиваемся с подобными явлениями каждый день - нищие подбирают бутылки на улицах, беспризорные дети просят милостыню, брошенные животные слоняются по улицам. Нам глубоко наплевать.
Я думаю, что этот фильм обязан войти в русскую классику кино, - и, прошу вас, не надо выпендриваться, говоря, что сейчас в России кризис в этой области, ничего снимать не умеют, едем в Голливуд ловить спецэффекты и быть наравне со звёздами. Признайтесь, так вы сейчас подумали?
Так вот, 'Бабуся' напомнила мне то бесчисленное количество проектов 'Ленфильма' и 'Мосфильма', созданных в далёком прошлом в старом добром СССР. Я не жил в то время, но по этим кинематографическим отголоскам тех годов могу судить о том, как ценились в Союзе дружба, любовь, чистота души, мораль, единство. То есть то, что сейчас воспринимается как проявление немодности и излишней наивности. 'Бабуся' так и просится в чёрно-белый вариант: об этом свидетельствует всё, начиная атмосферностью и заканчивая соответствующей игрой актёров. Это очень психологически тяжёлая, но несравненно красивая лента о том, как мы потеряли нас...
Глядя в глаза бабушек и дедушек, вырастивших и воспитавших нас, сделавших из нас людей, оберегавших наше детство от бед и разочарований, жертвовавших ради нас ВСЕМ, мы, конечно, не хотим им помочь. Нет, у нас много дел, у нас свои проблемы, а старцы пусть сгниют на помойке, нам это неинтересно. Мы хотим личной жизни, личных денег, личного времени, - обузы нам не нужны. Мы свободные птицы, - так зачем нам лишний груз?..
ОПОМНИТЕСЬ, ЛЮДИ!
Но мой призыв никто не услышит - он улетит в небеса, как душа той бесконечно доброй и несчастной бабуси, как душа ангела... В этом мире не место ангелам: все ряды заняты. Шоу продолжается...
С одной стороны, кажется, что режиссер Лидия Боброва лишь отдаленно знает быт русской деревни и деревенских людей: так скомкано у нее все получилось. Да еще плюс постановка выглядит довольно слабо и как-то наиграно (деревенский язык уж больно недеревенский).
С другой стороны, присутствует явный посыл фильма к доброте и светлым чувствам, и имеется ярко выраженная социальная тематика.
Помножив все вместе, получается все же положительное впечатление, ибо идея в картине правильная и слишком близка сердцу каждому, кто жил в деревне (уж не знаю, как для исконно городских), несмотря на неровность повествования.
Образ же самой бабуси так же любопытен. Это совсем, по началу, незаметный и кажущийся мисткастным и лишним персонаж (абсолютный антипод Крючковой из 'Похороните меня за плинтусом', я бы сказал), который заостряет при этом все внимание к финалу именно своей безучастностью к всему, и оттого являющийся чистым и светлым пятнышком на фоне обмана, подлости и корысти со стороны своих же близких.
Лента, как выяснилось, имеет несколько наград и, видать, растрогала жюри, но будет близка, в первую очередь, тем, у кого сильны еще детские воспоминания о бабушкиной готовке утренних блинов на кухне по утру. Ко мне, признаться, это тоже относится.
7,5 из 10
PS Плюс, порадовался тому, что в данном российском фильме нет чернухи, а то у них щас это модно.
Да уж, даже такой, настолько полный цинизма человек, как я, тронут, хотя и в общем-то не удивлен. Фильм безусловно показывает многие 'прелести' нашей реальной жизни, в быстром потоке которой мы очень часто откровенно 'забиваем' на самое главное- на близких нам людей.
Фильм рассказывает историю обычной бабульки, которая жила вполне обычной жизнью- воспитывала сначала детей, потом внуков, отдавая им всю себя без остатка.
Но внуки выросли, устроили свою собственную жизнь, а бабуся продала свой дом и поделила деньги между внуками, тем самым осталась жить со своей дочерью Верой и зятем. Но однажды ее дочь заболела и бабушку отправляют жить к сестре в село. Но и тут беды не обошли бабусю стороной- ее сестра ломает ногу и вынуждена отправиться на лечение, а бабуся вынуждена искать новое место для проживания. Но куда идти? Зять на отрез отказывается брать старушку к себе, как и внуки, для которых еще недавно любимая бабуся уже стала в тягость...
Буквально пару слов об актерах, точнее об актрисе Нине Шубиной, которая и сыграла главную роль. И сыграла ее просто потрясающе, не смотря даже на то, что она не является профессиональной актрисой, что в данном случае возможно сыграло положительную роль. Очень правдоподобно, что и сказать...а от ее взгляда у меня просто мурашки по коже.
Лично меня (да как и многих других) повергло в шок поведение родственников этой бабульки. Я может и довольно часто ссорюсь со своими родными, но я никогда не смогу понять, как можно вот так от них отказаться. Как??? Ведь эти люди пожертвовали многим ради меня, несмотря на все их козни и недостатки. Ведь должны люди хотя бы на родственном уровне чувствовать ответственность за своих близких...Должны, но многие почему-то не чувствуют и лично мне трудно найти этому оправдания. И очень обидно, что таких бабусь и жизни отнюдь не мало...
В завершении хочется сказать, что пожалуй этот фильм из разряда 'это должен видеть каждый'. Просто, что бы своими глазами увидеть всю эту бесчеловечность и самому стать чуточку добрее. Почаще вспоминайте своих близких, ведь они вас не забывают никогда.
Бабуся, Бабуся, миленькая. И сердце разрывается. Впервые могу сказать, что в России есть поистине стоящее кино, от которого я рыдаю навзрыд. И не потому, что обилие печальной, драматургической музыки превалирует в фильме. А потому что, режет. Режет по сердцу проблема, которая как натянутая леска, проведена через фильм. Спасибо тебе Лидия Боброва(режиссёр) за «Бабусю». Огромное спасибо.
Казалось бы, банальная история, поставленная изначально, выходит на вечное. Дом в деревне, большая семья, дети-внуки, и она. Пожилой ангел. Воспитавшая дочку, внуков, и даже правнуков. Она, так бескорыстно готовая к самопожертвованию, продала свой дом и раздала все деньги своим внукам. Она, оставшаяся без копейки и без крова, преданно служит своим близким. Я не ошиблась, именно служит. А они не ценят. Как, наверное, не ценят в жизни, многие из людей. И думала ли бабуся, что родная дочь, потакая мужу, выставит её за дверь. С уст сорвались слова – « временно». А в душе с клеймом навсегда. И покатилась череда перипетий. Череда, хорошо прорежиссированная Бобровой.
Бабуся ( непрофессиональная актриса Нина Шубина) поражает своими глубокими бездонными глазами. И добрым сердцем. А ведь по жизни через многое прошла, рыла окопы Сталинграда. А теперь, её чёрствый зять Иван (актёр Юрий Овсянко) присваивает себе её медаль. А ведь действительно, она ему многим обязана. Иван- то выбил ей пенсию в размере 1500 тыс. рублей. Пенсию, которую она к слову отдаёт его сыну. Сестра бабуси говорит, что Иисус тоже мучился по жизни, и они должны принять всё как есть. Но мучился он за хороших людей.
Не хочется пересказывать сюжет, иначе будет неинтересно смотреть. Одно хочу сказать, что ничто не сравниться с этим фильмом. Ни «Хатико» (реж. Халльстрём), ни «Помни меня» (реж. Култер). Посмотрите его хоть раз, и не забудьте позвонить вашим бабушкам и сказать как вы их любите.
Если бы я могла, я бы этому фильму поставила бы 1000, не смотря на недостатки, которые конечно же есть в этом фильме. Как же без этого.
С самого начала фильм своим названием говорит о том, чему будет посвящен. И что он, опять же судя из названия, будет о нелегкой судьбе. Иначе, сами понимаете, назвали бы бабушка или бабулька (это уже для комедии). С первых кадров в глаза бросается несмотря на реалистичную обстановку искусственность сцен, видно, что некоторые актеры не доигрывают, что бабушки стесняются и говорят по тексту. И все это длится минут, наверное, 30-40, в которые и непонятно в чем собственно дело и где раскрытие темы.
И после первой трети фильм начинает постепенно раскрываться, и все герои смотрятся пусть и странными, но откровенными, и причастность зрителя к описываемой проблеме увеличивается, отчасти даже проникаешься фильмом. Бедную бабульку сначала отправляют к сестре, затем, в силу обстоятельств ее снова надо куда-то девать, вспоминают про внуков, но они еще те ребята. И так до конца, до конца жизни. Никому она не нужна.
Фильм на животрепещущую тему, когда старшему поколению после всего хорошего, что они сделали, дети не дают даже комнатушки. Вытекающие из нее темы рушения морали, уважения, совести и прочего. Мы давно уже не люди. Грустный фильм о некоторых из нас.
Она отдала внукам всё: тепло, заботу, воспитание, деньги за проданный дом, свои силы. А сама осталась одна. Когда пришло время доживать свои дни, ни один из внуков, которых она растила, не захотел взять Бабусю к себе. Ведь взять к себе означало бы: хлопоты, лишний человек в доме, лишняя забота, убирать, принести-подать что-то (например, стакан воды), в конечном итоге - похоронить. Она просто осталась никому не нужной, осталась на улице и пошла бороздить просторы Родины, которой отдавала всё в военные годы. А если говорить прямым текстом, то она как выброшенный щенок, такая же беспомощная и бездомная, без куска хлеба...
Нам раньше помогали наши бабушки/дедушки и прабабушки/прадедушки, когда мы были беспомощными, а когда они стали беспомощными, мы почему-то не хотим о них заботиться. У нас в корне изменились ценности и приоритеты. Мы даже забываем позвонить старикам, чтобы спросить как у них здоровье. А ведь им тоже нужно внимание и забота, как нам когда-то. Вы только вспомните, кто с вами встречал рассвет в деревне, кто вас всегда жалел, к кому вас отвозили родители на всё лето? И вот мы выросли и всё 'забыли', нам больше не нужна их забота, мы стали 'взрослыми'...
Фильм производит хорошее впечатление. Стоит только задуматься, ведь в современном обществе то, что показано в фильме, присутствует сплошь и рядом.
Посмотрев его хочется позвонить (а лучше съездить) к своим живым бабушкам и дедушкам, обнять их и никогда не бросать. Ведь они так много для нас сделали.
Также после просмотра рекомендую каждому задуматься: а вы бы взяли Бабусю к себе или тоже искали бы отговорки, чтобы не хлопотать за пожилым человеком?
Концовка фильма достаточно загадочная. Далее каждый завершает так, как он понял.
Ставлю оценку 8 из 10 в связи с тем, что сюжет-то очень хороший, а вот раскрыт не так глубоко, как хотелось бы. Слеза у меня хотела выскочить, но затерялась. Качество съёмки, например, не на высшем уровне для большого кино.
Совершенно случайно прочитал описание фильма и захотел его посмотреть. Я скептически отношусь к российскому кинематографу, но иногда попадаются действительно стоящие драмы, которые отражают часть нашей реальной жизни. Фильм 'Бабуся' относится к тем редким исключениям, которые подтверждают правило.
Это душещипательная история. История одной бабуси, которая всю свою жизнь посвятила детям и внукам. Она продала свой дом, деньги поровну разделила между внуками. Сама осталась жить у дочери, которая потом заболела. Бабусю отправили пожить к сестре в деревню на некоторое время. И тут начинается черная полоса неудач. Сначала приходит известие о смерти Веры (дочери бабуси), а потом сестра бабуси ломает бедро и ее собираются увезти на лечение. Оставить бабусю с пьющим племянником никто не решается.
С этого момента разворачивается основная часть фильма. Жестокая, но, к сожалению, очень реалистичная. Это похоже на игру в футбол. Только вместо мяча старушка с покорным печальным взглядом. Зять наотрез отказывается принять ее, внуки по очереди тоже находят самые нелепые отговорки только, чтоб не пришлось выделить уголок в своих роскошных апартаментах. Уголок для родного человека, который их вырастил. И только один внук с радостью соглашается принять ее, хотя сам находится в нелегкой ситуации. Понимая его тяжелое положение, бабуся не хочет быть дополнительной проблемой для их семьи и уходит. Уходит морозной зимней ночью в никуда...
Надеюсь, что этот фильм пробьет цинизм каждого из нас своей простотой и суровой правдой жизни. Да о чем вообще можно говорить, если даже при написании рецензии стоит ком в горле?! Обидно и стыдно... Обидно, что вокруг множество таких бабусь, которые когда-то были нужны своей семье, а сейчас вынуждены скитаться. И стыдно за таких неблагодарных равнодушных внуков...