Бабуся, Бабуся, миленькая. И сердце разрывается. Впервые могу сказать, что в России есть поистине стоящее кино, от которого я рыдаю навзрыд. И не потому, что обилие печальной, драматургической музыки превалирует в фильме. А потому что, режет. Режет по сердцу проблема, которая как натянутая леска, проведена через фильм. Спасибо тебе Лидия Боброва(режиссёр) за «Бабусю». Огромное спасибо.
Казалось бы, банальная история, поставленная изначально, выходит на вечное. Дом в деревне, большая семья, дети-внуки, и она. Пожилой ангел. Воспитавшая дочку, внуков, и даже правнуков. Она, так бескорыстно готовая к самопожертвованию, продала свой дом и раздала все деньги своим внукам. Она, оставшаяся без копейки и без крова, преданно служит своим близким. Я не ошиблась, именно служит. А они не ценят. Как, наверное, не ценят в жизни, многие из людей. И думала ли бабуся, что родная дочь, потакая мужу, выставит её за дверь. С уст сорвались слова – « временно». А в душе с клеймом навсегда. И покатилась череда перипетий. Череда, хорошо прорежиссированная Бобровой.
Бабуся ( непрофессиональная актриса Нина Шубина) поражает своими глубокими бездонными глазами. И добрым сердцем. А ведь по жизни через многое прошла, рыла окопы Сталинграда. А теперь, её чёрствый зять Иван (актёр Юрий Овсянко) присваивает себе её медаль. А ведь действительно, она ему многим обязана. Иван- то выбил ей пенсию в размере 1500 тыс. рублей. Пенсию, которую она к слову отдаёт его сыну. Сестра бабуси говорит, что Иисус тоже мучился по жизни, и они должны принять всё как есть. Но мучился он за хороших людей.
Не хочется пересказывать сюжет, иначе будет неинтересно смотреть. Одно хочу сказать, что ничто не сравниться с этим фильмом. Ни «Хатико» (реж. Халльстрём), ни «Помни меня» (реж. Култер). Посмотрите его хоть раз, и не забудьте позвонить вашим бабушкам и сказать как вы их любите.
Если бы я могла, я бы этому фильму поставила бы 1000, не смотря на недостатки, которые конечно же есть в этом фильме. Как же без этого.
Ну как же обойтись без извращенного социального драматизма? И как без глубочайшего равнодушия? У нас так просто нельзя. Необходимо все довести до гротеска. Иначе критики не оценят, народ, привыкший к 'ментовским войнам' и еще чего похуже, даже одним глазком не взглянет, а о фестивалях и говорить не приходится. Но вернемся к идее картины. Идея то хороша, на самом деле, но зачем доводить все до общественно-моральной брутальности? Или что у нас классическая драматургия 'приказала долго жить'? Или талантливые современные драматурги переродились? Все у нас чернуха прет и прет или еще похуже – мыло, причем хозяйственное, да развлекаловка уж больно навязчивая и наскоро слепленная.
А вот сам, непосредственно, сценарий написан прекрасно. Все сцены проработаны с профессиональной дотошностью. Картина смотрится ровно и с интересом. Сюжетная линия хорошо читаема. В особенности порадовала работа оператора и художника. В глаза бросаются натурные съемки: виды деревень и городских кварталов, утварь деревенских домов контрастируют с современными квартирами, архаичная убогость глубинки сменяется сытостью успешных и предприимчивых. В общем, всё на достойном художественном уровне.
Не очень порадовал подбор актеров и соответственно игра этих разномастных людей, занятых в съемках. От добротных профессионалов до откровенных любителей или случайных 'прохожих' (на личности не переходим). На какой результат надеялся режиссер, вводя в съемки местных жителей сельской местности или 'городских окраин'? Ну, наверно, еще больше подчеркнуть натуралистичность образа картины. Но мне кажется, фильм от этого только потерял. Уж слишком сильно видна разница между актерской работой и откровенным дилетантством. В особенности статичная роль Бабуси угнетает. Ведь это все-таки игровое кино в чистом виде, а не документалистика или псевдодокументалистика.
И все-таки фильм не оставляет впечатления неудавшейся работы, а совсем наоборот. Я больше чем уверен, что эта картина найдет своего отзывчивого, по большей части, сентиментального зрителя, да и критики найдут какую-нибудь изюминку. И непременно скажут, что именно таких лент нашему обществу и не хватает, и что это очередное и чуть ли не последнее воззвание нашей душе в борьбе с людским равнодушием.
У автора этой картины все еще впереди. Можно пожелать только творческих успехов.
Прежде чем сказать пару слов о фильме, позволю себе написать небольшую зарисовку.
Она стояла у входа в гастроном. Женщина лет семидесяти. Полтора метра ростом, может, меньше. В старом потертом пальто и платке на голове. Ее серые добрые, смертельно усталые глаза на морщинистом лице словно извинялись за то, что она стояла здесь вот так, с иссохшей тонкой вытянутой рукой - беззвучно просила милостыни, копеек...
Она совершенно не была похожа на пьющую, нет... Весь ее облик выражал грусть и усталость. Но я верил - она еще хочет жить, хотя смерть уже стояла за ее плечом.
А у меня в карманах не было ни копейки! Когда хотелось отдать миллионы. Наверное, надо было сбегать домой, принести ей денег, еды, или пригласить ее в свой дом, накормить, дать поспать.
Я не сделал этого. А с собой ничего не было.
Такая старенькая женщина, такая несчастная. У нее никого не было. Под закат жизни она вынуждена была идти и попрошайничать, чтобы прожить еще хоть день.
Политики гласят: 'будущее за молодежью!'. Они призывают нас к действиям, политической и социальной активности.'Молодежь! молодежь!' И молодые энтузиасты вторят им 'да! мы - молодежь! за нами будущее!'
И никто не вспоминает о прошлом. А без прошлого нет ни настоящего ни будущего. Прошлое - реально. Это то, что мы имеем фактически, это то, что никто у нас не отнимет.
Как можно верить государству, в котором человеку не гарантировано достойной старости? Как? Если ты не можешь быть уверен, что обретешь покой и отдых на закате дней?
Как вообще возможно такое?
Вот что грустно. Вот в чем боль.
История 'Бабуси' не многим отличается от написанного мной выше. Только здесь упор больше делается на семейные отношения и ценности, нежели социальный и политический аспекты. Одинокая, никому ненужная старость. Все стремятся вперед, вперед и вперед - в светлое будущее! Но это обман. Нет будущего, если нет памяти прошлого, если нет уважения к прошлому. Нет будущего, если заботы об этом будущем для вас приоритетнее забот о родном вам человеке.
Героиня фильма не пошла просить. Она деревенский человек, простой и добрый. Она не хочет никому докучать, никого стеснять. Она, как старая кошка, просто ушла. Она жила, пока была нужной, пока у нее был дом, который она любила, пока ей было о ком заботиться, пока она могла заботиться о себе. Она - олицетворение света, покорности и чистоты. Чистоты.
'Бабуся' - волшебный фильм, настоящий фильм. Только смотреть его немножечко больно. Потому что слишком много мыслей он оставляет, не самых приятных. Ведь рассказанная история - более чем реальна, а сколько еще таких историй? И как так получается, что мы допускаем это? Смотреть его немножечко больно, но смотреть его - счастье.
Не надо скрывать. Это мы. Такие мы, гнилые, как есть... У немногих людей действительно есть сердце. Фильм прост до ужаса, но до ужаса цепляет. Стоит посмотреть абсолютно всем. Стоит разбавить свои любимые боевики и американские комедии такими поучительными фильмами. Посмотрите его в одиночестве и не побойтесь после просмотра остаться наедине с собой. Оцените себя, свои поступки, вспомните родных, вспомните детство и поймете что такое родные люди и вспомнятся самые интересные моменты, вспомнится ваша бабушка, любому, даже бессердечному человеку захочется всплакнуть после фильма. И не просто всплакнуть. Насколько меня редко пробивают фильмы, но этот заставил именно плакать. Потому что такие вот люди. Фильм не идеален, но его и глупо было бы оттачивать и загонять в какие-то рамки режиссуры... Его сила в его реалистичности и простоте... Он действительно заставит многое переоценить. И не пойму такого человека, которого не сможет зацепить эта драма. Посмотрел и долго думал за сигаретой. Очень долго...
1) Касательно идеи и самого сюжета картины. В этом плане конечно, все очень умно и действительно заставляет задуматься, посочувствовать и в очередной раз позвонить своим бабушкам и дедушкам и спросить как у них дела, как здоровье, сказать что я их очень люблю и скоро приеду в гости. Думаю каждый из посмотревших смог без труда понять мораль этой картины. И не считаю нужным в очередной раз говорить о том что надо ценить своих матерей и бабушек. Это на мой взгляд очевидно.
2) Касательно непосредственно съемок, декораций, актеров и т.п. В первую очередь глаза режет игра актеров : совершенно неправдоподобная интонация реплик, непонятные задержки между фразами (причем не касательно Бабуси, там хоть как-то можно сослаться на плохое восприятия и плохой слух под старость лет. Остальных актеров это не оправдывает).
Касательно музыки, некоторые композиции, по-моему больше бы подошли к кинофильму Бумер, когда они колесят по нашей необъятной Родине, среди поселков деревень, полей и лесов.
Создается впечатление что Бабуся читает текст с куска картона, который где-то за камерой держит помощник режиссера. Далеко не идеальная, и даже далеко не хорошая работа оператора, невнятные ракурсы, в некоторых эпизодах непонятные подергивания камеры по всем осям трехмерного пространства.
Как было ранее замечено, абсолютная путаница временных рамок.
Как итог С точки зрения каких-либо моральных представлений и пониманий фильм довольно-таки хороший. Возможно у кого-то вызовет слезы и чувства стыда. Но с точки зрения оформления полный провал. Хотя в фильмах подобного рода на первом месте стоит все таки моральная и духовная составляющая.
Бывают фильмы, посмотрев которые, в словах для его описания не видишь смысла. Есть эмоции, а слов нет.
Редко мне встречаются фильмы, после которых очень хочется рыдать, сейчас именно такое чувство. И невероятно тяжело на душе от того, что моих бабушек и дедушек уже нет. Тяжело от того, что я, скорее всего, что-то им не успел сказать, что-то не успел сделать...
Не получается писать связные мысли, потому что фильм очень эмоционален. И всё-таки феноменально, что обделённого человека лучше всего понимает такой же человек: 'Ты подумай, нам повезло: мы остались живы. Мы живём не в полатке, не в чистом поле, а в тёплом доме. У нас есть хлеб'... Нет ничего ниже человеческого равнодушия и ничего выше человеческого сострадания.
И вряд ли, конечно, фильм отличается фантастической актёрской игрой и т.д. Но его смысл, его мысль затрагивает за живое. А вот уж какой здесь смысл - сам понимает по-своему...
«Бабуся» - не просто драма. Это социальная драма. Всем, у кого есть бабушки и дедушки посмотреть нужно обязательно.
О качестве фильма судить не стану. Здесь главный аспект – смысл. Картина несет колоссальную мысль, взывает к совести, морали, напоминает о том, кому мы должны быть благодарны за свое воспитание, счастливое детство и обеспеченное настоящее. Кино о тех женщинах, которые всю жизнь жертвуют последним ради любимых детей и внуков. Бабуся даже тот последний мандарин, что находит в кармане перед смертью, отдает своей правнучке.
Еще фильм о том, как людей портят деньги. Многочисленные внуки Бабуси, между которыми она поделила деньги от продажи дома в деревне, стали успешными и обеспеченными, но старую бабушку, потерявшую крышу над головой, всеми правдами и неправдами пытаются сплавить кому-нибудь другому. А зять, не желая принять старушку, говорит: «За то, что она вынянчила моих детей, я ей сделал пенсию». Даже эту пенсию бабушка отдает внукам, чтобы они ни в чем не нуждались. В Лизе воплощен образ сильной и честной женщины, которая не потеряла совесть, даже добившись успеха. Работая в Америке, живя в Москве, Лиза не обрезает длинную косу в память о своих корнях и по сюжету фильма бросает все и приезжает, как только узнает, что у матери перелом.
Эта кинокартина заставляет вспомнить, как нуждаются в тепле наши добрые всепрощающие бабушки и дедушки, люди, которые никогда не вспомнят о корысти, делая своим внукам добро.
Я после просмотра фильма рыдала от осознания того, что сама порой могу махнуть рукой на стариков, забывая, как мало им осталось. Решила для себя, что отправлюсь к бабушке и действительно поблагодарю за то, что она для меня сделала.
На вопрос 'Хороший ли Вы человек?' большинство людей ответит утвердительно. Почти каждый считает себя честным, добрым, справедливым. А еще у каждого есть проблемы, дела, обязательства. Мы все любим своих родственников (ну, или почти все), ведь это люди, которые находятся рядом, которые спасают наш разум от холодного и немого одиночества с самого нашего рождения. Пусть это всего лишь иллюзия, но с родственниками мы чувствуем себя защищёнными. Да, мы не одни на свете, пока жива хоть одна родная душа.
Но мы вырастаем, у нас появляется семья, уже упомянутые проблемы, дела, обязательства. Дети вылетают из гнезда и устраивают свою жизнь, заводят семьи, а те, кто были с ними всё это время зачастую остаются в том самом немом одиночестве.
Они питают себя воспоминаниями о временах, когда в них нуждались, когда они были окружены детьми, внуками. Старики... они как дети. Они чувствуют, когда становятся ненужными, и уходят. Уходят туда, где когда-то были счастливы. Тяжело остаться одному на всём свете, знать, что не увидишь больше ни одного родного лица. Но еще тяжелее знать, что твои дети отвернулись от тебя. Они есть где-то, но у них уже совсем другая жизнь. Это 'хорошие, честные, добрые, справедливые' люди не могут дать приют и чуточку внимания тем, кто отдавал им всё.
'Она ушла. Ей холодно...'. Да, ей очень холодно, но не оттого, что зимней ночью она оказалась на улице, не оттого, что перед ней длинная дорога. Холод веет от новой жизни, от тех людей, что казались такими близкими и родными. Они - новые люди с новыми проблемами. Они ведут свои войны и борются со своими проблемами. Но она их любит ничуть не меньше.
Она из того прошлого, где люди благодарны за всё. Она помнит времена окопов и патриотизма, а их патриотизм распространяется до определённых границ. Но нет укора в её взгляде. Есть только беспредельная грусть и всё та же любовь. Любовь - слово, которое встречается на каждом шагу, чувство, которого так мало осталось.
Есть такое понятие - крик души. Этот фильм - это и есть этот самый крик. Это исповедь, искренность которой граничит только с реальной жизнью. С трудом можно подобрать слова, описывая эту картину жизни. Дело в том, что смотря этот фильм, я по крупицам начинал вспоминать свою бабусю. Так звали мою прабабушку. Все ее звали бабусей. Меня поразило то, с какой точностью показана жизнь деревни. Эта одежда, галоши, платочки с цветками, пельмени, вязанки дров, собаки, клуб. Даже дверь из сеней в деревне моей бабуси была такой же голубой и на крючке. Я действительно попал к себе в деревню, в детство. При этом, режиссер не использует ни единого приема для реализации своего плана. Боброва показала лишь то, как есть. И несмотря на не очень правдивую игру некоторых актеров и неискренность некоторых сцен, я верю в то что происходит в кадре на все 100, мало того живу этим, и сопереживаю. Для фильма - это вершина, если зритель отождествляет себя с происходящим, верит в то что происходит.
Я привык к штампам, когда речь идет о деревне. Здесь они есть, но не в качестве штампов и разговора на тему, а корень этого. Это и алкоголизм, это и жизнь стариков, безденежье, это и безысходность. Вообще последнее определение так и пронизывает эту картину. К середине фильма, когда Тетя Тося, вынуждена начать скитаться по родне, начинает становится не по себе. В продолжение, полоска света становится все менее яркой. Отказывается зять, Леонид, Тая... С каждым следующим родственником становится все глубже и глубже безысходность. При чем это чувствует только Бабуся. окружающие все прекрасно понимают, но ничего сделать не могут. Можно их ненавидеть, но они такие же как мы. И ничего здесь лживого нет. В конце концов, это светлое пятно превращается в еле видную точку. Совсем она исчезает, когда Бабуся выбирает себе палку..
Да, Боброва идеализирует Бабусю. И это совершенно правильно. В фильме звучит диалог молодого родственника и тети Тоси: - А зачем ты за эту родину трудилась? Много она тебе дала? - Ну пенсию получаю - А много ли? - Ну полторы тысячи рублей. И дело даже не в том что она мало получает, это не важно. Дело в психологии. Он возмущается тем, что родина не помогает Бабусе, что она обманула ее, что вот какие гады правительство и.т.д. А ведь гады не правительство, и родина - это не правительство. Это дети, это внуки, это тот самый паренек, с которым она говорила. Она ради них в первую очередь трудилась и жила. И не заботятся о ней как раз они.
Страшно становится господа. Раскаяться хочется после просмотра. К богу глаза вознести. Поплакать над бабусей, над страной, над деревней, над собой.
Последняя сцена фильма - это шок. Но это не шок от например Триеровской 'Танцующей', это шок человека русского, осознавшего где он живет. 'Она ушла' - это прыжок чувств в пропасть, из которой назад дороги нет. И лицо Бабуси в солнечных лучах. Хотя нет, не лицо - лик. Именно такой он - лик современной богоматери. Только называется она по-другому, и название это как бы эхом отзывается еще долго после просмотра этого фильма:
Первый раз увидел фильм в 2004-м. Тогда на украинском канале его крутили. Я начал смотреть только со второй половины (Потом по всей Одессе искал его на DVD и нашёл. Теперь храню, как зеницу ока). Мне многие фильмы задевали душу, но так, чтобы до слёз, ещё не было. За время просмотра фильма я, как настоящий мужчина, продержался без слёз, но финал фильма уготовил мне сюрприз и я, недолго сдерживаясь, заплакал. Это наверно единственный случай в моей жизни был, когда я заплакал против собственной воли. Кроме того не припомню, когда бы я так ДОЛГО плакал. Фильм изменил моё представление о кинематографе в целом.
Фильм безусловно снят о нас (молодых) и указывает на наши тёмные стороны. До просмотра фильма я всегда считал, что страшнее смерти ничего не бывает. На примере бабуси видно, что страшнее смерти для старых людей - это равнодушие со стороны близких. В жизни всё так. Если рядом с тобой новенький мерседес, ты боишься его поцарапать или запачкать, а если рядом запорожец доисторических времён, можно и долбануть (сдачи не даст). Нам всегда кажется, что у нас проблем больше, чем у соседа за забором, поэтому и отношение к людям бывает 'брюзгливое'. Всему бедой - пессимизм, отсюда и равнодушие. Да, на Руси не всем хорошо живётся, так это не повод звереть вместе со страной.
Судя по игре Нины Шубиной (бабуся), режиссёр не ставил задачу поразить зрителя актёрской суперской игрой. Просто нужен был непосредственный образ. У актёров в целом получилась путаница в диалектах. Бабуся и её киношная сестра говорят как будто на разных языках. Шубина (бабуся) окает на северном диалекте, а Овсянникова (сестра бабуси) акает на московский манер (нам привычный). Это я бы назвал, хоть не большой, но ляп. В основном Шубиной много говорить в фильме не приходилось. Среди эпизодов, где она говорит, мне особенно понравился эпизод разговора бабуси, Веры и Ивана в начале фильма. Также преклоняюсь перед игрой Владимира Кулакова (Витя). Есть претензии к игре Сергея Ануфриева (Коля), особенно в моменте, когда он объясняет Лизе причину своего синяка под глазом.
Безусловная 'визитная карточка' фильма (да и развязка в целом) - это наверно события в доме Толика после прихода бабуси. Отсюда-то и начинаются крокодильи слёзы.