Несмотря на то, что в создании сценария «Шоссе в никуда» принимал участие Барри Гиффорд, по чьей книге Линч поставил «Диких сердцем», седьмая полнометражная картина получилась монолитнее, как в формальном, так и в концептуальном плане, чем каннский призер 1990 года. При просмотре (тем более при пересмотре) «Шоссе в никуда» вспоминаются две важные для истории кинематографа ленты – «Головокружение» Хичкока и «Этот смутный объект желания» Бунюэля. Дело даже не в прямом их цитировании Линчем (одна актриса играет две роли, зато главный мужской персонаж раздваивается на две персоны), а в наследовании постановщиком их идейной зависимости от психоанализа Фрейда и Лакана. Неслучайно, что Славой Жижек посвятил этой картине целую книгу, хоть и небольшую, но зато аналитически точную. Не будем здесь ее пересказывать, однако, остановимся здесь на интерпретации символики «Шоссе в никуда» в контексте психоанализа.
Фильм, как заметили некоторые зрители, организован оп принципу музыкальной фуги, то есть с повторяющимися в разной форме темами и вариациями: например, убийство, диалектика запрета и удовольствия, фигура Сверх-Я, выраженная в образе могущественного гангстера, обсценного, гипермаскулинного Отца, которого надо устранить, чтобы получить доступ к Матери, Природе, Женщине, с самого начала соблазняющей на преступление. Из-за перегруженности смысловыми коннотациями и интертекстуальностью в «Шоссе в никуда» большинство персонажей – чистые абстракции, ходячие символы, которые актерам трудно сыграть, потому они ограничиваются намеками, часто работая ходульно и шаблонно. Седьмой полный метр Линча вполне можно было бы озаглавить как фрейдовский труд, «По ту сторону принципа удовольствия».
Как всегда ничего не рационализируя и предлагая бессознательному манифестировать себя напрямую, то есть без вмешательства разума, Линч создает в сознании зрителя интуитивно постигаемую систему образов, которую очень трудно связать с реальностью. Главный же ключом к интерпретации картины он делает сексуальность, чистое бытие желания и те помехи, и барьеры к ее удовлетворению, которые часто связаны с принципом Сверх-Я и фигурой Отца в эдиповом треугольнике. «Шоссе в никуда», начинающееся и заканчивающееся одинаково – долгим планом из-за лобового стекла машины, мчащейся по ночному шоссе по песню Боуи «Я безумен». Именно постепенная диссоциация личности и вползание ее в психоз – главная тема «Шоссе в никуда». Чем дальше, тем меньше герои понимают, что с ними происходит, чем сильнее становится вожделение, тем больше возникает препятствий на пути его утоления.
Мне представляется, что Патриция Аркетт, играющая, как и Ким Новак в «Головокружении», две стороны одной личности, раздваивающейся в сознании мужчин, хоть и работает топорно, но от нее многого и не требуется – лишь создать образ порочного ангела, тот самый смутный объект желания, который манит к себе именно своей аттрактивностью, запретностью (при чем как в браке, так и вне его: от кого она дальше, от мужа, или от других героев, одинаково сильно хотящих ее, и не развитие ли это образа Лоры Палмер?). Что же касается Билла Пуллмана и Бальтазара Гетти, то это, как и героини «Малхолланд Драйв», - двойники, инородные личности в одном теле, мучительно переживающего шизофреническую расколотость своего сознания. Многие зрители отмечали схожесть сюжетного твиста в «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв» - смещение во второй половине этих картин внимания с главного на второстепенное, когда герои-двойники меняются местами.
Думаю, это нужно Линчу, чтобы усилить патогенность рассказываемой истории, хотя седьмой фильм мастера все же проще, чем восьмой и уж тем более, чем девятый – подлинный компендиум линчевских страхов. «Шоссе в никуда» отличается, например, от «Твин Пикс: Сквозь огонь», тем что Лора Палмер была жертвой, трагической фигурой, запутавшейся во зле, а героиня Аркетт – соблазняющим на преступление аттрактором, это та Женственность, что укоренена в Природе и провоцирует на агрессию в адрес Отца, Культуры. Линч показывает нам распахнутые объятия психоза, засасывающего личность сразу после переступания через отцовские табу (не зря герои этой картины так часто угрожают друг другу длинноствольным пистолетом – читай «фаллосом»). Героиня же Аркетт меняет лишь цвет волос: сначала она упакована в символические конвенции, легальна, это жена героя, потом же – подружка гангстера, манящая преступить эти же самые конвенции.
Никогда не будучи женоненавистником, в этой картине Линч все же показал двуличие женщин-красоток, то подчиняющихся мужчинам, то манипулирующих ими. В этом смысле в «Малхолланд Драйв» другой расклад, ибо женщины становятся там главными героинями, оттесняя мужчин на второй план и испытывая влечение друг к другу. Что же касается «Шоссе в никуда», то это фильм именно о мужском желании, влечении к Матери-Природе, Женственности как таковой, на пути к реализации которого приходится преступать запреты, исходящие от Имен-Отца (в лакановской терминологии), то есть Общества, Культуры, Государства, Искусства и прочего. В этом отношении, несмотря на свою декларируемую сложность, «Шоссе в никуда» - весьма артикулированное с точки зрения психоанализа произведение о том, что бывает, когда гонишься за фантазмом, эротической мечтой, о том, что твоя личность распадается, диссоциируется, психотизируется (вспомним один из последних кадров фильма, когда лицо героя Пуллмана мигает, меняя личины) на пути утоления желаний, неизбежно ведущего к переступанию через запреты и чувство вины в объятия Реального, то есть чисто животного существования.
Я мало знакома с творчеством Дэвида Линча - мое знание ограничивается парой эпизодов «Твин Пикс», которые я совершенно не поняла и бросила просмотр пару лет назад. В этот раз мне предстояло погрузиться снова в мир Линча, но уже в полнометражном формате «Шоссе в никуда».
С самого начала фильм обдает тревогой и холодом, мертвецкой атмосферой - буквально с первых минут мы видим отрешенного главного героя и слышим голос из домофона «Дик Лоренц мертв».
Это не та картина, где все понятно, линейно, красочно и однозначно. Кажется, что Линч ведет зрителя не его сознанием, но его смутными ощущениями, чувствами, внутренней «рептилией» и тенями - через звуки, образы, оборванные фразы, краткие диалоги и неожиданные повороты сюжета. Но именно отключив свое сознание, на мой взгляд, получится увидеть глубинную суть и повествования, и разрывов, и образов.
Для меня фильм про несвободу, про рабство человека, который не знает ни своих желаний, ни своих потребностей, ни себя, ни любви и слепо, как мотылек или кукла, плывет на обещание то ли этой самой любви, то ли забытия в объятиях своей манкой жены или родителей или сигарет и саксофона.
А еще про собственный прорывающийся голос бунта, «справедливости» и свободы, с которым герой не в силах совладать и не в силах признать. Отсюда и «Шоссе в никуда» - что бы ни произошло - оно ни к чему не приведет. Нет никакой цели, а значит и никакого результата - просто бесконечный путь по магистрали в поиске забвения.
Вся картина пропитана ледяным забвением и омертвением - оно во всем - в образах, в постановке кадра, в событиях. Есть только душащая тревога, предвещающая ужас и разрядку. Но разрядку не горячую, не энергичную, которая приведет к оживанию, но к смерти, к еще более сковывающему холоду и безумию.
- Кто ты такой? - зритель
- Ну ты же сам позвал меня... - Д. Линч
Мы имеем дело с тем видом кино, после которого действительно есть над чем подумать. При этом здесь нет никаких мыслей 'в лоб', опять всё очень загадочно и концептуально. Это медленный психологический триллер, требующий внимания зрителя к сюжету и особенно - к визуальной составляющей. Как и в других фильмах творца, она прекрасна: красные шторы - на месте, эффектные девушки - в наличии, с музыкой - тоже полный порядок. Раммштайн точно украсили собой это кино, не ожидал их тут услышать! В общем, с формой всё в полном порядке - а что с содержанием?
Не читайте сразу разборы сюжета - поломайте голову сами, старик Линч будет доволен.
После интересного, но недостаточно смелого 'Синего бархата', откровенно скучных 'Диких сердцем' и слегка несбалансированного 'Огонь, иди со мной' этот фильм - действительно глоток свежего воздуха, как для режиссера, так и для зрителей. Спойлерить нельзя, но очень хочется. Несмотря на нелинейность повествования, здесь прослеживается трёхактная структура. Но если вам показалось, что в первом акте нам показали одного персонажа, а во втором начинается фильм про кого-то другого и это нелогично - подумайте ещё. Если кажется, что бал правят мистические силы, как в 'Твин Пиксе' - скорее всего опять мимо. Благо, подсказки к разгадке сюжета заботливо раскиданы по всему сценарию, а на одну из таких подсказок - взрыв дома в обратной съёмке - можно смотреть бесконечно (ну красиво же!). А вот бесконечно бежать от самого себя, от своей сущности и своего прошлого - уже точно не получится...
Многие зрители останавливаются на версии 'нам опять показали сон', преисполняются разочарования и идут смотреть что-то более позитивное. Они тоже бегут от реальности? Если подумать, то вся наша жизнь - это марафон, в котором реальность пытается нас догнать, как загадочный человек с видеокамерой...
Нужна определённая лихость или смелость, чтобы с какой-то (хотя бы минимальной) долей уверенности говорить о происходящем в данном фильме. С другой стороны, кому, как не зрителям строить догадки, формулировать теории, разгадывать шифры, коими ленты Линча изобилуют.
Я никогда не видел картины режиссёра Дэвида Линча, поэтому для меня его формы и методы выражения собственного (мягко говоря, нестандартного) замысла были в определённом смысле сюрпризом. Не могу назвать себя поклонником мистических триллеров, но тем не менее признаю, что сие творение впечатлило. Впечатлило прежде всего тем, что заставило работать – не просто смотреть за сюжетом, а конструировать свои смыслы и достраивать мозаику, в которой одновременно несколько кусочков могут быть подходящими.
Повествование, на первый взгляд, идёт вполне буднично: семейная пара с некоторой трещиной в отношениях живёт в своём доме; он саксофонист, лабух в ресторане, она – … Ну, в общем, она. Она есть. И её муж сильно подозревает в неверности. И вообще спустя совсем немного от начала фильма чувствуется даже не напряжённость, а какая-то вязкая, гнетущая атмосфера, царящая в их семейном очаге. И даже сцена секса – казалось бы, единения тел и душ, акта любви, вызывает оторопь – это не любовь, это судороги чувств, любви умирающей и превращающейся в подозрительность, злобу, сомнение. В конечном счёте это выливается в поток крайне странных и даже пугающих событий, наполняющих чашу фильма почти сверх меры.
Едва ли, пожалуй, «Шоссе в никуда» можно сравнить с мутными ремесленными поделками псевдоинтеллектуалов, которые за якобы многозначительностью скрывают непрофессионализм, неумение структурировать идею и ставить приличные фильмы. Здесь ты, хотя и сидишь в недоумении, понимаешь, какая большая работа была проведена, видишь мастерство и талант. Думается, режиссёр намеренно задаёт зрителям загадки, разгадывая которые мы неизбежно столкнёмся с противоречиями, даже если сам последовательный ход разгадывания будет идти логично и учитывать те мелкие мелочи, которые ты замечаешь и говоришь: «Ага! Я тебя раскусил!».
Не буду строить свою теорию – это будет почти смешно. Вторая ли личность? Сон ли? Действие препаратов ли? Мистика, дьявол, дурная пьеса? Сколько ж ещё можно строить версий и объяснений? Да до сих пор вот предлагают свои трактовки, фильм оказался неисчерпаем. И довольно живуч – а прошло уже четверть века. Скажу лишь, что, оказавшись в первые в пространстве этого, так сказать, отсека кинематографа, я ощутил новизну, которая не отвратила, но заинтересовала, хотя и не увлекла с головой, наверное…
Психологический триллер «Шоссе в никуда» несет глубокий философский смысл. В нем нелинейный сюжет, режиссерская смелость и великолепная игра актеров.
Действия фильма происходят в двухэтажном особняке, который расположен в пригороде. В семейной паре портятся отношения. Фрэд все больше убеждается в том, что жена предала его. Далее Фред находит видеокассету, на которой он рядом с трупом своей жены.
Многие кинокритики считают, что «Шоссе в никуда» — это сон убийцы собственный жены. Такое объяснение лежит на поверхности. Но оно не является единственно верным.
Можно рассматривать «Шоссе вникуда» как фильм о том, что человек потерял сам себе. Мысли об измене жены поглотили его. Он пытается уйти от реальности, погружаясь в мир иллюзий. Он спит, ему снится кошмар.
Но, зная Дэвида Линча – это было бы слишком простым объяснением.
Мне больше нравится другая трактовка. Таинственный человек в черном – из параллельного мира выбирает Фреда для того, чтобы расправится с негодяем Диком Лораном. Почему Фреда? Потому что Фред очень любит свою жену и ради ее спасения пойдет на убийство. Человек в черном обращает время вспять (об этом зрителю говорит дом, который горит в обратном времени). Незнакомец вытаскивает Фреда из тюрьмы в другом обличье и отправляет назад в прошлое, где еще можно предотвратить смерть жены Фреда Рене, убив негодяя, шантажировавшего ее. Финал фильма подтверждает эту теорию – Фред из прошлого самоуничтожается, чтобы Фред и Рене из будущего могли продолжить счастливую жизнь.
Дэвид Линч остался верен себе и сплёл невероятную ленту Мёбиуса из игры воспалённого воображения, двойников, жестоких злодеев, убийств и потрясающей музыки. Поток событий, нарушающий пространственно-временную логику, делает повествование загадочным и абсолютно нереальным.
Когда речь идёт о работах Дэвида Линча, многие в первую очередь думают о саспенсе и сюрреализме. Оные характеристики действительно присущи режиссёру. Собственно, уже первым полнометражным фильмом Линча была мрачная и гротескная картина «Голова-ластик» (1977). После неё маэстро с переменным успехом пробовал силы в разных жанрах, а в 90-х он сконцентрировался на том, что у него получается лучше всего. «Шоссе в никуда» – один из характерных образцов почерка Линча.
Непринятие действительности, уход от суровых реалий жизни в мир грёз, отсутствие границы между существующим и воображаемым мирами – подобными темами прославились фильмы Дэвида. «Шоссе в никуда» как раз повествует обо всём этом. В начале картины главный герой недвусмысленно выдаёт специфику своего мироощущения, когда в одном из диалогов отвлекается от основной темы разговора, чтобы высказаться о предпочтении «запоминать события по-своему». Он подозревает свою жену в измене и убивает её, этим самым вызывая у себя чувство вины и провоцируя череду событий, с которыми ему крайне трудно мириться.
Однако можно ли по-настоящему спрятаться в собственном мире грёз? В картинах Линча неоднократно проскакивает намёк на то, что нужно быть осторожным в своих желаниях. «Шоссе в никуда» иллюстрирует ситуацию, когда можно потерять контроль даже над фантазией. Жестокая действительность переплетается с вымыслом, безопасным лишь на первый взгляд. Все беды перемешиваются и катятся растущим снежным комом на главного героя. Линч стирает грань между реальностью и воображением.
Для «Шоссе в никуда» характерны такие часто используемые приёмы режиссёра, как монотонность повествования, преобладание тёмных красок, нагнетание атмосферы с намерением вызвать у зрителя чувство тревоги. Тем не менее, на некоторых эпизодах Линч умело приправляет всё сарказмом, что, впрочем, тоже в его духе. И, конечно, соответствующим образом подобран саундтрек, он традиционно преумножает без того мрачную атмосферу. Тандем с Анджело Бадаламенти не дал сбоя. Отлично вписались и композиции таких исполнителей, как David Bowie, Rammstein, Marilyn Manson и т.д.
Разумеется, «Шоссе в никуда» относится к категории «не для всех». Подобного рода давящая атмосфера и закрученный сюжет могут оттолкнуть неподготовленного зрителя. Прежде всего подобное кино подойдёт для просмотра тем, кого не пугает сюрреализм. Если же вы готовы ко всему этому, то фильм обязателен к просмотру и может быть с лёгкостью порекомендован для знакомства с творчеством Дэвида Линча. «Шоссе в никуда» – великолепный психологический триллер, который демонстрирует попытку побега от неблагоприятной реальности, повествует о загнанном в угол разуме, бьющимся из стороны в сторону в поисках выхода.
Я не люблю видеокамеры. Я запоминаю события по-своему…
Излюбленный прием Линча - передавать через загадки человеческие проблемы, комплексы и переживания. Фильм о герое, стремящемуся к тому чего он истинно желает, но при этом боится. Любая попытка главного героя достичь гармонии и покоя заканчивается кровавой расправой и погоней за собственными комплексами и желаниями.
Таинственный человек - абстрация главного страха гг, его памяти реальности которую он предпочитает игнорировать, это можно понять судя по тому что при первой встрече в фильме он прознес фразу 'Мы встречались, не так ли?'
В каждой сцене их встречи видим как главный герой боится и игнорирует свой страх в лице таинственного человека - реальность.
В сцене с детективами Фрэд признается что боится видеокамер и видит этот мир иначе, это дает нам понять что его субъективный взгляд на свои проблемы, свою жену и свою жизнь привычнее ему чем пугающая для него реальность происходящего.
Шоссе, по которому движется главный герой является аллегорией на происходящие в фильме события. Пустая дорогая, темное время суток и машина главного героя двигающаяся в темноту и мрак в попытке достичь желаемого результата.
'Вот когда окупаются одна тысяча четыреста лошадиных сил'.
Про подобранный саундтрек стоит упомянуть отдельно, тут он вписывается идеально повышая весь саспенс и тревогу запутанных сцен, словно дав нам проникнуть в голову главного героя.
Это кино о искреннем стремлении добиться желаемого, пытаясь отвергнуть свои комплексы.
Дэвид Линч известен тем, что не любит давать конкретных ответов по поводу своих работ, мотивируя это тем, что его зрители - люди умные и сами смогут все понять. Это подразумевает некую элитарность его фильмов, однако я бы не спешил делать таких громких заявлений. Безусловно, его работы далеко не каждому придутся по вкусу. В первую очередь, нужно быть очень внимательными и следить за каждой деталью в фильме, возможно, пересматривать его несколько раз, чтобы прийти к какому-то резонному выводу. Порой думаешь, что даже нужно прибегнуть к психоанализу Фрейда, что тоже будет верно. 'Шоссе в никуда' – яркий тому пример.
В этом изощренном киноребусе Линча перед нами предстает именно вот такая вот ситуация. Обвиненный в убийстве своей жены Ренэ и приговоренный к смертной казни, Фред Мэдисон таинственным образом исчезает из своей тюремной камеры, а на его месте оказывается невинный и ничего не понимающий Пит Дейтон. Куда он пропал? Что за человек материализовался на его месте? События, предшествующие этой сцене и идущие за ней, если провести некоторый анализ, дают вполне себе развернутые ответы на поставленные выше вопросы, которыми, думаю, зададутся все смотрящие, и дело здесь далеко не в мистике, хотя, зная Линча, и такую интерпретацию отвергать нельзя. Через призму больного разума главного героя, Фреда, больного шизофренией или, скорее всего, психогенной фугой, мы видим мир таким, каким он сам его запоминает – факт, о котором он сам упоминает в разговоре с детективами в начале фильма. Он не любит видеокамеры, потому что они запечатлевают истинное положение вещей. Видеокассеты, которые супруги получают в начале фильма, наверное, являются единственной правдивой и неискаженной вещью в фильме, включая убийство самой Ренэ. Будучи в камере смертников, истерзанный совестью за содеянное, Фред засыпает и придумывает себе во сне совершенно новую личность – молодого и сексуально активного Пита, полную его противоположность, того, кем он хотел бы быть сейчас. По стечению обстоятельств Пит начинает встречаться с Элис, девушкой своего покровителя, Дика Лорана, которая является проекцией жены Фреда. Но даже во сне, в его фантазии, ужасная реальность крадется за ним по пятам и лишний раз дает о себе знать, пока в итоге личность Пита полностью не стирается, и вновь возникает Фред. Он убивает любовника своей жены, Дика Лорана, а потом и саму Ренэ, и пускается по шоссе в никуда, преследуемый полицией, пока не умирает на электрическом стуле.
Это, разумеется, далеко не все, что хотелось бы написать и рассказать об этом фильме, но на это уйдет просто уйма времени, не говоря уже о всевозможных прочих интерпретациях. Им просто нужно наслаждаться. Стоит также отметить и его крутой и очень подходящий к его гнетущей атмосфере саундтрек. Все это вместе образует интересный, захватывающий, красивый и стильный фильм, над которым нужно думать, думать и еще раз думать. Если вам понравился этот фильм, то также посмотрите и “Малхолланд Драйв” Линча, идея и атмосфера которого ну очень схожа с “Шоссе в никуда”. Ну а пока: “Дик Лоран мертв”.
Один из немногих фильмов маэстро, который я до недавнего времени еще не успел посмотреть. Безусловно, работа достойна самых лестных слов и, на мой взгляд, на ряду с Малхолланд Драйв является вершиной карьеры Линча.
Как и в Малхолланде, мы имеем дело с героем, вступившим в заведомо проигрышную битву с самой реальностью. Невозможность принять истину оборачивается кошмаром, в котором Фред (главный герой в исполнении Билла Пулмана) безуспешно пытается разобраться. Зритель погружается с головой в лабиринты его иллюзий и вынужден плутать вместе с ним. Чувство вины засасывает Фреда в подлинный ад, аллегорически представленный в названии фильма. Таков приговор, который герой вынес сам себе. Мы можем обнаружить очевидную аналогию с мифом о Сизифе и камне.
В 'Шоссе' кинолюбы могут усмотреть некоторую насмешку над нуаром. Тут вам и роковая женщина (сыгранная Патрицией Аркетт), и злодей-мафиози (Роберт Лоджа), и отчаянный юнец (Бальтазар Гетти), решившийся на отчаянный поступок ради порочной красотки, и, конечно, наблюдательные детективы в припаркованных машинах. На протяжении значительной части работы Линча эти люди разыгрывают заштампованную историю любви, которая, очевидно, является частью фантазий Фреда.
Заслуживает внимание шикарный саундтрек. В первую очередь заглавный трек Дэвида Боуи и мировой дебют Раммштайн.
С точки зрения разбора и 'расшифровки' 'Шоссе' выглядит проще чем 'Малхолланд Драйв', в первую очередь, из-за меньшего количества действующих лиц и ключевых сцен. Это упрощает понимание и позволяет лучше проникнуться 'духом' работы.
И, конечно, нельзя не упомянуть о сцене на вечеринке (разговор Фреда с Загадочным Человеком). Только за эту миниатюру уже можно ставить десятку.
Просмотр 'Lost Highway' Дэвида Линча как-то очень правильно вписался в происходящую жизненную канву.
Что это было? - непонятно. Жуткое ожидание неизвестного, напряжение с самого начала и до конца, желание понять: в чем же суть и почему происходят те или иные события - и все тщетно.
Герои, глупо ведущиеся на какие-то со стороны явные 'приманки', словно мотыльки на свет, напоминают реальность. Отрезвляюще звучит в голове: и мы такие же!
'Я не люблю снимать видео, предпочитаю запоминать все так как укладывается в моей голове, пусть это даже и не объективно' - довольно забавная мысль, пища к размышлению.
А, вообще, это совершенно точно - сон. Такой бредовый, запутанный, напоминающий реальность, но от которого хочется поскорее проснуться и вздохнуть с облегчением, чтобы больше никогда снова туда не попадать.