«Боже мой, что мы натворили!» -- из записей капитана Роберта Льюиса в бортовом журнале после атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года.
'Ветер' - короткометражка на извечную тему атомного оружия. Саакянц, как истинный хиппи, должен был снять что-то подобное. Фильм ещё более депрессивен, чем предшествующий ему 'Урок'.
С первых минут перенимается атмосфера военной базы, бездушного здания. Эта добровольно-принудительная тюрьма будто отстранена от человечества. В подобных местах всегда неуютно, одиноко и холодно. От них не ждёшь ничего хорошего… Дальше всё только усиливается. От сюжета веет безысходностью. Мир с лёгкостью рушится, а происходящее воспринимается всеми как должное.
И глядя на всё это, остаётся только сопереживать солдату. Уже чувствуешь себя не в домашнем тепле и уюте. Ведь понимаешь, что твой дом по сути тоже часть огромного военного объекта, огромного полигона и поля боя. И по большому счёту, ты не можешь ничего изменить, не можешь бежать. Ты одновременно и невольный наблюдатель, и соучастник, и жертва.
Осознав весь ужас положения, и автор, и зритель, и главный герой бросаются искать выход. А его нет. Фильм критически взрослого уровня, отнюдь не для досуга. Развлечь тут может разве что довольно жесткое высмеивание военных. Может, кому-то будет обидно, но не на пустом же месте оно основано. Когда по коридорам и помещениям начинают бродить неведомые создания, ловишь себя на мысли, что они хорошо вписываются в интерьер. С одной стороны, сделано с юмором, с другой - всё как-то жутко, и пересматривать совсем не хочется. Вместо доброй иронии тут скорее цинизм отчаяния.
Рисунок и постановка хороши и подходят для целей данного произведения, но очень важна также идеально подобранная аудиочасть. Она в значительной мере создаёт настроение. Тут нет ни озвученной речи, ни отдельной музыкальной темы. Но тишины тоже практически не наблюдается. Постоянно звучит или тягучий эмбиент/индастриал, подчеркивающие настроение отдельных сцен, или малоприятные звуки происходящего, или знаменитая 'We Are the World'. На протяжении всего фильма припев песни что-то обрывает. Лишь в конце мы всё-таки можем услышать то ли призыв, то ли мольбу:
So let's start giving
There's a choice we're making
We're saving our own lives…