Я люблю футбол и мне нравится играть в компьютерные игры жанра 'футбольный менеджер', поэтому от фильма я ожидал интересной истории о внутренней кухне футбольных клубов и нелегкой работе менеджеров (главных тренеров), истории, основанной на реальных событиях.
Начну с исторической части фильма, именно она и представляла наибольший интерес для меня. События, описываемые в фильме, весьма познавательны. Фигура Брайана Клафа недаром является культовой для настоящих английских болельщиков, а книга, по которой и сняли этот фильм, стала бестселлером. Не буду лишний раз пересказывать сюжет, скажу лишь, что он отлично придуман и поставлен. Вот именно - придуман! Автор книги и создатели фильма взяли за основу исторические факты и преподнесли их в красивой обертке драмы сразу нескольких известных в футболе личностей. Продюсер фильма Энди Харрис даже не скрывает этого: 'Цель кинематографистов состоит в том, чтобы рассказать замечательную и удивительную историю с универсальными темами успеха, ревности и предательства'. Проще говоря, целью было снять не правдивую картину, а просто захватывающий фильм и 'срубить бабло' с англичан, помешанных на футболе.
Доподлинно известно, что Клаф в то время не пил и не курил. Игрок-ветеран, в фильме сменяющий Клафа на посту тренера 'Дерби Каунти' на самом деле уже 2 года возглавлял другой клуб. По свидетельствам очевидцев, в реальности отношения Клафа и Тэйлора были не совсем такие, как в фильме. Все эти подгонки и без того интересной истории к настоящей драме просто-напросто излишни.
Стоит отметить, что художественная часть фильма выглядит гораздо лучше. Сценаристы постарались и сочинили очень лихой сюжет, полный драматизма и даже трагизма. Жертвой этого стали целые годы, выброшенные из фильма - показаны лишь ключевые моменты истории Брайана Клафа. Но то, что показано, действительно цепляет, заставляет переживать за героев фильма, раздумывать о причинах их поведения. Впечатляет антураж английских стадионов 70-х годов, атмосфера на трибунах и в раздевалке. Но стоит лишь отрешиться от картины, так сразу бросается в глаза абсурдность многих моментов в фильме, которые просто не могли произойти в действительности или сильно упрощены в угоду непросвещенному зрителю.
Актерская игра противоречива. С одной стороны, мне понравился Майкл Шин, вжившийся в образ самовлюбленного менеджера, остряка и балабола. С другой стороны - некоторые эпизодические актеры, вроде игроков команд 'Дерби Каунти' и 'Лидс', совершенно не впечатлили. Или сидят на лавке, или стоят 'руки в брюки', не видно в них никаких индивидуальностей, они просто серый фон для главного героя фильма.
Этот фильм во многом упрощен. Он создан для людей вскользь интересующимися футболом и его историей. Мне удивительна демонизация соперника в данном фильме. Почему, при экранизации спортивной истории противника нужно выставлять как некоего монстра, выигрывающего исключительно за счет нечестной игры. Битва должна продолжаться лишь то время, пока длится игра. А вне футбольного поля ни о какой неприязни не может быть и речи. Быть может это издержки филм-мейкинга: обязательно должен быть конфликт личностей противоположных в своих жизненных и моральных принципах (проще говоря – добра и зла), для большей остроты происходящего на экране.
“Лидс” играет грубо и некрасиво? Но позвольте, это Англия 70-х годов. Частая дождевая погода, а также примитивные методы ухода за полем стадиона, делают газон “тяжелым” и непригодным для комбинационной игры. Вот и приходится командам играть в силовой футбол, используя частые навесы и игру “на втором этаже”, практически не держа мяч “внизу” и не вырисовывая пасами кружева на поле. Понятие “английский футбол”, подразумевая в себе борьбу и неуступчивость, возник не на основе характера родоначальников футбола, а в силу вполне естественных причин.
Историческая справка
Здесь я постараюсь дать более объективное и расширенное историческое повествование о событиях, показанных в фильме и не упоминавшихся в нем.
Сначала я обращу Ваше на то, что “Дерби” выигрывает второй дивизион в 1968 году, а первый - в 1972. Просто невнимательному зрителю может показаться, что команда становится чемпионом Англии уже в следующем сезоне. Это факт можно поставить в укор создателям картины, которые стремясь придать фильму динамизм, принесли в жертву временную точность и понятность.
Дон Реви возглавил Лидс в 1961 году, а чемпионат выиграл в 69-ом. Все эти годы он формировал команду, выстраивал тактические схемы и проводил работу над отточкой мастерства игроков. И ещё, за годы его тренерской работы клуб 5 раз занимал второе место. На мой взгляд, Дон проделал титаническую работу по построению отличной команды, подхода к которой не нашлось у Клафа. В поддержку этой идеи говорит тот факт, что после скорого ухода Брайана, Джимми Армфилд принял бразды правления клубом и в том же сезоне выиграл чемпионат. Кстати, оба антагониста данной картины (Клаф и Реви) удостоились чести быть принятыми в “Зал славы английского футбола”.
Моя личная оценка Брайана Клафа
Весь фильм Брайан только то и делает, что играет на публику. В начале фильма он, в первую очередь отправляется на телевидение (заставляя при этом своих немногочисленных фанатов и совет директоров ожидать его) и обливает грязью бывшего тренера “Лидса”, который уже тренер сборной Англии. И все эти его возгласы про “хороших и плохих чемпионов”, про “счастливую семью в команде” не могут идти от сердца человека стремящегося “продать себя подороже”.
Все тактические ходы и нововведения, позволяющие одерживать победы, придумывает Питер Тэйлор, в то время как сам Клаф только то и делает что гоняет с игроками на тренировках мяч и пытается психологически настраивать команду перед матчами (не всегда удачно).
Ещё Брайан, мне кажется, руководствовался не интересами клуба, не стремлением выигрывать, а личной вендеттой по отношению к человеку, который высокомерно и надменно (возможно и не нарочно) отнесся к нему.
Итог: наиболее интересный фильм о футболе и реальных футбольных личностях (попсово-выдуманный “Гол!” и околофутбольные “Хулиганы” пускай нервно курят в сторонке). К плюсам картины можно отнести нестандартное построение сюжета с использованием “флэшбеков” (хотя кто в последнее время делает биографические ленты, прямолинейно следуя схеме реальной временной последовательности), хорошо проделанная работа над исторической достоверностью, актерская игра Майкла Шина в роли самоуверенного “шоумена” от футбола.