Нечасто встретишь фильм, в котором вся 'соль' и весь смысл заключаются в буквальном смысле - в последней минуте. 'А спать с чужой женой, хорошо?!' - именно такой фильм. Нисколько не удивлюсь, если многие приступившие к просмотру ленту Ивана Ивановича Соловова, начавшего свою карьеру в кино в 1991 году с картины 'Глухомань', так и не досмотрели её, выключив на середине или чуть позже. Я тоже собирался поступить именно так, но меня не покидал один вопрос: в чём сверхзадача сценария, написанного Михаилом Алексеевичем Ворфоломеевым, ещё в 1970 году ставшего Лауреатом премий имени М. А. Булгакова и имени И. А. Бунина! Не мог такой человек написать исключительно конъюнктурный сюжет, буквально пропитанный цинизмом и аморальностью. Не мог. Так и вышло. Последняя минуты фильма доказывает это.
И всё же, понимая всё это, я не могу 'озеленить' рецензию - слишком много негатива в картине. Ничего плохого не скажу про актёров, потому что плохое нужно говорить об их персонажах. И всё же Владимир Конкин в роли Володи Шутова меня крайне разочаровал. Нет, не игрой, - сыграл он блестяще. Но именно такая яркая игра и убила во мне Конкина, сыгравшего Павку Корчагина. На мой взгляд, артист не должен был соглашаться на такую роль, хотя бы ради памяти Павки Корчагина и Володи Шарапова. Кто угодно - только не он, в 1973 году на экране умиравший за Советскую власть, а в 1992 году лёгший, в буквальном смысле, под нувориша-выскочку, быстро прибирающего народное добро к своим липким пальчикам. Елена Проклова сыграла Веру очень хорошо. Как и Борис Невзоров - новоявленного олигарха Лябова. Но Ольга Машная с её Тасей - единственный лучик света во тьме всеобщего морального падения. Исключительно ради неё и стоит смотреть это далеко непростое и совсем нелёгкое кино...
Название картины, с учётом времени её выхода на экран, вполне могло бы проиллюстрировать общую направленность полудомашних поделок режиссёров, почуявших, куда дует ветер. Но за отвратительным качеством записи скрывается нешуточная драма с отличной актёрской игрой. Драма человека, не сумевшего вписаться в новый водоворот событий.
Великолепно прописанные типажи – ничтожный мужчинка-ловелас Шутов, наивная девочка Тася с детдомовским прошлым, умудрённая разочарованиями жизни жена Шутова и «новый русский» Лябов волею случая (за который ещё выпьют) оказываются на одном корабле. Актёры максимально убедительны, хотя интеллигентное лицо Бориса Невзорова никак не вяжется с его поведением на экране. Дальнейшие сюжетные повороты вполне могли бы вместить в себя какой-нибудь бразильский сериал, приправленный диким количеством разносортного бухла, не меньшем, чем в «Особенностях национальной охоты».
Этот фильм, на первый взгляд ничем не выделяющийся среди своих коллег по конвейеру, тем не менее, достоин высокой оценки хотя бы потому, что предвосхитил целое явление – он отлично показывает, через какую ломку психики прошли вчерашние «командировочные мужья» и их шлюховатые супруги, чтобы из персонажей анекдотов вдруг превратиться в уважаемых и респектабельных деятелей современности. Купаясь в грязи, нельзя не замараться – а лучше вообще, пользуясь случаем, расслабиться и получать удовольствие.
Финал оказался пророческим – достойная метафора того, как то чистое и прекрасное, что ещё недавно воспевали в романсах, будет объявлено пережитком прошлого и без сожаления выброшено за борт.
А они выбрали жизнь.
8 из 10
P.S. Фильм снимал криворукий оператор, а звукорежиссёра за подобную концовку не мешало бы приложить раскалённым утюгом в лучших традициях девяностых.