Начну с того, что я считаю Кубрика очень талантливым режиссером. В чем-то даже гением. Его 'Космическая одиссея' входит в топ-5 моих самых любимых фильмов (снято в 68-м(!!!), но на все времена!). С большим трепетом я отношусь и к 'Цельнометаллической оболочке', и 'Заводному апельсину', и 'С широко закрытыми глазами' (да-да, я считаю, что этот фильм прекрасен).
Но вот незадача. 'Сияние' я не оценил. Даже сейчас, в середине 2017-го, когда я решил фильм пересмотреть.
Я мог бы притвориться. Написать, какой шикарный получился психологический триллер (ужасов тут, право слово, нет), как тонко показан мир сползающего в безумие человека, который в конце концов проваливается в пропасть сумасшествия, чего уж там, со спецэффектами. Я мог бы с максимальной поэтичностью описать, как мастерски выстроена картинка, какие удивительные художественные приемы использованы, как метко режиссер заостряет внимание на ключевых деталях. Но я не буду притворяться. Не потому что я этого не увидел, а потому что в определенный момент все это уже стало неважно.
Попробую быть честным. Мне показалось, что фильм по-садистки затянут. Потому что то самое внимание к деталям привлекают так, как будто зритель олигофрен. Порой фильм становился не удовольствием, а пыткой. К тому же такое впечатление сложилось, что маэстро Кубрик настаивал, чтобы г-жа Дювалл играла, как артистка из театра самодеятельности при сельском клубе. Порой просто кровь из глаз.
Да и Николсон, при всем уважении, роль пережал. И у меня лично его персонаж вызывал не страх, а отвращение. Хотелось расквасить его наглую рожу, а не сбежать прятаться в шкаф. Отвергнутый Кубриком де Ниро, к слову, в 'Мысе страха' тоже вызывал отвращение, но и страх внушал ого-го.
Мальчик тоже подбешивал (тут мог бы быть смайл). Возможно, не стоило оператору так любоваться его лицом, на котором ничего не читалось, кроме застывшего выражения 'Деточка, а теперь сделай лицом вот так'.
Возможно, Кубрику не стоило брать материал Кинга для воплощения своей философской притчи о зыбкости трезвого рассудка, психологии страха и метафор с лабиринтами разума. Только обидел хорошего писателя. Для меня лично идеальной экранизацией дяди Стивена была и есть 'Мгла' (я про ужастики, не надо меня 'Зеленой Милей' и 'Шоушенком' шпынять). Как говорится, Кубрикову Кубриково, а Кинговскому, ну вы поняли...
Но я физически (именно!) не могу влепить этому фильму красную рецензию. Это классика, разошедшаяся на цитаты, в конце концов. Просто не каждый зритель сможет эту кинокартину оценить. Даже из тех, кто 'с багажом'. Увы, я среди них.
Сразу оговорюсь, что роман Стивена Кинга я не читала, так что мое отношение к 'Сиянию' Кубрика является именно отношением к фильму как таковому, а не к экранизации.
Честно, я до сих пор не поняла, как отношусь к этому фильму - да никак, совершенно нейтрально. Не шедевр, но, с другой стороны, и неудачным его назвать нельзя. Что ж, разберу его по частям.
Во-первых, я бы не назвала это фильмом ужасов. Триллер - да, определенно. Напряжение держит. Но не до такой степени, чтобы это было безумно впечатляющим или страшным.
Во-вторых, актерский состав. Джек Николсон хорош, замечательный, так подходящий ему образ психопата. Правда я не могла не заметить, что его сумасшествие проявилось как-то слишком резко, неправдоподобно. Но на это можно закрыть глаза, так как в 'Сиянии' создаются очень удачные визуальные образы этого сумасшествия, объявшего весь отель - реки крови, близняшки и прочие запоминающиеся вещи. Насчет Шелли Дюваль - да, актриса некрасивая. Да, где-то переигрывала. Но такого негативного ощущения, как у многих, у меня она не оставила. Нормально сыграла эдакую овечку, недалекую мамашу, во всяком случае, испуг у нее соверешенно натуральный.
Также в 'Сиянии' много хороших сцен. Понравилось, как показан мальчик, катающийся на велосипеде по всему отелю, интересная съемка с его точки зрения. Кстати, это мне напомнило похожую сцену из чуть более раннего фильма 'Омен', тоже заявленного как ужасы, и в котором тоже присутствовал эдакий мальчик с отсутствующим взглядом (не знаю, зачем я провожу эти параллели, вероятно, они совершенно не нужны). Но Кубрик перерабатывает это в нечто более напряженное и интересное.
Ну, и, в-третьих, сюжет. Честно, была слегка удивлена концовкой, в которой все закончилось относительно неплохо, но это уже из разряда ожиданий, которые редко исполняются. Как уже упоминалось выше, сумасшествие наступило как-то слишком неожиданно, местами было довольно нудно, но, в целом - неплохо. В общем смотреть было интересно, особенно наблюдать за персонажем Джека Николсона.
Итак, фильм не является лучшим у Кубрика, но посмотреть его, по-моему, стоит.
Было бы глупо умалять значимость картины, ставшей практически сразу после выходы на экран классикой мирового кинематографа в жанре «хоррор», однако если проводить параллель с печатным произведением, это далеко не лучшая, если не одна из худших экранизаций произведений Кинга, имеющая мало что общего с той паникой и тревогой, которые охватывает при прочтении — чувствами, которые может так мастерски вызывать только один писатель. Впрочем, Кубрик никогда не претендовал на роль дословного экранизатора, всегда оставляя за собой право свободы взглядов.
Сюжет: Молодой писатель Джек устраивается смотрителем огромного отеля в горах «Вид сверху», в котором ему предстоит провести несколько месяцев, можно сказать, в полном уединении, поскольку супруга представляет собой классический пример забитой и задавленной мужниным авторитетом женщины. Сын — замкнутый ребенок с множеством весьма милых странностей. Однако, если в начале фильма разговор мальчика с собственным пальцем только умиляет, то к концу подобное поведение вызывает как минимум недоумение.
Игра: «Сияние» – отличный повод лишний раз насладиться блистательной игрой Джека Николсона. Амплуа голливудского мэтра и его удивительное свойство вживаться в роль сумасшедших и одержимых пришлись сюда как нельзя кстати. Шелли Моллаб, исполняющая роль супруги, первую половину фильма упорно дискредитирует ассистента режиссера по актерам. Абсолютное непопадание с типажом только портит общее впечатление — рядом с демоническим Николсоном изможденная Моллаб выглядит невероятно нелепо. Истинный ужас при этом вызывают не события фильма, а нелепые наряды актрисы. Моллаб демонстрирует редкий талант превратить любую сцену в театр абсурда. На удивление, в финале актриса будто бы просыпается и доводит роль до конца вполне убедительно и органично.
Диагноз: «Сияние» от Кубрика имеет мало чего общего с «Сиянием» Кинга. Это демонстрация классического реактивного психоза в замкнутом пространстве и отличное наглядное пособие для студентов-медиков.
До недавнего времени я был знаком с творчеством 'Короля ужасов' лишь косвенно, желание прочитать пару его произведений было всегда, но руки так и не доходили. И вот я всё-таки беру одно из наиболее интересных для меня произведений - 'Сияние', на несколько дней я абсолютно выпал из жизни... Книга затягивает с первых страниц, загадки, мистика, проблемы повседневной жизни, переживания писателя-алкоголика и одновременно отца, столкнувшегося с противоречиями в самом себе, и всё это заключено в замкнутом пространстве загадочного отеля Оверлук, чьи комнаты таят в себе настоящее зло.
Стивен Кинг сумел создать в своём произведении истинную атмосферу таинственности и ужаса одиночества, он собрал воедино все страхи людей к домам с приведениями и потусторонними силами. Все мы в детстве знали истории про загадочные и страшные дома, куда нельзя ходить, чтобы не случилось беды. Кинг создал свою историю, которая, на мой взгляд является одной из самых загадочных и страшных.
Прочитав это великолепное произведение, появилось естественное желание посмотреть экранизацию, тем более она принадлежит руке самого Стэнли Кубрика. Взял диск, дождался вечера и в полном одиночестве начал просмотр, ожидания мои были велики, хотелось снова погрузиться в мир 'Сияния' и почувствовать всю атмосферу загадочного отеля, но ожидания мои не оправдались.
Музыка и пейзажи на первых двадцати минутах заставили поверить в то что, это оно самое, то что ожидал увидеть. Горы, одиночество, огромный загадочный отель, всё это было, но было, как будто склеено из огромного числа мыслей и желаний режиссера не совсем связанных между собой. Повествование не получилось полным, я увидел лишь скопление приведений и видений Дэнни, которые как казалось совсем не имеют друг к другу никакого отношение, этакий 'цирк уродцев'. Если бы я не читал книгу, то вряд-ли вообще понял что происходит на экране. Безусловно стоит отдать должное игре Джека Николсона, он справился со своей ролью отлично, а вот 'сияющий' ребенок и жена писателя вызвали разочарование, и вообще играли как-то неестественно, причем чересчур.
В итоге остались смешанные чувства после просмотра, не была реализована сама идея Кинга, хотя при экранизации литературного произведения это должно быть наиболее важной целью. Нельзя сказать, что фильм совсем провальный, если не читать книгу он может показаться даже весьма интересным, но если рассматривать его как экранизацию, то это провал... Если вы ещё не видели фильм, лучше прочитайте книгу, а дальше решайте сами.
Вина могут состариться хорошо, а могут и не очень хорошо. С фильмами та же история. 'Сияние' не предоставило ожидаемого 'погружения' в среду фильма, вернее оно произошло только к середине фильма. При всем при этом толки о том, что это 'абсолютно поехавший фильм', не оправдались и это стало по своему плюсом фильм. Фильм достаточно неплох, с цветом, композицией все хорошо, с психологичностью и хоррором также.
По своему на впечатление о фильме у меня повлияло музыкальное видео с вырезанной из конца фильма сценой с наложенным на нее аудиорядом из трека группы Labradford.
Стэнли Кубрик - один из лучших режиссёров XX века. Им сняты такие безусловные шедевры, как 'Цельнометаллическая оболочка', 'Доктор Стрейнджлав или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу', и, конечно, 'Космическая одиссея 2001'. Глядя на эти полотна, в глаза сразу бросается четкость и неповторимость тех линий, которые режиссёр, через призму своих взглядов на жизнь, изображает на этих самых полотнах. Кубрик берёт камеру как незаурядный художник берет кисть.
Однако, не существует идеальных фильмографий. Каждый режиссёр, пусть и единожды, но давал промах.
Мне, будучи знакомым с первоисточником, объективно оценить данную картину как отдельное произведение будет непросто.
Роман содержит в себе множество интересных, холодящих кровь сцен. И это не только сцены в пределах отеля, но также флэшбеки. Они помогают более полно раскрыть персонажа и служат фрагментами общей картины. В фильме же эти сцены отсутствуют, - паззл целостности рушится, а сами персонажи кажутся весьма картонными.
Чтобы задать актёрам нужный настрой, Кубрик показывал им свой любимый фильм 'Голова-ластик', снятый гениальным Дэвидом Линчем. Быть может поэтому персонаж Джека Николсона выглядит довольно безумным с самого начала фильма, в то время как он должен сходить с ума постепенно...
Наибольшем же разочарованием при просмотре фильма стала главная героиня - Уэнди Торранс. Образ матери, яростно сражающейся за безопасность своего ребенка, пропал, преодолевая путь со страниц книг на экран. Здесь не чувствуется её сила; смелость противостоять любым невзгодам ради сына отсутствует, любовь к сыну - ни в чем не проявляется. Провальному образу также поспособствовала Шелли Дювалл - очевидно, что она не справилась с ролью. Джессика Лэнг, предложенная Джеком Николсоном на эту роль, по моему скромному мнению, справилась бы куда лучше.
Тем не менее, стоит заметить, что техническая составляющая фильма просто прекрасна. Операторская работа выполнена превосходно: живописные панорамы в начале фильма, виды 'Оверлука', съемка 'от бедра' - все это впечатляет. Внутреннее же убранство отеля, уютное и очаровательное, полностью погружает в эту империю, отрезанную от внешнего мира. Так же нельзя не отметить музыкальное сопровождение, создающее напряжение и предчувствие чего-то тревожного, когда это необходимо. Музыка здесь задает тон всей комнате, так сказать.
Таким образом, фильм прекрасен технической стороной, но, увы, совсем не радует историей и персонажами. Но всё же стоит заметить, что за этой маской пьяного безумия кроется фабула. Фабула, которую каждый сформулирует по-своему.
Альфред Хичкок: 'Я всегда говорил, что женщина должна быть как хороший фильм ужасов: чем больше места остается воображению, тем лучше.' А в этом фильме хватит пространства даже для самой безумной фантазии.
И вправду, что такое Сияние? Человек не читавший книгу или не посмотревший мини-сериал 1997 года не поймёт что это. А ведь в этом названии весь смысл романа Стивена Кинга.
Фильм на любителя, я бы даже сказала что жанр немного напоминает арт-хаус, так как там взяты основные моменты книги, так же авторское видение режиссёра (Кубрика), фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движении по сюжетным поворотам.
На протяжении всего фильма было страшно. Очень хорошо они передали атмосферу книги. А игра Джека Николсона? Он отлично подходит на эту роль, особенно когда он уже становится агрессивным, реальный псих! Не понравилась актриса которая играла Венди, от неё не исходило никакой любви к мужу, и действия её были весьма банальны, каждый раз можно было предугадать её действие, в книге она больше любвеобильная и в некоторых моментах нельзя было сказать как она поведёт себя в той или иной ситуации. Так же не впечатлила игра мальчика (Денни).
Печально что режиссер переделал сценарий, оставил лишь главные моменты. Хотя если сравнить этот фильм с сериалам, там тоже есть свои минусы, актёры банальные, в фильме никакого страха, зато сюжетная линия в основном такая же, как и в книге.
Я являюсь большой любительницей фильмов ужасов и когда узнала, что 'Сияние' входит в первую десятку самых страшных фильмов всего времени, незамедлительно решила его посмотреть.
Сюжет фильма в том, что главный герой Джек (Джек Николсон) и его семья решают на пять месяцев отправиться в отель, как смотрители, на время зимы. Приехав туда, вся семья была в восторге: отель прекрасен, запаса еды хватит на год, свежий воздух и уединение, для того чтобы Джек смог дописать книгу. Но не тут-то было, спустя месяц наш герой начинает сходить с ума... может это из-за того, что несколько лет назад предыдущий смотритель жестоко убил свою жену и двоих дочерей, сложил трупы в западном крыле и сам застрелился?... И это далеко не единственная загадка фильма.
Книгу я не читала, так что сужу сам фильм!
Идея про отели с призраками, маньяками и прочей нечестью всегда была актуальна. Это произведение оставляет множество фильмов позади себя, своей задумкой и не избитостью сюжета. Единственный недостаток, на мой взгляд, это его затянутость (фильм идёт два с половиной часа). Например, разговор Джека и бармена Ллойда в какой-то момент начинает наводить скуку.
Актёры играют хорошо. Особенно я в восторге от героини Уэнди (Шелли Дювалл). Я искренне переживала и волновалась за неё на протяжении всего фильма. Свою роль она сыграла превосходно!
Её сын Денни (Дэнни Ллойд) тоже сумел выделиться. Для его возраста он сумел передать ощущения тревоги и ситуацию, происходящую на экране.
Ну и наконец, Джек. Он смог показать зрителю две стороны: до и после, нормальную и безумную. Думаю, что он запомнился всем не столько своей ролью, сколько фразой: 'А вот и Джонни!'.
Музыкальное оформление это то, что давит на протяжение всего фильма! Эта музыка будет наводить ужас на людей всегда - она волнующая, тревожная, заставляющая ожидать самого худшего. Отдельное спасибо за неё композиторам Уэнди Карлос и Рейчел Элкинд.
Снято всё превосходно. Думаю, любого впечатлит текущая со стен кровь и две маленькие девочки, в синих платьях. Как ни странно, они наводили на меня ужас не меньший, чем главный герой.
Может фильм и не напугал меня до дрожи, но и равнодушным тоже не оставил. Это не первый фильм, который я смотрела по Стивену Кингу, и все фильмы по его книгам были с изюминкой, и этот не исключение.
Сегодня посмотрел фильм «Сияние» — один из самых страшных фильмов в истории человечества. Это не ужастик, это добротно сделанный триллер. На IMDb фильм занимает 52-ое место и считается одним из самых цитируемых фильмов США. Ссылки и намёки на «Сияние» можно найти в мультсериалах, клипах и других фильмах. Фильм снимал Стенли Кубрик, писал сценарий Стивен Кинг, а главную роль сыграл гениальный Джек Николсон.
Фильм оставил множество впечатлений. С одной стороны, это, безусловно, шедевр, с другой — «маразм крепчает». Режиссёр сумел передать напряжение, страхи и всё сумасшествие какое задумал сценарист. Над сценой затопления холла кровью хлопал в ладоши как ребёнок, а Джек Николсон с каждым просмотренным мною фильмом приближается к званию Самого Великого Актёра (пока только Андрей Миронов может им похвастаться). Повторюсь: всё это украшает фильм и превращает ленту в шедевр кинематографа.
А теперь о неприятном. Как и положено нормальному фильму ужасов действие, поведение жертв и поведение монстров не поддаётся никакому логическому анализу. Так и положено: отсутствие здравого смысла всегда идёт на пользу динамичности сюжета. Хотя с другой стороны никакой динамичностью здесь и не пахнет — герои разговаривают как лоботомированные имбецилы (с длинными паузами, постоянно переспрашивая и повторяя фразы), перемещение даже на пять шагов в кадре затянуто на многие десятки секунд, любое действие совершается максимально заторможенно.
По большей части сценарий фильма тупой. Конечно, из фильмов Ромеро мы все знаем, что от любого зомби невозможно удрать даже на самом быстром автомобиле. Редко скорость зомбаря превышает 0,5 км/час, но факт остаётся фактом — он вас всегда настигает. Из других фильмов известно, что человеку проще сидеть и кричать «Nooooooooo! Heeeeeeeeeeeeeelp», ожидая когда за ним придёт зомби и съест его. Редко ноги зомби крепятся к туловищу зомби крепко — иногда достаточно лёгкого подёргивания за конечность, чтобы она оторвалась от тела нечистой, но факт остаётся фактом: отрывать зомбарям ноги и руки хлопотно, а сидеть и вопить — нет. Ещё не один режиссёр фильма не объяснил, почему же нечистая рвётся сожрать именно человека, а не, например, кошку или собаку? В фильме «Сияние» последнее, конечно, объяснено более-менее доступно, но почему хромаюший Джек Торренс догоняет любого крепко стоящего на ногах человека я так и не понял. Почему его жена вместо того чтобы сбежать из этого отеля рвётся к полоумному мужу чтобы «поговорить» — тут ведь надо как в известном анекдоте «не думать, а съёбывать, да по-быстрее». В целом, персонаж миссис Торренс постоянно действует нелогично и неправильно, являясь самым тупым персонажем фильма за всю историю кинематографа. Особенно радуют ляпы поменьше: например, Венди только на четвёртой неделе пребывания в отеле спрашивает у мужа нравится ли ему здесь.
Передаю привет и команде дубляжа. Ребята опять поработали на крепкую двойку, постоянно добавляя свою ложку дёгтя в бочку другого дёгтя. В моменте, когда в тело Дэнни вселяется какой-то монстр, мальчик начинает говорят низко с хрипотой, а вот почему его озвучивают тонким детским голоском я так и не понял. Куда девается мат? Ведь Джек постоянно говорит «fucking», что НИ РАЗУ не было отмечено нашими великими переводчиками.
Фильм идёт 2,5 часа, значительную часть которых проводишь откровенно скучая. Фильм стоит посмотреть из-за игры Николсона и некоторых находок режиссёра. Нефанатам Кубрика, Кинга и жанра ужасов можно и не смотреть.
Когда в гости явился Исследователь Дэк, я и предположить не мог, что за подарок он мне принесёт. У него была очень острая улыбка, а в глазах маниакальное любопытство — его интересовало всё вплоть до комичных, или, наоборот, ужасающих моментов. От Дэка можно было ждать всего. В качестве подарка он мне принёс мысли. «Ты же сам не думаешь,» - сказал мне тогда Дэк.
«Есть шанс открыть дверь,» - предложил он, когда мысль посетила мой организм. – «Но проще её выломать». За дверью, кажется, кто-то кротко дышал. Пока что это — всего лишь лёгкое помешательство. Тебе мешают, вредят, пытаются тобой управлять. Одна работа и никакого веселья. Яркое желание не вредить семье. Прошлое. Отель. Снег. Одиночество. Джеку мешают. Страшно мешают клацать клавишами печатной машинки. Но Джек — хозяин своей судьбы. Он не позволит никому его отвлекать. Придётся наказывать. Не обязательно трогать. Можно просто вправить мозги инфернально визжащему «редрам» ребёнку и истеричке-жене. Одна работа и никакого веселья.
Как они все видят тебя? Видят и при этом не понимают, навязывают и отрицают тебя. В вечно власти прошлого. Что сказали бы предки, увидев тебя сейчас? Они бы сказали «Убей! Убей их всех!» Населённый призраками Оверлук — это почти что то самое гиперболизированное общество, формирующее в человеке ассоциальность. Убить бы их всех. Запереть в комнате 237 и забыть.
Закрыть и не вспоминать более о муках, что приносит упоротый малец, раздавая всем людям с антеннами свои мысли в режиме вай-фай. Сияя в белых хрустящих снегах. «Расскажи нам, как Кубрик снимает кино. Расскажи, как талантлив Джек Николсон. Какой страшный отель. Проанализируй то, что уже проанализировали. Расскажи всё то, что рассказывали до тебя. И ни разу не соври». Я совру за тебя. Скажу, что оно страшное. Что непрекращающееся низкое гудение сводит с ума, а ребёнок, взявший в руки нож – не самая, но всё же любимая метафора мэтра печатных ужасов.
Дэк – простой исследователь, отслеживающий количество букв в словах, отмеряющий шум, который издают зубы при скрежете. Шестьдесят попыток на одну дверь – и мы в холле отеля. Зубы уже на том моменте стачиваются наполовину. Каждый раз воскресает надежда на что-то новое. Джек обнимает Денни – он любит своего сына. Шутит. Венди рассказала про просьбу Джека, если он снова напьётся. Дэк всё это исследует и выдаёт своё авторитетное мнение, в котором Джек Торренс в самом начале был абсолютно адекватным. Золотая середина между Робином Уильямсом и Робертом Де Ниро по уровню психоза – очередной внекомпозиционный образ, переосмысление главного любителя переделывать книги. Уничтожение мистики, слава бытовухе. Вне фильма.
Дэк вырубил сто дверей и десять щитков, а потом написал об этом книгу. О том, что топором можно не только рубить, но и наказывать. Битой можно отгонять мух, а простым мячиком – ничего не делать. В роли настоящего ужаса, он подрабатывает у Кинга, и заставляет обыденные вещи (шкафы, например) распахивать пасти. Для Кубрика он крутит педали велосипеда и натренировал уже вооот такие икры. Дэк не пользуется туалетной водой. Он любит заливать в лифты кровь. Ему чуждо одиночество – он просто любит молчать. Исключая возможность потустороннего происхождения Дэка, я уверен, что он любит сэндвичи с сыром и когда к нему обращаются не «Дэк», а «Док».
Именно Дэк придумал когда-то «Оверлук» и выгнал из него всех людей, устроив личный апокалипсис семьи Торренс. Он лично вырезал все воспоминания Джека. Исследователь превратил Торренса в Трумена, за которым не наблюдают живые люди. Он пробудил монстра, посылающего пасхальный привет Коламбусу. В не одну сотню раз препарированную и психически нестабильную семью вложил аллюзию на само понятие мировоззрения. Через гуманистическую (именно!) модель мира, проложил мосты к людям, а сам стал мостами между ними. Оголил психологизм и заключил паранойю не на героях, а на зрителе.
Вернувшись в гостиную, Дэк поднимает моё лицо с пола и выдаёт сакральное «А вот и Джонни!». Он весь сияет, переводит психологию в разряд точных наук, а символизм – любимая игрушка с возраста подгузников. Забирая чашку, он шлёпает меня по бесчувственной щеке, он уходит на кухню и больше никогда не появляется. Завершает своё исследование, считая его искусством. Кто такой Дэк? Он любит недосказанность.