К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Для того, чтобы оценить завершающую часть новоиспеченной трилогии о комдиве Котове, я решил пересмотреть её с самого начала, то есть с самой первой части, за которую режиссер Никита Михалков получил «Оскар». Первый раз смотрел её, когда был еще совсем мелким, а потому практически ничего не помню. Теперь же, можно с уверенностью сказать, что помнить там на самом деле можно много чего.

Самыми, пожалуй, главными достоинствами этого фильма являются потрясающая актерская игра и совершенно невообразимая атмосфера. Несмотря на то, что почти весь сюжет представляет собой одну большую гулянку и веселье семейства Котовых на даче, ближе к финалу начинает появляться какое-то еле ощутимое чувство отчаяния, наступления чего-то необратимого. Все это после взрывается в невероятно трагичный финал, от которого становится неимоверно тоскливо на душе.

Мощь от этого финала укрепляют, как уже было написано выше, превосходные актерские работы. Тот же Никита Михалков, вечно играющий народных любимцев, здесь весь фильм, смотревшийся весьма привычно, под конец выдает настоящий мастер-класс. Именно такие сцены и заставляют зрителя на время забыть обо всех недостатких и прибамбасах Михалкова-личности и всецело восхититься работой Михалкова-актера.

Но для меня лично, все-таки главным лицом фильма является Олег Меньшиков. Вот уж кто на протяжении всего фильма вызывал самые противоречивые чувства. Сначала его герой Митя вызывает искреннюю симпатию, куда более сильную, чем к тому же Котову. Но вот открываются некоторые тайны его прошлого и симпатия постепенно исчезает. Ближе к финалу так и вовсе хочется лично ему врезать. Давненько я так не следил за судьбами персонажей.

Из недостатков можно отметить разве что сильную затянутость. Два с половиной часа на подобную историю – это конечно много. Вполне можно было уложиться в два, а то и полтора часа. Ближе к середине все эти пляски и чаепития начинают изрядно надоедать. Но под конец динамика активизируется и скуки становится гораздо меньше.

Финал мне запомнился не только по драматизму, но и по одному невероятно сильному эпизоду. Когда герой Меньшикова собирается закурить сигарету, и тут вдруг на заднем плане поднимается воздушный шар с изображением Сталина. Митя в этот момент замирает и медленно аккуратно отдает честь. На мой взгляд, именно эта сцена наиболее ярко отражает специфику того времени.

Утомленные солнцем – образцовая драма и действительно чуть ли не лучший отечественный фильм 90-х годов. Это пусть и слегка затянутая, зато очень проработанная и невероятно проникновенная история о человеке, который верил в свою страну и в итоге сам оказался её жертвой. Сильный фильм. Извиняюсь за несколько кривой отзыв, до меня здесь уже и так все по кусочкам об этом фильме разобрали, так что решил описать свои впечатления лишь в общих чертах.

9 из 10

14 июня 2011 | 21:58
  • тип рецензии:

Никита Сергеевич Михалков - личность очень противоречивая. откровенно говоря, как человек он мне несимпатичен. Но творчество и его творец для меня разные вещи и если Михалков-человек мне не нравится, то Михалков-режиссёр мною горячо любим. А 'Утомлённые солнцем' - та картина, которой ему стоило завершить свой творческий путь. Почему? Сейчас расскажу.

Очень тихая, камерная драма об одном дне комдива Котова и его семьи. Солнечный летний день. Котов отдыхает на даче. Такая обманчиво-уютная атмосфера. Поначалу кажется, что в фильме есть лишние, непонятно зачем вставленные детали и эпизоды. Ну, что это за шумные учения в самом начале? Что за комичный шофёр, который весь фильм ищет какую-то деревню? Зачем это? А вот, собственно, и начинается сюжет. Старый знакомый жены Котова - Митя внезапно приходит в гости. И начинается психологическая драма/мелодрама. Маруся Котова, Митя и сам Котов - запутанный треугольник. Разговоры, воспоминания, диалоги про жизнь. Действия в картине практически нет, какое-то монотонное погружение в эпоху, 'Неоконченная пьеса' времён 'культа личности'. Лишь малозаметные штрихи, едва уловимые, как дыхание ветра, намёки говорят: что-то будет. Какое-то напряжение в воздухе витает. Но Михалков продолжает рисовать светлую, нежную картину, чтобы в самом финале выстрелили все 'чеховские' ружья разом! Чтобы идиллия рассыпалась, разбиралась вдребезги! И ты даже не поймёшь, не успеешь ничего толком сообразить, как сонная мелодрама обернётся трагедией. И Котов, что так лихо 'разворачивал' громогласные учения в начале фильма окажется бессилен. И комический герой Авангарда Леонтьева вовсе не ради смеха нужен. И сама история развернётся, будто танк и расплющит, раздавит зрителей. Только тогда ты поймёшь, что всё здесь гармонично. Фильм идеален с точки зрения драматургии. Ничего лишнего в нём нет. Каждый эпизод, каждый персонаж на своём месте. И обманчиво-нежный, такой солнечный летний день нужен лишь для контраста с тем холодным и липким ужасом, когда над полем поднимается огромный портрет Сталина. И Митя, Митя, которого так жалеешь весь фильм, которого так понимаешь показывает себя совсем с другой, страшной стороны. Когда узнаёшь, откуда они с Котовым знакомы - ты невольно встаёшь на сторону Мити. Симпатизируешь этому герою. Потом происходит тот самый переломный момент в финале, когда пересекаются 'товарищи из Филармонии' (а вернее совсем из другого, куда менее безобидного ведомства), два главных героя картины и тот самый непутёвый шофёр - тебя будто ледяной водой окатывают. Внезапно и резко. И ты в ужасе. Даже при повторном просмотре, когда уже знаешь к чему всё идёт - это срабатывает. И после этого - окончательный финал в Митиной квартире. Без слов. И снова контраст - Надя Михалкова, играющая дочку Котова бежит по полю и напевает песню 'Утомлённое солнце'. Прелестное, беззаботное дитя. Юная дочь режиссёра добавила в фильм столько детской непосредственности, наивности. И скупые титры рассказывают нам концовку. Впрочем, к тому моменту уже все поняли - ЧЕМ закончилась эта история.

'Утомлённые солнцем' - самый успешный и, пожалуй, лучший фильм Михалкова. я очень люблю и ценю талант Никиты Сергеевича создавать именно такие картины. Рассказывать о важных и даже страшных вещах именно Таким образом, как здесь. Великолепный актёрский ансамбль, замечательный сценарий, прекрасная работа оператора, музыка (как оригинальная, написанная Эдуардом Артемьевым, так и та, 'из старых записей', что служит здесь не только, как деталь времени) - всё гармонично, всё на своих местах! Никита Михалков играет немного самоуверенного героя Гражданской войны, бравого комдива Котова и делает это прекрасно. В образе Котова проступает характер самого режиссёра. Котов неплохой человек, но с недостатками, способный, как на доблесть, так и не очень хороший, подловатый поступок (об этом мы поймём из 'сказки' Мити, которую он рассказывает маленькой Наде Котовой. Олег Меньшиков - просто бесподобен! Каждая сцена с ним великолепна. Его герой - сплошные противоречия, неоднозначный, сложный, запутавшийся в самом себе человек, который, кажется, уже и сам не понимает, на чьей он стороне. Ему сочувствуешь, его пугаешься, жалеешь и отворачиваешься. Ингеборга Дапкунайте одной лишь улыбкой заставляет влюбиться в свою героиню. Про замечательных советских артистов, что исполняют здесь роль 'мебели' я и говорить не буду. Просто смотришь и наслаждаешься тем, как Великие актёры показывают свой уровень, играя второплановых героев, нужных для особого антуража и атмосферы ленты. Фильм идеален от начала и до конца. Ему не нужно было никакого продолжения. Увы, получив приз в Каннах и 'Оскар', Михалков, кажется, уверовал, что подобно царю Мидасу всё способен обратить в 'золото'. Самолюбование, слепая убеждённость в своей непогрешимости и т.д. сгубили замечательного режиссёра. Он ударился в пафос и эпос, занялся изгнанием 'бесов', позабыв, что сам не без греха. Для меня не существует 'Предстояния' и 'Цитадели'. Есть только 'Утомлённые солнцем'. Лучший и последний фильм режиссёра. Дальше - Михалков-режиссёр умер, а на его месте остался лишь Михалков-'бесогон' со своим барским замашками, зазнавшийся и потерявший чувство меры. Но я всё равно люблю фильм 1994 года. И другие фильмы режиссёра, более ранние. Главный триумф, ставший последним шедевром, последней творческой удачей. Один день, одна трагедия, один прекраснейший фильм. 'Утомлённое солнце нежно с морем прощалось...' Действительно великий фильм, который всё равно останется с нами.

17 ноября 2020 | 02:14
  • тип рецензии:

Никита Михалков ныне - персона неоднозначная. В свете последних неудач сложно представить, что когда-то этот кинорежиссер мог снимать действительно хорошее кино. И даже получить за него 'Оскар'.

'Мы знакомы. Это было давно. Еще в прошлой жизни'

'Утомленные солнцем' - это история страны, показанная сквозь призму одной семьи и дома. Середина 30-х годов, легендарный комдив, герой Гражданской войны, ярый коммунист. Его семья, довольно-таки странная, словно из былых времен, где время остановилось в начале ХХ века. Жена благородного происхождения, её многочисленные родственники, разговаривающие о минувшем, поющие отрывки из опер перед завтраком, прислуга и маленькая дочь, которая очень хочет стать пионеркой. Внезапно во всю эту семейную летне-дачную идиллию врывается человек из прошлого - Митя.

'Я думал, что если для меня жизни нет, то ни для кого её нет. А вы есть, и все у вас как прежде. А меня что, вычеркнули? Ластиком стерли'

Митя приехал отомстить. За себя, свою разломанную войнами и революциями жизнь, своё собственное унижение и свою несостоявшуюся взаимную любовь с женой комдива, Марусей. У него нет родины, нет семьи, нет дома. У него есть только злость, отчасти на этот дом, отчасти на Котова, отчасти на самого себя. Он оказался выкинутым из жизни. У него отняли все, даже родину. Хотя он сам прекрасно понимает, что он - предатель.

'Ему было 27 лет. И ему очень хотелось жить'

Гражданская война в начале века минувшего перевернула нашу страну с ног до головы. 70 лет коммунизма не прошли для нас даром, мы все еще расхлебываем последствия событий 1917-1922 годов. В этой войне не было победивших. Проиграли все. Только одни (белое движение) сразу, а другие после, когда началась чистка рядов партии и армии 1936-1938 годов, вызванная психозом товарища Сталина. Герои революции и Гражданской войны были стерты с лица земли и объявлены врагами народа, им были приписаны обвинения в шпионаже и всякие разности, которых в природе не могло существовать. Их семьи были сосланы в многочисленные лагеря, где многие из них и погибли, так и не дождавшись реабилитации времен оттепели Хрущева. История, показанная в фильме тем и трагична, что в одинаковом положении оказались и те, кто гнал белых с красных земель и те, кого гнали. И в фильме абсурдность и трагизм переплетены весьма удачным образом.

'А вот интересно, если их попросить, они громче смогут?'

Борьба старого и нового очень хорошо удалась режиссеру. Горны, пионеры, танки переплетаются здесь со староукладными обычаями в виде горничных, плетеных кресел, игры на фортепиано. Два разных мира. В одном лишний Митя, в другом лишний Котов. Враги народа они оба, каждый по-своему. Будущего ни у кого из действующих персонажей быть не может. Здесь все предельно ясно.

Очень хорошая работа Михалкова-режиссера. Очень удачно выравнены и показаны интонации интеллигенции и коммунизма, их идеологическое столкновение, их взаимные проблемы и перипетии. Это одна из лучших ролей Олега Меньшикова. Он здесь просто великолепен. Браво! Ингеборга Дапкунайте очень здорово вписалась в роль Маруси, Надя Михалкова тоже очень органично смотрится в своей лучшей, по-видимому, роли. Что касается Никиты Сергеевича-актера, то он, как всегда переигрывает и слишком похож сам на себя, а оттого и слегка утомителен. Стоит отметить, что во многом фильм спасает музыка Эдуарда Артемьева. Это одна из лучших его работ.

'Как обидно. Как глупо'...

Весьма жаль, что у фильма есть продолжение, потому как, чем больше раз его смотрю, тем больше убеждаюсь в том, что оно портит и первый фильм тоже. Некоторые вещи просто смешат, потому как всплывает невероятное 'Предстояние'. 'Цитадель', к счастью, я не видела. Я очень сожалею по этому поводу, потому что мне всегда очень нравился первый фильм, но сейчас я стала хуже относиться к нему. Хотя по-прежнему считаю его очень качественным и хорошим. И, безусловно, достойным вашего внимания.

8 из 10

Спасибо за внимание!

09 июля 2011 | 00:24
  • тип рецензии:

Именно это понимаешь (в который раз) после просмотра 'Утомленных солнцем '. Гениальные вещи можно и нужно просматривать несколько раз - каждый раз открываешь что-то новое, неосознанное, незамеченное раньше и поражаешься глубине.

Конечно, страшное время можно показать тупо и безобразно как Балабанов в 'Груз 200 '. Но это просто лужа грязи. Там нет кино - там просто грязь и кинокамера.

А показать страшное время игрой - тонкой, неуловимой, скрытой внутри, когда ты осознаешь это постепенно и может даже не с первого раза - это может только гениальный режиссер и гениальные актеры.

Поэтому сколько бы не ругали Михалкова за его нарциссизм - он имеет на это право. Гениальный сын талантливого семейства. Он очень далек от быдла и не скрывает этого, может поэтому многих раздражает.

Но фильм - безусловный шедевр. Только

10 из 10

06 августа 2008 | 13:36
  • тип рецензии:

Сразу обозначим правила игры. Не то что бы я радикально отрицал существование параллельных миров, но, в той вселенной, в которой живу я, никаких продолжений у этого фильма нет и быть не может. Как говорится, ври да не завирайся.

Мне не хочется анализировать кино по деталям. Все эти выброшенные лекарства, шаровые молнии, Загоренки-Загорянки, дирижабли, учения, пионеры... Кто такой Кирик, причём тут француз Филипп, и почему шестилетняя девчонка называет домработницу по фамилии... Фильм-то оскароносный, а значит, уже это всё расшифровано без моего участия! Кому нужны очередные искусствоведческие выкладки о творчестве Михалкова в скромной рецензии на Кинопоиске? Да и достаточно же их здесь.

Но вот мне на что хотелось бы обратить внимание. Как смотрит кино среднестатистический массовый зритель? Казалось бы, что за странный вопрос... Сидит и двумя глазами смотрит на экран. Может, кушает, или чай пьёт, или задрёмывает.

Всё так. Значит, здесь такой зритель увидит историю под названием 'Один день из жизни Сергея Петровича'. Или 'Один день из жизни Марии Борисовны'. Или 'Один день из жизни Надежды Сергеевны'. Или даже 'Один день из жизни Дмитрия Андреевича'. А может быть, 'Один день из жизни Всеволода Константиновича'. 'Да, - подумал читатель рецензии, - но это и так понятно. К чему ты клонишь?'

К тому, что именно этот фильм надо смотреть не своими глазами. И мало перенестись на машине времени в начало июня 1936 года, чтобы вместе с героями прожить этот день. Этот день надо проживать не вместе с героями, а глазами героев! Можно кого-то одного, если трудно сразу за всех. Чтобы по-настоящему проникнуться, нужно на два с половиной часа превратиться в кого-то из персонажей! Можно в кого-то одного, если трудно сразу во всех. В общем, зритель должен прожить этот фильм, как один день из своей жизни.

Показываю, как это сделать.

НАДЯ

Тебе 6 лет. Ты мечтаешь скорее вырасти. Только-только началось долгожданное лето. Ты на даче: пляж, речка, природа. С тобой папа, мама, дедушка, бабушки, даже прабабушка! Гости каждый день! Ты всех обожаешь, целуешь, со всеми пляшешь, играешь. Тебя все обожают, целуют, с тобой все играют, пляшут. Приехал в гости молодой, симпатичный, добрый, весёлый дядя Митяй, сразу подружился с тобой, сказки тебе рассказывает, играет, балуется. Под конец дня ты уже целуешь его как своего, как родного. В доме всё время играет одна и та же песня - романс 'Утомлённое солнце нежно с морем прощалось...'. Ты уже знаешь его наизусть, он всё время вертится у тебя в голове, и ты неосознанно его напеваешь.

Нет, это всё именно ТЫ, а никакая не девочка с экрана.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

Вам примерно 45-50. Вы военный в высоком чине, чья фамилия в определённых кругах давно уже стала нарицательной. Вас когда-то тепло принимал сам товарищ Сталин, вы даже знаете его телефон. У вас любимая молодая красивая супруга, моложе вас лет на 20. У вас маленькая сладкая шестилетняя дочка, которая, сама того не осознавая, вас любит больше, чем маму. («Мы вот с тобой так и будем плыть всю жизнь, да? Только с мамой») Вы отдыхаете на даче - в доме, где родилась и выросла ваша жена. Вас окружает её многочисленная родня. Хоть это и чужие вам люди, но они приняли вас в свою семью и вы для них стали своим. Вы не то что бы шибко их уважаете, но вам с ними вполне комфортно. Во всяком случае, пока рядом дочь и жена. Наступил долгожданный выходной день жарким летом, который вы планировали посвятить семье. С дочуркой, с женой, с её стариками - отдохнуть и послушать, как они поют старинные песни.

Нет, это всё именно ВЫ, а никакой не Михалков с экрана.

ВСЕВОЛОД КОНСТАНТИНОВИЧ

Вам примерно 65-70. Вы почтенный старец: бывший дворянин, молча принявший советскую власть. Вы профессор, всю жизнь преподавали в университете. К вам до сих пор приходят домой ваши ученики и ученицы. О вас много всяких слухов ходит, но вам хватает мудрости только иронично кивать в ответ. Ваш лучший отдых: патефон на веранде, пластинки, газеты. Наступило лето, и к вам приехала дочь вашего покойного брата. Приехала с мужем и ребёнком - вашей внучкой. Племяннице и внучке вы рады всегда. Можете с ними даже забыться: поиграть в мячик и поплясать, несмотря на больные ноги. Муж племянницы идеологически не на одной стороне с вами и иногда позволяет себе отпускать едкие высказывания на эту тему, но вам хватает мудрости не обращать на это внимания.

Нет, это всё именно ВЫ, а никакой не Тихонов с экрана.

МИТЯ

Ой, нет, не надо... И про МАРУСЮ не надо.

Словом, вы поняли, что я хочу сказать. Могу только в заключение добавить, что полное эмпирическое понимание действительности картины приходит только после первого просмотра. Особенно если вы изначально не знали, чем кино завершится! Хотя здесь, пожалуй, парадоксальный случай, когда, зная грядущий исход, кино ещё интересней смотреть. Этот фильм надо пересматривать, надо пересматривать обязательно. И каждый раз, побыв два с половиной часа кем-то из героев, с облегчением возвращаться к себе домой, в наш родной и не менее солнечный XXI век.

10 из 10

P.S. Я видел немало фильмов, но только об этом могу с твёрдой уверенностью заявить, что он все награды свои заслужил стократно.

22 октября 2020 | 11:50
  • тип рецензии:

В преддверии выхода второй части на экраны, я решил ознакомится с первой. Да, на удивление многих я не смотрел это кино. Хотя это, пожалуй, одна из самых знаменитых лент российского кинематографа. «Оскароносное» кино. А ответ на вопрос - почему я его до этого не смотрел, очень прост – я не люблю Никиту Михалкова. Очень не люблю. Причем не люблю не как творческую личность, а как человека. Вот безумно неприятен он мне как личность, его «самовознесение» до небес и прочее.

Но не стоит переходить на личности. Давайте вернемся к фильму. Фильм, действительно, очень хороший. В первую очередь за счет игры актеров. Они сыграли просто прекрасно. Меньшиков в этом фильме, на мой взгляд, просто гениален. Ну что стоит одна только сцена, когда его герой отдает честь поднятому на воздушном шаре огромному полотну с изображением Сталина. Также, после просмотра этого фильма, у меня полностью поменялось отношение к Надежде Михалковой. Я первый раз вижу, чтобы в таком юном возрасте (на тот момент актрисе было всего восемь лет), так замечательно играли. Я очень сильно удивлен, что у Надежды не так много фильмов – всего- то пять. Очень интересно будет посмотреть на нее во второй части.

А вот Ингеборга Дапкунайте, которую так превозносят за роль в этом фильме, лично меня не впечатлила.

Конечно, сама история во многом повлияла на успех фильма. Рустам Ибрагимбеков и Никита Михалков написали замечательный сценарий. История отражает самые тяжелые и самые ужасные вещи, которые творились в то время. И, естественно, оставляют серьезные впечатления сцены «тайного» прощания главного героя с семьей.

Да, это кино, которое достойно Оскара. Самое главное, чтобы вторая часть не испортила отношение к этой истории.

Оценка: 9 из 10

20 апреля 2010 | 14:13
  • тип рецензии:

В 1994 году российский режиссер Никита Михалков в последний на данный момент раз принес отечественному кино премию 'Оскар' за фильм 'Утомленные солнцем'. И хотя на данный момент как работы режиссера, так и его политические взгляды - объекты постоянной критики, мы вспоминаем о последнем крупном успехе российского кино в Лос-Анджелесе.

Начало фильма - мечта. Дружная семья, дача, летний день, баня. 1937-й год - молодое советское государство только что прошло через испытания индустриализацией и коллективизацией. Гражданская война давно выиграна, западные интервенты - изгнаны. Прошла полоса признаний СССР на международной арене - в 1933 году США признают Советское государство.

В доме командующего дивизией Сергея Котова счастливый беспорядок - любимая жена - Мария (Ингеборга Дапкунайте), игривая дочь - Надя (Надежда Михалкова) и многочисленные родственники - некогда цвет дореволюционной интеллигенции (преподаватель римского права, певица и др.).

Свой единственный выходной комдив Котов проводит с любящей семьёй.

Чего стоило ему это счастье? Этот летний день кажется сказкой на фоне пережитых им Первой мировой и Гражданской войн.

Тем временем марш новопосвященных пионеров сопровождает человек - Дмитрий (Митя) Арсентьев (в исполнении О. Меньшикова), его цель - дом Сергея Котова. Он - нежданный гость, а его прибытие для всей семьи - воспоминания о нереализованном возможном прошлом.

Олег Меньшиков в этом фильме играет лучшую роль в карьере. Его герой - это 'призрак' из прошлого для всех - Котова, Марии, всего дома. День, который он проводит вместе с семьей Котовых - одновременно и один из самых счастливых для него, и самый трагичный. Ведь это Митя должен был стать мужем Марии, жить в этом доме и радоваться летней погоде.

Воюя на стороне Белой армии в ходе Гражданской войны, Митя был поставлен перед тяжелым выбором - эмигрировать и лишиться семьи или предать своих сослуживцев ради Марии. Митя сделал свой выбор, но семью так и не обрел - в его планы вмешался Котов.

Противопоставление двух образов - Котова (Михалков) и Мити (Меньшиков) - основа драматургии 'Утомленных солнцем'.

Первый - мускулинный военный, примерный семьянин и идейный человек, проливавший кровь за страну советов в первые годы большевистской власти. Второй - образованный, тонкий, артистичный музыкант, так и не смирившийся со своим нереализованным возможным прошлым.

И хотя Гражданская война уже давно прошла, но только не между ними. Их взаимодействие режиссер Михалков основывает не столько на сценарии, но благодаря жестам, взглядам при рукопожатии, акцентируя внимание даже на разных походках главных героев.

Оба актера - как Михалков, так и Меньшиков, прекрасно были подготовлены к своим ролям, ведь их герои - 'дети' революции. Оба имеют опыт исполнения героев сложного революционного времени. Меньшиков прекрасно сыграл морского офицера в фильме 'Моонзунд' (1987 г.). Что интересно, в 'Моонзунде' фамилия героя Меньшикова - Артеньев (в 'Утомленных солнцем' - Арсентьев). Никита Михалков, в свою очередь, имел опыт исполнения персонажей революционного периода в 'Свой среди чужих, чужой среди своих' и в 'Раба любви'.

На фоне летнего дня сталкиваются два поколения - дореволюционное в лице Мити и новое - в лице красноармейского комдива Котова. Противостояние этих двух очень разных эпох в истории России хронологически совпадает с наступлением одного из самых страшных периодов в истории СССР - сталинскими репрессиями.

Каждый из героев принимает свое участие в этой трагедии. Итог - на место 'утомленных солнцем' войны и революции приходит поколение карьеристов и попутчиков, в которых нет ни идейности и мужественности Котова, ни образованности и обаяния Мити.

Контраст - главный художественный приём Михалкова в 'Утомленных солнцем'. Летнее воскресенье оборачивается разрушением семьи. Нет, здесь нет расстрелов, тюрем и пыток - всю драму режиссер передаёт нам посредством взглядов, полунамёков, сценарных вставок и мимики. Все становится понятным только под конец...

21 августа 2020 | 02:59
  • тип рецензии:

Картина 94-го года представляет собой необыкновенно глубокий, но узкий колодец, в который режиссер постепенно опускает зрителя. На поверхности - солнечный день, настолько беззаботный, яркий, воздушный, что кажется - вот она жизнь. Неспешные чаепития, банька, хохот и веселье становятся ярче, когда в доме внезапно появляется давний друг семьи - Митя. Никто не догадывается, зачем он приехал, все привыкли жить в своем тесном безоблачном мире, и не понимают, что за яркостью и беззаботностью Мити скрывается невыносимая боль и неистовое пламя мести.

И в момент, когда герой Олега Меньшикова рассказывает сказку, Никита Сергеевич резко приспускает веревку и опускает зрителя на середину колодца, где и не темно, и не светло. Митя для меня - прямой образ дуалистичности человека, с какой бы стороны не подойти к этому персонажу. Он любит, но хочет отомстить; он лжет, но и правду говорит. А вот перед тем, как пойти на илистое дно колодца, зритель мысочком начинает прощупывать мертвую воду в тот момент, когда срываются все маски около футбольной площадки. И обнажается Митина жажда мести, желание сравнять с землей чужое счастье. А в душе Котова начинает кипеть страх и отчаяние, но он не позволяет вырваться чувствам наружу.

А само дно для меня началось, когда светлая, радостная Надя села в машину, чтобы проводить уезжающего в город отца. Котов в этот момент разрывается на части, но не дает слабину при дочери. И всё, зритель на дне. Вязком, темном, мертвом дне, в котором духовно умирает Митя, но никак не Котов и Надя. Вот Митя едет в машине, солнце ласкает его лицо, но он уже мертв, так как муки совести не отпустят его до конца дней.

Больше всего мне хочется отметить работу Олега Меньшикова, который не просто прожил роль, что является вершиной мастерства, он ее умер. А Никита Михалков смог не только блестяще сыграть роль, он сумел удержать в режиссерских руках клубок судеб, который разрывается в финале.

Мне очень понравился образ России, вложенный в шофера, метающегося по деревням на своем старом грузовике. Он не знает, куда ехать, все его посылают куда подальше, но в конце, когда он узнает, где же эта Загорянка, русская наивность и простота не помогут ему избежать горькой участи.

Дабы подытожить, скажу об уловленном мною главном смысле - что бывает, если человек Родины становится человеком Государства, и начинает решать проблемы личного характера чужими холодными 'лубянскими' руками, разрушая судьбы, и в первую очередь, тем самым, калеча самого себя.

10 из 10

01 июля 2011 | 17:35
  • тип рецензии:

Это безумно сильный фильм. Он потрясает, он бьет не в бровь, а в глаз настолько мощно, что оправиться после удара не вполне получается, даже по прошествии времени.

Странное дело, но в последствии так и не выполненное домашнее задание по литературе заставило меня его посмотреть. Про задание забыли, а вот у меня впечатлений осталось на всю жизнь. Так и хочется вернуться в тот вечер, когда впервые погружаешься в то жестокое время и узнаешь о таких непростых судьбах Митеньки, Маруси и комдива Котова, испытываешь то неописуемо яркое впечатление от премьерного просмотра. В следующие разы уже трезвее и осмысленнее подходишь к картине, обращая в первую очередь внимание на обилие тонко продуманных деталей и фишек диалогов. Какой же Михалков мастер! Он гениальный режиссер, кто бы что бы ни говорил. Да, есть за что ругать его и с весомой долей скептицизма относиться к продуктам made by Mikhalkov, но профессионализма у Никиты Сергеевича не отнять.

Отдельное спасибо актерам. Восхитительный Олег Меньшиков, прекрасно играющий сам маэстро и органично вписывающаяся девчушка Надя Михалкова (в детстве это у нее получалось на ура). Слабое звено - Дапкунайте. Ну просто как актриса не воспринимается, на мой взгляд. Остальные в кадре оттеняют судьбы главных героев, создают веселую летнюю атмосферу на фоне разворачивающихся трагических событий.

'Утомленные солнцем' - один из тех фильмов, которыми Россия по праву может гордиться. Оскары тут не причем. Фильм крайне эмоциональный, тяжелый, видно, что в него вложили душу, а не склепали очередную плохо продуманную по всем фронтам фигню, которую мы должны безмолвно хавать, ибо это же наше! Мое мнение - лучшая работа Никиты Михалкова, которая навсегда останется в сердцах российских зрителей разливающимся теплом и островком гордости за отечественный кинематограф.

P.s. Даже не получилось разобрать сценарий, операторскую работу и проч. Не нужно. И безумно жаль не наблюдать его в Топ-250.

Не иначе -

10 из 10

06 января 2011 | 08:51
  • тип рецензии:

Комдив Котов, легендарный военачальник и любимец товарища Сталина, отдыхает с семьей на загородной даче. Летнюю идиллию нарушает приезд Мити, бывшего друга жены Котова, Маруси. В далёкой юности Митя вместе с Марусей строили планы на будущее. Но Маруся вышла замуж за офицера Красной Армии и родила ему дочь. И вот теперь молодой сотрудник НКВД приехал, чтобы взять реванш...

История, случившаяся в прекрасный летний день 1936 года на затерянной в подмосковных лесах командирской даче, произрастает как из рассказов Чехова, так и из 'Голубой чашки' Гайдара, набирая, в конечном счёте, эпическое дыхание 'Унесённых ветром' (связь с которыми не очень скромно обозначена в названии). Михалков почти что злоупотребляет повторением мизансцен из своей 'Неоконченной пьесы для механического пианино': всё, от пейзажных и интерьерных композиций до застольных ритуалов, напоминает о так любимых режиссёром старорусских 'лишних людях'.

Едва ли не каждый из персонажей несёт тут на своих плечах груз героя-архетипа, и в то же время под присмотром режиссёра расцветает бесчисленным количеством индивидуальных артистических черт, которыми Михалков любит наряжать свои фильмы, аки новогоднюю ёлку. Благодаря этой, одной из самых сильных сторон своего дарования, он на какое-то время дедраматизирует трагическую тему, казалось бы, обреченную звучать надрывно, и доносит до зрителя конца столетия прерывистое дыхание полувековой давности.

Нехитрую философию советского счастья комдив Котов запросто рисует на круглых маленьких пятках дочурки, в то время как инквизиторское бремя буквально давит на исходящих потом энкэвэдэшников, которые в ожидании очередной жертвы смачно закусывают солёными огурчиками в 'заряженном воронке'. Кульминационная сцена расправы над Котовым, которого совсем не случайно играет сам режиссёр, обретает смысл не столько физического насилия над личностью, сколько попрания веры в непогрешимость самых преданных.

Михалков применяет излюбленный приём 'отражённого луча', когда показывает избиение Котова глазами случайно оказавшегося рядом шофера грузовика. Узнавший комдива водитель переживает за пару секунд полную гамму возможных эмоций - от нечаянной радости до дикого ужаса, чувствами «узаконивая» приход нового времени – великой сталинской инквизиции. Одной только этой сценой Михалков показал, что хорошо помнит свои главные выразительные средства и по-прежнему ими пользуется.

Как и в 'Урге' ему вновь удаётся раздвинуть границы реальности и «протиснуться в щель» иносказательности. Но если в предыдущей картине для этого использовался образ виртуальной реальности (там монгольский пастух покупал телевизор и через его экран смотрел на окружающую степь), то здесь метафорой инфернального зла становится шаровая молния.

Контраст между неуправляемостью этого природного явления и противоестественной обыденностью насилия, когда даже красного комдива позволительно скрутить в бараний рог и заставить завыть от отчаяния, как раз и высвобождает те сложные чувства, когда страх и бессилие, сопереживание и протест рождаются у зрителя одновременно.

02 сентября 2012 | 21:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: